Час общения "Дети блокады"
классный час (5 класс) на тему
Сценарий часа общения, посвящённого годовщине снятия блокады Ленинграда .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_blokady.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Час общения
«Дети блокады»
для учащихся 5 – 7 классов
Разработала:
Саморенова Ирина Валерьевна
Г.Новокузнецк
2015
А.Молчанов
Мы – счастливое поколение
Есть что вспомнить и чем гордиться,
Перед чем преклонить колени,
Что хранить в серебре традиций,
Да, изведали мы сверх меры
Тягот, бедствий, горя-печали,
Но нигде не теряли веры,
Человека в себе не теряли.
Но зато и свершений радость,
И Победы великое счастье.
Были нам такою наградой,
Что никто отобрать не властен.
Вы, кто прошлое мажет дегтем,
Унижает нас сожаленьем,
Так, наверное, и не поймете
Счастья нашего поколенья.
Наше время прошло мгновеньем,
Чтоб в истории утвердиться.
Мы – счастливое поколенье,
Есть что вспомнить и чем гордиться!
Цель: содействие воспитанию патриотизма и сопричастности к истории родного края посредством «погружения» участников мероприятия в события блокадного периода жизни ленинградцев.
Задачи:
- дополнить знания учащихся о блокаде Ленинграда и героизме его жителей;
- познакомить с музыкальными произведениями и поэтической литературой, посвященными блокадному городу;
- развивать навыки выразительного чтения;
- способствовать воспитанию уважительного отношения к
памяти погибших и пережившим блокаду ленинградцам и чувства гордости за своих земляков.
Электронные образовательные ресурсы:
- записи: Георг Фридрих Гендель «Сарабанда», Vangelis mp.3, Д.Д.Шостакович 7 «Ленинградская симфония» 1 часть «эпизод нашествия», 4 часть, В Баснер «Ленинградский метроном» (художественный фильм «Блокада»), В.А.Моцарт «Реквием», «День гнева», Глиэр «Гимн Великому городу»;
- презентация «Дети блокады».
Действующие лица:
Ведущий (педагог)
Чтецы (учащиеся)
Сценарный ход
Действующее лицо | Текст выступления |
Ведущий | Здравствуйте, дорогие ребята ! Сегодня мы собрались отметить невероятно важное и значимое событие– 71 годовщину со дня полного снятия блокады с Ленинграда. Но и сейчас, когда давно смолкли залпы войны, продолжается борьба – в наших сердцах и душах. Борьба между памятью и забвением, когда мы становимся свидетелями, как пытаются переписать нашу историю заново, пытаются умалить значение нашей страны в общей победе, и как стараются уничтожить – взорвать, испоганить память о войне, выраженную в памятниках и обелисках. |
1-ый чтец | Стоят монументы. Стихами и в прозе Взывают к потомкам святые слова. Но память живет не в граните и в бронзе. А в людях – без нас эта память мертва. |
2-ой чтец | Я слышу иногда «Не надо, Не надо раны бередить. Ведь это правда, что устали Мы от рассказов о войне. И о блокаде пролистали Стихов достаточно вполне». И может показаться правы И убедительны слова. Но даже, если это правда, Такая правда – не права! |
Ведущий | Чтоб снова на земной планете Не повторилось той зимы, Нам нужно, что бы наши дети, |
1-ый чтец | Был год сорок второй, Меня шатало От голода. От горя, от тоски. Но шла весна, ей было горя мало До этих бед. Разбитый на куски, как рафинад, Сырой и ноздреватый, под голубой Литейного пролет, Размеренно раскачивая латы, Шел по Неве с Дороги Жизни лед. |
2-ой чтец | И где-то там Невы посередине Я увидал с Литейного моста На медленно качающейся льдине, Отчетливо – подобие креста. А льдина подплывала За быками Перед мостом замедлила разбег. Крестообразно в сторону руками, Был в эту льдину впаян человек. |
3-ий чтец | Нет, не солдат, убитый под Дубровкой На окаянном Невском пятачке, А мальчик, По – мальчишески неловкий, В ремесленном кургузом пиджачке. Как он погиб на Ладоге, не знаю, Был пулей сбит или замерз в метель. …По всем морям, Подтаявшая с краю, Плывет его хрустальная постель. |
