Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённого 200-летию Отечественной войны 1812 года.
классный час (история, 10 класс) по теме
Форма проведения: брейн-ринг для обучающихся 8-х классов.
Цели и задачи:
- Развитие творчества детей, внимания, логики, нестандартности мышления.
- Умение использовать ранее полученные знания в новой ситуации.
- Самостоятельный поиск знаний.
- Дать возможность раскрыться наиболее талантливым, эрудированным детям.
- Представить обучение как яркое зрелище, увлекательное состязание, праздник.
Подготовительный этап: в классах набирается команда из 6 человек. Команды получают одинаковое домашнее задание. Остальные – группа поддержки (болельщики). Группа поддержки готовит плакаты с лозунгами, если возможно – единая форма команды и болельщиков и т.п.
ТСО, оборудование: 2 флажка (лампы): зеленый, красный, 2 скатерти (зеленая, красная), 2 стола, 12 стульев, гонг.
Оформление зала: шары, название игры, плакаты, музыкальное сопровождение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сценарий внеклассного мероприятия,
посвящённого 200-летию Отечественной войны 1812 года.
Форма проведения: брейн-ринг для обучающихся 8-х классов.
Цели и задачи:
- Развитие творчества детей, внимания, логики, нестандартности мышления.
- Умение использовать ранее полученные знания в новой ситуации.
- Самостоятельный поиск знаний.
- Дать возможность раскрыться наиболее талантливым, эрудированным детям.
- Представить обучение как яркое зрелище, увлекательное состязание, праздник.
Подготовительный этап: в классах набирается команда из 6 человек. Команды получают одинаковое домашнее задание. Остальные – группа поддержки (болельщики). Группа поддержки готовит плакаты с лозунгами, если возможно – единая форма команды и болельщиков и т.п.
ТСО, оборудование: 2 флажка (лампы): зеленый, красный, 2 скатерти (зеленая, красная), 2 стола, 12 стульев, гонг.
Оформление зала: шары, название игры, плакаты, музыкальное сопровождение.
Начало игры. Ведущий приветствует команды, зрителей. Знакомит с правилами игры (приложение). Затем по своему усмотрению приглашает за игровые столы первые две команды. Игра началась.
Вступительное слово учителя.
Тема нашей игры – Отечественная война 1812 года. «Не знать, что случилось до твоего рождения – значит навсегда оставаться ребёнком». Эти слова древнеримского оратора Цицерона сегодня как никогда актуальны и тем более справедливы, когда речь идёт об истории своего Отечества. Ни в коем случае нельзя нам сегодня превращаться в «Иванов родства не помнящих». Нельзя забывать историю своего народа. Отечественная война 1812 года – величайшее событие в истории России. Борьба против наполеоновской агрессии породила тысячи героев из народа – партизан, ополченцев, солдат. Все слои общества были охвачены патриотизмом. «Помня своё Отечество!» - этот призыв князя Д.Пожарского обращен как будто к нам сегодняшним. Кто не знает имён славных воителей за землю Русскую: А.Невского, Д.Донского, К.Минина и Д.Пожарского, А.В.Суворова и М.И.Кутузова! Об этих героях нашей истории пишут в школьных учебниках, создаются книги, им посвящают фильмы, произведения искусства.
И наша сегодняшняя цель – выяснить, насколько хорошо вы изучили эту страницу нашей истории - Отечественную войну 1812 года. Оценивать ваши знания будет наше уважаемое жюри (представление жюри).
Вопросы брейн-ринга
- Назовите шаги, которые предпринял Наполеон в подготовке войны с Россией.
- Александр Первый рассматривал Тильзитский мирный договор как «брак по расчёту». Объясните это выражение.
- Родной брат Наполеона назвал его ослом. Где, когда и почему это было сказано?
- Приведите факты, доказывающие, что Александр Первый не любил М.И.Кутузова.
- Кто и почему победил в Бородинском сражении?
- Что такое флеши?
- Что такое генеральное сражение?
- Сколько времени продолжалось Бородинское сражение?
- Как изменился военный чин М.И.Кутузова после Бородинской битвы?
- Воспроизведите близко к тексту исторические слова Кутузова, сказанные им на военном совете в Филях.
- По словам министра полиции Александра I графа Балашева на вопрос Наполеона: “Какова ближайшая дорога, ведущая на Москву?”, он указал ему промежуточный пункт этой дороги, бессмысленный в географическом плане, но весьма поучительный в плане историческом. Назовите этот пункт.
- «Двунадесять языков» - так называли армию Наполеона. Почему?
- «Русский мороз раздевал французов» - объясните это выражение.
- Кто и о ком произнёс следующие слова: «Он был у меня на левом фланге, но был моей правой рукой»?
- Назовите первую в России женщину – офицера. Какое литературное произведение о войне 1812 года она оставила?
- «Это – положительно русская «Илиада», обнимающая громадную эпоху, громадное событие – и представляющая историческую галерею великих лиц, списанных с натуры – живою кистью – великим мастером…» (И.А.Гончаров). О каком произведении идет речь и кто его автор?
- О войне 1812 года Иван Андреевич Крылов написал несколько басен. По свидетельству К.Н. Батюшкова, «в армии его басни все читают наизусть. Я часто слышал их на биваках с новым удовольствием». Какие басни И.А. Крылова посвящены войне 1812 года?
