Общение без предрассудков
классный час (6 класс) на тему
Классный час направлен на создание классного коллектива, формированию позитивных отношений между одноклассниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchenie_bez_predrassudkov.docx | 24.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час в 6 классе на тему: «ОБЩЕНИЕ БЕЗ ПРЕДРАССУДКОВ"
Не печалься о том, что люди не знают тебя,
а печалься о том, что ты не знаешь людей.
Конфуций
Цели:
- воспитывать коллективизм;
- провести профилактику проблемы «изгой в классе»;
- наладить позитивно окрашенные отношения между одноклассниками;
- помочь ученикам найти в «белой вороне» привлекательные стороны, увидеть ее другими глазами;
- развивать навык выражения значимых мыслей и чувств;
- воспитывать умение находить решения трудных ситуаций.
Ход занятия:
– Легко ли общаться с людьми?
Учиться жить среди людей и общаться с ними так же нелегко, как и изучать математику или физику или преодолевать какие-то преграды. Приходится осваивать и применять различные формулы поведения, пробираться через дебри непонимания, коварства, обмана.
Человек должен уметь общаться с людьми.
Общаться с людьми, которые ему нравятся? Да, есть определенный «круг общения» у каждого человека – круг людей, с которыми ему приятно и хочется общаться. Но, к сожалению, а может быть, и к счастью, вся жизнь человека, вернее, большая ее часть, складывается из вынужденного общения. Так необходимость общаться со многими людьми создает множество проблем. Почему? В чем состоит сложность? В том, что нет одинаковых людей. Мне очень легко было бы общаться с человеком, внутренне похожим на меня, но…
– Почему люди такие разные?
(ответы уч-ся)
- У них разные темпераменты.
- Они выполняют разные социальные роли.
- У них разный характер.
Учитель:
Все ли школьники одинаково ведут себя на уроках, на переменах, в спортивном зале? Конечно, нет. Есть неусидчивые, вспыльчивые, упрямые забияки, которые делают все очень быстро, громко говорят, могут и подраться…
А есть и другие – стеснительные, молчаливые, спокойные, стремящиеся быть незаметными… - Почему они такие разные?
Учитель:
– Какая черта характера является фундаментом, основой общения?
- Чем каждый человек хочет быть окружен всю жизнь? (доброта)
Ученик 1:
Доброта – качество, обозначающее гуманное отношение ко всему живому, готовность помочь ближнему. Добрый человек понимает, каково другому, умеет посочувствовать другому человеку.
- Каким делает человека доброта? (Обаятельным, красивым, улыбчивым, радостным.)
- Какой человек может быть добрым?
«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». В. Ключевский
Ученик 2:
Терпимость, (толерантность)– это форма поведения. Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что-то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему еще хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет.
Доска: (слайд)
tolerancia (испанский) – Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.
tolerance (французский) – Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам
tolerance (английский) – Готовность быть терпимым, снисходительность.
kuan rong (китайский) – Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
tasamul’ ( арабский) – Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.
Учитель:
- Какие примеры толерантного поведения вы можете привести?
- Какие нормы поведения в классе считают толерантными?
У толерантности, терпимости есть своя обратная сторона. Это конфликты.
Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково.
– Из-за чего разгораются конфликты? (уч-ся)
Невозможность получить то, что хочется или необходимо; различные точки зрения на один и тот же вопрос; наличие третьей стороны. Многие конфликты возникают тогда, когда ребята преследуют свои эгоистические интересы в ущерб интересам класса.
Просмотр фильма «Чучело». (материалы прилагаются)
Фильм "Чучело"(фрагменты): 1 фрагмент, 2 фрагмент, 3 фрагмент
Учитель:
- Какие чувства вы испытали, когда смотрели фильм?
- О чём этот фильм?
- Назовите главных героев фильма. Какой из героев по-вашему мнению похож на вас?
- Каким был класс до поступления в него Лены Бессольцевой?
Заполнение таблицы на доске.
Класс Л. Бессольцевой
- Можно ли взаимоотношения в этом классе назвать нормальными? Почему?
- Назовите проблемы, существующие в этом классе.
- Существуют ли аналогичные проблемы в нашем классе? Какие?
- Давайте рассмотрим характеры лидера и отверженной этого класса.
- Перечислите их положительные и отрицательные качества.
Заполнение таблицы на доске.(слайд)
- Как бы вы прокомментировали эту таблицу?
- Чем отличаются характеры этих двух девочек?
- Почему одна девочка пользуется одобрением класса, а другая – нет?
Работа в группе.
1) Группа 1 – что бы вы посоветовали Лене.
Группа 2 – что бы вы посоветовали Железной Кнопке.
Учитель:
– Почему учащиеся класса пошли за Железной кнопкой? Наверно немаловажную роль сыграло воспитание учащихся. Давайте посмотрим на их отношения с родителями и учителями.
