Воспитательная система класса
методическая разработка на тему
В помощь классному руководителю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа воспитательной работы " Формирование культуры личности" | 164.68 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Пильнинская средняя школа №2 им. А.С. Пушкина
Воспитательная система
9 «А» класса
Классный руководитель: Трофимова Татьяна Борисовна
Содержание
Введение
- Программа воспитательной работы
- Пояснительная записка
- Цель воспитательной программы
- Задачи воспитательной программы
1.4. Прогнозирование результатов воспитательной работы
1.5. Направления и содержание системообразующей деятельности
1.5.1.Содержание системообразующей деятельности
1.5.2.Направления системообразующей деятельности
- Характеристика класса
- Анализ воспитательной работы за 2015-2016 уч. год
- План мероприятий по предупреждению детского травматизма
- План мероприятий по ранней профилактике правонарушений и социально опасных заболеваний.
- Календарно-тематическое планирование воспитательной работы на 2016-2017 уч.год
- Изучение личности учащихся
- Работа с родителями.
- Учащиеся группы риска
- Приложение
- Социальный паспорт
- Организация ученического самоуправления
- Банк данных об обучающихся
- Достижения обучающихся
- Занятость детей в кружках и секциях школы и поселка.
- Результаты психолого-педагогической диагностики.
- Диагностика уровня воспитанности
- Диагностика по выявлению коммуникативных склонностей
- Анкета «Зеркало»
.
Введение
Личность — единственная реальность,
которую мы познаем и которую
одновременно возделываем изнутри.
Эмманюэль Мунье
Во всех сферах жизни сейчас происходят серьезные социальные изменения, которые являются основой предъявления новых требований к молодежи. Развивающемуся обществу нужны молодые люди, быстро адаптирующиеся к изменяющимся условиям, способные принимать решения, обладающие чувством ответственности, реально ощущающие свою значимость, умеющие самоопределяться и самореализовываться.
Современное российское образование понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных и семейных ценностей. Именно сейчас школа и должна стать важнейшим фактором формирования у учащихся новых жизненных установок личности, которые помогут не только добиться в жизни успеха, но и эффективно противостоять негативному влиянию улицы, СМИ и другим асоциальным явлениям современной жизни.
И самая большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты и познания. Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка стоит во главе воспитания. А это и есть основная задача классного руководителя.
Воспитывая личность, мы должны руководствоваться двумя положениями:
- Личность рассматривается, прежде всего, в аспекте ее гражданственности, соответственно, программы воспитания и социализации должны обеспечивать духовно-нравственное развитие гражданина России;
- Основным инструментом педагогической поддержки духовно-нравственного развития личности гражданина является общеобразовательная школа, выстраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания: семьей, институтами гражданского общества, общественными организациями.
- ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
"Формирование культуры личности"
1.1. Пояснительная записка
Программа «Формирование культуры личности школьника» предназначена для воспитательной работы в 5-9 классах. Программа помогает классным руководителям профессионально и грамотно организовать внеурочную работу учащихся. Материал программы направлен на то, чтобы школьники могли самостоятельно пребывать в макро- и микросоциуме, взаимодействовать с окружающими людьми.
Занятия, разработанные в соответствии с данной программой, предполагают привлечение родителей к совместной работе с детьми, что, несомненно, сплачивает семьи, помогает в решении вечной проблемы «отцов и детей». Программа помогает ученику сформировать новое отношение к себе, своему характеру, способностям.
Классный руководитель создает коллектив с благоприятной нравственной и эмоционально-психологической средой, способствующей разностороннему развитию учащихся, формированию у них потребности в самообразовании и самовоспитании, становлению и проявлению индивидуальности каждого ребенка.
- Цель воспитательной программы:
создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей, моральных, этических и других социальных норм; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
Для классного руководителя:
- управление процессом развития личности;
- взаимодействие всех участников воспитательного процесса.
Для учащихся:
- формирование коммуникативных навыков;
- самореализация;
- формирования «Я-Концепции».
Для родителей:
- обучение социальным навыкам;
- адаптация к социуму.
Для школы:
- включенность класса в воспитательную систему школы в качестве ее компонента.
- Задачи воспитательной программы:
- Развитие социальных умений и навыков функционирования коллектива в обществе (взаимодействие с педагогическим коллективом, классом, родителями и т.д.);
- Совершенствование условий для развития потребностей в самопознание, саморазвитии и самоопределении на основе нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров;
- Создание условий для сохранений и укрепления здоровья воспитанников. Пропаганда здорового образа жизни;
- Формирование морально- этических жизненных принципов у учащихся, патриотическое воспитание, эстетическое развитие;
- Приобретение учащимися навыков ориентирования в мировом информационном пространстве (поиск информации on-line и off-line, работа с удаленными базами данных и знакомство с законами об авторском праве и интеллектуальной собственности).
Срок реализации - 5 лет
Программа осуществляется:
- через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
- через методическое обеспечение (семинары, курсы, конференции, консультации, педсоветы, мастер-классы);
- через систему дополнительного образования;
- через систему коллективных творческих дел и традиционных дел школы;
- в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
- в ходе взаимодействия со школьными службами (социальный педагог, педагог-психолог, библиотекарь, школьный музей);
- через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждениями (библиотеки школы и поселка, театры, спортивные секции школы и поселка и т.д.)
