Сценарий внеклассного мероприятия "Дети войны"
классный час (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Ведущий. Лето 1941-го начиналось замечательно для многих мальчишек и девчонок. Лето обещало свои радости. Ярко светило солнце, разноцветным ковром стелились цветы на лугах, в садах поспевала клубника. И, вдруг, ВОЙНА!
Что случилось, скажи мне, ветер
Что за боль у тебя в глазах?
Разве солнце не так уж светит,
Или вянут травы в садах?
Почему люди все на рассвете
Вдруг застыли, раскрыв глаза?
Что случилось, скажи нам, ветер,
Неужели это война?
Солнечным ранним утром в июне,
В час, когда пробуждалась страна.
Прозвучало впервые для юных
Это страшное слово – война.
1 чтец (Парфинович)
Его я узнал не из книжки -
Жестокое слово - война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам к детство врывалась она.
Смертельными тоннами стали.
Сиреной тревоги ночной.
В те дни мы в войну не играли -
Мы просто дышали войной.
Ведущий. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Война застала их в больших городах и маленьких деревнях, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере. Им, детям 40-х пороховых предстояло не просто жить, им предстояло выживать в войну.
Ведущий. Вот фрагменты дневниковых записей и воспоминаний о своем военном детстве.
2 чтец(Воробьева) «И вдруг война, страшная война, а мне 12 лет. Жизнь только начиналась. Снаряды, бомбы, трупы, кровь. Тогда смерти я не раз в глаза смотрела. В первый год войны школы не работали. Но я не сидела сложа руки: собирала медицинские пузырьки, а весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. А в это время шла война, и так хотелось мстить за всех погибших, и за слезы матерей и детей».
3 чтец(Машкина) «Я родилась в Ленинграде, поэтому и блокада Ленинграда была предназначена мне судьбой. Зимой 41-42 года не стало отопления, света, воды, и стены дома промерзли на 20-30 см. От ужаса никто не плакал. Мы четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Так на наших глазах убили маленькую девочку, которая кричала без остановки. Немец вывел ее из шеренги, чтобы все видели, и пристрелил. Все поняли без переводчика – плакать нельзя».
4 чтец
Ведущий. Сыны полков. Юные партизаны, разведчики, танкисты. Разными путями они попадали на войну. Освобожденные из плена. Братья и сестры погибших. Сироты и счастливые дети живых родителей… Они не знали, как сложится их жизнь через год, месяц, день или час. Но храбрость и этих до срока возмужавших сердец, недетская сила мозолистых рук были связаны в едином порыве, принесшим нам Победу.
(Фонограмма: звучит лай собак и звуки автоматной очереди. На экране фотография – люди за колючей проволокой. На сцену выходит колонна детей в драной одежде, платках, на груди у всех таблички «ОST». Впереди – надзирательница и переводчик).
Надзиратель (Иорданов) Кто хочет каши? Быстро становитесь в ряд. Поведем вас кормить. (На сцену выбегают дети. Они толкаются, строятся). Все, хватит. Остальные подождите до завтрашнего дня.
1 узник (Башмакова) (выходит немного вперед, опасливо оглядываясь на надзирательницу) Я сначала верила, вместе со всеми бежала, толкалась, а потом стала бояться: «Почему не возвращаются те, которых уводят кормить кашей?» Надзирательница выбирала тех, кто был покрепче и светленьких. (Со вздохом) Как кушать хочется…
1 Ведущий: Фашисты использовали малолетних узников в качестве бесплатной рабочей силы, ставили над ними медицинские эксперименты, заражали тифом, гепатитом, а потом наблюдали, у детей забирали кровь, используя их в качестве доноров. Каждый ребенок выходит вперед и рассказывает:
2 узник (Рышкова) Мы жались к матерям, но нас разделили. Я не хотела жить без мамы, я просилась, кричала, и меня куда – то оттащили. И я видела, как сначала стреляли в детей. Стреляли и смотрели, как родители мучаются. Когда убили детей, стали убивать родителей. Я думала, что сойду с ума, ведь мамы больше нет.
3 узник (Смирнов) Меня тоже разлучили с мамой и поместили в отдельный барак, где было грязно и душно, и много детей. У меня каждый день брали кровь. Мне было больно, но плакать я боялся.
4 узник (Бершаков) Я видел, как у матерей штыками выбивали детей из рук и бросали в огонь. Нас построили на улице около блока и отвели в купальню, где раздели донага и голых повели на улицу. После этого многие дети заболели и умерли.
5 узник (Скоробогатько) Нас заставляли работать с 4 часов утра до позднего вечера. Мы на лямках возили повозки, гружённые разными грузами. Но чаще отвозили трупы умерших к специальному блоку, откуда их увозили в крематорий.