Ведущий | Я думаю, что уже понятно - мы сегодня будем говорить о том, как жили, боролись и погибали в Ленинграде дети. Лето, 22 июня, пора летних каникул. Кто-то из ребят уже в лагере, кто-то в гостях у бабушек и дедушек в деревне. Воскресенье - полные электрички везут в ленинградцев в пригороды отдыхать. Но многим уже не суждено покататься на лодочках в Павловске, покормить лебедей в Царском Селе, и мало кто из ребят сможет когда-нибудь побегать по камушкам фонтанов-шутих в Петергофе. Мирную, полную надежд и радости жизнь обрывают слова Юрия Левитана - «Сегодня в 4 часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну…» Дети начинают возвращаться домой. И поначалу в городе не чувствуется стремительно приближающейся войны. Работают театры и музеи. Город пестрит афишами. Можно очень вкусно и недорого поесть в ресторанах. |
4-й чтец | Но в городе в срочном порядке идет эвакуация стратегически важных объектов. Эвакуируются и школы, многие из них вглубь страны. Роль школы в эти дни очень важна. Старшеклассники и учителя разносят родителям повести о собраниях, на которых оглашаются списки необходимых вещей, которые детям необходимо брать с собой в эвакуацию – 2 комплекта нательного белья, 2 комплекта постельного белья, 1 комплект зимней одежды, одеяло, подушку, пару сапог. Мешок для матраса, мешок для личных вещей, полотенце, мыло, ложку, кружку, зубной порошок и продукты питания на 5 дней, детям нужно было остричь волосы. Как же надо было доверять школе и верить учителям, чтобы в это неспокойное время отпустить своих детей. Многие дети были увезены в районы, до которых война не дошла и у них 1 сентября начались школьные занятия. Но уже в конце августа поезда не могут вырваться из города, кочуя со станции на станцию, они через 10-12 дней вынуждены возвратиться назад. Самый западный город Советского Союза (так раньше называлась наша страна) - Ленинград был окружен с востока. 4 сентября окраины города уже начинают бомбить. Кольцо врага сжимается, и 8 сентября 1941 года в Ленинграде началась блокада В городе первое снижение норм хлеба (впервые в Ленинграде вводится карточная система с 3 –го июля 1941г. Сразу же расставляются приоритеты – рабочие – 800 г., служащие – 600г., дети – 400 грамм). По воспоминаниям юных ленинградцев, пайки большие, их даже не полностью выкупают. В сентябре рабочая норма хлеба – 600 гр., для служащих – 400 гр., для иждивенцев и детей -300 гр. Кстати, дети старше 11 лет, будут причисляться к иждивенцам. И, зачастую, нормы этих детей будут отличаться от норм детей до 11 лет. Так, маленьким ленинградцам пришлось вынести все тяготы и лишения вместе со своим городом. |
Ведущий | Старшеклассники пошли записываться в ополчение, ребята чуть помладше пошли на заводы, и, не обязательно, что всем им придется изготовлять снаряды. Кто-то будет делать ящики для патронов. А кто-то костыли для госпиталей – они сами будут строгать планки. Сверлить отверстия, делать подмышечники, нарезать шины и олифить. Занятия в тот далекий первый блокадный год начнутся, конечно же, не сразу, во всех школах по-разному. Дети еще долгое время будут привыкать к гулу самолетов и свисту зажигательных бомб. Но холодной осенью 1941 года они с удовольствием пойдут в школу, так как находиться одним дома гораздо страшнее. Кроме того, учителей и учеников прикрепят к столовым, и в конце занятий их будут кормить горячим супом. Но ходить в школу тяжело. Дорога под обстрелом. В конце октября новое снижение норм хлеба, дети получают только 200 грамм хлеба в день. В Ленинграде узнали, что такое дистрофия, начинающаяся с резкого похудания и заканчивающаяся изменениями в структуре организма. Человек обречен. Так не стало и маленькой девочки Тани Савичевой – маленького летописца большой войны. В хлеб при 4-ом понижении норм хлеба, когда на детей будет приходиться 150 грамм в день, будут добавлять целлюлозу. В школе ученики уже не ведут никаких записей – это тяжело, все уроки учатся в классе. У детей единственная большая радость – это суп. Им заканчивается учебный день. |
