Классный час к 9 мая в 8 классе
классный час (8 класс) на тему

Кудинова Галина Николаевна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx30.63 КБ

Предварительный просмотр:

                  КЛАССНЫЙ ЧАС

 

  «Кто на войне не бывал, тот Богу не маливался»

 

                                                 

 

 

Цель:

-формирование личности гражданина-патриота России на отдельных примерах героизма нашего народа  в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

 

Задачи:

-скоординировать усилия церкви и светских образовательных учреждений по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодежи;

-воспитывать любовь к Родине-России, чувство гордости за страну и русский народ;

-ориентировать развивающегося ребенка на вечные общечеловеческие ценности, переводя их в личные ценности каждого воспитанника с учетом национальной культуры, народных традиций и потребностей современного общества.

 

Оборудование:

- мультимедийная установка;

- диск с записью песни «Моя Москва»;

- иллюстративный материал: виды современной Москвы,  фронтовая фотогазета «Смерть фашистским оккупантам» №77 за  октябрь 1943 года главного политического управления Красной Армии; слайды с изображением видов села Тербуны: памятник погибшим воинам, храмов Тербунского района, портрет учителя – ветерана М.М. Митрофанова, его фронтовые фотографии;

- выставка журналов из серии «Божий Мир» ( лики Спасителя, Богородицы, святого Иоанна Воина, Святого Георгия Победоносца);

-фильм «Битва за Москву».

 

 

 Рефлексия:

 

1.                 Как отозвалось в вашем сердце услышанное и увиденное …

2.                 Знали ли вы ранее об участии Церкви в приближении Великой Победы…

3.                 Что вы об этом думаете теперь…

     4.  Интересным для меня было…

 

 

 

Учитель.   Ребята, наш классный час посвящен дню воинской славы

 Когда мы произносим слово Родина, то в первую очередь представляем столицу нашей родины - город-герой Москву.

  

 

   Глядя на это великолепие, трудно представить себе столицу военных лет, суровую, пострадавшую от бомбежек вражеской авиации.

 

1-й ведущий:

   30 сентября, когда до Москвы оставалось 300 км, немцы начали операцию «Тайфун». За 14 дней они окружили под Вязьмой и Брянском войска Западного фронта. Брешь на фронте шириной в 500 км закрыть было нечем, и фашистские танки устремились к Москве.  

 

2-й ведущий:

  Вступая с боями в русские селения, оккупанты жестоко расправлялись с мирным населением.

Перед вами памятка немецкому солдату.

 (памятка демонстрируется на экране)

 

   «У тебя нет сердца и нет нервов, на войне они не нужны. Истреби в себе жалость и сострадание. Убивай всякого русского и советского. Не останавливайся, когда перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик – убивай!».

1-й ведущий:

  Активными помощниками  Красной Армии были партизаны и подпольщики.

Среди них была и партизанка Зоя Космодемьянская.

 

(демонстрация  фронтовой газеты за 1943-й год о подвиге партизанки Зои- экспоната школьного историко-краеведческого музея)

 

1-й чтец: .(читает материал газеты).

   «Снимем шапки, товарищи! Зои Космодемьянской нет среди нас. Она погибла 29 ноября 1941 года, грудью своей, защищая Москву.

Она напала на немцев, расположившихся на отдых в прифронтовой деревне и сожгла несколько занятых ими домов и конюшню. Через день она снова пришла туда с  оставшимися у нее в сумке двумя бутылками бензина.

Её схватили и мучили с вечера до утра. Она ничего не сказала. Её били и водили босиком по снегу, прижигали лицо спичками и рвали кожу пилой. Но она ничего не сказала!

В полдень ее повесили. Один немецкий палач накинул ей петлю на шею, другой выбил опору из- под ног, третий суетился вокруг с фотографическим аппаратом.

    Палач номер три недавно убит под Смоленском.

    Перед вами снимки, которые сделал этот немецкий палач в день убийства партизанки Зои Космодемьянской. Мы навсегда запомним эти пять фотографий, найденных в его сумке.

Вот виселица, приготовленная немцами. Вот Зою ведут к месту казни. На её лице великое спокойствие и великое презрение к своим врагам и мучителям. Она была совсем одна среди немецких людоедов.Если бы она знала, что в этот день конница Белова разбила Гудериана под Каширой   и  что уже началось освобождение родной земли от оккупантов!

До Зои не донесся  свист казацких сабель за Окой, - она слышала лишь, как свистит ветер в опущенной с перекладины петле. Она не видела занявшихся огней победы, но продолжала бороться.