- О каком заслуженном полководце 1812 года идет речь в стихотворении А.С. Пушкина «Полководец»?
- А этот полководец начал военную службу в 15 лет. Он приложил большие усилия, чтобы укрепить русскую армию, был весьма заботлив к простому солдату. «Никакие случаи не дают право посягнуть на честь подчиненного обидным или неприличным высказыванием» - писал он. Именно он довел русскую армию до Парижа. Назовите имя полководца.
- «Победим или умрем!» - с такими словами обратился этот командир к солдатам в начале войны. Один из самых блестящих командиров Отечественной войны 1812 года, которого такой грозный противник как Наполеон считал лучшим генералом русской армии. Кто этот командир?
- Строительство этого памятника в честь победы над Наполеоном продолжалось 40 лет. Деньги на строительство собирали всем миром многие годы. Что это за памятник?
- Самой почетной наградой за боевые подвиги был орден Святого Георгия Первозванного. Кто был первым полным кавалером этой награды?
- В исторических источниках указано: “Бородинская битва началась утром 26 августа 1812 года”, а историк Рамбо писал: “7 сентября 1812 года бой завязался в 5 часов утра”. Как объяснить это расхождение в датах?
- Кого из декабристов – участников Отечественной войны вы можете назвать?
Домашнее задание, полученное всеми командами заранее
Назвать произведения литературы и искусства, посвящённые Отечественной войне 1812 года.
Примерные ответы на вопросы брейн-ринга
1. Печатание фальшивых ассигнаций с целью подрыва экономики России; засылка агентов и разведчиков под видом гувернёров и домашних учителей; организация политической разведки: перлюстрация писем, опросы купцов, путешественников, допросы пленных и дезертиров, сбор агентурных данных о строительстве русских приграничных крепостей, дорог и т.д. Создание мощной антирусской коалиции в составе Турции, Швеции, Австрии, Пруссии во главе с Францией.
2. Александр I в письме к матери полностью раскрыл все карты: никакого союза с Наполеоном нет и быть не может, Тильзитские соглашения – это только временная передышка. Россия и не собиралась придерживаться условий континентальной блокады Англии и соблюдать другие условия Тильзитского договора.
3. В июле 1812 года Наполеон при подходе к Могилёву и Бобруйску приказал своему брату Жерому со своей группой войск подчиниться генералу Даву, с которым Жером давно спорил из-за поста главнокомандующего. Но не в корсиканских обычаях было стерпеть такую обиду. Жером разругался с братом, в сердцах назвав его «ослом», и, бросив армию, уехал в своё Вестфальское королевство.
4. Царь дважды удалял Кутузова из армии. Первый раз в 1806 году после поражения русских войск в Австрии, хотя в этой битве Александр I командовал армией сам, а потом свалил всю вину за поражение на Кутузова. Второй раз в 1811 году после того, как Кутузов окружил и взял в плен 60-тысячную армию Ахмед-Паши. Хоть и весьма оригинально, но царь вынужден был признать военное мастерство опального генерала, прислав ему собственный портрет, украшенный бриллиантами ценой в 150 тысяч рублей. Портрет должен был напоминать строптивому старику, кто истинный «хозяин» русской армии. Продать его Кутузов не имел права (изображён сам государь), а в деньгах очень нуждался, ведь у него было 5 дочерей на выданье. Также в 1812 году после оставления Москвы Александр I попытался устроить в Кабинете министров судилище над Кутузовым «за отдачу столицы без боя», но Кабинет министров не поддержал его.
5. Итоги этой битвы следует оценивать в связи с задачами, которые ставили перед собой оба великих полководца. М.И.Кутузов изначально планировал оборонительное сражение, стремился нанести как можно больший урон живой силе противника, сохранить боеспособность своей армии и изменить соотношение сил в её пользу. Русские войска решили поставленную задачу: отстояли свои позиции, нанесли большой урон войскам противника. Наполеон же рассчитывал разгромить русскую армию в этом сражении добиться полной капитуляции России. С задачей не справился.
6. Флешь - насыпной укрепленный вал, похожий в плане на стрелу, обращенную острием к противнику.
7. Генеральное сражение – сражение, в котором принимают участие все силы воюющих сторон.
8. Около 15 часов.
9. Генерал от инфантерии стал генерал-фельдмаршалом.
10. «Пока будет ещё существовать армия и находиться в состоянии противиться неприятелю, до тех пор останется ещё надежда с честью окончить войну, но при уничтожении армии не только Москва, но и вся Россия была бы потеряна».
11. Полтава.
12. Она была многонациональной, в ней были представители всех покорённых Наполеоном европейских народов.
13. Наполеон рассчитывал на блицкриг, планировал закончить войну до наступления холодов. Французская армия была не готова к русской стуже, даже пуговицы на мундирах французов были сделаны из олова, который крошился в пыль при сильных морозах, стоявших зимой 1812 года.
14. Эти слова о М.И.Кутузове произнёс при взятии Измаила великий русский полководец А.В.Суворов, высоко оценив действия своего ученика и сподвижника.
