Классный час "Что такое коррупция?"
план-конспект урока (8 класс) на тему

Илюхина Марина Николаевна

Классный час на тему:
"Что такое коррупция и как с ней бороться?"
Класс: 8 Г



Цели:

1. Образовательная: дать характеристику понятий «коррупция», «коррумпированность», познакомить с формами проявления коррупции, ее последствиями

2. Развивающая: расширять кругозор обучающихся, развивать основы поисковой деятельности, формировать собственное мировоззрение на проблемы современного общества, способствовать становлению устойчивой позиции по предупреждению коррупционных проявлений в стране;

3. Воспитательная: воспитывать ответственность за собственные действия и поступки, сознательность и социальную активность подрастающей молодежи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antikorruptsiya.docx27.95 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему:
"Что такое коррупция и как с ней бороться?"
Класс: 8 Г



Цели:

1. Образовательная: дать характеристику понятий «коррупция», «коррумпированность», познакомить с формами проявления коррупции, ее последствиями

2. Развивающая: расширять кругозор обучающихся, развивать основы поисковой деятельности, формировать собственное мировоззрение на проблемы современного общества, способствовать становлению устойчивой позиции по предупреждению коррупционных проявлений в стране;

3. Воспитательная: воспитывать ответственность за собственные действия и поступки, сознательность и социальную активность подрастающей молодежи.


Ход классного часа: 

I.Оргмомент
II. Вступление

Прослушайте внимательно отрывок из произведения:
«… Да, если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую пять лет тому назад была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что она начала строиться, но сгорела. Я об этом и рапорт представлял. А то, пожалуй, кто-нибудь, позабывшись, сдуру скажет, что она и не начиналась!»

- Из какого произведения данный отрывок? Кто автор произведения? (^ Гоголь «Ревизор»)

- О чем идет речь в отрывке? (растрате, злоупотреблении должностными полномочиями, хищении госбюджета)

- Кто из героев произведения говорит эти слова? (Городничий)

- Законно ли городничий поступил? Почему? 

Согласно ООН 9 декабря - Международный день борьбы с коррупцией.

Вот и сегодня мы постараемся раскрыть содержание этого понятия, его проявления, последствия в современном обществе. Рассмотрим мы это понятие в сопоставление с понятием «бескорыстность» 

III. Беседа с обучающимися.

«Снежный ком» (мозговой штурм)

- слепим «снежный ком» о понятии «коррупция». Какие ассоциации возникают у вас со словом «коррупция»? (взятка, подкуп, обман, мошенничество).

- Вот что говорит об этом понятии этимологический словарь:

Коррупция (от лат. corruptio) означает подкуп, подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц. 

Коррумпировать (лат. corrumpere), т.е. подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами.

 Согласно Российскому законодательству,коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп, или иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера.

О чем гласит народная мудрость 

- Вспомните, какие пословицы и поговорки отражают коррупционную деятельность в современном обществе?

Не подмажешь, не поедешь – вымогательство, взятничество

Рука руку моет – групповая запланированная деятельность в подкупе

Загребать жар чужими руками – несознательное соучастие в мошенничестве и аферах.

Видит око, да зуб не мед – безрезультативность действий борьбы с коррупцией.

Немного из истории …

Коррупция - сложное социальное явление, которое зародилось еще в глубокой древности в странах Египта, Месопотамии, Китая, Индии, Иудеи (т.е. в центрах древневосточных цивилизаций) и существует сегодня во всех странах независимо от уровня ее развития, различаясь лишь своими масштабами.

Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой.

В древнеиндийском трактате по искусству управления государством подчеркивается, что важнейшей задачей, стоящей перед царем, является борьба с казнокрадством. Здесь перечислено 40 способов хищения казенного имущества и делается вывод о том, что легче угадать путь птиц в небесах, чем уловки хитроумных чиновников. 

Что говорит нам летопись 

В России же первые упоминания о коррупции, которая определялась понятием «мздоимство», исходят к русским летописям XIIIв.

Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности было осуществлено в царствование Ивана III. Судебник 1497г устанавливал розыскную форму процесса, предусматривал в качестве мер наказания смертную казнь, торговую казнь (битье кнутом).Судебник расширил круг деяний, признававшихся уголовно наказуемыми: крамола, «церковная татьба» (святотатство), ябедничество; дал понятие преступления, а также особо опасного преступления.

Его внук Иван IV(Грозный) впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках.

При Петре Iв России был широкий размах и коррупции, и одновременно жестокой борьбы с ней. Так, Петр I совместно с коллегиями ввел деятельность Тайной канцелярии (тайной полиции) в 1718-1720гг.

Корыстолюбие отнимает самые заветные чувства — любовь к отечеству, любовь семейную, любовь к добродетели и чистоте. Саллюстий

Учитель. Ксожалению,наша действительность такова, что в ней царят власть, деньги, воровство, коррупция. Задумывались ли вы, почему это происходит в нашей стране? Назовите причины, вследствие которых , на ваш взгляд, происходят все эти негативные явления в нашей жизни.

Ученики. (конкуренция, рыночная экономика привела к тому, что одни разбогатели, а другие – стали бедными; поменялись нравственные ориентиры; на первое место вышли деньги, материальные ценности, а не духовные.)

Учитель. Действительно, реалии жизни таковы, что иногда чувствуешь свою беспомощность, видя, что зло побеждает добро, безнравствнность одерживает победу над духовностью. Как жить? Каким ценностям отдать предпочтение? Может быть, вы пока не задумывались над этими вопросами, но я уверена, что рано или поздно вам придется сделать нравственный выбор и решить, как жить, и не просто жить, а жить достойно, то есть в соответствии и с нравственными критериями: добром и милосердием – по закону чести и достоинства, с верой, надеждой и любовью, в мире и согласии, утверждая свободу, истину и красоту. Поэтому мы не должны прятаться от проблем, как будто их нет. Наоборот, мы должны быть готовы бороться с проблемами и побеждать в этой нелегкой борьбе.

Учитель. Какие способы решения этой проблемы вы можете предложить? ( повысить зарплату и не только чиновникам; сделать стабильным социальный пакет; прописать четкие законы об уголовной ответственности за взятки, вымогательство; а обычные россияне, у которых эти взятки вымогают, должны научиться их не давать; честно и добросовестно выполнять свою работу, свои должностные обязанности; проводить встречи, менять сознание людей, ориентировать их на положительные поступки )

Учитель. Но, к счастью, не только взяточничество, хищения, мошенничество и коррупция правят на земле. Были и есть люди, способные совершать красивые поступки, не требуя взамен ничего.

На Руси существует прекрасная традиция бескорыстной помощи соседу или соседям в уборке урожая, в строительстве дома, в уходе за детьми, людям, попавшим в беду.

«Всем миром» собирается народ, чтобы возвести дом новоселам., Существует традиция желать «Бог в помощь»тем, кто трудится; нужно делать добро тихо и незаметно, привлекая к этому своих детей, внуков.

Сообщение ученика:

На Красной площади в Москве стоит всем известный памятник. На его постаменте надпись «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». Этот памятник – дань уважения защитникам Отечества, возглавившим в 1612 году народное ополчение против иноземцев.

Памятник сооружён на добровольные пожертвования россиян. Камышин, уездный центр Саратовской губернии, в то время был невелик. Его население составляло всего 2 тысячи человек. Однако, камышане собрали и передали на сооружение памятника немалую по тем временам сумму.

В 1818 году в Петербурге была издана книга, где были названы имена всех, кто пожертвовал средства на памятник.

этот факт истории свидетельствует о бескорыстии камышан, о том, что они помнят защитников Отечества, благодарны им за их подвиг.

Недаром говорят: «В дела ты добрые вложи все лучшее своей души»…

Учитель. Какие афоризмы о бескорыстии вам известны?