(фрагменты фильма прилагаются)
– Теперь давайте обратимся к качествам остальных ребят класса.
Совместное заполнение таблицы на доске.(слайд)
Учитель:
- Умеют ли ребята действовать самостоятельно?
- В каких случаях они это делают?
- Легко ли они поддаются влиянию других одноклассников? Приведите примеры из фильма.
- Всегда ли они стремятся следовать правилам?
- Это хорошо? Каким правилам нужно следовать?
- Как нужно это делать? Почему?
- Признают ли они свою ответственность за происходящее? (Чаще всего считают виноватыми других.) Докажите на примере конкретных ситуаций из фильма.
- Они умеют ставить себя на место другого?
- Они задумываются о последствиях своего поведения?
- К чему это приводит?
- Кто в результате страдает?
- Умеют ли они дорожить дружбой, оказанным доверием со стороны лидеров класса?
- Можно ли такое доверие назвать настоящей дружбой? Почему?
- А как это называется?
Должна получиться следующая таблица (ответы для учителя):
Человеческие качестваИх наличие: + / -Описание характера
1.Самостоятельность- несамостоятельны
2.Ответственность-безответственны
3.Умение думать не только о себе- эгоисты
4. Доброта-озлобленны
5. Смелость-трусливы
6.Уверенность в себе-Неуверенны в себе
Итоги:
- Имели ли право ученики класса травить и преследовать Лену?
- Почему?
- Для чего Р. Быков создал такой фильм?
- Что он хотел этим сказать?
Учитель. Найти своё место в коллективе — задача сложная. Быть первым, но зависеть от общего мнения или строить свой собственный, ни на что не похожий мир, но оставаться в одиночестве, — каждый выбирает для себя сам. Никому бы не хотелось оказаться белой вороной, изгоем в коллективе, но ведь всегда там кто-то есть, «свято место пусто не бывает».
– Почему это место появляется?
Фигуры «изгоя», «отверженного», «козла отпущения», «мальчика на побегушках» и т. п. появляются в тех классах, где некоторые ученики считают себя лучше других и хотят добиться признания и уважения одноклассников за счёт унижения достоинства своих товарищей.
– Что такое белая ворона?
Белая ворона – это отношение всего остального коллектива к человеку. Белые вороны появляются в сознании тех, кто их таковыми считает, а сами эти вороны не знают, что они вороны.
– Благодаря чему там оказываются люди?
Действительно, в некоторых людях есть что-то такое, что способно оттолкнуть одноклассников, спровоцировать нападки с их стороны. Они не такие, как остальные.
- Какие примеры вы можете привести?
- Кому же чаще всего достается роль белой вороны?
- В нашем классе есть белая ворона?
- Как вы считаете, имеет ли право один человек преследовать другого и портить ему жизнь?
- Вправе ли один человек навязывать свои взгляды и интересы другому человеку, заставлять его быть и вести себя так, как он?
- Ваш одноклассник не такой как все или не такой как вы?
- Он неправильный?
- Он хуже вас?
- Он не прав?
- Но откуда известно, что правы вы?
Каждый человек — личность, и каждый достоин того, чтобы к нему хорошо относились, уважали его интересы.
Работа в группе.
1) Составьте из слов на доске высказывание. Выскажите свою точку зрения и предложите свои аргументы:
Запись на доске:
людей, в, мира, –, красота, разнообразии, его.
(Красота мира людей – в его разнообразии.)
ты, завоюешь, познай, мир, и, себя.
(Познай себя и ты завоюешь мир.)
2) Как не допустить появления в классе изгоя?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общение. Виды общения.
Презентацию можно использовать на уроках ОЗОЖ. В презентации даётся понятие общения, функции общения, средства общения, стили общения....
Презентация "Учимся общению без предрассудков"
Презентация "Учимся общению без предрассудков"...
"Формирование толерантности: дискриминация, стереотипы и предрассудки, уважение и терпимость как основы воспитания учащихся".
Данная презентация может быть использована при проведении классного часа или родительского собрания....
Классный час "Учимся общению без предрассудков"
Классный час для обучающихся 7 класса...
Конспект урока на тему : "Приметы и предрассудки"
Конспект урока на тему " Приметы и предрассудки"...
Суеверия и предрассудки
Конспект урока английского языка по теме "Предрассудки и суеверия". Этот урок лучше проводить в классе с интеррактивной доской с доступом в интернет. На разных этапах урока идет работа...
Технологическая карта урока по английскому языку для 9 класса по теме "Приметы и предрассудки" (УМК "Английский в фокусе")
Технологическая карта урока по английскому языку для 9 класса по теме "Приметы и предрассудки" (УМК "Английский в фокусе")...