Классный час на тему: "Лень и как с ней бороться"
классный час на тему

Информация для классный руководителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_len._kak_sney_borotsya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: «ЛЕНЬ. КАК С НЕЙ БОРОТЬСЯ?»

1. Введение в тему

Лень-это простейшее нежелание что-либо делать. Мы можем находить сотни причин и обстоятельств,  мешающих нам что-то делать, но честно должны признать, что причина одна, и она внутри каждого из нас. Мы просто не хотим. А вот почему мы не хотим, чем наше нежелание чревато, как с ним бороться и как воспитывать в себе трудолюбие - в этом мы постараемся разобраться сегодня.

 2.«Определимся в понятиях»

Учитель. Внимательно прочитайте название нашего классного часа. В нем дано всем известное определение лени. Согласны ли вы с ним?

Учащиеся. Действительно, лень порождает многие нравственные пороки:

-недисциплинированность, потому что лень соблюдать правила и следовать законам;

-отсутствие целеустремленности, потому что поставленная цель предполагает усилия для ее реализации, а тут-лень;

-нерешительность, потому что принять решение- великий труд, душевный, эмоциональный, волевой;

-безответственность, потому что отвечать за свои и чужие поступки также большой труд.

Учитель. Попробуйте сформулировать свои определения лени.

Лень-нежелание что-нибудь делать. Лень- отдых от тяжелой или неинтересной работы. Лень -бесполезное прожигание жизни. Лень-следствие отсутствия цели в жизни. Лень -злая фея, разрушающая гармонию человека с собой и с окружающим миром. Лень -душевная болезнь, которую необходимо лечить, причем если самолечение не  помогает, нужно обязательно обращаться к специалистам.

 Ленивым приходится:  Во-первых, приходится терпеть постоянные нарекания со стороны родителей и учителей, во-вторых, ты ничего не добиваешься в жизни и чувствуешь себя некомфортно среди успешных сверстников, в-третьих, тебя не покидает ощущение, что ты в каком-то смысле лишний: все куда-то спешат, что-то делают, а ты в состоянии покоя.

 Какая же бывает лень?

  -лень бывает физическая, это означает, что ты не хочешь прилагать усилия для реализации своих желаний, чувствуешь себя уставшим, хотя  еще ничего не делал,

- лень бывает мыслительная, это означает, что ты не пытаешься обдумать каждый свой шаг, спланировать свои действия, предугадать результат и даже часто элементарно не думаешь о том, какой результат хочешь получить, ты чувствуешь, что все равно ничего не получится, поэтому и размышлять не о чем;

-лень бывает эмоциональная, это означает, что тебя  уже не радует то, что раньше приводило в восторг и перестает волновать то, что раньше заставляло сердце биться учащенней, ты чувствуешь апатию и нежелание вообще что-то чувствовать;

-лень бывает творческая, это означает, что ты находишься в состоянии ожидания вдохновения, музы, какого-то эмоционального подъема, ты чувствуешь, что когда придет вдохновение, ты горы свернешь, а пока…подожду;

-лень бывает объективная, это означает, что желания и возможности не совпадают, ты не видишь смысла в какой-то деятельности, ты чувствуешь, что просто руки опускаются.

Понятно, что лень- порок, от которого нужно избавляться. Очень часто человек сам не рад, что страдает от безделья, давайте поможем тому, кто стал  на путь исправления. У психологов-практиков есть такая методика: проговаривай вслух и про себя определенные фразы, и ты скоро поверишь в то, что произносишь. В группе придумайте и запишите утверждения (не менее двух), которые, на ваш взгляд, должен сам себе проговаривать тот,  кто решил избавиться от порока лени. (группы по 4-5 чел)

Обсуждение в классе:

Я очень люблю трудиться, потому что это придает моей жизни смысл.

Любая работа важна и значима, она приближает меня к моей цели.

Я сознательно и целеустремленно борюсь с ленью и побеждаю ее.

Труд-это добрый волшебник, превращающий посредственность в совершенство.

Труд сделает из меня настоящего мастера, и я прославлю свое доброе имя.

Каждую минуту своей жизни я буду трудиться и добьюсь высоких результатов.

Я наслаждаюсь результатами своего труда и чувствую себя состоявшимся человеком.

Учитель. Продолжаем работу в группах: придумайте советы, которым, на ваш взгляд, нужно следовать, чтобы победить в себе лень и воспитать трудолюбие (не менее двух).

Совет первый: чередуй физическую и умственную работу, то есть если трудится мозг, то отдыхают мышцы, трудятся мышцы — отдыхает мозг, при общей сильной усталости — полный отдых.

