Классный час
классный час

Классный час: "Мы против курения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Мы против курения51 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час: Выработка навыков преодоления группового давления

Цель: в ходе специально организованно ролевой игры продемонстрировать школьникам необходимость выработки специальных навыков, которые могли бы помочь им уберечься от нежелательных форм поведения.

        Ведущий предлагает ученикам ответить на вопрос,  почему подростки начинают курить. Перечисляются различные мнения: из любопытства, потому что это модно из подражания взрослых за компанию. Ведущий предлагает подробно обсудить этот вариант.

        Известно что даже те ребята которые хорошо знают о вреде курения и не хотят научится курить все-тики закуривают вместе со своими друзьями.

        Ведущий задает следующий вопрос: «Кому труднее всего отказать, если будет предложено закурить: взрослому компании курящих сверстников или близкому другу?» Обсуждаются все высказанные варианты. После обсуждения ведущий предлагает проиграть в классе ситуацию, при которой один ученик предлагает закурить а другой отказывается. Ведущий объясняет классу, что суть этой игры заключается в отработке очень важного психологического навыка. Он может пригодиться не только в конкретном случае, когда вас принуждают курить, но и в любой жизненной ситуации, если вам предлагают сделать то, чего вы не хотите (пойти в незнакомое место, съесть то, что вы не любите, и т.д.). Ведущий предлагает посмотреть, кто лучше всех умеет уговаривать, а кто умеет отказываться так, чтобы не поссориться.

Ведущий предлагает двум ученикам выйти к доске и разыграть сценку, в которой один человек предлагает другому закурить. Весь класс должен внимательно следить за диалогом и потом высказать суждения о том, кто был убедительнее, кто победил в споре и похоже ли это на реальную ситуацию.

Пример диалога:

  1. Давай закурим!
  2. Мне нельзя.
  1. Почему?
  2. Меня родители увидят.
  1. А мы отойдем за угол.
  2. Мне нельзя, я недавно болел, курить мне вредно.
  1. Ну, ты же не умрешь от одной сигареты.
  2. А я наши сигареты не курю.
  1. У меня иностранные.
  2. А я от спичек не прикуриваю.
  1. А у меня зажигалка.
  2. Меня родители увидят.

1- Мы пойдем в подвал.

2- В замешательстве и не знает, что ответить.

Класс считает, что победил «1»

КОММЕНТАРИЙ ВЕДУЩЕГО: По-моему, не разу не был использован очень существенный аргумент: «Я не хочу». Ведь если ваш друг, которого вы боитесь обидеть отказом, не учитывает такой аргумент, то значит, он рискует обидеть вас – ведь он не уважает ваших желаний. Далее аргументы «2» сумбурны и случайны. Когда человек обосновывает свой отказ таким образом, возникает впечатление, что он вот-вот согласится. Если вы действительно решили отказаться выберете самый весомый с вашей точки зрения аргумент и настаивайте на нем.

        Пример другого диалога. Называем участников

  1. У меня есть сигареты, давай покурим.
  2. Ой, что ты, я не могу!

1- А почему?

2- От меня будет пахнуть табаком.

1- Ну и что?

2- Родители узнают.

1- А ты к ним не подходи.                

2- Моя собака учует. Она не выносит запах табака. Я приду домой, она меня обнюхает и убежит, родители спросят, почему это собака от меня убежала? «Ты что, курил?»

1- А ты надушись.

2- Тогда родители учуют.

1-Не знает, что еще предложить.

По мнению класса, победил «2».

КОММЕНТАРИЙ ВЕДУЩЕГО: В этом случае «2» придерживалась пусть довольно фантастической и причудливой, но в полнее определенной версии. Если бы «1» продолжал настаивать на своем, он бы тем самым высказал не уважение к семейному укладу и родителям «2», поэтому диалог прекратился.

        Пример третий.

  1. На, кури.
  2. Я не буду.
  1. А что тогда сюда пришёл?
  2. Просто так.
  1. Ну, тогда иди отсюда.

КОММЕНТАРИЙ ВЕДУЩЕГО: Диалог прекратился. Считается, что эта ситуация вполне типична. При таком жёстком прессинге, когда подросток поставлен перед выбором курить или же лишиться расположения группы, возможен уклончивый ответ типа «Я уже бросил», «Что-то сейчас не хочется». Такая ситуация затруднительна и связана с высоким риском начала курения.

