Родительские собрания в 5 классе
методическая разработка (5 класс) на тему

Рудных Татьяна Юрьевна

Выступления для родительских собраний в 5 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание № 2

Трудный 5 класс

В жизне каждого школьника можно выделить 3 трудных этапа:

1 класс – когда ребенок приходит в 1 класс, для него нет ничего знакомого, ему приходится адаптироваться к новой социальной роли – ученик.

5 класс – это переход с начального в среднее звено, где меняются правила, требования, ребенок встречается с необходимостью работать с большим количеством учителей, у каждого их которых есть свои требования.

9 – 11 е классы – это выпускные классы, ребенку предстоит сдача экзаменов.

Каждый этап школьной жизни сопровождается школьной тревожностью. Каждый школьный возраст характеризуется различными «предпосылками» формирования школьной тревожности. Что же такое школьная тревожность, как она проявляется, и что нам делать?

Школьная тревожность – это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения.

Для каждого человека характерен оптимальный уровень тревожности, так называемая полезная тревожность, которая является необходимым условием развития личности.

Выделяется два типа тревожности:

беспредметная тревожность. Человек не может соотнести свои переживания с конкретными объектами

тревожность как склонность к ожиданию неблагополучия в различных видах деятельности и общения (ожидания неудачи).

Психологи доказали, что существуют различные формы тревожности, то есть особые способы ее переживания, осознания, вербализации и преодоления. Среди них можно выделить следующие варианты переживания и преодоления тревожности.

  •  Открытая тревожность — сознательно переживаемая и проявляющаяся в деятельности в виде состояния тревоги. Она может существовать в различных формах, например:
  •  как острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность, чаще всего дезорганизующая деятельность человека;
  •  регулируемая и компенсируемая тревожность, которая может использоваться человеком в качестве стимула для выполнения соответствующей деятельности, что, впрочем, возможно преимущественно в стабильных, привычных ситуациях;
  •  культивируемая тревожность, связанная с поиском «вторичных выгод» от собственной тревожности, что требует определенной личностной зрелости (соответственно, эта форма тревожности появляется только в подростковом возрасте).
  •  Скрытая тревожность — в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже отрицании его, либо косвенным путем через специфические формы поведения (теребление волос, расхаживание из стороны в сторону, постукивание пальцами по столу и т. д.).

Таким образом, следует заметить, что состояние тревоги или тревожность как психическое свойство находятся в конфронтации с базовыми личностными потребностями: потребностью в эмоци-ональном благополучии, чувстве уверенности, безопасности. С этим связаны значительные трудности в работе с тревожными людьми: они, несмотря на выраженное стремление избавиться от тревожности, неосознанно сопротивляются попыткам помочь им сделать это. Причина такого сопротивления им самим непонятна и трактуется ими, как правило, неадекватно.

Специфическая особенность тревожности как личностного свойства заключается в том, что она имеет собственную побудительную силу. Возникновение и закрепление тревожности во многом обусловлено неудовлетворением актуальных потребностей человека, которые приобретают гипертрофированный характер. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму «замкнутого психологического круга».

Для каждого возраста существуют определенные области действительности, которые вызывают повышенную тревогу у большинства детей, вне зависимости от реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные пики тревожности» детерминированы возрастными задачами развития.

Среди наиболее общих причин возникновения тревожности у детей дошкольного и школьного возраста можно перечислить:

  • внутриличностные конфликты, прежде всего, связанные с оценкой собственной успешности в различных сферах деятельности
  • Нарушение внутрисемейного или внутришкольного взаимодействия, отношений со сверстниками;
  • Соматические нарушения.

Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии / ситуации конфликта, вызванного:

  • Негативными требованиями, которые могут поставить в униженное или зависимое положение;
  • Неадекватными или завышенными требованиями;
  • Противоречивыми требованиями, которые предъявляются  родителями, школой, сверстниками.

Школьный тип тревожности, связан с социально-психологическими факторами или фактором образовательных программ:

  • Учебные перегрузки
  • Неспособность учащегося справиться со школьной программой
  • Неадекватные ожидания со стороны родителей
  • Неблагополучные отношения с педагогами
  • Регулярно повторяющиеся экзаменационные ситуации
  • Смена школьного коллектива/непринятие детским коллективом

Школьная тревожность может проявляться в поведении самыми разнообразными способами, маскируясь под другие проблемы (Таблички).

В настоящее время для диагностики школьной тревожности используются разнообразные методические подходы, среди которых, в первую очередь, следует назвать наблюдение за поведением учащихся в школе, экспертные опросы родителей учащихся и учителей, тесты – опросники и проективные тесты.

ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Цель методики: диагностика школьной тревожности путём анализа её поведенческих проявлений.

Инструкция: Отметьте, пожалуйста, варианты поведения, характерные для вашего ребёнка

Обработка результатов:

Наличие  школьной тревожности указывает 5-6 и более признаков, отмеченных в колонке «да».

РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Трудный пятый класс Родительское собрание 5 класс. Классный руководитель 5Б: Рудных Т.Ю.