Совет второй: любую работу (и основную, и сопутствующую ей), что обеспечивает твою жизнедеятельность, выполняй так тщательно, как это для тебя возможно.

Совет третий: придумай себе систему поощрений, любуйся результатами своего труда и скромно хвали себя за успехи.

Совет четвертый: никогда не позволяй себе считать работу завершенной, если видишь в ней хотя бы мельчайший недостаток, не  оставляй  работу, не завершив ее.

Совет пятый: никогда и ни при каких обстоятельствах не позволяй себе быть равнодушным к совершаемой тобой работе.

Совет шестой: представляй результат своего труда и мысленно приближай его, представляй, какое это счастье- добиться поставленной цели честным трудом.

Пожалуй, ни для кого не секрет, что главным способом борьбы с ленью является работа. Занять себя чем-то, увлечься делом, за которым не замечаешь течения времени – и вот уже от лени нет и следа! Однако в этом-то вся и проблема – ужасная лень не позволяет и пальцем шелохнуть, а от одних мыслей о работе становится дурно. Как побороть лень в этом случае? Подытожим:

1) В первую очередь, нужно поставить цели. Для начала – цели не глобальные, а небольшие, не требующие больших временных и физических затрат. 

2) Важным этапом в решении вопроса как бороться с ленью, является планирование своей деятельности. Не зная четко, что и когда вы должны сделать, вы будете впустую проводить день за днем и сокрушаться, что ничего не успеваете. Напишите план действий на день, на неделю, на месяц. Постарайтесь трезво оценить свои возможности и наиболее оптимально распределить время. 

3) Чтобы поставленные цели показались более привлекательными и заставили вас тот час же слезть с дивана и приняться за активную деятельность, необходимо себя мотивировать. Хорошим мотиватором для тех, кто решил бороться с ленью, служит визуализация - представление конечного результата ваших действий. 

4) Убраться на рабочем месте. Действительно, не убранное помещение, в котором мы работаем, очень негативно влияет на духовное состояние. Сразу начинаются психи, какие-то головные боли, ничего не хочется делать и т.д. И все это из-за неубранного рабочего места.

Что надо для того, чтобы хорошо учиться(учить себя)? Почему это не у всех получается, почему лень?

Во-первых, конечно, надо уметь заставить себя заняться учебной работой, которая бывает и не очень интересной. Для этого требуется воля, сила воли. 

Во-вторых, учение – это не разовое усилие, не короткий подвиг, а систематический труд – длительный, повседневный. Тут нужно проявить трудолюбие, терпенье, прилежание.

И в-третьих, конечно же, надо иметь соответствующие способности, но они, слава Богу, дело наживное (как, впрочем,  и трудолюбие, и воля).

ВОЛЕЙ называется качество личности, позволяющее преодолевать трудности для достижения поставленной цели.

Воля – это качество, компенсирующее отсутствие желания и интереса к деятельности, необходимость которой вытекает из разумных обстоятельств, а также из взглядов и убеждений личности.

Волевой человек должен уметь приказывать себе, заставлять себя делать то, что не хочется, быть способным преодолевать свои желания, отказываться от того, что хочется. Большая воля – это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя от чего-либо отказаться.

Особенно нужна воля в учебной работе. Вспомните, сколько раз в вашей жизни возникло желание учиться лучше, начать всё сначала, но оно так и осталось бесплодной мечтой, так как не хватало воли осуществить задуманное. Сколько задач осталось нерешёнными, сколько страниц учебника так и не поняты по той же причине – не смогли волевым усилием преодолеть возникшие трудности.

ТЕСТ  «Волевой ли ты человек?»

На сколько велика у вас сила воли, настолько плодотворны ваши работа и учёба. Постарайтесь ответить на 10 вопросов с максимальной откровенностью. Если ответите «да» - поставьте себе 2 очка; если «не знаю», «затрудняюсь», «иногда случается» - 1 очко; если «нет» - 0 очков. Сумма полученных данных даст представление о вашей воле.

  1. В состоянии ли вы завершить работу, которая вам не интересна?
  2. Преодолеете ли вы без всяких усилий внутреннее сопротивление, когда нужно  сделать что-нибудь неприятное?
  3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию дома или в школе – в состоянии ли взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию объективно?
  4. Если вам прописана диета, можете ли вы преодолеть кулинарные соблазны?
  5. Найдите ли вы силы встать утром раньше обычного, как было запланировано накануне, если делать это не обязательно?
  6. Если у вас вызывает страх посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли вы в последний момент не изменить своего намерения?
  7. Сдержите ли вы данное сгоряча обещание, даже если выполнение его принесёт вам немало хлопот?
  8. Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня?
  9. Откажитесь ли вы от просмотра интересной телепередачи, если у вас не выполнено домашнее задание?
  10. Сможете ли вы  прервать ссору и замолчать, какими бы обидными не оказались обращённые к вам слова?

