Классный час на тему: "Лень и как с ней бороться"
классный час на тему
Информация для классный руководителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_len._kak_sney_borotsya.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: «ЛЕНЬ. КАК С НЕЙ БОРОТЬСЯ?»
1. Введение в тему
Лень-это простейшее нежелание что-либо делать. Мы можем находить сотни причин и обстоятельств, мешающих нам что-то делать, но честно должны признать, что причина одна, и она внутри каждого из нас. Мы просто не хотим. А вот почему мы не хотим, чем наше нежелание чревато, как с ним бороться и как воспитывать в себе трудолюбие - в этом мы постараемся разобраться сегодня.
2.«Определимся в понятиях»
Учитель. Внимательно прочитайте название нашего классного часа. В нем дано всем известное определение лени. Согласны ли вы с ним?
Учащиеся. Действительно, лень порождает многие нравственные пороки:
-недисциплинированность, потому что лень соблюдать правила и следовать законам;
-отсутствие целеустремленности, потому что поставленная цель предполагает усилия для ее реализации, а тут-лень;
-нерешительность, потому что принять решение- великий труд, душевный, эмоциональный, волевой;
-безответственность, потому что отвечать за свои и чужие поступки также большой труд.
Учитель. Попробуйте сформулировать свои определения лени.
Лень-нежелание что-нибудь делать. Лень- отдых от тяжелой или неинтересной работы. Лень -бесполезное прожигание жизни. Лень-следствие отсутствия цели в жизни. Лень -злая фея, разрушающая гармонию человека с собой и с окружающим миром. Лень -душевная болезнь, которую необходимо лечить, причем если самолечение не помогает, нужно обязательно обращаться к специалистам.
Ленивым приходится: Во-первых, приходится терпеть постоянные нарекания со стороны родителей и учителей, во-вторых, ты ничего не добиваешься в жизни и чувствуешь себя некомфортно среди успешных сверстников, в-третьих, тебя не покидает ощущение, что ты в каком-то смысле лишний: все куда-то спешат, что-то делают, а ты в состоянии покоя.
Какая же бывает лень?
-лень бывает физическая, это означает, что ты не хочешь прилагать усилия для реализации своих желаний, чувствуешь себя уставшим, хотя еще ничего не делал,
- лень бывает мыслительная, это означает, что ты не пытаешься обдумать каждый свой шаг, спланировать свои действия, предугадать результат и даже часто элементарно не думаешь о том, какой результат хочешь получить, ты чувствуешь, что все равно ничего не получится, поэтому и размышлять не о чем;
-лень бывает эмоциональная, это означает, что тебя уже не радует то, что раньше приводило в восторг и перестает волновать то, что раньше заставляло сердце биться учащенней, ты чувствуешь апатию и нежелание вообще что-то чувствовать;
-лень бывает творческая, это означает, что ты находишься в состоянии ожидания вдохновения, музы, какого-то эмоционального подъема, ты чувствуешь, что когда придет вдохновение, ты горы свернешь, а пока…подожду;
-лень бывает объективная, это означает, что желания и возможности не совпадают, ты не видишь смысла в какой-то деятельности, ты чувствуешь, что просто руки опускаются.
Понятно, что лень- порок, от которого нужно избавляться. Очень часто человек сам не рад, что страдает от безделья, давайте поможем тому, кто стал на путь исправления. У психологов-практиков есть такая методика: проговаривай вслух и про себя определенные фразы, и ты скоро поверишь в то, что произносишь. В группе придумайте и запишите утверждения (не менее двух), которые, на ваш взгляд, должен сам себе проговаривать тот, кто решил избавиться от порока лени. (группы по 4-5 чел)
Обсуждение в классе:
Я очень люблю трудиться, потому что это придает моей жизни смысл.
Любая работа важна и значима, она приближает меня к моей цели.
Я сознательно и целеустремленно борюсь с ленью и побеждаю ее.
Труд-это добрый волшебник, превращающий посредственность в совершенство.
Труд сделает из меня настоящего мастера, и я прославлю свое доброе имя.
Каждую минуту своей жизни я буду трудиться и добьюсь высоких результатов.
Я наслаждаюсь результатами своего труда и чувствую себя состоявшимся человеком.
Учитель. Продолжаем работу в группах: придумайте советы, которым, на ваш взгляд, нужно следовать, чтобы победить в себе лень и воспитать трудолюбие (не менее двух).
Совет первый: чередуй физическую и умственную работу, то есть если трудится мозг, то отдыхают мышцы, трудятся мышцы — отдыхает мозг, при общей сильной усталости — полный отдых.
