Тренинг "Невидимый враг" (о пассивном курении)
классный час (8, 9 класс) по теме
«Невидимый враг» - мероприятие, рассчитанное на группу обучающихся 8-9 классов. Актуальность рассматриваемой проблемы в том, что педагоги делают акцент на вредное воздействие факторов табакокурения, а информация о вреде пассивного курения остается в стороне. Человек, а особенно ребенок, очень часто подвергается опасности, выступая в роли пассивного курильщика, поэтому необходимо уделить внимание именно этой стороне «медали».
Цель: провести разъяснительную работу в направлении формирования здорового образа жизни, дать достоверную и правдивую информацию об опасности пассивного курения, через коммуникацию обучающихся проанализировать образ жизни подростков и сформулировать рекомендации, которые позволят сохранить здоровье человека.
Форма проведения: тренинг с использованием методики проведения видеоклуба.
Место проведения: классная комната, в которой можно освободить центр от учебных столов и расставить стулья полукругом.
Используемые инновационные технологии: информационно-коммуникационные, интерактивные, медиатехнологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5._stsenariy_meropriyatiya_nevidimyy_vrag_petrova_s.v._mbou_rodnikovskaya_shkola-gimnaziya.docx | 780.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный этап VII Всероссийского конкурса
«Учитель здоровья России-2016»
Невидимый враг
Внеклассное мероприятие для обучающихся 8-9 классов
Петрова Светлана Витальевна
учитель биологии и химии
муниципального бюджетного
общеобразовательного
учреждения
«Родниковская школа – гимназия»
Симферопольского района
Симферопольский район, 2016 г
«Невидимый враг» - мероприятие, рассчитанное на группу обучающихся 8-9 классов. Актуальность рассматриваемой проблемы в том, что педагоги делают акцент на вредное воздействие факторов табакокурения, а информация о вреде пассивного курения остается в стороне. Человек, а особенно ребенок, очень часто подвергается опасности, выступая в роли пассивного курильщика, поэтому необходимо уделить внимание именно этой стороне «медали».
Цель: провести разъяснительную работу в направлении формирования здорового образа жизни, дать достоверную и правдивую информацию об опасности пассивного курения, через коммуникацию обучающихся проанализировать образ жизни подростков и сформулировать рекомендации, которые позволят сохранить здоровье человека.
Форма проведения: тренинг с использованием методики проведения видеоклуба.
Место проведения: классная комната, в которой можно освободить центр от учебных столов и расставить стулья полукругом.
Используемые инновационные технологии: информационно-коммуникационные, интерактивные, медиатехнологии.
Оборудование и ресурсы занятия: листы ватмана, цветные маркеры, фломастеры, разноцветные стикеры, клей, цветная бумага и белая, магниты, скотч, ТСО (интерактивная доска, ноутбук, колонки или TV c DVD)
Аудитория – обучающиеся 8-9 класса, оптимальное число участников 20 человек.
Структура и хронометраж занятия (60 минут):
№ | Этап, часть этапа | Ориентировочная затрата времени |
1. | Мотивация | 2 мин |
2. | Ожидание | 3 мин |
3. | Правила | 3 мин |
4. | Ледокол | 3 мин |
5. | Основная часть 5.1. Просмотр видеофрагмента и его обсуждение 5.2. Информационная справка | 6 мин 6 мин |
Физминутка | 2 мин | |
6. | Тренинговые упражнения 6.1. «Ситуации» 6.2. «Ассоциации» 6.3. «Место встречи избежать нельзя?» 6.4. «Что делать?» | 5 мин 5 мин 5 мин 10 мин |
7. | Подведение итогов | 3 мин |
8. | Рефлексия | 3 мин |
9. | Заключение | 1 мин |
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. МОТИВАЦИЯ
Тренер: Добрый день, дорогие ребята, участники нашего занятия! Начать его мне хочется со стихотворения поэта Владимира Маяковского «Я счастлив». Но сначала небольшой прогноз – как вы думаете, о чем будет стихотворение?
(Дети высказывают свои мысли).
Ученик читает стихотворение «Я счастлив» В.Маяковского [1]
Тренер: О пагубном влиянии КУРЕНИЯ на организм человека нам говорят родители и педагоги с раннего возраста.
Как результат, в жизни многие молодые люди и взрослые, проявили силу воли, и, реализуя желание быть здоровыми, не пошли на поводу никотиновой зависимости. Однако, их здоровью угрожает другой опасный, практически невидимый враг. Что это за враг вам помогут определить иллюстрации, которые мы использовали для оформления доски (Приложение 1).