15. Надежда Андреевна Дурова (1783-1866) - человек героической биографии, первая женщина-офицер. Жизнь ее воспроизведена в ряде произведений русской дореволюционной и советской литературы. Н. Дурова была талантливой писательницей, творчество которой высоко ценили А.С. Пушкин и В.Г. Белинский. В составе Литовского уланского полка она приняла участие в боевых действиях Отечественной войны, получила в Бородинском сражении контузию ядром в ногу и была произведена в чин поручика. Служила ординарцем у Кутузова. Участвовала в военных кампаниях 1813-1814 годов, получив несколько наград за храбрость. В 1816 году Дурова вышла в отставку в чине ротмистра, когда ей было всего 33 года.
В 1836 году в пушкинском «Современнике» появились ее мемуары «Записки кавалерист-девицы», вызвавшие восторженные отклики. Ободренная успехом, Дурова начала писать романы и повести, в 1840 году вышло собрание сочинений в четырех томах. Одна из главных тем ее произведений - раскрепощение женщины, преодоление разницы между общественным статусом женщины и мужчины.
Остаток жизни Дурова провела в маленьком домике в городе Елабуге в окружении лишь своих многочисленных подобранных когда-то собак и кошек. Умерла Надежда Андреевна в возрасте 83 лет. При погребении ей были отданы воинские почести.
16. Речь идёт о романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
17. Особый цикл басен И.А. Крылова посвящен Отечественной войне 1812 г. В них баснописец откликнулся на важные события военной эпопеи. Это «Раздел», «Кот и Повар», «Обоз», «Ворона и Курица», «Волк на псарне», «Щука и Кот». Пронизанные патриотическим пафосом, все они пользовались широкой известностью в армии.
18. Стихотворение посвящено генералу М. Б. Барклаю де Толли.
19. Михаил Богданович Барклай де Толли.
20. Петр Иванович Багратион.
21. Храм Христа Спасителя. Архитектор - Константин Андреевич Тон.
22. Первым полным кавалером ордена Святого Георгия Первозванного стал Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов (светлейший князь Голенищев-Кутузов-Смоленский; 1745—1813) — генерал-фельдмаршал, главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812 года.
23. Россия жила по старому календарю.
24. Около 100 декабристов участвовали в войнах 1805-1814 гг., а в Отечественной войне участвовали конкретно Павел Пестель, Фёдор Шаховский, Кондратий Рылеев, Никита Муравьёв, Павел Коломин, Александр Кологривов, Пётр Кологривов, Илья Долгоруков , Степан Бегичев и др.
Примерный ответ на вопрос домашнего задания:
Музеи: Москва - музей-панорама «Бородинская битва», Бородино - Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник, Елабуга - единственный в России музей-усадьба кавалерист-девицы Надежды Дуровой.
Архитектура:
- Храм Христа Спасителя - кафедральный собор Русской православной церкви недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки. Храм был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от Наполеоновского нашествия, разрушен в советское время, но восстановлен в 1999 году.
- Спасо-Бородинский монастырь.
- Манеж.
- Триумфальная арка (Москва).
- Триумфальная Арка на площади Звезды (Париж).
- Триумфальные арки в Новочеркасске.
- Александровская колонна Санкт-Петербурге - один из известнейших памятников Петербурга. Воздвигнут в стиле ампир в 1834 году в центре Дворцовой площади архитектором Монферраном по указу Николая I в память о победе над Наполеоном. Он является не только выдающимся архитектурным памятником, но и большим инженерным достижением своей эпохи.
- Ансамбль Дворцовой площади.
- Вандомская колонна, Париж.
- Часовня памяти событий 1812 года в Павловском Посаде. Воздвигнута на пересечении Дубровской и Купеческой улиц, напротив Воскресенского собора в 1912 году. Разрушена в 1932 году. Восстановлена в 2010 году.
- Обелиск на Каролинской площади в Мюнхене (в память о 28 тысячах баварских солдат, погибших во время Русского похода 1812 года).
Скульптура.
- Толстой Фёдор Петрович. Серия медальонов на темы Отечественной войны 1812 года;
- 26 августа 1839 года, Бородино. Монумент в память доблестных защитников Отечества. Автор — А. Адамини;
- 8 сентября 1862 г., Великий Новгород — Памятник «Тысячелетие России»;
- 1912 г., Смоленск. Памятник Софийскому полку. Автор проекта — рядовой солдат 7 роты Софийского полка смолянин Б. Н. Цапенко;
- 1912 г., Витебск. Памятник героям Отечественной войны 1812 г. Автор проекта — архитектор И. А. Фомин;
- 5 ноября 1841 г., Смоленск. Памятник защитникам Смоленска в сражении 4-5 августа 1812 года. Автор — А. Адамини;
- 10 сентября 1913 г., Смоленск. Памятник Героям 1812 года. Авторы — скульптор С. Р. Надольский и инженер Н. С. Шуцман;
- 1912 г., деревня Ляды (Дубровенский район). Гранитный обелиск с надписью «В 1812 году войска императора Наполеона перешли здесь границу старой России 2 августа, наступая победоносно на Москву; 6 ноября отступая после тяжёлого поражения»;
- 1987 г. Смоленск. Аллея генералов участников обороны Смоленска в 1812 году; Памятник в городе Кобрин в честь победы в бою под Кобрином 15 (27) июля 1812 года;
- 1850 г. в Полоцке. Памятник-часовня. Разрушен в 1932 г., восстановлен в 2010.
