Требования к современному уроку иностранного языка в рамках ФГОС
статья по теме

Коржукова Лариса Фёдоровна

Урок иностранного языка рассматривается с позиций требований Стандарта ноаого поколения..Задача перед учителями: научить детей "добывать знания"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №2 города Суража Брянской области

Доклад на тему:

«Требования к современному уроку иностранного языка в рамках ФГОС»

        

                                                                        Подготовила: Коржукова Л. Ф.

                                                                 учитель немецкого языка

                                                  I кв. категория

                                       

                                                2015-2016 учебный год

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации. Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты.

А значит, появилась необходимость рассмотреть урок с позиции требований Стандарта нового поколения. Если раньше главной задачей было «напичкать знаниями», теперь необходимо организовать «их добычу». Поэтому на первое место «выходит» системно-деятельностный подход. Усвоение и присвоение ребёнком накопленного социального опыта возможно прежде всего путём партнёрского деятельностного взаимодействия в рамках совместной деятельности как со взрослыми, так и со сверстниками. Понятие  системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь.

При всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным. С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков.

Что такое современный урок,  каковы  отличия современного урока от традиционного, какова его структура?

Учителю  должна  быть  ясна  главная  цель  педагогической  деятельности  –  дать  ребёнку умение  действовать  и  помочь  в  формировании  способа  действий,  подготовить обучающегося к саморазвитию.  

При  традиционной  системе  обучения ученик является объектом педагогического воздействия: тему урока и  его  цели  объявляет  учитель,  объяснение  нового  материала  ведется  учителем, тренировочные работы подбираются учителем в соответствии с теми целями, которых он намерен  достигнуть  и  т.д.  Ученику  остается  запоминать,  заучивать  научные  понятия, вследствие  чего возникает  неспособность  к обобщенному  переносу  знаний,  что  ведет  к неразвитости  творческого  мышления.  Учебный  процесс в традиционной  школе сводится к тому, чтобы дать знания. ФГОС же требует, что надо учить не знаниям, а работе.  

Каковы  новые  учебные  задачи  современного  образовательного  процесса?  На первом  месте  формирование  у  учащихся  универсальных  умений  самостоятельно искать информацию, проводить анализ полученной информации, а затем на основе сформированных универсальный учебных действий получать новые знания.

Когда же у ребёнка формируются деятельностные способности? Когда он не пассивно усваивает  новые  знания,  а  включён  в  самостоятельную  учебно-познавательную деятельность.  Реализация  собственной  учебной  деятельности  выдвигает  школьника  на позицию  субъекта:  сам  формулирует  тему  урока,  определяет  его  цели,  самостоятельно «открывает» и формирует научные понятия и т.д. Результатом такого способа обучения является  развитие  творческого  мышления.  Ученик  теперь  действует  по  принципу  «я учусь» в отличие от принципа традиционного обучения «меня учат». Для формирования деятельностных способностей учителю необходимо постоянно тренировать обучающегося в выполнении различных видов деятельности.

Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в программе.
  • Отобрать учебный материал
  • Выбрать наиболее эффективные методы и приемы работы.
  • Определить формы контроля.
  • Продумать оптимальный темп урока, форму подведения итогов урока, а также содержание, объем и форму домашнего задания.

Давайте сравним современный и традиционный урок. Видим, что структуры разные.  В чём заключаются существенные различия?

   Все начинается с проблемной ситуации, при обучении целеполаганию возможно введение проблемного диалога, в результате которого дети определяют границу своего знания – незнания и ставят цель на урок. На этапе планирования учитель и учащиеся в совместной деятельности определяют последовательность работы на уроке. Здесь целесообразно использовать интерактивную доску, где можно на слайде схематически изобразить этапы работы на уроке. 
При планировании практической деятельности учащихся на уроке следует учитывать дифференциацию учащихся по уровню подготовки и по темпу работы. Необходимо подобрать такие задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успеха. На проблемном уроке ученики осуществляют полный творческий цикл, главная цель которого обеспечение прочными знаниями и интеллектуально-творческим развитием. Причем творчески формируются  только знания, а не умения и навыки. Навыки вырабатываются многократным повторением действия.

