Психологические условия формирования ценностных понятий на уроках и внеклассных занятиях
статья

Сулейманова Надежда Ивановна

В автореферате представлена авторская методика формирования у школьников ценностных понятий. Материалы могут использоваться как при преподавании предметов гуманитарного цикла, так и во внеклассной работе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое дружба? Культурологическое исследование детей и взрослых

Слайд 2

Нет друга – ищи, а нашёл, береги

Слайд 3

Жить заодно, делиться пополам

Слайд 4

У друга и вода слаще мёда

Слайд 5

Для милого дружка и серёжку из ушка

Слайд 6

Дружба от недружбы близко живёт

Слайд 7

Насильно мил не будешь

Слайд 8

Я считаю своим другом того, кто …

Слайд 9

Если я поссорился со своим другом, то я …

Слайд 10

Предательство друга …

Слайд 11

Если мой друг говорит обо мне неприятную мне правду, то я …

Слайд 12

Если человек дружит со мной, потому что я ему нужен …

Слайд 13

Я могу научить своих друзей…

Слайд 14

А.С. Пушкин

Слайд 15

Царскосельский лицей

Слайд 16

Комната А.С. Пушкина

Слайд 17

Ивану Пущину: Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединённый, Печальным снегом занесённый Твой колокольчик огласил .

Слайд 18

Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа, неразделим и вечен – Неколебим, свободен и беспечен Срастался он под сенью дружных муз

Слайд 19

Друг – это человек … Дружба нужна людям … Продолжите предложение:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Культурологическое исследование Что такое любовь?

Слайд 2

М.К. Мамардашвили «…от чего зависит такое <…> человеческое переживание, как любовь, или привязанность к другим людям - к отцу, к матери, жене, к возлюбленной?»

Слайд 3

« Известно, что мы состоим из праха, из материи. <…> Материя это способность наших нервов раздражаться, оставаться в состоянии раздражения, способность удерживать какую-то интенсивность самих ощущений. … наша психика живет по определенным природным законам, которые свидетельствуют, что у наших чувств есть порог чувствительности, и сами по себе (по законам природы) они не могут сохраняться, все неминуемо рассеивается … По законам энтропии они ( чувства) рассеиваются. Или должны быть как-то закодированы».

Слайд 4

Цветок засохший, безуханный , Забытый в книге вижу я, И вот уже мечтою странной, Душа наполнилась моя . Прощай , письмо любви! Прощай : она велела. Как долго медлил я! как долго не хотела Рука предать огню все радости мои!... Но , полно, час настал. Гори, письмо любви. … Грудь моя стеснилась. Пепел милый Останься век со мной на горестной груди. А.С. Пушкин

Слайд 5

Огюст Роден

Слайд 6

Владимир Лубаров

Слайд 7

Chopin Nocturne Op. 9 No. 2 http:// www.youtube.com

Слайд 8

Эрик Фромм

Слайд 9

Способность отдавать , а не получать. Но не в значении жертвовать. Давать, значить делиться и радостью и болью, всеми проявлениями себя, своим творчеством, заботами и проблемами. И умение принять всё, что даёт тебе другой человек. Его заботы, проблемы, радости и неудачи.

Слайд 10

Забота о благополучии другого человека. Деятельностная озабоченность в благополучии того, кого мы любим. Стремление сделать жизнь другого человека лучше, помогать ему.

Слайд 11

Уважение – принятие человека таким, каков он есть. Не стремиться переделывать и помыкать, не указывать на его недостатки.

Слайд 12

Знание – желание узнать, что любит человек, а что ему неприятно, но не лезть в душу. Слушать, когда он стремится быть услышанным и постараться увидеть мир его глазами. Знать, чтобы лучше понимать причины его поступков, а не для того, чтобы исправлять.

Слайд 13

Формула любви


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое добро? Культурологическое исследование по модульной подпрограмме «Эстафета добра»

Слайд 2

Почему так много в мире зла? Сможет ли на это кто ответить? К истине дорога так светла, К истине, единственной на свете… Ту дорогу потеряли мы. Та потеря самая большая! И теперь бациллами чумы Мир живёт, друг друга заражая. Всех мне их, увы, не перечесть. Назову бациллы основные: Ложь, измена, рядом с ними лесть, И конечно все грехи земные. Что нам сделать, чтобы вырвать зло? Вырвать с корнем и забыть на веки? Чтобы никогда не проросло Это чувство в нраве человека? Предлагаю сделать День добра Самым звонким праздником планеты, Чтоб весь день и ночку до утра Пела радость нам свои куплеты. Гаврюшкин Александр Евгеньевич