Памятники М. И. Кутузову. 20 июня 1954, Смоленск. Памятник М. И. Кутузову. Скульптор — Г. И. Мотовилов и архитектор Л. М. Поляков; 26 августа 1912, Смоленск. Бюст Кутузова. Скульптор — М. М. Страховская; 25 декабря 1837, Санкт-Петербург. У Казанского собора. Скульптор — Б. И. Орловский, литьё — В. П. Екимов, архитектор — К. А. Тон; 1973 Москва. Памятник М. И. Кутузову, Скульптор — Н. В. Томский, архитектор — Л. Г. Голубовский.
Живопись и графика.
- Военная галерея. Портреты многих героев войны 1812 года Соломона Карделли и им изданная коллекция (1813) двенадцати главных побед русских над французами, выгравированные им по картинкам Доменико Скотти при помощи русских мастеров Фёдорова и Беггрова.
- Альберт (Альбрехт) Адам. Рисунки и литографии.
- В. В. Верещагин. Цикл полотен об Отечественной войне 1812 года.
- Петер Гесс. Сражения 1812 года.
- Франсиско Гойя. Офорты из серии «Бедствия войны».
- Франц Рубо. Фрагменты панорамы «Бородинская битва».
- Христиан Вильгельм Фабер дю Фор. Рисунки и литографии.
- Александр Юрьевич Аверьянов. Диорама «Сражение при Малоярославце 12/24 октября 1812 года».
Литература.
- Надежда Дурова. Записки кавалерист-девицы.
- Денис Давыдов. Сочинения.
- Г. П. Данилевский. Сожженная Москва.
- М. Н. Загоскин. Рославлев, или русские в 1812 году.
- Е. В. Тарле. Нашествие Наполеона в Россию.
- Л. Н. Толстой «Война и мир».
- В.А. Жуковский. Певец во стане русских воинов.
- М. Ю. Лермонтов. Бородино.
Музыка.
- П. И. Чайковский — Увертюра «1812 год» На титульном листе партитуры Чайковский написал: «1812. Торжественная увертюра для большого оркестра. Сочинил по случаю освящения Храма Спасителя Петр Чайковский».
- С. С. Прокофьев — опера «Война и мир».
Кинематограф.
- 1912 — «1812 год», режиссёры — Василий Гончаров, Александр Уральский, Ганзен Кай. Фильм снят А. А. Ханжонковым.
- 1915 — «Война и мир», режиссёры — Яков Протазанов, Владимир Гардин.
- 1944 — «Кутузов», режиссёр — Владимир Петров.
- 1956 — «Война и мир», режиссёр — Кинг Видор.
- 1962 — «Гусарская баллада», режиссёр — Эльдар Рязанов.
- 1968 — «Война и мир», режиссёр — Сергей Бондарчук.
- 1980 — «Эскадрон гусар летучих», режиссёр — Станислав Ростоцкий.
- 2007 — «Война и мир», режиссёр — Роберт Дорнхельм.
- 2012 — «Василиса Кожина», режиссёр — Антон Сиверс.
Вопросы болельщикам
Кому принадлежат эти высказывания?
1.«Битва гигантов».
Ответ: Наполеон о Бородино.
2. «Французская армия разбилась о русскую армию».
Ответ: генерал Ермолов о Бородинской битве.
3. «Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».
Ответ: Наполеон о Бородино.
4. «Моя армия составлена так, что одно движение поддерживает её».
Ответ: Наполеон.
5. «Тот генерал, который имеет ещё резерв, непобеждён».
Ответ: М.И.Кутузов.
6. «За 80 тысяч лье от Парижа я не могу рисковать своим последним резервом».
Ответ: Наполеон Бонапарт.
Очки, полученные болельщиками за правильные ответы, присоединяются к баллам, заработанным командами.
Конец игры
Итак, игра завершена. Объявляются победители (участники поименно), вручаются грамоты, призы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Правила игры
В игре «брейн-ринг»:
- Принимает участие несколько команд.
- Команды состоят из 6 человек, включая капитана.
- Игра продолжается от 1 до 3 часов, в зависимости от количества команд.
- На ринг вызываются 2 команды. Команды вызывает ведущий по своему усмотрению.
- Каждая из команд может сыграть несколько раз или вообще не выйти на ринг (в зависимости от активности).
- Победившей в игре считается та команда, которая наберет больше очков.
- Победившая команда остается на ринге, с ней соревнуется другая команда, которую вызывает ведущий и т.д.
При игре команд на ринге:
- Ведущий задает вопрос.
- На обсуждение каждого вопроса дается 1 минута.
- Если ответ готов без обсуждения, капитаны должны поднять флажок сразу после того как будет задан вопрос и прозвучит гонг.
- Если флажок поднят до того, как прозвучит гонг, команда получает фальстарт и право ответа переходит к команде соперника (с 1 минутой обсуждения).
- Право ответа получает та команда, которая быстрее поднимет флажок.
- Если ответ будет неправильным (или не точным), право ответа переходит к команде соперника (с промежутком обсуждения, который остался от одной минуты).
- Правильный ответ дает команде 1 очко.
- Если команды не дали правильного ответа, то во втором раунде разыгрывается 2 очка и т.д.
Примечание: Для более интересного завершения игры, с командой-победительницей вне конкурса может сыграть команда учителей.
Предварительный просмотр:
Сценарий внеклассного мероприятия,
посвящённого 200-летию Отечественной войны 1812 года.
Форма проведения: брейн-ринг для обучающихся 8-х классов.
