Воспитательная система класса
методическая разработка (10 класс) по теме
воспитательная система" Я- гражданин России" для учащихся 10-11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vosp_sistema.docx | 83.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №149
Воспитательная система
«Мы – граждане России»
для учащихся 10- 11классов
Годы реализации: 2012 -2014 г.
Составитель: классный руководитель
Писная Елена Геннадьевна
1. Исходное состояние воспитательной системы.
1.1. Достижения и проблемы в воспитании учащихся.
Последние школьные годы (10 и 11 классы) – самые ответственные и запоминающиеся в жизни человека. Меняется образ мыслей, стиль жизни, происходит переход из подросткового периода в юность. Насколько плавным и гармоничным будет этот переход, насколько подготовленным вступает ученик в эту пору жизни, зависит и от классного руководителя, учитывая степень тесноты общения с каждым ребенком, и в целом с классным коллективом. И это будет происходить только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у будущего выпускника внутреннюю положительную реакцию и побуждает к собственной активности в работе над собой.
10б класс – гуманитарный, который по определению призван формировать гражданское самосознание, высокую нравственность. Однако, анализируя развитие учащихся, хочется отметить, что не все учащиеся выбрали гуманитарный профиль обучения осознанно. Половина из них выбрали данный класс, т.к. плохо даются предметы естественно - математического цикла. Стойкие познавательные интересы сформировались лишь у Жулиной К., Казаковой Л. Лексаковой Л. Есть также и другие достижения учащихся (см.приложение) В классе сформировано ученическое самоуправление. Слабый уровень обученности Багдасарян В, Лабутиной М, Зотовой К обусловлен их способностями, им необходим постоянный контроль и помощь в выполнении домашних заданий. В то же время все задумываются о будущем, у них определяются жизненные перспективы и планы, формируются основы мировоззрения, складываются свои взгляды на жизнь и на своё место в жизни. Метод исследования « Незаконченное предложение» показал, что заканчивая предложение « будущее кажется мне…» 33% думают о счастливом и красивом будущем, которое видится подросткам в радужных и оптимистических тонах; 96% считают, что они добьются большего ,чем их родители.
Таким образом, в процессе диагностической деятельности, коллективного обсуждения, практических наблюдений выявляется главная проблема в воспитательной работе класса, которая заключается в недостаточной направленности воспитания по формированию гражданского самосознания у каждого старшего школьника, освоение и реализацию им своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству, планете Земля. И как результат: неумение самоопределяться,конфликты в семье и школе, безответственное отношение к учёбе, поведению, делам. Важно воспитать деятельного гражданина – гражданина России.
Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин – государство», «человек – общество». Формируя гражданина, необходимо, прежде всего, видеть в нём человека. Гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Поэтому, как классный руководитель вижу необходимость в моделировании и построении воспитательной системы для выпускника школы (3 ступень) «Мы – граждане России».
2. Проектируемое состояние воспитательной системы «Мы – граждане России».
2.1 Теоретико-методологические основы воспитательной системы.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности подрастающего поколения на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, саморазвития личности, на оказание помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.
В своей деятельности классный руководитель руководствуется Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав и свобод человека, Конвенцией о правах ребенка, Уставом школы, Программой воспитания образовательного учреждения, опираясь на возрастные особенности учащихся.
Методологическую основу деятельности по моделированию и построению воспитательной системы «Мы – граждане России» составляют идеи философской и педагогической антропологии К.Д.Ушинского, Н.И.Пирогова, Н.Г.Чернышевского, В.А.Сухомлинского, публикации о возможностях и условиях использования личностно-ориентированного подхода в педагогической практике И.С.Якиманской, В.А.Караковского, Е.А.Ямбурга, публикации из опыта становления и деятельности воспитательных систем образовательных учреждений И.П.Иванова, Е.В.Бондаревской.
2.2. Целевая направленность системы.
Данный проект воспитательной системы рассчитан на учащихся 10 – 11 классов. Взросление старших подростков характеризуется изменением самооценки и самосознания. Подростки становятся более требовательными к себе и окружающим их людям. Старшеклассники склонны к более четкому определению своих недостатков, чем достоинств. Они предоставляют право другим людям определять их достоинства. Своими положительными чертами они считают верность, умение дружить, ответственность, способность быть справедливым в оценке себя и других. В этом возрасте часто дает трещину старая дружба и привязанность, так как меняются и закрепляются ценности и идеалы будущей взрослой жизни. Дружба основывается на принципах сходства и равенства. Особенностью старших подростков является то, что им хочется признания со стороны взрослых их права на взрослость. При этом их хочется быть не такими как все, есть желание выделиться, соригинальничать не только внешне, но и внутренне, обратить на себя внимание. Стремление самому во всем разобраться способствует формированию нравственных взглядов и суждений
Старшим подросткам интересно общение со сверстниками, но наравне с этим растет желание общения с взрослыми, учителями, воспитателями. У них появляется желание проверить свои суждения, свои мысли в общении со значимым взрослым. К сожалению, не всегда в число значимых взрослых входят родители старшеклассников.
