презентация "Воспитание и социализация учащихся 5 класса"
презентация к уроку (5 класс) на тему
Презентация подготовлена к выступлению "Требования ФГОС к условиям реализации программы воспитанияя и социализации учащихся 5 класса" на семинаре руководителей школ района .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_i_sots-ya_5_klass_na_seminar.pptx | 2.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Компоненты содержательного раздела Основной образовательной программы
Содержание Программы, направления, строение
Целью воспитания и социализации обучающихся является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Цели и задачи воспитания и социализации обучающихся
формирование способности к духовному развитию— «становиться лучше»; укрепление нравственности; формирование основ нравственного самосознания личности (совести); формирование нравственного смысла учения, социально-ориентированной и общественно полезной деятельности; формирование морали; усвоение обучающимся базовых национальных ценностей; укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма; развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно позицию; развитие самостоятельности; развитие трудолюбия; осознание нравственного значения будущего профессионального выбора; осознание подростком ценности человеческой жизни; формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. В области формирования личностной культуры
• формирование российской гражданской идентичности; • укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество; • развитие патриотизма и гражданской солидарности; • развитие навыков сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими; • формирование первичных навыков успешной социализации,; • формирование у подростков социальных компетенций; • укрепление доверия к другим людям, у государству; • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания; • усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; • формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России. В области формирования социальной культуры
• укрепление отношения к семье как основе российского общества; • формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека; • укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; • усвоение нравственных ценностей семейной жизни; • формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи; • знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России. В области формирования семейной культуры
Направление, ценности Виды деятельности и формы занятий с обучающимися воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю гражданское общество поликультурный мир свобода личная и национальная доверие к людям, институтам государства и гражданского общества социальная солидарность мир во всём мире многообразие и уважение культур и народов знакомство с Конституцией Российской Федерации, символикой государства. Знакомство с историей и культурой родного края, -беседы, экскурсии при изучение учебных дисциплин. Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны (просмотр кинофильмов), Знакомство со знаменитыми людьми (подготовка презентаций о Гагарине, Беринге) содержанием и значением государственных праздников- классные часы, беседы, праздники. (народного единства, конституции. Победы) Беседы о подвигах Российской армии (ВОВ), защитниках Отечества, игры военно-патриотического содержания (Зарница), конкурсы и спортивные соревнования, встречи с ветеранами. Организация и проведение национально-культурных праздников. Основные направления и содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Фамилия имя воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Нач г Конец г Карташов Даниил н с Смирнов Михаил с с
Направление, ценности Виды деятельности и формы занятий с обучающимися 2. воспитание социальной ответственности и компетентности Ценности : правовое государство, демократическое государство, социальное государство закон и правопорядок социальная компетентность социальная ответственность служение Отечеству ответственность за настоящее и будущее своей страны Участие в улучшении школьной среды Овладевание формами и методами самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, Участие в разнообразных видах и типах отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение, учёба, игра, спорт, творчество, увлечения (хобби). Приобретение опыта учебного сотрудничества: сотрудничество со сверстниками и с учителями. Разработка и участие в социальных проектах Учатся реконструировать (в форме описаний, презентаций, фото- и видеоматериалов и др.) определённые ситуации, имитирующие социальные отношения в ходе выполнения ролевых проектов . Основные направления и содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Фамилия имя Направление воспитание социальной ответственности и компетентности Нач г Конец г Карташов Даниил н н Смирнов Михаил н с
