Деятельность мастера производственного обучения по формированию профессиональных компетенций обучающихся
методическая разработка
В нынешней социокультурной ситуации трудовая деятельность представляет собой важнейшую сферу самореализации и самовырожения личности, обеспечивает раскрытие потонциальных возможностей и способностей инвалида и лиц с ОВЗ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство профессионального образования
и занятости населения Приморского края
Краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Автомобильно — технический колледж»
«Деятельность мастера производственного обучения по формированию профессиональных компетенций обучающихся»
(обобщение опыта)
Мастер производственного обучения: Т.С. Таранова
2021 г.
С О Д Е Р Ж А Н Е.
1. | Введение ______________________________________________ | 3 |
2. | Основная часть _________________________________________ | 6 |
3. | Заключение ____________________________________________ | 12 |
4. | Приложение № 1________________________________________ | 14 |
5. | Приложение № 2________________________________________ | 20 |
6. | Приложение № 3________________________________________ | 23 |
7. | Список используемой литературы _________________________ | 27 |
ВВЕДЕНИЕ
Тема: «Деятельность мастера производственного обучения по формированию профессиональных компетенций обучающихся».
Цель:
В нынешней социокультурной ситуации трудовая деятельность представляет собой важнейшую сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей индивида.
Социологические исследования последних лет показывают, что для большинства молодежи работа не становится главным делом в жизни, а факторы, повлиявшие на выбор профессии, носят социальный характер и не имеют выраженного профессионального мотива. Поэтому на первый план должны выступать ценностные ориентации, направленные не только на мотивы экономического характера (доходы, прибыль, уровень собственного благополучия и т.д.), но и учитывающие в качестве приоритетных мотивы гуманистического характера (моральные установки, профессиональные ценности, творческая самореализация и т.д.). В настоящее время предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда, поскольку развитие производства, новых технологий предъявляет особые требования к современному специалисту, работодатели все больше заинтересованы в гибких высококвалифицированных кадрах, для которых характерна трудовая мобильность, профессиональная самостоятельность и высокий уровень владения ключевыми профессиональными компетенциями .
Соответствие человека требованиям профессии является гарантией эффективности и успешности производительности труда, одновременно это залог профессионального и личностного благополучия.
Адресная направленность
Есть прописная истина – двери в отношения открываются на себя. Может поэтому с подростками мне всегда легко общаться. Ребята говорят, что я могу расположить к себе. Коллеги утверждаю, что у меня всегда дружелюбный настрой, душевная удовлетворенность, искренность, тактичность, спокойствие и уверенность в себе, приветливое выражение лица, улыбка, улыбка, еще раз улыбка.
Педагогическое кредо каждого преподавателя и мастера производственного обучения: «Каждый учащийся – личность. Наша задача найти в ней все самое хорошее, ценное и дать этому развитие»
Педагогические принципы, которых придерживаются в своей деятельности все мастера производственного обучения и преподаватели нашего колледжа:
1. Если ты любишь то, чему учишь, и любишь тех, кого учишь, то трудностей в твоей педагогической деятельности, будет гораздо меньше.
2. Научить слышать и слушать, помогать друг другу и взаимодействовать с учащимися - вот основа деятельности мастера производственного обучения.
3. Через коллективное дело учить работать в команде, уважать труд других, сопереживать и быть активным участникам событий.
Учащиеся в колледже, обеспечивающие получение профессионального образования, поступают в возрасте 15 – 16 лет, когда уже у каждого из них сформированы свой личностный жизненный опыт, ценностные ориентации, мотивы (положительные либо отрицательные) к учению. Уровень знаний по общеобразовательным предметам колеблется от 3,0 до 5,8 балла. Практика показывает, что большинство учащихся не подтверждают свой уровень обученности. Кроме этого при организации работ необходимо учитывать, что учащиеся приходят из разных школ, районов края, немало поступает и иногородних, многие из которых (80 – 90 %) из малообеспеченных, неполных семей, а также дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей.