Она остановилась и обернулась к толпе зверей в зеленых шинелях. Гордый гений России, непокоренный и гневный, светился в её чертах. «Всех не перевешаете, нас много!»- крикнула она. И некоторые дрогнули и отшатнулись под её взглядом

Когда удавка охватила горло, она сказала всем советским людям - тем, что стояли поодаль эшафота, и вам, читающим сейчас эти строки : «Прощайте, товарищи! Боритесь за Родину!»

Так она умерла. А ей бы еще жить да жить, красавице, героине!

…Прошло два года. Миллионы немецких трупов за это время унавозили нашу землю. Друг, брат! Мсти еще! Ты много сделал, но этого еще мало Мы не можем жить спокойно, пока еще ходят по земле гитлеровские убийцы.

Ты слышишь - стучат топоры. Немцы строят новые виселицы. Скорее туда, солдаты! Скорее туда, партизаны!

 

  Зоя Космодемьянская – первая женщина – Герой Советского Союза (звание присвоено посмертно).

 2-й ведущий:

   С первых дней войны советские воины совершали чудеса героизма, защищая свою Родину.

    23 июня 1941 года, отражая немецкие атаки, наводчик пушки Александр Серов со своими бойцами поразил 18 немецких танков.

     17 июля Николай Сироткин вызвался в одиночку прикрывать отход своей части. Более двух часов вел он огонь по фашистской колонне, уничтожив 10 танков и бронемашин. В конце дня немецкий обер-лейтенант запишет в своём дневнике: «Вечером мы хоронили неизвестного русского солдата, который в одиночку долго расстреливал из пушки нашу колонну, пока не погиб. Все удивлялись его храбрости».

 

1-й ведущий:

   7 ноября 1941 года  на Красной площади состоялся военный парад. С парада войска уходили на фронт защищать Москву. 5 декабря 1941 года гитлеровцы предприняли последнюю попытку наступления на Москву. А затем советские войска перешли в контрнаступление по всему фронту – от Твери до Ельца.

 

2-й чтец:

  Не обошла война стороной и наш район.

  Тербунская земля!

Волей истории она стала

Одним из последних рубежей

Отступления советских войск,

Затяжных оборонительных боев,

А затем шквального огня

Сокрушительного наступления!

Здесь решалась и в нашу пользу решилась

Судьба Воронежа!

Сталинграда!

Москвы!

 

3-й чтец

 

   Первый раз немецко-фашистские войска ступили на территорию нашего района в декабре 1941 года. Продержались они  тогда всего два- три дня, - не выдержали ударов советских частей и откатились на запад. А через полгода гитлеровцы снова подошли к реке Олым…

Враг приближался.

 

4-й чтец:

…. Пехота, танки, пушки…

Колонна за колонной

Ползли в наш край

Фашистские войска,

Чтоб до зимы

Пробить дорогу к Дону,

Передохнуть,

А там – «Держись, Москва!»

Но план фашистов

Разлетелся в прах!

Застряли гитлеровцы в наших деревнях!

  В январе- начале февраля 1943 года Тербунский район был полностью освобожден от фашистской нечисти.

 

2-й ведущий.

205 дней шли бои на нашей земле!

 

10178 тербунцев бесстрашно сражались на фронтах Великой Отечественной!

 

Из них 5903 жизнями своими заплатили за свободу и независимость Родины!

 

5-й чтец:

 

  Одним из участников Великой Отечественной войны был учитель Тербунской школы Митрофанов Матвей Максимович. Из воспоминаний фронтовика.

(на экране демонстрируется портрет Митрофанова М.М., фронтовые фотографии).

 

 

                                                        Смерть солдата.

   На подступах к Сталинграду у села Песковатка мне впервые пришлось увидеть гибель моего товарища рядового Волокитина.

  Это было во время боя с оборонявшимися войсками противника. Отцепив орудие на огневой позиции от автомобиля, я переехал в естественное укрытие – небольшой пригорок для разгрузки снарядов. Заряжающий Волокитин забрался в кузов  машины и начал подавать ящики со снарядами.

 В этот момент снаряд из танковой пушки противника пробил его через живот. Так оборвалась его жизнь на моих глазах. Это была первая потеря из нашего расчета.

   В этом же бою наводчик Талалин был ранен в обе ноги снарядом. Затем его ранило в голову. Истекая кровью, он продолжал вести прицельный огонь, пока его не подхватили руки товарищей. Рядовой Талалин погиб, уничтожив два танка противника. А бой продолжался и был успешно выигран ценой многих жизней солдат.