Направление, ценности Виды деятельности и формы занятий с обучающимися 3. воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания Ценности : нравственный выбор жизнь и смысл жизни справедливость милосердие честь достоинство уважение родителей уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность забота о старших и младших свобода совести и вероисповедания толерантность , представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека духовно-нравственное развитие личности Знакомство с конкретными примерами высоконравственных отношений людей, проведение бесед Участие в общественно полезном труде уборка у школы памятника Дела благотворительности, милосердия, оказании помощи нуждающимся, забота о животных, живых существах, природе Общение со сверстниками в учёбе, общественной работе, отдыхе, спорте, проведение бесед о дружбе, нравственных отношениях. Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье - беседы о семье (урок семьи) , о родителях и прародителях, открытые семейные праздники, выполнение и презентация совместно с родителями творческих проектов Знакомство с деятельностью традиционных религиозных организаций. Азбука вежливости (сюжетно-ролевая игра апр ) обсуждение презентации «Сквернословие» Основные направления и содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Фамилия имя Направление воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания Нач г Конец г Карташов Даниил н н Смирнов Михаил н с
Направление, ценности Виды деятельности и формы занятий с обучающимися 4. воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни Ценности: жизнь во всех её проявлениях экологическая безопасность экологическая грамотность физическое , физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье экологическая культура экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни ресурсосбережение экологическая этика экологическая ответственность социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды устойчивое развитие общества в гармонии с природой Беседы, просмотры учебных фильмов, игровые и тренинговые программы, уроки и внеурочная деятельность о здоровье, здоровом образе жизни. (, здоровьем дорожить умейте) Пропаганда экологически сообразного здорового образа жизни —беседы, тематические игры. Организация экологически безопасного уклада школьной и домашней жизни, участие в практических делах, проведения экологических акций, школьных конференций, уроков технологии, внеурочной деятельности. походы по родному краю. Краеведческая, поисковая, экологическая работа в местных экскурсиях Практическая природоохранительная деятельность, (озеленение); Беседы о режиме дня, здорового питании. Беседы с родителями о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. Профилактика вредных привычек, обсуждения видеосюжетов презентаций, книги и др.( вред курения, пива,наркотиков , СПИД) Участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций. Основные направления и содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Фамилия имя Направление воспитание экологической культуры, культуры здорового Нач г Конец г Карташов Даниил н с Смирнов Михаил с с
Направление, ценности Виды деятельности и формы занятий с обучающимися 5. воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии Ценности: научное знание стремление к познанию и истине научная картина мира нравственный смысл учения и самообразования интеллектуальное развитие личности уважение к труду и людям труда нравственный смысл труда, творчество и созидание целеустремлённость и настойчивость, бережливость Дневники наблюдений ,экскурсии по оценке окружающей среды. (осенняя пора) ? технические и предметные кружки, познавательные игры. , презентации «все работы хороши». Общественно полезная деятельность на базе школы ? проведение внеурочных мероприятий -праздники урожая, З, трудовые акции, деятельность школьных производственных фирм, других трудовых и творческих общественных объединений как в учебное, так и в каникулярное время. Встречи и беседы с выпускниками своей школы. Основные направления и содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Фамилия имя Направление . воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии Нач г Конец г Карташов Даниил н н Смирнов Михаил с с
Направление, ценности Виды деятельности и формы занятий с обучающимися 6. воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание ценности : красота гармония духовный мир человека самовыражение личности в творчестве и искусстве эстетическое развитие личности Изучение учебных предметов, Экскурсионно-краеведческая деятельность, внеклассные мероприятия, шефство над памятниками культуры вблизи школы, Беседы «Красивые и некрасивые поступки» Обсуждение телевизионных передач, компьютерных игр на предмет их этического и эстетического содержания. Различные виды творческой деятельности (сказка рядом, Масленица) Оформление класса и школы, озеленении пришкольного участка. Основные направления и содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Фамилия имя Направление воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание Нач г Конец г Карташов Даниил н с Смирнов Михаил с с
Традиционный взгляд: Воспитание - передача старшими поколениями социального опыта и активное его усвоение и воспроизведение новыми поколениями. «Хорошее прошлое положительно опасно, если делает нас удовлетворенными настоящим и, следовательно, не готовыми к будущему» Чарльз Элиот Школа будущего: Воспитание - активное социальное взаимодействие взрослых и детей в сфере их совместного бытия ( со-бытия ).
