Классный час. Дети блокады.
классный час (7, 8 класс) на тему

Блокада Ленинграда, дети блокады... Эти слова слышал каждый. Есть такие страницы истории, которые  должен помнить каждый  во имя жизни и против войны.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дети блокады.27.47 КБ

Предварительный просмотр:

9 класс.

Классный час «Дети блокады».

Цели:
1) формирование гражданского самосознания, уважения к историческому прошлому нашей Родины;
2) вызвать у школьников чувство сопереживания с трагической судьбой ленинградцев, восхищение и гордость за народ, проявивший стойкость и мужество в схватке с врагом;

3) развивать познавательную активность в области знаний об истории своей страны.

Наглядность: мультимедийная презентация, выставка детских рисунков о войне и блокаде, слова на доске для словарной работы (блокада, карточки, голод, эвакуация, дистрофия, бомбардировка)

Техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска

«Все может родная земля:
Накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой.
Вот только защитить сама себя не может:
Защита родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, кто пьет ее воду, любуется ее красотой».
А. Митяев

Была война, прошла война,
Над полем боя тишина.
Но по стране, по тишине
Идут легенды о войне.

     Дорогие ребята! Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных  бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и скудный военный паек. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам да рассказам фронтовиков. Для нас война — история. Славной победе нашего народа в Великой Отечественной войте мы посвящаем сегодняшний классный час.

     1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война. 900 дней длилась блокада Ленинграда.

     Никто не забыт - разве может человек такое забыть, даже если бы и хотел. Мы

многого не знали и не знаем, какие жестокие вещи стоят за привычными словами "Ленинградская блокада".

8 сентября 1941 года Ленинград был взят в кольцо, началась блокада, которая продлилась 900 дней. Немцы окружили город со всех сторон: с суши, воздуха

Отрезанный, блокированный город, неслыханные жертвы, немыслимые испытания, о которых рассказывают блокадные дневники, просветлены чувством гордости за себя, за свой город. Ленинград устоял! Мы выстояли!

Жизнь продолжается!

Вот так настал, одетый в кровь и лед,

Сорок второй непоборимый год.

О, год ожесточенья и упорства!

Лишь насмерть, насмерть всюду стали мы.

Год Ленинграда, год его зимы.

Доклад творческой группы №1.

Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в непотопляемых домах.

Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.

Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.

В первые три месяца блокады от голода умерло более 11 тысяч человек. Голодная смерть косила людей, несмотря на увеличение продовольственных норм.

20 ноября 1941 года суточная норма хлеба на человека составляла рабочие 250гр, служащие и дети по 125гр.

Блокадное детство.

Есть поговорка: «На войне детей не бывает»;  дети, которые  попали в войну,

должны были расстаться с детством – в обычном, мирном смысле этого слова. Дети военной поры могут еще рассказать, как умирали от голода и страха, как тосковали, когда наступало 1 сентября, как теряли родителей, как увидев после войны первый батон, не знали, можно ли его есть, потому что за 4 года , забыли, что такое хлеб. «Дети-старички, безулыбчивые, молчаливые, вялые, все понимающие, и ничего не понимающие. Немцы, война, фашисты где-то там за городом, да и сама блокада оставалась для шести - десяти летних детей понятием отвлеченным, конкретными были темнота, голод, сирены, взрывы, - непонятно, почему все это обрушилось на людей? Куда исчезла еда, куда исчезли близкие? Война не воплощалась в людях, во врагах, в полицаях, в чужой речи, как это было на оккупированных землях. Мы говорим о малышах, те кто постарше, быстро взрослели. У малышей же детство прекращалось. Непросто было этим маленьким старичкам потом возвращаться в жизнь, в детство, к самим себе.»

Голод и дети. Блокада и дети. Самое большое преступление фашистов перед Ленинградом

Учащиеся зачитывают строки дневника.

Из дневника:

Нам выдали талончики. На них дадут немного жидкой - жидкой каши, а мы еще подходим и разбавляем кипятком, чтобы ее было побольше, вроде впечатление, что больше поел. Потом у нас без карточек так называемый дрожжевой суп давали. Ну, в то время что только в рот лезло, то и ели. Вот потом мужчины, которые остались по возрасту, - сидит в столовой за столом, и видишь, упал и умер.

Из меню столовой лета 1942 года:

  • Щи из подорожника
  • Пюре из крапивы и щавеля
  • Котлеты из свекольной ботвы
  • Шницель из лебеды
  • Оладьи из казеина
  • Суп из дрожжей
  • Соевое молоко

Набрали полные мешки лебеды, конского щавеля - он считался деликатесом, набрали всякой травы. И вот у меня было чувство, что хотелось лечь на землю и целовать ее только за то, что только земля может спасти человека. Свет. Солнце. Где-то в небесах жаворонок поет. А здесь мы просто этой травы наелись досыта.

Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей от младенцев до школьного возраста и подростков. Детей надо было учить.

3 ноября. Сегодня мы пошли учиться, как я рада! Обещали кормить обедом и давать 50 гр. хлеба в день без карточек. Учителя все новые.

8 ноября. Пока учусь. По геометрии получила 4. Учительница по русскому все время нас ободряет. Она говорит, что к Новому году война кончится. А правда ли? Сейчас очень тяжело.

12 ноября. Обед в школе давать прекратили. Все по карточкам. Положение тяжелое. Учителя советуют подтянуть кушаки.

