Я-Личность
классный час (10 класс) на тему

Алексеенко Михаил Михайлович

Познакомить учащихся с понятием «личность»; развивать навыки самоанализа и самопознания, творческие навыки, создать атмосферу доверия и взаимопонимания как основу для открытого общения с собой и  другими, осознание старшеклассниками значимости определения ценностных приоритетов,  жизненных целей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnost.docx16.94 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Я-Личность».

      Цель - создание условий для формирования у старшеклассников осознанной потребности в самопознании и саморазвитии в сложный период личностного становления и самоопределения.

Задачи: познакомить учащихся с понятием «личность»; развивать навыки самоанализа и самопознания, творческие навыки, создать атмосферу доверия и взаимопонимания как основу для открытого общения с собой и  другими, осознание старшеклассниками значимости определения ценностных приоритетов,  жизненных целей.

Ход занятия:

Ещё древние говорили, что человек – самый загадочный сфинкс на Земле. Наши современники тоже считают, что человек – самое простое и самое сложное. Как научиться понимать самого себя? На этот вопрос у каждого из вас будет свой ответ. И каждый из вас по-своему будет прав, потому что все вы неповторимы и индивидуальны. Мы играем разные социальные роли в жизни, при этом очень важно всегда оставаться интересной личностью.

Рассуждение об эпиграфе: «Личностями не рождаются, ими становятся».

Как учащиеся понимают эпиграф? (отчеты учеников).

Размышления о понятии «Личность».

Что значит личность? Понятие личность не является сугубо психологическим и изучается общественными науками.

О сути этого понятия спорили и спорят все: психологи, философы, учителя, драматурги, криминалисты и т.д .Люди мыслящие всегда задавались вопросом о том, что же такое личность. Давайте рассмотрим с вами трактовки данного понятия:

1.  Личность – человек как носитель каких-то свойств (С.И. Ожегов «Словарь русского языка»).

2. Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена общества (Советский энциклопедический словарь).

3. Личность — это свобода разумного существа, подчиняющегося только тем законам, которое оно для себя устанавливает (Э.Кант).

4. Личность - это человек как общественное и природное существо, наделенное сознанием, речью, творческими возможностями (Психологический словарь).

Работа в группах.

Учащиеся делятся на четыре группы.
Подумайте и скажите, какое из данных понятий вы считаете наиболее точным или дайте своё определение.
Учащиеся обсуждают в группах и высказывают своё мнение, зачитывают составленные ими определения.  Обосновывают свой ответ.
Таким образом, можно сказать, что личность – это человек, с одной стороны, обладающий определённым набором качеств, с другой стороны, неразрывно связанный с обществом и, в-третьих, прошедший в своём развитии долгий путь.
Итак, личностью не рождаются, личностью становятся. На протяжении XIX века считалось, что личность существует как нечто полностью сформировавшееся ещё до рождения. Однако слово «личность» употребляется по отношению к человеку лишь с определенного этапа его развития. Мы не говорим о личности новорожденного или даже двухлетнего ребенка. Она – относительно поздний продукт социального развития. Личность – высшее достижение человеческих усилий, результат кропотливой работы.

Индивидуальная работа

В течение всей жизни человек стремится познать себя, задавая вопросы: «Кто я?», «Какой я?», «Где моё место в обществе?». Сейчас каждый из вас подумает и запишет 2-3 качества характера, которые вам нравятся в себе.

Учащиеся в течение 2 минут выполняют задание, после чего делятся написанным со своими одноклассниками.

– Просто ли было определить свои достоинства?
– Что вы испытали, когда рассказывали о себе?
– Чем полезно данное упражнение?

Дискуссия

Мы уже говорили о том, что каждый человек неповторим, по-своему уникален, обладает определённым набором качеств. Осознавая свои достоинства, человек становится увереннее, внимательнее к себе и другим людям, получает возможность открыто высказать своё мнение, почувствовать поддержку со стороны окружающих его людей, оценить свои положительные стороны. Как вы считаете, достаточно ли этих качеств для того, чтобы назвать вас зрелой личностью? (выслушиваются мнения учащихся).

 По-настоящему зрелой личностью можно назвать человека, которому свойственны черты, выражающие его отношение к другим людям и к себе. Я назову вам эти черты. Это – бескорыстие, верность, уважение, терпимость, трудолюбие, демократичность, сочувствие, доброта, отзывчивость, ответственность, честность, смелость.

Говоря о вашей уникальности, мы не можем не говорить о тесной связи человека и общества, в котором протекает его жизнь. Мы крепко связаны с обществом, без которого «Я» не состоялось бы, мы зависим от него.
В отличие от взрослых, молодые люди более активно приспосабливаются к новым обстоятельствам, вырабатывая свои ценности. Каковы же эти ценностные приоритеты современной молодёжи? С помощью теста «Мои ценности» проведём исследование и обсудим результаты.

Учащимся предлагается проранжировать в двух группах следующие нравственные ценности:
1. Семья
2. Здоровье
3. Материальные ценности
4. Любовь
5. Дружба
6. Отечество
7. Творчество
8. Образование
9. Свобода
10. Интересная работа

Обсуждение результатов

А почему вы именно так расположили ценности? Обоснуйте свой ответ.

Среди нас - миллионы людей, достойных звания личности. Это люди, которые живут простой жизнью, занимаются любимым, пусть не престижным делом, которые любят и уважают близких, добры и имеют нравственную чистоту души. Личность – это та наша составляющая, благодаря которой мы вступаем в отношения – с собой, с окружающими, работой, вещами… Конечно, «личностью не рождаются, личностью становятся» развиваясь, самосовершенствуясь и принося радость окружающим людям.

Закончить наш классный час мы хотели бы притчей.

Мудрец поселился на вершине горы, все к нему приходили, и он помогал всем советом. Но одному человеку, стало завидно. Он стал говорить, что никакой он не мудрец, и что он докажет это: «Я поймаю бабочку, спрячу ее в ладони и спрошу у мудреца, что у меня там лежит. Если он скажет: «Бабочка», – я спрошу: «Живая она или мертвая?».
Если он скажет: «Живая», – я ее сожму и убью, а если – мёртвая – разожму руки, и она улетит. Пришли к мудрецу. «Что у меня в ладонях?», – спросил завистник. «Бабочка», ответил мудрец. «А какая она, живая или мертвая?». «Все в твоих руках!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личность воспитывается личностью.

Методическая статья о роли краеведения в учебном процессе....

Личность воспитывается личностью.

Методическая статья о роли краеведения в учебном процессе....

Презентация "Концепции личности" к уроку по теме "Индивид.Личность.Индивидуальность."

В презентации в краткой форме изложена сущность пяти концепций личности: психоанализ, бихевиоризм, эго-концепция, Я-концепция, гуманистическая концепция Маслоу. Содержательное ядро каждой теории предс...

Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"

Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....

« В творческой деятельности выражается личность и одновременно формируются личность.» А. В.Петровский.

«Тот, кто умеет мастерить своими руками, всегда благополучен и смотрит на мир с глубоким пониманием сути вещей.»...