Воспитание толерантности в условиях сельской школы
статья (5, 6, 7, 8 класс) на тему
Сегодня, как никогда особенно актуальна проблема толерантности, проблема умения жить сообща в мире, но не просто жить, а уметь жить в мире и согласии, добре. Мы живем в поликультурном обществе, где все абсолютно разные, но вот умеем ли мы жить в этом обществе, быть вместе, это вопрос номер один. Умеем ли мы принять, понять и простить другого человека? Конечно, далеко не все.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_raznye_no_my_vmeste.docx | 33.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание толерантности в условиях сельской школы
«Мы разные, но мы вместе»
Сегодня, как никогда особенно актуальна проблема толерантности, проблема умения жить сообща в мире, но не просто жить, а уметь жить в мире и согласии, добре. Мы живем в поликультурном обществе, где все абсолютно разные, но вот умеем ли мы жить в этом обществе, быть вместе, это вопрос номер один. Умеем ли мы принять, понять и простить другого человека? Конечно, далеко не все.
Вот поэтому целью воспитания, сегодня в своем классном коллективе и на уроках истории, которую я ставлю перед собой является:
формирование толерантного человека, способного к эффективной жизнедеятельности в поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий.
Россия - многонациональная страна. Бок о бок проживают представители более 100 наций и народностей. Она представляет собой разноликую мозаику, состоящую из множества народов. Они различны по величине. По экономическим и социальным характеристикам, по уровню политической организации, по языку и культуре, духовному складу и национальному характеру .
Российский ребенок, школьник жизнедеятельность которого с первых месяцев и лет протекает в семье конкретного этноса, воспитывается в рамках одной, преимущественно национальной культуры, однако попадая в школьную среду ученик . Общение в социальной среде и обучение в школе с каждой из культур составляет с одной стороны, его уникальность и индивидуальность, а с другой стороны, поликультурную направленность его личности, ее толерантность.
Поэтому постановка проблемы толерантного воспитания в условиях поликультурной России является, по моему мнению, актуальной и прогрессивной тенденцией, имеющей социокультурную и политическую значимость, поскольку в поликультурных условиях особую важность приобретает задача консолидации общества на основе толерантных ценностей, готовности защиты интересов личности ребенка и общества в целом. Вот почему на одно из центральных мест в России выдвинута идея формирования миротворческой личности, которая связана с формированием толерантности, миролюбия, позитивного и конструктивного решения жизненных проблем.
Я полагаю, что толерантность является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии, в стране, семье, школе, классе. Следовательно, это предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость. К сожалению, дух нетерпимости к другой культуре, образу жизни, верованиям, привычкам продолжает существовать в обществе. Не является исключением и наше многонациональное село.
Практически любая школа города или села поликультурна, в детских коллективах воспитываются дети разных национальностей. Вот и наша не исключение. В ней обучаются представители 9 национальностей.
Мне, как педагогу и классному руководителю, подчас очень трудно решить проблемы, возникающие из-за несформированности у детей толерантности или уже сформированной интолерантности.
Я считаю, что толерантность - ключевая проблема не только для всех школ Российской Федерации, но для всего мира, существенная составляющая свободного общества и стабильного государственного устройства.
В свою очередь рост этнического самосознания младших школьников под воздействием окружающей среды часто встречает непонимание со стороны окружающих в силу устоявшихся привычных представлений. Появляется противоречие между желанием, потребностью изучать свое национальное и установкой «быть как все». Неумение школьника управлять своими эмоциями, проявлять сдержанность в критических ситуациях часто приводит к конфликтам «синдром младших школьников» усиливает, гипертрофирует и абсолютизирует разницу между «своими» и «чужими», что приводит к росту национализма, всплеску межнациональной конфликтности
Поэтому, мы говорим о необходимости формирования у школьников этнической толерантности как качества личности и разработке целостного представления о процессе формировании данного качества в поликультурном пространстве начальной школы.
Толерантное сознание школьников формируется в процессе установки учащегося на культурный выбор, утверждение возможности исповедать свою национальную, народную культуру, признание права на существование и развитие культуры других народов и этносов, воспитание и принятие людей, такиеим, какие они есть.
Таким образом, возникло следующее противоречие: между необходимостью разработки соответствующих уроков, мероприятия и условий их проведения в основной школе.
Проблема исследования заключается в выявлении условий, способствующих формированию этнической толерантности у школьников в поликультурном пространстве основной школы.
С учётом проблемы была определена тема исследования: «Формирование толерантности у школьников в условиях сельской школы».