Применяемые технологии:
- научно-исследовательская;
- технология проектов;
- личностно-ориентированный подход;
- ИКТ;
- портфолио.
Формы работы:
- классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации;
- тренинги, занятия;
- конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, представления, выступления, балы, фестивали;
- дебаты, дискуссии, круглые столы, конференции;
- встречи с интересными людьми;
- проведение совместных с родителями коллективных творческих дел.
1.4. Прогнозирование результатов воспитательной работы
- повышение уровня воспитанности учащихся;
- достижение определенных успехов в деле сплочения коллектива;
- приобретение навыков уважительного отношения к людям;
- увеличение уровня познавательной активности;
- возрастание уровня самостоятельности.
Модель выпускника:
- Личность способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, поводить исследования, владеющая средствами и способами исследовательского труда;
- Личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей;
- Личность, способная к саморазвитию и самоизменению;
- Личность, обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;
- Личность, руководствующая в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения.
1.5.Направления и содержание системообразующейдеятельности
1.5.1. Содержание системообразующей деятельности
Системообразующая деятельность - формирование духовно-нравственной культуры личности.
Составляющие компоненты:
1. Индивидно - групповой компонент
2. Ценностно- ориентационный компонент
3. Функционально - деятельностный компонент
4. Пространственно - временной компонент
5.Диагностико-аналитический компонент
- Индивидно - групповой компонент:
В управлении и развитии воспитательной системы класса участвуют:
- классный руководитель: Трофимова Т.Б;
- учащиеся класса: (21ребенок: 12 мальчиков и 9девочек)
- родители учащихся
- педагоги и взрослые, которые участвуют в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива: Добродеев А.Ю.- психолог, Староверова Н.А.- соц.педагог, Фатеева Т.В-библиотекарь, Губанова Н.Г-медсестра.
- Ценностно- ориентационный компонент:
Цели и задачи воспитания:
- воспитание гражданско–патриотических чувств;
- организация интеллектуально – познавательной деятельности;
- формирование эмоционально – положительного отношения к учёбе и повышение рейтинга знаний;
- стабилизация показателей уровня воспитанности учащихся;
- активизация деятельности органов ученического самоуправления через развитие у учащихся умения самостоятельно планировать, анализировать и оценивать результаты своей деятельности.
Перспективы жизнедеятельности классного сообщества представляют собой совокупность идеальной, результативной и процессуальной целей воспитательной работы в данном классе.
Идеальная цель воспитательной работы в классе совпадает со стратегической целью школы: «Развивать творческую активность личности посредством создания условий для её саморазвития, самоутверждения и самореализации».
Результативная цель воспитательного и образовательного процесса в данном классе – «Успешное завершение второй ступени образования и получение основного общего образования».
Процессуальная цель – использование воспитательных возможностей для формирования ключевых компетентностей: коммуникативной, социальной, нравственной, информационной.
Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса:
1. Познай себя - это интересно!
2. Сотвори себя – это необходимо!
3. Утверди себя – это возможно!
4. Прояви себя – это реально!
3. Функционально - деятельностный компонент:
- Проект «В мире профессий»
- Акция «Подари игрушку детям»
- Кл. час «Моя будущая профессия»
- Акция «Открытка ветерану»
- Кл. час «Чтобы помнили»
- Экскурсия в Н. Новгород
4. Пространственно- временной компонент:
Каждая воспитательная система имеет свою среду, своё жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов классного сообщества, развиваются деловые и личностные отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации.
Эмоционально – психологическая среда обеспечивается отношениями между одноклассниками, которые можно оценить как спокойные, доброжелательные, строящиеся на взаимоуважении и доверии (не зря многие ребята дорожат учёбой именно в этом классе). Класс с высоким уровнем комфортности в школьной жизни, что указывает на уравновешенные отношения.
Духовно – нравственная среда обеспечивается взаимоотношениями в семье. В этом плане класс оценивается как социально – благополучный, т.к. в классе нет детей из кризисных, неблагополучных семей. Каждая семья обеспечивает положительную направленность нравственного воспитания своего ребёнка.
Предметно – материальная среда. Главные события классной жизни происходят в 215 кабинете. Здесь проходят различные мероприятия, которые существенно влияют на становление личности ребёнка и формировании детского коллектива. Отсюда очевидна важность заботы классного руководителя, учащихся класса об уютной, комфортной обстановке в «родном» кабинете. Озеленение, чистота и порядок, оформление классного уголка – всё это делается и поддерживается на высоком уровне всеми членами классного сообщества.
Связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых. Воспитательная система класса не должна быть закрытой. Учащиеся классного коллектива принимают активное участие в совместных делах с представителями других классов. В параллели с 9 «Б» и 9 «В» классом проходят совместные спортивные игры и мероприятия. Эти взаимоотношения строятся на основе здорового духа соперничества, а также способствуют формированию межличностных отношений с ребятами других классов.
Этапы реализации проекта:
- Проектирование (5-6 класс)
- Становление (6-7 класс)
- Стабильное функционирование (8-9 класс)
5 . Диагностико -аналитический
В прошлом учебном году учащиеся класса приняли активное участие во многих мероприятиях:
- Фотоконкурс «Великая Победа»
- Конкурс рисунков «Я рисую мир»
- Конкурс рисунков «Святые заступники Руси»
- Фотоконкурс «Дети. Творчество. Родина.»