Все эти особенности мастеру производственного обучения необходимо учитывать при формировании коллектива группы, обучении и воспитании. Несмотря на то, что учащиеся имеют разный уровень мотивации, всех их необходимо обучить избранной профессии, влюбить в профессию, не разочаровать тех, кто целенаправленно решил стать строителем.
С первых дней методом наблюдения, используя результаты диагностики психолога, мнения родителей и близких, даже друзей, я выявляю особенности, лучшие качества, интересы ребят и начинаю их развивать, вовлекая учащихся в групповую, индивидуальную деятельность, предвосхищаю их успех, доверяя более сложные работы либо общественные поручения, предлагаю участвовать в оценивании работ своих коллег, помогать мне в подготовке рабочего места, инструмента, разработке инструкционных карт, подборе литературы, использованию Интернет-ресурсов и т.п. Стараюсь заметить каждый шаг успеха, а у кого не получается, уверяю в обязательном его достижении при условии выполнения таких правил:
- обязательно верить в успех и хотеть добиться его;
- добиваться успеха, не боясь трудностей и затрат усилий;
- не гнушаться нищими детьми – никому не ведомо, кем они станут;
- с годами разум приходит к человеку и из мальчика вырастает мужчина.
Результативность работы также обеспечивается, если сумел добиться взаимодействия с родственниками учащихся. За все годы работы у меня появилась интуиция, опыт, которые позволяют чувствовать учащихся, направлять их, корректировать их поведение и учить мастерству.
Позитивная результативность опыта выражается в том, что даже те учащиеся, которые пришли в колледж, не имея выраженного профессионального мотива, а также те, кто имели пробелы в знаниях по предметам профессионального и специального цикла, в результате осваивали специальность, успешно сдавали экзамены, пробные работы по специальности и получали установленный разряд.
В течение всей профессиональной деятельности я работала над развитием профессиональных умений и навыков учащихся, воспитанием их как личностей, развитием их творческого потенциала.
Однако время диктует новые требования не только к условиям работы на производственных объектах и в учебных мастерских, не только к тем передовым технологиям, которые мы внедряем в учебно-производственный процесс, но и к работе мастера производного обучения, использованию им компетентностного подхода в обучении учащихся.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В современных условиях заинтересованность работодателей в гибких высококвалифицированных кадрах, для которых характерна трудовая мобильность и профессиональная компетентность, конкуренция трудовых ресурсов, с которой выпускникам учреждений профессионального образования приходится сталкиваться на рынке труда, заставляет корректировать подходы мастера производственного обучения к становлению профессионального имиджа учащегося, к развитию его компетентности, конкурентоспособности, эрудиции, творческих начал и культуры личности.
Это и является отправной точкой в поиске новых форм и методов работы мастера производственного обучения, направленной на формирование профессиональных компетенций учащихся.
Научно – методическое обоснование
В литературе понятие «компетентность» определяется как характеристика личности, позволяющая ей (или даже дающая право) решать, выносить суждения в определенной области.
Обязательными компонентами компетентности являются:
- положительная мотивация;
- ценностно-смысловое представление о содержании и результатах деятельности;
- знания, лежащие в основе выбора способа осуществления соответствующей деятельности;
- умение, опыт, навык.
Профессиональная компетентность – это формирование таких профессионально значимых для личности и общества качеств, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности, соответствующих необходимому разделению труда и рыночным механизмам стимулирования.
Компетенция – это способность применять совокупность знаний, умений, навыков и личных качеств учащегося в определенном контексте для решения проблем (задач) продуманным образом в соответствии с образовательным стандартом профессионального образования.
Понятие «компетенция» включает в себя интеграцию узловых понятий, таких как знания, умения и навыки, но:
- в отличие от навыка – компетенция осознана;
- в отличие от умения – компетенция связана с целым классом предметов воздействия, она совершенствуется не по пути превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетенциями;
- в отличие от знания – компетенция существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней.
Понятие «компетентностный подход» логически следует из определения слова «подход», что в словарном толковании В.И. Даля означает «находиться в основе чего-то». Подход определяется некоей идеей, концепцией, принципом и центрируется на основных для него одной или двух-трех категориях.
