Программа воспитания 10-11 класс `Социализация личности`
материал на тему
Предварительный просмотр:
« Истинное значение человека венчается
познанием своей личности».
Л.Н. Толстой
1.Аналитическая записка.
Положение детей и подростков в настоящее время очень тревожно:
- самоустранение родителей от воспитания в ряде семей;
- социальное сиротство и бродяжничество;
- ничтожное предложение бесплатного досуга;
- проблема трудоустройства подростков;
- распространение детского алкоголизма, наркомании, проституции, детской преступности…
Стало очевидным, решение проблемы – в программно – целевом объединении усилий семьи, школы и общественных организаций. Сегодня главным социальным институтом для ребенка является школа. Поэтому именно она должна предложить систему освоения социального опыта, систему социализации личности.
- Психолого – педагогическая характеристика 10 класса.
На начало 2008-2009 уч.г. в классе обучается 23 человека, из них 9 девушек и 14 юношей. Возраст большинства учащихся – 16 лет. По итогам окончания 9 класса и сдачи выпускных экзаменов на «4» и «5» закончили учебный год 9 человек (Балукова А., Барулев И., Ваганов Д., Денисова Ю., Комарова А., Милкова Ж., Рябинина Е., Померанцева О., Саратов С.,). После окончания 9 класса основой 10 класса стали ученики 9а, из 9б пришел только один ученик – Ваганов Дмитрий. Уровень познавательной активности ребят к учебе различный, В целом класс работоспособный, но чувствуется некоторая несобранность, неуверенность.
Здоровых детей в классе очень мало, поэтому часто пропускаются уроки по болезни. С начала этого учебного года не было случаев пропуска уроков без уважительной причины.
Взаимоотношения в классе достаточно неплохие. Сейчас начали проявляться у некоторых ребят качества лидера (Крупин В., Балукова А.).
Ребята в классе очень инициативные, с ними легко работать, если сразу находятся общие мысли и точки соприкосновения. Беспокойство вызывают Вихарев И. и Шилова Я.,очень неуверенные в себе ребята, не сформулированы планы на ближайшее будующее, чаще всего не знают чего хотят, хотя у большинства ребят с этим не возникает проблем.
Социальный статус семей, в которых живут учащиеся, средний, достаточно благополучный, хотя есть и неполные семьи. Отрадно что большинство родителей следят за обучением детей, принимают участие в их воспитании.
- Социальный паспорт класса.
Класс: _10___
Классный руководитель:_Черных Н.В.___
Социальный педагог:_Березина Л.А.____
1.Количество учащихся:_23__
Количество девочек:_9__, количество мальчиков:_14__
Год рождения детей:_1991, 1992, 1993__
2.Состав семей:
ФИО детей | Дата рождения | ФИО родителей | Дом.адрес | ||
Многодетные семьи | |||||
Неполные семьи (потеря родителя) | |||||
Неполнве семьи (развод) | |||||
Неполные семьи (матери-одиночки) | |||||
Неблагополучные семьи | |||||
Малообеспеченные семьи | |||||
Дети, проживающие в дет. доме | |||||
Дети-сироты | |||||
Дети из семей беженцев, переселенцев | |||||
Дети, входящие в группу риска | _________ |
Единственные дети в семье:__6 семей______
Имеют братьев и сестер:__17 семей________
3.Жилищные условия семей
- проживающие в коммунальных квартирах:__----____
- в отдельных квартирах:__15 семей_______
- арендуют жильё:__------________
- в частных домах:___8 семей_______
4.Образовательный уровень родителей
Образовательный уровень | Мать | Отец |
Высшее образование | ||
Среднее специальное | ||
Среднее | ||
Неполное среднее |
5.Состояние здоровья детей
- находятся на индивидуальном обучении:__----_____
- имеют хронические заболевания:__----______
- имеют нарушение зрения:________
6.Внешкольная деятельность
- обучаются в музыкальной школе:___----_____
- занимаются в спортивных секциях:_____
- занимаются в танцевальном кружке:_______
2.Основание для разработки программы
Современное общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях, способных творчески реформировать наше общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны, восстановить русскую духовную культуру. Поэтому выпускники должны быть подготовлены к новым общественным отношениям, социально защищены, должны быть нравственно стойкими, социально закаленными; должны быть подготовлены к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности. И главное, выпускники должны быть способны к саморазвитию, к непрерывному совершенствованию себя. В данной программе ставка делается на внутриличностные факторы мотивации учащихся, на присущие детям природные потребности саморазвития, на стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению.
