Самоуправление – одно из средств воспитания и социализации личности ребенка.
статья на тему
Опыт использования ресурса самоуправления в коррекциооной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoupravlenie_-resurs_razvitiya.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоуправление – одно из средств воспитания и социализации личности ребенка.
Уважаемые коллеги, сегодня мы говорим с вами о детях подросткового и юношеского возраста. О том, как решить задачи, поставленные перед образовательными организациями в плане их воспитания.
Современное образование большое внимание уделяет воспитательной функции школы. Это отражено и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и в Федеральных государственных образовательных стандартах начального и среднего (полного) образования, в проекте Специальных Федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Школа должна создать условия для личностного развития ребенка, для его нравственного становления, для приобретения им социального опыта, для формирования готовности обучающихся к социальному взаимодействию и решению тех или иных задач.
Это достигается средствами познавательной, трудовой, нравственной, творческой, общественной, социально-значимой деятельности.
Уклад школы-интерната, где дети находятся круглосуточно на протяжении учебного года в стенах школы, дает широкие возможности для полноценного системного процесса воспитания и социализации ребенка.
Остановлюсь на возможностях школьного самоуправления.
Многие из вас скажут, что настоящего самоуправления, которое мы имеем в виду, сейчас в школах в большинстве своем не существует. Если оно и есть, то руководство, в основном, принадлежит взрослым. Да, это так, особенно, если в школе есть дети с ОВЗ, у которых в развитии характерны нарушения эмоционально-волевой сферы, недостаточное развитие познавательных процессов. Что, естественно, сказывается на качестве самоуправления. Но даже из того самоуправления, что мы имеем в школе на данный момент, можно извлечь массу полезного и нужного для развития и социализации учащихся.
Что же такое самоуправление? Многогранность детского самоуправления как психолого-педагогического явления является причиной и источником многочисленных, часто разноаспектных толкований и определений.
Так, например, В.М. Коротов определял ученическое самоуправление как метод организации воспитательного коллектива.
Ю.П. Сокольников видит в самоуправлении «способ организации деятельности школьников».
Л. И. Новикова считает, что самоуправление – это разумно осуществляемая самими детьми деятельность, включающая постановку цели, планирование, способы реализации плана, организацию учета и контроля.
В педагогике самоуправление рассматривается с позиции решения учебно-воспитательных задач, стоящих перед коллективом учащихся и педагогов.
Какие задачи помогает решать школьное самоуправление нам?
- В первую очередь, это умение жить и взаимодействовать в разновозрастном коллективе.
В свое время вместо пионерской организации в школе было создано новое детское объединение - Союз девчонок и мальчишек. Тогда зародилась традиция – объединять детей разных классов в разновозрастные отряды. Таких отрядов в школе неизменно четыре. По традиции куратором (руководителем отряда) назначается воспитатель. Большое значение имеет, как руководитель сумеет организовать детей в отряде. Сделать так, чтобы дети почувствовали себя полноправными участниками жизни отряда, смогли проявить себя, научились элементарным навыкам самоуправления.
Все, что планируется, реализуется в отряде рассчитано на участие детей всех возрастов. Каждый ребенок вносит свой посильный вклад в жизнь своего отряда.
В ходе планирования мероприятий, которые пройдут в отряде учитывается мнение младших и старших, продумывается степень участия учащихся в подготовке сборов отрядов: кто из ребят способен организовать отрядное дело, кто в чем-то помочь, кто будет активным участником, а кто в силу своих особенностей может быть просто слушателем или зрителем.
В процессе взаимодействия эффективнее используются склонности и увлечения детей. Кто-то из ребят имеет способности к художественному творчеству, кто-то к музыкальному, кто-то умеет четко выполнить задание, поручение, кто-то увлекается спортом, кто-то отличается в трудовых делах. Осознание ценности своего вклада в общее дело способствует формированию своего положительного «Я»: Я могу, я умею, я способен, я уважаю себя».