На практике компетентностный подход в профессиональном образовании возник на пересечении «мира образования» и «мира труда».
Компетентностный подход можно отнести к одному из способов достижения нового качества образования, которое ориентировано на подготовку конкурентоспособных специалистов.
Основные требования к компетентности современного специалиста:
- владение необходимым объемом профессионально значимых знаний, умений и навыков;
- наличие профессиональной культуры;
- умение оперативно и грамотно решать производственные задачи, планировать собственную деятельность;
- трудолюбие;
- исполнительность;
- честность;
- добросовестность.
Интенсивное развитие строительной отрасли, внедрение современных, высокотехнологичных зарубежных и отечественных строительных материалов, соответственно высокие требования к качеству строительных работ диктует и новые требования к организации учебного процесса, деятельности мастера производственного обучения.
Поэтому в последние годы одним из приоритетных направлений деятельности в моей работе является развитие конкурентоспособности будущих рабочих и специалистов и обогащение их профессиональными знаниями, умениями, навыками, активными способами, направленными на профессиональное самопознание и достижение профессиональной зрелости.
Конкурентоспособный рабочий – это тот специалист, который обладает профессиональными мобильностью, самостоятельностью и высоким уровнем ключевых профессиональных компетенций.
Поставленную задачу можно выполнить, понимая и принимая, что каждый учащийся – личность, главное найти в ней все самое хорошее, ценное и дать этому развитие.
Исходя из этого, свою работу мастера направляю на становление профессионального имиджа учащихся, на развитие профессиональных компетенций, эрудиции, творческих начал и культуры личности.
Объектом педагогического опыта является процесс развития конкурентоспособности будущих рабочих и специалистов и обогащения их профессиональными знаниями, умениями, навыками, активными способами действий, направленными на профессиональное самопознание и достижение профессиональной зрелости.
Предметом – содержание деятельности мастера производственного обучения по формированию профессиональных компетенций учащихся.
Основные задачи педагогической деятельности:
1. Создание условий для оптимального развития профессиональных компетенций учащихся, личностного потенциала будущих специалистов.
2. Воспитание у учащихся потребности в созидательной деятельности, творчестве; положительного отношения к труду как средству самоутверждения и ценности в жизни человека и общества.
3. Воспитание ответственного отношения к овладению основами профессионального мастерства.
4. Углубление представлений о профессионально значимых качествах конкурентоспособности специалиста.
5. Развитие готовности к самостоятельной профессиональной деятельности, к труду как средству самореализации, способности к планированию своего профессионального будущего.
Деятельность мастера производственного обучения по формированию профессиональных компетенций учащихся носит системный и планомерный характер.
Условно ее можно разделить на четыре блока:
- Организационная деятельность (создание условий для формирования профессиональных компетенций учащихся, развития личностного потенциала будущих специалистов, оказание помощи в реализации творческих способностей; диагностика индивидуальных творческих возможностей и способностей учащихся.);
- Учебно-профессиональная деятельность ( выявление профессиональных интересов и склонностей учащихся; организация профессиональной адаптации учащихся; ознакомление учащихся со спецификой профессиональной деятельности, с технологией производства, современной техникой для формирования умений и навыков работы в условиях различных форм организации труда (экскурсии на базовые предприятия, мастерские в учебном заведении, выставки и т.д.); участие в работе по подготовке и заключению договоров с предприятиями и организациями на проведение обучения в условиях производства; организация работы ученического самоуправления в группе, обеспечение выполнения учащимися правил внутреннего распорядка, развитие организованности, точности, пунктуальности, дисциплинированности; организация и участие группы в проведении профессиональных декад; помощь в проектировании профессионального роста учащихся; осуществление профессионального консультирования учащихся путем активизации их самосознания через проведение ролевых, деловых и имитационных игр; организация и проведение в группе конкурса «Лучшие из лучших» (см. приложение №1); ознакомления учащихся с технологическими и материаловедческими новинками по публикациям в средствах массовой информации; организация самостоятельной работы учащихся для развития у них стремления к профессиональному самосовершенствованию.)