        Подростки должны осознать: чем ниже их статус в группе, тем жёстче давление членов группы. Можно предложить подросткам ответить на вопрос, какой человек на предложение «На, кури» может ответить «Отстать» или «Кури сам, если хочешь». Безусловно, это человек, обществом которого группа дорожит. Ребята должны понять, что грубое давление во все не признак заботы и внимания со стороны группы, а проявление неуважения личности.

        Умение отказаться от какого-либо предложения – одна из актуальных психологических проблем, с которыми сталкивается школьник. Это умение необходимо в повседневной жизни. Существует много разных способов отказа. Это может быть игра – тренинг по типу детской игры «Вам барыня прислала сто рублей. Что хотите, то купите, «да» и «нет» не говорите, черного с белым не покупайте». Сказавший во время игры «да», «нет», «черный» или «белый» считается проигравшим и становится ведущим.  

        В другой игре один из учащихся предлагает другому прогулять урок, а тот отказывается, но не говорит запретных слов. На этом игра заканчивается, а учитель делает выводы о способах отказа в реальных жизненных ситуациях:

- просто сказать «нет» без объяснения;

- отказаться и объяснить причины отказа;

- предложить сделать что-то другое в замен предлагаемого;

- отказаться и уйти;

- убежать;

- продемонстрировать вариант поведения под названием «заезжанная пластинка» (на все уговоры отвечать «нет», «не буду»);

- проигнорировать предложение;

 - постараться объединиться с кем-то, придерживающимся твоего мнения;

- постараться избегать опасных ситуаций.

        Учащимся лучше рекомендовать выбрать из предлагаемых вариантов ответов такие, которые подходят каждому из них. Для этого класс делиться на пары и в ходе упражнений – сценок и ролевых игр учащиеся апробируют разные варианты, способы отказа, учитывая особенности ситуации и свои индивидуальные возможности. В каждой паре один ученик предлагает другому закурить, второй отказывается. Потом пары меняются. При проведении таких занятий психологами их эффективность для учащихся повышается многократно. Полезно порекомендовать ученикам пронаблюдать, какие способы отказа используют их родные и знакомые. Основные варианты отказа на предложение закурить следующие:

 - нет, спасибо, я не курю,

- нет, спасибо, мне не нравиться курить,

- нет, спасибо, это не для меня,

- нет, спасибо, мне не нравиться вкус табака,

- нет, спасибо, я хочу сохранить ясную голову,

- нет, спасибо, мне нужно потом заниматься,

- нет, спасибо, мне придется потом поработать,

- нет, спасибо, мне завтра рано вставать,

- нет, спасибо, я должен еще встретиться с другом,

- нет, спасибо, я хотел бы сохранить контроль над своим поведением,

- нет, спасибо, я за рулем (на велосипеде),

- нет, спасибо, мне не нужны лишние калории,

- нет, спасибо, я сейчас тренируюсь,

- нет, спасибо, я пытаюсь сбросить вес,

- нет, спасибо, это не для меня,

- нет, спасибо, мне и так хорошо.

               

 

Пример ПЕРВОГО диалога:

1. - Давай закурим!

2. - Мне нельзя.

1. - Почему?

2. - Меня родители увидят.

1. - А мы отойдем за угол.

2.- Мне нельзя, я недавно болел, курить мне вредно.

1.- Ну, ты же не умрешь от одной сигареты.

2.- А я наши сигареты не курю.

1.- У меня иностранные.

2.- А я от спичек не прикуриваю.

1.- А у меня зажигалка.

2.- Меня родители увидят.

1.- Мы пойдем в подвал.

2.- В замешательстве и не знает, что ответить.

Класс считает, что победил «1»

Пример ВТОРОГО диалога.

1. -У меня есть сигареты, давай покурим.

2.-Ой, что ты, я не могу!

1- А почему?

2- От меня будет пахнуть табаком.

1- Ну и что?

2- Родители узнают.

1- А ты к ним не подходи.                

2- Моя собака учует. Она не выносит запах табака. Я приду домой, она меня обнюхает и убежит, родители спросят, почему это собака от меня убежала? «Ты что, курил?»

1- А ты надушись.

2- Тогда родители учуют.

1-Не знает, что еще предложить.

По мнению класса, победил «2».

Пример ТРЕТЬЕГО         диалога.

1.- На, кури.

2.- Я не буду.

1.- А что тогда сюда пришёл?

2.- Просто так.

1.- Ну, тогда иди отсюда.

Диалог прекратился.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...