Классный час,посвященный блокаде Ленинграда
классный час (10 класс) по теме
Литератрная композиция о подвиге защитников Ленинграда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chasblokada_leningrada.docx | 21.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час, посвящённый снятию блокады Ленинграда.
Выполнила: Димитрова Н.А.
МОУ "Лицей №3 имени П.А.Столыпина г. Ртищево Саратовской области"
Цели: способствовать воспитанию чувства патриотизма, гордости за прошлое нашей страны, чувства уважения к памяти погибшим во время войны.
Звучит 1 часть «Седьмой симфонии» Д. Шостаковича. Появляются ведущие. На фоне мелодии 1 ведущий начинает говорить.
1 ведущий: Ленинград! Один из красивейших городов мира. Произведения архитектуры, живописи, скульптуры, чудесные памятники, сады, парки и музеи – всё это гордость нашей родины. Покорению и захвату этого города гитлеровское командование придавало огромное значение.
2 ведущий: Начальник Генштаба германских сухопутных войск генерал Франц Гальдер 18 сентября записал в своём дневнике: «На Ленинградском фронте, где у противника сосредоточены крупные людские и материальные силы и средства, положение будет напряжённым до тех пор, пока не даст себя знать наш союзник – голод».
3 ведущий: Гитлер рассчитывал захватить Ленинград к исходу 3 недели от начала войны. Немецкое командование даже назначило время парада немецких войск на Дворцовой площади. Офицерам и солдатам были розданы путеводители по Ленинграду и даже отпечатаны пригласительные билеты на торжественный банкет в гостинице «Астория».
Появляется чтец.
Чтец.
Враги хотят на месте Ленинграда
Оставить груды пыли и камней.
Об этом говорили их листовки –
Свидетельства бессилия врага.
Горели Пушкин, Невская, Дубровка,
Приневские дымилися луга.
И Ленинград пожары эти видел,
А враг, поживой жадною гоним,
Всё наседал, смертельно ненавидя
Всё русское, всё, связанное с ним!
(А. Прокофьев. За Ленинград)
1 ведущий: Но триумфального марша не получилось. До 10 июля фашисты проходили до 26 километров в сутки, во 2 и 3 декадах уже только до 5 километров, а в августе – всего по 2 километра. В секретной директиве «О будущности города Петербурга», датированной 22 сентября 1941 года, было написано: «…Если вследствие создавшегося в городе положения, будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты».
2 ведущий: Москва и Ленинград обрекались на полное уничтожение – вместе с жителями. С этого и должно было начаться то, что Гитлер имел в виду: «Разгромить русских как народ». То есть истребить, уничтожить как биологическое, географическое, историческое понятие. Перед командованием Гитлер поставил задачу – штурмом овладеть городом, сравнять его с землёй. Не удалось.
Появляется чтец.
Чтец:
Враг силой не мог нас осилить,
Нас голодом хочет он взять,
Отнять Ленинград у России,
В полон ленинградцев забрать.
(Н.Тихонов. Киров с нами.)
3 ведущий: Для нас потеря Ленинграда во всех отношениях грозила бы серьёзным осложнением стратегической обстановки. В случае захвата города врагом и соединения здесь германских и финских войск нам пришлось бы создавать новый фронт, чтобы оборонять Москву с севера, кроме того, мы неизбежно потеряли бы мощный Балтийский флот. И фашистская армия рвалась к Ленинграду и обрушила на него за время осады 150 тысяч тяжёлых снарядов, 5 тысяч фугасных и более 100 тысяч зажигательных бомб.
История человечества не знала такой самоотверженности, такого беспримерного мужества, какие проявили в те дни воины и жители Блокадного Ленинграда.
Звучат фрагменты 2 части симфонии.
Чтец:
Нет, не сдадим мы город русской славы
И от земли до неба оградим,
Своих садов и парков величавых,
Своих святынь врагам не отдадим!
Не отдадим бездушной злобной силе
Обычаи народа, свет его.
И преградим пути ей в глубь России,
К бессмертию народа моего.
Не отдадим грядущий день победы,
Сияние неба, отблески зари,
Не отдадим могил отцов и дедов,
Курганов, где лежат богатыри.
(А.Прокофьев. За Ленинград.)
1 ведущий: Мыс Осиповец. В густом лесу на побережье, усеянном валунами, чётко выделяется высокий маяк. В этом пустынном и не оборудованном причалами месте 12 сентября 1941 года бросил якоря первый караван судов, доставлявших с Большой земли продовольствие для осаждённого города. Так началась беспримерная в военной истории эпопея .Это начала действовать «Дорога жизни» -осенью и летом по воде, зимой – по льду.
Чтец:
Дорогой жизни шёл к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим.
Ещё не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
(О. Берггольц.)