- Внеучебная деятельность: (организация выставок технического творчества; приобщение учащихся к традициям трудового коллектива через совместные производственные дела (прохождение производственной практике на предприятиях города Уссурийска, Уссурийский Картонный Комбинат, ООО «Приморстрой», ремонт кабинетов учебного корпуса, ремонт общежития, столовой.); организация и проведение конкурсов профессионального мастерства (участие в конкурсе от уссурийского городского округа «мы строители»); организация и проведение Дней открытых дверей; оформление тематических стенгазет («Мы против сигарет», «Скажи наркотикам нет» и т.д.; организация вечеров отдыха (вечер посвящения в профессию, выпускной вечер и т.д.); организация встреч с передовиками производства, ведущими специалистами-выпускниками (экскурсия на предприятие УКК, ООО «Приморстрой»); посещение выставок в области современной техники, оборудования, производственных технологий и приемов труда в строительной деятельности (строительная компания «ДальТоргСервис» проводит выставки в области современного строительства и строительных материалов на рынке строительства, один раз в квартал).
- Методическая деятельность: (работая в КГБ ПОУ «АТК» г.Уссурийск, мною были разработаны рабочие учебно-программные документации и их корректировки в соответствии с изменениями в содержании профессионального обучения и воспитания, участие в методических объединениях, педагогических семинарах, консилиумах и т.д.; разработка методических рекомендаций по организации и проведению современных форм работы по развитию конкурентоспособности специалиста; изучение и использование банка данных лучшего педагогического опыта работы по данной проблеме.
Деятельность по формированию профессиональных компетенций начинается с первых дней прихода учащихся в учебную группу. И здесь важно правильно организовать работу, связанную с адаптацией учащихся (приложение №2).
Целью деятельности мастера в адаптационный период является:
- смягчить трудности адаптации подростка к новой социальной роли учащегося;
- помочь ему в принятии и успешном освоении новой социальной ситуации развития, возникающей в связи с переходом к профессиональному обучению.
В этом учебном году у меня первокурсники и уже с сентября я работаю над адаптационном периоде учащихся.
При формировании творческого потенциала учащихся важным является организация общения и взаимоотношений с ними, помощь учащимся в развитии способностей действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять себя в окружающей среде, развивать качества инициативности, самостоятельности, открытости, искренности, высокой степени ответственности за качество выполняемых видов работ в соответствии с квалификационными требованиями, рационализаторской деятельности (приложение №3).
Эффективность работы с учащимися отслеживается по результатам мониторинга качества обучения учащихся группы по предмету «Учебная практика», результативности участия учащихся в конкурсах профессионального мастерства.
Мониторинг качества профессионального образования по предмету «Учебная практика» в учебных группах проводится 2 раза в год.
Целями мониторинга являются:
- определение качества профессионального образования;
- определение степени рациональности выбора педагогических средств, используемых в педагогическом процессе;
- определение адекватности дидактических средств (формы, методы, методические приемы, режим учебной деятельности и др.) заявленным целям, возрастным особенностям обучающихся, специфике среды их жизнедеятельности;
- выявление проблемных зон в организации процесса обучения и оказание практической помощи по их устранению.
По результатам мониторинга качества профессионального образования по предмету «Учебная практика» в группе отмечается положительная динамика на всех периодах обучения учащихся (приложение №4).
Одним из показателей работы является участие учащихся группы в конкурсах профессионального мастерства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мои обучающиеся внесли свой вклад в строительство многоквартирного дома по ул. Раздольная г.Уссурийск, выполняли капитальный ремонт общежития на Уссурийском картонном комбинате для сотрудников комбината. Многие выпускники стали верными друзьями по жизни, независимо от социального положения.
Успешность применения опыта зависит от качества работы педагогов учебных заведений, их профессионально-педагогической компетентности, терпения, потребности в непрерывном образовании и повышении своего профессионального уровня.
Изменение требований к качеству подготовки будущих специалистов в свою очередь обуславливает повышение требований к уровню профессиональной компетентности педагогических работников.
