проект "Моя будущая профессия"
методическая разработка (6 класс) на тему

Кунева Марина Евгеньевна

Данный проект направлен на формирование навыков создания учащимися готового продукта с использованием различных типов источников информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon proekt_professii.zip80.48 КБ

Предварительный просмотр:

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Кунева Марина Евгеньевна

Район

Лысковский

Место работы

 МБОУ Леньковская основнаяшкола

Должность

Учитель истории, обществознания

Методическая разработка исследовательского мини-проекта «Моя будущая профессия».

Цель: Формирование навыков создания готового продукта (проекта)  с использованием различных типов источников информации.

Данный проект:

•        Практико-ориентированный.

•          Метод: исследовательский.

•        Категория учащихся - 6-й класс.

•        Индивидуальный, среднесрочный.

•        Срок реализации - 1 неделя.

•        Направлен на реализацию следующих задач:

Задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)

Образовательные: - Способствовать профессиональной ориентации учащихся;

- рассмотреть особенности выбранной профессии;

- выяснить профессиональные способности;

 - сравнить свои реальные возможности с полученными результатами;

 - провести корректировку своей учебной деятельности.

Развивающие :

 - совершенствование навыков анализа, умения выступать и защищать свою точку зрения;

· развитие творческих способностей  и познавательного интереса к окружающей жизни;

·  развитие коммуникативных навыков работы в группах;

· строить  логичное  рассуждение, умозаключение и делать выводы;

· формирование навыка сбора и обработки информации;

  -  развитие монологичной речи у обучающихся.

Воспитательные :

– формирование культуры взаимоотношений между сверстниками через активную деятельность.

Планируемые результаты.  

•        личностные:  формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности, осмысление социально-нравственного опыта современного поколения; формирование мотивации к самосовершенствованию, адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности

•        Предметные:      научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности; получат возможность научиться: работать с различными видами источников; анализировать результаты тестирования; высказывать собственное мнение, суждения

•        Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД)  :

Познавательные: определять собственное отношение к явлениям современной жизни, самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать средства достижения цели из предложенных, давать определения понятиям, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. формулировать свою точку зрения,отстаивать свою точку зрения

 Регулятивные: планирование работы, самоконтроль работы, оценка своих  знаний и умений,  принятие  и сохранение  учебной  задачи.

Этапы проектной деятельности:

•        подготовительный (организационный);

•        основной (выполнение проекта);

•        презентационный (публичная защита выполненной работы)

Ресурсы проекта:

А) внутренние

•        Все учащиеся 6-го класса

•        Учитель обществознания

•        Заведующая школьной и сельской библиотеками

Б) технические

•        ПК

•        Фотоаппарат

•          Интернет

•        Учебная, методическая, научная литература по вопросам профессионального образования и воспитания

Проблема.

В современном обществе существует множество профессий.  Как выбрать из них ту, которая подойдет мне?

Актуальность проблемы.

Учащиеся определяют важность и значимость темы для своего будущего профессионального самоопределения.

  1. Цель проекта: расширить представление об интересующей профессии.

  1. Задачи:

- Выяснить профессиональную направленность личности.

- Рассмотреть особенности выбранной профессии.

            - Сравнить свои реальные возможности с результатами тестирования.

 - Провести корректировку своей учебной деятельности.

  1. План работы над проектом.

  1. Объект исследования: профессиональная ориентация личности.
  2. Предмет исследования: многообразие мира профессий.
  3. Основная часть.

При выполнении проекта воспользуйся этими советами, которые помогут тебе придерживаться плана работы.

- С помощью методики «Ориентация» И.Л.Соломина  определи, какой тип профессии подходит именно тебе, соответствует твоим  способностям. (Приложение 1.)

- Выясни, какие профессии относятся к этому типу. (Приложение 2)

- Что ты знаешь о выбранной тобой профессии?

- Что тебя привлекает в этой профессии? (Приложение 3)

- Выясни, какие сложности (риски) есть у этой профессии?

- Где можно получить эту профессию?

- Есть ли в нашей области такие Учебные заведения? (Приложение 4)

- Есть ли спрос на эту профессию на рынке труда в нашей области? (Приложение 5)

- Кого из известных людей этой профессии ты знаешь?

- Есть ли среди твоих знакомых люди этой профессии?

- Расспроси у них, получают ли они удовлетворение от своей работы, оправдались ли их ожидания?

- Сделай вывод: совпадает ли твой профессиональный выбор с твоей профессиональной ориентацией.

  1. Заполни отчет о работе над проектом: ( Приложение 6)

- выяви проблемы и трудности работы над проектом, подумай, почему не получилось что-то сделать, что необходимо для этого;

- что получилось, что вызвало интерес в работе над проектом.

  1. Презентуй готовый продукт.

Приложение 1.

«Ориентация» И.Л.Соломина

Инструкция: Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени вашего желания заниматься этим видом деятельности:

0 - вовсе нет;

1 - пожалуй, так;

2 - верно;

3 - совершенно верно.

Я хочу (мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю): 

1

Обслуживать людей

0 1 2 3

       

Заниматься лечением

0 1 2 3

Обучать, воспитывать

0 1 2 3

Защищать права и безопасность

0 1 2 3

Управлять людьми

0 1 2 3

2

Управлять машинами

0 1 2 3

 

Ремонтировать оборудование

0 1 2 3

Собирать и налаживать технику

0 1 2 3

Обрабатывать материалы, изготовлять предметы и вещи

0 1 2 3

Заниматься строительством

0 1 2 3

3

Редактировать тексты и таблицы

0 1 2 3

 

Производить расчеты и вычисления

0 1 2 3

Обрабатывать информацию

0 1 2 3

Работать с чертежами, картами и схемами

0 1 2 3

Принимать и передавать сигналы и сообщения

0 1 2 3

4

Заниматься художественным оформлением

0 1 2 3

 

Рисовать, фотографировать

0 1 2 3

Создавать произведения искусства

0 1 2 3

Выступать на сцене

0 1 2 3

Шить, вышивать, вязать

0 1 2 3

5

Ухаживать за животными

0 1 2 3

 

Заготавливать продукты

0 1 2 3

Работать на открытом воздухе

0 1 2 3

Выращивать овощи и фрукты

0 1 2 3

Иметь дело с природой

0 1 2 3

А

Работать руками

0 1 2 3

 

Выполнять решения

0 1 2 3

Воспроизводить имеющиеся образцы, размножать, копировать

0 1 2 3

Получать конкретный практический результат

0 1 2 3

Воплощать идеи в жизнь

0 1 2 3

Б

Работать головой

0 1 2 3

 

Принимать решения

0 1 2 3

Создавать новые образцы

0 1 2 3

Анализировать, изучать, наблюдать, измерять, контролировать

0 1 2 3

Планировать, конструировать, разрабатывать, моделировать

0 1 2 3

Инструкция: Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени вашей способности к этому виду деятельности:

0 - вовсе нет;

1 - пожалуй, так;

2 - верно;

3 - совершенно верно.