15 ноября. Пока с учебой все благополучно. Имею две пятерки и одну четверку. С едой очень плохо. Сегодня во рту не было ни крошки

Когда они попадали на большую землю, их узнавали сразу - ленинградские дети. Узнавали по старческим личикам, походке, но, прежде всего, по глазам, видевшим все. И их не узнавали. Знакомые или родные, если встречали своих, часто не могли узнать.

Из дневника:

«Когда нас вывезли в Вологодскую область, мне было 13 лет. Рядом оказалась деревня, в которой у моей соседки родные жили. А девчушка их приезжала когда-то в Ленинград, к нам заходила в гости. И вот она обратилась ко мне: «Бабушка, а где Галя?». Я была так одета, да и сама, кожа да кости. «Катя, - говорю, - Галя - это я». Она заревела и говорит: «Я тебя не узнала».

Одним из самых известных документов является дневник девочки Тани Савичевой, он хранится в музее на Пискаревском кладбище в Санкт Петербурге

Отчет творческой группы №2

Показ презентации «Таня Савичева»

Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей. Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия - трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь:

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи.1941 года».

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».

 «Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».

 «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год».

 «Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».

 «Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942»

 «Умерли все». «Осталась одна Таня».  

При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был поставлен памятник.

Учитель: Ребята, была показана   презентация, в которой рассказывается история Тани Савичевой.  Что вас больше всего поразило в истории судьбы ленинградской девочки?

Отчет творческой группы №3

Про школы. В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды.

В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.

Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.

Девочка руки протянула
Уснула,
А оказалось - умерла..
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки после похорон (Ю. Воронов)

Отчет творческой группы №4.

Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12000 минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин.

Но рабочие требовались еще больше, так как прежние уходили в народное ополчение.

На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки, досрочно выпущенные из ремесленных училищ. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков.

Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.

Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связавшая город со страной оборвалась.

И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым.

22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.

Мы рыли рвы – хотелось пить.
Бомбили нас – хотелось жить.
Не говорилось громких слов.
Был дот на каждом из углов.
Был дом – ни света, ни воды.
Был хлеб – довесочек беды.
Сон сокращался в забытье.
Быт превращался в бытие.

Была одна судьба на всех.
Мы растеряли светлый смех.
Мы усмиряли темный страх.
Мы умирали на постах.
Мы умирали…
Город жил –
Исполнен малых наших сил.

(Глеб Семенов, “Мужество”)

Более 2 месяцев ещё длилась блокада Ленинграда.

27 января 1944 года – это дата полного снятия немецко-фашистской блокады с Ленинграда.

За ноябрь 1941 г. от голода погибло 11 тыс. человек, в декабре 1941- 53 тысячи человек. В январе и феврале 1942 г. – 200 тысяч человек.

Учитель.

Фашисты мечтали войти в Ленинград. Они вошли, но не парадным маршем, а под конвоем советских солдат.

        900 блокадных дней и ночей. Мы с вами перелистали лишь некоторые страницы дневников, записанных в те страшные, тяжелые месяцы, годы.

Подвиг защитников Ленинграда затмил древние мифы и исторические были о выдержке, стойкости и героизме осажденных врагом городов. Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они несли огромные жертвы, но ни минуты не сомневались в победе. В суровые дни блокады умерло от голода более 600 тыс. человек. Многие из них похоронены на Пискаревском кладбище.

Битва за Ленинград закончилась. В течение 900 дней ленинградцы и советские воины при поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод и холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города. Родина высоко оценила заслуги города-героя. 26 января 1945 года он был награжден орденом Ленина. Более 930 тыс. человек удостоились медали “За оборону Ленинграда”.

Ученик.

Мне кажется:
Когда гремит салют,
Погибшие блокадники встают.
Они к Неве
По улицам идут,
Как все живые,
Только не поют.
Не потому,
Что с нами не хотят,
А потому, что мертвые
Молчат.
Мы их не слышим,
Мы не видим их,
Но мертвые всегда
Среди живых.
Идут и смотрят,
Будто ждут ответ:
Ты этой жизни
Стоишь или нет?

Учитель.

Тем, кто родился после войны, многого уже не понять и того, что пережило военное поколение - не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности. Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное - пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.

А нужна нам эта память?

Можно  ребят блокадного Ленинграда назвать героями? Почему?

Надо знать, какой бывает война, чтобы знать какое это  благо – мир!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "О блокаде Ленинграда"

Сценарий мероприятия о блокадном Ленинграде...

Классный час,посвященный блокаде Ленинграда

Литератрная композиция о подвиге защитников Ленинграда...

Классный час о блокаде

Разработка классного часа для учащихся 6-8 классов поможет учителю в работе, сориентирует в том огромном количестве материала о прошедшей войне и блокаде, позволит отбрать том материал, который будет ...

Классный час: «Снятия блокады Ленинграда»

Цель: воспитание патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за своё Отечество. Оформление класса: плакат, изображение Тани Савичевой, фотографии блокадного Ленинграда....

Конспект классного часа "Снятие блокады города Ленинграда"

Воспитывать у суворовцев чувства патриотизма, гордости, любви к Родине; способствовать формированию гражданского самосознания, уважения к историческому прошлому нашей Родины; расширить знания военной ...

Классный час о блокаде Ленинграда

О, да! Иначе не могли Не те бойцы, не те шоферы,Когда грузовики вели По озеру в голодный город.На Ленинград, на Ленинград! Там на два дня осталось хлеба,Там матери под темным небом...