3-ий чтец | Вместо супа – Бурда из столярного клея, Вместо чая – Заварка сосновой хвои. Это б все ничего, Только руки немеют, только ноги Становятся вдруг не твои. Только сердце Внезапно сожмется, как ежик. И глухие удары Пойдут невпопад… Сердце! Надо стучать, если даже не можешь. Не смолкай! Ведь на наших сердцах – Ленинград! |
Ведущий | Многим маленьким ленинградцам, сердцем заслонившим Ленинград, уже не суждено будет стать взрослыми. А впереди долгая дорога домой или в очередь за хлебом |
4-ый чтец | Какая длинная зима, Как время медленно крадется В ночи, ни люди, ни дома, Не знают, Кто из них проснется. И по - утру, Когда ветра Метелью застилают небо, Опять короче, чем вчера, Людская очередь за хлебом. |
Ведущий | 20 ноября – 5-ое снижение норм хлеба – всего 125 грамм. Ребята, в одной моей руке буханка хлеба, которая весит 600 грамм и стоит 20 рублей, ее вы не задумываясь несете домой из магазина, а в другой руке - маленький кусочек хлеба – 125 грамм, а цена ему жизнь. Задумайтесь над этим! |
5-й чтец | - Кусочек этот бы тогда… И сына я б не потеряла… Кусочек этот бы тогда… Кусочек этот бы тогда ! Детей голодные глаза, С застывшим ужасом… в слезах… Священный Ленинградский Хлеб – 125 бесценных граммов, Лежит в музее… под стеклом – Свидетель мужества и славы! |
Ведущий | И в это время ленинградские дети, которые потушили за годы блокады не одну тысячу зажигалок, сброшенных с немецких самолетов, потушили не один пожар в городе, дежурили морозными ночами на вышках, носили своим обессиленным родным воду из проруби на Неве, ловили шпионов, совершили свой большой подвиг – они учились. Скажите мне, ребята, смогли бы вы встать утром в холодной квартире, уйти в школу, ничего не поев, идти темными улицами, что бы учиться в больших, темных, освещенных одной лишь лампадой, школьных классах? |
1-й чтец | Кто доживет. Тот вспомнит в дни побед Коптилку – Наш убогий свет. Не слишком ярок Тонкий фитилек И все ж, К тебе придвинувшись вплотную, Сумеет школьник Выучить урок. Сестра Больному рану забинтует, Согреет пальцы О твои лучи… Нам Без тебя был мрак Казался вечным Ты – Как светляк В безвыходной ночи. Ты Как сверчок, Стрекочущий за печкой. Хранительница света и огня, Ты в эту ночь Опять со мною рядом, Опять теплом подуло на меня… Гори. Гори. Гори моя лампада. |
Ведущий | Они стоили одни других – учителя и ученики. И те и другие, сквозь стужу и снежные заносы, шли иногда километров по пять-шесть в оледеневшие классы, и одни учили, а другие учились. Они впервые узнали друг друга, когда и те, и другие умирали друг у друга на глазах, на заснеженных улицах города, за партой или у доски. |
2-й чтец | Девчонка руки протянула И головой – На край стола… Сначала думали – Уснула, А оказалось – Умерла Ее из школы на носилках Домой Ребята понесли. В ресницах у подруг Слезинки То исчезали, То росли. Никто Не обронил ни слова. Лишь хрипло, Сквозь метельный стон, Учитель выдавил, Что снова Занятья после похорон. |
3- чтец | Я к ним подойду, одеялом укрою, О чем-то скажу, но они не услышат. Спрошу – не ответят… А в комнате – трое. Нас в комнате трое, Но двое не дышат. Я знаю не встанут, Я все понимаю… Зачем же я хлеб На три части ломаю. |
