Произведения о Великой Отечественной войне и их роль в формировании патриотизма на уроках и внеклассных занятиях
статья по литературе
Уроки литературы и внеклассные мероприятия по предмету – это плацдарм для работы над темой Великой Отечественной войны, возможность поговорить о том, что такое героизм, народный дух, смелость, любовь к Родине, долг и ответственность. Именно в школе мы должны раскрыть ученикам значение слов « патриот» и «патриотизм», так как детство, юность – самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине.
Литература, как никакой другой школьный предмет, способствует духовно-нравственному становлению школьников, формированию их нравственных позиций, патриотизма, эстетического вкуса, совершенствованию коммуникативных навыков.
Представленный материал помогает в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Данные уроки и мероприятия направлены на воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._iz_opyta_raboty.docx | 23.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Произведения
о Великой Отечественной войне и
их роль в формировании патриотизма на уроках и внеклассных занятиях
( из опыта работы)
Статья Жиркиной Н.А.,
учителя русского языка и
литературы МОУ « СОШ имени
Н.В.Грибанова с.Брыковка»
Великая Отечественная война стала огромной трагедией и великим подвигом всего нашего народа. Война — это страшный урок для всех людей.
Константин Симонов писал: « О минувшей войне необходимо знать все. Надо знать, и чем она была, и с какой безмерной душевной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем была для нас Победа. Надо знать и о том, каких жертв нам стоила война, какие разрушения она принесла, оставив раны и в душах людей, и на теле земли. В таком вопросе, как этот, не должно быть и не может быть забвенья».
Уроки литературы и внеклассные мероприятия по предмету – это плацдарм для работы над темой Великой Отечественной войны, возможность поговорить о том, что такое героизм, народный дух, смелость, любовь к Родине, долг и ответственность. Именно в школе мы должны раскрыть ученикам значение слов « патриот» и «патриотизм», так как детство, юность – самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине.
Литература, как никакой другой школьный предмет, способствует духовно-нравственному становлению школьников, формированию их нравственных позиций, патриотизма, эстетического вкуса, совершенствованию коммуникативных навыков.
Патрио́т –это человек, преданный своему народу, любящий свое Отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.
Патриотизм – это чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; гордость за свое Отечество; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям.
Задача учителя: рассказать своим ученикам еще и еще раз о подвигах и славе русского оружия, о любви к родине тех, кто защищал и защищает свое Отечество, прославляет его своим трудом. Поэтому воспитание патриотизма, воспитание гражданственности невозможно без обращения к истории своей Отчизны на уроках литературы и внеклассных мероприятиях.
« …уроки литературы – это не часы развлечения и отдыха…эти часы должны быть часами воодушевления, эмоционального подъема… нравственного прозрения…» - писал Александр Трифонович Твардовский, фронтовик, военный корреспондент.
Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражение в поэтических произведениях о войне А. Твардовского, К. Симонова, С. Орлова, Д.Самойлова , рассказывающих о солдатских буднях, пробуждающих чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
В 5 классе изучаем произведение К Симонова « Майор привёз мальчишку на лафете».Тема « Дети и война». Детство – это начало жизни, самая лучшая пора, радостная, когда все тебя любят, мир полон красок, а война – это горе и смерть, самое трагическое событие в жизни людей и, в особенности детей. Это противоестественно, понятия " дети и война" - несовместимы. Война заставила рано повзрослеть мальчишек и девчонок. На уроке мы вспоминаем о земляке -Герое Советского Союза Н.В.Грибанове, который, рискуя своей жизнью, спасал детей, когда немцы обстреляли его пароход, и дети стали тонуть. Мы говорим о том, что маленькие герои большой войны погибали, но память о них должна жить в наших сердцах.