(Даем возможность ребятам предположить тему занятия)
Невидимый враг - пассивное курение. В работах психологов, посвященных нашей теме мне встретилась интересная фраза: «Курят все, просто одни тянут ртом, а другие носом». Какой смысл вложил автор в это высказывание? (Высказываются мнения)
2. ОЖИДАНИЕ
Цель: определение ожиданий учеников от занятий.
Ресурсы: горизонтально расположенный ватман, на котором в право нижнем углу черным маркером нарисован контур пушки (Приложение 2), заготовки листочков бумаги округлой формы (ядра)
Тренер: Давайте проведем небольшое упражнение и «зарядим» пушку нашими ожиданиями от сегодняшнего занятия.
Нам необходимо на «ядрах» записать свои ожидания от сегодняшнего занятия. (Ребята озвучивают ожидания вслух, а тренер или помощник «заряжают пушку ядрами» вклеивая листочки в середину контура. Ожидания могут быть различными: «Хорошо провести время, отдохнуть от уроков, узнать новое и т.п.»)
3. ПРАВИЛА
Цель: выработка правил работы на занятии.
Ресурсы: ватман с уже записанными правилами, маркеры, если понадобится дополнить правила.
Тренер: Сегодня на мероприятии мы будем придерживаться следующих правил, внимательно изучите их, если у вас есть дополнения или замечания – говорите, мы их учтем. Вы также можете дополнять наши правила по ходу тренинга (правила зачитываются вслух участниками, можно попросить кратко расшифровать их смысл, тренер вносит изменения правил в текст по желанию ребят):
- Будь активным, есть мнение – выскажи его.
- Все мнения интересны.
- Дождись, когда выступающий закончит мысль.
- Говори только от своего лица.
- Если информацию ты адресуешь кому-то конкретно, то обращайся напрямую к этому человеку, а не говори о нем в третьем лице
- Все мысли и события тренинга не повод для обсуждения за пределами группы.
- Избегай критики при проведении упражнений, хочешь критиковать — дождись обсуждения.
4. ЛЕДОКОЛ
Цель: разминка, которая даст детям возможность сконцентрироваться, снять внутреннее напряжение, установить контакт членов группы.
Тренер: Сядьте в круг на стулья. Я вижу много чудесных, больших, внимательных глаз. Я вижу карие глаза… серые глаза… зеленые глаза… голубые глаза. Давайте попробуем поиграть в игру, в которой вы сможете разговаривать глазами. Вы знаете, как можно разговаривать глазами? Что вы говорите с их помощью, когда, например, закрываете глаза? А что вы говорите глазами, когда широко открываете их? Что вы говорите ими, когда мигаете? А как ведут себя ваши глаза, когда вы хотите сказать другому ребенку: «Привет, я хочу поиграть с тобой»? Каждый из вас может попробовать посмотреть в глаза кому-нибудь на противоположной стороне круга. Когда этот человек посмотрит на вас в ответ, вы оба встаете и меняетесь местами. Проходя мимо, вы можете поприветствовать друг друга: пожать руку, улыбнуться или сделать что-нибудь смешное, например, потереться носами. [4]
5.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ .
5.1. ПРОСМОТР И ОБСУЖДЕНИЕ ВИДЕОФРАГМЕНТА
Тренер: Сейчас мы с вами посмотрим социальный ролик программы «Общее дело» под названием «Пассивное курение вреднее активного» (длительность 2.32 мин) [5], а затем проведем небольшое обсуждение.
Обсуждение:
Цель: обратная связь, первичное осмысление, активное закрепление информации, представленной во фрагменте.
- Индивидуальная работа. Закончите предложение: «Меня поразила (заинтересовала) при просмотре информация о том, что…»
2. Групповая работа. Объединяем ребят в группы (4 группы). Методики объединения можно изменять в ходе тренинга, что позволит сделать его разнообразным– «Фруктовый или овощной микс», «Ярмарка», «Автосалон», «Зоопарк» и т.д. (Приложение 3)
Задание для работы в группах: на листе вокруг образа «Ребенка» (Приложение 4) необходимо записать факторы, которые оказывают вредное воздействие на организм при пассивном курении.
5.2. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА (можно привлечь к совместной работе медицинскую сестру школы или подготовить обучающихся старшего возраста)
Цель: расширить представление о пассивном курении и его воздействии на организм человека, познакомить с данными статистики.
Тренер: А теперь немного интересной информации о НЕВИДИМОМ ВРАГЕ. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) почти половина всех детей страдает от табачного дыма, т.к. 1,2 млрд. взрослых курят. Пассивным курением называется вдыхание человеком табачного дыма от сигареты рядом курящего или нахождение человека (некурящего) в накуренной комнате.
