Классный час «Воспитание толерантности как помощь в общении с одноклассниками»
классный час (6 класс) на тему
Классный час "Воспитание толерантности как помощь в общении с одноклассниками".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект классного часа | 27.37 КБ |
Презентация к классному часу. | 480 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект классного часа на тему:
«Воспитание толерантности
как помощь в общении с одноклассниками»
Цель:
Сформировать у подростков представление о толерантности в обществе и в отношении к одноклассникам.
Задачи:
- показать многозначность понятия «толерантность»;
- выяснить, каких качеств нам не хватает, чтобы считаться подлинно толерантными людьми;
- развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию;
- дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
- стимулировать воображение участников в поисках собственного решения проблемы, поведения;
- развитие творческих способностей.
Оборудование:
- Экран с презентацией;
- Цветные карандаши;
- Зубочистки с окрашенными кончиками (синий и красный цвета);
- Карточки для задания № 6;
- Разноцветные листочки для дерева, задание № 7;
- Классная доска;
- Карточки с определением толерантности.
Ход классного часа.
(Слайд № 1)
Учитель:
Сегодня мы будем учиться «правильно» общаться друг с другом. Слушать и слышать собеседника, быть терпимыми.
Ребята, как вы понимаете значение терпимость?
Ученики делятся с классом своими предположениями.
Терпимость – это форма поведения (способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.) Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что-то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему еще хуже ответят и начнётся ссора.
- Тема классного часа.
Учитель:
Чтобы узнать, о чем мы с вами сегодня будем беседовать вам нужно решить ребус. Разделившись на 2 две команды.
Ученики тянут жребий.
У вас на столах лежат листочки, на них написаны буквы, которым надо найти их место и тогда мы сможем прочитать название нашего занятия, но чтобы узнать, в каком порядке надо поставить буквы, надо решить примеры.
т | о | л | е | р | а | н | т | н | о | с | т | ь |
41-40 | 15-13 | 33-30 | 20-16 | 17-12 | 12-6 | 3+4 | 2+6 | 7+2 | 5+5 | 5+6 | 8+4 | 10+3 |
Ученики всего класса выполняют это задание в своих командах.
Прочитайте, какое слово получилось?
Итак, тема сегодняшнего классного часа «толерантность»
(Слайд № 2)
Проблема толерантности стала сегодня так называемой актуальной темой. Люди со всего мира начали активно путешествовать и общаться.
Как вы понимаете слово толерантность?
Ученики дают свои предположения.
Нам сегодня предстоит определить это понятие, выяснить, каких качеств нам не хватает, чтобы считаться подлинно толерантными людьми, а так же научиться общаться друг с другом корректно.
Давайте посмотрим, что понимают под словом толерантность разные культуры.
(Слайд № 3)
Обучающие по очереди читают определения.
В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;
Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Вопросы к учащимся:
- Какое из определений вам импонирует более всего?
- Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
- Почему так актуальна толерантность в настоящее время?
Ученики отвечают на заданные вопросы.
(Слайд № 4)
Учитель:
Теперь, ребята, я предлагаю вам послушать определение толерантности, данное в «Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами членами ЮНЕСКО, включая и Россию):
Одного из учеников класса прошу зачитать данную декларацию.
Толерантность означает - «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».
– Можно ли жить мирно и не ссориться?
– Как это сделать?
Дети отвечают на поставленные вопросы.
Да, нужно проявлять уважение к однокласснику, не зависимо от его национальности, вероисповедания, уважение к его ценностям и традициям.
Необходимо понять, что твой сосед, человек, отличающийся от тебя образом мысли, стилем одежды, он не обязательно тебе враг.
– Какие примеры толерантного поведения вы можете привести?
Какие нормы поведения в классе считают толерантными?
(Слайд № 5)
Один из ребят зачитывает нормы со слайда.
Ученик может выразить свое отношение к одноклассникам пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову.
- Не делай другим того, чего не хотел бы от других.
- Не делай другому того, от чего больно тебе.
- В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям, как относимся к самим себе.
