Внеурочная деятельность в 5 классе
материал (5 класс) на тему
Из опыта работы воспитателя и классного руководителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
анализ внеурочной деятельности в 5 классе | 27.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы воспитателя и классного руководителя
по реализации программы внеурочной деятельности
по ФГОС в 5 классе (25взводе) ГБОУ «Татарстанский кадетский корпус ПФО имени Героя Советского Союза Гани Сафиуллина» ( слайд1)
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Архипов Анатолий Анатольевич, я хочу поделиться опытом работы по организации и реализации программы внеурочной деятельности по ФГОС в 5 классе.
( слайд2)
25 взвод был сформирован в августе 2015 года на базе Татарстанского кадетского корпуса. На начало первого полугодие 2015 - 2016 учебного года во взводе насчитывалось 23 кадета. В первые недели пребывания проходило изучение особенностей адаптации пятиклассников к обучению в кадетском корпусе.
По результатам исследования 93% детей от общего числа, легко включаются в школьную жизнь. Во вторую группу со средней степенью адаптации входят 7% учащихся.
Параллельно проведен сбор информации для составления социального паспорта взвода, составлена географическая карта проживания абитуриентов.
5 класс анализ по проживанию
Нижнекамск – 7; Нижнекамский район – 1; РТ- 9; Башкирия -3; Удмуртия -1; РФ -2.
Адаптационная неделя
(слайд3), которая была организована с 24.08 по 31.08 2015
Цель адаптационной недели: Оказание психолого-педагогической поддержки абитуриентам 5-го класса в период их адаптации к условиям обучения и проживания в кадетском корпусе.
Задачи:
помочь адаптироваться к новым условиям проживания и обучения;
помочь в самоорганизации, самоконтроле;
помочь принять новую позицию – кадета Татарстанского кадетского корпуса;
помочь детям принять новые требования и правила;
Параллельно велась работа с родителями:
снять напряжение родителей, вызванное новыми условиями проживания и обучения детей в кадетском корпусе;
создать атмосферу сотрудничества;
договориться о способах взаимодействия воспитателя и классного руководителя с родителями в течение года;
выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в корпусе и соотнести их с ожиданиями педагогов.
Для этого кроме традиционных средств общения (собрание, телефонные звонки, встречи) была создана группа в Контакте, где ежедневно родители могли отслеживать по фотографиям адаптацию детей. Созданная группа в WhatsApp позволяет своевременно решать возникающие вопросы.
Адаптационная неделя пятиклассников была посвящена знакомству учеников друг с другом. На этом этапе ребята искали нечто общее между собой и уникальное, непохожее - в каждом.
С первых минут пребывания в корпусе мы создавали доброжелательную атмосферу, способствующую продуктивному решению практических задач сообща и принятию индивидуальных особенностей каждого, так как для младшего подросткового возраста характерны потребности в самореализации и самоутверждении. На вечере знакомств воспитатель, классный руководитель и ребята рассказывали о себе, своей жизни, своих увлечениях.
Мы предоставили ребятам возможность взаимодействовать в больших и малых группах сменного состава. Ознакомили с Правилами внутреннего распорядка корпуса, обязательными для выполнения всеми учащимися. В результате обсуждения появились правила взвода: "Надо работать сообща, выслушивая друг друга и сверяя версии", "Быть благодарным" (т.е. дарить благо другим, если возникла такая потребность, не забывая о вкладе каждого в общее дело). Все правила конструировались в позитивной форме (что делать) без "не", (например, "не драться", следовательно, нерадивый школьник может и подраться).
( слайд 4)
Еще одной значимой содержательной частью было создание портрета настоящего кадета. Ребята определяли качества и свойства личности настоящего кадета.
Заключение адаптационной недели абитуриентов было связано с утверждением и осознанием появления нового сообщества - 25 взвода. Мальчишки создали автопортрет своего класса. Это был коллективный рисунок: "живые картинки", устная презентация своего коллектива. Работа была организована таким образом, что каждый ученик внес в общее представление свое индивидуальное видение, участвовал в нем.
( слайд 5)
Воспитателем и классным руководителем была разработана Программа по внеурочной деятельности 25 взвода в соответствии с требованиями ФГОС.
Свою Программу мы назвали « Пять шагов в будущее» т.к. планируем придерживаться единой выбранной линии в воспитательной работе в течение 5 лет.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.