( Приложение 1 Технологическая карта урока https://yadi.sk/d/9hf0Vykq3HpaVa)
В 8 классе изучаем поэму А.Т. Твардовского «Василий Теркин».Мы пытаемся оценить характер главного персонажа - Василия Теркина, его жизнелюбие, душевную стойкость, мужество, обращаем внимание на юмор в поэме и на ее широкую популярность во время Великой Отечественной Войны. А накануне праздника Дня Защитника Отечества я провожу с ребятами конкурсное мероприятие « Тёркин -20…» В программе звучат отрывки из поэмы А.Твардовского « Василий Тёркин», ребята показывают свою ловкость, сообразительность, силу, выносливость, смекалку, те качества, которые присуще главному герою произведения. Мы организуем выставку рисунков к поэме.. ( Приложение 2 Конкурсное мероприятие
« Тёркин -20» https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2012/11/29/tyorkin-20-konkursnaya-programa
Судьба родины и судьба человека слиты воедино в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»( 9 класс). Стойкость, дух товарищества, преданность Отечеству – эти качества издавна были присущи русскому солдату. На примере Андрея Соколова мы видим и другие черты героев Великой Отечественной войны – несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество. При анализе текста ученики отвечают на вопросы: «Что подтолкнуло человека совершить такой поступок?», «А как бы ты поступил на его месте?». Эти вопросы рождают чувство сопричастности ребенка к событиям далекого прошлого.
Я предлагаю ребятам посмотреть экранизацию художественного фильма
« Судьба человека» ( Приложение 3, ссылка на фильм https://vk.com/video304757701_456239043?list=227a61ebed077f6cd8
Поэзия периода Великой Отечественной войны воспринимается ребятами по-особому, ведь она соединяет высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя. Всеобщее чувство: желание оберечь родную землю, свое гнездо - чувство обыкновенного человека становится понятнее, ближе и роднее. Война воспринимается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть очень тяжелая.
При изучении творчества Юлии Друниной важно не просто прочитать стихи, а «прожить» жизнью героев. Ребята инсценировали стихотворение Ю.Друниной «Зинка» ( Приложение 4 видеоролик https://yadi.sk/i/K6O3ieWVfiWBD )
«Ольга Берггольц – великая дочь Ленинграда, первый поэт блокады. Её голос, полный неподдельной любви и сострадания к ленинградцам, голос, взывающий к жизни, к борьбе. Ей выпало великое и трудное счастье стать поэтической музой, поэтическим знамением блокадного Ленинграда» - так назвал поэтессу Фёдор Абрамов. Изучая творчество О. Берггольц в 11 классе, я провожу час поэзии « Я говорю с тобой из Ленинграда»
( Приложение 5. Час поэзии « Я говорю с тобой из Ленинграда https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2012/11/29/chas-poezii-ya-govoryu-s-toboy-iz-leningrada
В первый день войны на митинге советских писателей прозвучали такие слова: «Каждый советский писатель готов все свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины». Эти слова были оправданы. С самого начала войны писатели почувствовали себя «мобилизованными и призванными». Они жили одной жизнью со сражающимся народом: мерзли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и...писали. Писатели чувствовали себя «окопными поэтами», а вся литература в целом, по меткому выражению А. Толстого, была «голосом героической души народа».
Программа 11 класса отводит минимальное количество уроков на обзорное изучение темы «Литература периода Великой Отечественной войны». Форма « литературная гостиная» внеклассного мероприятия «Строка, оборванная пулей» даёт возможность встретиться с молодыми поэтами 40-х годов; рассказать об их судьбе и творчестве, о значении поэзии в годы войны. ( Приложение 6. Литературная гостиная «Строка, оборванная пулей» https://yadi.sk/d/vtKDidWrljs4Cg)
Произведения, поднимающие тему войны, Отечества, придают урокам литературы особую атмосферу, потому что на них происходит приобщение к мужеству, подвигу народа, проводятся размышления о войне и времени, памяти, бесценности человеческой жизни. Именно в военной прозе и поэзии сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу Отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти.
Дорога к сердцам детей лежит через память о тех, кто погиб за наше Отечество. Память вбирает в себя многое: и чувство благодарности к героям войны, и чувство долга, и неприятие зла, и стремление утвердить справедливость в мире. Ребята по-новому осмысливают, что значит мужество. Это не просто не бояться на войне, это значит находить в себе силы подниматься под пулями, идти в атаку, отстаивая свою землю.