Только компетентный мастер производственного обучения, выходя за рамки узкопрофессиональной деятельности и ориентируясь на потребности учащихся, создает дополнительные возможности для индивидуализации воспитания, оптимизации учебно-воспитательного процесса, эффективного педагогического воздействия.
О полной качественной и результативной (либо нерезультативной) работе мастера производственного обучения можно сказать или сделать вывод после трех, пяти и более лет, когда у выпускников сформируется достаточный жизненный и трудовой опыт.
Выпускники нашего колледжа способны:
|
Обладать:
|
|
Приложение №1
Департамент образования и науки
Приморского края
КГБ ПОУ «Автомобильно — технический колледж»
г. Уссурийск
Методическая разработка
Урока учебной практики
Тема урока: Приемы нанесения раствора на поверхности.
Исполнитель мастер п/о: Т.С. Таранова
г. Уссурийск
2016 г.
Утверждаю
«___» _______ 20__ г.
________________
План урока
Учебной практики
Дата проведения: _____________
Группа № __ (обучение по программам профессиональной подготовке на базе специальных коррекционных школ).
Профессия: «Штукатур» (19727), «Маляр» (13450)
Тема программы: Приемы выполнения основных операций штукатурных работ.
Тема урока: Приемы намазывания раствора на поверхности.
Учебная цель: научить учащихся правильным приемам намазывания раствора на поверхности при помощи того или иного инструмента.
Развивающая цель:
1. Сформировать и развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
2. Установить связи и следствия, провести анализ элементов, свойств изучаемых объектов.
3. Научить учащихся рационально организовывать, планировать свой труд, находить пути совершенствования операций, приемов и навыков.
Воспитательная цель:
1. Сформировать нравственные, поведенческие качества, ответственное отношение к труду, трудолюбие.
2. Сформировать у учащихся стремление к постоянному развитию профессиональных качеств и способностей.
3. Сформировать способность адекватно оценивать результаты своего труда и труда товарищей.
4. Воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи.
Тип урока: Урок повторительно – обобщающий.
Методы обучения: словесный, наглядно-демонстративный.
Оснащение урока:
1. Ручные инструменты штукатура:
- кельма;
- сокол;
- полутерок;
- деревянная терка;
- гладилка;
- отрезовка.
2. Карточки – задания.
Ход урока.
1. Организационный момент:
1. Сообщение темы урока, целей, форм и методов работы на уроке, этапов урока и их преодоление, метода рефлексии на начало и конец урока, оценивание работы учащихся по рейтинговой системе, до сведения учащихся доводятся критерии оценки:
- «5» - 17 – 20 баллов
- «4» - 14 – 16 баллов
- «3» - 12 – 13 баллов
- «2» - такой оценки мы не знаем.
2. Выбор экспертной группы (2 человека – мастер производственного обучения и учащийся группы, либо 2 учащихся группы). Задача экспертной группы – фиксировать правильность ответов каждого учащегося, заносить балы в «Ведомость успеха».
3. Разбивка на 2-е команды.
2. Работа в командах:
I этап – «Разминка».
Каждому учащемуся по очереди задаются вопросы по ранее изученным темам, ответы – «да» или «нет». Эксперты отмечают правильные ответы в «Ведомость успеха». За каждый правильный ответ – 1 балл.