Современный урок отличается от традиционного этапами введения нового материала и воспроизведения знаний. Открытие новых знаний в современном уроке происходит  через коллективную деятельность (выдвижение гипотез). Первичное закрепление в современном уроке – это проговорить новое знание в громкой речи, в конечном результате появляется модель, таблица, схема, алгоритм. Отдельно нужно сказать о домашнем задании и организационном моменте. Учитель больше обращает внимание на центральную часть урока, а именно на работу с новым материалом.  Начало и конец урока, работа с источником, оценивание и домашнее задание остаются как бы периферийными проблемами. Это  те элементы урока, которые негласно, но правят уроком, определяя его качество. Эти  действия, которых почти незаметны, но от них зависит очень многое.  

Также необходимо продумать формы организации работы учащихся на уроке. Если в традиционном уроке чаще использовалась фронтальная работа, то на уроке современного типа преобладает индивидуальная, парная и групповая работа. Работа в парах и группах необходима для того, чтобы обучить учащихся учебному сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли, то есть у учащихся формируются коммуникативные умения. Групповую работу хорошо использовать при создании разного рода проектов. Актуально и эффективно использование на уроках иностранного языка:- песенного материала, что стимулирует мотивацию и способствует лучшему усвоению языкового материла     благодаря действию механизмов непроизвольного запоминания; - учебного кино,  что развивает навыки и умения восприятия   и понимания иноязычной речи на слух; - компьютерных программ, что обеспечивает индивидуализацию обучения и интенсификацию самостоятельной работы учащихся. В Стандарте нового поколения также большое значение уделяется самостоятельной работе обучающегося. В связи с этим в урочной деятельности  мы используем такие  технологии как  метод проектов, технология критического мышления, проблемное обучение как способ развития коммуникативной компетентности, дифференцированное обучение и др.  Эти технологии направлены на то, чтобы развивать активное мышление у обучающихся и научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Чтобы сформировать у обучающихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика. Для этого в учебнике и рабочей тетради содержится большое количество речевых  упражнений, есть разделы, которые посвящены работе над разговорными  клише. Они  сформированы по ситуативному признаку, затем составляют свои диалоги по аналогии, таким способом можно добиться аутентичности в диалогической речи. Монологическая речь строится на основе текстов и 3х фазовой работе с текстами как по чтению, так и аудированию. УМК снабжены аутентичными аудио материалами, используются учебные пособия для индивидуальной и самостоятельной работы: книги для чтения, таблицы, схемы, раздаточный материал.
Самоконтроль и самооценка. Наряду с пятибалльной системой оценивания можно использовать и другие методики. Так, можно ребятам использовать кружки разного цвета («зеленый» - у меня все получилось; «желтый» - у меня получилось выполнить задание, но с ошибками; «красный» - SOS, я не смог выполнить задание). Показ определенного кружка сопровождается устным пояснением, почему именно такой цвет выбран. При обучении оцениванию устных ответов одноклассников можно предложить ребятам высказать своё мнение по поводу услышанного (сначала на русском языке с постепенным переходом на немецкий). В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать своих одноклассников, объективно оценивать их ответ. Также целесообразно ввести такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ. 
Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать свою деятельность на уроке. Также очень важна рефлексия настроения и эмоционального состояния детей. Можно проводить рефлексию не только по итогам одного урока, но и по итогам четверти, полугодия, после изучения какой-то темы.

Новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дал нам возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Но это не значит, что традиционные приемы и методы работы нужно отвергнуть. Их можно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями. Можно долго говорить о том, каким должен быть урок. Неоспоримо одно: он должен быть одушевлённым личностью учителя.

Используемая литература:

  1. Мангутова О. Н. Современный урок иностранного языка: основные
  2. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
  3. Сафонова В. П. Современный урок иностранного языка. – М.: Учитель, 2011.
  4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. – М.: Просвещение, 2005.
  5. http://festival.1 september.ru/articles/527236/
  6. http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077

http://nsportal.ru/sites/all/themes/ap/data1/images/3dmaya.jpg



Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №2 города Суража Брянской области

 Классный час по ФГОС:

 «Мы и окружающий мир»

                                                           Подготовила: Коржукова Л. Ф.

