Классный час "Что такое вежливость?"
классный час (5 класс) по теме
Классный час разработан в рамках авторской программы "Духовно-нравственное воспитание школьников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час о вежливости | 20.46 КБ |
Предварительный просмотр:
С.А. Синягина
«Вежливость порождает вежливость»
(классный час для учащихся 6 класса)
Цель:
Воспитание уважительных отношений школьников друг к другу и к окружающим.
Задачи:
1.Познакомить детей с понятиями «вежливость», «пунктуальность»,
«порядочность», «интеллигентность».
2.Способствовать воспитанию уважительного отношения к человеку в обществе.
3.Воспитывать потребность в применении нравственных принципов вежливого отношения к людям, проявляющемся как в слове, так и в поступке.
Оборудование:
Плакаты: «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». (М. Сервантес); «Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой». (В.Гюго); DVD-диск с роликом киножурнала «Ералаш» на тему «Вежливость»; цветные карточки с понятиями «обходительность», «предусмотрительность», «уважительность», «внимательность», «заботливость», «порядочность», «тактичность», «доброжелательность»; аудиозапись «Радионяня» на тему «Вежливые слова»; индивидуальные рабочие листы для записей; лист ватмана и фломастеры для групповой работы; карточки-задания.
Ключевые понятия:
Вежливость, пунктуальность, порядочность, тактичность, интеллигентность.
Определения ключевых понятий:
Вежливость – воспитанность, учтивость, соблюдение правил приличия.
Доброжелательность – желание добра, готовность содействовать благополучию других, благожелательность.
Пунктуальность – точность, аккуратность в исполнении чего-либо.
Тактичность – умение вести себя пристойно, уважая других, чувство меры в поведении, поступках.
Интеллигентность – обладание большой внутренней культурой.
(Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.)
Ход занятия
1. Вступительная часть
Приветственное слово учителя и обращение внимания на этикетные слова, употребленные в речи.
«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» (Сервантес). Эти слова взяты нами неслучайно, т.к. речь сегодня будет идти о том, что такое вежливость, кого мы считаем вежливым человеком.
Поговорим о вежливости, подумаем, почему мы обижаемся на людей за грубость. Может, начать с себя? Ведь говорят, что каждый заслуживает того, чего он заслуживает.
- Основная часть
Вопросы:
- Объясните значение высказывания: «Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям».
-Зависит ли вежливость от образования?
-Кого больше любит вежливый человек: себя или других?
Стихотворение Б. Заходера «Очень вежливый индюк» (читает учитель).
Поселился в доме вдруг
Очень вежливый индюк.
Раз по тридцать в день, не реже
Он кричал: «Эй вы, невежи!
Заходите что ли в гости
Поучиться веж-ли-вос-ти!»
«Я и сам, - кричал индюк, -
Доктор вежливых наук,
И жена моя – пример
Замечательных манер.
Даже когда спит она,
Видно, что воспитанна.
Не стесняйся ты, осел,
Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь, как рыба?
Говори: приду, спасибо!
Ты не будь свиньей, свинья!
Ждет тебя моя семья –
Только раньше бы умыла
Ты свое свиное рыло!»
Как ни бился он, однако
К индюку никто не шел –
Ни хавронья, ни осел.
Посинел индюк от злости:
Не идут, нахалы, в гости!
«Зря пропали все труды!
Все они балды! Балды!» –
И добавил с высоты
Своего величия:
«Не усвоили, скоты,
Правила приличия!»
Вопросы:
-Можно ли назвать вежливым индюка?
-Почему?
Групповая работа. Составление правил вежливости на листе ватмана в виде схемы. Чтение и обоснование своих правил.
Вопросы:
-Почему в компаниях подростков нередко не принято быть вежливыми и говорить друг другу добрые слова?
-Трудно ли говорить добрые слова?