- Не делай своему однокласснику того, от чего плохо тебе.
- Как ты думаешь о себе, так думай и о других.
- Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей.
- Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали одноклассники, так поступайте и вы с ними.
- Игра “Волшебная лавка”
Учитель:
Ребята, у вас появиться возможность выяснить, каких качеств вам не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.
Представьте себе, что существует лавка, в которой есть весьма необычные “вещи”: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию, непонимание, игнорирование, эгоизм. Получив карточки с различными качествами, вы должны их разделить для толерантных и интолерантных личностей.
Все ребята в классе работают в своих командах, выполняя это задание.
(Слайд № 6)
Итак, мы выяснили, что толерантность – это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга. Толерантность – это поддержка и понимание различий. У толерантности, терпимости есть своя обратная сторона.
– Какая это сторона?
Ученики: Интолерантная
– Какие её формы проявления вы знаете?
Обучающиеся приводят примеры.
Учитель:
Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов
4. Притча « Мудрецы и слон»
Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
– О чём эта сказка?
– Почему они так и не узнали, как выглядит слон?
Ученики высказывают свои предположения.
Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.
У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.
Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон?
Какой конец сказки предполагаете вы? В своих командах придумайте его.
Ребята работают над заданием, потом один их участников команды отвечает.
- Из-за чего разгораются конфликты?
Учитель:
Невозможность получить то, что хочется или необходимо; различные точки зрения на один и тот же вопрос; наличие третьей стороны. Многие конфликты возникают тогда, когда ребята преследуют свои эгоистические интересы в ущерб интересам класса.
– Приведите примеры из своей жизни, из литературы и кинофильмов, где причиной конфликта являются перечисленные вами причины.
– К каким результатам приводят конфликты?
Ученики отвечают на заданные вопросы.
(Слайд № 7)
Один из ребят зачитывает со слайда следующее:
Три результата конфликта:
1. Победа – поражение — одна сторона удовлетворена, но другая не удовлетворена.
2. Поражение – поражение — обе стороны не удовлетворены результатом.
3. Победа – победа — обе стороны приходят к согласию.
(Слайд № 8)
Один из ребят зачитывает со слайда следующее:
Правила управления конфликтом:
1.Не прерывайте. Слушайте.
2. Не делайте предположений.
3. Не переходите на личности и не оскорбляйте.
4. По-настоящему работайте над решением проблемы. Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит вас обоих.
5. Закончите на позитивной ноте.
Учитель:
Ребята, приведите мне пример недавнего конфликта в нашем классе. Как вы считаете, как нужно было решить этот спор?
Ученики приводят пример и отвечают на поставленный вопрос.
(Слайд № 9)
А теперь давайте с вами узнаем, каким планом разрешения спора нужно руководствоваться.
План разрешения споров:
1. «Пострадавший» должен сказать, что хочет спросить. Например: «Я хочу выяснить то-то и то-то, почему вы поступили так-то и не сделали того-то?»
2. Говорите о сути дела, а не вокруг да около. Обязательно отреагируйте на высказанное недоразумение, критику. Изложите свое мнение конкретно и четко.
3. Признайте свою ошибку или докажите обратное. Найдите у своего собеседника что-нибудь приятное, положительно его характеризующее.
- Работа в группах.
Учитель:
Ребята, вам предлагается 5 вариантов ситуаций в различных школьных помещениях. Попробуйте решить эти споры. Достигните нужного компромисса, используя разработанные вами правила управления конфликтом. Для того чтобы вам было легче мы разделимся на 5 команд. Вы сами можете выбрать себе компаньонов.
Группа 1 – в школьной библиотеке:
Ты одолжил учебник своему другу. Он его потерял и отказывается платить штраф за утерю.
Группа 2 – в классе:
Сосед по парте во время контрольной заглядывает к тебе в тетрадь и навлекает на тебя неприятности. В итоге учитель снижает на балл оценку тебе, а не ему.
Группа 3 – на перемене:
Твоя лучшая подруга показала мальчику из класса записку, которую вы написали о нем. Это был только ваш секрет.