Объект исследования - процесс формирования этнической толерантности в сельской школе.
Предмет исследования - условия формирования этнической толерантности у школьников в поликультурном пространстве школы.
Цель исследования - подобрать и разработать мероприятия, способствующие формированию этнической толерантности у школьников в поликультурном пространстве сельской школы, выявить условия их применения.
Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу в рамках проблемы исследования.
Подобрать и разработать мероприятия, способствующие формированию этнической толерантности в поликультурном пространстве в сельской школе.
Определить критерии этнической толерантности и выявить эффективность формирования этнической толерантности у школьников в поликультурном пространстве начальной школы.
В своем исследовании мы исходим из гипотезы, согласно которой формирование этнической толерантности у школьников в поликультурном пространстве школы будет эффективно, если:
во внеклассной работе проводится комплекс занятий: «Я в мире... Мир во мне... Понимание - путь к миру», «Затеи наших друзей» (игры разных народов), «Наш общий дом - Земля», а также и по литературному чтению: «В стране сказок» (сказки разных народов), «Угадай-ка» (загадки разных народов) с учетом условий поликультурного пространства начальной школы;
содержание воспитательных занятий будет основывается на знакомстве с традициями, обычаями разных народов, отражающих национальный контингент класса.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений применяются следующие методы исследования: анализ научной литературы; опытная работа; анкетирование, тесты: тест, разработанный на основе методики Б. И. Додонова «Шкала оценки значимости эмоций», тест этнической толерантности ; анализ продуктов деятельности учащихся; обобщение массового опыта в школе по выявлению реального состояния проблемы в практике.
Одной из особенностей Российской Федерации является то, что исторически наше государство складывалось как сообщество разных этносов, культур и религий. Особую актуальность учет интересов всех населяющих Россию народов и культур приобретает в современных условиях, поскольку изменения, произошедшие в стране в области политики, экономики, социальных отношений, вызвали, в свою очередь, рост национального самосознания этносов .
В обществе появилась тенденция к межэтническому расслоению, обособлению, зачастую переходящая в национальную нетерпимость и непримиримость. Необходимостью сохранения прочности государства объясняется особое внимание к развитию культуры межнациональных отношений и гармонизации этнических взаимоотношений на современном этапе.
Понятие «толерантность» формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Термин «толерантность» (от латинского «tolerantia» - терпение) трактуется как способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды и как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Когда и при каких обстоятельствах появился термин «толерантность»? Сама идея толерантности имеет давнюю историю и восходит к истории философской мысли. Она возникла в глубокой античности как одно из средств решения проблем, связанных с отношением к религиозным меньшинствам. Древнегреческие философы Гераклит, Эпикур, Геродот считали, что войны и их последствия вынудят, в конечном счете, людей жить в мире. Христианская философия в соответствии с заветами Евангелия с самого начала своего развития стремилась доказать преимущество мира, согласия и братства между людьми. Компромиссному решению конфликта между протестантами и католиками способствовал Нантский эдикт, прекративший массовую бойню гугенотов католиками (1572 г.). Уже тогда обращается внимание на права каждого человека быть иным .
К взаимным уступкам, плюрализму, сотрудничеству, толерантности призывали Дж. Локк, Вольтер, Антуан Де Сент-Экзюпери, А. Маслоу, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский и др.
В разных культурах толкование толерантности имеет различные смысловые оттенки, обусловленные историческим опытом народов, преимущественно связанные с мирным сосуществованием и развитием общественных отношений. В английском языке в соответствии с Оксфордским словарем толерантность понимается как «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь»; во французском - это «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов»; в арабском - «мягкость, сострадание, терпение»; в персидском - «терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению»; в китайском - «допущение, проявление великодушия в отношении других» .
В русском языке наиболее близким по значению понятию «толерантность» является «терпение», «терпеть», «терпимость», означающее способность терпеть только по милосердию, быть спокойным, рассудительным, великодушным, снисходительным .
Согласно Декларации принципов толерантности, утвержденной ЮНЕСКО, толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.
Она означает уважение, принятие и признание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность предполагает отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждает нормы, установленные в международных актах в области прав человека.
Социологи считают, что толерантность является той «культурной» направленностью, установкой, отношением личности, которая, в отличие от идеи космополитизма, предполагает понимание уникальности своей группы и предпочтение собственных этнокультурных ценностей.
