Социальный проект "Здорова Россия -2016"
проект (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей № 5
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Здоровая Россия»
Г.Каменск-Шахтинский
2016-2017
Обоснование проекта.
Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека не только способности к творческому мышлению, инициативности, но и самостоятельности в принятии решений. Это касается и ведения здорового образа жизни.
В мире много соблазнов, которые рекламирует радио и телевидение. И не всегда они положительно влияют на здоровье человека. Особенно, это касается рекламы табака и алкогольной продукции. Не потому ли ещё в начальных классах девочки и мальчики пробуют закурить сигарету, а на дне рождения поднимают бокалы с шампанским, купленным собственными родителями? Впоследствии возникают проблемы, связанные со здоровьем.
Одни врачи справиться с этой проблемой не в состоянии, поэтому школа,
администрация сельского поселения в своей работе должны уделять большое внимание пропаганде здорового образа жизни.
В этих условиях мы нашли способ повлиять на ещё не окрепшее сознание наших детей и изменить их отношение к пагубному влиянию курения, алкоголя и наркотиков.
Индивидуальное здоровье зависит от наследственности – около 20%, от
индивидуального образа жизни – 50%, от медицины – 10%, от окружающей среды – 20%.
В основном здоровье человека зависит от индивидуального образа жизни, поэтому мы решили разработать проект, посвященный этой проблеме. Так как социум сильнее одноразового мероприятия, мы решили реализовать проект в течение 6 месяцев (сентябрь-февраль).
Цель и задачи проекта.
Отсюда вытекает главная цель:
- содействовать распространению здорового образа жизни, снизить вероятность
вовлечения подростков в экспериментирование с наркотиками, табаком и алкоголем.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- объединить детей, подростков, взрослых на решение единой проблемы: привитие себе и окружающим негативного отношения к вредным привычкам;
- формировать потребность к самосовершенствованию, способность успешно
адаптироваться в окружающем мире;
- стремление формировать свою среду, свои действия по эстетическим, культурным критериям.
Участники проекта.
В успешной реализации проекта могут быть заинтересованы представители разных групп общественности:
- Учащиеся школы.
- Родители учащихся.
- Учителя, классные руководители
Механизмы реализации.
Проект реализуется посредством участия в разных мероприятиях, проводимых в школе, Микрорайоне 60-лет Октября.
Работа по разработке и реализации плана мероприятий школы будет
сопровождаться специально организованными мастерскими при участии не только учителей, классных руководителей, но и учащихся школы – членов детской республики «ЮВЕНТА», организацией «круглых столов» по обсуждению достигнутых результатов, информированием заинтересованных групп о выполнении поставленных задач.
По завершении каждого очередного этапа реализации проекта планируется представление отчета и информирование о достигнутых результатах всех заинтересованных групп.
По завершении действия проекта планируется публичная презентация полученных результатов
Мероприятия по реализации проекта.
№ п/п | Название мероприятия | Сроки проведения | Ответственные |
1 | Классные часы, беседы, круглые столы. | еженедельно | Классный руководитель, администрация школы, Лидеры республики «ЮВЕНТА». |
2 | Выступление на тематической линейке | ежемесячно | Актив класса |
3 | Формирование школьной волонтерской команды | Октябрь | Волонтерская команда |
4 | Шефская работа | В течение года | Волонтерская команда |
5 | Помощь пожилым, ветеранам труда, одиноким людям. | В течение года | Отряд «Милосердие». |
6 | Акция «Посади дерево и сохрани его». | Апрель | Актив отряда. |
7 | Акция «Поменяй сигарету на конфету!» | Октябрь | Лидеры республики «ЮВЕНТА». |
8 | Акция «Помощь детскому саду». | Сентябрь | Отряд ЮИД |
9 | Благоустройство школьной территории, спортивной площадки, палисадника. | Май-октябрь | Разновозрастные отряды, администрация школы. |
10 | Помощь школьной библиотеке. | По графику | Актив библиотеки. |
11 | Помощь в организации и проведении спортивных праздников, соревнований (легкоатлетических кроссов, игр). | В течение года. | Учителя физической культуры. |
12 | Анкетирование. | В течение года. | Зам по ВР Психолог |
13 | Тренинги. | В течение года. | Соц. Педагог Медицинская сестра. |
14 | Участие в спортивных соревнованиях. | В течение года | Учитель физической культуры, Волонтерская команда. |
15 | Работа спортивных кружков и секций. | В течение года. | Учитель физической культуры. |
Ресурсное обеспечение Проекта.
Финансирование Проекта осуществляется за счет привлечения внебюджетных средств, спонсорской помощи.