Я могу (способен, умею, обладаю навыками): 

1

Знакомиться с новыми людьми

0 1 2 3

       

Быть чутким и доброжелательным

0 1 2 3

Выслушивать людей

0 1 2 3

Разбираться в людях

0 1 2 3

Хорошо говорить и выступать публично

0 1 2 3

2

Искать и устранять неисправности

0 1 2 3

 

Использовать приборы, машины, механизмы

0 1 2 3

Разбираться в технических устройствах

0 1 2 3

Ловко обращаться с инструментами

0 1 2 3

Хорошо ориентироваться в пространстве

0 1 2 3

3

Быть сосредоточенным и усидчивым

0 1 2 3

 

Хорошо считать в уме

0 1 2 3

Преобразовывать информацию

0 1 2 3

Оперировать знаками и символами

0 1 2 3

Искать и исправлять ошибки

0 1 2 3

4

Создавать красивые, со вкусом сделанные вещи

0 1 2 3

 

Разбираться в литературе и искусстве

0 1 2 3

Петь, играть на музыкальных инструментах

0 1 2 3

Сочинять стихи, писать рассказы

0 1 2 3

Рисовать

0 1 2 3

5

Разбираться в животных или растениях

0 1 2 3

 

Разводить растения или животных

0 1 2 3

Бороться с болезнями, вредителями

0 1 2 3

Ориентироваться в природных явлениях

0 1 2 3

Работать на земле

0 1 2 3

А

Быстро выполнять указания

0 1 2 3

 

Точно следовать инструкциям

0 1 2 3

Работать по заданному алгоритму

0 1 2 3

Выполнять однообразную работу

0 1 2 3

Соблюдать правила и нормативы

0 1 2 3

Б

Создавать новые инструкции и давать указания

0 1 2 3

 

Принимать нестандартные решения

0 1 2 3

Легко придумывать новые способы поведения

0 1 2 3

Брать на себя ответственность

0 1 2 3

Самостоятельно организовывать свою работу

0 1 2 3

Обработка результатов

В каждой группе из пяти суждений необходимо подсчитать суммарное количество баллов, выбранных вами, и записать эту сумму в рамке справа от соответствующей группы суждений. В зависимости от того, в какой группе вы набрали максимальный суммарный балл, определяется наибольшая склонность или способность к соответствующему типу профессий.

Первые пять групп суждений, обозначенные цифрами от 1 до 5, характеризуют пять типов профессий, разделенных по признаку «предмет труда»: 1) человек - человек; 2) человек - техника; 3) человек - знаковая система; 4) человек - художественный образ; 5) человек - природа.

Последние две группы суждений, обозначенные буквами А и Б, соответствуют двум классам профессий, разделенных по признаку "характер труда": А - исполнительские; Б - творческие.

Сначала определяется, к какому из пяти типов профессий (1,2,3,4 или 5) вы наибольшей степени склонны и способны. Затем определяется ваша преимущественная склонность и способность к одному из двух классов профессий (А или Б).

Если склонности лежат в той же группе профессий что и ваши способности, то это свидетельствует о том, что вам нравится делать именно то, что вы умеете делать. Поэтому можно было бы ожидать, что, выбрав ту или иную профессию, вы не только смогли бы добиться в ней достаточно высоких успехов, но это доставляло бы вам удовольствие.

В случае если наиболее привлекательный для вас тип профессий не совпадает с характером деятельности, которую вы можете делать лучше всего, вам предстоит выбрать, чему же отдать предпочтение в процессе выбора профессии - склонностям (Хочу) или способностям (Могу).

Приложение 2

Существует классификация профессий Е.А.Климова, в которой выделяются

5 типов профессий.

Первый тип - человек – техника. Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами. Профессии связаны: с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств.

Следующий тип - человек – природа. В основе этих профессий лежит работа с природными объектами. Профессии связаны: с изучением живой и неживой природы.

Третий тип профессий - человек – знак. В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты.

Четвертый  тип - человек – художественный образ. Областью деятельности является искусство.

И, наконец, пятый тип  человек – человек. В рамках данного типа предполагается постоянная работа с людьми.

Приложение 3

Ошибки выбора профессии

1. Отождествление профессии со школьным предметом. Нет таких профессий, как физик, историк или литератор! Это области знания и направления, по которым можно продолжить образование, но отнюдь не сами профессии и тем более не должности. Кем может стать, например, человек, получивший образование по направлению «русский язык и литература»? Учителем в школе? Литературным редактором? Писателем? Работником библиотеки? Корректором (работником, ликвидирующим орфографические и грамматические ошибки в готовящихся к печати текстах)? Это все разные профессии, и все они не очень-то похожи на ту работу, которую выполняют на уроках литературы школьники. А такой должности, как, скажем, «географ», в современном обществе нет в принципе: можно быть геологом, картографом, геодезистом, учителем географии в школе, но не географом как таковым. Ведь это не профессия, а лишь область знаний и учебный предмет, которым нужно хорошо овладеть для получения некоторых профессий.

Даже если тебе очень нравится какой-то школьный предмет, из этого еще не следует, что понравится и связанная с ним работа. Одно дело — эмоционально обсуждать на уроках поступки литературных героев, совсем другое — зарабатывать на жизнь тем, что читать каждый день сотню страниц текста готовящихся к печати книг, исправлять в них все орфографические ошибки и редактировать неудачные фразы.

Помни, что школьный предмет – это еще не профессия. Интерес к нему не обязательно говорит о том, что понравится и связанная с ним работа.

А еще часто бывает так, что стирается граница между интересом к учебному предмету и к человеку, который этот предмет преподает. Понравился какой-то учитель в школе (например, потому, что красиво и эмоционально преподносит материал, уважительно относится к ученикам) — нравится и предмет. Если такой интерес принимается за склонность к профессии — велик риск ошибки. Ведь начнет преподавать кто-нибудь другой, занудный и сердитый, — сфера этих знаний точно так же и разонравится. Симпатия или антипатия к преподавателю еще не говорит об интересе, склонности или способности к предмету. Хотя встреча с талантливым и заинтересованным учителем иной раз может помочь в раскрытии способностей и формировании интереса к области знания.

 

2. Ориентация на мнение случайных людей, имеющих весьма смутные представления о той профессии, к выбору которой они тебя подталкивают. Порой окружающие очень любят раздавать советы, кому и кем быть, даже если их собственные представления о мире профессий ограничиваются лишь бытовыми, стереотипными суждениями. В принципе, дать обоснованный совет, подходит ли человеку какая-либо профессия, может лишь тот, кто очень хорошо знает и ее саму (обладает опытом работы в этой сфере), и человека. Дельный совет призван давать тот, кто специально изучал мир профессий и принципы их выбора, как, например, психолог-профконсультант. Да и тот вряд ли возьмет на себя смелость предписывать конкретную профессию человеку, обратившемуся к нему за советом; скорее он ограничится рекомендацией обратить внимание на определенную их группу. Ведь, как гласит народная мудрость, нельзя советовать в двух вопросах: с кем человеку быть и кем ему быть.

А как ты думаешь, чем руководствуются люди, любящие раздавать советы о том, что предпочесть? Далеко не всегда это желание оказать реальную помощь, даже если тебе настоятельно советуют твои родственники или близкие друзья. Порой это продиктовано стремлением реализовать через тебя какие-то свои амбиции. «Ну ладно, из меня спортсмен не получился, но уж сына-то я чемпионом сделаю!» Или, как ни печально, банальная человеческая зависть: «Как это — меня в художественное училище не взяли, а моя подружка туда поступит?! Уговорю-ка я ее учиться не на художника, а на маляра».

Вряд ли стоит прислушиваться к советам по поводу выбора профессии, исходящим от тех, кто толком не знает ни тебя, ни реко­мендуемой профессии...

 

3. Выбор профессии по внешнему впечатлению о ней, без учета того, чем реально предстоит заниматься большую часть рабочего времени. Во многих видах деятельности на виду оказывается лишь «вершина айсберга», но не столь заметна гигантская подготовительная работа, которую приходится проделывать, чтобы на эту вершину попасть.

Например, для спортсмена успешное выступление на соревновании — момент триумфа. Он становится известным, ему аплодируют, именно в этот момент его запечатлевают телекамеры. Однако зрители куда реже видят всю ту гигантскую «черновую» тренировочную работу, которую нужно было проделать, чтобы попасть на эту вершину. Типичный рабочий день спортсмена — это не выступление на Олимпиаде, а многочасовые утренние и вечерние тренировки, порой очень изнурительные. Соревнования в реальности занимают не более 10% рабочего времени спортсмена, однако, если судить только по телевизионным кадрам, может показаться, будто они только и делают, что соревнуются. Подобная же картина наблюдается и во многих других специальностях. Даже у учителя на виду проходит всего половина рабочего времени, остальное — это подготовка к занятиям, проверка работ учеников, заполнение журнала, педагогические советы, работа с литературой и тому подобные моменты, которых ученики обычно не видят. И если девушка выбирает эту профессию, мечтая, что она все рабочее время будет проводить с детьми, — разочарования ей не избежать. Бывают и более курьезные варианты: например, поступает молодой человек в институт радиоинженеров, будучи уверенным, что станет ди-джеем, ведущим в прямом эфире передачи на «Русском радио». И сильно удивляется, когда из него начинают готовить не радиоведущего, а сугубо технического специалиста по средствам связи.

