Воспитательная программа класса
рабочая программа на тему
Цель программы - формирование конкурентоспособной (успешной) личности, духовно и интеллектуально развитой, образованной, творческой, нравственно и физически здоровой, способной к сознательному выбору жизненной позиции, к самоопределению в современных социокультурных условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_vospitatelnaya_programma.doc | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение Подсинская средняя общеобразовательная школа
Программа воспитательной работы классного коллектива
«Движение»
Автор программы:
классный руководитель
Е. В. Зорина
2011 год
План программы:
- Пояснительная записка.
- Цель и задачи.
- Сроки и этапы реализации.
- Ожидаемые конечные результаты.
- Концепция программы.
- Ключевые понятия.
- Педагогические принципы.
- Методы, приёмы, формы.
- Приоритетные направления.
- Взаимодействие с социальными службами.
- Сотрудничество вне школы.
- Разделы программы.
- Мероприятия воспитательной работы.
- План воспитательной работы.
- Используемая литература.
2
Пояснительная записка:
С утверждением «Движение – это жизнь» не поспоришь, потому что большую часть своего времени мы (люди) проводим в движении, а дети особенно. Движение, с точки зрения философии, «это изменение вообще» или «взаимодействие материальных объектов». В свою очередь взаимодействие – это категория, отражающая процессы взаимодействия субъектов друг на друга, их взаимную определённость и порождение одним объектом другого. Это универсальная форма движения, развития. Определяет сущность существования и структурную организацию любой материальной и социальной среды. В свою очередь социальная среда включает непосредственное окружение человека - семью, трудовую, учебную и др. группы.
Школа, являясь образовательным учреждением, ориентирована на обучение, воспитание и развитие учащихся, имеет такие этапы, как урок и перемена. На уроке учащиеся двигаются при помощью физминуток (что – то делают или узнают новое), а на перемене двигаются самостоятельно (что – то делают или узнают новое). После уроков, идя домой, ребёнок что – то делает, видит, слышит. Из выше изложенного складывается образ счастливого человечка. А если ребёнка пассивен, малоподвижен, не желает ничего узнавать или что – то менять, то складывается образ несчастливого человечка. Значит, находясь в движении мы (люди), а особенно дети, познаём что –то новое, чему – то учимся и применяем к себе. В итоге каждый достигнет своего! Я считаю, что «личные вершины» будут достигнуты при помощи реализации программы «Движение».
3
Цель и задачи:
Цель программы - формирование конкурентоспособной (успешной) личности, духовно и интеллектуально развитой, образованной, творческой, нравственно и физически здоровой, способной к сознательному выбору жизненной позиции, к самоопределению в современных социокультурных условиях.
Задачи программы:
- Помочь учащимся в адаптации через практико-деятельностную основу всего воспитательного процесса;
- Привлекать родителей к разнообразной деятельности;
- Развивать у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан;
- Способствовать формированию у учащихся чувства патриотизма, гордости за свою Родину, город, край;
- Формировать у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни;
- Воспитывать духовную и политическую культуру;
- Развивать интеллектуальные и творческие способности каждого.
4
Сроки и этапы реализации:
Данная программа рассчитана на 5 лет (с 5 по 9 класс). Реализация программы будет основываться на совершенствовании и активизации работы классного руководителя в процессе образования, воспитания и развития учащихся.
1 этап: 5 класс (2011 – 2012 учебный год)
2 этап: 6 класс (2012 – 2013 учебный год)
3 этап: 7 класс (2013 – 2014 учебный год)
4 этап: 8 класс (2014 – 2015 учебный год)
5 этап: 9 класс (2015 – 2016 учебный год)
Ожидаемые конечные результаты:
Создание разносторонней личности:
- уважительно относится к себе и ко всем окружающим людям;
- умеет понимать других людей и готов помочь любому человеку;
- умеет уважительно относиться к культурным ценностям своей Родины;
- умеет быть культурным в коллективе и обществе;
- умеет самореализоваться.
5
Концепция программы:
Личностью называют совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность. Воспитание личности в человеке начинается в детстве и осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определённых общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации. Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка.
Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются: «Индивидуальность», «Самостоятельность», «Доброта», «Культура», «Воспитанность», «Творчество», «Взаимовыручка», «Семья», «Здоровье».
