Классный час "Толерантность"
классный час (5 класс) на тему

Ольга Николаевна Вышегородцева

1.Проблемы толерантности в современном обществе (День знаний)

        Цели: ознакомить учащихся с понятием  «толерантность»;  стимулировать  их воображение в поисках собственного понимания толерантности; воспитывать толерантное отношение к правам другого человека, к разнообразным     

           формам самовыражения и способам человеческой индивидуальности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost_5_kl.docx365.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 26 ст-цы Должанской

МО Ейский район

Классный час

«Проблемы толерантности в современном обществе (День знаний)»

классный руководитель 5 класса

МБОУ ООШ №26

Вышегородцева О.Н

2015 год

1.Проблемы толерантности в современном обществе (День знаний)

        Цели: ознакомить учащихся с понятием  «толерантность»;

           стимулировать  их воображение в поисках собственного понимания толерантности;

           воспитывать толерантное отношение к правам другого человека, к разнообразным                      

           формам самовыражения и способам человеческой индивидуальности

                                                       Ход классного часа

   Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодняшний наш первый классный час я хотела бы начать с воспоминания о трагической дате 1 сентября 2004 года. Что же случилось в этот день? (Трагедия в г. Беслане) Вспомним тот день.

 1 ученик. 1 сентября 2004 года в 9 часов 15 минут в г. Беслане группа лиц в количестве 32 человек, вооруженных автоматическим оружием, ручными гранатометами, снайперскими винтовками захватила здание школы №1 в момент проведения торжественной линейки. Всех находившихся в школе детей, родителей, учителей общим количеством 1128 человек, преступники в качестве заложников захватили и содержали в помещениях и спортивном зале школы.

 Террористы выдвинули требования политического характера и, угрожая убийством заложников, пытались оказать давление на граждан, органы власти. Попытки переговоров результатов не принесли.

2 ученик. Невозможно описать те ужасы, которые пережили дети, их родители и учителя. Боевики развесили по всей школе взрывчатку. «…от вас ничего не останется, когда мы взорвем эти бомбы», - повторяли боевики заложникам. Дети сильно плакали от страха. Но их плач злил озверевших  террористов, они прошивали автоматными очередями стены спортзала и грозили убить всех. Людей сильно мучила жажда, а пить террористы не разрешали. Тем, кто пытался сделать глоток воды из-под крана, угрожали автоматом. Несчастные заложники стали есть цветы, которые принесли с собой на праздник.

 На третий день страдания несчастных закончились: неожиданно прогремел взрыв, за ним другой, затем начался штурм школы.   В результате преступных действий террористов погибло 318 человек, из них 186 детей. 783 человека получили ранения различной степени тяжести.

         Учитель. Прошло уже 8 лет со времени страшной трагедии в североосетинском городе Беслане, потрясшей большинство людей не только в нашей стране, но и за рубежом, а  боль в наших сердцах не утихает. Почтим память минутой молчания.      

 Минута молчания

  Учитель.

   - Как вы думаете, почему появляются люди, готовые проливать кровь невинных людей, ради чего они это делают? (религия, политические требования, деньги)

    -А сейчас посмотрите на тему нашего классного часа. Кто знает, что такое толерантность? На доске у вас подсказка.

 Термин « толерантность» происходит от лат. «tolerant» - терпение.

   В 1995 году ООН была принята декларация принципов терпимости, толерантности.

   Терпимость- это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира.

    Толерантность- способность и готовность уважительно, с пониманием терпимо относиться к другим, часто непохожим, странным, чужим людям, к их поведению.

    -Назовите синонимы к этому понятию.(терпимость, снисходительность)

Учитель. В школе, как и везде, есть маленькие, большие, худые, полные, инвалиды, иностранцы, девочки, мальчики – все разные. Почему иногда мы их отвергаем, подсмеиваемся над ними?

     Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Конечно, мы не обязаны всех любить. Однако все люди, даже если они бедные, старые или больные, имеют одинаковое право достойно жить на нашей планете и не страдать от презрения или оскорблений.

     Быть толерантным – значит принимать других со всеми их различиями физического или религиозного характера, различиями в образе жизни или мыслей, быть внимательным.

     Толерантность позволяет нам иметь больше друзей.

  - А сейчас мы с вами проверим : толерантны ли вы.