Вопросы | Ответы |
1. Грунт – первый слой штукатурного намета. | Нет |
2. Толщина обрызга – 7-9 мм. | Нет |
3. Для обрызга используют жидкий раствор. | Да |
4. Перед нанесением штукатурного раствора поверхность смачивают. | Да |
5. Простая штукатурка состоит из одного слоя. | Нет |
6. Улучшенная штукатурка состоит из двух слоев. | Нет |
7. В высококачественной штукатурке может быть два и более слоев грунта. | Да |
8. Накрывка – третий слой штукатурного намета. | Да |
9. Назначение накрывки – выравнивание поверхности. | Нет |
10. Первый слой штукатурного намета не разравнивают. | Да |
11. Грунт наносят правилом. | Нет |
12. накрывку наносят по схватившемуся грунту. | Да |
13. Натирку затирают и заглаживают. | Да |
14. При набрасывании раствора кельмой работает вся рука. | Нет |
15. Раствор может набрасывать кельмой, соколом, полутерком. | Нет |
16. Раствор можно намазать соколом и полутерком. | Да |
17. Раствор для намазывания должен быть не очень густым. | Да |
18. Грунт разравнивают пролутерком сверху – вниз. | Нет |
19. Полутерок при работе держат двумя руками. | Да |
20. Ровность поверхности проверяют правилом. | Да |
21. Для накрывки используют мелкий просеянный песок. | Да |
22. Перед нанесением накрывки поверхность смачивают. | Да |
23. Грунт выравнивает поверхность. | Да |
24. Толщина улучшенной штукатурки-20мм. | Нет |
25. Затирку выполняют гладилками. | Нет |
26. Терки бывают деревянные и войлочные | Да |
27. Затирку выполняют вкруговую и вразгонку. | Да |
28. Лузг-это внутренний угол примыкания стены и потолка. | Да |
29. Для натирания лузгов, усенков и фасок используют терки. | Нет |
30. Марка раствора зависит от марки цемента. | Да |
31. Для оштукатуривания фасадов используют цементный раствор. | Да |
32. Марка раствора зависит от марки цемента. | Да |
33. Слой обрызга наносят кельмой. | Да |
34. Накрывку затирают терками | Да |
35. Накрывка - третий слой штукатурного намета. | Нет |
36. В подвалах и на чердаках выполняют улучшенную штукатурку. | Нет |
II этап - Работа с тестом.
Каждому учащемуся выдается тестовое задание на выбор правильного ответа, в котором 10 вопросов с тремя ответами, один из которых - правильный.
Время на выполнение - 5 минут.
Вопросы | Варианты ответов |
1. Как называется наружный угол в месте примыкания двух стен? | • А - усенок • Б - лузг • В - фаска |
2. Какими растворами оштукатуривают фасады? | • А - известковыми • Б - цементными • В - глиняными |
3. Какой из строительных материалов является природным? | • А - стекло • Б - шлакоблок • В - древесина |
4. Какие приспособления используют для работы на высоте внутри помещения? | • А – леса • Б - подмости • В - вышки |
III этап – «Узнай свой инструмент»
Каждой команде предлагаются по три ручных штукатурных инструмента (кельма, сокол, полутерок, терка, гладилка, отрезовка). После подготовки и обсуждения в команде один учащийся должен назвать инструмент, дать ему характеристику, рассказать о назначении; другой - должен показать приемы работы им.
Время на подготовку - 5 минут.
IV этап - «Собери цепочку».
Каждой команде в конверте выдаются отдельные операции по подготовке поверхностей под оштукатуривание, одной - по подготовке деревянной поверхности, другой - по подготовке бетонной поверхности.
Командам необходимо из отдельных фрагментов составить цепочку технологической последовательности выполнения операций.
Время на выполнение - 5 минут.
Каждому учащемуся команды, быстрее справившейся с заданием, эксперты выставляют , по 2 балла, учащимся другой команды - по 1 баллу.
V этап - игра «Ипподром».
Одна команда «Крутые наездники» получает карточки с вопросами, другая команда «Арабские скакуны» - с правильными ответами. Каждому нужно найти свою пару: «Крутому наезднику» - своего «Арабского скакуна». Во время игры учащиеся свободно перемещаются по кабинету, что требует определенной культуры поведения.
Время на игру - 5 минут.
_ Вопросы команде «Крутые наездники» | Ответы для команды «Арабские скакуны» |
Первый слой штукатурного намета | Обрызг |
Второй слой штукатурного намета | Грунт |
Третий слой штукатурного намета | Накрывка |
Металлическая лопатка в форме сердечка с ручкой | Кельма | |
Квадратный щит с ручкой в центре | Сокол |
Длинное деревянное полотно с ручкой | Полутерок |
Инструмент для выборки швов в кирпичной кладке | Зубило |
Инструмент для провешивания поверхностей | Отвес |
Инструмент для затирки штукатурки | Терка |
Подведение итогов урока, подсчет баллов экспертной группой.