Контролирует и отчитывается за использованные в ходе деятельности средства заместитель директора по воспитательной работе.
Этапы реализации проекта.
Продолжительность проекта – 6 месяцев. Реализация проекта осуществляется в четыре этапа: подготовительный, организационный, практический и заключительный.
Подготовительный этап (сентябрь).
В подготовительном этапе разрабатывается общий план работы школы, план работы каждого класса. Указываются мероприятия на каждую неделю,
предусматриваются часы для подготовки к мероприятиям и для консультаций, к
теоретическим конкурсам. Проводится анализ существующей ситуации.
Организационный этап (сентябрь - октябрь).
Формируется группа ориентированных на освоение гуманистических вопросов и заинтересованных членов педагогического коллектива и учащихся.
Практический этап (октябрь - август).
Проводятся мероприятия согласно составленному плану с анализом каждого из них. Учитываются положительные моменты и указываются недостатки.
Заключительный этап (декабрь).
На заключительном этапе проводится обобщение и подведение итогов проделанной работы. Проводится анализ динамики изменений ценностных установок у учащихся.
Проводится публичная презентация полученных результатов проекта после подведения итогов по каждому классу и награждения победителей грамотами и призами. При наличии дополнительных средств команды-победительницы (классы) по итогам года могут
награждаться туристическими поездками, посещением театра, кино и т.п.
Оценка проекта.
Осуществляется посредством опроса учащихся (анкетирование, тестирование), которое проводится в конце года.
Мониторинг и анализ результатов.
В школе ежегодно согласно плану работы проводится анкетирование для оценки уровня отношения учащихся к проблемам здоровья и здорового образа жизни.
Вот показатели за последние два года:
Показатели | 2015 г. | 2016 г. |
Опыт употребления табачных изделий - нет, ни разу - да, но только один раз - да, изредка в течение этого года | 90% 11% 13% | 95% 8% 6% |
Ценность здорового образа жизни | 90% | 95% |
Вы получаете информацию… - из школы - из средств массовой информации - от друзей - от родителей | 57% 19% 16% 62% | 63% 25% 14% 65% |
Используемые методы диагностики (беседы, наблюдения, анкетирование,
интервьюирования и т.д.) показали, что число курящих детей в школе небольшое, повышается количество детей, занимающихся в спортивных секциях и в кружках. По мнению опрошенных, подростки начинают курить ради интереса, из-за друзей, чтобы снять стресс, успокоиться, выглядеть взрослее, казаться крутым, деловым, от нечего делать, подражают взрослым, от плохого воспитания родителей. У большинства опрошенных дома курит отец или отчим, у менее половины – не курит никто. Почти все опрошенные знают, какой вред наносит употребление табачных изделий. А в качестве
борьбы с табакокурением предлагают уничтожить сигареты, перестать продавать сигареты, наказывать за употребление табачных изделий, не дружить с курящими, закрыть табачные фабрики и заводы, дать больше информации о вреде курения и последствиях.
Практическая направленность проекта.
Практическая направленность проекта проявляется, в первую очередь, в поведении детей и в их внешнем облике. Затем – в выборе жизненного пути. Разумеется, результативность проектов подобного рода сложно отследить, но работа такого характера нужна. Не следует отчаиваться при слабых результатах, а следует неуклонно работать по дальнейшей пропаганде здорового образа жизни.
Быть здоровым – это ведущее стремление человека. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей деятельности, стремится к самосовершенствованию.
Целостность, гармония человеческой личности всегда высоко ценятся в обществе.
Здоровый человек – здоровое общество. На примере данного проекта мы показали, что все зависит от человека, от его образа и стиля жизни. Мы хотели сформировать в каждом позитивный образ жизни, чтобы каждый пришел к мысли: «Здоровым быть модно!»
Ожидаемые результаты.
Современный подросток - это здоровый человек:
- физически развитый;
- не имеющий вредных привычек;
- владеющий приемами и способами оздоровления своего организма;
- имеющий устойчивую потребность вести здоровый образ жизни;
- отрицательно относящийся к курению, алкоголю, наркотикам.