Образовательное событие – совместная (ребенка и взрослого) яркая, личностно-ориентированная, личностно-значимая образовательная деятельность, последствием которой должно стать повышение мотивации ребенка к дальнейшей познавательной деятельности, в большей степени самостоятельной (исследование, поиск, развитие…) Образовательное событие Образовательное событие
Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на формирование особого нравственного уклада школьной жизни , который основан на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, учитывает историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей), включает в себя воспитательную, учебную, внеучебную , социально значимую деятельность обучающихся, реализуется в совместной социально-педагогической деятельности всех социальных субъектов-участников воспитания. Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации
Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания : школы семьи общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации учреждений дополнительного образования, культуры и спорта СМИ традиционных российских религиозных объединений. Участники-субъекты духовно-нравственного воспитания
Принцип ориентации на идеал Аксиологический принцип Принцип следования нравственному примеру Принцип диалогического общения с другими Принцип идентификации Принцип полисубъектности воспитания и социализации Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем Принцип системно-деятельностной организации воспитания Принципы духовно-нравственного воспитания обучающихся
создание культурно-воспитательной, социально-воспитательной, эколого-воспитательной, эстетической и школьной воспитательной среды образовательного учреждения система работы школы с семьей взаимодействие школы с социальными субъектами воспитания взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта; установление и совершенствование системы межпредметных связей; интеграция учебной, внеучебной , внешкольной, семейно-воспитательной, общественно- полезной деятельности направленность программ воспитания и социализации обучающихся на решение проблем их личной, семейной и школьной жизни, а также проблем поселка, района, города, области, республики, края, России педагогическая поддержка детско-юношеских и молодежных организаций и движений, содействующих духовно-нравственному развитию гражданина России Требования к условиям реализации Программы
Для выявления результатов воспитания и социализации обучающихся используются критерии оценки уровней их сформированности . Условно эти уровни воспитания и социализации обучающихся можно представить таким образом: Уровни сформированности результатов воспитания и социализации Ученик знает и понимает общественную жизнь Ученик ценит общественную жизнь Ученик самостоятельно действует в общественной жизни
Первый уровень сводится к тому, что у школьника имеются: понимание значимости получаемых знаний, обозначенных в Программе; ясное осознание того, что нравственность проявляется в поведении человека и его отношении с окружающими людьми; понимание собственной причастности к культуре своего народа, ответственности за судьбу Отечества; способность к осмыслению собственной социальной самоидентификации и своей роли в настоящей и будущей общественной деятельности; понимание необходимости вести здоровый и безопасный образ жизни и беречь окружающий мир. Уровни сформированности результатов воспитания и социализации
Второй уровень предполагает, что обучающийся стремится: проявлять осознанное желание к расширению получаемых знаний, обозначенных в Программе, и развивать умения в соответствии с требованиями к личностному развитию и социализации; оценивать свои поступки (в том числе и речевые) согласно совести и с позиции норм морали; определить собственную роль как гражданина в развитии и процветании своего народа, края, страны; освоить определённый социальный и культурный опыт и присвоить базовые национальные ценности своего народа; оценивать собственное физическое, психологическое и социальное здоровье, избегать вредных привычек и проявлять готовность улучшать экологическое состояние окружающей среды. Уровни сформированности результатов воспитания и социализации
Третий уровень , самый высокий, свидетельствует о том, что у подростка наблюдаются: действия, которые учитывают запросы времени, собственные интересы и индивидуальные особенности и свидетельствуют о потребности личности к саморазвитию и совершенствованию; конкретные поступки, предполагающие нравственный выбор согласно голосу совести, моральным законам, этикетным нормам и осуществлять самоанализ собственных поступков и действий; потребность реагировать на явления безответственного, асоциального поведения окружающих, оценивать эстетические объекты в искусстве и действительности; собственная инициатива и активное участие в различных формах социально-культурной деятельности; достаточно устойчивая ориентация на здоровый образ жизни, безопасную жизнедеятельность, социальную самоидентификацию и контроль над собственными действиями. Уровни сформированности результатов воспитания и социализации Фамилия имя Нач года Конец г Карташов Даниил 1 уровень 1 уровень Смирнов Михаил 1 уровень 2 уровень
Каким должен быть ученик?