Выбирая профессию, нельзя обращать внимание только на ее внешнюю, привлекательную сторону, нужно узнать как можно больше о содержании труда.

 

4. Выбор профессии «за компанию». Это весьма распространенная ситуация. Многие люди руководствуются принципом: «Мой друг хочет получить определенную профессию — значит, и мне нужно». Иногда этот выбор может оказаться удачным — ведь дружат и собираются в компании, как правило, люди с более или менее схожими способностями и интересами. Однако чаще все же получается иначе: выбранная таким образом профессия более или менее подходит тому, кто оказывается инициатором (ведь для него это сознательный выбор), а вот его компаньонам — не очень.

Кстати, часто выбор профессии «за компанию» связан с тем, что молодой человек недостаточно уверен в себе, не готов взять на себя ответственность за свой шаг. Неопределенность жизненной перспективы вызывает тревогу, а принимать какое-либо решение все равно приходится. И в такой ситуации хочется быть рядом с тем, кто в себе уверен, кто уже все решил и убежден в правильности намеченного. А дальше все зависит от удачи: если повезло и избранная ради компании профессия отвечает интересам и способностям человека, то все складывается хорошо, а если нет — уже через год-полтора учебы в вузе, техникуме или колледже возникает разочарование, недовольство, желание «начать все с белого листа».

Если профессия нравится твоему другу - из этого ещё не следует, что она понравится и тебе.

5. Недостаточный учет своих способностей. Великий русский баснописец И. А. Крылов в басне «Скворец» говаривал так:

У всякого талант есть свой;

Но часто, на успех прельщаяся чужой,

Хватается за то иной,

В чем он совсем не годен.

А помнишь «Моцарта и Сальери» А. С. Пушкина? Сальери музыкальными талантами не блистал, но «усильем, напряженным постоянством... сделался ремесленник» и даже получил на этом поприще известность. Но при встрече с действительно талантливым Моцартом он почувствовал свою полную несостоятельность, испытал жгучую зависть и не нашел ничего лучшего, чем отравить своего конкурента. Конечно, этот литературный пример в историческом смысле неточен, легенда об отравлении Моцарта, по данным современной науки, подтверждения не находит. Однако описанная ситуация противоречия упорства и таланта в том или ином виде встречается в жизни многих людей. При огромном желании, потратив много времени и колоссальные силы, можно стать специалистом даже в том, к чему у тебя способностей нет совершенно (в конце концов, Сальери тоже стал композитором!). Вот только весьма посредственным. А будь эти усилия приложены к тому, что соответствует способностям, достигнутые результаты оказались бы куда лучше. Говоря языком физики, чем больше твои способности к какому-либо виду деятельности, тем выше у тебя будет коэффициент полезного действия при обучении и работе по соответствующей специальности. Мы еще поговорим о том, что такое способности, какие они бывают и как их в себе обнаружить.

Делать своей профессией целесообразно то, что у тебя хорошо получается. Это звучит банально, но почему-то иногда упускается из виду.

 

 6. Перенос отношения к человеку на отношение к его профессии. Бывает, что профессия начинает нравиться потому, что ею обладает человек, который тебе симпатичен. Скажем, юноша решает пойти учиться на геолога, потому что среди знакомых его семьи есть один геолог — колоритный бородатый дядечка, увлекающийся путешествиями, объездивший полмира и очень красочно рассказывающий обо всем увиденном. И уже поступив на такую специальность в вуз, молодой человек мало-помалу обнаруживает для себя, что труд геолога отнюдь не сводится к путешествиям и предполагает достаточно много «кабинетной» работы. А если геологи в рабочее время и путе­шествуют, то, как правило, не в Таиланд или на Тибет, а куда-нибудь в глухую сибирскую тайгу, на разведку нефтяных месторождений. Молодого человека ничего из этого, как выясняется, не интересует и не отвечает его способностям. Путешествия же, которые столь ярко живописал знакомый, вообще не связаны с его профессией, он предпринимал их за собственные деньги, во время отпусков. Интерес к знакомому с его досужими рассказами (по сути — к стилю жизни этого человека) был ошибочно принят за интерес к профессии.

А бывает и наоборот: одна-единственная встреча с неприятным, отталкивающим представителем какой-либо профессии может настроить человека против этого рода занятий как такового. Например, кто-то очень хотел быть врачом, интересовался медициной и обоснованно считал, что способен ее освоить. Но потом попал ненароком в больницу, где его лечащий врач оказался грубым, хамоватым и некомпетентным. Вполне возможно, что после этого будет решено: «Не пой­ду в медицину — не хочу быть похожим на него!» Но ведь вполне возможна и прямо противоположная реакция: «Пойду в медицину, чтобы стать хорошим врачом, ничем не похожим на этого!» Внешние обстоятельства еще не предопределяют поведение — человек сам решает, какие выводы из них сделать.

 

«Хороший человек» — это не профессия, если тебе симпатичен кто-то, это еще не значит, что нужно выбирать ту же профессию, какой обладает он.

 

 7. Выбор исключительно по признаку престижности. Например, некоторые молодые люди выбирают, основываясь на этом признаке, экономическое образование. И не учитывают того, что деятельность в такой области, как правило, требует весьма специфичных качеств характера — например, предельной пунктуальности и устойчивости к однообразной, монотонной деятельности. Работать бухгалтером или операционистом в банке не значит ворочать миллионами. Это предполагает каждодневное скрупулезное оформление огромного количества финансовых документов. А ошибешься — расплачиваться будешь из своего кармана. Впрочем, не следует думать, будто такая работа «плохая» или неинтересная; у некоторых людей есть тяга и способности именно к ней, да и потребность общества в специалистах подобного профиля высока, им неплохо платят. Вот только вряд ли получится хороший работник из того, кто пошел изучать экономику не потому, что чувствует в себе интерес и способности именно к такой деятельности, а потому, что это «круто». Бывает и обратная ситуация: человек чувствует в себе призвание к какой-нибудь деятельности и хочет ей заниматься, но отказывается от своего намерения, потому что это, как считает его окружение, непрестижно.

Нет престижности самой по себе, говорить о ней имеет смысл только в связи с определенным кругом общения. А начнешь общаться с другими людьми, то в их глазах, вероятнее всего, престижными окажутся совершенно иные виды занятий. Что же теперь — всю жизнь под них и подстраиваться? Нужно помнить и о том, что угодить всем окружающим сразу не удастся в любом случае: кто-нибудь непременно останется недоволен. «Престижность/непрестижность» — критерий слишком зыбкий, чтобы ориентироваться на него при приня­тии решений, определяющих твою дальнейшую судьбу. Кроме того, престижность зачастую прямо противоположна реальной востребованности деятельности на рынке труда: молодые люди склонны приобретать очень редкие, экзотические профессии, а потом оказываются глубоко разочарованными, не сумев найти такую работу.

На профессии, как и на большинство других жизненных явлений, существует мода. Это временное преобладание каких-либо вкусов, мнений, точек зрения. Без причины она не возникает, но не всегда именно то, что модно, оказывается наилучшим или подходящим для тебя лично. В области профессионального самоопределения мода проявляется как массовое предпочтение молодежью каких-либо профессий, восприятие их как самых престижных, что подчас совершенно не соответствует их реальной востребованности. Когда-то школьники поголовно хотели быть космонавтами, потом — физиками-ядерщиками, потом — банкирами и брокерами. Мода на профессии меняется довольно быстро, и, скорее всего, к тому моменту, когда ты закончишь профессиональное обучение и начнешь работать, модными ста­нут совсем не те профессии, что сейчас. Кстати, вот еще информация к размышлению: слово «престижность» происходит от латинского praestigium, что значит «иллюзия», «обман чувств»...

Выбирать профессию, руководствуясь модой, не вполне логично. Ведь к тому времени, когда ты закончишь обучение и начнешь работать, мода, скорее всего, уже изменится.