Группа 4 – в школьном дворе:
Ты принес в школу плейер, полученный в подарок накануне. Друзья захотели посмотреть и послушать его. Но когда последний мальчик взял его, то случайно сломал одну из кнопок.
Группа 5 – в столовой:
Твой одноклассник вчера занял у тебя 50 рублей на обед и обещал вернуть на следующий день. Ты понадеялся на его честность и сегодня денег с собой не взял. Когда ты подходишь к нему в столовой, он говорит, что у него денег хватит только на себя.
Обучающиеся выполняют задание в группах, далее рассказывают, как они могли бы выйти из этих ситуаций, пользуясь полученными советами о толерантности на данном уроке.
7. Рефлексия “Дерево толерантности”
Учитель:
Наш классный час подходит к завершению и нам нужно подвести его итог. Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы наш класс стал пространством толерантности.
Ученики на бумаге в форме листа дерева пишут слово или фразу о толерантности, далее листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, которое нарисовано на доске.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Воспитание толерантности как помощь в общении с одноклассниками»
tolerancia испанский - способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения; tolerance французкий – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; tolerance английский – готовность быть терпимым, снисходительным; kuan rong китайский – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; tasamul ’ арабский – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; русский – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
«Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами членами ЮНЕСКО, включая и Россию) Толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».
Ученик может выразить свое отношение к одноклассникам пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову. 1. Не делай другим того, чего не хотел бы от других. 2. Не делай другому того, от чего больно тебе. 3. В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям, как относимся к самим себе. 4. Не делай своему однокласснику того, от чего плохо тебе. 5. Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей. 6. Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали одноклассники, так поступайте и вы с ними. Толерантные нормы поведения:
Три результата конфликта 1. Победа – Поражение — одна сторона удовлетворена, но другая не удовлетворена. 2. Поражение – Поражение — обе стороны не удовлетворены результатом. 3. Победа – Победа — обе стороны приходят к согласию.
1. Не прерывайте. Слушайте. 2. Не делайте предположений. 3. Не переходите на личности и не оскорбляйте. 4. По-настоящему работайте над решением проблемы. Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит вас обоих. 5. Закончите на позитивной ноте. . Правила управления конфликтом:
План разрешения споров: 1. « Пострадавший » должен сказать, что хочет спросить. Например: « Я хочу выяснить то-то и то-то, почему вы поступили так-то и не сделали того-то? » 2. Говорите о сути дела , а не вокруг да около. Изложите свое мнение конкретно и четко. 3. Признайте свою ошибку или докажите обратное . Найдите у другого что-нибудь приятное, положительно его характеризующее.
Правила толерантного общения. Уважай собеседника. Старайся понять то, о чем говорят другие. Отстаивай свое мнение тактично. Ищи лучшие аргументы. Будь справедливым, готовым принять правоту, другого. Стремись учитывать интересы других.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание у учащихся культуры общения на уроках литературы.
В статье поднимается вопрос о том, что очень часто человек не обладает коммуникативными навыками, попросту говоря, не умеет общаться с людьми. Что мы, педагоги можем сделать для этого? Мы располагаем ...
Программа развивающих занятий с учащимися, имеющими трудности в общении с одноклассниками. (для учащихся 6 классов)
В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения...
Классный час "Воспитание у школьников культуры межнационального общения"
Материал содержит анкету и рекомендации по проведению классного часа...
статья "Воспитание у подростков культуры общения"
Материалы о работе учителя на уроках литературы по привитию учащимся культуры общения в социуме, о методах и приемах вооружения учащихся правилами вести диалог в разных речевых ситуациях....
Возможности литературы в воспитании у подростков культуры общения.
Тревогу вызывает эгоистичность детей, замкнутость, неумение общаться с окружающими, находить друзей, самим быть верными товарищами, эмоциональная глухота, равнодушие даже к самым близким. С годами эти...
Методическая разработка классного часа на тему: "Семейная культура общения – зеркало общения ребенка со сверстниками и взрослыми"
Роль семьи в современной жизни....