Ведущий | Все, что было за кольцом блокады, называли Большой землей. Ребята, если бы вы оказались в то время на Большой земле, что бы вы написали детям осажденного города, какие бы слова нашли, что бы их поддержать? (Выдаются ручки и листы бумаги, на которых предстоит написать послание, лучшие письма зачитываются, затем все они прикрепляются на заранее приготовленную ширму). |
4-й чтец | Многих детей уже не спасет та долгожданная первая прибавка хлеба 25 декабря 1941 года. Но впереди первый блокадный Новый год. И руководство города понимает, что детям обязательно нужны положительные эмоции, радость – это тоже лекарство. И несмотря на нехватку горючего, в город будет привезено 1000 елок для школ, детских садов, приемников, а по Дороге Жизни – мандарины. |
5-й чтец | Герои, опаленные войною Построили под грохот канонад Дорогу Жизни, что со всей страною Соединяла гордый Ленинград Казалось, что конец земли… Но сквозь остывшую планету На Ленинград машины шли Он жив еще. Он рядом где-то. |
1-й чтец | Хлеб в тяжелом, как дробь, зерне Со свинцом идет наравне. Наших лучших коней приплод, Груды яблок, сладких, как мед, - Это все должно вам помочь Душегубов откинуть прочь. Не бывать им в нашем жилье! Ленинградцы, дети мои, Ленинградцы, гордость моя! |
Ведущий | И что же почувствовали дети, когда из темных, замерзших квартир, они очутились в светлых, теплых залах детских садов Дворца пионеров, где стояла украшенная елка, а на столах стаканы с горячим чаем и маленькими кусочками пирожного. Многие дети понесут выданные на Новый год небольшие подарки домой, своим ослабленным близким. Ребята, а вы, смогли бы донести до дома кусочек вкусно пахнущей шоколадки, и несмотря на ее близость, даже не облизнуть ее, ведь дома лежит и умирает маленький братик или сестренка? |
2-й чтец | Дети и во время блокады оставались детьми, и как все дети им хотелось играть. Но игры их были особенными. Мог ли они играть в подвижные игры – бегать, прятаться, играть в мяч, прыгать на скакалочке? Нет, конечно, же нет. Они были сильно истощены. Но они играли в игры «Чай», «Завтрак», «Обед», «Ужин». Они из бумаги, старых кусков обоев, газет вырезали имитацию продуктов. - Но в феврале заработает баня – горячая вода для ленинградцев будет чудом. - А женщины и в войну остаются женщинами. И как только в Ленинграде заработают парикмахерские, они, сбросив тяжесть блокадной зимы, побегут делать завивку. - Весну 1942 года живым ленинградцам возвестят не птицы, их в городе не было, а трамвай. |
3-й чтец | Чтоб знать, кто выжил, Пишем всем знакомым, А вот ответы Редкие идут. Нам больше отвечают управдомы «Все умерли…на фронте…не живут» И вдруг письмо от бывшего соседа «Хожу с трудом, но это не беда. На днях пойдет трамвай, И я приеду…» Трамвай пойдет опять – Вот это да! |
4-й чтец | Весной ленинградцы сажают огороды, под них будут выделены все парки города и даже Марсово поле. Здесь князь Таврический когда-то Встречал июньские закаты. Теперь В Таврическом саду Мы собираем лебеду. От лебеды навар не густ. К тому же горьковат на вкус Не суп, а только супчик. Щи из крапивы лучше. И нет, по правде говоря, Вкуснее Щей из щавеля. |
Ведущий | Но впереди маленьких ленинградцев ждали новые потери близких, и опять голод следующих блокадных зим. |
5-ий чтец | Горят дома – тушить их больше нечем, Горят дома – неделями горят. В пол неба, как расплавленный закат. И от домов промерзших, от заводов, На кладбища все новые следы, Ведь людям без огня и без воды, Еще трудней, чем сквозь огонь и воду. Но город жив, он выйдет из бомбежек. Из города, из горя, из зимы. И выстоит!...иначе быть не может. Ведь это говорю не я, а мы! |