 

1-й ведущий:

 

 

  Что  или кто  дал силы советскому народу, чтобы выстоять в этой кровопролитной войне. Вот что думает об этом участник Великой Отечественной войны полковник Сергей  Куличкин.

 

6-й  чтец:

 «Меня нередко спрашивают, а не выло ли чуда в том, что мы не только выстояли под Сталинградом, но и победили. Без сомнения, было, как было это под Москвой, Ленинградом, как будет потом под Курском и Киевом, Варшавой и Берлином. Чудо это – Божья воля Господа нашего Иисуса Христа. Мне также часто возражают, что воевали солдаты, современная техника, оружие. Но кто, спрашивается, дал силу воли и сопротивляемости солдату, кто дал талант инженеру и невероятную работоспособность рабочему, ковавшему оружии победы, кто дал талант полководцу, сумевшему наконец-то находить единственно правильные победные решения? С нами Бог! Вот и весь ответ».

 

2-й ведущий.

  Трудно было солдату на войне.  Перед вами письмо погибшего солдата, которое было найдено у него в нагрудном кармане.

   (текст письма демонстрируется на экране)

Письмо к Богу

 

Послушай Бог… еще ни разу в жизни

С Тобой не говорил я, но сегодня

Мне хочется приветствовать Тебя.

 

Ты знаешь, с детских лет мне говорили,

Что нет Тебя. И я, дурак, поверил.

Твоих я никогда не созерцал творений.

 

И вот сегодня ночью я смотрел

Из кратера, что выбила граната,

На небо звездное, что было надо мной.

 

Я понял вдруг, любуясь мирозданьем,

Каким жестоким может быть обман.

 

Не зная, Боже, дашь ли Ты руку,

Но я Тебе скажу, и Ты меня поймешь:

Не странно ль, что средь ужасающего ада

Мне вдруг открылся свет, и я узнала Тебя?

 

А кроме этого мне нечего сказать,

Вот только, что я рад, что я Тебя узнал.

На полночь мы назначены в атаку,

Но мне не страшно: Ты на нас глядишь…

 

Сигнал. Ну что ж? Я должен отправляться.

Мне было хорошо с Тобой. Еще хочу сказать,

Что, как Ты знаешь, битва будет злая,

И может, ночью же к Тебе я постучусь.

 

И вот, хоть до сих пор Тебе я не был другом,

Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?

Но, кажется, я плачу. Боже мой, Ты видишь,

Со мной случилось то, что нынче я прозрел.

 

Прощай, мой Бог, иду. И вряд ли уж вернусь.

Как странно. Но теперь я смерти не боюсь.

 

 

1-й ведущий.

   Возлюби Господа и возлюби ближнего своего – эти главные евангельские заповеди с древних времен были основой духовности русского народа. В мирное время главным замятием наших дедов был труд. Во время же нашествия врагов пахарь был вынужден брать в руки оружие и становиться солдатом.

 

Учитель.

 

  Сегодня у нас в гостях протоиерей  Сергий (Кондратюк), настоятель Успенского храма с. Солдатское.

 

Выступление настоятеля Успенского храма, протоиерея

 Сергия (Кондратюка):

«Может ли христианин быть солдатом?» - этот вопрос и сегодня встает перед многими призываемыми на военную службу. Ведь даже на справедливой войне солдат вынужден проливать кровь других людей!

Война выявляет не только темные стороны человеческой природы; война может пробуждать и все великое, благородное, дремлющее в народе;

Она приводит к вере, молитве; она вызывает готовность к самопожертвованию, любовь к Отечеству и сострадание.  Ведь грех за человеческие страдания ложится прежде всего на тех, кто развязывает войну, а не на воинов, жертвующих на полях сражений собственной жизнью за чужие ошибки и преступления. Они совершают подвиг в защиту Отечества.

   Страшно было неверующим. Особенно на войне. Но нередко близкое дыхание смерти приводит очерствевшие сердца к Богу, а верующих укрепляет в вере. Для Творца важен личный выбор человека. На войне ты с Богом мертвый, как живой, или без него – живой мертвец.

  Удивительна история Константина Шеврова. Из семьи атеистов он был втайне от родителей крещен своей теткой  Нюрой и священником Павлом. От нее же он запомнил и пару молитв. Пройдя сквозь пекло 1941 и 1942 гг,, он ни разу не был ранен, но о Боге впервые вспомнил осенью 1942 года, войдя в горную речку на Кавказе.