                                                 

                                       

2017-2018 учебный год

Эпиграф: «Счастье это быть с природой, видеть её, говорить с ней…Л. Н. Толстой»

Цель: воспитание доброго, и внимательного бережного отношения к природе, живому миру.

Задачи: способствовать воспитанию в детях экологических, нравственных чувств, ответственности и бережного отношения к миру природы.

Оформление и оборудование: компьютер, презентация,

различные картины, иллюстрации с пейзажами, рисунки детей,   с записи песен о природе, природных явлениях, классических мелодий, выставка книг о природе.

Цитаты «Я сорвал цветок и он увял…

Я поймал мотылька и он умер…

И тогда я понял, что прикоснуться

 к красоте можно только сердцем…Е. Л. Прасолова»

«Природу беречь - это дело святое. Лишь вместе мы светлое завтра построем»

                                      Ход мероприятия

                             (Звучит медленная музыка)

  1. Мотивация:

Приём «Дерево ожидания»

-Ребята, скажите, что вы ожидаете от нашего классного часа? Если вы ожидаете интересного общения со мной и одноклассниками – выберете жёлтый листок, если вы пришли просто, потому что у нас классный час по расписанию – возьмите синий листок. Прикрепите выбранные листочки к «Дереву ожиданий».

В конце классного часа мы мы вернёмся к нашему «Дереву ожиданию» и посмотрим, оправдались ли ваши ожидания.

2. Знакомство с темой классного часа. постановка целей.

Учитель: (читает на фоне сменяющихся слайдов  о природе)

А вам не хотелось побежать к горизонту,

Обгоняя ветер,

И за кромкой леса.

Догнать заходящее солнце?

А вам не хотелось кричать во весь голос?

Чтобы крик полетел над землёю

И с деревьев слетели птицы?

А вам не хотелось

Великаном встать над Землёю,

Как шарфом повязаться радугой.

И, держа на раскрытых ладонях,

Раздувать, словно уголья, звёзды?

Неужели вам не хотелось?

Учитель:  Как вы думаете, какую тему мы будем обсуждать сегодня на классном часе?

- Почему? Зачем?

- Какой эпиграф нашего классного часа?

3:Учитель: Мы сталкиваемся с природой каждый день и привыкаем так, что не удивляемся. Удивляемся тогда, когда видим что-то новое, захватывающее.

Когда с вершины горы нам открывается чудесный пейзаж с лазурным небом над головой, с парящими птицами в туманной дымке, мы понимаем, как это прекрасно.

Грудь наполняет чувство блаженства, чувств радости и наслаждения.

Природа является основой всякой красоты.

Гёте сказал: «Великая природа, окружающая нас, способна порождать великие мысли и поступки».

Созерцая природу, мы приобщаемся к вечности.

Ребята, а что такое природа?

Ученик: Это птицы и животные, морские жители и насекомые.

Ученица: Это растения – деревья и трава, кустарники и цветы.

Ученик: Это времена года – осень, зима, лето, весна.

Ученица: Это природные явления – дождь и снег, ветер и северное сияние.

Учитель: Можно много перечислять. Ведь это, то, что нас окружает.

Я узнал, что у меня

Есть огромная семья.

И травинка, и листок,

В поле каждый колосок

Речка, небо голубое

Это всё моё – родное.

Ученик: Получается, что сталкиваясь ежедневно с природой, мы должны быть друзьями.

Учитель: Конечно. Природа является связующим звеном между людьми, под которой и рождается понятие красоты.

Природа – биологическая среда нашего существования – является не только источником существования, но и сам красота.

Нужно помнить и знать, что если будем уничтожать природу, то мы уничтожим самих себя.

Без природы нет жизни на земле.

Некоторые некрасиво относятся к природе, ломают деревья, срывают цветы, стреляют в птиц из рогаток, разоряют гнёзда. Да мало ли что придумывают, чтобы навредить природе.

А ведь в природе, как в человеке,

Есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…  Ф Тютчев.