2 ведущий: Когда наступила 1 блокадная зима, гитлеровский генерал Кюхнер хвастливо заявлял берлинским корреспондентам: «Единственный путь по льду Ладожского озера, при помощи которого Ленинград мог получать боеприпасы и продукты питания, сейчас, с наступлением весны, безвозвратно потерян. Отныне даже птица не сможет пролететь кольцо блокады, установленной нашими войсками».
3 ведущий: Да, ладожские льды растаяли, но по озеру опять пошли в свои огненные рейсы баржи-самоходки, катера и рыбачьи шхуны. Шофёры, моряки и дорожники оказались сильнее врага, сильнее смерти.
Ленинградская школьница Майя Бубнова в те дни записала в своём дневнике: «…У нас в Ленинграде все герои, но когда я вижу человека с Ладоги, мне хочется поклониться ему как доблестному среди доблестных». «Дорогу жизни» называли ещё «Дорогой смерти», так как много машин и людей гибло под бомбами или проваливалось в образовавшиеся от взрывов полыньи. Но риск оправдывал себя: Ленинград жил!
1 ведущий: Но тем не менее с каждым днём запасы продовольствия в городе таяли. Были сокращены его нормы. Хлеб стал практически единственной пищей ленинградцев. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей. Но несмотря ни на что, истощённый голодом, холодом, непрерывными бомбёжками и обстрелами, город жил.
Самой страшной оказались зима и весна 1942 года, когда паёк хлеба для питания детей и стариков сократили до 125 граммов.
«125 блокадных грамм с огнём и кровью пополам»- писала поэтесса О Берггольц, находясь в осаждённом городе.
Люди умирали на улицах, незахороненные тела заносило снегом. Жертвами блокады стали 800 тысяч ленинградцев.
2 ведущий: Литературовед Лидия Гинсбург, перенесшая блокаду, в «Записках блокадного человека» рассказывала о быте той страшной поры: «Типичный блокадный день начинался с того, что человек выходил на кухню или тёмную лестницу, чтобы наколоть дневной запас щепок или мелких дров для времянки. Колоть приходилось ощупью, осторожно вгонять в полено косо поставленный топор, только потом ударяя. Очень слабы были руки. Пальцы скрючивались и замирали в какой-нибудь случайной позе».
3 ведущий: 900 огненных, страшных, блокадных дней и ночей. Лучше об этом могут рассказать сами блокадники.
Врач Г.Самойлова вспоминает: «Умирали сначала мужчины, потому что мужчины мускулистые, у них мало жира. Люди превращались в каких-то стариков. Элементарная, третья степень дистрофии – это не только скелет без мышц (даже сидеть человеку больно) – это пожираемый желудком мозг. Кого настигал голод, корчился мучился так же, как тяжелораненые».
1 ведущий: Уже после окончания войны педагог Леонид Роскин, выступая перед коллегами, вспоминал о положении детей, оставшихся без родителей: «Дети лежали в постелях, истощённые, с широко открытыми глазами. Едва передвигались. Ужас от перенесённого застыл в глазах. Кожа лица, рук и тела была непроницаема от грязи. Вши ползали по исхудавшим тельцам. Многие дети не видели горячей пищи по 15-20 дней, даже кипятка».
Чтец:
В блокадных днях
Мы так и не узнали.
Меж юностью и детством
Где черта?
2 ведущий:
И маленькие ленинградцы сражались с голодом, с холодом, со смертью, как Таня Савичева. Дневник этой девочки нельзя читать без слёз, без боли и содрогания: «,,,Женя умерла 28 декабря, 3 часа дня, 1942 года… Если просто хочется есть, это не голод. Голод – это когда изо дня в день голодают голова, руки, сердце – всё, что у тебя есть, голодает. Сперва голодает, потом умирает…» Савичевы умирали один за другим. Таня не сдавалась, она высохла, вымерзла, стала тоненькой и совсем лёгкой, но жила. С ней была мама, и она держалась. Потом… Страничка на букву «С»…
Чтец:
На страницу
Каменно
Легла:
Мама
13 мая
в 7.30 час
утра
1942 г.
Машинально Таня полистала
Свой
Немногословный дневничок.
Всё семейство Савичевых встало
Перед нею
Вновь наперечёт.
И она,
буквально
по два слова,
Пишет, как она на крайней полосе:
Савиче-
вы
умер-
ли,
И снова: умер-
ли
И добавляет: все.
(С.Смирнов. Сердце и дневник.)
3 ведущий: Из дневника Юры Рябинина: «Теперь я мало забочусь о себе. Сплю одетый, слегка прополаскиваю утром лицо, рук мылом не мою, не переодеваюсь. Я живу в холоде, голоде, среди блох…»
Следующая запись: «Эх, как хочется спать, спать, есть…А что ещё человеку надо? А будет человек сыт и здоров – ему захочется чего-нибудь ещё…Месяц тому назад я мечтал о хлебе с маслом, с колбасой, а вот теперь уже об одном хлебе».