      Тест

  1. Алина плохо одета

О Это неважно

 Ты подсмеиваешься над ней

  1. Тимур питается не так, как ты, по причине своей религии

О  Ты просишь, чтобы он объяснил это.

   Ты говоришь ему, что он выглядит смешным

     3.    Артур имеет другой цвет кожи  

 О  Ты хочешь с ним поближе познакомиться

    Ты называешь его негр

      4.    Пожилая женщина медленно идет по тротуару

 О   Ты толкаешь ее, чтобы обогнать

    Ты уважительно просишь ее пройти

  1. На твоих глазах старшеклассники пытаются отобрать у малыша деньги

 О    Ты пытаешься защитить его

      Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь

  1. К тебе подходит инвалид  

 О     Ты с ним как ни в чем не бывало разговариваешь

      Ты отходишь от него и не знаешь, что ему сказать

   - Сосчитайте кружочки.

   - Если только одни кружочки: Молодцы! Вы проявляете большую толерантность. Ты уверен в себе, ты умеешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

   - Если у тебя от 3 до 6 кружочков. Ты не очень толерантен. Ты не достаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, но ты добрый. Работай над собой, и у тебя все получится.

   - Если у тебя менее 3 кружочков. Ты совсем не толерантен. Но если ты попытаешься понять себя и принять себя таким, какой ты есть, ты можешь стать более счастливым.

   - А теперь посмотрим на портрет толерантной личности. И вы сравните себя с ним.

На доске плакат «Портрет толерантной личности»

http://kze.docdat.com/tw_files2/urls_3/580/d-579183/579183_html_5e355117.png

  - Что же у вас есть из этих качеств, а какие нужно развивать?

  1. Учитель. Помимо толерантности существует ин толерантность.

  -  Как вы думаете, что это такое?

   Ин толерантность – нетерпимое, неуважительное, враждебное отношение.

  -  А какие формы нетерпимости вам известны?

   1) Расизм – отрицание прав человека на основании расовой принадлежности.

   2) Дискриминация – лишение отдельных лиц, групп социальных, политических или экономических прав; преследование по причине этнического происхождения, национальности, мировоззрения.

   3) Национализм – вера в то, что одна нация превосходит другие и имеет право ими распоряжаться.

   4) Религиозный фанатизм – насаждение определенной веры, религиозных ценностей, обрядов.

  5) Тоталитаризм – препятствие свободному, открытому обсуждение вопросов, ограничение свободы информации, контроль государства над частной жизнью человека.)

  - К сожалению, ежедневно мы видим немало примеров насилия и нетерпимости или слышим о них с экрана телевизора, читаем в газетах и журналах, на сайтах Интернета.

   Обычным делом стал захват заложников. Терроризм, взрывы бомб в кафе, дискотеках, на рынках, в метро стали обычными событиями новостей. Меняются только названия стран, городов, где снова и снова погибают люди.

  Признаки нетерпимости окружают нас каждый день: пренебрежительная лексика, унижающая людей, которые относятся к другой культуре, нации, религии слышна довольно часто.

   Хочется надеяться, что люди будут жить дружно. Мудрость в том, что нам, людям, жить вместе на одной планете, значит, нам самим необходимо делать эту жизнь легче и счастливее для всех.

  1. – А теперь в завершении нашего классного часа  небольшое задание. Я проверю, как вы усвоили понятие толерантности.

       - Составьте синквейн (пятистишие) , в котором человек выражает свое отношение к проблеме. Тема « Толерантная личность»

                         Порядок написания синквейна ( на доске)

     1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание.

     2-я строка – 2 прилагательных, характеризующих данное понятие

     3-я строка – 3 глагола, показывающих действие понятия

     4-я строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к проблеме

    5-я строка – одно ключевое слово, через которое автор выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.  

     Пример

  1. Толерантная личность
  2. Терпимая, ответственная
  3. Не враждовать, прощать, слышать других
  4. Быть толерантной личностью – залог успеха
  5. Самосовершенствуйся! Развивай толерантность!

Вывод  

  - К чему же должен стремиться человек? ( к толерантности)

  - Можно ли назвать толерантного человека воспитанным? Почему?

  - Как же должны вести себя люди, чтобы на Земле был мир?        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...