Нужно научиться общаться с природой. Ведь мы часто выезжаем в поля, леса, на речку. Там и происходит наше общение, оно должно быть красивым. Давайте отправимся на луг. Что мы там с вами заметим?

(Звучит музыка, слайды)

Ученик: Зелёную пушистую травку, на которую хочется прилечь.

Ученица: Много полевых, красивых цветов.

Ученик: Летают птицы и насекомые.

Ученик: Нам может встретиться кто-то из животных.

Стих.

Чем обычнее простое растение,

Тем милее волнует меня

Первых листьев его появление

На рассвете весеннего дня.

В государстве ромашек. У края,

Где ручей, задыхаясь, поёт,

Пролежал бы всю ночь до утра я,

Запрокинув лицо в небосвод.

Жизнь потоком светящейся пыли

Всё текла бы,  текла сквозь кусты.

И внимая весеннему шуму,

Посреди очарованных трав,

Всё лежал бы и думал я думу

Беспредельных полей и дубрав.

Учитель: А теперь отправляемся в горы. Что вы можете там увидеть?

Ученик: Снег лежит в вершинах, и редкая птица туда долетает.

Ученица: А внизу, у подножия, горы покрыты лесами, где снуют животные.

Ученица: А я вижу, как весной вся вершина горы покрыта подснежниками.

Ученик: А мне хочется рассмотреть загадочные слова в скалах гор.

Учитель: 

Я видел горные хребты,

Причудливые, как мечты,

Когда в час утренний зари

Курилися, как алтари,

Их выси в небе голубом,

И облачно за облачком,

Покинув тайный свой ночлег,

К востоку направляло бег –

Как будто белый караван

Залётных птиц из дальних стран!

После наших прогулок по красотам природы отдохнём. Я вам загадаю загадки про природу. А вы их отгадайте.

1. Без рук, без ног, под окном стучит,

В избу просится. (ветер)

2. Сидит – зеленеет,

Лежит – пожелтеет,

Падает – почернеет. (листва)

3. Насупится, нахмурится, в слёзы ударится –

Ничего не останется. (туча)

4. Росло – повыросло, из куста повылезло,

По рукам катилось, на зубах очутилось. (орех)

5. Никого не боюсь,

Сам к любому прицеплюсь. (Репей)

6. У какой птицы мешок под клювом? (пеликан)

7.Что делает страус при приближении опасности? (прячет голову в песок)

8. Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц? (кукушка)

9.Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (тетерев)

10.Самое большое в мире животное. (синий кит)

11.Самое большое наземное животное (слон)

12.Самый быстрый зверь (гепард)

13.Самая крупная птица в мире (страус)

14.Самая маленькая птичка (вес 2 г). (колибри)

15.Какая птица считается санитаром леса? (дятел)

16.Птица – символ мира. С древнейших времён была надёжным помощником человека в доставке писем, а сейчас это постоянный обитатель городских улиц. (голубь)

17.Крупная нелетающая птица, питается рыбой, обитает в Антарктиде. (пингвин)

18.Ара, какаду.  Всё это… Кто? (попугай)

19.Эту птицу люди считают одной из самых красивых и одновременно глупых птиц. (павлин)

20.Кто лучше всех в лесу поёт? (соловей)

21.Какая птица выше всех летает? (орёл)

22.Назовите красногрудых птиц, которые питаются горькой рябиной (снегири)

Учитель: Молодцы, загадки легко отгадали.

(Звучит музыка)

Учитель: Счастье, радость, наслаждение – все это дарит нам природа. В ней мы находим красоту и гармонию.

Мы ловим отблеск вечной красоты;

Нам вестью лес о ней шумит отрадной,

О ней поток гремит струёю хладной

И говорят, качаясь, цветы.

Но к сожалению экологическая ситуация на планете складывается все хуже и хуже год от года.    По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения:

  • 70% населения планеты дышат воздухом, вредным для здоровья.
  • Вода 75 % водоемов не пригодна для питья.
  • Ежегодно от плохого качества воды умирает 25 тыс. человек.
  • Ежегодно пустыня поглощает 27 млн гектар плодородных земель.

