Классный час "Скромность"
классный час (5 класс) на тему
Классный час разработан в рамках программы "Духовно-нравственное воспитание школьников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час "Скромность человека" | 16.17 КБ |
Предварительный просмотр:
С.А. Синягина
«Скромность украшает человека»
(классный час для учащихся 6 класса)
Цель:
Воспитание сдержанности и умеренности в отношениях между детьми.
Задачи:
1.Познакомить детей с понятиями «скромность», «сдержанность», «пристойность».
2.Способствовать воспитанию в детях скромного и пристойного поведения в обществе.
3.Воспитывать потребность в усвоении нравственных принципов вежливого отношения к людям, проявляющихся в скромном поведении и скромной внешности.
Оборудование:
«Песня о волшебном цветке» (муз. М. Пляцковского, сл. Ю. Чичкова) в аудиозаписи, цветная бумага, ножницы, фломастеры для работы школьников.
Ключевые понятия:
Скромность, сдержанность, пристойность, трусость, кротость, смирение.
Определения ключевых понятий:
Скромность – сдержанность в обнаружении своих достоинств, заслуг,
нехвастливость. Умеренность, простота, пристойность.
Сдержанность – умение владеть собой.
Пристойный – вполне отвечающий правилам приличия.
Трусость – поведение труса, человека, легко поддающегося чувству страха.
Кротость – незлобивость, покорность, смиренность.
Смирение – отсутствие гордости, готовность подчиниться чужой воле.
(Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.)
Ход занятия
1.Вступительная часть
Звучит «Песня о волшебном цветке» (муз. М. Пляцковского, сл. Ю. Чичкова).
В душе каждого человека есть свои волшебные цветы, которые её украшают. Об одном таком цветке поговорим мы сегодня с вами.
2.Основная часть
Иногда душу человека сравнивают с цветочной поляной, на которой много-много великолепных цветов.
Задание: вырежьте из бумаги цветок и напишите на нем то качество человека, без которого вы не представляете своего лучшего друга. (Школьники пишут на бумаге нравственные качества человека и прикрепляют на доске листы.)
Вот какая получилась у нас душа – цветочная поляна, на которой расцвели необходимые человеческие качества: милосердие, сострадание, трудолюбие, великодушие, любовь, бескорыстие, сочувствие, внимательность, благодарность, уважение, бесстрашие, нежность, скромность.
Вопросы:
- Почему скромность в ряду нравственных качеств человека не называют первой?
- Что такое скромность?
- В каких ситуациях человеку необходимо это нравственное качество?
- Скромность и застенчивость – это одно и то же?
- Как отличить скромность от трусости?
Работа со словами «скромность», «сдержанность», «пристойность», «трусость».
Игра «Цветок счастья».
Задание: учитель называет нравственное качество человека, а дети – цветок, которому «соответствуют» данные качества, комментируя свой ответ. (Бесстрашие – роза, потому что у нее шипы, она может ими защищаться; трудолюбие – одуванчик, так он все время трудится, разбрасывает свои семена, чтобы выросли новые цветы; любовь – роза, потому что она прекрасна; нежность – ландыш, потому что имеет нежный запах и преклоняет свою голову перед всеми и т.д.)
- А какой цветок мы подарим скромности? (Незабудка, василек, ромашка.)
Сочинение сказки «Самый скромный цветок». (Школьники зачитывают свою сказку.)
Вопросы:
- Можно ли в современной жизни быть успешным, но оставаться скромным человеком?
- Почему то доброе дело, которым ты похвалился, нельзя назвать добрым?
"Сказание о милосердии" (читает учитель).
Когда Бог сотворил землю, она колебалась и дрожала, пока не воздвигнуты были на ней горы, чтобы она стала непоколебимой. Тогда ангелы спросили: "О, Боже! Есть ли в Твоем Творении что-нибудь крепче этих гор?" Бог отвечал: "Железо крепче гор, так как оно разбивает их". А есть что-нибудь сильнее железа?" – "Да, огонь сильнее железа, потому что он расплавляет его". – "А есть что-нибудь из созданного Тобой сильнее огня?" – "Есть, вода, так как она тушит огонь". – "О, Боже, но есть ли что-нибудь сильнее воды?" – "Да, ветер сильнее воды, так как он заставляет и ее двигаться". – "О, Вседержитель наш! Есть ли что-нибудь из созданного Тобой сильнее ветра?" – "Есть, добрый человек, подающий милостыню".
Вопросы:
- Почему человека, подающего милостыню, Господь называет крепким и сильным? О какой крепости и силе идет речь?
- Можно ли хвастаться тем, что ты подал милостыню?
- Как вы понимаете слова протоиерея Артемия Владимирова: «Кто кому служит, тот на того и похож»?
Работа со словами «смирение», «кротость».
Сегодня очень трудно найти человека, которого можно назвать кротким и смиренным, но именно такой вид скромности является признаком человека, служащего Богу, живущего по заповедям Божиим.
Притча о мытаре и фарисее (читает учитель).
Два человека пришли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Вы знаете, что фарисеи считали себя чуть ли не святыми, а мытари, сборщики податей, были грешниками.
Фарисей, став, разумеется, впереди всех, стал молиться вот как:
- Боже! Благодарю Тебя, что не такой, как другие люди: не грабитель и не обидчик, как этот мытарь. Пощусь два дня в неделю, жертвую десятую часть из того, что получаю!
А мытарь стал у порога и не смел даже глаза поднять к небу, он бил себя в грудь и говорил:
- Боже! Будь милостив ко мне грешному! Господи! Прости меня грешного!
И мытарь вернулся домой оправданным. Бог услышал его молитву и простил его. А фарисей нет. Он не молился, он хвастался перед Богом своими добрыми делами. Всякий, кто возвышает себя, много о себе думает, будет унижен, а кто сам себя унижает, не гордится, тот возвысится.
Дети, если вы и в самом деле хотите быть лучше, прилежнее, скромнее и умнее других, не возноситесь, не думайте, что вы лучше, а другие люди хуже вас.
Вопросы:
- О каком грехе идет речь в притче?
- Почему скромность так высоко ценится православными людьми?
- Почему мытаря можно назвать кротким человеком? (Он кается в своих грехах, не обвиняя в них никого, без злобы и обид просит прощения у Господа.)
3.Заключительная часть
Премудрый Соломон говорит, что у благочестивого и лицо цветет. Человека, не осуждающего другого, а наоборот, видящего свои грехи и стремящегося от них избавиться, называют скромным человеком. Скромность внешняя и внутренняя – это признак духовного богатства, а может быть, труда человека.
Пусть все цветы – цветы-добродетели, самые лучшие качества человека, всегда будут расти в ваших душах, обогащая их скромностью внешнего и внутреннего обличия.
Литература
1. Нравственное воспитание во внеурочной работе с учащимися. // http://festival.1september.ru
2.Спутник классного руководителя. 5-7 классы / авт.-сост. Н.И.Билык.- Волгоград: Учитель, 2007.
3. Каменева Е. Жить должно по законам нравственности: Час общения классного руководителя с классом // Сельская школа. – 2007. - №2. – С.25
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"
В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"
Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему: « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....
Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".
Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...