Ведущий | И город, действительно выжил. И Ленинградцы снова смогли услышать долгожданные слова Юрия Левитана – «Город Ленина полностью освобожден от вражеской блокады и от варварских артиллерийских обстрелов». 26 января 1944 года Москва салютовала Ленинграду. А 27 ноября 1944 года дожившие до этого дня ленинградцы услышали январский гром с Марсова поля, Петроградской стороны, со стороны стрелки Васильевского острова в небо поднимались тысячи ракет, небо было озарено победным фейерверком. Скажите, ребята, какими словами можно охарактеризовать подвиг маленьких жителей города, какие слова к ним больше подойдут. |
1-й чтец | Мой город больше не в бою Он горд победой и бессмертьем. Но боль свою и скорбь свою, Ему не выплакать столетья. |
2-й чтец | Землетрясенья встряхивали суши. Вулканы притормаживали пыл. Ревели бомбы, и немели души. А он в хрустальной колыбели плыл. Моей душе покоя больше нету, Всегда, везде. Во сне и наяву. Пока я жив, я с ним плыву по свету, Сквозь память человечества плыву. |
Используемая литература
- «Венок славы». Антология художественных произведений о Великой отечественной войне в двенадцати томах. Том 3. «Подвиг Ленинграда». – М.: «Современник», 1987
- «Стихи военных лет». Сборник. – Калининградское книжное издательство., - 1974
- Барбашин И.П., Кузнецов А.И. Битва за Ленинград. – М.: 1964.
- Буров А. «Блокада день за днем» - Л.: Лениздат, 1979
- Великая Отечественная война Советского Союза. Краткая история. М.: Воениздат, 1970.
- Всегда готовы! Рассказы о ленинградских школьниках. – Л., 1962.
- Горбачевич К., Хабло Е. Почему так названы?.- СПб.: Норинт, 2002
- Дудин М. дальняя дорога. Стихи и поэма. – М.: Современник.,1982
- Молчанов А. Мы из блокады, стихотворения. – СПб, 2001
- Суслов В. «50 рассказов о блокаде». - СПб.: Нотабене, 1994
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К 70-летию полного снятия Блокады Ленинграда ХОЛОКОСТ И БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА КАК ПРОЯВЛЕНИЯ ГЕНОЦИДА.
2-я мировая война по своим преступлениям доказала, что и Холокост, и Блокада – это явления одного порядка....
Викторина "Что ты знаешь о блокаде Ленинграда?" (посвящена 70-летию снятия блокады с города Ленинграда)
Предлагаю викторину в формате игры "Своя игра", посвязенную юбилею снятия блокады Ленинграда....
"Блокада Ленинграда" методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного годовщине со дня снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне
Данная работа посвящена годовщине снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне, вкладу ученых – физиков в дело снятия блокады. В работе...
Блокада Ленинграда методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного годовщине со дня снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне
Данная работа посвящена годовщине снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне, вкладу ученых – физиков в дело снятия блокады. В работе...
Сценарий общешкольного мероприятия, посвященный снятию блокады Ленинграда «900 дней блокады».
Цели:-воспитать духовную культуру учащихся;- воспитать гражданственность, уважение к истории своей страны; -воспитать чувство патриотизма;-привить ...
Презентация "Блокада" для классных часов, для музейных уроков, для интеллектуального конкурса "Что я знаю о блокаде?" Автор - разработчик Шлендова М.А.
Уроки о блокадном Ленинграде, внеклассные мероприятия по этой трагической теме традиционно проходят 8 сентября. Таким образом, мы все отдаём дань памяти героическим защитникам Велико...
Мероприятие посвящённое Дню снятия блокады Ленинграда. «Чтобы помнить…… Блокада Ленинграда.»
Как гранит состоит из кристаллов, так и история нашей страны складывалась из больших и малых битв, из подвигов известных и неизвестных, из мужества и героизма десятков миллионов людей. Победы русского...