Иное дело — интеллектуальная сфера старших подростков. В этой области самооценка остается по-прежнему высокой. Учащиеся завышают свои интеллектуальные возможности, не хотят признавать проблемы в развитии интеллектуальной сферы. Организация внеклассной работы со старшеклассниками должна учитывать эти особенности и создавать условия для качественного развития интеллекта подростков Для старших подростков типичны в этом возрасте следующие противоречия:
- стремление к самовоспитанию и закаливанию воли, характера без помощи, рекомендаций и руководства взрослых;
- восприимчивость к оценке своих поступков и действий со стороны сверстников и коллектива и стремление показать равнодушие к этой оценке, желание действовать и поступать по-своему.
- стремление к идеалу, желание проявить себя положительно в больших делах и беспринципность в малом.
- проявление стойкости, самообладания в большом и преувеличение горестных проявлений в незначительных ситуациях. Старшеклассники склонны к экспериментам и исследованиям не только в учебных дисциплинах, но и в социуме. Склонность к экспериментам и исследованиям в учебной деятельности можно только поощрять и поддерживать. Но есть иная сторона исследований и экспериментов. Иногда склонность к риску, авантюрным действиям может привести их к приобретению опасных привычек, за которые приходится расплачиваться собственной жизнью.
Решая задачи воспитания учащихся 10—11-х классов, необходимо:
воспитание культа здоровья, труда, знаний, семьи;
воспитание нравственной гражданской позиции;
преодоление нравственного максимализма;
создание условий для социального и нравственного самоопределения;
создание условий для будущего профессионального самоопределения.
развитие планетарного мышления.
Таким образом, основные направления направлены на
• Формирование личности выпускника, обладающей единством духовно-нравственного и правового долга, способной к активной жизненной позиции в самореализации и самоопределении.
• Ориентацию на общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Земля, Творчество.
«Я и семья» |
«Я и культура» |
Личность |
2.3. Реализация воспитательного взаимодействия.
Личность ученика |
Учебная деятельность |
Внеурочная деятельность |
Внешкольная деятельность |
Практические занятия |
Факультативы |
КТД, творческие игры, праздники |
Школьные традиции |
Самоуправление |
Кружки и секции по интересам спортивные секции |
Работа социального педагога |
Предметные недели |
2.4. Содержание деятельности воспитательной системы
Содержание деятельности воспитательной системы позволяет детализировать воспитательные цели и задачи на данном возрастном этапе (10-11 классы):
Цель: Воспитание духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс основной школы и глубокими знаниями по профильным дисциплинам, личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной в последующем на участие в духовном и культурном развитии общества.
Задачи:
1. Обеспечение высокого уровня общего интеллектуального развития личности учащихся.
2. Создание необходимых условий для завершения базовой общеобразовательной подготовки, необходимой для:
профессиональной дальнейшей учебы;
выполнения гражданских обязанностей;
успешной жизни и деятельности в условиях перехода к рынку.
3. Оказание помощи старшеклассникам в формировании самостоятельности, самореализации и самоопределения.
4. Дальнейшее физическое развитие личности.
5. Дальнейшее развитие национального самосознания, формирование нравственных и гражданских качеств на основе разнообразной творческой деятельности.
3. Принципы воспитательной системы.
Деятельность, общение и отношения в классе строятся на следующих принципах:
3.1. Принцип гуманизма. Это главный принцип в организации жизнью класса. Только уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищённой, нужной, значимой.
3.2. Принцип самоактуализации. В каждом подростке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
3.3. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога, уникальности классного коллектива - это главная задача и магистральное направление развития школьного сообщества. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член ученического коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.
3.4. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и в школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в школьном сообществе.
3.5. Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
3.6. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося. Благодаря творчеству, ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».
3.7. Принцип доверия и поддержки. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.
4. Функции воспитательной системы:
Воспитательная система класса предполагает следующие функции:
• развивающую, направленную на изменение мотивации учебной деятельности, развитие творческой личности, способной к самовыражению, самореализации;
• интегрирующую, обеспечивающую расширение и углубление внутришкольных и внешкольных связей;
• защитную, способствующую изменению типа взаимоотношений ребенка и взрослого, в основе которых должно быть сочувствие, сопереживание, взаимопонимание;
• корректирующую, направленную на коррекцию поведения и общения ребенка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности;
• компенсирующую, предполагающую создание в школе условий для самовыражения, демонстрации творческих способностей, развитие коммуникабельности, обеспечивающей успешность совместной деятельности детей и взрослых;
• управленческую, ориентированную на оптимизацию условий для профессионального роста педагога, взаимодействие всех участников воспитательной системы.