Приложение
Комплексный план работы по предупреждению правонарушений и преступлений, профилактике табакокурения и алкоголизма, наркомании среди учащихся
Содержание работы | Ответственные |
Январь 2016 | |
Планирование работы волонтерской команды на зимние каникулы | Актив республики «ЮВЕНТА» |
Встреча учащихся 9-11 классов с инспектором по делам несовершеннолетних на тему «административные правонарушения и закон» | Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители, инспектор ПДН |
Февраль | |
Дискуссия учащихся 8-9-х классов «Влияние вредных привычек на физическую и умственную работоспособность» | Волонтерская команда |
Классный час «Жизненные ценности современной молодёжи» для учащихся 9-11 классов | Классные руководители ,представители волонтерской команды |
Встреча учащихся 6-7-х классов с инспектором ПДН на тему «Цена вредных привычек» | Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители, инспектор ПДН |
Занятия для учащихся «Мы выбираем здоровый образ жизни» | Заведующая библиотекой, волонтерская команда |
Март | |
Встреча учащихся 5-6-х классов с инспектором ПДН на тему «Закон и ответственность» | Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители, инспектор ПДН |
Библиотечный урок в 1-х классах «Мы за здоровый образ жизни» | Заведующая библиотекой, волонтеры |
Урок здоровья для девушек 9-10-х классов | Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители, медицинская сестра |
Конкурс антирекламы вредных привычек для учащихся 2-5 классов | Волонтерская команда |
Планирование воспитательной работы на весенние каникулы | Актив республики «ЮВЕНТА» |
Апрель | |
Круглый стол «Если крепок и здоров, к делам серьёзным ты готов» для учащихся 3-4-х классов | Волонтерская команда |
Встреча учащихся 6-8 классов с инспектором ПДН на тему «Права и обязанности школьников» | Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители, инспектор ПДН |
Беседа с учащимися 1-2-х классов на тему «Домашний доктор» | Волонтеры, медицинский работник |
Май | |
Праздник разновозрастных отрядов. | Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, волонтерская команда |
Планирование летнего отдыха детей | Заместитель директора по воспитательной работе |
Сентябрь | |
Уточнение социального паспорта школы | Социальный педагог,волонтеры |
Занятие для учащихся 1-х классов на тему «Школьникам о правилах дорожного движения». | Инспектор по ПДД Социальный педагог |
Вовлечение подростков в кружки и секции | Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, волонтерская команда. |
Октябрь | |
Общешкольное родительское собрание на тему «О состоянии преступности и правонарушений среди несовершеннолетних». | Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители. Выступление агитбригады. |
Встреча учащихся 9-х классов с инспектором ПДН на тему «Отношение подростков к пагубным привычкам». | Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, социальный педагог. |
Анкетирование учащихся 8-х классов на тему «Причины употребления наркотиков несовершеннолетних». | Психолог ,волонтерская команда. |
Ноябрь | |
Участие в акции «Молодежь за здоровый образ жизни». | Защита проекта волонтерской команды |
Участие в акции «Школа против наркотиков и СПИДа». | Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, социальный педагог. |
Декабрь | |
Библиотечный час для учащихся 3-4 классов на тему «Губительная сигарета». | Заведующая библиотекой, классные руководители,волонтеры |
Круглый стол для учащихся 8-11 классов «Наркотики – это свобода или зависимость, полет или падение?» | Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, социальный педагог, волонтеры |
Классный час для учащихся 6-7 классов «Здоровый образ жизни – залог здоровья». | Волонтерская команда |
Проект «Протяни руку помощи» | Волонтерская команда |
Примеры отдельных занятий.
ПРЕОДОЛЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ СВЕРСТНИКОВ.
Тема: «Выработка навыков поведения по преодолению группового давления».
Цель занятия: в ходе специально организованной ролевой игры
продемонстрировать необходимость выработки специальных навыков, которые
могли бы помочь им уберечься от нежелательных форм поведения
Ведущий предлагает ученикам ответить на вопрос, почему подростки начинают курить. Перечисляются различные мнения: из любопытства, потому что это модно, из подражания взрослым, за компанию. Ведущий предлагает подробнее обсудить этот вариант.
Известно, что даже те ребята, которые хорошо знают о вреде курения и не хотят начинать курить, все – таки закуривают вместе со своими друзьями.
Ведущий задает следующий вопрос: «Кому труднее всего отказать, если будет
предложение закурить: взрослому, компании курящих сверстников или близкому другу?
Обсуждаются все высказанные варианты. После обсуждения ведущий предлагает проиграть в классе ситуацию, при которой один ученик предлагает закурить, а другой отказывается. Ведущий объясняет классу, что суть этой игры заключается в отработке очень важного психологического навыка. Он может пригодиться не только в конкретном случае, когда вас принуждают курить, но и в любой жизненной ситуации, если вам предлагают сделать то, чего вы не хотите (пойти в незнакомое место, съесть то, что вы не любите, и т.д.). Ведущий предлагает посмотреть, кто лучше всех умеет уговаривать, а кто умеет отказываться так, чтобы не поссориться.
Ведущий предлагает двум ученикам выйти к доске и разыграть сценку, в которой один человек предлагает другому закурить. Весь класс должен внимательно следить за диалогом и потом высказать суждение о том, кто был убедительнее, кто победил в споре и похоже ли это на реальную ситуацию.