Программа строится на основе следующих педагогических принципов:
- Принцип включения родителей в педагогический процесс.
- Принцип всеобщего сотрудничества и товарищеской взаимопомощи.
- Принцип признания самобытности, уникальности, индивидуальности личности каждого ребёнка.
- Принцип культуросообразности воспитания.
- Принцип гуманизма.
6
Методы, приёмы, формы
реализации программы:
Методы:
- коммуникативная методика;
- личностно-ориентированный метод;
- метод креативного мышления;
- репродуктивный метод;
- метод критического мышления.
Приёмы:
- стимулирующие (доверие, просьба, одобрение, награда, побуждение и др.);
- тормозящие (намёк, возмущение, взрыв, ирония, приказ, предупреж-дение и др.).
Формы:
- классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации,
- тренинги, занятия;
- конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, соревнования, походы (туристические, культурологические), выступления;
- дебаты, дискуссии, круглые столы, конференции, брейн-ринги;
- встречи с интересными людьми.
7
Приоритетные направления работы:
❖ Здоровый образ жизни и экология;
❖ Патриот и гражданин;
❖ Нравственность и духовность, как основа личности;
❖ Трудовое воспитание;
❖ Правовое воспитание;
❖ Мир моих увлечений;
❖ Работа с семьёй.
8
Взаимодействие классного руководителя и классного коллектива с социальными службами:
9
Сотрудничество классного руководителя и классного коллектива вне школы:
10
Разделы программы воспитательной работы классного коллектива «Движение»:
9 класс
Тема | Основная воспитательная цель | Ключевые понятия | Личностные качества |
«Моё профессио-нальное самоопре-деление» | Создать условия для осознания каждым учащимся своей профессио-нальной направленности. | Профессия, специальность, мастерство, профессиона-лизм, профессиональ-ная пригодность, работа, досуг. | Самоопределение, деловитость, само- организованность, самодисциплина, дальновидность, решительность, пунктуальность, честолюбие, целе-устремлённость. |
Деятельность по реализации раздела предполагает:
- профессиональное просвещение посредством организации разнообразных видов познавательной, игровой, общественно-полезной и трудовой деятельности;
- профессиональное предварительное диагностирование;
- формирование потребности в самодиагностике и диагностике способностей, обучение соответствующим приёмам;
- обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессионально важных качеств в избранном виде труда.
Ожидаемые конечные результаты данной программы:
- повышение мотивации правильного выбора профессии;
- повышение уровня психологических компетенций учащихся;
- определение учащимися уровня подготовки на данном этапе.
Мероприятия по направлениям
воспитательной работы:
Направление работы | Мероприятия | Формы проведения |
Здоровый образ жизни и экология | Часы общения: «Помни и выполняй» - ТБ и правила ДД, поведения при пожаре. «Мы и природа». «Здоровье – бесценное богатство». Операция «Жёлтый лист». День протеста против наркотиков. Школьный вечер:«Мама, папа, я – спортивная семья». | Беседы, презентации. Беседы, классный час, экскурсии и игры на природе. Уборка территорий (остров, школа). Классный час, газета. Спортивные игры. |
Патриот и гражданин | Часы общения: «Наш дом - Россия», «Я ребёнок – я гражданин», «Национальность и гражданство», «Наше прошлое и будущее». Школьные вечера: «Аты – баты!», «Мы Вас помним» | Беседы, классный час, посещение школьного и республиканского музея, встречи с ветеранами. Спортивные игры, беседы, презентации. |
Нравственность и духовность, как основа личности | Часы общения: «Мы жители многонациональ-ной Республики», «Человек среди людей», «Наша школа», «Я и класс», «Мои духовные ценности». Школьные вечера: «Мама милая моя», «Помним и скорбим». | Беседы, классный час, презентации. Беседы, круглый стол, встречи с ветеранами и интересными людьми. |
Трудовое воспитание | Операция «Наш урожай», «Жёлтый лист», «Я дежурный». Часы общения: «Мои обязанности дома и в школе», «Учись учиться», «Умения и труд». | Беседы, классный час, уборки (территория, огород), анкеты. |
Правовое воспитание | Часы общения: «Наши права и обязанности» (администрация школы, обучающиеся, родители). Выборы органов самоуправления. | Беседы, круглый стол, анкеты. Дискуссии, анкеты, стенгазета. |
Мир моих увлечений | Выборы кружков, секций, спортивных школ. | Беседы, анкеты, презентации. |
Работа с семьёй | Часы общения: «Семейные праздники», «Я, школа, семья». Индивидуальные встречи. Родительские собрания. | Беседы, классный час, анкеты, круглый стол, презентации. |
Используемая литература:
- Воспитательная система класса: теория и практика (методические рекомендации). Москва, 2005.