Предлагаю урок мужества «Незабвенны подвиги Героев-земляков», который проводился в школьном музее Героя Советского Союза Н.В.Грибанова. Он посвящён землякам –Героям Великой Отечественной войны. В сценарии использованы стихи поэта- земляка В.Подъяченкова, материал из книги А.Куртасова « Здесь наши корни» и иллюстративный материал музея, который обогащает учащихся знаниями по краеведению.
( Приложение 7. Урок мужества « Незабвенны подвиги Героев-земляков» https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2020/03/26/nezabvenny-podvigi-geroev-zemlyakov)
Каждый человек должен знать историю своей страны, в которой мы живем, понимать цену победы, чтобы помнить о людях и их мужестве. Воспитание патриотизма в школе имеет главное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений. Учителю важно показать, что произведения о войне заставляют гордиться своей страной, своим народом, помогают понять самого себя, осознать значение каждого человека, заставляют искать свое место в жизни, по–доброму относиться к окружающим людям.
Представленный материал помогает мне в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Данные уроки и мероприятия направлены на воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания. И если мы, учителя, сформируем гражданскую активность, высокую нравственность и духовную окрыленность, тогда можем быть уверены, как сказал Александр Твардовский, «Священная годов минувших память да будет в новом подвиге жива».
Список ресурсов
Приложение 1 Технологическая карта урока . Тема. Дети и война. К Симонов « Майор привёз мальчишку на лафете»
ссылка https://yadi.sk/d/9hf0Vykq3HpaVa
Приложение 2 Конкурсное мероприятие « Тёркин -20…» ссылка https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2012/11/29/tyorkin-20-konkursnaya-programa
Приложение 3, фильм « Судьба человека»
ссылка https://vk.com/video304757701_456239043?list=227a61ebed077f6cd8
Приложение 4 видеоролик инсценировка стихотворения Ю.Друниной «Зинка» ссылка https://yadi.sk/i/K6O3ieWVfiWBD )
Приложение 5. Час поэзии « Я говорю с тобой из Ленинграда»
Приложение 6. Литературная гостиная «Строка, оборванная пулей»
ссылка https://yadi.sk/d/vtKDidWrljs4Cg)
Приложение 7. Урок мужества «Незабвенны подвиги Героев-земляков ссылка https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2020/03/26/nezabvenny-podvigi-geroev-zemlyakov
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль внеклассной работы в формировании исторического сознания молодого поколения о Великой Отечественной войне.
Роль внеклассной работы в формировании исторического сознания молодого поколения о Великой Отечественной войне....
Презентация к внеклассному уроку "Великая Отечественная война в поэзии XX века"(к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)
Почти 70 лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны. Но переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнутьк смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревог...
Магистерская работа «Тема войны и мира на внеклассных занятиях по литературе» (на материале прозы о Великой Отечественной войне).
Магистерская работа «Тема войны и мира на внеклассных занятиях по литературе» (на материале прозы о Великой Отечественной войне). (магистерска работа и текст защиты)...
Роль кинематографа и мультипликации на уроках и внеклассных занятиях по математике.
2016 год объявлен годом кино в России. На этот год приходится ряд значимых киноюбилейных дат — 120 лет со дня первого кинопоказа в России и 80 лет киностудии «Союзмультфильм».Кинематограф для образова...
«Скрытая теплота патриотизма»: роман Л. Н. Толстого «Война и мир» на уроках по прозе о Великой Отечественной войне
изучение прозы о Великой Отечественной войне...
Презентация - Источники Великой Победы СССР в Великой Отечественной Войне 1941 – 1945 г.г. Для дистанционного изучения в 6 классе темы по обществознанию - "Человек и человечность - Патриотизм".
Эта презентация (с привлечением дополнительного материала) поможет самостоятельно изучить в 6 классе тему по обществознанию "Человек и человечность - Патриотизм". Ее можно использовать при д...
Методическая разработка урока истории к 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Тема: «Роль личности в истории Великой Отечественной войны»
Урок проводится в форме интеллектуальной игры (аналог телевизионной игры "За семью печатями"). Целевая аудитория: обучающиеся 10 класса. Специфика этой игры заключается в том, что учитель за...