Это система диагностических исследований, направленных на изучение состояния воспитания; оценку состояния воспитания; прогноз развития воспитания; выработку предложений мер по развитию позитивных и предупреждению выявленных негативных процессов. Мониторинг эффективности реализации Программы воспитания и социализации Методы исследования: Тестирование (метод тестов) Опрос Используются следующие виды опроса: • анкетирование • интервью • беседа Психолого-педагогическое наблюдение .
принцип системности принцип личностно-социально-деятельностного подхода принцип объективности принцип детерминизма (причинной обусловленности) принцип признания безусловного уважения прав Основные принципы мониторинга эффективности реализации Программы воспитания и социализации
Положительная динамика — увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации обучающихся на данном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования. Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и социализации обучающихся на данном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования . Устойчивость исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся . Критерии эффективности реализации Программы
Одна из особенностей ФГОС заключается в том, что он расширяет самостоятельность, инициативу и ответственность ОУ в реализации основной образовательной программы начального общего образования. Хочется надеяться, что творческая и самостоятельная работа педагогов по разработке и реализации Программы воспитания и социализации обучающихся поможет обрести каждой школе второе дыхание – интересную, насыщенную жизнь! Спасибо за внимание!
1) Диагностика может быть только комплексной – сочетающей как тестовые формы, так и результаты наблюдения поведения обучающихся в реальной жизни . 2) Необходим комплекс мер для предотвращения развития лицемерия подростков в результате воспитательной работы с ними. 3) Результаты наблюдения – это по большей части субъективное мнение (педагога, родителя, самих обучающихся), которое следует отделять от личного отношения к тому или иному ученику. 4) С интерпретацией данных результатов надо быть предельно осторожными. 5) Индикаторами результативности воспитательной работы педагога, школы являются средние показатели его учеников, которые должны учитывать разницу между ситуацией в начале работы педагога и в конце этой работы , возрастные изменения подростков, объективно влияющие на их характер и поведение. И не забывайте, что педагог и школа – лишь ЧАСТЬ той общественной среды, жизнь в которой реально определяет результаты воспитания школьников. При диагностировании результатов воспитания и социализации ПОМНИТЕ: Нужно или нет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волевые качества как фактор успешной социализации учащихся старших классов
Волевые качества как фактор успешной социализации учащихся старших классовМОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №2»Тема: «Волевые качества как фактор успешной социальной адаптации учащих...
Социализация учащихся 5 классов
Данная статья предназначена для классных руководителей...
Паспорт «Программы воспитательной работы и социализации учащихся 5-7 классов»
Паспорт «Программы воспитательной работы и социализации учащихся 5-7 классов» предназначен для классных руководителей, занимающихся разработкой собственной Программы воспитательной работы. В Паспорте ...
Социализация учащихся младших классов через внеурочную деятельность на занятиях по английскому языку.
Социализация учащихся младших классов через внеурочную деятельность на занятиях по английскому языку....
Социализация учащихся младших классов через внеурочную деятельность на занятиях по английскому языку.
Социализация учащихся младших классов через внеурочную деятельность на занятиях по английскому языку....
Рабочая программа внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию и социализации учащихся 1-4 классов «Юный патриот»
Рабочая программа внеурочной деятельностиПо патриотическому воспитанию для учащихся 1-4 классов «Юный патриот»Актуальность программы.В последнее десятилетие в России произошли экономи...
Рабочая программа воспитания и социализации учащихся 5а и 7а классов "Мы вместе"
Наименование программыШкольная программа воспитания и социализации учащихся 5 А и 7 А классов «Мы вместе» МБОУ «СОШ №18» г. Бийска ЗаказчикАдминистрация школы, родители, законные представит...