- Фотоконкурс «Окно в мир»
- Конкурс рисунков «У природы нет плохой погоды»
- Конкурс сочинений «Профессия моей мечты»
- Конкурс поделок «Пасхальный натюрморт»
- Конкурс «Светлячок»
- Фотоконкурс «Мосты дружбы»
- Конкурс « Живая классика»
- Фотоконкурс « Профессии моих родителей»
- Акции «Подари улыбку миру»
- Экскурсия в Н.Новгород
1.5.2. Направления системообразующей деятельности
БЛОК «Я – ЧЕЛОВЕК»
- Духовно – нравственное
Формирование у обучающихся:
- ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики : добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.;
- представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;
- набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразий и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;
- комплексного мировоззрения, опирающеюся на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;
-уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.
- Воспитание семейных ценностей
Формирование у обучающихся:
- ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;
- знаний в сфере этики и психологии семейных отношений.
- Здоровьесберегающее
Формирование у обучающихся:
- культуры здорового образа жизни, ценностных представлении о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;
- навыков сохранения собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время;
- представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни
Ключевые дела:
- Соревнования по волейболу между 9-ми классами
- Классный час « Как сформировать навык здорового образа жизни»
- Классный час «Моя будущая профессия»
БЛОК «Я -ГРАЖДАНИН»
- Гражданско – патриотическое
- воспитание уважения к нравам, свободам и обязанностям человека;
- формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;
- усвоение ценности и содержание таких понятий как «служение Отечеству», «правовая система и правовое государство»,' «гражданское общество», об этических категориях «свобода и ответственность», о мировоззренческих понятиях «честь», «совесть», «долг», «справедливость», «доверие» и др.;
- развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;
- развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии.
- Правовое воспитание и культура безопасности
Формирование у обучающихся:
- правовой культуры, представлении об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры;
- представлений об информационной безопасности, о девиантном и делинкветном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодежных субкультур;
- развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту на отдыхе.
- Формирование коммуникативной культуры
Формирование у обучающихся:
- дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию:
- ответственного отношения к слову как к поступку;
- знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения;
- ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире
- Социокультурное и медиакультурное
Формирование у обучающихся:
- представление о таких понятиях как «толерантность», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм» (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве);
- опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве
Ключевые дела:
- Цикл бесед «Безопасность и защита человека в опасных ситуациях»
- Семинар «День правовых знаний»
- Беседа «Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?»
БЛОК «Я - ПОЗНАЮ И СОЗДАЮ»
- Интеллектуальное
Формирование у обучающихся:
- представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности (например, в рамках деятельности детских и юношеских научных сообществ, центров и кружков, специализирующихся в сфере интеллектуального развития детей и подростков, в процессе работы с одаренными детьми, в ходе проведения предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов и игр, научных форумов и т.д.);
- представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства (например, проведение специальных занятий по информационной безопасности обучающихся, по развитию навыков работы с научной информацией, по стимулированию научно-исследовательской деятельности учащихся и т.д.);
- отношения к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни.
- Культуротворческое и эстетическое
Формирование у обучающихся:
- навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;
- представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;
- условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;
- представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических представлений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры;
- основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей;
-дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.
- Экологическое
Формирование у обучающихся:
- ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;
- ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях;
- экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде;
- условий для развития опыта многомерного взаимодействия учащихся общеобразовательных учреждений в процессах, направленных на сохранение окружающей среды.
- Профориентационное воспитание положительного отношения к труду и творчеству.
Формирование у обучающихся:
- представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества дли личности, общества и государства;
- условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека;
- компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности;
- лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умение работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности;
- дополнительных условий для психологической и практической готовности обучающегося к труду и осознанному выбору профессии, профессиональное образование, адекватное потребностям рынкам трудa, механизмы трудоустройства и адаптации молодого специалиста в профессиональной среде
- Развитие самоуправления
Формирование у обучающихся:
- представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества дли личности, общества и государства;
- условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека;
- компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности;
- лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умение работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности;
- дополнительных условий для психологической и практической готовности обучающегося к труду и осознанному выбору профессии, профессиональное образование, адекватное потребностям рынкам трудa, механизмы трудоустройства и адаптации молодого специалиста в профессиональной среде
Ключевые дела:
- Классный час «В мире профессий
- Классный час « Всемирный день "Спасибо"»
- Классный час «Природа не прощает ошибок»
2. ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА
В 9 «А» классе обучаются 21 учащийся, в основном это дети 14-15 лет. Из них 9 девочек и 12 мальчиков. На основе исследования социума класса выявлено:
Тип семьи Образование родителей
Социальное положение
Класс в целом работоспособный. За время обучения дети проявили себя как добросовестные, отзывчивые, доброжелательные ученики. Ребята старательные, способные к учению, с удовольствием учатся, стараются выполнять все учебные задания, на уроках работают активно, внимательно слушают объяснение учителя. В учебной деятельности соблюдают все правила коллективного труда. На «4» и «5» восьмой класс закончили 8 человек : Бородина А, Боряев К, Бандакова С, Данилова А, Болтаевская А, Харитонова Д., Фадеев В, Козлова И. Один отличник - Сидягин К.