- Самоуправление дает опыт выбора кандидатур в структуры дружины.
В жизни, достигнув нужного возраста, учащиеся участвуют в процедуре выборов в органы власти в регионе и в стране. Школьное самоуправление дает возможность проиграть этот процесс неоднократно в разных формах: открытое голосование и закрытое голосование. В отрядах ежегодно выбирается Совет отряда, периодически проходят выборы в Совет дружины. Дети очень чутко чувствуют того, кого они хотели бы видеть в активе, в большинстве своем, правильно оценивают нравственные качества своих товарищей, их способность и готовность отвечать за порученное дело, выделяют из всех того, кто достоин их уважения. Бывают, конечно, случаи неадекватной оценки, в том числе и самооценки. Но в том и роль воспитателя, чтобы разъяснить суть требований к поручению, раскрыть смысл положительных нравственных качеств, которыми должен обладать человек, которого выбирают ответственным за то или иное дело в Совете; донести до учеников мысль о значении самоуправления; сформировать положительные мотивы по отношению к самоуправленческой деятельности.
- Жизнь в общешкольном коллективе учит подчиняться определенным требованиям, установкам, выполнять возложенные обязанности.
Отрядные и дружинные дела направлены на разные виды деятельности. За каждым из них в Совете отряда и в Совете дружины закреплен выбранный ребятами ответственный: командир отряда, ответственный за учебный сектор, трудовой, культурно-массовый, сектор дисциплины, за сектор физкультуры и спорта, сектор информации и редколлегии.
Дети учатся выполнять свои поручения ответственно и добросовестно. Здесь опять же значительную роль играет воспитатель. Большинство ребят необходимо учить самостоятельности, системности выполнения своего поручения, для этого необходим контроль со стороны взрослого, напоминание, помощь, мотивирование на инициативу.
Необходимо учить анализировать результаты своего труда, что получилось, что нет, почему? как надо сделать, чтобы был эффект от работы. Порой даже надо учить, как разговаривать с ребятами о проблемах отряда, класса, как выстроить диалог с отдельными учащимися.
Конечно, есть много положительного в том, как слаженно работает отряд и дружина. Давно вошло в уклад школы дежурство по отрядам. Дети среднего и старшего звена умеют организовать дежурство на постах, учат этому малышей. Еженедельно по воскресеньям происходит сдача дежурства другому отряду. Сюда обязательно входит генеральная уборка школы, подготовка «Молнии» за прошедшую неделю. Также дежурный отряд готовит минутку политинформации на утренней линейке по понедельникам.
Замечу, что многие дети из отрядов, проживают не в интернате, а в городе со своими родителями. Большая заслуга принадлежит тем воспитателям, которые смогли воспитать в них потребность в свой выходной день придти и помочь своим товарищам.
Ответственные в отрядах за учебу своевременно собирают информацию о результатах учебы ребят своего отряда, анализируют с помощью педагогов причины неуспеваемости, способы помощи ребятам, получившим отрицательные оценки.
- Взаимодействие в рамках класса, отряда, дружины помогают расширять кругозор детей, формировать ценностные ориентиры, формировать опыт нравственного поведения, способствует разнообразной творческой деятельности.
Раз в неделю каждый отряд собирается на какое-либо запланированное мероприятие. Мероприятия могут быть досуговыми, творческими, спортивными, интеллектуальной или трудовой направленности.
Важно, чтобы не было сплошного развлечения, а мероприятие носило воспитывающий характер, позволяло детям узнать что-то новое, попробовать себя в иной роли. Поэтому уже на стадии планирования за каждым предложенным для проведения отрядным делом закрепляется ответственный в лице воспитателя или старшеклассника.
Ненавязчиво, исподволь нужно направить ребят на выбор содержания полезного для развития личности, служащего укреплению и сплочению коллектива, а не способствующего пассивному наблюдению со стороны или ущемлению личности ребенка (Я не сумею, я не буду).