 

 8. Выбор вопреки, назло чему - или кому-либо. «Говорят родители и друзья, что мне медведь на ухо наступил. Ну, ничего, вот увидят меня на эстраде, посмотрим, что тогда скажут!» Наверное, говорили примерно следующее: «Ну и дурак! Ему медведь на ухо наступил, а он зачем-то выставляет это на всеобщее обозрение!» Если же говорить серьезно, случаев, когда выбор рода занятий вопреки каким-либо барьерам и ограничениям приводит к жизненному успеху, совсем немного. Например, иногда таковыми оказываются истории, когда инвалид, имеющий серьезные ограничения физических возможностей, не сидит дома и не жалуется на судьбу, а бросает вызов жизненным обстоятельствам, профессионально занявшись спортом. Вполне возможно, ему удастся добиться на этом поприще успехов и победить в специальных соревнованиях для людей с ограниченными возможностями (проводятся даже специальные паралимпийские игры для таких людей), но если и нет — все равно он перейдет от пассивной и беспомощной жизни к активной, осмысленной и интересной.

Впрочем, в большинстве областей человеческой деятельности подход «заниматься тем, в чем мои возможности наиболее ограничены», не оправдан. Если у кого-то выражены неустранимые дефекты речи, то его попытка «бросить вызов» обстоятельствам, став телеведущим, вряд ли приведет к чему-либо, кроме того, что он сделается всеобщим посмешищем. И паралимпийские игры никто для подобных «специалистов» проводить не станет. Хотя в других областях деятельности, не предъявляющих столь жесткие требования к устной речи, этот человек вполне мог бы добиться успехов.

Выбор профессии — дело, существенно влияющее на твою судьбу, и не очень умно совершать его «назло» кому-нибудь или чему-нибудь.

 

 9. Игнорирование медицинских противопоказаний. Повышенные требования к здоровью в целом или к отдельным его аспектам предъявляют очень многие профессии, а совершенно здоровых людей, к сожалению, не так уж и много. Связанные с этим сложности вероятны не только в таких профессиях, как летчик или пожарный, но и в более «приземленных» видах деятельности. Вот некоторые группы самых распространенных противопоказаний.

1. Зрение. С ним связано очень много противопоказаний: например, людям, страдающим близорукостью и вынужденным носить очки, крайне нежелательно заниматься любой работой, где требуется рассматривать мелкие детали или часто наклонять голову вниз. Монтажник электронных схем или ремонтник сотовых телефонов — работа явно не для них. А если у человека нарушено цветовое зрение, ему вряд ли стоит становиться водителем какого-либо транспорта.

2. Слух. При серьезных нарушениях слуха противопоказано большинство профессий, в которых подразумевается интенсивное устное общение или требуется реагировать на какие-либо звуки. Трудно представить себе хорошего продавца, учителя или оператора справочной службы, который не может расслышать, что ему говорят, и постоянно все переспрашивает.

3. Дыхательная система. При ее заболеваниях, особенно при астме, крайне нежелательно работать в условиях повышенного содержания в воздухе пыли, дыма, каких-либо химических веществ. Эти же противопоказания касаются и людей, организм которых склонен к аллергическим реакциям.

 4. Опорно-двигательный аппарат. Естественно, людям с существенными нарушениями опорно-двигательного аппарата не стоит выбирать профессии, подразумевающие высокую двигательную активность. При выраженных нарушениях осанки и сильном плоскостопии противопоказаны профессии, где приходится проводить много времени, стоя на ногах (например, повар или продавец-консультант в отделе, где персоналу запрещается работать сидя). Этот список далеко не полный. Если профессия предъявляет повышенные требования к состоянию здоровья, то перед обучением ей или перед трудоустройством тебе нужно будет пройти медицинскую комиссию, иногда довольно строгую. Бывает, молодые люди воспринимают это как искусственно созданные барьеры или считают, что «болячки — удел стариков». Но на самом деле подобные ограничения вполне оправданы, и обусловлены они в первую очередь заботой о здоровье тех, кто готовится к работе. Так что пусть даже такая медкомиссия не предусмотрена, все равно имеет смысл проконсультироваться с врачом, если имеются хоть малейшие сомнения по поводу того, насколько интересующая тебя профессия совместима с твоим здоровьем. Ведь забота о нем отвечает твоим собственным интересам.

Если достаточно волевой человек хочет во что бы то ни стало заниматься определенной работой, он рано или поздно найдет способ обойти почти любые противопоказания и препятствия в виде медкомиссий, и займется-таки ею.

Когда человек выбирает профессию, игнорируя медицинские противопоказания, он рискует окончательно испортить себе здоровье, а то и вообще жизни себя лишить. И не только себя! Представь, например, что произойдет, если водитель рейсового автобуса, больной вегетативно-сосудистой дистонией (заболевание, при котором возможно резкое падение артериального давления), потеряет на ходу сознание.

Желательно проконсультироваться с врачом, насколько интересующие тебя профессии совместимы с твоим состоянием здоровья.

 

10. Отсутствие запасных вариантов выбора. Необходимо всегда иметь несколько возможных вариантов продолжения обучения и работы, чтобы, если не подошел один из них, всегда располагать запасным вариантом действия. Не все желания и жизненные планы сбываются. Скажем, не удается поступить в тот вуз, куда хотелось бы (кстати, фраза «конкурс 4 человека на место» означает, что это не удалось сделать троим из четырех). Можно воспринять непоступление как крушение всех жизненных планов и надежд, а можно получить среднее специальное образование, а потом поступить сразу на второй или тре­тий курс вуза. В некоторые профессии путь, возможно, окажется закрыт в связи с тем, что возникнут проблемы со здоровьем. Перед тем, кто не мыслит свое будущее вне связи с интересующей сферой, встает выбор: или отказаться от своей мечты, или все равно «пробиваться», находя способ обойти ограничения. Первый вариант может сделать человека несчастным надолго, если не навсегда, второй — окончательно лишить здоровья. Тот же, у кого есть на примете и другие варианты профессионального развития, сможет подойти к этой ситуации более гибко. Например, найти себе какую-то схожую профессию, требования к здоровью в которой менее жесткие.

 В жизни много случайностей, все предвидеть немыслимо. Чтобы остаться «на плаву» при любых обстоятельствах, важно предусматривать запасные варианты профессионального самоопределения.

Приложение 4.

Государственные вузы Нижегородской области.

Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского (ННГУ.) Национальный исследовательский университет. Факультеты: биологический,  военного обучения,  высшая школа общей и прикладной физики, вычислительной математики и кибернетики, иностранных студентов, исторический,  малая академия государственного управления международных отношений, механико-математический, факультет радиофизический, социальных наук, управления и предпринимательства, физический факультет, физической культуры и спорта, филологический, финансовый, химический, юридический, экономический, центр дистанционного образования, центр дополнительного профессионального ориентирования.

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (ННГАСУ). Факультеты и институты:общетехническийинженерно-строительныйинженерно-экологических систем и сооружений, институт архитектуры и градостроительства, институт экономики и права, гуманитарно-художественный институт, международный институт экономики права и менеджмента, факультет дистанционного обучения.

Нижегородская государственная медицинская академия (НГМА). Факультеты: фармацевтический (очная, заочная формы обучения)стоматологический (только очная)высшее сестринское дело (заочная)медико-профилактический (очная)лечебный (очная)медико-профилактический (очная).

Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева (НГТУ). Факультеты и институты: автозаводская высшая школа управления и технологии, автомобильный факультет автоматики и электромеханики, инженерный физико-химический факультет, факультет материаловедения и высокотемпературных технологий, факультет морской и авиационной техники, факультет морской и авиационной техники, факультет коммуникационных технологий, экономики, менеджмента и инновации, институт радиоэлектроники и информационных технологий, сормовский вечерний факультет, заочно-вечерний факультет, факультет довузовской подготовки, факультет подготовки специалистов высшей категории.

Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова (НГЛУ). Институты и факультеты, специальности: институт лингводидактики с факультетами: английского языка (теория и методика преподавания иностранных языков и культур, связи с общественностью, реклама)факультет немецкого языка (теория и методика преподавания иностранных языков и культур)факультет французского языка (теория и методика преподавания иностранных языков и культур)филологический факультет (специальность – филология)факультет международных отношений (с английским языком, немецким языком, государственное и муниципальное управление с французским языком, менеджмент в гостиничном и туристическом бизнесе с английским языком)переводческий факультет (перевод и переводоведение – английский, немецкий, французский языки, журналистика с английским языком)Факультет довузовского образования, факультет дополнительного профессионального образования специалистов.