В классе среди детей были выявлены лидеры: Данилова А, Зиновьев С, Сиянова П. Они всегда активно проявляют инициативу, умеют увлечь за собой, оказывая положительное влияние на одноклассников. Большую роль в решении учебных и общественных проблем играет актив класса. В результате чего большинство ребят активно участвуют в общественной жизни класса и школы.
Внутри класса складываются тёплые и дружеские отношения. Дети дисциплинированы, соблюдают школьный режим, в большинстве случаев правдивы по отношению друг к другу и к учителям, на критику реагируют правильно, прислушиваются к добрым советам. Не остаются в стороне у нас и родители. Они принимают участие в изготовлении костюмов, декораций, постановке номеров к праздникам. Оказывают помощь в оформлении и ремонте кабинета. Родители оказывают помощь и в учебно-воспитательной деятельности. Контроль родителей за успеваемостью и учебной дисциплиной осуществляется через регулярные классные родительские собрания, индивидуальные беседы и дневники. Некоторые дети кроме занятий в школе с удовольствием посещают кружки и секции.
Дети правдивы по отношению к учителям и товарищам, на критику реагируют правильно, прислушиваются к добрым советам.
3.АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЗА 2015-2016 год
Программа, по которой я работала в прошлом учебном году «Формирование культуры личности школьника» предназначена для воспитательной работы в 5-9 классах. В воспитании обучающихся в текущем учебном году ставила перед собой цель: максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости и раскрытие в нём потенциальных способностей.
Задачи:
- Сплотить коллектив через развитие индивидуальных особенностей учащихся;
- Воспитывать ответственность, культуру поведения и общения;
- Создать благоприятную микросреду и психологический климат в классе ;
- Организовать групповую, коллективную и индивидуальную деятельность школьников для вовлечения их в общественно – ценностные отношения.
Работа классного руководителя была направлена на создание коллектива с благоприятной нравственной и эмоционально-психологической средой, способствующей разностороннему развитию учащихся, формированию у них потребности в самообразовании и самовоспитании, становлению и проявлению индивидуальности каждого ребенка. Проведенные мероприятия направлены на то, чтобы школьники могли самостоятельно пребывать в макро - и микросоциуме, взаимодействовать с окружающими людьми. Привлечение родителей к совместной работе с детьми, что, несомненно, сплачивает семьи, помогает в решении вечной проблемы «отцов и детей». Программа помогает ученику сформировать новое отношение к себе, своему характеру, способностям.
Анализ проведенной работы показывает, что класс работоспособный (принимает активное участие в субботниках, уборке школьной территории, классного кабинета), интересуется общественными делами и с удовольствием их выполняют (оформление классного уголка, участие в конкурсах, рисуют стенгазеты, участвуют в значимых мероприятиях и др.).
Результатом из наблюдений и проведенной в начале учебного года диагностики явилось следующее:
- класс разбит на микрогруппы;
- дети по воспитанности и образованности разные;
- детский коллектив не достаточно сплоченный, возникали межличностные конфликты.
Наиболее распространённую форму организации воспитательной работы в 8 классе использовала классный час, который проходил один раз в две неделе по разной тематике (по нравственному воспитанию, здоровому образу жизни, о трудолюбии, бережливости, справедливости, товариществе, доброте, скромности и др.). Проведение классных часов заранее предусматривается в плане воспитательной работы. При проведении часов общения преобладала форма свободного общения учащихся с классным руководителем.
Я старалась проводить тематические беседы с учащимися и родительские собрания, для того, чтобы как можно лучше ребёнок себя чувствовал в коллективе класса , не был изгоем, не был лишним, чтобы каждый был услышан, понят, принят таким, какой он есть. Для сплочения детского коллектива организовывала совместные классные мероприятия с чаепитием: «8 Марта», « День защитника Отечества», организовывала поездку на экскурсию в г.Н.Новгород, где происходило сближение детей и они узнавали друг друга с положительной стороны.
В классе действуют органы самоуправления, ребята всего класса имеют различные обязанности, они со всей ответственностью относятся к своей "должности", однако руководят они преимущественно по инструкции ещё классного руководителя . Яркие лидеры в классе - Болтаевская Анна, Бородина Анастасия, Овчинников Кирилл, Харитонова Дарья, они могут положительно и отрицательно повлиять на жизнедеятельность класса. Совершенно равно душных к делам класса и школы нет. Каждый ученик пытается по мере своих возможностей оказать помощь товарищу. Это свидетельствует о том, что необходимо продолжать развивать в детях такие качества, как чуткость, милосердие, дружелюбие.В следующем учебном году планирую продолжить реализовать выбранные задачи, так как проведенная диагностика уровня воспитанности говорит о необходимости продолжить работу в выбранном направлении.
Анализ участия учащихся класса в жизни школы.