- Дереклеева Н.И. «Организация родительских собраний в 1 – 11 классах», М., «Русское слово», 2000.
- Жирякова А.А. Рекомендации к планированию классного руководителя //Классный руководитель. 2000, №5. С. 24-26.
- Колпачкова М.В. Памятка для составления плана воспитательной работы в классе// Классный руководитель. – 2005. - № 8.
- Кузнецова Л., Прохорова О. Гражданское становление подрастающего поколения XXI века //Воспитание школьников. 2006, №5. С. 7-10.
- Моисеенко И.В. Планирование работы классного руководителя по нравственному воспитанию в 5-9 классах. //Классный руководитель. 2004, №7. С. 38-43.
- Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. «Воспитание личности в коллективе», М., «Педагогический поиск», 2001.
Анализ воспитательной работы класса
за 2014 – 2015 учебный год.
1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в прошедшем году.
Воспитательные задачи, поставленные в начале прошлого учебного года, являются целесообразными, так как они способствуют воспитанию всесторонне развитой личности. Основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствовали возрастным и психологическим особенностям подростков.
За прошедший год был проведён 31 тематический классный час по плану классного руководителя. Классные часы носили различную тематику и были направлены на развитие личности ребёнка. Так, классным руководителем проводились занятия по гражданскому воспитанию; эстетическому воспитанию и этикету; экологическому воспитанию; нравственно-эстетическому воспитанию; трудовому воспитанию; правовому воспитанию, занятия направленные на формирование здорового образа жизни. Кроме того, классным руководителем проводились беседы по правилам дорожного движения и безопасности жизнедеятельности детей.
Поставленные перед коллективом в прошлом учебном году задачи, я считаю выполненными.
2. Анализ развития учащихся класса.
Учащиеся класса обладают интеллектуальным потенциалом. По итогам года из 16 учащихся 7 учеников окончили учебный год на «хорошо» и «отлично». Процент качества знаний равен 45%. Учащиеся данного класса с большим желание участвуют не только в урочной, но и внеклассной и внеурочной деятельности.
Уровень развитости познавательных интересов и творческих способностей, проявляемых учащимися в интеллектуальной, художественно-эстетической, трудовой и других видах деятельности возрос.
Восьмиклассники были вовлечены в подготовку и организацию совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников, спортивных соревнований. Наиболее удачными мероприятиями прошлого учебного года я считала бы «День пожилого человека», «День Учителя», «День матери», «Новый год», «День победы», где все учащиеся класса приняли активное участие. Дети участвовали также в спортивных мероприятиях и предметных неделях, за что многие получили почётные грамоты и благодарственные письма от администрации школы и учителей предметников.
Следует отметить, что у учащихся класса сформировалась потребность заниматься самовоспитанием и саморазвитием. Ребята стараются анализировать собственные поступки и формулировать их мотивацию. Девочки класса на критику со стороны относятся несколько агрессивно, заранее не принимая советы и замечания окружающих. Считаю необходимым организовать работу в этом направлении. В социально культурном развитии учащиеся претерпели изменения: повысился уровень воспитанности, культура общения в кругу одноклассников и со взрослыми; правовая культура. Повысился уровень самостоятельности, появились зачатки умений влиять на социум. В итоге начинает развиваться культура жизненного самоопределения.
В классе есть учащиеся стоящие на учёте. Это учащиеся, легко поддаются воздействию со стороны, склонны при определённых обстоятельствах нарушить моральные запреты и совершить плохие поступки. Классным руководителем велась работа с этими детьми, проводились беседы с учениками, их родителями. Установлен контроль за их деятельностью и кругом общения.
3. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся.
Учащиеся класса активно контактируют с окружающим их социумом: учащимися школы, учителями. У детей сформированы ценностные ориентации, они позитивно относятся к людям, труду, учёбе, школе, классу, учителям. Произошло изменение круга наиболее значимых людей. Родители продолжают занимать важное место в их жизни, однако общение с одноклассниками и ровесниками становится всё более значимым и важным для принятия решений. Классное сообщество играет большую роль в социальном развитии школьников, на формирование их личностных качеств, творческих, интеллектуальных, физических, организаторских и других способностей и дарований.
Отношения соперничества, которые характерны для подростков данного возраста, стимулируют детей к борьбе за повышение своего рейтинга успешности в классе и школе.
В прошедшем учебном году почти все (12 из 16) учащиеся класса были задействованы в деятельности школьных кружков и секций по интересам, а так же посещали кружки и секции организованные Домом культуры и Спорткомплексом на территории села.
4. Анализ развития коллектива класса.
Социально-психологический микроклимат в классе менялся на протяжении всего года. В начале года отмечались вспышки агрессии среди учащихся, непонимание, неприятие отдельных учеников класса, выделение аутсайдеров. Затем дети стали более терпимы друг к ругу, начали помогать и общаться всем классом. В течении всего учебного года наблюдалось агрессии, неприязни и отторжения между мальчиками и девочками, но класс функционирует как единое целое. Считаю, что уровень сплочения классного коллектива за прошедший год значительно понизился. Большинство ребят имеют систему собственных взглядов. Каждый ученик в классе имеет коллективное поручение, с которым успешно справляется. Работает актив класса, который вовлекает во внеклассную и внеурочную деятельность весь коллектив. Для сплочения коллектива проводились различные мероприятия, беседы, игры, праздники.
В прошлом учебном году в класс прибыл 1 ученик из другой школы и после нового года выбыл обратно в ту же школу.
5. Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся класса.
За прошедший учебный год классным руководителем было проведено 5 классных родительских собраний по плану. Родительские собрания проходили два раза или один раз в четверть. Большинство родителей посетили все собрания, родители одного учащегося (стоит на учёте) не присутствовали на собрании ни разу. На собраниях помимо общепедагогических вопросов обсуждались частные: режим дня ученика, безопасный Интернет, ПДД, успеваемость и посещаемость школьниками учебных занятий, причины пропусков уроков, поведение на уроках и переменах, школьное питание и подвоз детей к месту обучения и обратно.
Родители практически не оказывают влияния на воспитательный процесс в классе, полагая, что это исключительно прерогатива школы. Однако, классный руководитель, обратилась за помощью к родителям девочек, так как данные ученицы не выполняли требования прописанные в Уставе школы. Контакт был налажен.
Учащиеся избегают проведения различных мероприятий совместно с родителями, что обусловлено особенностями подросткового возраста.
Так как в следующем году ребята будут учиться в выпускном классе, и помощь родителей будет необходима, планирую усилить взаимодействие с семьями.
6. Анализ организации работы с учителями – предметниками.
Классным руководителем была организована серия посещений уроков, с целью выяснения вопросов успеваемости, воспитанности, активности учащихся на уроках, выполнении учащимися устных и письменных домашних заданий.
Выводы:
- В новом учебном году необходимо улучшить работу с родителями, добиться стопроцентного посещения родителями родительских собраний.
- Вести строгий учёт пропусков учащимися учебных занятий. По каждому пропуску беседовать с родителями, искоренить пропуски уроков без уважительной причины.
- Считаю необходимым продолжить реализацию целей и задач, поставленных перед коллективом учащихся в прошлом учебном году.
- Продолжить работу по сплочению классного коллектива.
- Развивать нравственную самооценку учащихся, готовить их к самовоспитанию и самоанализу.
- Организовать взаимное сотрудничество с родителями и педагогами, направленное на повышение мотивации к самообразованию, на осознанный выбор профессии учащимися и успешное прохождение итоговой аттестации.
- Организовать совместные мероприятия, ориентированные на профориентацию учащихся.
- Разработать систему классных часов, направленных на самоопределение учащихся и выстраивание собственной образовательной траектории.