Цели и задачи:
- Развитие творчества детей, внимания, логики, нестандартности мышления.
- Умение использовать ранее полученные знания в новой ситуации.
- Самостоятельный поиск знаний.
- Дать возможность раскрыться наиболее талантливым, эрудированным детям.
- Представить обучение как яркое зрелище, увлекательное состязание, праздник.
Подготовительный этап: в классах набирается команда из 6 человек. Команды получают одинаковое домашнее задание. Остальные – группа поддержки (болельщики). Группа поддержки готовит плакаты с лозунгами, если возможно – единая форма команды и болельщиков и т.п.
ТСО, оборудование: 2 флажка (лампы): зеленый, красный, 2 скатерти (зеленая, красная), 2 стола, 12 стульев, гонг.
Оформление зала: шары, название игры, плакаты, музыкальное сопровождение.
Начало игры. Ведущий приветствует команды, зрителей. Знакомит с правилами игры (приложение). Затем по своему усмотрению приглашает за игровые столы первые две команды. Игра началась.
Вступительное слово учителя.
Тема нашей игры – Отечественная война 1812 года. «Не знать, что случилось до твоего рождения – значит навсегда оставаться ребёнком». Эти слова древнеримского оратора Цицерона сегодня как никогда актуальны и тем более справедливы, когда речь идёт об истории своего Отечества. Ни в коем случае нельзя нам сегодня превращаться в «Иванов родства не помнящих». Нельзя забывать историю своего народа. Отечественная война 1812 года – величайшее событие в истории России. Борьба против наполеоновской агрессии породила тысячи героев из народа – партизан, ополченцев, солдат. Все слои общества были охвачены патриотизмом. «Помня своё Отечество!» - этот призыв князя Д.Пожарского обращен как будто к нам сегодняшним. Кто не знает имён славных воителей за землю Русскую: А.Невского, Д.Донского, К.Минина и Д.Пожарского, А.В.Суворова и М.И.Кутузова! Об этих героях нашей истории пишут в школьных учебниках, создаются книги, им посвящают фильмы, произведения искусства.
И наша сегодняшняя цель – выяснить, насколько хорошо вы изучили эту страницу нашей истории - Отечественную войну 1812 года. Оценивать ваши знания будет наше уважаемое жюри (представление жюри).
Вопросы брейн-ринга
- Назовите шаги, которые предпринял Наполеон в подготовке войны с Россией.
- Александр Первый рассматривал Тильзитский мирный договор как «брак по расчёту». Объясните это выражение.
- Родной брат Наполеона назвал его ослом. Где, когда и почему это было сказано?
- Приведите факты, доказывающие, что Александр Первый не любил М.И.Кутузова.
- Кто и почему победил в Бородинском сражении?
- Что такое флеши?
- Что такое генеральное сражение?
- Сколько времени продолжалось Бородинское сражение?
- Как изменился военный чин М.И.Кутузова после Бородинской битвы?
- Воспроизведите близко к тексту исторические слова Кутузова, сказанные им на военном совете в Филях.
- По словам министра полиции Александра I графа Балашева на вопрос Наполеона: “Какова ближайшая дорога, ведущая на Москву?”, он указал ему промежуточный пункт этой дороги, бессмысленный в географическом плане, но весьма поучительный в плане историческом. Назовите этот пункт.
- «Двунадесять языков» - так называли армию Наполеона. Почему?
- «Русский мороз раздевал французов» - объясните это выражение.
- Кто и о ком произнёс следующие слова: «Он был у меня на левом фланге, но был моей правой рукой»?
- Назовите первую в России женщину – офицера. Какое литературное произведение о войне 1812 года она оставила?
- «Это – положительно русская «Илиада», обнимающая громадную эпоху, громадное событие – и представляющая историческую галерею великих лиц, списанных с натуры – живою кистью – великим мастером…» (И.А.Гончаров). О каком произведении идет речь и кто его автор?
- О войне 1812 года Иван Андреевич Крылов написал несколько басен. По свидетельству К.Н. Батюшкова, «в армии его басни все читают наизусть. Я часто слышал их на биваках с новым удовольствием». Какие басни И.А. Крылова посвящены войне 1812 года?
- О каком заслуженном полководце 1812 года идет речь в стихотворении А.С. Пушкина «Полководец»?
- А этот полководец начал военную службу в 15 лет. Он приложил большие усилия, чтобы укрепить русскую армию, был весьма заботлив к простому солдату. «Никакие случаи не дают право посягнуть на честь подчиненного обидным или неприличным высказыванием» - писал он. Именно он довел русскую армию до Парижа. Назовите имя полководца.
- «Победим или умрем!» - с такими словами обратился этот командир к солдатам в начале войны. Один из самых блестящих командиров Отечественной войны 1812 года, которого такой грозный противник как Наполеон считал лучшим генералом русской армии. Кто этот командир?
- Строительство этого памятника в честь победы над Наполеоном продолжалось 40 лет. Деньги на строительство собирали всем миром многие годы. Что это за памятник?
- Самой почетной наградой за боевые подвиги был орден Святого Георгия Первозванного. Кто был первым полным кавалером этой награды?
- В исторических источниках указано: “Бородинская битва началась утром 26 августа 1812 года”, а историк Рамбо писал: “7 сентября 1812 года бой завязался в 5 часов утра”. Как объяснить это расхождение в датах?