Учёными подсчитано:

  • За один день на земле исчезает 100 видов растений и животных;
  • В каждую минуту сокращается площадь леса на 15 млн. гектаров;
  • Ежегодно количество чистого воздуха  сокращается на 10 млрд. тонн;
  • Бумага до полного разложения лежит два года, консервная банка- 90 лет, полиэтиленовый пакет- 200 лет, стеклянная посуда -2000лет.

 Учитель: Входя в наш собственный дом, мы вытираем ноги или снимаем обувь. Никому не придёт в голову, сняв ботинки, поставить их на стол. Мы стараемся не ссориться с нашими близкими, поддерживаем мир в семье. А вот в общепланетном  доме, на лоне природы, люди ведут себя как хулиганы. Они часто думают, что кладовая природы  неисчерпаема, а богатства планеты безграничны. Но это опасное заблуждение. У природы и так немало врагов: это стихийные бедствия, типа ливней, засух, морозов, ураганов. Разрушения продолжаются, их наносит человек.

Учёные установили:

  • Морские черепахи  у берегов Центральной и Южной Америки погибли из- за того, что в их пищеводах застряли пластиковые пакеты, выброшенные  за борт пассажирами авиалайнеров;
  • В Африканских джунглях уничтожаются десятки тысяч слонов, отравляющихся ядохимикатами от водоёмов, куда слоны приходят на водопой.
  • Пингвины в Антарктиде гибнут от нефти.

А ведь природа для нас – это источник жизни, природных ресурсов и, конечно же, источник красоты, вдохновения и творческой деятельности.

Лев Николаевич Толстой в свое время писал: « Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с нею». Чтобы сохранить удивительный и многообразный мир природы нужно знать ее и любить всем сердцем.

Берегите природу, ребята. И она вам ответит своей красотой, своими плодами, своей благодатью.

Удивляйтесь природе – это наш главный учитель.

Будьте добры и благодарны природе. Ведь только благодаря ей, мы живём.

Мне нравится главное правило Маленького принца: «Встал поутру,  умылся,  привел себя в порядок — сразу же приведи в порядок свою планету»,  т.е. себя,   свой дом,  свою улицу, все то,  что тебя окружает.

(читают дети) 1. Берегите Землю, берегите 
Жаворонка в голубом зените, 
Бабочку над стеблем повилики, 
На тропинке солнечные блики, 
На камнях играющего краба, 
Над пустыней тень от баобаба.
                                               
М.Дудин

  1. Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя! 

                                                     Е.Евтушенко  

3.Ты, человек! Любя природу, хоть иногда ее жалей!
В уничижительных походах не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке века ты оценить ее спеши.
Она твой старый добрый лекарь, она – союзница души.
Не жги ее напропалую и не исчерпывай до дна.
И помни истину простую : нас много, а она одна!

-Учитель: Узнать о красоте нашего мира, научиться понимать природу, возвысить свою душу помогут книги, рассказывающие о природе (просмотр выставки книг о природе).

4. Итоги классного часа.

5. Рефлексия.

Посмотрим на «Дерево ожидания». Оправдались ли ваши ожидания?  

Что нового вы узнали?

Какие впечатления? Обмен мнениями.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к современному уроку иностранного языка

Урок иностранного языка и его планирование, принципы построения урока, характеристика современного урока ИЯ, цели, содержание, структура и типы урока, а также его моделирование....

Требования к современному уроку иностранного языка в рамках ФГОС

Требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты, поэтому появилась необходимостьрассмотреть урок с позиции требований Стандарта нового поколения....

Требования к современному уроку иностранного языка

Современный урок иностранного языка имеет ряд общих требований, которые характерны для посторения любого современного урока, так и ряд специфических черт, характерных только для иностранного языка. ...

Требования к современному уроку иностранного языка.

Сухомлинский В.А.:« Хороший педагог  тем хорош,- что он, видя, как развивается урок, умеет пойти по тому  единственно необходимому пути, который подсказывает логикой данного урока»...

Статья "Конструирование современного урока иностранного языка в рамках ФГОС"

Статья в региональный сборник. Конструирование современного урока иностранного языка в рамках ФГОС,...

Современный урок иностранного языка в рамках ФГОС

Современный урок иностранного языкав рамках ФГОС...