Запись и объяснение смысла высказывания: « Если одно-два приветливых слова могут сделать человека счастливым, надо быть негодяем, чтобы отказать ему в этом». (Т. Пен)
Работа со словом «вежливость». (Вежливость - это умение деликатно, предусмотрительно относиться к окружающим людям, умение вести себя в зависимости от требования и сложившейся конкретной обстановки. Умение встретить гостей в доме, уважительно относиться к старшим и к ровесникам).
Значит, наше общение и наше поведение невозможно без такого качества, как вежливость. Умение владеть культурой речевого общения - это один из главных секретов доброжелательных отношений между людьми.
Работа с примерами речевой формы вежливого обращения (здравствуйте, до свидания, будьте так любезны, будьте добры, извините). Задание: использовать вежливые слова.
1. Вы хотите помочь надеть пальто своему товарищу. Как вы это сделаете?
2. Вам позвонил одноклассник. Вы чувствуете, что ваш разговор затянулся. Как вы прервёте разговор?
3. Вы решали задачу и не поняли вопроса к ней. Как вы обратитесь за помощью к товарищу?
4. Вам подарили подарок, завёрнутый в большую коробку с бантом. Как вы отреагируете на такой подарок?
5. Ваши товарищи позвали вас в кино, но вы не можете с ними пойти, т.к. вы не сделали домашнее задание. Как вы ответите на их предложение?
Поговорки и пословицы о роли слова в человеческих взаимоотношениях (читают школьники).
- От одного слова да навек ссора.
- Бритва скребет, а слово ранит.
- Ласковое слово что вешний день.
- Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Искусство слушать равносильно искусству говорить. Вот советы, которые помогут вам быть хорошими и приятными собеседниками.
1.Слушай внимательно, не перебивая.
2.Поменьше говори о себе.
3.Разговаривая, не хватай собеседника за руку, не тереби его пуговицу, не хлопай по плечу. Нужно привлекать внимание словами, а не руками.
4.Не смейся искусственно, если тебе не смешно, и не делай вид, что удивлен, если этого в действительности нет. Веди себя естественно.
5.Не вмешивайся в разговор взрослых.
6.Не шепчи на ухо товарищу при окружающих тебя людях.
7.Не говори плохо или насмешливо об отсутствующих.
Просмотр видеоролика «Давайте говорить друг другу комплименты» из киножурнала «Ералаш».
Вопросы:
- Как вели себя дети в школе?
- Какие слова употребляли в своей речи?
- О каком дне говорится в фильме?
Стихотворение С. Маршака (читает ученица).
Ежели вы вежливы и к совести не глухи,
Вы место без протеста уступите старухе.
Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,
Не будете с товарищем трещать как две сороки.
Ежели вы вежливы, то в разговоре с тётей,
И с дедушкой, и с бабушкой, вы их не перебьёте,
И ежели вы вежливы, то вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя возьмёте не навеки.
И ежели вы вежливы, - тому, кто послабее,
Вы будете защитником, пред сильным не робея.
Вопросы:
-О каком нравственном качестве человека идет речь в стихотворении С.Я. Маршака?
-Почему признаком вежливости и воспитанности человека можно считать пунктуальность?
Работа над смыслом слов: «тактичность», «доброжелательность», «пунктуальность».
Частушки (исполняют школьники).
Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка три струны.
Ну-ка вспомним-ка, ребята,
Как мы вести себя должны.
В поезд входят три девчонки:
“Ух, народу сколько тут!
Занимай места быстрее,
А то бабушки займут!”
Петя ловко ловит рыбу,
Может лодки мастерить,
Только “здравствуй” и “спасибо”
Не умеет говорит.
Тётя Сима попросила
Слазить Петю на чердак.
“Извините, тётя Сима,
Я Вам вовсе не батрак!”.
Говорит лентяйке мать:
- Убери свою кровать!
- Я бы, мама, убрала,
Только я ещё мала.
