Родительское собрание в 8 классе«Требовательность или лояльность? Поощрения и наказания в семье»
методическая разработка (8 класс) на тему
Родительское собрание с анкетированием и вовлечением родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 24.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 10
Родительское собрание
«Требовательность или лояльность? Поощрения и наказания в семье»
Цель собрания:
- Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье.
- Сформировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье.
Участники: классный руководитель, родители учащихся 10 класса.
Форма проведения: обмен мнениями.
Наказание – это причинение вреда причиняющему вред. Похвала – педагогический домкрат.
1.Вступительное слово классного руководителя.
Быть родителями — значит, все время учиться ими быть: развивать интуицию, самообучаться по мере того, как растут дети, помогать себе и им стать ближе друг другу.
Очень часто ребенок становится нервным, агрессивным и неуравновешенным, если родители неумело и грубо используют по отношению к нему методы наказания и поощрения. Уровень тревожности в этом случае у ребенка становится высоким, а результаты учебной деятельности снижаются. Значит, принуждение и поощрение, как методы воспитания, не всегда играют положительную роль в воспитании личности ребенка, хотя родители ими охотно пользуются. Об этом наш сегодняшний разговор.
Наказание ребенка оставляет глубокие шрамы в формировании личности, оно приводит к проявлению двуличности и лжи. Наказание детей в школьные годы может спровоцировать проявление у них вседозволенности во взрослой жизни. Наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребенка. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием поступка, если мы действительно хотим научить ребенка как следует себя вести.
Предлагаю обратиться к вопросам анкеты и познакомиться с тем, как часто родители нашего класса наказывают детей.(Классный руководитель знакомит с результатами анкетирования, которое было проведено на предыдущем собрании)
2.Анкета для родителей.
Вид наказания | Наказывали вас в детстве (+,-) | Вы используете в воспитании | Самые действенные |
1.Ставили в угол | |||
2.Прекращали общаться на длительный период времени | |||
3.Применяли телесные наказания | |||
4.Ограничивали свободу | |||
5.Лишали любимого занятия | |||
6.Читали бесконечные нотации | |||
7.Стыдили при друзьях и знакомых | |||
8.Оскорбляли и ругались | |||
9.Лишали любимых лакомств | |||
10.Ограничивали в покупках | |||
11.Выгоняли из дому |
Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребенка. Особое внимание необходимо уделить похвале за совершенное ребенком усилие. Очень хорошо, если поощрение подчеркивает и способность ребенка к усилиям по достижению цели, и радость от достигнутого успеха.
Чем проповедь выслушивать,
мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха
поймут все без труда.
Слова порой запутаны,
пример же — никогда.
Тот лучший проповедник,
кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии —
вот лучшая из школ.
И если все мне рассказать,
я выучу урок.
Но мне ясней движенье рук,
чем быстрых слов поток.
Должно быть можно верить
и умным словесам.
Но я уж лучше погляжу,
что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму
прекрасный твой совет.
Зато пойму как ты живешь:
по правде или нет.
Что же лучше: быть требовательным родителем или лояльным? Как поощрять ребенка, если он не выполняет требования и нормы, которые обязан выполнять? Эти вопросы часто задают родители не только педагогам, но и психологам. Но ведь если ребенку все время твердить, что он ничего не может, что соседский мальчик учится лучше ,а сестра помогает по дому и вежлива с родителями, станет ли ребенок выполнять наши требования или, наоборот ,будет продолжать делать так, как его «программируют»?
Дети учатся тому, что они видят вокруг себя
«Если ребенок живет в атмосфере критики, он учится порицать.
Если ребенок живет в обстановке враждебности, он учится воевать.
Если ребенок живет в атмосфере страха, он учится бояться.
Если ребенок окружен жалостью, он учится жалеть самого себя.
Если ребенок окружен насмешками, он учится робеть.
Если ребенок окружен ревностью, он учится завидовать.
Если ребенок живет с чувством стыда, он учится чувствовать себя виноватым.
Если ребенок чувствует поощрение, он учится быть уверенным в себе.
Если ребенок живет в атмосфере терпимости, он учится быть терпимым.
Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
Если ребенок живет в атмосфере любви, он учится любить.
Если ребенок чувствует одобрение окружающих, он учится любить себя.
Если вокруг ребенка все делятся друг с другом, он учится щедрости.
Если ребенок живет среди честных и справедливых людей, он поймет, что такое правда и справедливость.
Если ребенок живет с чувством безопасности, он учится верить в себя и в окружающих».
А в какой атмосфере живет ваш ребенок?
Предлагаю ознакомиться с ответами на вопросы анкеты для детей. Задание было- написать ,за что их наказывают и за что поощряют.