1ведущий:
Ещё одна запись: «Боюсь, что и дневник-то этот мне не придётся закончить, чтобы на последней странице поставить слово « конец».Уже кто-то другой допишет его словом «смерть».
2 ведущий:
Так и случилось. Юра Рябинин навсегда остался в Ленинграде… Мать, оставшись перед выбором, кого спасать – сына или дочь, - выбрала дочь. У неё не хватило сил доставить на вокзал обоих.
3 ведущий:
Но не все выдержали испытание. Было разное, и мародёрство, и спекуляция. Было и бесчувствие, и чёрствость, воровали карточки, вырывали кусок хлеба, обирали умирающих. В блокадном Ленинграде родились и такие слова: «Умирать-то умирай – только карточки отдай!»
1 ведущий:
Бывшая трамвайщица Варвара Васильевна Семёнова вспоминает: «Помню, привезли ребят-близнецов в стационар… Вот родители прислали им маленькую передачу: 3 печеньица и 3 конфетки. Сонечка и Серёженька – так звали этих ребятишек. Мальчик себе и ей дал по печенью, потом печенье поделили пополам. Остаются крошки, он отдаёт крошки сестричке. А сестричка бросает ему такую фразу: «Серёженька, мужчинам тяжело переносить войну, эти крошки съешь ты». Им было по 3 года.
-Три года?
-Они едва говорили, да, три года, такие крошки!»
2 ведущий:
Как ни странно, в осаждённом Ленинграде многие вели дневники и сочиняли стихи. По мнению авторов «Блокадной книги», 10 процентов, переживших блокаду, писали стихи. Чем объяснить такой феномен? Быть может, тем, что у блокадного Ленинграда была своя муза Сострадания и Надежды, и она разговаривала с блокадниками стихами О. Берггольц и музыкой Д.Шостаковича. «Седьмую симфонию» Шостакович писал в Ленинграде и в один из сентябрьских дней рассказал нам об этом по радио»,- вспоминает О. Берггольц.
Ленинградцы не выключали радио ни днём, ни ночью. Из-за недостатка электроэнергии оно не говорило, а шептало. Но даже если только стучал метроном – и то было легче. Это означало, что город жив, что его сердце бьётся.
Чтец:
Пока ты улыбаешься стихам,
Пока на память Пушкина читаешь
Пока ты помогаешь старикам
И женщинам дорогу уступаешь,
Пока ребёнку руку подаёшь
И через лёд заботливо ведёшь
Старательными мелкими шажками,
Пока ты веру бережёшь, как знамя,
Ты не погибнешь, ты не упадёшь!
Да, Ленинград остыл и обезлюдел,
И высятся пустые этажи,
Но мы умеем жить, хотим и будем,
Мы отстояли это право – жить.
(З. Шишова. Блокада)
3 ведущий:
Ленинградцы выдержали суровое испытание – 900 долгих блокадных дней. Враги не сломили их мужества, не поколебали их веру в победу. Только в середине января 1944 года загудело небо над Ленинградом. И жители впервые не испугались этого гула. Они знали, что по позициям врага бьют тяжёлые орудия Балтийского флота.
Ленинград с радостью узнавал:
-15 января освобождён ближний пригород – Красное село;
- 20 января освобождён знаменитый Петергоф;
- 21 января фашисты начали отходить от Ленинграда по всей линии фронта. Последний вражеский снаряд разорвался в Ленинграде на рассвете 22 января 1944 года.
1 ведущий:
Январь 1944 года. Великая, священная для всех ленинградцев дата. Город-воин, город-герой развернул свои могучие плечи, поднялся во весь рост и прорвал цепи фашистской блокады
27 января 1944 года над Невой прогремел праздничный салют. Город-герой выстоял и победил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие, посвященное блокаде Ленинграда.
Внеклассное мероприятие, посвященное 65-летию со дня снятия блокады Ленинграда. ...
Урок, посвященный блокаде Ленинграда.
Необычный урок по математике для учащихся 5 класса....
Урок Мужества «900 дней, которые потрясли мир», посвященный блокаде Ленинграда
Урок мужества для учащихся 9-11 классов...
Классный час в 7 классе, посвященный блокаде Ленинграда
Классный час, предназначенный для проведения в 7 классе...
Классный час, посвященный блокаде Ленинграда
Классный час...
Классный час, посвященный блокаде Ленинграда «Блокадный хлеб».
Разработка классного часа по теме "Блокадный хлеб"...
Классный час "Нельзя забыть", посвященный Блокаде Ленинграда, ВОв. 6-7 класс
классный час о событиях ВОВ...