3.Концептуальная основа программы
- оптимально личностный подход, сочетание уважения и требовательности, стимулирование;
- предварительная диагностика (наблюдение, тестирование, беседы, ранжирование, анкетирование, метол социометрии), определяющая необходимость социализирующих воздействий;
- воспитание у подростков веры в себя, формирование опыта регулирования своего поведения;
- оптимизация социального поведения подростка;
- использование разнообразных интерактивных методик: игровых, проблемных, коммуникативных.
4.Цель и задачи программы
Цель: Создать условия для формирования личности школьника, готового к достойной самореализации в сложнейших условиях 21 века, для формирования социально компетентного, активного, ответственного, высоконравственного, духовно богатого гражданина и патриота России.
Задачи:
- формирование нравственного самосознания и обучение культуре поведения на основе управления собой;
- развитие самосознания и культуры самовоспитания;
- воспитание гражданственности;
- формирование полового самосознания и нравственная подготовка к семейной жизни;
- Обучение школьников способам саморегуляции во всех видах деятельности.
5.Кадровое обеспечение
Для классных руководителей и с их участием проводятся методические семинары, которые охватывают темы педагогического и психологического взаимодействия с детьми, вариативные модели содержания воспитания, инновационные формы работы и т.д.
Методическим объединением классных руководителей и психолого-валеологической службой организуются семинары, на которых рассматриваюся вопросы специфики организации работы с классом, проводятся практические занятия, тренинги и т.д.
6.Управление процессом воспитания в классе
6.1. Совместная работа с общественными организациями и методическими центрами.
- связь с общественными организациями (поселковая администрация, школьный музей, библиотеки, Дом культуры и т.д.);
- методист по воспитательной работе ИДЦ;
6.2. Административная работа
- знакомство с опытом воспитательной работы других учителей школы;
- обмен опытом;
- методическое объединение классных руководителей;
- психолого-валеологическая служба.
6.3. Работа с классным коллективом
- классные собрания;
- работа с активом класса;
- работа с творческими группами класса.
6.4. Работа с родителями
- всеобуч для родителей;
- работа с родительским комитетом;
- совместные дела родителей и учеников.
6.5. Сбор информации
- педагогические наблюдения;
- анкетирование, мониторинг;
- анализ собранной информации.
6.6. Планирование
- разработка программы и планов воспитательной работы, направленных на развитие учащихся, на повышение их уровня воспитанности;
- подбор форм и методов в соответствии с собранной информацией.
6.7. Контроль и коррекция
- анализ и оценка программы воспитательной работы (пед. советы, ШМО классных руководителей)
7.Сроки реализации программы
Первый этап – 2008-2009 уч.г.
Второй этап – 2009-2010 уч.г.
Программа расчитана на два года.
8.Основные направления программы
8.1. Самопознание
- знание потенциальных возможностей;
- формирование адекватной самооценки.
8.2. Самовоспитание
- выбор позитивного социально значимого поведения;
- волевой баланс «хочу – могу – надо».
8.3. Самообучение
- расширение кругозора;
- развитие познавательной активности;
- формирование общеучебных умений и навыков.
8.4.Самоутверждение
- формирование навыков самоутверждения в группе;
- формирование навыков общения с противоположным полом;
- толерантность.
8.5. Самоопределение
- формирование базовой культуры;
- формирование жизненных ценностей;
- выбор профессии.
8.6. Саморегуляция
- саморегуляция в конфликтах;
- социальное закаливание.
8.7. Самоактуализация
- формирование навыков самозащиты;
- правовое воспитание;
- подготовка к семейной жизни.
9.Содержание программы
1этап 2008-2009 уч.г.
1.Самопознание «Познай себя»
- Тест «Моя самооценка»
- Тест «Познай самого себя»
- Составление карты самооценки
2.Самовоспитание «Сделай себя сам»
- Тематический классный час «День без сигареты»
- Организация дежурства по школе
- Планирование работы класса
- Дебаты «Алкоголь – проблема социальная?»