- Кого из декабристов – участников Отечественной войны вы можете назвать?
Домашнее задание, полученное всеми командами заранее
Назвать произведения литературы и искусства, посвящённые Отечественной войне 1812 года.
Примерные ответы на вопросы брейн-ринга
1. Печатание фальшивых ассигнаций с целью подрыва экономики России; засылка агентов и разведчиков под видом гувернёров и домашних учителей; организация политической разведки: перлюстрация писем, опросы купцов, путешественников, допросы пленных и дезертиров, сбор агентурных данных о строительстве русских приграничных крепостей, дорог и т.д. Создание мощной антирусской коалиции в составе Турции, Швеции, Австрии, Пруссии во главе с Францией.
2. Александр I в письме к матери полностью раскрыл все карты: никакого союза с Наполеоном нет и быть не может, Тильзитские соглашения – это только временная передышка. Россия и не собиралась придерживаться условий континентальной блокады Англии и соблюдать другие условия Тильзитского договора.
3. В июле 1812 года Наполеон при подходе к Могилёву и Бобруйску приказал своему брату Жерому со своей группой войск подчиниться генералу Даву, с которым Жером давно спорил из-за поста главнокомандующего. Но не в корсиканских обычаях было стерпеть такую обиду. Жером разругался с братом, в сердцах назвав его «ослом», и, бросив армию, уехал в своё Вестфальское королевство.
4. Царь дважды удалял Кутузова из армии. Первый раз в 1806 году после поражения русских войск в Австрии, хотя в этой битве Александр I командовал армией сам, а потом свалил всю вину за поражение на Кутузова. Второй раз в 1811 году после того, как Кутузов окружил и взял в плен 60-тысячную армию Ахмед-Паши. Хоть и весьма оригинально, но царь вынужден был признать военное мастерство опального генерала, прислав ему собственный портрет, украшенный бриллиантами ценой в 150 тысяч рублей. Портрет должен был напоминать строптивому старику, кто истинный «хозяин» русской армии. Продать его Кутузов не имел права (изображён сам государь), а в деньгах очень нуждался, ведь у него было 5 дочерей на выданье. Также в 1812 году после оставления Москвы Александр I попытался устроить в Кабинете министров судилище над Кутузовым «за отдачу столицы без боя», но Кабинет министров не поддержал его.
5. Итоги этой битвы следует оценивать в связи с задачами, которые ставили перед собой оба великих полководца. М.И.Кутузов изначально планировал оборонительное сражение, стремился нанести как можно больший урон живой силе противника, сохранить боеспособность своей армии и изменить соотношение сил в её пользу. Русские войска решили поставленную задачу: отстояли свои позиции, нанесли большой урон войскам противника. Наполеон же рассчитывал разгромить русскую армию в этом сражении добиться полной капитуляции России. С задачей не справился.
6. Флешь - насыпной укрепленный вал, похожий в плане на стрелу, обращенную острием к противнику.
7. Генеральное сражение – сражение, в котором принимают участие все силы воюющих сторон.
8. Около 15 часов.
9. Генерал от инфантерии стал генерал-фельдмаршалом.
10. «Пока будет ещё существовать армия и находиться в состоянии противиться неприятелю, до тех пор останется ещё надежда с честью окончить войну, но при уничтожении армии не только Москва, но и вся Россия была бы потеряна».
11. Полтава.
12. Она была многонациональной, в ней были представители всех покорённых Наполеоном европейских народов.
13. Наполеон рассчитывал на блицкриг, планировал закончить войну до наступления холодов. Французская армия была не готова к русской стуже, даже пуговицы на мундирах французов были сделаны из олова, который крошился в пыль при сильных морозах, стоявших зимой 1812 года.
14. Эти слова о М.И.Кутузове произнёс при взятии Измаила великий русский полководец А.В.Суворов, высоко оценив действия своего ученика и сподвижника.
15. Надежда Андреевна Дурова (1783-1866) - человек героической биографии, первая женщина-офицер. Жизнь ее воспроизведена в ряде произведений русской дореволюционной и советской литературы. Н. Дурова была талантливой писательницей, творчество которой высоко ценили А.С. Пушкин и В.Г. Белинский. В составе Литовского уланского полка она приняла участие в боевых действиях Отечественной войны, получила в Бородинском сражении контузию ядром в ногу и была произведена в чин поручика. Служила ординарцем у Кутузова. Участвовала в военных кампаниях 1813-1814 годов, получив несколько наград за храбрость. В 1816 году Дурова вышла в отставку в чине ротмистра, когда ей было всего 33 года.
В 1836 году в пушкинском «Современнике» появились ее мемуары «Записки кавалерист-девицы», вызвавшие восторженные отклики. Ободренная успехом, Дурова начала писать романы и повести, в 1840 году вышло собрание сочинений в четырех томах. Одна из главных тем ее произведений - раскрепощение женщины, преодоление разницы между общественным статусом женщины и мужчины.
Остаток жизни Дурова провела в маленьком домике в городе Елабуге в окружении лишь своих многочисленных подобранных когда-то собак и кошек. Умерла Надежда Андреевна в возрасте 83 лет. При погребении ей были отданы воинские почести.