По определению академика В.А. Тишкова, толерантность - это «личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу». Ученый отмечает также, что толерантность находит свое выражение в двух сферах: на психологическом уровне - как внутренняя установка и отношение личности и коллектива и на политическом уровне - как действие или осуществленная норма. В первом случае толерантность должна носить характер добровольного индивидуального выбора; она не навязывается, а приобретается через воспитание, информацию и личный жизненный опыт. Во втором - это активная позиция самоограничения и намеренного невмешательства, добровольное согласие на взаимную терпимость разных и противодействующих в несогласии субъектов .
И.Б. Гриншпун трактует толерантность в двух аспектах как обозначение индивидуального свойства, заключающегося в способности к сохранению саморегуляции при воздействиях среды; «как обозначение способности к неагрессивному поведению по отношению к другому человеку на основе открытости в относительной независимости от действий другого». При этом автор подчеркивает, что в первом случае акцент делается на способности к самосохранению, во втором - на готовности к взаимодействию .
Философ Ю.А. Ищенко определяет толерантность как внутреннее активное отношение, проявляемое то ли в сострадании (и молчании), то ли в действии (и диалоге).
Толерантность, по мнению Д.В. Зиновьева, «это моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной либо культурной принадлежности, терпимое отношение иным взглядам, нравам, привычкам» .
Несмотря на повышенный интерес исследователей к проблеме толерантности в самых разных ее аспектах, до сих пор не существует общего понимания данной области проблематики в психологии, не сложился полноценный понятийный и концептуальный аппарат. Практически все исследователи данной темы сходятся во мнении относительно социокультурной актуальности разработок в этом направлении.
Научная актуальность проблемы определяется тем, что в настоящее время отсутствует концепция толерантности в межличностном общении; многообразие трактовок термина и тенденция его редукции к близким понятиям (уважению, принятию, эмпатии и пр.) затрудняют проведение эмпирических исследований и реализацию высокоэффективных практико-ориентированных программ.
Отсутствие четких классификаций и их критериев, а также детального описания психологических механизмов толерантности свидетельствует о том, что данная проблематика является пока еще недостаточно разработанной темой. Поскольку термин толерантность является междисциплинарным, важно выделить его специфические психологические особенности: интерпретировать научное содержание.
Психология в общем виде определяет толерантность как свойство биологической или социальной системы принятия другой системы или ее элементов, неоказании им сопротивления .
При определении толерантности психологами А.Г. Асмоловым, Г.У. Солдатовой их взгляды во многом совпадают и трактуются учеными как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения.
А.Г. Асмолов отмечает, что термин «толерантность» выражает три пересекающихся значения: 1) устойчивость, выносливость; 2) терпимость; 3) допуск, допустимое отклонение.
На уровне философского анализа проблемы толерантности подчеркиваются различные аспекты ее специфики. Многие авторы отмечают, что необходимыми условиями и факторами актуализации толерантности являются: антагонизм в межличностном взаимодействии, отрицание, непринятие, негативные эмоции, оценочность, которая также понимается как необходимый признак толерантности. По мнению П. Кинга, «быть толерантным» означает терпеть, сносить, мириться с человеком, деятельностью, идеей и т.п., которого или которой в действительности не одобряешь. П. Кинг понимает толерантность как отрицание нетерпимости.
При этом толерантность заключается в сдерживании неприязни в сочетании или с отложенной негативной реакцией, или с заменой ее на более позитивное реагирование. Определение П. Кинга позволяет говорить о двух уровнях толерантности: первый подразумевает отсрочку негативной реакции, второй - готовность к пониманию, вступление в диалог с человеком, который вызывает негативную реакцию.
В.А. Лекторский подчеркивает, что толерантность возможна «как уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций (и даже в некоторых случаях изменение индивидуальной и культурной идентичности в результате критического диалога») .
Выводы из подобных утверждений могут быть сформулированы следующим образом:
. Толерантность актуализируется не во всяких ситуациях, но лишь в таких, которые связаны с наличием антагонизма в межличностных отношениях. Антагонизм как противоречие может быть зафиксирован на когнитивном, аффективном и поведенческом уровнях общающихся личностей.
. Осознание кем-либо различий между ним/ней и другим человеком сопровождается: а)отрицанием их содержания в другом человеке; б)переживанием неодобрения, отвращения, непринятия; в)действиями в отношении другого человека, которые могут, как выражаться открыто (например, посредством оскорбления, ухода и т.п.), так и подавляться или вытесняться .
Следует подчеркнуть, что при интерпретации термина «толерантность» в различных определениях наиболее часто встречаются противопоставления «свой - чужой, другой», «я - ты». Например, толерантность понимается как терпимость «к чужим мнениям, верованиям, поведению» .