Приводим пример такого диалога, обозначив участников как А и Б.
А – Давай закурим!
Б – Мне нельзя.
А – Почему?
Б – Меня родители увидят.
А – А мы отойдем за угол.
Б – Мне нельзя, я недавно болел, курить мне вредно.
А – Ну, ты же не умрешь от одной сигареты.
Б – А я наши сигареты не курю.
А – У меня иностранные.
Б – А я от спичек не прикуриваю.
А – А у меня зажигалка.
Б – Меня родители увидят.
А – Мы пойдем в подвал.
Б – в замешательстве и не знает, что ответить.
Класс считает, что победил А.
Комментарий ведущего занятие.
По – моему, ни разу не был использован очень существенный аргумент: «Я не хочу».
Ведь если ваш друг, которого вы боитесь обидеть отказом, не учитывает такой аргумент, значит, он рискует обидеть вас – ведь он не уважает ваших желаний. Далее, аргументы Б сумбурны и случайны. Когда человек обосновывает свой отказ таким образом, возникает впечатление, что он вот – вот согласится. Если вы действительно решили отказаться, выберите самый весомый с вашей точки зрения аргумент и настаивайте на нем.
Пример другого диалога. Назовем участников В и Г.
В – У меня есть сигареты, давай покурим.
Г – Ой, что ты, я не могу!
В – А почему?
Г – От меня будет пахнуть табаком.
В – Ну и что?
Г – Родители узнают.
В – А ты к ним не подходи.
Г – Моя собака учует. Она не выносит запах табака. Я приду домой, она меня обнюхает и убежит, а родители спросят, почему это собака от меня убежала? «Ты что, курила?»
В – А ты надушись.
Г – Тогда родители учуят.
В не знает, что еще предложить. По мнению класса, победила Г.
Комментарий ведущего занятие. Диалог прекратился. Считается, что эта ситуация вполне типична. При таком жестком прессинге, когда подросток поставлен перед выбором курить или лишиться расположения
группы, возможен уклончивый ответ типа « я уже бросил», «что-то сейчас не хочется».Такая ситуация затруднительна и связана с высоким риском начала курения.
В то же время подростки должны осознать: чем ниже их статус в группе, тем жестче давление членов группы. Можно предложить подросткам ответить на вопрос, какой человек на предложение «На, кури» может ответить «Отстань» или «Кури сам, если хочешь». Безусловно, этот человек, обществом которого группа дорожит. Поэтому ребята должны знать, что грубое давление вовсе не признак заботы и внимания со стороны группы, а проявление неуважения к личности
Курить или жить?
Цель:
1. Воспитание у учащихся ответственности за свое здоровье, устойчивого
негативного отношения к курению.
2. Расширение знаний о вреде курения.
Форма: Беседа с элементами тренинга.
Эпиграф классного часа:
Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации.
Оноре де Бальзак
Подготовительный этап. Классному часу может предшествовать конкурс рисунков, плакатов о вреде курения.
Оборудование. Плакаты с антиникотиновым содержанием, фрагмент вида фильтров, слайды о вреде курения.
Информация к классному часу.
Из истории приобщения европейцев к курению.
Табак родом из Америки. Первыми европейцами, попробовавшими его в 1492 г., были матросы знаменитой флотилии адмирала Христофора Колумба.
В числе подарков жители острова Гуанахани, который Колумб назвал Сан-Сальвадор, поднесли сушеные листья растения «петум». Сами они курили эти подсушенные на солнце листья, св.рнутые в трубочки. Жители Кубы, куда Колумб высадился 27 октября 1492 года, называли траву для курения «сигаро». И хотя в представлении набожных испанцев пускать дым из ноздрей, как это делали островитяне, могли лишь черти, многие матросы, да и сам адмирал втянулись в это занятие.
В Англии, в эпоху Елизаветы Первой, курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с вер.вкой на шее.
В России, во времена царствования Михаила Ф.доровича Романова, уличенных в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй – обрезанием носа или ушей. После сильнейшего пожара в Москве в 1634 году, причиной которого, как стало известно, было курение, оно было запрещено под страхом смертной казни.
Торговля табаком и курение были разрешены в России в царствование Петра Первого, который стал сам заядлым курильщиком после посещения Голландии.
