духовно-нравственное воспитание
классный час (9 класс) на тему

Трикоз Елена Федоровна

классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7» города Когалыма

 Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников

        

Трикоз Елена Федоровна,

 классный руководитель 8-а класса

Когалым, 2016

Три аспекта воспитательного влияния

Название мероприятия

Содержание воспитывающей деятельности

интеллектуально-познавательный

аспект

духовно-нравственный

аспект

Смыслопоисковый

аспект

1.

Внеклассное мероприятие на тему: «Взаимопонимание. На чём оно основано»

Цель: развитие умения «входить в положение других людей», усвоение стандартных приемов эстетических форм общения и творческого их использования с учетом обстановки.

Возраст участников- 13-15 лет.

Сбор информации по теме: « Понимание. Взаимопонимание» (работа с толковым, этимологическим и др. словарями; подобрать примеры из материалов СМИ о причинах одиночества людей; подобрать с репродукции картин, на которых эмоциональное состояние людей передавалось бы с помощью мимики и жестов, или через их отношение к окружающим предметам. Познакомиться с биографией и творчеством авторов выбранных репродукций.

 

В ходе анализа  подобранных примеров из СМИ учащиеся рассуждают над вопросом: Что такое « понимание между людьми».Как возникает взаимопонимание ?

Переход на межличностные отношения в классе ( беседа с практическими заданиями)

- Ощущаете ли вы понимание и поддержку со стороны одноклассников, учителей, родителей?

- В чем может быть причина отсутствия взаимопонимания?

-Что необходимо для того, чтобы добиться полного взаимопонимания взаимопонимание.

 Задача учителя в ходе мероприятия подвести ребят к выводу, что без взаимопонимания не может быть ни полноценной любви, ни дружбы, ни творческого сотрудничества, ни просто общения.

Осмысление:

-уважительного отношения к окружающим;

- самовоспитание (тактичность в общении, как лучше выразить окружающим свое ободрение и благодарность. Как выразить сочувствие и понимание.

Способность видеть смысл своих поступков.

Обращение к смыслу  порядочности (скромность, мера в радости и благополучии)

Приобщение к таким смыслам как терпимость и непримиримость.

Прививать умение слушать и слышать других.

Развитие потребности « человека в человеке»

«Эстетика поведения и этикет»

Возраст обучающихся: 11-12 лет

Задачи: выявить содержание представлений учащихся о прекрасных сторонах в поведении человека; формировать эстетический вкус в манерах поведения, стремление совершать красивые поступки, руководствуясь нравственными мотивами; бороться с проявлениями грубого, неуважительного отношения к людям.

Предполагаемый результат: осмысление нравственных ценностей в содержании высказывания « Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает»  

а) вхождение в контекст жизни обучающегося

Учитель предлагает учащимся вспомнить и описать две ситуации, в которых они одобряли или осуждали поведение людей, а также вспомнить случаи из собственной жизни, когда знание правил поведения было недостаточным, чтобы поступить правильно и хорошо.

В ходе обсуждения используются материалы предварительного собеседования и индивидуальные письменные работы учащихся.

б) организация диалогического взаимодействия

Обсуждение жизненной ситуации « Случай на железнодорожном вокзале»

Учитель читает (рассказывает): « В кассу железнодорожного вокзала стояла огромная очередь. Было тесно и душно. Старушка, прося снисхождения к усталым, больным своим ногам, стала объяснять очереди, что ей тяжело стоять и что, если нет возражающих, она бы взяла билет без очереди. И чуть слышно добавила, что она участница войны, но, к сожалению, в спешке уложила удостоверение на дно большой сумки».

Учитель прерывает чтение. Предлагается вопрос: как вы думаете, какова будет реакция людей?

После обсуждения учитель продолжает « В очереди поднялся недовольный ропот: « Сидела бы ты, Бабуся дома»», «Подумаешь, война – да когда это было, пора и забыть». Голоса были молоды, раздражительно-дерзки. «Есть удостоверение – вынь и покажи»,-крикнул дюжий парень.

….Вдруг из очереди, послышался голос: « Пропустите меня. Я с удостоверением». К окошку кассы двинулся высокий молодой человек. В руке он держал удостоверение. Верхняя пуговица его пиджака расстегнулась, и стоявшие рядом люди увидели Орден « За мужество». « До какой тебе станции, мать? – спросил он женщину. И через минуту протянул ей билет».

Беседа с учащимися по вопросам: как вы оцените поведение людей в очереди? В чем причина такой реакции людей? Чем продиктован поступок молодого парня, предложившего помочь старушке взять билет? Почему он сам не воспользовался своим правом внеочередного получения билета? Как будут вести себя люди в очереди после случившегося?

Проблемный вопрос для ученика: Как бы ты поступил в данной ситуации? Почему? (объяснить свою точку зрения)

После обсуждения читается окончание ситуации» Когда старая женщина ушла, этот молодой человек вернулся на своё место в очереди. Все молчали. Никто в эту минуту не смел посмотреть друг другу в глаза…»

Вопросы для беседы: Какой урок преподнес молодой человек людям? В чем красота его поступка? Почему окружающим вдруг стало стыдно друг перед другом?

в) стимулирование поступка субъекта образовательного процесса

В данном случае идет работа в нескольких направлениях духовно-нравственного воспитания школьников: воспитание нравственных чувств и этического сознания (осмысление ценностей: нравственный выбор, справедливость, милосердие, помощь, мораль, уважение); воспитание патриотизма, гражданственности (осмысление ценностей данного направления через отношения молодого поколения к  участнице В.О.В.)

Ученик должен понять, что уважение вызывает тот человек, который, следуя установленным правилам поведения(этикету), не забывает о том, что главным является не только то, что он делает, но и как в какой форме. Один и тот же поступок в одном случае может быть уместным и даже красивым, в другом – грубым и бестактным. Всё зависит от того как человек учёл обстоятельства, настроение, особенности характера людей, с которыми он общается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса

Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...

Проект "Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье"

Актуальность. На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных о...

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования

Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...

Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся

Статья об основных направлениях и результатах работы школьного  музейного уголка "История школы в истории города"  МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...