6 узник (Плешакова) Ходить по территории лагеря запрещается, передвигаемся только бегом. Зимой было холодно, и мы надевали на себя мешки из-под картошки, чтобы согреться, прорезали дыры для рук и головы.
5 чтец (Скоробогатько)
Я из детства ушел не как все,
А шагнул через пламя взрыва…
В молодом серебристом овсе
Мина мягкую землю взрыла.
6 чтец (Рышкова)
Ушло наше детство. Исчезло. Пропало.
Давно это было, давно.
А может и вовсе его не бывало,
А только приснилось оно?
Ведущий Они ничего не успели в своей жизни и как чистые ангелы вознеслись на небо, напоминая людям о том, что кошмары и ужасы пережитого ими не должны повториться.
7 чтец (Рыжкова)
А может, они превратились в птиц? Ведь недаром птицы, ощущая беду, низко летают над землей и громко кричат, напоминая людям об опасности. Видимо, они напоминают людям о том, что пережито ими в далеком детстве.
8 чтец (Иванов)
СОН
Дымятся трубы. Крематорий. Освенцим.
Я уже развеян,
Лечу над Родиной, которой
Я и такой, сожженный, верен.
Граница. Родина. Смоленщина.
Ветряк. Речушка. Перевоз.
Седая сгорбленная женщина,
Полуослепшая от слез.
Ее морщины словно шрамы.
Глаза с извечною мольбой.
Кричу, кричу ей: — Здравствуй, мама!
Я снова дома, я с тобой.
Вновь буду жить под отчей крышей
И никуда не пропадать... —
А мать меня совсем не слышит,
Меня не замечает мать.
Стоит, качается былинкой,
Концы платка прижав к плечу.
А я над нею пепелинкой
Летаю и кричу, кричу...
Далее звучит песня В Егорова «Облака»
Облака
Слова и музыка В. Егорова
Посвящается выпускникам школ 1941 года
1. Над землей бушуют травы,
Облака плывут, как павы.
А одно, вон то, что справа,—
Это я...
Это я...
Это я —
И мне не надо славы.
2. Ничего уже не надо
Мне и тем, плывущим рядом.
Нам бы жить — и вся награда.
Нам бы жить,
Нам бы жить,
Нам бы жить —
А мы плывем по небу.
3. Эта боль не убывает.
Где же ты, вода живая?
Ах, зачем война бывает?
Ах, зачем,
Ах, зачем,
Ах, зачем,—
Зачем нас убивают?
4. А дымок над отчей крышей
Все бледней, бледней и выше.
Мама, мама, ты услышишь
Голос мой,
Голос мой,
Голос мой?
Все дальше он и тише.
5. Мимо слез, улыбок мимо;
Облака плывут над миром.
Войско их не поредело.
Облака,
Облака,
Облака —
И нету им предела!
Ведущий: На Земле самый лучший народ – дети.
Как сохранить нам его в тревожном 21 веке? Как сберечь его душу и его жизнь? А вместе с ним - и наше прошлое, и наше будущее?
Во второй мировой войне на Земле погибло тринадцать миллионов детей. 19 миллионов советских детей осиротели за годы этой страшной войны. И чтобы не повторилось такой ужасной трагедии, человечество не должно забывать об этих безвинных жертвах. Мы все должны помнить, что в войне, которую развязывают взрослые, гибнут и дети. Так будем помнить, и чтить память погибших.
Дети
Я хочу, чтоб на нашей планете
Никогда не печалились дети.
Чтоб не плакал никто, не болел,
Только б хор наш ребячий звенел.
Чтоб навек все сердцами сроднились.
Доброте чтобы все научились.
Чтоб забыла планета Земля,
Что такое вражда и война.
Далее звучит песня «Солнечный круг»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия " Строки, опаленные войной"
Литературно-музыкальная композиция...
Сценарий внеклассного мероприятия, посв., судьбе матери в годы Великой Отечественной войны:"Ты одна такая - любимая, родная "
Данное внеклассное мероприятие способствует развитию личностных качеств учащихся: патриотизм, ответственность за наше прошлое и будущее. Внеклассное мероприятие способствует ...
Сценарий внеклассного мероприятия. Читаем о войне. Афганистан (литературная гостиная, 7 класс)
Литературная гостиная, 7 класс...
Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённого 200-летию Отечественной войны 1812 года.
Форма проведения: брейн-ринг для обучающихся 8-х классов.Цели и задачи:Развитие творчества детей, внимания, логики, нестандартности мышления.Умение использовать ранее полученные знания в новой с...
сценарий внеклассного мероприятия "Дети войны"
познакомить детей с юными героями (пионерами) Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., с их ровесниками в послевоенный период;развивать интерес к истории своей родины, чувство патриотизма, выз...
Сценарий внеклассного мероприятия "Животные в годы войны"
Этот материал поможет провести классный час в месячнике патриатического воспитания....