Учитель. В чем же проявляется доброта, бескорыстие человека? Когда мы говорим, что человек добрый, творит добро? Какие качества русской души проявляет добрый человек?

Пред вами листочки, на которых указаны различные качества русской души, которые проявляет добрый человек.

Учитель. Выберите пять самых главных и напишите. Используйте при этом только любимые цвета фломастеров: синий, красный, зеленый, желтый, коричневый (1-2 цвета). (Радушие, гостеприимство, уважение к людям, милосердие, миролюбие, бескорыстие, широта души, открытость души, щедрость, отзывчивость)

Учитель. Мы провели с вами психологический тест, который помогает понять ваше сегодняшнее состояние души, ваши стремления. Внимание, интерпретация результатов теста.

а) Если вы выбрали зеленый цвет, то вы верны своим убеждениям, настойчивы, у вас большая сила воли, выдержка, вы отличаетесь уважением к себе и людям. Несгибаемый прочный зеленый цвет соответствует девизу благородного человека: «Положение обязывает». Значит, о бескорыстном и добром человеке можно сказать: благородный человек. 

Б) Красный цвет обозначает, что человек полон жизненной силы и энергии, готов к действию. Я надеюсь, каждый из вас готов творить только добрые дела.

Если к красному цвету добавляется коричневый – вы стремитесь к спокойствию, к миру без раздоров.

Если больше коричневого цвета – вы стремитесь к домашнему уюту. Где в доме должна царить добрая атмосфера.

Больше красно-синего цвета – вы сердечный, задушевный человек.

Г) Если ваш любимый цвет желтый – вы стремитесь к радости, счастью, стремитесь достичь желаемого. Желтый - цвет надежды. Вы предпочитаете свободу, жажду странствий, мечтаете и стремитесь к новому, современному, к лучшему будущему.

 Итак, делаем вывод. Независимо от того, какой цвет ваш любимый, в основе ваших стремлений, поступков может быть стремление творить добро.

Доброта – первооснова человека, основа человеческих отношений.

Жизнь дана на добрые дела.

Спешите делать добрые дела, так называется стихотворение, которое прочитает Вика Решетова.

ДОБРО

Ты твори по жизни лишь одно добро...
Чтоб от доброй мысли множилось оно...
От тепла в округе расцветут сады...
Ведь добро все любят люди и цветы...

Тогда люди вспомнят с теплотой в душе...
След добро оставит в твоём малыше...
Ведь добро есть кладом, клад, что не отнять...
Его, как награду, можно лишь принять...

Если сердце бьётся, всё внутри кипит...
Значит, твоё сердце о других болит...
Расцвело, принялось и взошло добро...
Значит не напрасно в жизни всё прошло...

Будет плодоносить, множиться добро...
Каждый в жизни хочет, чтоб пришло оно...
Без добра, как видно и его тепла...
Не поёт от счастья, не живёт душа.

Евгения Сирота

Источники:

  1. http://lib.podelise.ru/docs/3810/index-1390.html
  2. http://aphorisms.su/stihi/dobrie_stihi_2.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Такие разные профессии"

Цель и задачи данного мероприятия:дать  учащимся представление о профессиях; развить коммуникативное общение;повысить   интерес   учащихся  к профессиям и расширить их кругозо...

Классный час "Такая удивительная жидкость"

Цель данного классного часа: расширение знаний обучающихся о значимости воды в жизни человека. Образовательный аспект: расширить и обогатить кругозор учащихся о воде, раскрыть уникальность воды.В...

Классный час «Что такое хорошо и что такое плохо?» ( использование ненормативной лексики подростками)

Классный час по теме?: "Что такое хорошо?".( использование ненормативной лексики подростками)Цели:1) Помочь учащимся задуматься о проблеме сквернословия, обсудить и установить причины распространения ...

Классный час " Что такое хорошо и что такое плохо".

Разработка классного  часа  предназначена для учителей 1 - 2 классов коррекционной школы 8 вида....

классный час такие разные профессии

Найти свою дорогу, узнать своё место- в этом всё для человека...