Мероприятие | Участники |
Всемирный день птиц | Боряев К, Данилова А, Сидягин К |
Фотоконкурс «Живая природа» | Бородина А, Боряев К, Бандакова С, Овчинников К, Зиновьев С, Данилова А |
Конкурс рисунков «Полиция глазами детей» | Боряев К, Данилова А, Сидягин К |
День матери | Данилова А, Бородина А, Власова А, Желнов А ,Боряев К,Фадеев В |
Конкурс рисунков « День матери» | Боряев К, Фадеев В, Ионова В, Бандакова С |
Конкурс рисунков «Святые заступники Руси» | Боряев К, Ионова В |
Фотоконкурс «Дети. Творчество. Родина.» | Весь класс |
Фотоконкурс «Окно в мир» | Весь класс |
Стенгазета к Новому году | Овчинников К, Болтаевская А, Бородина А Харитонова Д, Ионова В, |
Новогодняя елка | Весь класс |
Зимние забавы | Весь класс |
Конкурс рисунков «Зимний пейзаж» | Боряев К, Ионова В |
Конкурс рисунков «День птиц» | Боряев К, Зиновьев С |
Конкурс рисунков «23 февраля» | Зиновьев С |
Конкурс рисунков «Город в котором я живу» | Боряев К |
Спортивное мероприятие « ГТО» | Весь класс |
Президентские игры | Овчинников К, Харитонова Д, Ионова В, Данилова А, Бородина А, Власова А, Шепелев ,Разуваев Д, Глотов Р |
Конкурс «Светлячок» | Данилова А, Сидягин К, Козлова И, Фадеев В |
Конкурс « Живая классика» | Сидягин К |
Фотоконкурс « Профессии моих родителей» | Зиновьев С, Глотов Р, Сидягин К |
Акции «Подари улыбку миру» | Весь класс |
Открытый классный час, посвященный 70-летию Победы | Весь класс |
Вахта памяти | Весь класс |
Посадка деревьев | Весь класс |
День здоровья | Весь класс |
4 .ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА
Месяц | Название мероприятия |
Сентябрь | Беседа «Безопасная дорога» Акция «Письмо водителю» |
Октябрь | Беседа «Правила безопасного поведения во время осенних каникул» |
Ноябрь | Цикл бесед « Безопасность и защита человека в опасных ситуациях» |
Декабрь | Беседа «Правила безопасного поведения во время зимних каникул» |
Январь | Цикл бесед « Безопасность и защита человека в опасных ситуациях» |
Февраль | Цикл бесед « Безопасность и защита человека в опасных ситуациях» |
Март | Беседа «Правила безопасного поведения во время осенних каникул» |
Апрель | Цикл бесед « Безопасность и защита человека в опасных ситуациях» |
Май | Беседа «Правила безопасного поведения во время летних каникул» |
5.ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАННЕЙ ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И СОЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Месяц | Название мероприятия | |||
Сентябрь |
Беседа « Пребывание несовершеннолетних на улице в вечернее время» | |||
Октябрь | Экскурсия в музей МВД | |||
Ноябрь | Беседа «Защитим себя от туберкулеза» | |||
Декабрь | Беседа « СПИД –это…» | |||
Январь | Семинар « День правовых знаний» | |||
Февраль | Классный час « Как сформировать навык здорового образа жизни» | |||
Март | Беседа «Социальные нормы и асоциальное поведение (преступность, наркомания, алкоголизм)» | |||
Апрель | Беседа « Твое свободное время - твое здоровье» | |||
Май | Беседа «Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?» |
6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХМЕРОПРИЯТИЙ на 2016 -2017 учебный год
Направления работы | Сентябрь «Здравствуй, школа!» | Октябрь «Спорт, спорт» | Ноябрь «Я-гражданин России» | Декабрь «Край, в котором мы живем» | Январь | Февраль | Март «Красота спасет мир» | Апрель «Наше здоровье в наших руках» | Май «Вот и стали мы на год взрослее» | |
«Мы – патриоты России» | ||||||||||
БЛОК «Я -ЧЕЛОВЕК» Духовно – нравственное. Воспитание семейных ценностей. Здоровьесберегающее. | Единый классный час «Моя будущая профессия»
Осенний кросс | Всемирный день ходьбы. Классный час «Решение конфликтов без насилия» | Классный час «Каждый ребенок имеет право» Беседа «Защитим себя от туберкулеза» | Беседа «СПИД-это…» | Поход на каток | Беседа «Как сформировать навык здорового образа жизни» | Беседа «Твое здоровье в твоих руках» | |||
БЛОК «Я- ГРАЖДАНИН» Гражданско – патриотическое. Правовое воспитание и культура безопасности. Формирование коммуникативной культуры. Социокультурное и медиакультурное | Беседа «Безопасная дорога» Классный час «Готов к труду и обороне» | Беседа « Правила поведения в осенние каникулы» | Классный час «День народного единства» Беседа: «Безопасность и защита человека в опасных ситуациях» | Беседа « Правила поведения в зимние каникулы» Классный час «С любовью к России» Классный час « Дню Конституции» | Беседа: «Безопасность и защита человека в опасных ситуация Семинар «День правовых знаний» Беседа «Социальные нормы и асоциальное поведение» | Классный час «Защищать Родину – это почётный долг» Классный час «Знать и соблюдать законы» | Беседа « Правила поведения в весенние каникулы» Классный час « День воссоединения Крыма с Россией» | Беседа: «Безопасность и защита человека в опасных ситуациях» | Проект: «Чтобы помнили» Беседа «Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?» Классный час, посвященный Дню Победы советского народа в ВОВ | |
