духовно-нравственное воспитание
классный час (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7» города Когалыма
Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников
Трикоз Елена Федоровна,
классный руководитель 8-а класса
Когалым, 2016
Три аспекта воспитательного влияния
№ | Название мероприятия | Содержание воспитывающей деятельности | ||
интеллектуально-познавательный аспект | духовно-нравственный аспект | Смыслопоисковый аспект | ||
1. | Внеклассное мероприятие на тему: «Взаимопонимание. На чём оно основано» Цель: развитие умения «входить в положение других людей», усвоение стандартных приемов эстетических форм общения и творческого их использования с учетом обстановки. Возраст участников- 13-15 лет. | Сбор информации по теме: « Понимание. Взаимопонимание» (работа с толковым, этимологическим и др. словарями; подобрать примеры из материалов СМИ о причинах одиночества людей; подобрать с репродукции картин, на которых эмоциональное состояние людей передавалось бы с помощью мимики и жестов, или через их отношение к окружающим предметам. Познакомиться с биографией и творчеством авторов выбранных репродукций.
| В ходе анализа подобранных примеров из СМИ учащиеся рассуждают над вопросом: Что такое « понимание между людьми».Как возникает взаимопонимание ? Переход на межличностные отношения в классе ( беседа с практическими заданиями) - Ощущаете ли вы понимание и поддержку со стороны одноклассников, учителей, родителей? - В чем может быть причина отсутствия взаимопонимания? -Что необходимо для того, чтобы добиться полного взаимопонимания взаимопонимание. Задача учителя в ходе мероприятия подвести ребят к выводу, что без взаимопонимания не может быть ни полноценной любви, ни дружбы, ни творческого сотрудничества, ни просто общения. | Осмысление: -уважительного отношения к окружающим; - самовоспитание (тактичность в общении, как лучше выразить окружающим свое ободрение и благодарность. Как выразить сочувствие и понимание. Способность видеть смысл своих поступков. Обращение к смыслу порядочности (скромность, мера в радости и благополучии) Приобщение к таким смыслам как терпимость и непримиримость. Прививать умение слушать и слышать других. Развитие потребности « человека в человеке» |
«Эстетика поведения и этикет»
Возраст обучающихся: 11-12 лет
Задачи: выявить содержание представлений учащихся о прекрасных сторонах в поведении человека; формировать эстетический вкус в манерах поведения, стремление совершать красивые поступки, руководствуясь нравственными мотивами; бороться с проявлениями грубого, неуважительного отношения к людям.
Предполагаемый результат: осмысление нравственных ценностей в содержании высказывания « Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает»
а) вхождение в контекст жизни обучающегося
Учитель предлагает учащимся вспомнить и описать две ситуации, в которых они одобряли или осуждали поведение людей, а также вспомнить случаи из собственной жизни, когда знание правил поведения было недостаточным, чтобы поступить правильно и хорошо.
В ходе обсуждения используются материалы предварительного собеседования и индивидуальные письменные работы учащихся.
б) организация диалогического взаимодействия
Обсуждение жизненной ситуации « Случай на железнодорожном вокзале»
Учитель читает (рассказывает): « В кассу железнодорожного вокзала стояла огромная очередь. Было тесно и душно. Старушка, прося снисхождения к усталым, больным своим ногам, стала объяснять очереди, что ей тяжело стоять и что, если нет возражающих, она бы взяла билет без очереди. И чуть слышно добавила, что она участница войны, но, к сожалению, в спешке уложила удостоверение на дно большой сумки».
Учитель прерывает чтение. Предлагается вопрос: как вы думаете, какова будет реакция людей?
После обсуждения учитель продолжает « В очереди поднялся недовольный ропот: « Сидела бы ты, Бабуся дома»», «Подумаешь, война – да когда это было, пора и забыть». Голоса были молоды, раздражительно-дерзки. «Есть удостоверение – вынь и покажи»,-крикнул дюжий парень.
….Вдруг из очереди, послышался голос: « Пропустите меня. Я с удостоверением». К окошку кассы двинулся высокий молодой человек. В руке он держал удостоверение. Верхняя пуговица его пиджака расстегнулась, и стоявшие рядом люди увидели Орден « За мужество». « До какой тебе станции, мать? – спросил он женщину. И через минуту протянул ей билет».
Беседа с учащимися по вопросам: как вы оцените поведение людей в очереди? В чем причина такой реакции людей? Чем продиктован поступок молодого парня, предложившего помочь старушке взять билет? Почему он сам не воспользовался своим правом внеочередного получения билета? Как будут вести себя люди в очереди после случившегося?
Проблемный вопрос для ученика: Как бы ты поступил в данной ситуации? Почему? (объяснить свою точку зрения)
После обсуждения читается окончание ситуации» Когда старая женщина ушла, этот молодой человек вернулся на своё место в очереди. Все молчали. Никто в эту минуту не смел посмотреть друг другу в глаза…»
Вопросы для беседы: Какой урок преподнес молодой человек людям? В чем красота его поступка? Почему окружающим вдруг стало стыдно друг перед другом?
в) стимулирование поступка субъекта образовательного процесса
В данном случае идет работа в нескольких направлениях духовно-нравственного воспитания школьников: воспитание нравственных чувств и этического сознания (осмысление ценностей: нравственный выбор, справедливость, милосердие, помощь, мораль, уважение); воспитание патриотизма, гражданственности (осмысление ценностей данного направления через отношения молодого поколения к участнице В.О.В.)
Ученик должен понять, что уважение вызывает тот человек, который, следуя установленным правилам поведения(этикету), не забывает о том, что главным является не только то, что он делает, но и как в какой форме. Один и тот же поступок в одном случае может быть уместным и даже красивым, в другом – грубым и бестактным. Всё зависит от того как человек учёл обстоятельства, настроение, особенности характера людей, с которыми он общается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса
Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...
Проект "Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье"
Актуальность. На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных о...
базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики
Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....
Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования
Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...
Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся
Статья об основных направлениях и результатах работы школьного музейного уголка "История школы в истории города" МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...