5. Основные направления работы.
5.1. Формирование гражданского отношения к себе (Я и Я ).
Содержание: | Формы реализации: | Предполагаемый результат деятельности: |
Я – часть природы, моя жизнь – величайший дар природы, Моё жизненное предназначение. Я – носитель мужского или женского начала. Мужественность и женственность. Смысл красоты детства, юности, зрелости, старости. Самопознание – это открытие себя, своего характера, темперамента, способностей. Самообразование – это приобретение новых знаний, совершенствование своего ума, выработка умений и навыков самостоятельной деятельности |
| Воспитание гуманности учащихся: понимания ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважение человеческого достоинства, милосердия, способности к состраданию, сопереживанию, терпению, доброжелательности. Высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самодисциплина. |
- Формирование гражданского отношения к своей семье (Я и семья).
Содержание: | Формы реализации: | Предполагаемый результат деятельности: |
Подготовка к выполнению основных социальных ролей: дочери, сына, брата, сестры, мужа, жены, родственника. Гражданин и семья. Поведение и действия достойного сына, дочери. Отношения в семье. Вежливость, трудолюбие. Верность – основа семьи. Преемственные связи: деды-родители, родители-дети, дети-внуки. |
Конкурсы писем: «Я люблю свою маму», «Об отце говорю с уважением | Сформировать понятия сущности социальных ролей: · настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, мастерством в деле, благородством; · настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, отзывчивостью, терпимостью, умением прощать, любовью к детям; · настоящий сын бережёт покой родителей, членам семьи, всегда готов помочь старшим в их работе по дому, не создаёт конфликтов, умеет держать данное слово; · настоящая дочь заботится о своей семье, покое старших, умеет и любит трудиться |
- Формирование гражданского отношения к искусству (Я и культура).
Содержание: | Формы реализации: | Предполагаемый результат деятельности: |
Познание прекрасного в окружающей действительности. Значение искусства в воспитательном процессе. Выявление способностей, наклонностей каждого ребёнка и их реализация через сеть кружков, клубов, секций, конкурсы, праздники, экскурсии. |
| Умение школьников видеть прекрасное в окружающей действительности, знакомство с жизнью и творчеством выдающихся художников и композиторов. Занятие детей одним из видов искусства в факультативах и кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности |
5.4. Формирование гражданского отношения к школе
( Я и школа).
Содержание: | Формы реализации: | Предполагаемый результат деятельности: |
Гражданин и школьный коллектив. Интересы личные и коллективные. Знания в жизни человека. Познавательная активность и культура умственного труда. Участие в жизни школы, забота о школе, участие в школьном самоуправлении.
|
| Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, овладение этикой взаимоотношений «учитель-ученик», «ученик-ученик», умение дорожить временем, совершенствовать и применять свои знания. Выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей. Умение пользоваться правами ученика. Выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу; организация самообслуживания, уважение к труду окружающих, забота о младших учащихся. |
- Формирование гражданского отношения к Отечеству
(Я и моё Отечество).
Содержание: | Формы реализации: | Предполагаемый результат деятельности: |
осмысление школьником себя как части своей Родины, её гражданина и патриота. Необходимость уберечь подростков от перерастания их протеста против накопившихся проблем в обществе в неприязнь и враждебность к Отечеству. |
| Убеждённость учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает её историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите своего Отечества. |
5.6. Формирование гражданского отношения к планете
(Я и планета).
Содержание: | Формы реализации: | Предполагаемый результат деятельности: |
Взаимосвязь между человеком, обществом, природой. Каждый гражданин в ответе не только за себя, свою семью, свою Родину, но и за свою Планету. Роль личности в развитии общества. Цивилизация. Идеал человека, жизненная позиция. | Беседы и наблюдения, экскурсии, литературные вечера, экологические экспедиции, конкурсы рисунков, плакатов, игры-путешествия, проведение «круглых столов», защита гражданских проектов и др.
| Учащиеся осознают, что настоящему гражданину следует знать, что такое духовная и материальная культура, духовность человека. Они должны серьёзно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как её сохранить. |
6. Этапы реализации воспитательной системы:
1-й этап - подготовительный (1 четверть 2012/2013 учебного года)
Аналитико-диагностичекая деятельность.
Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания.
Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта.
Определение стратегии и тактики деятельности.
2-й этап – практический (2012 – 2014 гг.)
Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов и методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.
3-й этап – обобщающий (4 четверть 2013/2014 учебного года)
Обработка данных за 2 года. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами.