Ход классного часа
Вступительное слово учителя
Для создания эмоциональной, убедительной атмосферы разговора об опасности курения для здоровья человека, особенно для растущего организма, классный руководитель обращается к фактам, которые оформлены на листе ватмана:
из каждых 100 человек, умерших от хронических заболеваний л.гких, 75 курили;
из каждых 100 человек, умерших от ишемической болезни сердца, 25 курили;
из каждых 100 человек, начинавших курить, заядлыми курильщиками становятся 80;
каждый 7-й длительно курящий человек страдает эндартериитом – тяж.лым
заболеванием кровеносных сосудов;
если человек начал курить в 15 лет, продолжительность его жизни уменьшается
более чем на 8 лет;
выкуривая 20 сигарет в день, человек дышит воздухом, загрязн.нность которого в 580-1100 раз превышает санитарные нормы;
4000 химических веществ, содержащихся в табачном дыме, наносят непоправимый вред здоровью не только курящих, но и тех, кто находится рядом с ними.
Пассивное курение ещё опаснее.
Далее классный руководитель организует обмен мнениями учащихся о пагубном влиянии курения на организм человека.
Вместе с тем не следует ожидать, что все учащиеся будут единодушны в осуждении курения. Выявившиеся разногласия станут хорошей основой для дискуссии.
Опыт «Курящая кукла»
опыта:
* резиновая кукла среднего размера;
* резиновая груша;
* стеклянная трубочка;
* кусок ваты;
* сигарета с фильтром;
* спички.
Поместите кусочек ваты в стеклянную трубочку. С одной стороны трубочки укрепите резиновую грушу, с другой – тлеющую сигарету. С помощью груши продуйте воздух («выкурите сигарету»). Не спешите с окончанием опыта, так как эффект может быть не столь наглядным. «Выкурив» таким образом одну сигарету, обратите внимание детей, что вата изменила цвет, концы трубочки стали коричневыми. Извлеките вату из трубочки, разверните и покажите е. изменившийся цвет. Акцентируйте внимание детей, что осевшие на вате («легких» куклы) вещества – те самые токсины и яды, которые оседают в л.гких человека, приводя к тяжелейшим последствиям.
Пройдите по рядам и дайте каждому понюхать вату (это способствует усилению
воздействия на учащихся).
Следующий вопрос, который классный руководитель должен обсудить с учащимися, касается причин распространения курения среди подростков.
Чтение и обсуждение отрывка из книги М. Твена «Приключение Тома Сойера». В «Приключениях Тома Сойера» Марк Твен очень выразительно описал ощущения ребят от первой затяжки и неприятные последствия курения:
«После вкусного обеда, состоящего из рыбы и яичницы, Том сказал, что теперь ему хочется научиться курить. Джо ухватился за эту мысль и объявил, что он тоже не прочь. Гек сделал трубки и набил их табаком. Они растянулись на земле, опираясь на локти, и начали очень осторожно, с опаской втягивать в себя дым. Дым был неприятен на вкус, и их немного тошнило, но вс. же Том заявил:
- Да это совсем легко! Знай я это раньше, я уж давно научился бы.
- И я тоже, - подхватил Джо. – Пл.вое дело!..
Разговор продолжался, но вскоре он начал чуть-чуть увядать, прерываться. Паузы стали длиннее. Пираты спл.вывали вс. чаще и чаще… Несмотря на все усилия, им заливало горло, и каждый раз после этого начинало ужасно тошнить. Оба сильно побледнели, и вид у них был очень жалкий».
Классный руководитель объяснит детям, что произошло в детском организме, если он настолько бурно прореагировал на табак.
Попросите детей подумать над вопросом: «Почему подростки начинают курить?»
Возможные ответы учащихся:
из любопытства;
за компанию;
стремление показать себя «крутым» и взрослым;
слабая воля;
нечем занять досуг;
непонимание опасности курения;
«покурю и смогу бросить»;
не занимаюсь спортом;
влияние рекламы, кино, телевидения;
наличие карманных денег и т.д.
Парный тренинг «Убеди друга»
Одному из участников, знающему, что друг начал курить, необходимо убедить его бросить это опасное занятие, пока он не стал заядлым курильщиком.
Затем еще 2 – 3 пары учащихся участвуют в тренинге.
В заключение классного часа предлагается учащимся сформулировать главные
выводы изученной темы в виде памятки «Мои аргументы против курения».
Мои аргументы против курения
1. Курение разрушает организм.
2. Курение приводит к неизлечимым болезням.
3. Курение снижает физическую активность.
4. Курение портит цвет кожи.
5. Никотин забирает свободу, человек становится его рабом
Я выбираю жизнь!
Анкета «ЗОЖ»
предназначена для оценки уровня отношения учащихся к проблемам здоровья и здорового
образа жизни.
Дорогой друг!
Просим принять участие в изучении отношения молодежи к своему здоровью.
Внимательно прочтите вопросы и возможные варианты ответов. Выберете наиболее
подходящий ответ и обведите его номер кружком.