Толерантность как этическую ценность связывают с существованием различий в человеческих сообществах и с проблемой уважения различий, а точнее, особенностей. Проблема «свои - чужие» в социально-психологических исследованиях понимается как ядро проблемы социальной идентичности.
В нашей работе мы будем рассматривать толерантность как динамическое, интегральное нравственное качество личности, характеризующееся уважительным и терпимым отношением к людям другой национальности, религии, к их взглядам, обычаям, привычкам, социальному статусу, их поступкам и действиям, не приносящим вреда психическому и физическому здоровью; способностью находить конструктивное решение в спорных и конфликтных ситуациях, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Этническая толерантность личности проявляется в различных критических ситуациях межличностного и внутриличностного выбора тогда, когда выработанные в ином социально-культурном образе жизни этнические стереотипы и нормы решения встающих перед личностью проблем не срабатывают, а новые нормы или стереотипы находятся в процессе своего формирования .
Этническая толерантность личности обнаруживается и в определенном смысле формируется в проблемно-конфликтных ситуациях взаимодействия с представителями других этнических групп.
Определение сущности процесса этнической толерантности субъектов средствами управляемого межкультурного диалога предполагает рассмотрение его структуры, представляющей собой целостное образование, которое позволяет определить цели, этапы, содержание, методику формирования данного феномена, проанализировать особенности взаимодеятельности основных компонентов процесса.
Обобщенной целью выявления структурных компонентов формирования этнической толерантности субъектов средствами управляемого межкультурного диалога является выявление механизма, способствующего развитию у них способности к толерантности. Эта цель определяется, с одной стороны, потребностью общества и потребностью самой школы, с другой - позволяет согласовывать потребность общества с общими, групповыми и личностными потребностями личности.
Перед человеком современная цивилизация, формирование межэтнической толерантности является важнейшей задачей, решение которой необходимо не только для развития, но и просто для сохранения общества.
Поликультурное образование - это процесс подготовки индивида к социальной, политической и экономической реальности, в котором используются языковые и культурные ресурсы, и развивается интерактивное межкультурное взаимопонимание.
Следует отметить, что формирование национального самосознания в оптимальном сочетании с общечеловеческими ценностями нравственной культуры межнациональных отношений - один из наиболее важных и сложных вопросов в теории и практике воспитательной работы. Решение данной задачи обуславливается включенностью в образовательный процесс учителей обладающих поликультурной грамотностью, предполагающей понимание свойств среды, в которой мы существуем, ее влияния на окружающих и способность осуществлять гибкий подход по отношению к национальным и культурным нормам на основе самопознания.
В условиях экономической и политической интеграции вес большее значение придается сохранению национальной специфики, в том числе и в воспитании. В этом смысле поликультурная педагогика может быть оценена как непременный инструмент выхода из кризиса воспитания и образования, способствующий гармонизации отношений представителей различных цивилизаций и культур.
Как следствие, важнейшей тенденцией последних десятилетий образовательного процесса в России становится внедрение поликультурного образования. Эта проблема уже давно стоит на повестке дня за рубежом, стала она актуальной и у нас благодаря общности социальных процессов, протекающих в российском обществе и странах ближнего и дальнего зарубежья.
Учитывая тот факт, что мы живем в поликультурном обществе, школьная система призвана создать условия для формирования у личности мировоззренческой установки на конструктивное сотрудничество на основе приобщения к этнической, российской и мировой культурам .
Поликультурное образование призвано создать в учебных заведениях России такую благоприятную социально-психологическую среду, в которой каждый учащийся, независимо от своей идентичности, будет иметь одинаковые со всеми возможности для реализации своего конституционного права на получение равноценного образования, для реализации своих потенциальных возможностей и социального развития в период учебы.
Такое образование располагает широкими возможностями в снижении уровня конфликтности в обществе, в развитии толерантности по отношении ко всем культурным отличиям и своеобразию, в создании условий, гарантирующих свободный выбор индивидом своей идентичности и путей ее самоактуализации.
Дидактический принцип поликультурности отражает принцип множественности культур, слагающих культуру российского общества, включая ее многоэтническую (или полиэтническую) составляющую, что предполагает такое конструирование содержания, при котором должны найти отражение особенности этнических культур, представленных в России и в мире. Основными являются положения о том, что этнические культуры - это богатство всех людей, населяющих страну, что общенациональная российская культура есть продукт исторического взаимообогащения и взаимопроникновения этнических культур.