Нижегородский государственный педагогический университет (НГПУ). Факультеты и специальности: естественно-географический факультет (география, химия, биология, экология, природопользование, естественно-научное образование и др.)исторический факультет (история, история и социальная педагогика)Философско-теологический факультет (философия, теология)факультет математики, информатики и физики (математика, информатика, физика и др.)психолого-педагогический факультет (английский язык, дошкольная педагогика и психология, олигофренопедагогика, специальная психология, логопедия, социальная педагогика, психология, педагогика и методика начального образования, возрастная психология)технолого-экономический факультет (технология и предпринимательство (с дополн. специальностями и специализациями, в том числе ИЗО, домоведение, социально-культурный сервиз и туризм, декоративно-прикладное искусство, безопасность жизнедеятельности в техносфере), факультет физической культуры, филологический факультет (русский язык и литература, с 3-го курса можно получить дополнительную специальность: «практическая журналистика», «литературно-художественное краеведение», «русская словесность», «МХК», «религиоведение»)факультет довузовской подготовки.

Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия (НГСХА). Факультеты и специальности: агрономический (агрономия, землеустройство, технология производства и переработки с/х продукции)агрохимии и агро-экологи и ветеринарный, лесного хозяйства, зооинженерный, инженерный (механизация с/х, механизация переработки с/х продукции, технология обслуживания и ремонта машин в АПК)экономический (экономика и управление в предприятиях АПК, бухучет, анализ и аудит) довузовский факультет.

Волжская государственная академия водного транспорта (ВГАВТ). Факультеты: юридический, электромеханический, экономический, кораблестроения, гидротехники и защиты окружающей среды, судовождения, экономики и управления.

управления Нижегородская государственная консерватория имени М. И. Глинки (НГК). Факультеты и специальности: фортепианный, оркестровый (струнное отделение, отделение духовых инструментов, факультет народных инструментов, вокальный, дирижерско-хоровой (оперно-симфоническое дирижирование и дирижирование академическим хором, композиторско-музыковедческий (отделение композиции, отделение «музыковедение», отделение «музыкальная звукорежиссура»)отделение музыкального театра, факультет художественного образования.

 Волго-Вятская академия государственной службы (ВВАГС). Факультеты и специальности: управления экономики и права очного обучения (государственное и муниципальное управление, менеджмент организации, финансы и кредит, мировая экономика, маркетинг, прикладная информатика, юриспруденция)заочного обучения, факультет среднего профобразования и до вузовской подготовки, факультет ускоренного обучения и магистерской подготовки.

Государственный университет Высшая школа экономики Нижегородский филиал (ГУ ВШЭ НФ). Факультеты: экономики, менеджмента, бизнес-информатики и прикладной математики, права, подготовки-переподготовки и повышения квалификации, центр довузовской подготовки, центр языковой подготовки.

Нижегородский коммерческий институт (НКИ).  Специальности: коммерция (торговое дело, менеджмент организации, прикладная информатика в экономике, антикризисное управление, финансы и кредит, бухгалтерский учет, анализ и аудит, юриспруденция (на базе 11 классов).

Волжский государственный инженерно-педагогический университет (ВГИПУ). Институты и факультеты: социально-экономический институт, профессионально-педагогический институт, автомобильный институт, факультет среднего профобразования, институт дизайнаСпециальности:природопользованиепсихологияюриспруденцияфинансы и кредит, менеджмент организации, сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)организация перевозок и управление на транспорте, экономика и управление на предприятии (по отраслям), прикладная информатика (в менеджменте), дизайн, искусство интерьера, сервис домоведение, информационные системы и технологии.

Арзамасский государственный педагогический институт имени А. П. Гайдара. Факультеты: физико-математический, исторический, филологический, естественно-географический, дошкольного и начального образования, психолого-педагогический (педагогика и психология, социальная педагогика, психология, социальная работа), социально-культурный сервис и туризм.

Саровский государственный физико-технический институт (СГФТИ). Факультеты: информационных технологий и электроникиэкономико-математическийфизико-техническийгуманитарный.

Нижегородский государственный инженерно-экономический институт (НГИЭИ). Факультеты и специальности: экономический (экономика и управление на предприятиях по отраслям, бухучет, анализ и аудит)инженерный (технология обслуживания и ремонта машин в АПК, механизация с/х, технология швейных изделий)среднего профобразования (экономика и бухучет, механизация с/х, технология швейных изделий).

Ивановская государственная текстильная академия Нижегородский филиал (ИГТА НФ). Специальности: конструирование швейных изделий, технология швейных изделий, экономика и управление на предприятии.

Московский государственный университет технологий и управления, Нижегородский филиал (МГУТУ НФ). Факультеты и специальности: технологический менеджмент (технология продукции общественного питания, технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий, товароведение и экспертиза товаров)экономика и предпринимательство (экономика и управление на предприятии.

Российская академия правосудия Приволжский филиал (РАП ПФ). Факультеты: факультет подготовки специалистов для судебной системы (юридический).

Московский государственный университет путей сообщения, Нижегородский филиал (МГУПС НФ). Факультеты и специальности (заочная форма обучения):экономический (менеджмент организации, экономика и управление на предприятии; бухучет, анализ и аудит)управление процессами перевозок (организация превозок и управление на транспорте, автоматика, телемеханика и связь на ж/д транспорте, вычислительные машины, комплексы, системы и сети)транспортные средства (вагоны, локомотивы, электрический транспорт ж/д, электроснабжение ж/д)транспортные сооружения и здания (пром. теплоэнергетика, промышленно - гражданское строительство, строительство ж/д, путь и путевое хозяйство, мосты и транспортные тоннели, водоснабжение и водоотведение; подъемотранспортные, строительные дорожные машины и обрудование. Факультеты (очная форма обучения):организация перевозок и управление на транспорте, национальная экономика,  строительство ж/д путь и путевое хозяйство.

Российский государственный гуманитарный университет Нижегородский филиал (РГГУ НФ). Специальности: экономика и управление на предприятии (городское хозяйство), финансы и кредит, менеджмент организации, документационное обеспечение управления, прикладная информатика (в информационной сфере).

Сочинский государственный университет туризма и курортного дела, Нижегородский филиал (СГУТиК НФ). Факультеты: адаптивной культуры, менеджмент организации.

Дополнительнуюи подробную  информацию можно получить на сайтах: образованиероссии.рф, college.EduNetwork.ru,  professorrating.ru

Приложение 5.

Топ-5 самых востребованных профессий в Нижегородской области.

Конечно, выбирать профессию лучше по велению души. Однако хочется не только заниматься любимым делом, но и быть востребованным специалистом и получать за свой труд хорошую заработную плату. Так что всем абитуриентам советуем: прежде чем относить в вуз документы, присмотритесь, какие специалисты сегодня ценятся выше остальных. Портал Работа@Mail.ru недавно провел масштабное исследование рынка труда и выяснил, какие профессии стали дефицитными за последние пять лет в России и в Нижегородской области в частности. Пятерка лидеров выглядит следующим образом.

1. Программисты. В быстро развивающейся информационной среде программисты нужны практически всем, что уж говорить о Нижнем Новгороде, который в последнее время считается столицей информационных технологий. В таких условиях программисты становятся разборчивее - чтобы заманить к себе высококвалифицированного профи, нужно предложить ему высокую зарплату. Кстати, доходы у PHP-программистов и Java-программистов за последние три года выросли на 20%.

2. Менеджеры по продажам вот уже который год не выходят из рейтингов самых востребованных профессий. Однако сейчас от менеджеров требуют, чтобы они не только умели ладить с людьми, но и разбирались в том, что продают. То есть хочешь продавать медицинское оборудование - покажи диплом медицинского училища или вуза, на строительном рынке планируешь трудиться - похвались знаниями, полученными в профильном учебном заведении.