План воспитательной работы на 2015 – 2016 учебный год:
Дата | Мероприятия |
Сентябрь | День знаний. День Енисея. Классные часы по темам: «Безопасность на все 100», «Безопасный Интернет», «Помни и выполняй: ТБ и правила поведения в школе», ПДД, «Пожар не возникает сам», «Мы выбираем – нас выбирают (классные органы самоуправления), «ЗОЖ», «Безопасное поведение в ЧС», «Права и обязанности обучающихся». Беседа с родителями и учениками стоящими на учёте о подготовке к школе (школьные принадлежности и одежда). Посещение семей учащихся стоящих на учёте. Организация дежурства в классе и в школе. Работа с учителями – предметниками. Выбор внеклассной деятельности учащихся (кружки, секции). Родительские собрания по темам: «Если ты окажешься на распутье...», « Как помочь подростку приобрести уверенность в себе». |
Октябрь | Операция «Жёлтый лист». Выборы 2015. Классные часы по темам: «Осторожно - гололёд», «Всегда ли дружба важнее всего?», «Умеем ли мы прощать?» «Профессии, которые мы выбираем». Подготовка: День пожилого человека, День Учителя. Организация дежурства в классе и в школе. Работа с учителями – предметниками. Индивидуальные беседы с родителями учащихся и родителями учащихся стоящих на учёте об итогах I четверти. Родительские собрания по темам: «Склонности и интересы подростков в выборе профессии», «Таланты и поклонники». Итоги I четверти (успеваемость, правила поведения на уроках, правила поведения на каникулах). |
Каникулы | Поездка в Санкт – Петербург. |
В течение четверти | Посещение кружков, секций. Участие во внеурочных спортивных мероприятиях. Участие в мероприятиях по ПДД и ЗОЖ. Участие в школьных декадах, предметных конкурсах. |
Ноябрь | Классные часы по темам: «МАМА - дорогой мой человек!», «Секрет долгой жизни – не укорачивай её», «В поисках призвания». Индивидуальные беседы с родителями и учащимися о поведении на уроках. Беседа с учениками стоящими на учёте о подготовке к урокам и поведении на них. Организация дежурства в классе и в школе. Посещение семей учащихся стоящих на учёте. Родительские собрания по темам: «Как научиться быть ответственным за свои поступки», «Семья и подросток». |
Декабрь | Подготовка к Новому году и его проведение. Работа с учителями – предметниками. Классные часы по темам: «Не позволяй душе лениться!», «Человек и его качества», «Трудности в общении». Организация дежурства в классе и в школе. Беседы с родителями учащихся и родителями учащихся стоящих на учёте об успеваемости и итогах II четверти. Посещение семей учащихся стоящих на учёте. Родительские собрания по темам: «Уроки этики для детей и взрослых», «Профессиональное самоопределение подростков». Итоги II четверти (успеваемость, правила поведения на уроках, правила поведения на каникулах)» и I полугодия. |
Каникулы | Поездка в Курагинский район – турбаза «Усть-Каспа». |
В течение четверти | Посещение кружков, секций. Участие во внеурочных спортивных мероприятиях. Участие в школьных, муниципальных и Всероссийских олимпиадах и чемпионатах. |
Январь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная программа класса"Мы вместе"
Воспитательная программа - это программа развития класса, теоретическая разработка, основанная на накопленном опыт и осуществлённая на практике.Данная работа отражат системно - деятельностный подход в...
Воспитательная программа класса "Союз ума и добра"
Программа представляет собой удачный синтез принципов коллективной творческой деятельности и является эффективным средством гармоничного развития личности и ученического коллектива....
Воспитательная программа класса "Я - среди людй"
Программа деятельности классного руководителя "Я - среди людей" на районный конкурс "Самый классный "классный"....
Проект воспитательной программы класса "Быть человеком"
Проект включает в себя разработку воспитательной программы на три года с 7 по 9 класс....
Воспитательна программа класса "Содружество"
Система работы с классным коллективом в среднем звене школы...
Воспитательная программа класса
Воспитательная программа класса...
воспитательная программа класса "Путь к здоровью"
Программа поможет классному руководителю в работе по формированию здорового образа жизни среди учащихся и их родителей....