БЛОК «Я- ПОЗНАЮ И СОЗДАЮ» Интеллектуальное. Культуротворческое и эстетическое. Экологическое. Профориентационное – воспитание положительного отношения к труду и творчеству. Развитие самоуправления. | Классный час «Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет» Классный час «Обсуждение работы актива класса в 2015-2016 уч. году. Выбор нового актива» | Осенний бал. Благоустройство территории школы. Подготовка ко Дню учителя. | Проект: «В мире профессий» Подготовка к Новому году | Классный час Всемирный день "Спасибо" | Классный час «Красота спасет мир» | Классный час «Природа не прощает ошибок» | Экскурсия в Н.Новгород | |||
Классные традиции | День рождения класса | Классный вечер, посвященный 23 февраля | Классный вечер, посвященный 8 марта | Поход |
7. ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Параметры | Методики и методы изучения | Цель работы | Сроки | Ответственный | |||
Адаптированность учащихся к образовательному процессу | Наблюдение, анкетирование | Выявление дезадаптированных учащихся | 1-2-я неделя сентября | Кл. руководитель, психолог | |||
Адаптация прибывших учащихся | Наблюдение, анкетирование | Выявление дезадаптированных учащихся | в течение года | Кл. руководитель, психолог | |||
Статус ученика в классе | Социометрия | Выявление лидеров и отверженных | 2 раза в год – ноябрь, март | Кл. руководитель | |||
Уровень сплочённости классного коллектива | Методика «Какой у нас коллектив». Лутошкин А.Н | Определение уровня сплоченности | март | Уч. Самоуправление | |||
Уровень развития ученического самоуправления | Методика определения уровня развития самоуправления. Рожков М.И | Определение уровня развития ученического самоуправления | март | Кл. руководитель Педагог-организатор | |||
Уровень воспитанности | Наблюдение, анкетирование | Определение уровня воспитанности учащихся | Май | Кл. руководитель | |||
Уровень развития коллектива | Рейтинг участия самоуправления в делах класса и школы | Выявление уровня развития коллектива | апрель | Кл. руководитель | |||
Удовлетворенность родителей качеством образования | Анкетирование | Оценка качества образования | апрель | Кл. руководитель |
8. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Задачи:
- Постоянное информирование родителей о результатах учебной деятельности ребёнка;
- Обучение родителей тому, как помочь ребёнку в учёбе;
- Привлечение родителей к работе по развитию познавательных интересов.
Формы работы:
- Анкетирование;
- Беседы;
- Индивидуальные и групповые консультации;
- Родительские собрания ;
- Посещение семьи проведение совместных часов общения классного руководителя, родителей и детей;
Председатель родительского комитета - Бородина Ольга Викторовна
Состав родительского комитета: Козлова Галина Викторовна, Рыбакова Елена Алексеевна
План работы родительского комитета:
Месяц | Вопросы, решаемые на родительском комитете |
Сентябрь | Организация питания Выборы представителя в общешкольный родительский комитет |
Октябрь | Анализ отношения семей учащихся к ведению школьного дневника Посещение уроков |
Ноябрь | Помощь в проведении классных мероприятий
|
Декабрь | Подготовка к Новому году Организация мероприятия на зимних каникулах |
Январь | Наболевшие проблемы |
Февраль | Проблема посещаемости, успеваемости Помощь в подготовке праздника, посвящённого Дню защитника Отечества |
Март | Помощь в подготовке праздника , посвященного 8 марта |
Апрель | Посещение уроков в классе |
Май | Отчёт о проделанной работе Подготовка к выпускному вечеру |
Родительские собрания | ||||
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | |
Тематика | Решение конфликтов без насилия | « Склонности и интересы подростка в выборе профессии» | «Правила безопасности и этикета в Интернете для подростка» | «Как подготовить себя и ребенка к выпускным экзаменам». |
Ответственный | Кл. руководитель Соц. педагог | Кл. руководитель | Кл. руководитель, | Кл. руководитель Психолог |
9. УЧАЩИЕСЯ ГРУППЫ РИСКА
№№ | Ф.И. | Проблема |
11 | Желнов Андрей | Опекаемый ребенок |
Работа с детьми группы риска:
№ | Воспитательная работа | Сроки проведения |
1. | Проверка посещаемости | Ежедневно |
2. | Проверка успеваемости | Раз в две недели |
3. | Беседа с психологом и социальным педагогом | По мере необходимости |
4. | Посещение семьи | Раз в четверть, по мере необходимости |