Интерпретация результатов.

  • Если  вы набрали от 0 до 6 очков, то с силой воли у вас не всё благополучно. Вы просто делаете то, что легче и интереснее, к обязанностям относитесь спустя рукава  и в этом причина разных неприятностей.
  • Если  вы набрали от 7 до 14 очков. Сила воли у вас средняя. Если столкнётесь с препятствиями, то начнёте действовать, чтобы преодолеть их. Но если увидите обходной путь, то тут же воспользуетесь им. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмёте.
  • Если  вы набрали от 15 до 20 очков. С силой воли у вас всё в порядке. Но иногда ваша твёрдая и непримиримая позиция по принципиальным  вопросам досаждает окружающим.

РЕКОМЕНДАЦИИ

«Как выработать силу воли»

  • Цель – вот что мобилизует вашу волю. Учитесь настойчиво идти к своей цели.
  • Чётко представляйте свои достоинства и недостатки, ставьте цели и задачи по самоизменению.
  • Учитесь командовать собой. Умение приказывать себе – важнейшее качество волевого человека, условие формирования чувства долга и ответственности. Воля развивается, закаляется в постоянной  борьбе между «хочу» и «надо».
  • Постоянно  и настойчиво тренируйте свою волю. «Дал слово – держи!» Привычка ответственно относиться к своему слову есть важнейшее условие воспитания воли.
  • Соблюдайте режим дня. Это требует ежедневных упражнений  для укрепления воли.
  • Верьте в себя. Внушайте себе уверенность. Играйте роль уверенного в своих силах человека.
  • Следуйте   правилам:
  • «Одно сегодня лучше ста завтра»
  • «Ничто не имеет такой цены, как настойчивость и терпение»
  • «Двадцать дел, наполовину сделанных, не стоят одного, доведённого до конца»

Для воспитания воли не надо громких дел и подвигов. Воля воспитывается  на мелочах, но только при ежедневном упражнении и при обязательном условии: Решил – выполни! Дал слово – держи его! Привычка бережно относиться к своему слову есть важнейшее условие воспитания воли.

РЕКОМЕНДАЦИИ

«Как выработать силу воли»

  • Цель – вот что мобилизует вашу волю. Учитесь настойчиво идти к своей цели.
  • Чётко представляйте свои достоинства и недостатки, ставьте цели и задачи по самоизменению.
  • Учитесь командовать собой. Умение приказывать себе – важнейшее качество волевого человека, условие формирования чувства долга и ответственности. Воля развивается, закаляется в постоянной  борьбе между «хочу» и «надо».
  • Постоянно  и настойчиво тренируйте свою волю. «Дал слово – держи!» Привычка ответственно относиться к своему слову есть важнейшее условие воспитания воли.
  • Соблюдайте режим дня. Это требует ежедневных упражнений  для укрепления воли.
  • Верьте в себя. Внушайте себе уверенность. Играйте роль уверенного в своих силах человека.
  • Следуйте   правилам:
  • «Одно сегодня лучше ста завтра»
  • «Ничто не имеет такой цены, как настойчивость и терпение»
  • «Двадцать дел, наполовину сделанных, не стоят одного, доведённого до конца»

Для воспитания воли не надо громких дел и подвигов. Воля воспитывается  на мелочах, но только при ежедневном упражнении и при обязательном условии: Решил – выполни! Дал слово – держи его! Привычка бережно относиться к своему слову есть важнейшее условие воспитания воли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Что такое коррупция и как с ней бороться?"

Возможно, кому-то будет полезна информация для классных часов по темам антикоррупции...

Проектная деятельность по физике в 7 классе. Тема: "Лень - двигатель прогресса или труженники с вековым стажем".

Проектная деятельность по физике в 7 классе. Тема: "Лень - двигатель прогресса или труженники с вековым стажем"....

Классный час на тему "Лень и как с ней бороться"

Дети узнают как побороться с ленью и что же такое тайм менеджмент....

Классный час "Вредные привычки и как бороться с ними" (для учеников 7-8 классов)

Разработка предназначена для учащихся 7-8 классов , будет интересна и для более старшего возраста ....

Классный час "Вредные привычки и как с ними бороться"

Классный час по профилактике вредных привычек и ведению здорового образа жизни....

Классный час. Тема: "Лень: помощник или враг?"

Лень: помощник или враг? Как справиться с ленью?...