Очень важно отвечать искренне и работать самостоятельно.
Свою фамилию указывать не надо. Анонимность гарантируется.
Пожалуйста, укажите
1. Ваш пол
1. Мужской
2. Женский
Ваш возраст ___________(укажите полное число лет)
2. Как вы оцениваете состояние своего здоровья?
1. Хорошее
2. Удовлетворительное
3. Плохое
4. Затрудняюсь ответить
3. Какие из ценностей, приведенных ниже, для Вас наиболее важны?
Оцените их, проставив баллы от 8 (самое важное) до 1 (наименее важное)
1. Материальное благополучие
2. Качественное образование
3. Хорошее здоровье
4. Привлекательная внешность
5. Любимая работа
6. Возможность общаться с интересными людьми
7. Благополучная семья
8. Свобода и независимость
4. Какие условия для сохранения здоровья Вы считаете наиболее важными? Из
приведенного перечня условий выберете и отметьте четыре наиболее важных
для Вас.
1. Хорошая наследственность
2. Хорошие экологические условия
3. Выполнение правил здорового образа жизни.
4. Возможность консультации и лечения у хорошего врача
5. Знания о том, как заботиться о своем здоровье
6. Отсутствие физических и умственных перегрузок
7. Регулярные занятия сортом
8. Достаточные материальные средства для хорошего питания, занятий
спортом и т.д.
5. Как Вы относитесь к информации о том, как заботиться о здоровье?
1. Это всегда интересная и полезная информация
2. Иногда это всегда интересная и полезная информация
3. Не очень интересная и полезная информация
4. Эта информация меня не интересует
6. Достаточно ли Вы заботитесь о своем здоровье?
1. Вполне достаточно
2. Не вполне достаточно
7. Откуда Вы узнаете о том, как заботиться о здоровье?
1.Вредно
2. Трудно сказать
3. Совсем не вредно
9. Вы курите?
1. Да, регулярно
2. Нет
3. Иногда, по настроению или «за компанию»
4. Только пробовал (-а)
10. Сколько сигарет Вы обычно выкуриваете в день?
_____________ сигарет в день.
11. Как часто Вы употребляете спиртные напитки?
1. Никогда
2. Пару раз в год
3. Один или два раза в месяц
4. Каждую неделю
5. Почти каждый день
12. Пробовали ли Вы когда-нибудь спиртные напитки?
1. Да
2. Нет
13. В каком возрасте, по вашему мнению, следует говорить о вреде алкоголя,
курения, наркотиках и болезнях, передаваемых половым путем?
______________________________________(укажите возраст и класс)
14. Какие темы о здоровье больше всего интересуют Вас? (Вы можете выбрать больше, чем одну тему)
1. Курение
2. Снижение и набор веса
3. Алкоголь
4. Половое воспитание
5. Нарушение питания
6. Влияние наркотиков
7. Инфекции, передаваемые половым путем
8. Физические упражнения и спорт
9. Управления эмоциями
10. Межличностные отношени
Тема: НАРКОТИКИ, АЛКОГОЛЬ И СИГАРЕТЫ,
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
Эта тема может быть продолжением предыдущей.
Предварительная работа.
1) Дайте ученикам заполнить анкету «Что вам известно о курении, употреблении
алкоголя и наркотиков?». Обсудите ее.
Вопросы для обсуждения:
– Считаете ли вы, что использование наркотиков или алкоголя связано с
отрицательным давлением среды? Почему да? Почему нет?
– Как вы думаете, почему многие люди начинают курить, употреблять наркотики и
алкоголь?
– Как вы думаете, стали бы люди меньше курить, если бы они четко представляли себе
все пагубные последствия курения?
– Как вы думаете, почему подростки курят, пьют, употребляют наркотики?
2) Всем классом перейдите к теме «Опасность употребления наркотиков». Попросите
учеников развить эту тему дальше. Составьте список других опасностей употребления
наркотиков.
3) Обсудите всем классом ситуацию: «Искушение любопытством: наркотики и
алкоголь».
– Как вы думаете, атмосфера вечеринок («тусовок») влияет на увлечение вредными
привычками?
– Как вы думаете, существуют ли реальные способы уй ти от давления среды?
Игра, направленная на формирование
навыков ответственного поведения
«Обсуждение историй»
Цель: определить, какими стратегиями выхода из сложных ситуаций владеют
участники группы; найти наиболее эффективные.
Материалы: листы бумаги, ручки на каждого участника.
Предложите участникам написать мини-сочинение (примерно из 5–7 предложений) на
одну из тем:
«Что будет, если меня попросят пронести наркотик»;
«Что будет, если мне будет очень плохо»;
«Что будет, если я буду очень одинок»;
«Что будет, если я серьезно заболею»;
«Что будет, если класс отвернется от меня»;
«Что будет, если я не смогу отказаться от наркотика».