16. Речь идёт о романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
17. Особый цикл басен И.А. Крылова посвящен Отечественной войне 1812 г. В них баснописец откликнулся на важные события военной эпопеи. Это «Раздел», «Кот и Повар», «Обоз», «Ворона и Курица», «Волк на псарне», «Щука и Кот». Пронизанные патриотическим пафосом, все они пользовались широкой известностью в армии.
18. Стихотворение посвящено генералу М. Б. Барклаю де Толли.
19. Михаил Богданович Барклай де Толли.
20. Петр Иванович Багратион.
21. Храм Христа Спасителя. Архитектор - Константин Андреевич Тон.
22. Первым полным кавалером ордена Святого Георгия Первозванного стал Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов (светлейший князь Голенищев-Кутузов-Смоленский; 1745—1813) — генерал-фельдмаршал, главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812 года.
23. Россия жила по старому календарю.
24. Около 100 декабристов участвовали в войнах 1805-1814 гг., а в Отечественной войне участвовали конкретно Павел Пестель, Фёдор Шаховский, Кондратий Рылеев, Никита Муравьёв, Павел Коломин, Александр Кологривов, Пётр Кологривов, Илья Долгоруков , Степан Бегичев и др.
Примерный ответ на вопрос домашнего задания:
Музеи: Москва - музей-панорама «Бородинская битва», Бородино - Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник, Елабуга - единственный в России музей-усадьба кавалерист-девицы Надежды Дуровой.
Архитектура:
- Храм Христа Спасителя - кафедральный собор Русской православной церкви недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки. Храм был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от Наполеоновского нашествия, разрушен в советское время, но восстановлен в 1999 году.
- Спасо-Бородинский монастырь.
- Манеж.
- Триумфальная арка (Москва).
- Триумфальная Арка на площади Звезды (Париж).
- Триумфальные арки в Новочеркасске.
- Александровская колонна Санкт-Петербурге - один из известнейших памятников Петербурга. Воздвигнут в стиле ампир в 1834 году в центре Дворцовой площади архитектором Монферраном по указу Николая I в память о победе над Наполеоном. Он является не только выдающимся архитектурным памятником, но и большим инженерным достижением своей эпохи.
- Ансамбль Дворцовой площади.
- Вандомская колонна, Париж.
- Часовня памяти событий 1812 года в Павловском Посаде. Воздвигнута на пересечении Дубровской и Купеческой улиц, напротив Воскресенского собора в 1912 году. Разрушена в 1932 году. Восстановлена в 2010 году.
- Обелиск на Каролинской площади в Мюнхене (в память о 28 тысячах баварских солдат, погибших во время Русского похода 1812 года).
Скульптура.
- Толстой Фёдор Петрович. Серия медальонов на темы Отечественной войны 1812 года;
- 26 августа 1839 года, Бородино. Монумент в память доблестных защитников Отечества. Автор — А. Адамини;
- 8 сентября 1862 г., Великий Новгород — Памятник «Тысячелетие России»;
- 1912 г., Смоленск. Памятник Софийскому полку. Автор проекта — рядовой солдат 7 роты Софийского полка смолянин Б. Н. Цапенко;
- 1912 г., Витебск. Памятник героям Отечественной войны 1812 г. Автор проекта — архитектор И. А. Фомин;
- 5 ноября 1841 г., Смоленск. Памятник защитникам Смоленска в сражении 4-5 августа 1812 года. Автор — А. Адамини;
- 10 сентября 1913 г., Смоленск. Памятник Героям 1812 года. Авторы — скульптор С. Р. Надольский и инженер Н. С. Шуцман;
- 1912 г., деревня Ляды (Дубровенский район). Гранитный обелиск с надписью «В 1812 году войска императора Наполеона перешли здесь границу старой России 2 августа, наступая победоносно на Москву; 6 ноября отступая после тяжёлого поражения»;
- 1987 г. Смоленск. Аллея генералов участников обороны Смоленска в 1812 году; Памятник в городе Кобрин в честь победы в бою под Кобрином 15 (27) июля 1812 года;
- 1850 г. в Полоцке. Памятник-часовня. Разрушен в 1932 г., восстановлен в 2010.
Памятники М. И. Кутузову. 20 июня 1954, Смоленск. Памятник М. И. Кутузову. Скульптор — Г. И. Мотовилов и архитектор Л. М. Поляков; 26 августа 1912, Смоленск. Бюст Кутузова. Скульптор — М. М. Страховская; 25 декабря 1837, Санкт-Петербург. У Казанского собора. Скульптор — Б. И. Орловский, литьё — В. П. Екимов, архитектор — К. А. Тон; 1973 Москва. Памятник М. И. Кутузову, Скульптор — Н. В. Томский, архитектор — Л. Г. Голубовский.
Живопись и графика.
- Военная галерея. Портреты многих героев войны 1812 года Соломона Карделли и им изданная коллекция (1813) двенадцати главных побед русских над французами, выгравированные им по картинкам Доменико Скотти при помощи русских мастеров Фёдорова и Беггрова.
- Альберт (Альбрехт) Адам. Рисунки и литографии.
- В. В. Верещагин. Цикл полотен об Отечественной войне 1812 года.
- Петер Гесс. Сражения 1812 года.
- Франсиско Гойя. Офорты из серии «Бедствия войны».
- Франц Рубо. Фрагменты панорамы «Бородинская битва».
- Христиан Вильгельм Фабер дю Фор. Рисунки и литографии.
- Александр Юрьевич Аверьянов. Диорама «Сражение при Малоярославце 12/24 октября 1812 года».