I год мы назвали «Окно в будущее». Это создание условий для адаптации учащихся 5-го класса, формирование классного коллектива, ранняя профессиональная ориентация, воспитание морально-нравственных качеств на примере офицеров-запаса (встречи с интересными людьми), формирование ЗОЖ, мотивация интеллектуального развития через участие в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах.
В соответствии с программой внеурочная деятельность организуется по пяти направлениям:
- спортивно-оздоровительное;
- духовно-нравственное и военно - патриотическое;
- социальное;
- общеинтеллектуальное;
- общекультурное;
Основные принципы программы
- Включение учащихся в активную деятельность.
- Доступность и наглядность.
- Связь теории с практикой.
- Учёт возрастных особенностей.
- Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
( слайд 6)
Cпортивно-оздоровительное направление включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Направление формирует культуру здоровья кадет, способствует познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
( слайд 7)
Кроме обязательных спортивных секций (плавание и АРБ) кадеты посещают спортивные секции в соответствии с их личными интересами. Для выявления личных интересов в начале учебного года было проведено анкетирование, по результатам которого кадеты были записаны в секции. Плаванием дополнительно занимаются 7 человек, АРБ – 6; боксом- 3; волейбол -10, шахматы – 5. Многие из них входят в сборные корпуса по соответствующим видам спорта и показывают достойные результаты на соревнованиях.
( слайд 8)
Прогулки на свежем воздухе, посещение спортивных площадок, катка,
( слайд 9)
ледяных городков сократили до минимума пропуски занятий по болезни.
( слайд 10)
Духовно-нравственное и военно – патриотическое
Основная цель духовно-нравственного и военно-патриотического воспитательного процесса в корпусе- это создание эффективных условий для формирования духовности, нравственности. Формирование у кадет представлений о многообразии военных профессий, военных специализаций, осознание причастности к делу защиты Родины, служению Отечеству, воспитание уважения к ношению погонов, гордости за российских офицеров.
( слайд 11)
«Не сумма знаний, а «правильный образ мышления» и нравственное воспитание - вот цель обучения», М.В. Ломоносов. Начиная с адаптационной недели мы знакомили кадет с Уставом ВС, традициями корпуса, объясняли их значимость в жизни кадета, учили Клятву Кадета. Торжественное принятие Клятвы кадета стало значимым событием в жизни каждого воспитанника. Присутствие родителей, первых лиц города, ветеранов ВОВ и труда, выпускников придали торжественность и важность моменту.
( слайд 12)
В соответствие с программой в течение всего учебного года проходят мероприятия, направленные на воспитание нравственных и патриотических качеств личности. Это и Декада изучения жизни и творчества татарского поэта и Героя Советского Союза М. Джалиля,
( слайд 13)
встречи с ветеранами ВС, офицерами разных видов ВС, классные и воспитательные часы,
( слайд 14)
Дни весенней доброты и т.д. Большую помощь в нравственном воспитании оказывают сотрудники Центральной Библиотеки имени Г.Тукая, для которых мы являемся постоянными посетителями.
( слайд 15)
Много положительных эмоций возникло при посещении воинской части в городе Мулино Нижегородской области, где кадеты смогли пообщаться с военнослужащими, увидеть и прикоснуться к военной технике и оружию ВС России.
( слайд 16)
Кадетам надолго запомнится участие в акции «Георгиевская лента»
( слайд 17)
Участие в Параде Победы. Шествие «Бессмертный полк» совместно с родителями сплотило семьи, дети почувствовали причастность к истории России, заинтересовались жизнью своих прадедов.
Формы работы по направлениям- разные от просмотра и обсуждения фильма, спектакля до встречи с реальным Героем.
( слайд 18)
Социальное воспитание является востребованным на всех уровнях социальной и общественной жизни. Именно социальное воспитание может и должно оказывать сегодня свое эффективное влияние на саморазвитие, самосовершенствование, самозащиту личности, на подготовку младшего подростка к жизненному самоопределению.
Анкетирование в начале года позволило определить круг интересов кадет, ожиданий от обучения в кадетском корпусе. Итогом стала разработка дорожной карты (плана саморазвития) каждого кадета. Внеурочная деятельность по данному направлению сочетает как коллективные, так индивидуальные формы работы, проводимые совместно с социально-психологической службой корпуса. В нашем учебном заведении созданы условия для решения одной из главных педагогических задач- воспитание социально-адаптированной личности, действующей в интересах общества, создана среда для реализации интересов и потребностей каждого кадета.