Вся группа пишет сочинение на одну тему. Это даст возможность более подробно
обсудить каждое сочинение.
О б с у ж д е н и е.
Чем заканчивались истории? Какие выходы были предложены? Сколько было
позитивных, сколько негативных окончаний историй (в %)? Есть ли наиболее
эффективный выход из ситуации? Какой? Какие возможные стратегии могут быть
наиболее эффективными?
ПРИЛОЖЕНИЯ
АНКЕТА
Прочтите, пожалуйста, эти утверждения и укажите, согласны вы с ними или нет.
Алкоголь
1. Здоровый человек может выпить три кружки пива за один час без последующей
потери самоконтроля или замедления реакции. (Нет.)
2. Употребление алкоголя в смеси с определенными наркотиками может привести к
смертельному исходу. (Да.)
3. Крепкие напитки (виски, ром, джин, водка и т. д.) являются более вредными для
организма, чем другие алкогольные напитки (вино, пиво и т. д.). (Нет.)
4. Алкоголь – это яд. (Да.)
5. По меньшей мере половина дорожных происшествий являются результатом
вождения в нетрезвом виде. (Да.)
6. Алкоголь препятствует быстрой реакции. (Да.)
7. Алкоголь отравляет печень и может вызвать омертвение тканей (после чего они не
восстанавливаются). (Да.)
8. Беременные женщины не должны пить, поскольку исследования показали, что
алкоголь способен повредить еще не родившемуся ребенку и иногда даже может вызвать
у него умственную отсталость. (Да.)
9. Большинство алкоголиков – деградировавшие люди с низким уровнем образования.
(Нет.)
10. Алкоголь искажает ощущения и иногда приводит к тому, что выпившему человеку
становится жарко при опасно холодной погоде. (Нет.)
11. Подросток может стать алкоголиком от пива. (Да.)
12. Многие алкоголики начинают пить до 20-летнего возраста. (Да.)
Сигареты
1. 25 % всех смертей от рака обусловлены курением табака. (Да.)
2. Выкуривание хотя бы 1–4 сигарет в день удваивает риск заболеваний сердца. (Да.)
3. Вызываемый курением рак легких является одной из основных причин смертности
среди мужчин. (Да.)
4. Вещества, содержащиеся в сигарете, не являются полезными, но и не содержат яды.
(Нет.)
5. Большинство курильщиков начинают курить в юношеские годы. (Да.)
6. Пассивное курение (вдыхание дыма некурящими в присутствии курящих) не опасно.
(Нет.)
7. Одна треть мест в больницах занята людьми, чьи болезни вызваны курением табака.
(Да.)
8. 50 % смертей от заболеваний сердца среди женщин являются результатом курения.
(Да.)
9. Одна сигарета в день не опасна для здорового человека. (Нет.)
10. Среди женщин смертность от вызываемого курением рака легких превышает
смертность от рака груди. (Да.)
Наркотики
1. Большинство наркотиков не представляют собой серьезной угрозы здоровью, если
принимаются в умеренных количествах. (Нет.)
2. Наркоманы иногда совершают жестокие криминальные преступления, о которых
впоследствии не помнят. (Да.)
3. Марихуана вызывает у человека потерю интереса к той деятельности, которая
раньше была интересна. (Да.)
4. Даже одноразовое применение кокаина может вызвать смерть. (Да.)
5. В каждой дозе марихуаны содержатся неизвестные ядовитые вещества. (Да.)
6. Каждый раз, когда человек находится в состоянии наркотического опьянения,
происходит разрушение клеток мозга, которые затем не восстанавливаются. (Да.)
7. После принятия определенных наркотиков принявший их нуждается в еще большем
их количестве для получения того же эффекта. (Да.)
8. От инфицированной иглы невозможно заразиться СПИДом. (Нет.)
9. Алкоголь – это наркотик, стимулирующий центральную нервную систему,
позволяющий ощутить свободу и прилив энергии. (Нет.)
10. Наркотические лекарства, которые выписывают врачи, могут быть опасны и
вызывать серьезные осложнения здоровья, если их принимать долго и в неправильных
дозах. (Да.)
Опасности, связанные с употреблением наркотиков
Передозировка ведет к потере сознания и даже к смерти.
Аварии в состоянии наркотического (или алкогольного) опьянения происходят
чаще.
Привыкание, физическая и психическая зависимость.
Растерянность, галлюцинации.
Повышенные эмоции и нерациональное поведение.
Провалы памяти.