Литература.
- Надежда Дурова. Записки кавалерист-девицы.
- Денис Давыдов. Сочинения.
- Г. П. Данилевский. Сожженная Москва.
- М. Н. Загоскин. Рославлев, или русские в 1812 году.
- Е. В. Тарле. Нашествие Наполеона в Россию.
- Л. Н. Толстой «Война и мир».
- В.А. Жуковский. Певец во стане русских воинов.
- М. Ю. Лермонтов. Бородино.
Музыка.
- П. И. Чайковский — Увертюра «1812 год» На титульном листе партитуры Чайковский написал: «1812. Торжественная увертюра для большого оркестра. Сочинил по случаю освящения Храма Спасителя Петр Чайковский».
- С. С. Прокофьев — опера «Война и мир».
Кинематограф.
- 1912 — «1812 год», режиссёры — Василий Гончаров, Александр Уральский, Ганзен Кай. Фильм снят А. А. Ханжонковым.
- 1915 — «Война и мир», режиссёры — Яков Протазанов, Владимир Гардин.
- 1944 — «Кутузов», режиссёр — Владимир Петров.
- 1956 — «Война и мир», режиссёр — Кинг Видор.
- 1962 — «Гусарская баллада», режиссёр — Эльдар Рязанов.
- 1968 — «Война и мир», режиссёр — Сергей Бондарчук.
- 1980 — «Эскадрон гусар летучих», режиссёр — Станислав Ростоцкий.
- 2007 — «Война и мир», режиссёр — Роберт Дорнхельм.
- 2012 — «Василиса Кожина», режиссёр — Антон Сиверс.
Вопросы болельщикам
Кому принадлежат эти высказывания?
1.«Битва гигантов».
Ответ: Наполеон о Бородино.
2. «Французская армия разбилась о русскую армию».
Ответ: генерал Ермолов о Бородинской битве.
3. «Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».
Ответ: Наполеон о Бородино.
4. «Моя армия составлена так, что одно движение поддерживает её».
Ответ: Наполеон.
5. «Тот генерал, который имеет ещё резерв, непобеждён».
Ответ: М.И.Кутузов.
6. «За 80 тысяч лье от Парижа я не могу рисковать своим последним резервом».
Ответ: Наполеон Бонапарт.
Очки, полученные болельщиками за правильные ответы, присоединяются к баллам, заработанным командами.
Конец игры
Итак, игра завершена. Объявляются победители (участники поименно), вручаются грамоты, призы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Правила игры
В игре «брейн-ринг»:
- Принимает участие несколько команд.
- Команды состоят из 6 человек, включая капитана.
- Игра продолжается от 1 до 3 часов, в зависимости от количества команд.
- На ринг вызываются 2 команды. Команды вызывает ведущий по своему усмотрению.
- Каждая из команд может сыграть несколько раз или вообще не выйти на ринг (в зависимости от активности).
- Победившей в игре считается та команда, которая наберет больше очков.
- Победившая команда остается на ринге, с ней соревнуется другая команда, которую вызывает ведущий и т.д.
При игре команд на ринге:
- Ведущий задает вопрос.
- На обсуждение каждого вопроса дается 1 минута.
- Если ответ готов без обсуждения, капитаны должны поднять флажок сразу после того как будет задан вопрос и прозвучит гонг.
- Если флажок поднят до того, как прозвучит гонг, команда получает фальстарт и право ответа переходит к команде соперника (с 1 минутой обсуждения).
- Право ответа получает та команда, которая быстрее поднимет флажок.
- Если ответ будет неправильным (или не точным), право ответа переходит к команде соперника (с промежутком обсуждения, который остался от одной минуты).
- Правильный ответ дает команде 1 очко.
- Если команды не дали правильного ответа, то во втором раунде разыгрывается 2 очка и т.д.
Примечание: Для более интересного завершения игры, с командой-победительницей вне конкурса может сыграть команда учителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект внеклассного мероприятия, посвящённого 200-летию Отечественной войны 1812 года. Викторина.
Данное мероприятие преследует цель расширения кругозора учеников и повышение интереса к русской истории, литературе, искусству....
Сценарий театрализованного представления для 7-9 классов посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года
Сценарий театрализованного представления для 7-9 классов посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года...
Сценарий театрализованного представления для 7-9 классов посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года
Сценарий театрализованного представления для 7-9 классов посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года...
Сценарий литературно-музыкальной гостиной, посвящённой 200-летию Отечественной войны 1812 года «Недаром помнит вся Россия…»
Сценарий общешкольной литературно-музыкальной гостиной разработан к празднованию 200-летия Отечественной войны 1812 года. В рамках данного мероприятия ученики знакомятся не только с ...
урок по 1812 году К 200-летию Отечественной войны 1812 года!
Урок - внеклассное мероприятие «Страницы мужества и славы», на основе краеведческого материала «Клин в дни Отечественной войны 1812 года»....
Открытое мероприятие методического объединения ЛИРа по теме «Москва, как много в этом звуке для сердца русского слилось…», посвященное 200-летию Отечественной войны 1812 года и 70-летию битвы под Москвой
Мы – москвичи! Мы живем в огромном городе, столице великого государства, где каждый день проходят какие-то знаменательные события. Но так хочется поговорить о старой Москве, Москве 19-20 веков, котору...