   Четыре штурмовые группы, которым было поручено подорвать немецкий мост, утонули в бешеной реке. Константин был командиром пятой. Входя в ледяную воду, лишь боец Сванидзе перекрестился и сказал что-то по- грузински. Видя это, в бурном потоке ночи и Константин стал взывать к Взбранной Воеводе. Трое бойцов утонули,  а  им двоим чудом удалось добраться до опоры и заминировать ее. Под пулеметным огнем Сванидзе сказал: «С Богом!»- и вернулся в реку. А Константина оставили силы. Он стал молить Господа за родных, просить прощения за неверие и с миром принять его дух. И вдруг ему показалось, что рядом появился отец Павел: «Иди, Константин! Богородица тебя защитит». Костя поджёг фитиль и шагнул в темень ночи.

   Из всей группы спаслись двое: Константин и рядовой Илия Сванидзе.

С первых же дней войны наша Церковь сразу же заняла патриотическую позицию.

Митрополит Сергий (Страгородский) обратился к народу: «Православная Церковь всегда разделяла судьбу народа, вместе с ним переживала как его испытания, так и его успехи. Не оставит она своего народа и теперь».

Он благословил всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Церковью начался сбор средств для фронта. В банке был открыт счет, на который стали поступать деньги. На эти средства была построена эскадрилья имени Александра Невского, танковая колонна имени Дмитрия Донского.

  Личное участие духовенства в войне оказалось значимым: сорок священнослужителей были награждены медалью  «За оборону Москвы» и «За оборону Ленинграда», более 50 – «За доблестный труд» и несколько десятков медалью «Партизану Великой Отечественной войны».

 

7-й чтец.

 Именно сила духа советского народа и благословение Церкви помогли выстоять и победить в Великой Отечественной войне.

 

 Весь под ногами шар земной. Живу. Дышу. Пою.

   Но в памяти всегда со мной погибшие в бою.

   Пусть всех имен не назову, нет кровнее родни!

   Не потому ли я живу, что умерли они.   

 

Учитель.

  В память о погибших давайте зажжем свечи и помолчим, вспомнив о тех, кто сложил головы, защищая нашу Родину.

 

( на слайдах - памятники погибшим воинам сел Тербунского района, вечный огонь у Кремлевской стены).

 

 Со временем всё зарастает былью,

Что связано с минувшею войной,

Уж не приходят вдовы к надмогилью,

Траншеи битвы заросли травой.

Людская память вечно помнит милых

Отцов, мужей, любимых, сыновей,

Забыть она солдат войны не в силах,

Что жизнь отдали Родине своей

 

 

 

http://data2.proshkolu.ru/img/empty.gif

http://data2.proshkolu.ru/img/empty.gif


Литература:

-Голубев А.А. Край родной.(Учебное пособие для учителей истории воловских, долгоруковских и тербунских школ) - Липецк, 1999г.;

 -Энциклопедия «Великая Отечественная война 1941-1945г.г»

-журналы из серии «Божий мир». №2/2004г., №2/2006г.,№5/2002г.;

-журнал «Задонский паломник» №73, 2010г.;

-Б.Проказов «Оружие Победы» (Подросткам о Великой Отечественной войне) По благословению Высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси,- Минск. Белорусский Экзархат. 2005г.

-сайт Интернета - WWW .  edga . ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классное руководство. Бланки для классных руководителей 9 и 11 классов для ГИА.

Бланки  для проведения родительского собрания перед итоговой аттестацией. Согласно Положению  о ГИА и ЕГЭ их необходимо заполнять и родителям, и выпускникам....

Классный час для учащихся 7 классов "Как не допустить конфликт в классном коллективе"

В ходе классного часа анализируются понятия «конфликт», «конфликтная ситуация», выясняются причины конфликтов, предлагаются варианты конструктивного разрешения конфликтов....

Классный час "Что такое классный коллектив". 1–3-й классы

Классный час "Что такое классный коллектив". 1–3-й классы Цели:дать учащимся представление о том, каким должно быть отношение одноклассников друг к другу, как создавать учебный коллектив;формиров...

Конкурс "Самый классный классный" АНАЛИЗ воспитательной работы с классом

Материал содержит анализ воспитательной работы с классом за 4 года...

Конкурс "Самый классный классный" ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Я и мой класс" .

Презентация представлена в виде кадров фильма "Воспитание добротою", отражает воспитательную работу класса   по семи направлениям....

Классный час в 5-8 классах классный час «Подросток и алкоголь»

Сценарий классного часа по теме: «Подросток и алкоголь» по профилактике употребления психоактивных веществ. Направленный на профилактику негативных проявлений в молодежной среде, пропаганд...