Определение перспектив и путей дальнейшего развития школы.
7.Управление процессом воспитания:
Управление процессом воспитания строится следующим образом (по следующим направлениям):
1. Совместная работа с:
отделом молодёжной политики при администрации района;
общественными организациями
2.Административная работа:
знакомство с опытом воспитательной работы школ, в том числе по страницам периодической печати;
МО классных руководителей
3. Сбор информации:
педагогические наблюдения;
анкетирование;
анализ собранной информации;
график диаграмм.
4. Планирование:
разработка программ и планов, направленных на развитие учащихся, повышение их уровня воспитанности;
подбор форм и методов в соответствии с собранной и отработанной информацией.
5. Контроль и коррекция:
анализ и оценка планов и программ воспитательной работы (педсоветы, МО классных руководителей, отчеты при директоре и др. формы);
корректировка планов и программ.
6. Создание условий для развития учащихся:
доброжелательный микроклимат в педагогическом и ученическом коллективах;
создание системы дополнительного образования и воспитания;
тесная связь семьи и школы;
взаимопомощь в проведении внеклассной, внеурочной, внешкольной работы;
работа с активом учащихся;
посещение и анализ внеклассных мероприятий.
8.Модель выпускника школы:
Исходя из поставленных целей, у учащихся к 10 классу сформированы (I ступень):
основы культуры общения в коллективе,
трудолюбие,
понимание ценности личного здоровья,
осознание Природы как живого мира и бережное отношение к ней,
уважение к Книге, Знаниям, Школе,
уважительное отношение к ценностям семьи,
первоначальные представления и умения самоопределения в сфере дополнительного образования.
10 класс или II ступень.
На второй ступени должны быть сформированы:
культура самовоспитания и общения в коллективе,
экологическая культура,
самоопределение к здоровому образу жизни,
потребность в самореализации на основе полученных знаний и умений,
профессиональная направленность,
умение делать правильный выбор, не ущемляя интересов других,
чувство ответственности за авторитет своей семьи и школы.
11 класс - III ступень
У выпускников школы должны быть сформированы:
нравственные нормы поведения,
теоретическое сознание
готовность к труду и профессиональной деятельности,
активная гражданская позиция,
позитивное отношение к созданию и сохранению семьи,
положительная мотивация к здоровому образу жизни,
способность к деловому сотрудничеству, рациональной организации деятельности и самоконтроля.
9. Критерии, показатели и способы изучения эффективности воспитательной системыс Критерии эффективности воспитательной системы | Показатели | Методики изучения
|
I. Сформированность индивидуальности учащегося школы
| 1. Сформированность познавательного потенциала личности учащегося | -Школьный тест умственного развития Айзенка - Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка - Метод экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся -Педагогическое наблюдение |
2.Сформированность нравственного потенциала личности учащегося | - Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте" -Методики "Акт добровольцев", -" «Ситуация свободного выбора" - Метод ранжирования | |
3.Сформированность коммуникативного потенциала личности школьника | - Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся - Педагогическое наблюдение | |
4. Сформированность эстетического потенциала выпускника школы | - Краткий тест творческого мышление П.Торренса (фигурная форма) | |
5.Сформированность физического потенциала выпускника | -Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика -Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств | |
II. Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе и результатами воспитательного процесса | 1. Комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе
| - Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью" - Социометрия - Методики "Наши отношения", "Психологическая атмосфера в коллективе" |
2.Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями трудовой деятельности, взаимоотношениями в школьном сообществе | Методика Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении» | |
3. Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания ребенка, его положением в школьном коллективе | Методика Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса
Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...
Воспитательная система класса "Поколение будущего" (5-11 классы)
система воспитательной работы в классе (5-11)...
Воспитательная система класса "Формирование социальной активности старшеклассника через волонтёрскую деятельность в рамках класса и школы"
Диагностика показывает, что у подростков уже сформированы понятия истины, добра и взаимопомощи, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформиров...
Воспитательная система класса "Городок" для учащихся 5-7 классов
Принимая модную и широко рекламируемую философию – каждый за себя, потеряв моральные ориентиры, общество заряжается энергией разрушения. В настоящее время, когда практические не существует...
Воспитательная система класса "Воспитание - только творчески"(5-9 классы)
Программа воспитания охватывает пять лет школьной жизни (с 5 по 9 класс).Рассматриваются различные направления воспитания детей, а также взаимодействие с родителями, профориентация, психодиагнос...
Воспитательная система класса "Технология сотрудничества"(10-11 классы)
Программа воспитания охватывает два года школьной жизни (10 и 11 классы).Рассматриваются психолого-педагогические основы воспитания старшеклассников, основные этапы организации воспитатель...
Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.
Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...