Коля ссорится с друзьями,
В ход пускает кулаки,
У задиры под глазами
Не проходят синяки.
Примеры из жизни детей о бестактном отношении к людям, недоброжелательности и отсутствии пунктуальности.
Чтение и обсуждение притчи «Вежливость» (читает учитель).
Пришел однажды крестьянин в гости.
Хозяйка была женщиной гостеприимной, накрыла на стол, поставила тарелку с похлебкой, а ложку положить забыла.
Видя, что хозяйка не догадывается подать ложку, гость сказал:
- Сестрица, будь добра, подай-ка нож.
- А на что он тебе?
- Хочу себе ложку смастерить, чтобы похлебку попробовать, - ответил гость.
Вопросы:
-Почему гость не попросил ложку у хозяйки?
- Чему учит притча?
Стихотворение “Заповедь” Р. Киплинга (читают школьники).
Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам в себя наперекор Вселенной
И маловерным отпусти их грех.
Пусть час не пробил, жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы, не снисходи до них,
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.
Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив,
Равно встречай успех и поруганья,
Не забывая, что их голос лжив.
Останься тих, когда твоё же слово
Калечит плут, чтоб уловить глупцов,
Когда вся жизнь разрушена и снова
Ты должен всё воссоздавать с основ,
Умей поставить в радостной надежде
На карту всё, что накопил с трудом,
Всё проиграть и нищим стать, как прежде,
И никогда не пожалеть о том.
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно всё пусто, всё сгорело,
И только воля говорит: “Иди!”
Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой,
Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,
Пусть все в свой час считаются с тобой.
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег,
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь человек.
- Заключительная часть
Наверное, одно занятие не сделает всех вежливыми, доброжелательными, пунктуальными, но мне хочется, чтобы вы задумались о своем отношении к людям.
Что такое вежливость? Вежливость - это сумма поступков, определяющих внутреннюю культуру человека. Вежливое отношение к человеку рождает ответную вежливость и доброжелательность, так необходимую всем нам в жизни. Именно к вежливому и воспитанному человеку окружающие люди относятся по-доброму. Только такого человека люди любят и уважают, только к такому человеку тянутся. Не случайно часто мы вспоминаем библейские слова о том, что относиться к людям нужно так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. Может, тогда люди назовут тебя интеллигентным человеком.
Литература
1.Владимиров А. Учебник жизни. / Артемий Владимиров.- М.: Дрофа, 2001.
2. Нравственное воспитание во внеурочной работе с учащимися. http://festival.1september.ru
3.Орлова Л.П. Классный час «Ежели вы вежливы». //Классный руководитель. – 2006. - №2.
4. Спутник классного руководителя. 5-7 классы / авт.-сост. Н.И.Билык.- Волгоград: Учитель, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Такие разные профессии"
Цель и задачи данного мероприятия:дать учащимся представление о профессиях; развить коммуникативное общение;повысить интерес учащихся к профессиям и расширить их кругозо...
Классный час "Такая удивительная жидкость"
Цель данного классного часа: расширение знаний обучающихся о значимости воды в жизни человека. Образовательный аспект: расширить и обогатить кругозор учащихся о воде, раскрыть уникальность воды.В...
Классный час: "Кто такой "патриот"? Что такое "патриотизм"?
Классный час с викториной...
Познавательный классный час "Такие разные словари"
Познвательный классный час...
Классный час «Что такое хорошо и что такое плохо?» ( использование ненормативной лексики подростками)
Классный час по теме?: "Что такое хорошо?".( использование ненормативной лексики подростками)Цели:1) Помочь учащимся задуматься о проблеме сквернословия, обсудить и установить причины распространения ...
Классный час " Что такое хорошо и что такое плохо".
Разработка классного часа предназначена для учителей 1 - 2 классов коррекционной школы 8 вида....
классный час такие разные профессии
Найти свою дорогу, узнать своё место- в этом всё для человека...