5. | Индивидуальные беседы | Ежедневно |
10. ПРИЛОЖЕНИЕ
10.1. Социальный паспорт класса
Типологический паспорт семей на 2016-2017 уч.г
№ | Тип семей | Кол-во семей | Ф.И. ребенка |
1 | Малообеспеченные | 6 | Балясов Н Бородина А Боряев К Данилова А Шепелев В Сиянова П |
2 | Многодетные (трое и более детей не достигшие 18 лет) | 3 | Балясов Н Сиянова П Данилова А |
3 | Семьи одиноких матерей | ||
4 | Неполные семьи | 3 | Бородина А Власова Е Ионова В |
5 | Семьи, потерявшие кормильцев | 1 | Балясов Н |
6 | Семьи ликвидаторов аварии на ЧАЭС | ||
7 | Семьи воинов, погибших при исполнении служебного долга | ||
8 | Семьи беженцев и переселенцев (имеющие статус) | ||
9 | Семьи, в которых один родитель инвалид (ф,и,о) | ||
10 | Семьи, в которых оба родителя инвалиды (ф,и,о) | ||
11 | Неблагополучные семьи(ф.и.о. родителей) | ||
12 | Опекаемые дети (ф.и. ребенка) | 1 | Желнов А |
13 | Дети –инвалиды(ф.и.ребенка) |
Социальный паспорт семей на 2016-2017 уч. год
| Кол-во | % | |
1.1 | Рабочие | 17 | 42,5 |
1.2 | Служащие | 20 | 52,5 |
1.3 | Предприниматели | 1 | 2,5 |
1.4 | Пенсионеры | - | - |
1.5 | Домохозяйки | 2 | 5 |
1.6 | Безработные | - | - |
| |||
2.1 | Высшее образование | 12 | 30 |
2.2 | Незаконченное высшее | - | - |
2.3 | Среднее специальное | 24 | 60 |
2.4 | Среднее-полное | 4 | 10 |
2.5 | Основное | - | - |
2.6 | Начальное | - | - |
10.2. Список класса и организация ученического самоуправление в класс
№№ | Фамилия Имя | Обязанность |
11 | Балясов Никита | Досуговое звено |
22 | Бандакова Светлана | Учебное звено |
33 | Болтаевская Анна | Досуговое звено, актив школы |
44 | Бородина Анастасия | Отв. за питание, актив школы |
55 | Боряев Кирилл | Учебное звено |
66 | Власова Елизавета | Досуговое звено |
77 | Глотов Роман | Спортивное звено |
88 | Данилова Анастасия | Староста, актив школы |
99 | Желнов Андрей | Досуговое звено |
110 | Зиновьев Сергей | Досуговое звено актив школы |
111 | Козлова Ирина | Оформительское звено |
112 | Лукьянов Вадим | Трудовое звено |
113 | Овчинников Кирилл | Спортивное звено |
114 | Разуваев Данила | Трудовое звено |
115 | Рыбаков Максим | Досуговое звено |
116 | Сиянова Полина | Зам. Старосты |
117 | Сидягин Константин | Учебное звено |
118 | Фадеев Владимир | Ст. дежурный |
219 | Харитонова Дарья | Спортивное звено, актив школы |
220 | Шепелев Владислав | Спортивное звено, актив школы |
10.3. Банк данных об учащихся
№ | Фамилия имя | Дата рождения | Адрес |
1 | Балясов Никита | 05.02.02 | Ул. Ленина,29 |
2 | Бандакова Светлана | 06.03.02 | Ул. 1 Набережная,8 |
3 | Болтаевская Анна | 19.05.01 | Ул. Новая,33 |
4 | Бородина Анастасия | 16.06.01 | Ул. Революции,28-21 |
5 | Боряев Кирилл | 31.12.01 | Ул. 40 лет Победы,15а-21 |
6 | Власова Елизавета | 10.10.01 | Ул.Революции 26-4 |
7 | Глотов Роман | 23.07.01 | Ул. Революции 40 |
8 | Желнов Андрей | 08.02.01 | Ул. Революции12-8 |
9 | Зиновьев Сергей | 06.08.01 | Ул. К. Маркса,25-2 |
10 | Козлова Ирина | 27.04.01 | Ул.Новая,16 |
11 | Лукьянов Вадим | 17.06.01 | Ул.Юбилейная, 22-21 |
12 | Данилова Анастасия | 21.07.01 | Ул. Молодежная 21 |
13 | Овчинников Кирилл | 26.09.01 | Ул. К. Маркса,29-1 |
14 | Разуваев Данила | 25.12.01 | Ул. Революции11-4 |
15 | Рыбаков Максим | 06.11.01 | Ул. Урицкого 1-10 |
16 | Сидягин Константин | 04.12.01 | Пл.Советская,5-1 |
17 | Сиянова Полина | 25.02.01 | Ул.Вокзальная 8-3 |
18 | Фадеев Владимир | 12.08.01 | Ул. К. Маркса,1-2 |
19 | Харитонова Дарья | 13.07.01 | Ул. К. Маркса,2 |
20 | Шепелев Владислав | 25.12.01 | Ул,.Свободы,23 |
10.4. Достижения учащихся класса в 2016-2017 учебном году
№ | ФИ ученика | Школьный уровень | Муниципальный уровень. | Региональный уровень | Российский Уровень | Международный уровень |
1. | Сидягин К | Победитель конкурса «Живая классика» | Победитель конкурса «Живая классика» Победитель олимпиады по биологии; | Призер конкурса «Моя будущая профессия»; Призер зонального конкурса исследовательских проектов «Научна весна-2017»; Победитель олимпиады по математике; | Призер викторины «Знанио» по математике; Победитель олимпиады по математике; | |
2. | Боряев К | Участник форума «Защити себя сам» | Участник фестиваля-конкурса творческих работ по математике в г. Арзамас; Участник зонального конкурса исследовательских проектов «Научна весна-2017» г. Лукоянов Участник областной олимпиады по географии | |||
3 | Данилова А | Победитель конкурса «Светлячок» | Участник зонального конкурса исследовательских проектов «Научна весна-2017» г. Лукоянов Победитель олимпиады по математике; Участник областной олимпиады по географии; | Победитель олимпиады по математике; | ||
4 | Фадеев В | Победитель конкурса «Светлячок» | ||||