В дружине много традиций. Это и проведение традиционных праздников «День знаний», «День учителя», «День мудрости и доброты», «День матери», «День любви и надежды», «Праздник красивой речи», «Новый год», «День Победы» и т.д.. Проведение акций «Помоги ветерану», «Подарок ветерану», шефская помощь ветеранам труда, уход за могилами героев ВОВ, природоохранные акции, акции по благоустройству территории школы.
Год назад отряды участвовали в разработке и защите проектов по благоустройству «Красивая школа». Данный проект занял призовое место в области. Благодаря этому проекту и совместному труду учащихся и взрослых, территория школа заметно преобразилась.
Кроме того, каждый класс имеет за собой закрепленную территорию, за чистотой и порядком которой следит ежедневно. Контроль осуществляет актив отряда и дружины.
Самостоятельный и системный контроль осуществляется со стороны Совета дружины в части содержания детьми спального корпуса. Еженедельно подводятся итоги генеральных уборок спален, содержания личных вещей, периодически контролируется наличие и надлежащее использование учащимися учебной, повседневной и спортивной одежды, школьных принадлежностей, школьного имущества.
Значимым итогом работы всего детского самоуправления является традиционные отчеты отрядов в конце учебного года, школьный конкурс «Звезды школы», собрание школьного коллектива.
Отчет отряда – это произвольная форма рассказа о жизни отряда в течение учебного года, его успехах и достижениях. Здесь есть простор для творчества как в подаче материала, так и в непосредственном участии детей. Как правило, это очень интересный и зрелищный праздник. Каждому отряду есть, что показать, есть возможность включить детей в подготовку этого праздника, оценить и презентовать работу своего отряда.
«Звезды школы» позволяют учащимся в течение всего учебного года выстраивать траекторию своей деятельности так, чтобы постараться номинироваться в ходе этого конкурса.
Здесь учитывается все: наличие поручений, отношение к ним, степень участия в отрядных, дружинных и общешкольных мероприятиях, использование возможности постоять за честь школы в спортивных соревнованиях, творческих выставках и конкурсах.
Этот конкурс дает толчок для саморазвития, для проявления своих талантов и способностей, для проявления положительных черт характера, а также настойчивости, ответственности, стремления узнать и постичь новое. Педагогу нужно направить и найти пути, которые помогут ученику достичь новых вершин.
Есть много неиспользованных ресурсов самоуправления, хотелось бы больше самостоятельности от учащихся, больше инициативы, больше увлеченности что ли, активности. Но в этом и есть перспектива, надежды на будущее, это дает идеи на совершенствование самоуправления в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация личности ребенка в условиях общеобразовательной школы
Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого- педагогические условия через содержание учебных предметов и ад...
Программа работы экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка»
Программа данной экспериментальной площадки была успешно реализована на базе Панаевской школы-интерната в 2008-2011 годах. Наработки, созданные в ходе реализации Программы эксперимента, получили одобр...
Подпрограмма к программе муниципальной экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка» «Азы журналистики»
Печатается по решению методического совета в рамках реализации программы работы муниципальной экспериментальной площадки«Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личн...
Социализация личности ребенка путем развития и становления его лидерских качеств
Успех — это не столько то, что мы имеем, сколько то, кем мы становимся в результате. Джим Рон...
Обобщение опыта по теме "Работа с природным материалом как возможный путь социализации личности ребенка"
Тема "Работа с природным материалом как возможный путь социализации личности"...
Создание условий для успешной социализации личности ребенка в условиях УДОД
Данная презентация содержит материализ опыта работы по актуальной в настоящее время теме - процесс социализации личности ребенка в условиях образовательного учреждения (в частности, учреждения д...
Педагогическая поддержка как одно из средств успешной социализации личности.
Педагогическая поддержка как одно из средств успешной социализации личности....