3. Высококвалифицированные рабочие. На нехватку качественной рабочей силы работодатели жалуются вовсю - на одну позицию токаря, например, претендуют всего 2 кандидата, на сантехника - 3,3, электрика - 3,7. Так что хорошие маляр-штукатур, каменщик-бетонщик, разнорабочий, слесарь, швея, арматурщик и монтажник без работы точно не останутся.

4. Инженеры. Самые желанные специалисты - в сферах добычи сырья, строительства/недвижимости, медицины и проектировки. Большой популярностью пользуются инженеры-сметчики, инженеры-технологи и инженеры по слаботочным системам.

5. Врачи. Стоматологов в Нижнем Новгороде хоть отбавляй - зато в дефиците отоларингологи, неврологи и офтальмологи. Прогресс не стоит на месте - появляются в медицинской сфере и новые востребованные специальности. Например, репродуктолог - врач, занимающийся проблемами бесплодия. Пока в городе их совсем мало.

Больше всех зарабатывают программисты и директоры

Конечно же, для всех специалистов, в том числе и будущих, самый животрепещущий вопрос - на какую заработную плату они могут рассчитывать. По данным рекрутеров, средняя зарплата в Российской Федерации сегодня составляет 26 000 рублей в месяц, в Приволжском округе - 19 630 рублей, в Нижегородской области - 20 433 рубля.По данным городского центра занятости, пятерку самых высокооплачиваемых профессий в 2012 году возглавили: менеджер, врач, директор, производитель, электрогазосварщик.

Сегодня средняя заработная плата в рублях за месяц, которую предлагают работодатели по наиболее искомым вакансиям:

администратор - 16 400 руб. секретарь - 15 750 руб. программист - 50 840 руб директор - 41 800 руб руководитель отдела - 33 400 руб бухгалтер - 22 850 руб аудитор - 31 560 руб продавец - 17 760 руб торговый представитель - 28 500 руб.

- Данная информация - средняя по городу, возможны значительные отклонения в связи с разной зарплатной политикой в тех или иных компаниях, - уточнили в городском центре занятости населения.

КСТАТИ Уровень официальной безработицы в Нижегородской области составил 0,7%, по результатам МОТ - 5,4%, коэффициент напряженности - 0,3 соискателя на вакансию. Среди безработных 60% составляют женщины, 20% - молодежь в возрасте 16 - 30 лет, 21,3% - граждане из сельской местности.

КСТАТИ

Уровень официальной безработицы в Нижегородской области составил 0,7%, по результатам МОТ - 5,4%, коэффициент напряженности - 0,3 соискателя на вакансию.

Среди безработных 60% составляют женщины, 20% - молодежь в возрасте 16 - 30 лет, 21,3% - граждане из сельской местности.

С сайта службы занятости.

Банк вакансий и наиболее востребованные профессии в Нижегородской области (по состоянию на 14.04.2016 года)

15.04.2016 г.

По состоянию на 14.04.2016 года в банке вакансий Нижегородской области содержится 21 931 вакансия, из них 18 349 вакансий, предназначенных для трудоустройства на постоянное место работы.

В разрезе видов экономической деятельности наибольшую потребность заявляют: обрабатывающие производства – 21,1%, здравоохранение – 13,8%,  транспорт и связь – 11,6%, оптовая и розничная торговля – 11,5%, сельское хозяйство – 6,4%, образование – 6,4%.

Из заявленных работодателями вакансий 62,5 % предназначены для трудоустройства по рабочим профессиям и 37,5 % - для трудоустройства служащих.

Средний уровень заработной платы в Нижегородской области по состоянию на 14.04.2016 года составляет - 16 830 рублей. Наиболее высокооплачиваемые профессии банка вакансий Нижегородской области:

- геодезист – 70 000 тыс. рублей,

- начальник отдела (на предприятиях, осуществляющих коммерческую деятельность) - 50 000 тыс. рублей,

- начальник лаборатории (на предприятиях социально-бытового обслуживания населения) - 50 000 тыс. рублей,

- электросварщик – 44 942 тыс. рублей,

- начальник участка (в строительстве) - 43 333 тыс. рублей,

- начальник отдела (в промышленности) - 42 500 тыс. рублей,

- начальник службы (на транспорте, в связи, материально-техническом снабжении и сбыте) - 41 939 тыс. рублей,

- начальник сектора (специализированного в прочих отраслях) - 40 000 тыс. рублей,

- радиомеханик по ремонту радиоэлектронного оборудования - 37 500 тыс. рублей.

Рынок труда является постоянно меняющейся сферой экономики, спрос на специалистов различного профиля зависит от множества факторов таких как: спрос на товары и услуги, производительности труда, внедрения в производство новых технологий, структуры экономики, совокупности отраслей и предприятий. В последнее время рабочие профессии наиболее востребованы на рынке труда, а потребность предприятий в квалифицированных кадрах с каждым годом только растут.

Наиболее востребованными профессиями в Нижегородской области по состоянию на 14.04.2016 года являются:

- профессии для квалифицированных рабочих кадров: водитель, кондуктор, продавец, швея, слесарь, оператор, контролер, повар, рабочий, токарь и др.,

- профессии для неквалифицированных рабочих кадров: подсобный рабочий, уборщик производственных и служебных помещений, мойщица (санитарка), дворник, грузчик, вахтер, кладовщик, горничная, курьер и др.,

- специальности для служащих: врач, инженер, менеджер, медицинская сестра, специалист, воспитатель, военнослужащий, фельдшер, агент охранник, бухгалтер др.

Перечень приоритетных профессий (специальностей) для профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан в 2016 году разработанный в соответствии со статьей 7.1-1 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032 «О занятости населения в Российской Федерации:

1.         Агроном

2.         Аппаратчик

3.         Аппаратчик нагрева теплоносителей

4.         Аппаратчик перегонки

5.         Аппаратчик установки опытного производства

6.         Арматурщик-бетонщик

7.         Бактериолог

8.         Бетонщик

9.         Бухгалтер

10.       Вальцовщик

11.       Ветеринарный врач,

12.       Ветеринарный фельдшер

13.       Водитель автотранспортного средства

14.       Водитель погрузчика

15.       Газорезчик

16.       Газоэлектросварщик

17.       Гальваник

18.       Гидролог

19.       Главный инженер

20.       Главный механик

21.       Главный технолог

22.       Главный энергетик

23.       Доводчик-притирщик

24.       Долбежник

25.       Жестянщик

26.       Животновод

27.       Заливщик металла

28.       Зоотехник

29.       Изготовитель арматурных сеток и каркасов

30.       Изолировщик на термоизоляции

31.       Инженер

32.       Испытатель агрегатов, приборов и чувствительных элементов

33.       Каменщик

34.       Кладовщик

35.       Конструктор

36.       Контролер

37.       Котельщик

38.       Кровельщик

39.       Кузнец на молотах и прессах

40.       Лаборант

41.       Литейщик

42.       Маляр

43.       Мастер

44.       Машинист автовышки и автогидроподъемника

45.       Машинист крана

46.       Машинист на молоте, прессе, манипуляторе

47.       Машинист насосных установок

48.       Машинист экскаватора

49.       Машинист-экструдера

50.       Медник

51.       Менеджер

52.       Металлизатор

53.       Монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций

54.       Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов

55.       Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования

56.       Монтажник электрооборудования летательных аппаратов

57.       Наладчик автоматических линий и агрегатных станков

58.       Наладчик деревообрабатывающего оборудования

59.       Наладчик КИПа

60.       Наладчик литейных машин

61.       Наладчик станков и манипуляторов с программным управлением

62.       Наладчик технологического оборудования

63.       Наладчик-оператор станков и манипуляторов с ПУ

64.       Настильщик

65.       Оператор котельной

66.       Оператор машинного доения

67.       Оператор окрасочно-сушильной линии и агрегата

68.       Оператор по установке дополнительных опций

69.       Оператор поста управления

70.       Оператор прецизионной фотолитографии

71.       Оператор раскройного оборудования

72.       Оператор токарных станков с ЧПУ

73.       Оператор чесального-вязального оборудования

74.       Оптик элементов квантовых приборов

75.       Отделочник изделий из древесины (оператор покрасочной линии)

