Патриотическое воспитание младших школьников
методическая разработка (5 класс) на тему

Аршинова Жанна Вячеславовна

Патриотическое воспитание

младших школьников

Выступление на МО классных руководителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx17.89 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание

младших школьников

Выступление на МО классных руководителей

«В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки». (Тарас Григорьевич Шевченко). Огромное значение имеет патриотическое воспитание в формировании личности школьника, формировании юного гражданина России.

Я убеждена, что гражданско-патриотическое воспитание одно из приоритетных направлений воспитательной работы в школе. Слова «патриот», «патриотизм», «гражданин» греческого (от греческого слова patris) происхождения и переводятся как соотечественник, родина. В российском лексиконе эти слова появились в петровскую эпоху.  

Обратимся к словарям. Толковый словарь Ожегова трактует патриотизм как любовь к Родине, преданность своему Отечеству, готовность к его защите. Кроме того, подчёркивается, что это чувство глубокое, древнее.

Патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям. Данное отношение проявляется в желании и стремлении знать историю своей страны, ее национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины.

Младший школьный возраст наиболее благоприятный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, доверчивость детей, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы.  

В младшем школьном возрасте происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения. Младший школьный возраст - это время, когда чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка - определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношения к окружающему миру. Эмоциональные переживания, а не разумные доводы, часто имеют доминирующее значение. Младший школьный возраст – наиболее подходящий для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

        На каждом возрастном этапе проявление патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности.

        Патриотизм применительно к ребенку младшего школьного возраста это формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, это потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства.

 В.А. Сухомлинский говорил, что прежде надо засеять семенами красоты поле детского сознания –  научить школьников чувствовать красоту родной земли, красоту человека, поступка. Любовь к Родине вбирает в себя любовь к родной природе, к труду к семье, школе, любовь к друзьям, к книгам и полотнам художников, любовь к своему делу, ко всему прекрасному и великому, чем живет наш народ.

        В воспитании патриотизма нет ничего несущественного. Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав чувство любви к людям, окружающим ребенка, – к сверстникам и взрослым. Умеет ли ребенок близко к сердцу принимать радости и тревоги, непосредственно не имеющие отношения к его личной жизни? Есть ли у него очень дорогие ему люди, ради которых он способен жертвовать своими интересами? Или же всё внимание ребенка сосредоточено на удовлетворении собственных прихотей и желаний?

Все это очень важно в воспитании патриотизма. Без умения остро ощущать красоту родной земли, красоту человеческого поступка нет гражданственности.

Направления патриотического воспитания детей младшего школьного возраста:

Семейное направление

Отношение к Родине начинает закладываться в семье. Именно родители первыми закладывают основы формирующейся личности, оставляют первый и самый глубокий след в душе ребенка. Любовь к Отечеству начинается с любви к матери, отцу, дедушкам, бабушкам, братьям и сестрам, с любви к родному дому, где человек родился, вырос, впервые испытал счастье жизни. Домашнее тепло - одно из условий счастливого детства. Счастливое детство способствует формированию доброго и здорового человека. Душевно здоровые, крепкие, развитые люди образуют здоровое общество. Следовательно, создание домашнего очага для ребенка - дело не только самих родителей, оно лежит в интересах общества.

Знакомство с семьей, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями.

Ребята изучают историю своей семьи, составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив, находят старые вещи («Бабушкин сундук»), описывают увлечения и традиции своей семьи и составляют герб семьи.

Весь собранный материал учащиеся начальной школы размещают в своих портфолио в разделе «Я и моя семья». Активно участвуют ребята в школьных конкурсах «Мои дедушка и бабушка меня научили», «География моей семьи», «Орден в моем доме» и др.

Историко-краеведческое направление

Патриотизм – это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились (Бернард Шоу).         

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.

      С чего начинается Родина?

                С заветной скамьи у ворот.

                С той самой березки, что во поле

                 Под ветром, склоняясь растет…

Любовь к родине начинается с изучения истории своего края.                                                                                                                                 Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного отношения к своим истокам.

Знакомство с городом, где живут школьники, его историей, гербом, традициями, достопримечательностями.

Экскурсии по городу «Их именами названы улицы нашего города», «История города в памятниках выдающихся людей»,  «Градообразующие предприятия города».

Гражданско-патриотическое направление.

Основано на любви к Родине и народу, гражданском долге готовности служению Отчизне.

Акция «Георгиевская ленточка» и «Ленточка Ленинградской Победы», смотр строя и песни, акция «Посылка солдату», «Старость в радость», «Подари тепло детям», Конкурс «Я имею право на образование», классный час ко Дню Конституции РФ, к Международному Дню Толерантности, экскурсии по местам боевой славы, открытка ветерану к Дню Победы и др.

Художественное направление.

Приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, музыкальному фольклору, народным играм.

На примерах классиков учатся любить и охранять Родину и родную природу, восхищаться подвигами героев, сопереживать

Уроки внеклассного чтения по произведениям Гайдара, Кассиля, Алексина и др.

Важнейшим компонентом патриотического воспитания является отношение к природе как дому человечества – Экологическое направление - воспитание любви к природе. Сбор макулатуры и акция «Чистый город».

Физкультурно-оздоровительное направление ориентировано на развитие силы, ловкости, выносливости и здоровьесбережения.

«Веселые старты», «Богатырские забавы», «А ну-ка, мальчики!», лонг-моб «Сочи 2014» и др.

        Активно в патриотической работе используется и метод проектов. Среди воспитательных средств проектная деятельность занимает особое место.

          Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с ним многие исследователи относят его к педагогическим технологиям XXI века. Проектная деятельность способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, инициативности, настойчивости, толерантности. Проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, учит работать в команде, воспитывает отзывчивость, стремление помочь товарищу. Главным отличием метода проектов является то, что в результате учащиеся не только получают новые знания, приобретают навыки культурного поведения, но и создают учебный продукт, материальный результат индивидуального и совместного труда.

Исследовательские и информационные проекты: «Я теперь вспоминаю, как песню…», «Недаром помнит вся Россия», «Вот такая Варежка», «Любимые герои, писатели, произведения» и др.

         «Сила патриотизма всегда пропорциональна количеству вложенного в нее труда». (Леонид Леонов). Патриотическое чувство не рождается само собой, это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека. Только продуманная и хорошо спланированная работа по патриотическому воспитанию поможет нам воспитать настоящего гражданина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки

Патриотическое  воспитание школьников: цель, задачи, принципыСовременное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется слож...

Буклет "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников на уроках".

В буклете дается небольшое определение патриотизма, цели работы педагога. Далее приводятся конкретные примеры на основе учебного материала (стр. учебника, задание), каким образом материал задачи м...