Главной целью межкультурного компонента образования является развитие у школьников навыков межкультурной компетенции. К ним относятся: чувствительность к культурным различиям, уважение к уникальности культуры каждого народа, терпимость к необычному поведению, желание позитивно относиться ко всему неожиданному, готовность реагировать на изменения, гибкость в принятии альтернативных решений и отсутствие завышенных ожиданий от общения с представителями других культур.
Именно такие навыки являются мостиками к пониманию представителей других культур и народов, урегулированию конфликтных ситуаций, а также основой для межнационального и межэтнического общения граждан Российской Федерации как внутри государства, так и за его пределами.
Процесс поликультурного образования многоплановый, поэтому руководить процессом поликультурного образования должны взрослые, сами, в свою очередь, обладающие поликультурным мышлением. Именно от уровня их поликультурной грамотности педагогов зависит действенность направления. Это особенно важно в условиях многонационального общества, социальная стабильность которого зависит от приоритета педагогики поликультурности и толерантности. Именно во всемерном учете культурных и воспитательных интересов различных национальностей и этнических групп видится основная цель поликультурного образования.
Поликультурное образование заключается в «формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований».
Поликультурная компетентность учителя - интегральная характеристика уровня профессионализма, отражающая способность проводить политику полилингвизма в поликультурном пространстве; система качеств, помогающая ориентироваться в культурных отношениях родной и иноязычных стран, имеющая синтетический характер и включающая в себя множество признаков, обеспечивая достижение цели воспитания человека культуры.
Культурологический компонент предполагает знание и понимание родной, мировой, иноязычной культур, владение культурой мира и межкультурного общения - культурой бесконфликтного существования. Субъектный компонент определяет совокупность качественных характеристик педагога, отражающих его нравственную позицию, которая пронизывает все составляющие поликультурной компетентности.
Такой учитель может способствовать поликультурному образованию, воспитать личность, знающую другие культуры, толерантно относящуюся к другим народам, что особенно необходимо в нашей многонациональной стране.
В настоящее время речь идет о глобальном образовании, которое приобретает особую значимость, поскольку межнациональные отношения являются одним из решающих факторов, определяющих условия существования человека. Много лет назад в практику образовательной деятельности вошел термин «толерантность». В большей степени мы говорим о терпимости к другим взглядам, обычаям, традициям. Теперь задача расширилась, необходимо сформировать у учеников умение видеть особенности своей культуры в контексте культур других народов и мировой культуры в поликультурном мире. Ученики должны научиться «воспринимать мир как совокупность сложных взаимосвязей и понимать, что нарушение одной из них может привести к глобальной катастрофе».
Содержание поликультурного образования должно отражать идеи гуманизма, содержать информацию о самобытности культур народов, демонстрировать то общее, что позволит всем жить в мире, способствовать пониманию взаимозависимости народов в современных условиях. Крайне важно, чтобы наши дети понимали: ценность в том, что мы разные.
Поликультурное образовательное пространство выступает как условие формирование этнической толерантности личности, как условие сохранения разнообразия культур, этносов, религий, исторического права на отличие, непохожесть, знаковость этносов и народов .
Стали доброй традицией проведение уроков толерантности с приглашением родителей и гостей. Такие уроки "Понять, принять, простить" прошли в 8-9 классах, на них ребята учатся быть толерантными.
Было проведено микроисследование в 7 классе, результаты были следующими: 28% детей не знают, что означает слово "толерантность", 17% не могли пояснить, что означает это слово, 36 % все-таки смогли пояснить значение слова, но больше им по душе русское слово "терпение",11 % не слышали такого слова вообще или слышали, но придали значения.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС в условиях сельской школы.
Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним о...
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС в условиях сельской школы.
Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним о...
Экологическое воспитание в условиях сельской школы
публикация статьи...
Инновационный проект «Инновационные технологии в методике музыкального воспитания в условиях сельской школы»
Инновационный проект «Инновационные технологии в методике музыкального воспитания в условиях сельской школы»...
Воспитание личности в условиях сельской школы
В статье рассматриваются особенности воспитания детей, проживающих в сельской местности....
доклад «ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К КАЛМЫЦКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
доклад на педагогический совет школы...
Туристско-краеведческое направление как ресурс социализации и воспитания обучающихся в условиях сельской школы
Центром этой работы является школьный историко-краеведческий музей, который осуществляет свою деятельность с 2001 года. Школьный музей в сельской школе несет главную миссию - сохранения социальной пам...