Наказывают | Поощряют |
-плохое поведение | -помощь родителям |
-опоздание с улицы | -хорошая учеба |
-плохие оценки | -хорошее поведение |
-несправедливо за младшего брата(сестру) | -выполнение какого- либо дела |
-ничего не делал, смотрел ТВ | похвала от учителя |
-долго «сидел» в интернете | |
-невыполненное поручение | |
-жалоба учителя |
Как видим, первый список длиннее. Не секрет, что хвалим мы детей нечасто, а иногда просто нет времени даже спросить о том, как у него обстоят дела. Мы ограничиваемся вопросом : «Какую оценку получил?», хотя дети ждут вопроса :»Что нового?» или «Как прошел день?»
Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя. Слова поддержки:
- зная тебя, я был уверен, что ты все сделаешь хорошо;
- у тебя есть некоторые соображения по этому поводу, готов ли ты начать…;
-это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему;
-сегодня ты сумел подняться над собственной слабостью, ты сумел, ты стал еще сильнее, ты победил!
Необходимо подмечать любые даже самые незначительные успехи ребенка на пути к самосовершенствованию.
3.Советы психолога родителям подростка.( родителям раздаются памятки, разрезанные на полоски, каждый зачитывает вслух одну. Необходимо подготовить полоски по количеству родителей в классе, чтобы каждый смог прочитать))
1.Главное в общении с подростком – сохранить с ним контакт и доверительные отношения.
2.Старайтесь быть в курсе его дел (занятий, увлечений, круга друзей, места прогулок), но не устраивайте допросов и избегайте мелочного контроля.
3.Помните, что в течение двух-трёх лет друзья будут для подростка большим авторитетом, чем родители. Не стоит обижаться. Нужно просто потерпеть, это пройдёт.
4.Разговаривайте с ребёнком чаще. Будьте вместе. Займитесь общим делом.
5.Безусловно принимать ребёнка – это значит любить его не за то, что он красивый, умный и так далее, а за то, что он есть.
6.Можно выражать недовольство поступком, отдельными действиями ребенка, но не ребёнком в целом.
7. Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства. Волшебные слова мудрого родителя: «Я тебя понимаю. Я вижу, что тебе плохо (обидно, страшно, грустно, ты злишься и т.д.)»
8.Прикасайтесь к своему ребёнку, чаще обнимайте его. Берите на себя только те дела ребёнка, которые он не может выполнить сам. Остальное предоставьте ему делать самостоятельно.
9.Позволяйте ребёнку встречаться с отрицательными последствиями его действий. Тогда он научится отвечать за свои поступки.
10.Чаще хвалите ребёнка. Похвала принесёт больше пользы, чем критика.
11.Не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Это вызовет только агрессию. 12.Не оставляйте без внимания любые резкие изменения в состоянии и поведении ребёнка. Может быть, ребёнку нужна помощь специалистов (врача, психолога, психиатра).
13.Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребёнка.
14.Правил, запретов не должно быть слишком много. Правила и требования должны быть согласованы родителями между собой.
15.Не занимайтесь «воспитанием», когда вы взвинчены, раздражены. 16.Наказывать ребёнка нужно, лишая его хорошего, а не делая ему плохое. 17.Главное, чтобы ребёнок знал: что бы с ним ни случилось, он может попросить у вас помощи
18.Помните: пережитые вместе положительные эмоции – это «золотой фонд» вашей жизни с ребёнком!
Надеюсь, эти советы помогут вам держать баланс в общении с ребенком. Помните о том, что вы являетесь примером для них. Они в будущем будут воспитывать своих детей так, как воспитывали их вы.
В заключении хотелось бы вспомнить притчу «Разумное воспитание»
Однажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила:
— Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?
— Посмотри, женщина, на виноградную лозу, — сказал Хинг Ши. — Если ты не будешь ее обрезать, не станешь из жалости отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над ее ростом, не дождешься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать ее корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в 9»Б» классе Тема : «Поощрение и наказание детей в семье»
Цель собрания: 1. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье. 2. Сформировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье. Участники: классный руководитель,...
конспект родительского собрания на тему "Поощрения и наказания в семье: как быть?"
теоретические и практические материалы по работе с родителями...
Родительское собрание на тему: «Поощрение и наказание в семье»
Цель собрания:Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье.Сформировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье.Участники: классный руководитель, родители уч...
Родительское собрание "Поощрение и наказание в семье"
Цели собрания:Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье.Формировать у родителей культуру поощрения ребёнка в семье.Убедить родителей во вреде насилия над детьми.Обсудить пут...
Родительское собрание «Поощрение и наказание в семье»
Обсудение с родителями проблемы поощрения и наказания ребёнка в семье....
Родительское собрание «Поощрение и наказание в семье»
Сценарий родительского собрания с родителями учащихся 5-7 классов. Цель собрания - через обсуждение с родителями проблемы поощрения и наказания ребёнка в семье сформировать у родителей культуру поощре...
Родительское собрание в 7 классе "Кнут или пряник" (о поощрении и наказании в семье)
Цели собрания:1. Познакомить родителей с Конвенцией о правах ребёнка2. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье.3. Формировать у родителей культуру поощрения ребёнка в семь...