Слайд 3

Наступит золотой век, и люди будут жить без законов и принуждения, совершенно добровольно творя добро и справедливость ( Овидий - )

Слайд 4

Учись доброму, так худое на ум не пойдет (русская пословица)

Слайд 5

Жизнь дана на добрые дела (русская пословица)

Слайд 6

Доброе дело само себя хвалит (русская пословица)

Слайд 7

Красота до вечера, а доброта на век (русская пословица)

Слайд 8

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях ( Блез Паскаль )

Слайд 9

Выгода от доброго деяния - то, что ты использовал возможность его совершить ( Сенека Луций Анней (Младший) )

Слайд 10

Даруй свет, и тьма исчезнет сама собой ( Эразм Роттердамский )

Слайд 11

Думай хорошо, и мысли созреют в добрые дела Лев Николаевич Толстой

Слайд 12

Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро Антон Павлович Чехов

Слайд 13

Не ждите необычных обстоятельств, чтобы творить добро; попытайтесь творить добро в обыденной обстановке ( Ж.П. Рихтер )

Слайд 14

проект Цель Задачи Ресурсы Риски и ограничения Ожидаемый результат План реализации проекта

Слайд 15

Спешите делать добро!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое мужество? Культорологическое исследование

Слайд 2

Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Вы никогда ничего не сделаете в этом мире без мужества. Это наивысшее качество ума, следующее за честью.

Слайд 3

Сенека Луций Анней ( Lucius Annaeus Seneca) около 4 до н. э Истинное мужество заключается не в том, чтобы призывать смерть, а в том, чтобы бороться против невзгод. .

Слайд 4

Мужество особо почиталось на Руси. Это качество было крайне необходимо русским людям в тех тяжелейших условиях, в которых им чаще всего приходилось жить. В понимании коренного русского человека лучше умереть, чем погрешить против мужества. Смерть не страшна, если ты стоишь за праведное дело, и, уповая на Бога, не погибнешь.

Слайд 5

«Сын, избегай и распри, но, коль поединок случится, не заслужи позора в мужестве своем: ни жизнь и ни смерть не бывают без пользы, а выйдешь с честью из боя – честь и обретешь». Древнерусский сборник «Пожелание праведного спасения»

Слайд 6

Владимир Мономах (1053—19 мая 1125) «Смерти, дети мои, не страшась, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, какое вам Бог пошлет; никто из вас не повредится и не убьется, пока не будет от Бога повеления».

Слайд 7

Многим коренным русским людям мужественность была врожденна, закаляясь в тяжелейших испытаниях. Мужество воспитывалось изо дня в день в упорном сопротивлении трудностям.

Слайд 8

Ломоносов Михаил Васильевич 1711 - 1765 «Дерзайте Отчизну мужеством прославить!»

Слайд 9

Н. М. Карамзин (1766 - 1826 ) «Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собой»

Слайд 10

А. А. Бестужев-Марлинский ( 1797 – 1837) Истинное мужество немногоречиво: ему так мало стоит показать себя, что самое геройство оно считает за долг, не за подвиг

Слайд 11

Василий Александрович СУХОМЛИНСКИЙ (1918 - 2.09.1970) «Самое трудное – мужество повседневности, многолетнего труда. Найди себе идеал мужества и неотступно следуй ему»

Слайд 12

К. Д. Ушинский 1824-1871 Природная смелость есть та глыба драгоценного мрамора, из которой страх вырабатывает величественную статую мужества. Не тот мужественен, кто лезет на опасность, не чувствуя страха, а тот, кто может подавить самый сильный страх и думать об опасности, не подчиняясь страху .

Слайд 13

Хун Цзычэн (XVII в.) китайский писатель, поэт и философ «Поднимаясь в гору, имей мужество пройти по обрывистой тропе. Идя по снегу, имей мужество пройти по скользкому мосту». В слове «мужество» заключен глубочайший смысл. Если на опасных поворотах жизни и на ухабах мирских путей тебе не хватает мужества, ты непременно застрянешь в какой-нибудь заросшей бурьяном яме».

Слайд 14

Райнхольд Нибур (1892-1971 ) Боже, дай мне спокойствие, чтобы принять то, чего я не могу изменить, мужество, чтобы изменить то, что я могу, и мудрость, чтобы увидеть разницу.

Слайд 15

Андре Мальро (1901-1976) Часто разница между успешным человеком и неудачником состоит не в наличии лучших способностей и идей, но в мужестве, чтобы сделать ставку на свои идеи, взять на себя просчитанных риск и действовать. .