( слайд 19)
По требованиям ФГОС главной целью обучения должно быть общеинтеллектуальное развитие, что бы дети не лишились радости открытия нового и постепенно не потеряли способность к творчеству. Вся работа в данном направлении ведется на раскрытие и преумножение способностей кадет. 5 кадет занимаются в математическом кружке, посещают математические викторины «Абака», 6 – дополнительные образовательные занятия по русскому языку, 2-по английскому языку, 6- в кружке робототехники. Кадеты 25 взвода в течение года участвовали в предметных олимпиадах, в Республиканском интеллектуальном конкурсе «Звезда», организованном Республиканским олимпиадным центром, где стали призерами. 2 кадета участвовали в научно-исследовательской конференции им. В.В. Молодцова, команда кадет удачно выступила в интеллектуально-развлекательной игре «English quest».
( слайд 20)
Посещение «физической лаборатории» в городе Ижевске перевернуло взгляд у кадет на физические и природные явления. Мальчишки имели уникальную возможность участвовать и проводить опыты на представленных экспонатах.
( слайд 21)
Продолжением знакомства с физическими и природными явлениями стала декада космонавтики во взводе. Она включала в себя встречи с майором запаса РВСН, Чемпионом мира по ракетомодельному спорту, запуск моделей ракет, изготовление простейших бумажных моделей самолетов и ряд других мероприятий.
( слайд 22)
«Основы светской этики» учебный предмет стал основой общекультурного направления внеурочной деятельности. Напомню вам цель данного направления – формирование ценностных ориентаций, развитие общей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран.
( слайд 23)
( слайд 24)
Посещение спектаклей, кинотеатров, экскурсии по городам дополняют занятия хоровым пением, хореографией, барабанами.
( слайд 25)
Участие во Всероссийской акции «Библионочь» в центральной библиотеке имени Г. Тукая послужило мотивацией для дальнейшего интеллектуального развития.
Наша программа внеурочной деятельности предусматривает презентацию творческих работ кадет в формате «Фестиваль талантов».
Все направления внеурочной деятельности тесно связаны между собой, они пересекаются при проведении мероприятий, иногда трудно выделить основное направление меропрриятия.
( слайд 26)
Нам удалось наладить тесное сотрудничество со всеми родителями. Благодаря у нас нет задолженности за обучение и проживание, родители откликаются на просьбы в организации мероприятий, субботников и т.д. Родители оказывают помощь в ремонте школьного инвентаря, выступили спонсорами в приобретении 12 электровыжигателей по дереву.
Здесь вы видите на слайде коллаж, посвященный 23 февраля с фотографиями пап и дедушек.
На 8 марта мы подготовили видеоролик с музыкальным поздравлением мамам и бабушкам.
В течение всего учебного года мы сотрудничаем в вопросах успеваемости, поведения, организации школьных и классных мероприятий. Родительские собрания сопровождаются фото и видеоматериалами, а не являются сухим отчетом по успеваемости или наставлениями по воспитанию. Такой формат является привлекательным для родителей, и явка составляет 100%.
(Последний слайд)
При реализации программы мы планируем добиться
личностных результатов;
предметных результатов;
метапредметных результатов.
На слайде вы увидели планируемые результаты, которых мы предполагали добиваться в течение 2015-2016 учебного года. На сегодняшний день мы можем констатировать, мы сохранили контингент, создали коллектив. Никто из воспитанников на сегодняшний день не планирует поменять образовательное учреждение. Успеваемость составляет – 100%, качество знаний -82%. Вся работа велась при поддержке социально-психологической службы, содействии педагогов и администрации корпуса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"
Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...
внеурочная деятельность 2 класс шахматы
внеурочная деятельность. шахматы. курс 2 класса является продолжением курса 1 класса....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"
Основной целью программы «Волшебный компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...
Календарно - тематическое планирование "Волшебный компьютер" внеурочная деятельность 1 класс
представлено КТП...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности. 6 класс "Русь и Орда".
Рабочая программа посвящена изучению периода, занявшего в нашей истории более двух веков - времени зависимости от Золотой Орды. В связи с тем, что этот аспект в школьной программе изучен не достаточно...
Программа внеурочной деятельности, 5 класс.Проектная деятельность
Данная программа преднозначена для проведения занятий во второй половине дня с пятиклассниками из расчета 17часов в год....
занятие по внеурочной деятельности 1 класс
Тема занятия: Решение задач на развитие внимания, памяти, мышления....