Головокружение и тошнота после принятия.
Мгновенная смерть (чистый кокаин).
СПИД и другие заболевания в результате пользования зараженной иглой.
Потеря стремлений, лень (от марихуаны).
Врожденные дефекты у детей.
«Рецидивы» (внезапная тяга к наркотикам в любое время после прекращения их
принятия, характерная для ЛСД или «Ангельской пыли»).
Эмоциональные и физические нарушения.
Другие серьезные нарушения здоровья.
Классификация и действие
некоторых широко применяемых лекарств
Стимуляторы (имеют возбуждающее действие, вызывают говорливость, суетливость,
сверхвозбудимость).
Психические и соматические последствия чрезмерного употребления:
бессонница;
потеря аппетита;
сухость во рту;
рвота;
расстройство желудка;
тошнота;
потеря реакции;
ухудшение зрения;
агрессивность;
галлюцинации, непонимание обстановки.
Депрессанты (используются для вызывания сна у больных).
Психические и соматические последствия чрезмерного употребления:
неспособность к адекватному восприятию обстановки и четкому мышлению;
потеря координации;
замедленная речь;
неадекватность рассуждений;
дрожание конечностей;
непроизвольное движение глаз;
агрессивность;
передозировка барбитуратов (даже случайная) может привести к смертельному
исходу (вероятность этого гораздо выше, чем при применении других лекарств).
Галлюциногены (лекарства, вызывающие изменения в ощущениях, мышлении,
реакции на окружающее и чувствах).
Психические и соматические последствия чрезмерного употребления:
неадекватность психических переживаний;
может вызвать психическое заболевание;
может развиться нарушение хромосом;
психический срыв может наступить через несколько недель после последнего
приема лекарств;
нарушение восприятия времени и пространства;
появление галлюцинаций и видений.
Марихуана (обычно свертывается в сигареты. При курении вначале вызывает
возбуждение. Однако длительное употребление вызывает вялость и потерю сознания).
Психические и соматические последствия чрезмерного употребления:
зрачки глаз расширены, а сами глаза наливаются кровью;
потеря восприятия времени и пространства;
судорожное подергивание мускулов;
учащенный пульс и сердцебиение;
заметное головокружение;
ненормальное поведение;
потеря реакции;
потеря осмысления обстановки;
психическая зависимость при длительном употреблении.
Наркотики-лекарства, в состав которых входит героин (болеутоляющие и имеющие снотворное действие).
Психические и соматические последствия чрезмерного употребления:
героин воздействует на головной, спинной мозг, дыхательные органы;
первоначальная реакция – чувство покоя и блаженства. Это чувство быстро проходит, требуется большее количество лекарства при следующем приеме;
сразу после инъекции героина наступает сонливость;
суживаются зрачки глаз.
Предупреждающие симптомы при употреблении наркотиков:
1. Покраснение век и носа. Зрачки увеличиваются или уменьшаются в зависимости от типа лекарства.
2. Нарушение адекватности поведения. Поведение – замедленное, неровное,
отрешенное, или, напротив, истеричное, конвульсивное.
3. Нарушение аппетита, иногда – потеря веса.
4. Изменение психики: невнимательность, раздражительность, чувство подавленности, агрессивность, подозрительность.
5. Нарушение пищеварительной системы. Появление головных болей, раздвоение изображения. Изменение цвета кожи и осанки корпуса.
6. При внутривенном использовании появляются отметки от игл (особенно на руках).
7. Моральная деградация, замена прежних идей и ценностей.
Обсудить результаты анкетирования.
Дискуссия (сформулировать правила поведения для противостояния негативным влияниям окружающей действительности).
Маршрутная карта волонтерского проекта
«Здоровая Россия»
Наш девиз: « Мы разные, но МЫ за ЗОЖ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы социального педагога на 2016-2017 учебный год. Подробный.
Подробное помесячное планирование....
План работы социального педагога на 2016-2017 учебный год. Подробный.
Подробный план для соц.педагога (помесячный)...
План взаимодействия с социальными партнерами 2015-2016 гг.
План взаимодействия с социальными партнерами 2015-2016 гг....
План работы социального педагога на 2016-2017 учебный год
Эта программа поможет в осуществлении мероприятий по социальной защите детей, организации профилактической, социально-значимой деятельности несовершеннолетних в образовательном учреждении...
График работы социального педагога на 2016-2017 учебный год
График работы социального педагога...
Отчет о работе социального педагога за 2016 - 2017 учебный год
Отчет-информация о работе социального педагога МОУ - СОШ № 3 г. Аткарска Саратовской области имени Героя Советского Союза Антонова Владимира Семеновича за 2016 – 2017 учебный год...