Приложение №2
ПРОГРАММА
адаптационного периода учащихся группы
№ | Содержание деятельности | Сроки | Ответственные |
I этап - ориентировочный | |||
1. | Изучение личных дел учащихся | Сентябрь | Мастер п/о |
2. | Изучение медицинской документации с целью выяснения особенностей психофизического развития, состояния здоровья будущих учащихся | Сентябрь | Мастер п/о |
3. | Изучение материалов, которые могут быть предоставлены социальным педагогам училища, инспектором ИДН, социальными службами города | сентябрь | Мастер п/о |
4. | Систематизация полученной информации с целью предварительного выделения так называемых групп риска, социального неблагополучия, возможных или точно определенных аномалий развития, соматически ослабленных учащихся. | сентябрь | Мастер п/о |
II этап - основной | |||
1. | Групповое организационное собрание | Сентябрь | Мастер п/о |
2. | Участие в Дне здоровья | октябрь | Мастер п/о |
3. | Мероприятия, направленные на знакомство с учебным заведением, выбранной специальностью посещения производственных мастерских, экскурсии на производственные объекты | Сентябрь | Мастер п/о |
4. | Анкетирование учащихся | Сентябрь | Мастер п/о |
5. | Подготовка и проведение групповых мероприятий (вечера отдыха) | В течение года | Мастер п/о |
6. | Вовлечение учащихся в работу кружков технического и художественного творчества, психологической и правовой направленности, спортивные секции | Сентябрь | Мастер п/о, |
7. | Консультации родителей | В течение года | Мастер п/о |
8. | Анкетирование родителей | Сентябрь | Мастер п/о |
9. | Анализ жилищно-бытовых условий учащихся (посещение на дому) | В течение года | Мастер п/о |
10. | Составление дневника педагогического наблюдения учащихся | Сентябрь | Мастер п/о |
III этап - коррекционно-развивающий | |||
1. | Выявление дезадаптированных учащихся | Сентябрь, октябрь | Мастер п/о |
2. | Работа с дезадаптированными учащимися | Сентябрь, октябрь | Мастер п/о |
IV этап - контрольно-рефлексивный | |||
1. | Отслеживание путем наблюдения и анкетирования динамики развития личностных особенностей учащихся, межличностного взаимодействия в группе, уровня воспитанности учащихся | В течение года | Мастер п/о |
2. | Контроль за процессом адаптации по следующим направлениям:
| В течение года | Мастер п/о |
Приложение №3
ПРОГРАММА
работы по формированию творческого потенциала учащихся
(на весь период обучения)
Цель: развитие творческой личности учащегося, способной реализовать себя в профессиональной деятельности и социуме.
Задачи:
1. Раскрытие творческих способностей учащихся в процессе учебно-производственной деятельности;
2. Создание условий для развития творческого потенциала учащихся через совместную и индивидуальную творческую деятельность;
3. Развитие профессиональных компетенций и формирование практического опыта.