76.       Печник

77.       Плотник

78.       Подготовитель сталеразливочных канав

79.       Полировщик

80.       Портной

81.       Правильщик проката и труб

82.       Прессовщик изделий из пластмасс

83.       Разливщик стали

84.       Раскладчик лекал

85.       Раскройщик

86.       Регулировщик РЭАиП

87.       Сборщик изделий микроэлектронной техники

88.       Сборщик корпусов металлических судов

89.       Сборщик-клепальщик

90.       Сверловщик

91.       Слесарь аварийно-восстановительных работ

92.       Слесарь КИПиА

93.       Слесарь механосборочных работ

94.       Слесарь по изготовлению и доводке деталей летательных аппаратов

95.       Слесарь по изготовлению узлов и деталей

96.       Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике

97.       Слесарь по обследованию и ремонту тепловых сетей

98.       Слесарь по строительно-монтажным работам

99.       Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования

100.     Слесарь-инструментальщик

101.     Слесарь-монтажник судовой

102.     Слесарь-ремонтник

103.     Слесарь-сантехник

104.     Слесарь-сборщик

105.     Слесарь-сборщик авиационных приборов

106.     Слесарь-сборщик РЭАиП

107.     Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования

108.     Слесарь-электромонтажник

109.     Сталевар электропечи

110.     Сталевар электроплавильной печи

111.     Станочник деревообрабатывающих станков

112.     Станочник широкого профиля

113.     Столяр

114.     Строгальщик

115.     Стропальщик

116.     Съемщик-укладчик стекла

117.     Термист

118.     Токарь

119.     Травильщик прецизионного травления

120.     Тракторист

121.     Трубопроводчик судовой

122.     Фрезеровщик

123.     Футеровщик-каменщик

124.     Чистильщик

125.     Швея

126.     Шлифовщик

127.     Шлифовщик пьезокварцевых пластин и кристаллов

128.     Штукатур

129.     Эколог

130.     Экономист

131.     Электрик

132.     Электрогазосварщик

133.     Электромеханик

134.     Электромонтажник-схемщик

135.     Электромонтер линейных сооружений телефонной связи и радиофикации

136.     Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования

137.     Электромонтер по ремонту оборудования

138.     Электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах

139.     Электрослесарь

140.     Электроэрозионист

141.     Юрист

Список самых востребованных профессий 2016 в России сегодня на волне популярности.

Сфера компьютерных технологий – в чем ее особая привлекательность

Сегодня так называемая сфера IT популярна, как никогда. Ведь все больше и больше людей, а также бизнеса уходит именно в виртуальный мир. Покупки стали неощутимыми: вы делаете заказ в интернет-магазине, оплачиваете картой и только получаете заказ на руки. При этом вы минуете все основные процессы. Так же и со многим другим.

В итоге самые востребованные профессии в 2016 году в России – это компьютерные специалисты. И тут огромное количество вариантов, как бы ни казалось это странным. Причем о многих вариантах специальностей молодое поколение и не слышало.

В списке следующие варианты:

 html-верстальщик;

 дизайнер веб-сайтов;

 программисты в различных областях;

 тестировщики программного обеспечения;

 системные администраторы и многие другие.

Плюсом подобного рода специальностей можно назвать тот факт, что обучиться азами и разить свои таланты всегда можно самостоятельно. Для этого есть большое количество литературы — как в магазинах, так и в сети. Кроме того, такие специальности позволяют подбирать удобные для себя варианты работы и расположение рабочего места. Например, всегда можно работать из дома и при этом получать достаточно хорошие деньги.

Медики – особая ступень списка востребованных специальностей.

Перечень самых перспективных и высокооплачиваемых профессий в 2016 году продолжают медики. В принципе, они з лидеров никогда особенно не выбиваются и всегда находятся на первых местах рейтинга. Объясняется все это достаточно просто. Люди всегда хотят жить и желательно, чтобы было хорошее здоровье. Есть и те, для кого особенно важна красота. Поэтому работа у медиков будет всегда.

Плюсом становится тот факт, что сегодня врачам есть куда развиваться:

открывают новые направления лечения;

 изобретают новые аппараты;

 открывают новые заболевания и многое другое.

Однако стоит понимать, что далеко не каждый врач может считаться высокооплачиваемым. Тут главное – грамотно выбрать специализацию. Так, например, своеобразный рейтинг медицинских профессий выглядит следующим образом:

 стоматологи;

 гинекологи;

 неврологи;

 кардиологи;

 эндокринологи;

 хирурги;

 психиатры;

 дерматологи;

 врачи общей практики.

Творческие работники на пике популярности.

Несмотря на то, что сейчас время кризисное, и рекламные акции повсюду сворачиваются, все равно компании, которые продолжают удерживаться на плаву, стараются вкладываться в маркетинг. Естественно, с поправками. Сегодня никто не хочет платить за услуги, которые не приносят результат. При этом самые высокооплачиваемые профессии 2016 года относятся именно к рекламной сфере и PR.

Так, например, востребованы:

 менеджеры по продажам и их руководители;

 специалисты, занимающиеся развитием бизнеса и продумыванием специальных стратегий;

 бренд-менеджеры;

 те, кто работают с клиентами;

 специалисты по продвижению сайтов;

 контент-менеджеры и многие другие.

Однако, чтобы добиться успехов, придется сильно постараться. Ведь необходимо обладать креативным и нестандартным мышлением, определенной смелостью и умением брать на себя ответственность.

Рабочие специальности – новый старый тренд.

Сегодня на фоне спада в экономике и необходимости восстановления экономики на первый план также выходят, казалось бы, забытые варианты профессий, традиционно называющиеся рабочими.

В связи с этим становятся снова нужными:

 монтеры;

 электрики;

 слесари;

 арматурщики;

 плотники и другие.

Важно очень здраво оценить свои силы и выбрать работу не только востребованную, но и чтобы она была по душе. Это позволит получать настоящее удовольствие от работы.

Выбирая для себя подходящую профессию, многие люди ориентируются на актуальность направления, а также востребованность самой профессии в выбранной сфере. Подобный подход если не гарантирует 100%-ное трудоустройство, то хотя бы позволяет существенно повысить шансы на получение высокооплачиваемой специальности. В данной статье мы рассмотрим самые востребованные профессии, пользующиеся спросом не только на территории нашей страны, но и за рубежом.

Актуальные направления.

На сегодняшний день имеется немало интересных направлений, которые либо набирают обороты, либо же являются перспективными. По мнению многих экспертов, специалисты именно в этих областях будут самыми высокооплачиваемыми и востребованными. К самым популярным и активно развивающимся сферам можно отнести:

        IT-сферу;

        область рекламы и продаж;

        рабочие специальности;

        аграрные технологии;

        сферу медуслуг.

В каждой из вышеупомянутых областей существует ряд специальностей, которые пользуются наибольшим спросом. При этом можно смело утверждать: какую бы специальность из указанных отраслей вы ни выбрали, без работы не останетесь, если, конечно, овладеете нужными навыками и умениями в необходимой степени.

Лучшие профессии для девушек.

Существует статистика, по которой актуальные специальности разделяются и по гендерному признаку. Имеются определенные области, в которых наибольших высот достигают либо женщины, либо же мужчины. Четкого разграничения нет, однако статистические данные позволяют провести условное разделение, согласно которому женщины могут наилучшим образом профессионально реализоваться в таких сферах:

        консультанты и психологи. Именно из женщин получаются самые успешные психологи и консультанты. Во многом это обусловлено умением женской натуры расположить к себе собеседника и тонко чувствовать смену его настроения. Согласно данным, в каждой уважающем себя предприятии имеется хотя бы один психолог и в большинстве случаев данную вакансию занимают женщины;

        медики. Медицина покорилась женщинам, благодаря их умению четко и своевременно реагировать на ситуацию, запоминать мельчайшие детали и тепло относиться к пациентам. При этом самые высокооплачиваемые специалисты, такие как эндокринологи и офтальмологи, – женщины;

        специалисты PR. Хорошо развитая интуиция и чутье разрешают амбициозным девушкам достигать немалых успехов в области PR. За внешней мягкостью и покладистостью женщин-профессионалов часто скрывается напористость и целеустремленность, которые с большой вероятностью гарантируют женщинам победу;

        экологи. Данную сферу деятельности чаще всего выбирают именно женщины. И поскольку экологическая ситуация во всем мире ежегодно только ухудшается, профессия эколога входит в топ-5 востребованных специальностей мира;

        маркетологи. На самом деле, данная область в равной степени покорилась и мужчинам, и женщинам. Однако анализ современного рынка и построение прогнозов на будущее все-таки лучше удается женщинам.