5 | Харитонова Д | |||||
6 | Власова Е | Победитель конкурса «Светлячок» | Участник форума «Защити себя сам» | |||
7 | Бородина А | Участник форума «Защити себя сам» | ||||
8 | Зиновьев С | Призер конкурса «Мистер-осень» Участник игры «Зарница» | Участник форума «Защити себя сам» | |||
9 | Болтаевская А | Участник форума «Защити себя сам | Участник олимпиады по основам православной культуры | |||
10 | Балясов Н | Участник форума «Защити себя сам» | ||||
11 | Козлова И | Участник форума «Защити себя сам» | ||||
12 | Глотов Р | Участник игры «Зарница» | Участник форума «Защити себя сам» | |||
13 | Шепелев В | Участник игры «Зарница» | Участник форума «Защити себя сам» | |||
14 | Овчинников К | Участник игры «Зарница» |
10.5. Занятость детей в кружках и секциях школы и поселка
№ | ФИО ребенка | Год рождения | Класс | Основное дополнительное образование (в школе) | Дополнительное образование вне образовательного учреждения | ||
Название | руководитель | место посещения | название кружка | ||||
1 | Балясов Никита | 2002 | 9 | ДЮСШ | Футбол | ||
2 | Власова Елизавета | 2001 | 9 | Психология | Староверова Н.А | Школа искусств | Художественный |
3 | Глотов Роман | 2001 | 9 | ДЮСШ | Футбол | ||
4 | Зиновьев Сергей | 2001 | 9 | ДЮСШ | Футбол | ||
5 | Данилова Анастасия | 2001 | 9 | Психология | Староверова Н.А | ДЮСШ | Волейбол |
6 | Козлова Ирина | 2001 | 9 | Подростковый центр | Лепка | ||
7 | Овчинников Кирилл | 2001 | 9 | ДЮСШ | Футбол | ||
8 | Разуваев Данила | 2001 | 9 | ДЮСШ | Футбол | ||
9 | Рыбаков Максим | 2001 | 9 | ДЮСШ | Футбол | ||
10 | Шепелев Владислав | 2001 | 9 | ДЮСШ | Футбол | ||
11 | Харитонова Дарья | 2001 | 9 | ДЮСШ | Волейбол | ||
12 | Фадеев В | 2001 | 9 | Школа искусств | Музыкальный | ||
13 | Боряев Кирилл | 2001 | 9 | Подростковый центр | Театральный | ||
14 | Бородина Анастасия | 2001 | 9 | Психология | Староверова Н.А |
11. РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
11.1. Диагностика уровня воспитанности. (Методика Н.П.Капустина)
Цель: Выявление уровня воспитанности класса
Показатель выраженности уровня воспитанности | Количество учащихся 5 класс | Количество учащихся 9 класс |
Низкий | 4 | 2 |
Средний | 5 | 7 |
Выше среднего | 6 | 6 |
Высокий | 5 | 5 |
11.2. Диагностика по выявлению коммуникативных склонностей учащихся по методике Р. В. Овчаровой.
Цель: выявить коммуникативные склонности учащихся.
Выявлены следующие коммуникативные способности
Показатель выраженности коммуникативных склонностей | Количество учащихся |
Низкий | 1 |
Ниже среднего | 5 |
Средний | 2 |
Выше среднего | 8 |
Высокий | 4 |
11.3. Анкета «Зеркало»
Цель: выявить личностные изменения подростка в течение года.
Автор диагностики М.И.Рожкова
Вопросы анкеты:
- Физическая сила и выносливость.
- Умственная работоспособность
- Сила воли
- Выдержка, терпение
- Ум, сообразительность
- Память
- Объем знаний
- Внимание и наблюдательность
- Критичность
- Целеустремленность
- Умение планировать работу
- Организованность
- Умение контролировать себя
- Умение работать самостоятельно
- Чуткость, отзывчивость
- Помогать и принимать помощь
- Умение подчинять желания интересам дела
- Умение видеть и ценить прекрасное
- Умение вести себя в обществе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса
Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...
Воспитательная система класса "Поколение будущего" (5-11 классы)
система воспитательной работы в классе (5-11)...
Воспитательная система класса "Формирование социальной активности старшеклассника через волонтёрскую деятельность в рамках класса и школы"
Диагностика показывает, что у подростков уже сформированы понятия истины, добра и взаимопомощи, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформиров...
Воспитательная система класса "Городок" для учащихся 5-7 классов
Принимая модную и широко рекламируемую философию – каждый за себя, потеряв моральные ориентиры, общество заряжается энергией разрушения. В настоящее время, когда практические не существует...
Воспитательная система класса "Воспитание - только творчески"(5-9 классы)
Программа воспитания охватывает пять лет школьной жизни (с 5 по 9 класс).Рассматриваются различные направления воспитания детей, а также взаимодействие с родителями, профориентация, психодиагнос...
Воспитательная система класса "Технология сотрудничества"(10-11 классы)
Программа воспитания охватывает два года школьной жизни (10 и 11 классы).Рассматриваются психолого-педагогические основы воспитания старшеклассников, основные этапы организации воспитатель...
Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.
Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...