Слайд 2

Трудные этапы школьной жизни : 1-й класс 5-й класс 9-11-е классы Каждый школьный возраст характеризуется различными «предпосылками» формирования школьной тревожности. Тревожность - психическое свойство индивида, выражающаяся в склонности к переживанию тревоги. Состояние тревоги возникает как функция опасной ситуации и личностных особенностей человека, связанных с её интерпретацией 10/24/2015 2

Слайд 3

Для каждого человека характерен оптимальный уровень тревожности - полезная тревожность, которая является необходимым условием развития личности. Выделяется два типа тревожности: б еспредметная тревожность. Человек не может соотнести свои переживания с конкретными объектами т ревожность как склонность к ожиданию неблагополучия в различных видах деятельности и общения (ожидания неудачи). 10/24/2015 3

Слайд 4

По форме проявления: о ткрытая тревожность – социально переживаемая и проявляющаяся в деятельности в виде состояния тревоги; с крытая тревожность – неосознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному благополучию и даже отрицании его, либо косвенным путём через специфические формы поведения ( теребление волос, расхаживание из стороны в сторону, постукивание пальцами, предметами по столу и т.д.) 10/24/2015 4

Слайд 5

Состояние тревоги или тревожности , как психическое свойство находятся в конфронтации с базовыми личностными потребностями: потребностью в эмоциональном благополучии, чувстве уверенности, безопасности. Выраженное стремление избавиться от тревожности сталкивается с неосознанным сопротивлением попыткам помощи со стороны сделать это. Внешне это воспринимается как неадекватное поведение. 10/24/2015 5

Слайд 6

Тревожность имеет собственную побудительную силу . Возникновение и закрепление тревожности обусловлено неудовлетворением актуальных потребностей человека. Тревожность может приводить к формированию «выученной беспомощности» 10/24/2015 6 Негативный э моциональный опыт Негативные о ценки и прогнозы Снижение эффективности деятельности Усиление негативного э моционального опыта

Слайд 7

Общие причины возникновения тревожности у детей школьного возраста: Внутриличностные конфликты, связанные с оценкой собственной успешности в различных сферах деятельности; Нарушение внутрисемейного или внутришкольного взаимодействия, отношений со сверстниками; Соматические нарушения Развитие состояния тревожности, может быть вызвано: Негативными требованиями, которые могут поставить в униженное или зависимое положение; Неадекватными или завышенными требованиями; Противоречивыми требованиями, которые предъявляются родителями, школой, сверстниками В подростковом возрасте тревожность становится устойчивым личностным образованием и выражается в типичных ситуационных реакциях. 10/24/2015 7

Слайд 8

Школьный тип тревожности, связан с социально-психологическими факторами или фактором образовательных программ: Учебные перегрузки Неспособность учащегося справиться со школьной программой Неадекватные ожидания со стороны родителей Неблагополучные отношения с педагогами Регулярно повторяющиеся экзаменационные ситуации Смена школьного коллектива/непринятие детским коллективом 10/24/2015 8

Слайд 9

Метод экспертных опросов педагогов и родителей Цель методики: диагностика школьной тревожности путём анализа её поведенческих проявлений. Процедура диагностики: бланк опроса Инструкция: Отметьте, пожалуйста, варианты поведения, характерные для вашего ребёнка Обработка результатов: Наличие школьной тревожности указывает 5-6 и более признаков, отмеченных в колонке «да». 10/24/2015 9

Слайд 10

Мониторинг уровня тревожности учащихся 5- х классов Методика: опросник школьной тревожности Филлипса (стандартизированная психодиагностическая методика) Цель методики: опросник позволяет изучить уровень и характер тревожности, связанной со школой у детей среднего школьного возраста 10/24/2015 10

Слайд 11

Расшифровка значений шкал данного опросника: Общая тревожность в школе – эмоциональное состояние ребёнка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы Переживание социального стресса – эмоциональное состояние ребёнка, на фоне которого развиваются его социальные контакты ( прежде всего со сверстниками). Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психологический фон, не позволяющий ребёнку удовлетворять свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д . Страх самовыражения – негативное эмоциональное переживание ситуаций, сопряжённых с необходимостью самораскрытия предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей 10/24/2015 11

Слайд 12

5 . Страх ситуации проверки знаний –негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно –публичных) знаний, достижений, возможностей. 6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожиданиями негативных оценок. 7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребёнка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. 8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребёнка. 10/24/2015 12

Слайд 13

10/24/2015 13

Слайд 14

Результаты мониторинга: 10/24/2015 14

Слайд 15

Чего боятся наши дети? 10/24/2015 15



Предварительный просмотр:

Родительское собрание № 3

Учебная мотивация школьников как показатель результативности
образовательного процесса

Мотивация к учению - это проблема, которая актуальна в любом возрасте учащихся: в дошкольном, младшем школьном возрасте, в подростковом и юношеском. При переходе учащихся из начальной школы в среднюю, сформированность и развитие мотивации к учению особенно актуальна для младших школьников. Так как от сформированности мотивации учения у учащихся в начальной школе зависит и обучение детей на следующем этапе - в средней школе: комфортная адаптации детей к обучению в средней школе, эффективность учебной деятельности и в целом успешное развитие личности ребенка. Но что же такое мотивация?

Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.
Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе.

Учебная деятельность имеет для разных школьников различный смысл:

  • Много знать
  • Получать хорошие оценки
  • Так надо
  • Родители заставляют

Понимание смысла учения, осознание его личностной значимости для каждого ученика определяется  системой его идеалов, ценностей, которые он заимствует из своего окружения (семьи, друзей, соучеников, общества).

Если происходит осознание объективной важности учения и значимости учения лично для каждого учащегося, то возрастают успехи в учебной деятельности (увеличивается запас и повышается качество знаний, совершенствуются способы и приёмы приобретения знаний).

Результаты диагностики

  • В процессе обучения у каждого ребенка проявляется ведущий мотив. Он может быть внешним (Социальный мотив, Позиционный мотив, Оценочный мотив, Игровой мотив, Внешний мотив) или внутренним (учебный мотив).

Результаты диагностики


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебная мотивация школьников как показатель результативности образовательного процесса Родительское собрание 5 Б класса ( 2015-2016 учебный год)

Слайд 2

12/12/2015 2 Мотивация – совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, как начало, направленность и активность. Мотивация – процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив. Мотивация объясняет направленность действия, организованность и устойчивость целостной системы деятельности, стремление к достижению определённой цели.

Слайд 3

Проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной части учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников. Учебная деятельность имеет для разных школьников различный смысл: Чтобы быть умным Так надо Родители заставляют Это мне поможет в будущем 12/12/2015 3

Слайд 4

Цели обучения 12/12/2015 4

Слайд 5

Смысл учения – внутреннее субъективное отношение школьника к учебному процессу Понимание смысла учения, осознание его личностной значимости для каждого ученика определяется системой его идеалов, ценностей, которые он заимствует из своего окружения (семьи, друзей, соучеников, общества). 12/12/2015 5

Слайд 6

12/12/2015 6 Осознание объективной важности учения, которая определяется выработанными в обществе нравственными ценностями, принятыми в социальном окружении и в семье данного ребёнка Значимость учения лично для себя, которое преломляется через уровень притязаний ребёнка, его самоконтроль и самооценку учебной работы, её отдельных звеньев Опыт и исследования показывают, что при осознании смысла учения возрастают успехи в учебной деятельности (увеличивается запас и повышается качество знаний, совершенствуются способы и приёмы приобретения знаний)

Слайд 7

Диагностика А.Д. Андреевой « Мотивация учения и эмоционального отношения к учению» Данная диагностика выделяет следующие уровни мотивации: I уровень – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему; II уровень – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу; III уровень – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией; IV уровень – сниженная мотивация, переживание “школьной скуки”, отрицательное эмоциональное отношение к учению; V уровень – резко отрицательное отношение к учению. 12/12/2015 7

Слайд 8

12/12/2015 8

Слайд 9

12/12/2015 9

Слайд 10

12/12/2015 10

Слайд 11

12/12/2015 11

Слайд 12

Какие мотивы управляют процессом обучения? Внутренние – непосредственно связанные с учебной деятельностью ( интерес к процессу деятельности, интерес к процесс решения учебной задачи, к учебному результату и т.д.) Внешние – не связанные на прямую с процессом обучения ( в силу долга, обязанности, ради достижения определённого положения, из-за давления родителей, добиться похвалы учителя и т.д. 12/12/2015 12

Слайд 13

Диагностика выделяет 6 мотивов: Учебный мотив Социальный мотив Позиционный мотив Оценочный мотив Игровой мотив Внешний мотив 12/12/2015 13

Слайд 14

12/12/2015 14

Слайд 15

12/12/2015 15

Слайд 16

Анкета для родителей Каким учеником считаете вы своего ребенка (с высоким, средним, низким уровнем способностей к учению)? 2 . Как часто вы бываете в школе? 3. Как вы определяете смысл учения вашего ребенка? 4 . Как вы относитесь к учебе ребенка: Считаю, что это его дело Переживаю неудачи, радуюсь его успехам Оказываю помощь при подготовке домашних заданий Осуществляю контроль за результатом обучения

Слайд 17

12/12/2015 17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. 9 класс

Родителям - о препрофильной подготовке учащихся. Как помочь ребенку не ошибиться в выборе профессии?......

Итоговое родительское собрание 5 класс"Золотой конверт"

Итоговое родительское собрание совместно с учениками в форме вручения премии "Золотой конверт " по номинациям. Очень содержательный материал получившии положительные отзывы среди коллег и родителей....

Родительское собрание 8 класс

Как добиться взаимопонимания в семье....

Родительское собрание 8 класс

Как добиться взаимопонимания в семье....

Родительское собрание 8 класс

Как добиться взаимопонимания в семье....

Родительское собрание 5 класс

"Поощрение и наказание"...

Родительское собрание 8 класс о вреде курения

Разработка родительского собрания для 8 класса о вреде курения...