3.Самообучение «Научи себя и других»
- Участие в предметных олимпиадах
- Упражнения на овладение рациональными приемами самообразования
- Тренинг творческих способностей
4.Самоутверждение «Деловое и межличностное общение»
- Организация выборов актива класса
- Выдвижение кандидатов на пост президента школьной организации «Союз взрослых и малышей»
- Диагностика уровня развития коллектива
5.Самоопределение «Найди себя»
- Опросник профессиональной направленности
- Участие в ремонте школы
- Временное трудоустройство подростков в летний период
6.Саморегуляция «Учитесь властвовать собой»
- Самооценка психических состояний
- Аутотренинг «Отвыкание от вредных привычек»
- Тест «Подвержен ли ты чужому влиянию» (обсуждение)
7.Самоактуализация «Реализуй себя»
- Деловая игра «Защита проекта по организации досуга»
- Тест «Нравственная готовность к браку»
- Анализ ситуаций «Ответственность – мера добра и зла»
2 этап 2009-2010 уч.г.
1.Самопознание «Познай себя»
- Социометрия межличностных отношений
- Сбор по итогам тематического периода (рефлексия)
- Тренинг «Как научиться снимать стресс, вызванный агрессивным поведением»
2. Самовоспитание «Сделай себя сам»
- Организация продуктивных деловых игр по самокоррекции учащихся
- Дебаты «Курящая девушка – это модно?», «Нецензурные выражения – часть национальной культуры?»
- Участие в общешкольных конкурсах
3. Самообучение «Научи себя и других»
- Подготовка и проведение уроков в начальном и среднем звене в дни самоуправления
- Довузовская подготовка
- Учеба на курсах
4. Самоутверждение «Деловое и межличностное общение»
- Игры-тренинги «Бой ораторов», «Этюды»
- Ролевая гимнастика «Педагогический театр» (разбор ситуаций)
5. Самоопределение «Найди себя»
- Защита профессий (деловая игра)
- Участие в днях открытых дверей в учебных заведениях
6. Саморегуляция «Учитесь властвовать собой»
- Тренинг «Как избежать конфликтов?»
- Тренинг «Умеет сказать «нет»
- Практикум «Правило счастливого человека»
7. Самоактуализация «Реализуй себя»
- Разработка и проведение сценарных праздников
- Подготовка и проведение праздника «Последний звонок»
10.Материально – техническое обеспечение программы
В школе работают театральный и танцевальный кружки, спортивные секции – волейбол, баскетбол; имеются актовый зал, спортивный зал.
- технические средства: магнитофон, видеомагнитофон, DVD – плеер, телевизор,компьютеры, интерактивная доска
- музыкальные инструменты: баян, гитара, фортепиано, музыкальный центр
- спортивное оборудование: мячи, настольные игры, шахматы
Также имеется детская литература,канцелярские принадлежности.
11.Ожидаемые результаты
Входе реализации программы планируется подготовить будущего выпускника школы – здоровой, конкурентноспособной, творчески развитой, социально ориентированной личностью, способной строить достойную человека жизнь:
- умеющей сделать сознательный жизненный выбор в пользу творческого самоопределения;
- умеющей адекватно оценивать свои познавательные возможности и ставить посильную творческую задачу;
- умеющей продуктивно общаться на уровне приобретенного опыта (знаний, компетентности и др.)
- умеющей сознательно организовать свой стиль (образ) жизни в конкретной социокультурной среде;
- знающей свои реальные профессиональные предрасположенности;
- умеющей делать аргументированный, сознательно мотивированный выбор в процессе профессионального самоопределения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка индивидуальных программ воспитания обучающихся 8 класса
Разработка индивидуальных программ воспитания обучающихся 8 класса с учётом результатов диагностики индивидуального развития личности. Классный руководитель: Глушенко Марина Алексеевна. ...
Программа воспитания школьников "Мы дети, мы личности"
Воспитание человека твсегда было, есть и будет сложной задачей. Как же организовать воспитательную работу в классе?каким содержанием его наполнить?...
Индивидуальная программа воспитания учащихся 7В класса
Индивидуальная программа воспитания учащихся 7В класса МАОУ СОШ №11 города Калининграда...
Обществознание 8 класс. Социализация личности. Гражданственность и патриотизм.
Тема: Социализация личности. Гражданственность и патриотизм. Цели урока: познакомить учащихся с процессом социализации, показать роль воспитания в формировании личности. Задачи: познакомить учащихся с...
Программа воспитания для 7 класса
Материал удет полезен для классных руководителей 7 класса....
Программа воспитания в 10 классе
План воспитательной работы классного руководителя....
«Гражданско-патриотическое воспитание детей, как средство социализации личности в современном обществе»
Патриотическое воспитание основано на статьях Конституции РФ, Законе Российской Федерации «Об образовании в Ро...