Самоуправление - основа воспитательной системы классного коллектива
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
В статье "Самоуправление - основа воспитательной системы классного коллектива" раскрыты и деи и принципы ученического самоуправления . Начиная с 2016-17 учебного года самоуправление идет в контексте Российского движения школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoupravlenie.rar | 109.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоуправление – основа воспитательной системы в классном коллективе
Основной смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью учащиеся получают возможность влиять на школьную политику – как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении школьными процессами и процессами в своем класс ном коллективе. Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех её участников. Тем самым способствует достижению наилучших результатов в управлении школой.
Что такое самоуправление? Как понимают этот термин учащиеся? По их мнению, самоуправление – это:
- Когда ученики могут решать проблемы класса сами.
- Ведение всех доступных форм деятельности (в пределах школы) самими учащимися при информативной и административной поддержке учителей
- Это когда ученики имеют практически равные права с учителями в организации каких- либо классных или школьных мероприятий.
- Управление учеников, среди которых выбираются ответственные по определенным должностям.
Некоторые учащиеся проводят знак равенства между самоуправлением и анархией:
- Ничем не ограниченная свобода;
- Свобода действий, слова, когда тебя никто не ограничивает;
- Свободное управление без помощи кого-либо, чтобы тебе никто не указывал, что и как делать.
Развитие самоуправления в общеобразовательной организации уже многие годы рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики в сфере воспитания. Развитие ученического самоуправления входит в компетенцию органов образования в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» ст.34:
1. «Обучающимся предоставляются академические права на:
. . . . .
17) участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом;»
Однако во многих общеобразовательных организациях самоуправление до сих пор рассматривается как нечто второстепенное, необязательное для практического использования при организации деятельности школы, несмотря на то, что в Уставе общеобразовательной организации, как правило, данное положение зафиксировано.
За последний год ситуация резко изменилась: 29 октября 2015г. В. В. Путин подписал указ о создании Российского движения школьников (РДШ): « В целях совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействия формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей постановляю:
- Считать целесообразным создание с участием общественных объединений и граждан Общероссийской общественно¬-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (далее - организация «Российское движение школьников»)»
28 марта 2016 года в МГУ им.Ломоносова состоялось учредительное собрание организации. Были разработаны основные направления :
• Военно-патриотическое — «Юнармия».
• Личностное развитие (культурно-образовательные программы, развитие детских творческих проектов, популяризация здорового образа жизни, профориентация).
• Гражданский активизм (волонтёрство, поисковая работа, изучение истории, краеведение, воспитании культуры безопасности среди детей и подростков).
• Информационно-медийное (поиск новых каналов коммуникации с молодёжью, работа в актуальных и интересных для молодых людей форматах).
Несомненно, самоуправление в школе, классе должно придерживаться данных направлений
В дальнейшем, используя термин «самоуправление», я буду подразумевать соуправление в классе детей и взрослых, так как сегодня самоуправление – идеал. Как бы то ни было, без совета, подсказки, поддержки, контроля, а иногда и прямого вмешательства классного руководителя обойтись нашим детям нельзя.
В классе должна быть создана атмосфера, при которой каждый учащийся сможет ощутить свое причастие к решению задач, стоящих перед всем коллективом. И здесь решающую роль играет умение, навык учащихся уметь управлять своим классным коллективом. Если коллективом управляет педагог без какого – либо привлечения учащихся, то речь идет об авторитарной форме управления. И, конечно в школьном самоуправлении дети из этого класса не смогут играть заметную роль. Если же учащиеся сами решают проблемы, то такую форму организации можно назвать демократической.
Самоуправление ставит учеников в особые взаимоотношения: ведущий других сегодня, становится ведомым завтра, тем самым каждый учится и руководить и подчиняться. Таким образом, в классе должен существовать постоянно действующий и регулярно сменяющийся актив.
В моем классе самоуправление осуществляется в соответствии с основными направлениями работы школы, дважды в год выбирается актив, работающий по основным четырем направлениям: (см. приложение). В нынешнем, 2016-2017 учебном году воспитательная работа, в том числе самоуправление строится согласно основным положениям Российского движения школьников.(см приложение). У каждого члена актива свои обязанности, призванные обеспечить максимальную занятость всего коллектива по направлениям. Но такая система работы не означает, что каждый отвечающий за свое направление, работает только в нем. На практике получается, что во многих мероприятиях помимо привлеченных ребят работают и члены актива. Потому что они этого хотят.
В 5-6 классах в детях много непосредственности и желания проявить себя с лучшей стороны. Дети этого возраста – генераторы идей, источники неуемной фантазии. Очень важно, чтобы классный руководитель поддержал эту активность, не погасил инициативу, не оставил без внимания ни одно из предложений детей. Ведь это – тот фундамент, на котором через 2-3 года легко построится самоуправление старшеклассников.
Обеспечить включенность учащихся в решение управленческих задач возможно лишь при их позитивном отношении к деятельности. Позиция учителя – быть рядом, «наравне» и чуть впереди, но без панибратства – наиболее приемлема в общении с подростками. Для этого нужно знать интересы и желания учеников, понимать их проблемы, идти им навстречу. Самое важное – создать атмосферу, в которой и педагоги и учащиеся, сопереживая и помогая друг другу, будут ощущать себя членами одного общего коллектива. Взрослых и подростков в этом случае объединяет вера в возможность преодоления трудностей.
Одна из принципиальных особенностей ученического самоуправления – соблюдение меры детской самостоятельности.
В непосредственной и повседневной работе классного руководителя целесообразно поддерживать и инициировать школьников на участие во всех этапах деятельности: в ее планировании, организации, в анализе результатов. Как итог деятельности учащихся моих классов разных лет – победа в школьном смотре- конкурсе «Самый классный класс» (см. приложение)
Сегодняшние подростки – будущие лидеры ХХI века, которые станут управлять государством на разных уровнях. Поэтому важно, чтобы они владели демократической культурой личности, формами эффективной организации и управления, разрешения конфликтов, отличались умением общаться и другими качествами, необходимыми для успешного развития общества и государства. Сегодня невозможно предсказать каким будет ученическое самоуправление завтра. Но можно точно сказать, что данное направление воспитательной работы действенна и помогает государству воспитать молодежь настоящими гражданами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ воспитательной работы классного коллектива.
Для реализации поставленных целей при проведении классных часов, большое внимание уделялось формированию потребностей общения, умению сообща думать, умение выслушивать мнение других, быть добрыми и че...
Воспитательная система классного коллектива.
Я расту-и я творческая личность....
Воспитательная программа классного коллектива "Подари свое сердце другим".
Воспитательная программа классного коллектива, расчитнная на 3 года. Работа ведется по следующим модулям : " Я - ученик и гражданин", " Я- член отряда ДЮП", " Я и мое здоровье", " Я и мои родители"....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Организация ученического самоуправления в условиях формирования классного коллектива в 9 классе»
В современной методической литературе под ученическим самоуправлением понимают – форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реал...
«Организация ученического самоуправления в условиях формирования классного коллектива в 9 классе»
В разработке даны этапы становления самоуправления на различных фазах формирования и развития классного коллектива в 9 классе....
Диагностика результативности воспитательного процесса классного коллектива
Диагностика результативности воспитательного процесса...
Формы воспитательной деятельности классного коллектива
Организация системы воспитательной работы в классе...