Совет второй: любую работу (и основную, и сопутствующую ей), что обеспечивает твою жизнедеятельность, выполняй так тщательно, как это для тебя возможно.
Совет третий: придумай себе систему поощрений, любуйся результатами своего труда и скромно хвали себя за успехи.
Совет четвертый: никогда не позволяй себе считать работу завершенной, если видишь в ней хотя бы мельчайший недостаток, не оставляй работу, не завершив ее.
Совет пятый: никогда и ни при каких обстоятельствах не позволяй себе быть равнодушным к совершаемой тобой работе.
Совет шестой: представляй результат своего труда и мысленно приближай его, представляй, какое это счастье- добиться поставленной цели честным трудом.
Пожалуй, ни для кого не секрет, что главным способом борьбы с ленью является работа. Занять себя чем-то, увлечься делом, за которым не замечаешь течения времени – и вот уже от лени нет и следа! Однако в этом-то вся и проблема – ужасная лень не позволяет и пальцем шелохнуть, а от одних мыслей о работе становится дурно. Как побороть лень в этом случае? Подытожим:
1) В первую очередь, нужно поставить цели. Для начала – цели не глобальные, а небольшие, не требующие больших временных и физических затрат.
2) Важным этапом в решении вопроса как бороться с ленью, является планирование своей деятельности. Не зная четко, что и когда вы должны сделать, вы будете впустую проводить день за днем и сокрушаться, что ничего не успеваете. Напишите план действий на день, на неделю, на месяц. Постарайтесь трезво оценить свои возможности и наиболее оптимально распределить время.
3) Чтобы поставленные цели показались более привлекательными и заставили вас тот час же слезть с дивана и приняться за активную деятельность, необходимо себя мотивировать. Хорошим мотиватором для тех, кто решил бороться с ленью, служит визуализация - представление конечного результата ваших действий.
4) Убраться на рабочем месте. Действительно, не убранное помещение, в котором мы работаем, очень негативно влияет на духовное состояние. Сразу начинаются психи, какие-то головные боли, ничего не хочется делать и т.д. И все это из-за неубранного рабочего места.
Что надо для того, чтобы хорошо учиться(учить себя)? Почему это не у всех получается, почему лень?
Во-первых, конечно, надо уметь заставить себя заняться учебной работой, которая бывает и не очень интересной. Для этого требуется воля, сила воли.
Во-вторых, учение – это не разовое усилие, не короткий подвиг, а систематический труд – длительный, повседневный. Тут нужно проявить трудолюбие, терпенье, прилежание.
И в-третьих, конечно же, надо иметь соответствующие способности, но они, слава Богу, дело наживное (как, впрочем, и трудолюбие, и воля).
ВОЛЕЙ называется качество личности, позволяющее преодолевать трудности для достижения поставленной цели.
Воля – это качество, компенсирующее отсутствие желания и интереса к деятельности, необходимость которой вытекает из разумных обстоятельств, а также из взглядов и убеждений личности.
Волевой человек должен уметь приказывать себе, заставлять себя делать то, что не хочется, быть способным преодолевать свои желания, отказываться от того, что хочется. Большая воля – это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя от чего-либо отказаться.
Особенно нужна воля в учебной работе. Вспомните, сколько раз в вашей жизни возникло желание учиться лучше, начать всё сначала, но оно так и осталось бесплодной мечтой, так как не хватало воли осуществить задуманное. Сколько задач осталось нерешёнными, сколько страниц учебника так и не поняты по той же причине – не смогли волевым усилием преодолеть возникшие трудности.
ТЕСТ «Волевой ли ты человек?»
На сколько велика у вас сила воли, настолько плодотворны ваши работа и учёба. Постарайтесь ответить на 10 вопросов с максимальной откровенностью. Если ответите «да» - поставьте себе 2 очка; если «не знаю», «затрудняюсь», «иногда случается» - 1 очко; если «нет» - 0 очков. Сумма полученных данных даст представление о вашей воле.
- В состоянии ли вы завершить работу, которая вам не интересна?
- Преодолеете ли вы без всяких усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-нибудь неприятное?
- Когда попадаете в конфликтную ситуацию дома или в школе – в состоянии ли взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию объективно?
- Если вам прописана диета, можете ли вы преодолеть кулинарные соблазны?
- Найдите ли вы силы встать утром раньше обычного, как было запланировано накануне, если делать это не обязательно?
- Если у вас вызывает страх посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли вы в последний момент не изменить своего намерения?
- Сдержите ли вы данное сгоряча обещание, даже если выполнение его принесёт вам немало хлопот?
- Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня?
- Откажитесь ли вы от просмотра интересной телепередачи, если у вас не выполнено домашнее задание?
- Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными не оказались обращённые к вам слова?
Интерпретация результатов.
- Если вы набрали от 0 до 6 очков, то с силой воли у вас не всё благополучно. Вы просто делаете то, что легче и интереснее, к обязанностям относитесь спустя рукава и в этом причина разных неприятностей.
- Если вы набрали от 7 до 14 очков. Сила воли у вас средняя. Если столкнётесь с препятствиями, то начнёте действовать, чтобы преодолеть их. Но если увидите обходной путь, то тут же воспользуетесь им. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмёте.
- Если вы набрали от 15 до 20 очков. С силой воли у вас всё в порядке. Но иногда ваша твёрдая и непримиримая позиция по принципиальным вопросам досаждает окружающим.
РЕКОМЕНДАЦИИ
«Как выработать силу воли»
- Цель – вот что мобилизует вашу волю. Учитесь настойчиво идти к своей цели.
- Чётко представляйте свои достоинства и недостатки, ставьте цели и задачи по самоизменению.
- Учитесь командовать собой. Умение приказывать себе – важнейшее качество волевого человека, условие формирования чувства долга и ответственности. Воля развивается, закаляется в постоянной борьбе между «хочу» и «надо».
- Постоянно и настойчиво тренируйте свою волю. «Дал слово – держи!» Привычка ответственно относиться к своему слову есть важнейшее условие воспитания воли.
- Соблюдайте режим дня. Это требует ежедневных упражнений для укрепления воли.
- Верьте в себя. Внушайте себе уверенность. Играйте роль уверенного в своих силах человека.
- Следуйте правилам:
- «Одно сегодня лучше ста завтра»
- «Ничто не имеет такой цены, как настойчивость и терпение»
- «Двадцать дел, наполовину сделанных, не стоят одного, доведённого до конца»
Для воспитания воли не надо громких дел и подвигов. Воля воспитывается на мелочах, но только при ежедневном упражнении и при обязательном условии: Решил – выполни! Дал слово – держи его! Привычка бережно относиться к своему слову есть важнейшее условие воспитания воли.
РЕКОМЕНДАЦИИ
«Как выработать силу воли»
- Цель – вот что мобилизует вашу волю. Учитесь настойчиво идти к своей цели.
- Чётко представляйте свои достоинства и недостатки, ставьте цели и задачи по самоизменению.
- Учитесь командовать собой. Умение приказывать себе – важнейшее качество волевого человека, условие формирования чувства долга и ответственности. Воля развивается, закаляется в постоянной борьбе между «хочу» и «надо».
- Постоянно и настойчиво тренируйте свою волю. «Дал слово – держи!» Привычка ответственно относиться к своему слову есть важнейшее условие воспитания воли.
- Соблюдайте режим дня. Это требует ежедневных упражнений для укрепления воли.
- Верьте в себя. Внушайте себе уверенность. Играйте роль уверенного в своих силах человека.
- Следуйте правилам:
- «Одно сегодня лучше ста завтра»
- «Ничто не имеет такой цены, как настойчивость и терпение»
- «Двадцать дел, наполовину сделанных, не стоят одного, доведённого до конца»
Для воспитания воли не надо громких дел и подвигов. Воля воспитывается на мелочах, но только при ежедневном упражнении и при обязательном условии: Решил – выполни! Дал слово – держи его! Привычка бережно относиться к своему слову есть важнейшее условие воспитания воли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему "Что такое коррупция и как с ней бороться?"
Возможно, кому-то будет полезна информация для классных часов по темам антикоррупции...
Проектная деятельность по физике в 7 классе. Тема: "Лень - двигатель прогресса или труженники с вековым стажем".
Проектная деятельность по физике в 7 классе. Тема: "Лень - двигатель прогресса или труженники с вековым стажем"....
Классный час на тему "Лень и как с ней бороться"
Дети узнают как побороться с ленью и что же такое тайм менеджмент....
презентация к классному часу "Лень и как с ней бороться"
"Лень и как сней бороться"...
Классный час "Вредные привычки и как бороться с ними" (для учеников 7-8 классов)
Разработка предназначена для учащихся 7-8 классов , будет интересна и для более старшего возраста ....
Классный час "Вредные привычки и как с ними бороться"
Классный час по профилактике вредных привычек и ведению здорового образа жизни....
Классный час. Тема: "Лень: помощник или враг?"
Лень: помощник или враг? Как справиться с ленью?...