Читайте также: Какие профессии имеют право на досрочную пению и условия начисления

Лучшие профессии для мужчин.

Несмотря на некоторую размытость границ между женскими и мужскими специальностями, она все еще остается зримой. Благодаря физической силе и аналитическому складу ума, мужчин выбирают на должности, которые требуют наличия специфических качеств. В первую очередь речь идет об умении быстро и четко принимать решения, стрессоустойчивости, тяге к лидерству, а также смелости и умении справляться со сложными задачами, требующими молниеносного разрешения. Самые востребованные профессии для мужчин включают такие направления и специальности:

        юристы. Щепетильность и умение разбираться во всем в мельчайших подробностях позволили занять мужчинам передовые позиции в сфере юриспруденции. Из них получаются лучшие прокуроры и адвокаты, ведущие консультанты и судьи;

        IT-специалисты. Благодаря аналитическому мышлению мужчинам удается гораздо быстрее овладеть знаниями в области техники и электроники. Квалифицированные специалисты ценятся очень дорого на мировом рынке, поскольку во многом продвижение любых услуг и товаров происходит посредством компьютерных интернет-технологий;

        банковские работники. Престижная работа в банковской отрасли сопряжена с решением множества нестандартных задач и кризисных ситуаций. И именно стрессоустойчивость и холодный ум разрешили мужчинам добиться успехов в данном направлении;

        инженеры. Строительство априори считается мужской деятельностью. В данной области ценится физическая сила, а также специфический «мужской» склад ума. Поэтому мужчины-проектировщики и инженеры пользуются большим спросом на современном рынке профессий;

        маркетологи. Сжатые сроки и «нервная обстановка» практически не сказываются на производительности мужчин-специалистов, чего не скажешь о женщинах, которые многое принимают слишком к сердцу и не способны оперативно решать проблемы.

Данная классификация не претендует на истину в последней инстанции, ведь естьнемало успешных женщин, которые добились высоких результатов в данных областях. Однако в большинстве своем, по статистическим данным, эти отрасли принадлежат именно мужчинам.

Вместе с тем стоит сразу же предоставить перечень специальностей, относящихся к числу самых престижных в России:

        IT-специалисты;

        юристы;

        бухгалтеры;

        логисты;

        маркетологи.

Заключение

Самые востребованные профессии – вот основной критерий, согласно которому нужно определяться с будущей специальностью. При этом немаловажно ориентироваться и на собственные интересы и настроения. Многие молодые люди в погоне за престижем и финансовым благополучием выбирают сферы, к которым у них душа не лежит. Определяясь с будущей областью профессиональной деятельности, стоит оценивать не только размер ежемесячной заплаты, но и собственный уровень эмоционального комфорта.

Топ-7 самых ненужных профессий в России

Автор: Vault Boy

16 октября 2015 18:27

  Эксперты составили список самых невостребованных профессий на сегодняшний день. Рейтинг был составлен на анализе рынка труда одного из ведущих кадровых агентств IBC Human Resources.

 

7. Графические дизайнеры заняли седьмую строчку.

6. Не вошли в первую пятерку юристы. Как объясняют эксперты, это связано с тем, что в последние годы российские вузы подготовили слишком много специалистов в этой сфере. В результате многочисленным выпускникам юридических факультетов сейчас нелегко найти себе работу по специальности.

5. Также не пользуются большим спросом менеджеры по персоналу и рекрутеры, что определенно является еще одним «отголоском» экономического кризиса.

4. Традиционно специалисты в сфере продаж пользуются большой популярностью, однако и в этой отрасли есть профессии, которые не очень востребованы на рынке труда. Это тренеры по сетевым продажам.

3. Также не пользуются большим спросом специалисты в сфере связи: инженеры и монтажники, они занимают третью строчку рейтинга.

2. "Серебро" в этом сомнительном рейтинге досталось страховым агентам. Возможно, это связано с тем, что рынок страхования еще не преодолел кризисные тенденции окончательно.

1.Как ни странно, на первом месте в рейтинге наименее популярных профессий оказались государственные служащие, а именно полицейские и инспекторы. Как отмечают эксперты, это связано с с грядущими сокращениями штата в силовых структурах.

 

Впрочем, специалисты, проводящие опрос, советуют не расстраиваться обладателям указанных специальностей. Ведь анализ рынка труда показывает, что и юристы и инженеры и менеджеры по продажам с хорошим опытом работы и навыками обязательно находят работу.

Источник: hrm.ru

 Приложение 6.

Отчет о работе над проектом.

Введение.

  • Тема моего проекта._________________________________________________________________________________________________
  • Я выбрал(а) эту тему, потому что______________________________________________________________________________________
  • Цель моей работы:___________________________________________________________________________________________________
  • Проектным продуктом будет_________________________________________________________________________________________
  • Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как ____________________________________________________________________
  • План моей работы:
  • Выбор темы и уточнение названия____________________________________________________________________________________
  • Сбор информации (где и как искал(а) информацию)_____________________________________________________________________
  • Изготовление продукта (что и как делал(а)_____________________________________________________________________________
  • Написание письменной части проекта (как это делал(а)__________________________________________________________________

Основная часть.

  • Я начал(а) свою работу с того, что____________________________________________________________________________________
  • Потом я приступил(а)______________________________________________________________________________________________
  • Я завершил(а) работу тем, что_________________________________________________________________________________________
  • В ходе работы я столкнулся(сь) с такими проблемами_____________________________________________________________________
  • Чтобы справиться с возникшими проблемами, я__________________________________________________________________________
  • Я отклонился(сь) от плана (указать, когда был нарушен график)____________________________________________________________
  • План моей работы был нарушен, потому что_____________________________________________________________________________
  • В ходе работы я принял(а) решение изменить проектный продукт, так как ___________________________________________________________________________________________________________________
  • Но мне удалось/ не удалось достичь цели проекта, потому что______________________________________________________________

Заключение.

  • Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например, ___________________________________________________________________________________________________________________
  • Это произошло потому, что ___________________________________________________________________________________________
  • Если бы я начал(а) свою работу заново, я бы ____________________________________________________________________________
  • В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы ___________________________________________________________________________________________________________________
  • Я думаю, что я решил(а) проблему своего проекта, так как ___________________________________________________________________________________________________________________
  • Работа над проектом показала мне, что (узнал(а) о себе и проблеме, над которой работал(а) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-викторина по иностранному языку «Моя будущая профессия» для профессии "Мастер швейного оборудования"

Викторина проводится на завершающем этапе обучения иностранному языку. На заключительном этапе обучающиеся должны уметь оперировать на иностранном язые профессиональными терминами, осознавать значимос...

БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр

Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...

Проект внеклассного мероприятия по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»

Представляю вашему вниманию проект внеклассного мероприятия для учащихся 9 классов по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»По доминирующей деятельности проект уч...

Проект внеклассного мероприятия по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»

Представляю вашему вниманию проект внеклассного мероприятия для учащихся 9 классов по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»По доминирующей деятельности проект уч...

Методическая разработка урока-7 класс. Человек и его профессия. Выставка работ “Моя будущая профессия”

Методические рекомендации к занятию.Урок способствует формированию таких универсальных учебных действий, как анализ, обобщение, формулировка выводов, извлечение необходимой информации из текста. Учени...

Вебинар "Профессия:Учитель" (на основе билингвального классного часа "Я и моя будущая профессия")

Содержание вебинара "Профессия: Учитель"подготовлено на основе материалов билингвального классного часа «Я и моя будущая профессия» и знакомит учащихся и их наставников с методич...