Согласно определению, табачный дым, вдыхаемый некурящими, бывает двух видов – “пассивный дым” (исходящий непосредственно от зажженной сигареты) и “основной дым” (дым, выдыхаемый курильщиком).
Если учесть, что, когда курильщик поджигает сигарету, примерно 80 процентов дыма распространяется по комнате, а только 20 процентов попадает в легкие, то получается, что пассивное курение намного опаснее и вреднее основного дыма, вдыхаемого курильщиком.
Даже после того, как докурили последнюю сигарету, в воздухе еще долгое время летают вредные токсические вещества. Как утверждает Британский медицинский журнал, домашняя пыль и мебель являются главные источники "пассивного курения." В течение целого месяца после курения, оставшиеся вредные вещества могут ежедневно отравлять организм, что будет равносильно нескольким часам активного курения.
Все дело в том, что химические вещества в сигарете быстро рассеиваются в воздухе, но не пропадают бесследно. Они немного видоизменяются и оседают на все поверхности в помещении. Таким образом, эти частицы могут сохранятся в помещении и оказывать вредное воздействие на организм недели или даже месяцы.
Вот еще один показательный эксперимент, который провели итальянские ученые. Они на 30 минут закрыли в гараже автомобиль с работающим дизельным двигателем. Затем открыли двери на 3 часа и провели замеры вредных выбросов. Потом в гараже 30 минут тлели одна за другой 3 сигареты. Когда замеры повторили, оказалось, что концентрация вредных веществ в воздухе после работы двигателя превышала норму в 2 раза, а после тлеющих сигарет – в 15 раз! Трудно поверить - но факт! [2]
А что в России? Печальная статистика….
- Почти 35% россиян подвергаются воздействию вторичного табачного дыма на работе, 90,5% — в барах, 78,6% — в ресторанах и 10% — в медицинских учреждениях.
- Воздействие вторичного табачного дыма на организм некурящих дома или на работе повышает риск развития болезней сердца более чем на 20%, а рака легких - на 20–30%.
- Пассивное курение значительно повышает риски заражения туберкулезной инфекцией и развития туберкулеза.
- Пассивное курение является причиной бронхита, пневмонии, кашля и хрипов, приступов астмы, инфекций среднего уха, сердечно-сосудистых и неврологических осложнений у детей.
- Пассивное курение является одной из причин возникновения синдрома внезапной детской смерти. Проведенные в Великобритании исследования оценки синдрома внезапной детской смерти свидетельствуют, что 11% случаев таких смертей связано с курением только матери и столько же с курением только отца.
- Примерно 47% от общего числа всех смертей, вызванных пассивным курением, приходится на некурящих женщин, 27% — на некурящих детей.
- Курение матери увеличивает риск смерти новорожденного на 20–35%, а риск смерти ребенка в первые четыре недели его жизни — на 40%.
- У курящих матерей в 2 раза чаще рождаются недоношенные дети с массой тела менее 2500 г.
- Репродуктивное здоровье мужчины ухудшается (количество сперматозоидов снижается до 40%), если его мать курила во время беременности.
- Вероятность респираторных заболеваний у детей с курящими матерями в 1,7 раза выше, чем у детей, чьи матери не курят. Отцовское курение приводит к увеличению риска респираторных заболеваний в 1,3 раза.
- Ежегодно во всем мире более 165000 детей умирают от инфекций нижних дыхательных путей, инфекций среднего уха и астмы, вызванных воздействием вторичного табачного дыма.
- Табачный дым оказывает непосредственное негативное воздействие на сердечно-сосудистую систему, повреждая кровеносные сосуды, увеличивая вероятность образования сгустков крови и повышая риск сердечного приступа и инсульта.
- Пассивное курение увеличивает риск развития ишемической болезни сердца на 25–30%, а риск развития острой коронарной болезни сердца — на 25–35%.
- Воздействие табачного дыма на человека в детском возрасте может быть фактором риска развития рака легких во взрослом возрасте.
- Риск развития рака легких у некурящих людей, подвергающихся воздействию пассивного курения дома или на работе, повышается на 20–30%. [3]
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА
«Веселая Мультзарядка» [6]
Цель: переключение внимания, активная подготовка к следующему этапу работы, снятие психологического напряжения.
6. ТРЕНИНГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Цель: закрепление полученной информации, осмысление, развитие навыков коммуникации и сотрудничества в группах сменного состава.
6.1. УПРАЖНЕНИЕ «СИТУАЦИИ»
Ресурсы: распечатанные иллюстрации ситуаций на листах (Приложение 5).
Групповая работа. Объединяем ребят в 5 групп по 4 человека. Группам предлагается иллюстрация с ситуацией. Задача - определить в изображенной ситуации позитивную и негативную стороны.