№ | Содержание деятельности | Сроки | Ответственные |
Организационная деятельность | |||
1. | Выявление высокомотивированных в профессиональной деятельности учащихся | Ежегодно (сентябрь, октябрь) | Мастер п/о |
2. | Создание условий для развития личности учащихся, оказание помощи учащимся в реализации их творческих способностей. | В течение периода обучения в колледже | Мастер п/о |
Учебно – профессиональная деятельность | |||
1. | Оказание консультативной помощи учащимся в процессе учебно-профессиональной деятельности по освоению содержания программы профессионального образования | В течение периода обучения в колледже | Мастер п/о |
2. | Использование активных форм обучения, моделирование нестандартных ситуаций в процессе производственного обучения | В течение периода обучения в колледже | Мастер п/о |
3. | Анализ содержания дисциплин теоретического и производственного обучения с целью своевременного внесения изменений в содержание обучения с учетом новых отраслевых технологий, материалов, оборудования | В течение периода обучения в колледже | Мастер п/о |
4. | Разработка творческих, опережающих заданий на один разряд выше установленного для учащихся, способных их выполнить | В течение периода обучения в УО | Мастер п/о |
5. | Проведение творческих отчетов по профессии | В течение периода обучения в училище согласно плана работы МК на текущий учебный год | Мастер п/о |
6. | Проведение конкурсов «Лучшие из лучших»
| В течение периода обучения в колледже | Мастер п/о |
Внеучебная деятельность | |||
1. | Создание благоприятных условий для развития личности учащихся, оказание помощи учащимся в реализации их творческих способностей, интересов, склонностей | В течение периода обучения в колледже | Мастер п/о |
2. | Организация встреч с передовиками производства, ведущими специалистами выпускниками | В течение периода обучения в колледже | Мастер п/о |
3. | Организация выставок работ учащихся, творческих презентаций по новым отраслевым технологиям, организация участия в научно-практической конференции «Новое в строительстве» | В течение периода обучения в колледже | Мастер п/о |
4. | Организация участия учащихся в конкурсах технического творчества учебного заведения, республики | В течение периода обучения в колледже | Мастер п/о |
5. | Оказание поддержки учащимся в развитии мотивации и творчества в профессиональной деятельности | В течение периода обучения в колледже | Мастер п/о |
6. | Содействие формированию творческого потенциала, творческого мышления и воображения учащихся | В течение периода обучения в колледже | Мастер п/о |
7. | Участие подростков в органах самоуправления группы, колледжа. Развитие инициативы учащихся | В течение периода обучения в колледже | Мастер п/о |
8. | Оказание консультативной помощи родителям по развитию индивидуальных способностей учащихся | В течение периода обучения в колледже | Мастер п/о |
Методическая деятельность | |||
1. | Разработка сценариев мероприятий, направленных на раскрытие творческого потенциала и профессиональной направленности учащихся | В течение периода обучения в колледже | Мастер п/о |
2. | Разработка положений, подготовка и проведение конкурсов технического творчества, презентаций творческих работ в группе, учебном заведении | В течение периода обучения в колледже | Мастер п/о |
3. | Организация и участие в семинарах-практикумах, конференциях по развитию творческого потенциала педагогов и учащихся | В течение периода обучения в колледже | Мастер п/о |
4. | Самообразование: посещение отраслевых выставок, работа над темой «Конкурентоспособность и профессиональная компетентность молодых специалистов» | Постоянно | Мастер п/о |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Данилова Е. Ваше рабочее место. /Народное образование, 1997. - № 10/.
2. Дополнительное образование как средство подготовки подростка к жизненному самоопределению. / Управление, 2001 - № 45/.
3. Ломакова Т.Ф. Наш общий дом. / Директор школы, выпуск № 6, 2001/.
4. Пугал Н. От приборов к комплексам, от комплексов к системам. / Народное образование, 2003. - № 10/.
5. Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. - М.: /Просвещение, 2006/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся»
Методическая разработка по теме: «Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся»...
Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся
Данная методическая разработка может быть полезна преподавателям колледжей при организации проектной деятельности студентов....
Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся
Данная методическая разработка может быть полезна преподавателям колледжей при организации проектной деятельности студентов....
Формирование профессиональных компетенций обучающихся специальности «Физическая культура» в процессе освоения учебной дисциплины «Базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности с методикой тренировки»
Данная презентация рассматривает «Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы», где четко обозначены основные виды профессиональных компетенций, которым...
Методическая разработка "Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся"
В методической разработке рассматриваются вопросы организации проектной деятельности на уроках информатики....
РОЛЬ НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Составной частью инновационной стала -научно - исследовательская работа, что дает возможность для роста учебно - профессиональной деятельности обу...
Проектная деятельность как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся
Некоторые исследователи полагают, что «основателем компетентностного подхода был Аристотель, который изучал возможности состояния человека, обозначаемого греческим “atere” - «с...