Слайд 16

Анна Ахматова (1889-1966) Мужество Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова,- И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки! 23 февраля 1942 Ташкент

Слайд 17

Александр Матросов

Слайд 18

Лучше гор могут быть только горы…

Слайд 19

Бескомпромиссное мужество Кэтлин Гиллис 2004

Слайд 20

Мужество жить

Слайд 21

Мужество жить

Слайд 22

Мужество жить

Слайд 23

Орденом Мужества награждаются граждане за самоотверженность, мужество и отвагу, проявленные при спасении людей, охране общественного порядка, в борьбе с преступностью, во время стихийных бедствий, пожаров, катастроф и других чрезвычайных обстоятельств, а также за смелые и решительные действия, совершенные при исполнении воинского, гражданского или служебного долга в условиях, сопряженных с риском для жизни.

Слайд 24

Определение понятия МУЖЕСТВО, одна из семи человеческих добродетелей, означающих стойкость в беде и борьбе, духовную крепость, доблесть, храбрость, отвагу, спокойную смелость в бою и опасностях, терпение и постоянство. Му́жество — одна из добродетелей, отражающая нравственную силу при преодолении страха. Мужество зачастую выступает как способность переносить страдания, включая физическую боль.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тренинг «МОЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

Слайд 2

Для чего мы живем? Культурологическое исследование

Слайд 3

Двое встретились Вероятность встречи твоих родителей 1 : 8 000 000 000

Слайд 4

Новая семья Твои родители не умерли в детстве, встретились и решили завести ребенка

Слайд 5

Уникальность рождения Когда соединились ДНК твоих родителей, вероятность появления человека с твоей генетической структурой 1 : 10 000 000

Слайд 6

Это твой будущий мозг

Слайд 7

Растешь

Слайд 8

Появился ты

Слайд 9

Ты пришел в этот мир Ты не умер в процессе вынашивания, при родах, в младенчестве, в раннем детстве

Слайд 10

Впереди жизненный путь…

Слайд 11

Для чего мы живем?

Слайд 12

Торнтон Уайлдер Жизнь имеет только тот смысл, который мы ей придаем

Слайд 13

Фридрих Ницше Тот, кто ответил себе на вопрос «Зачем жить?», сможет вытерпеть почти любой ответ на вопрос «Как жить?»

Слайд 14

Для чего мы живем?

Слайд 15

Аристотель Жить – значит делать вещи, а не приобретать их

Слайд 16

Виктор Франкл «Не последний из уроков, которые мне удалось вынести из Освенцима и Дахау, состоял в том, что наибольшие шансы выжить даже в такой экстремальной ситуации имели, я бы сказал, те, кто был направлен в будущее, на дело, которое их ждало, на смысл, который они хотели реализовать»

Слайд 17

Сенека Пока мы откладываем жизнь, она проходит

Слайд 18

Пифагор Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в настоящем

Слайд 19

Жюль Ренар (1864-1910) Человек, которому повезло, — это человек, который делал то, что другие только собирались сделать

Слайд 20

Индийская мудрость Когда ты родился, ты один плакал, а все вокруг радовались. Проживи свою жизнь так, чтобы когда ты будешь умирать, все вокруг плакали, а ты один улыбался

Слайд 21

Ричард Бах: Если тебе когда-нибудь захочется найти человека, который сможет преодолеть любую, самую невероятную беду и сделать тебя счастливым, когда этого не может больше никто - просто посмотри в зеркало и скажи: "Привет!"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование межпредметных понятий на уроке математики в 6 классе (при изучении темы «Координатная плоскость»)

Формирование межпредметных понятий на уроке математики в 6 классе (при изучении темы «Координатная плоскость») План урока.Учитель математики: Заховалко Е.В., МКОУ «Ушакинская ООШ №2»Предмет: мате...

Психологическая условия формирования ценностных понятий на уроках и внеклассных занятиях

В автореферате представлена авторская методика, апробированная в течение 15 лет на занятиях в начальной школе, в учреждении дополнительного образования и в детском доме. Может быть применена как на ур...

Доклад на тему: «Психологические условия формирования мотивационно-ценностного отношения учащихся средних и старших классов к занятиям физической культурой»

Доклад на тему: «Психологические условия формирования мотивационно-ценностного отношения учащихся средних и старших классов к занятиям физической культурой»...

Формирование ценностных ориентаций на уроках литературы Презентация

Презентация обобщает опыт работы, составлена таблица соответствия произведений школьной программы и транслируемых в них нравственных ценностей....

Произведения о Великой Отечественной войне и их роль в формировании патриотизма на уроках и внеклассных занятиях

Уроки литературы и внеклассные мероприятия по предмету  – это плацдарм для работы над темой Великой Отечественной войны,...