(Например, ребята могут так проанализировать фото, на котором папа с мальчиком прогуливаются в парке: «Позитив – общение с ребенком, свежий воздух, созерцание природы. Негатив – папа курит во время прогулки, ребенок – пассивный курильщик»)
(Группы презентуют итоги работы.)
6.2.УПРАЖНЕНИЕ «АССОЦИАЦИИ»
Ресурсы: листы А-4, фломастеры, цветные карандаши, маркеры.
Групповая работа. Объединяем ребят в группы -5 групп.
Задание группам – изобразить рисунок-ассоциацию к понятию «пассивное курение» ( варианты тематики рисунков - растение, бытовой прибор, животное, эмоция и т.д.). Поясните свой выбор.
(Презентация итогов работы группы.)
6.3.УПРАЖНЕНИЕ «МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗБЕЖАТЬ НЕЛЬЗЯ?»
Ресурсы: листы А-4, ручки.
Групповая работа. Объединяем ребят в группы – 4 группы.
Задания группам – Каждая группа определяет опасную ситуацию, когда можно подвергнуться влиянию пассивного курения, далее идет обмен листами и группы должны дать совет, как можно избежать этой «встречи» или снизить воздействие пассивного курения.
(Презентация итогов работы группы.)
6.4. УПРАЖНЕНИЕ «ЧТО ДЕЛАТЬ?»
Ресурсы: листы А-3, фломастеры, маркеры, клей, ножницы, цветная бумага, старые журналы (если планируется техника коллаж)
Групповая работа. Объединяем ребят в группы – 4 группы.
Составляются мини-плакаты в любой технике (рисунок, коллаж, блок-схема, алгоритм) «Рекомендации для людей, которые хотят избежать пассивного курения»
(Презентация итогов работы группы.)
7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
УПРАЖНЕНИЕ «Обращение к курильщику»
Продолжить фразу: «Дорогой курильщик, осмотрись вокруг….»
(Желающие высказывают свои мысли.)
8. РЕФЛЕКСИЯ
Тренер: Давайте вернемся к нашим ожиданиям от тренинга. Оправдались ли ожидания? Об этом мы напишем на листочках звездчатой формы. (Ребята зачитывают написанное, тренер или помощник прикрепляют в левом верхнем сегменте листа ватмана, где размещена «заряженная пушка», звездочки, соединив линиями звездочки и отверстие пушки, получим салют)
9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тренер: Спасибо всем за активное участие в работе! Вы молодцы, я попрошу вас улыбнуться участнику, который находится слева от вас, подмигнуть участнику справа. Мы все заслуживаем радостных и дружных аплодисментов!
Использованные ресурсы:
- http://www.stihi-rus.ru/1/Mayakovskiy/60.htm
- http://www.pror.ru/nosmoking_passive.shtml
- http://www.smokefreerussia.ru/complex_mer/passivnoekurenie.html
- http://www.eti-deti.ru/grup/412.html
- https://www.youtube.com/watch?v=iK5hDIw8q3M
- https://www.youtube.com/watch?v=QuqQcy6DsGE
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. (иллюстрации для оформления доски)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. (Ожидание и рефлексия – «пушка» и «салют», приблизительный вид рисунка на ватмане)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. (Объединение в группы)
- «Фруктовый микс» - при расчете на количество групп называются фрукты (любые) с указанием на конкретного участника – например: папайя, апельсин, авокадо, фейхоа, если нам необходимо объединение в 4 группы. Затем в указанные тренером стороны аудитории собираются папайи, отдельно апельсины и т.д.
- «Автосалон» - используются названия марок автомобилей, причем марки вам могут предложить участники тренинга.
- «Зоопарк» - используем названия животных, следим за тем, чтобы косвенно никого не обидеть, называем животных в уменьшительно-ласкательной форме (слоненок, волчонок и т.д.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. (к упражнению «Ситуации»)
ФОТО 1.
Фото 2.
Фото 3.
.
Фото 4.
Фото 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пассивное курение
Методическая разработка для начальных классов. Плохая привычка....
Презентация"Пассивное курение"
В данной презентации показано влияние пассивного курения на окружающих....
о вреде пассивного курения
Данная презентация рассказывает о вреде курения и нарушении прав некурящих....
О вреде пассивного курения
Материал для родителей...
ПАССИВНОЕ КУРЕНИЕ
Родительское собрание родителей обучающихся начальной школы...
Курение и его влияние на здоровье человека, на нервную и сердечно-сосудистую системы. Пассивное курение.
Причины курения, какое влияние на здоровье молодых людей оказывает курение, содействовать в выработке силы воли по отношению к вредным причинам....