Психологическая условия формирования ценностных понятий на уроках и внеклассных занятиях
методическая разработка по теме
В автореферате представлена авторская методика, апробированная в течение 15 лет на занятиях в начальной школе, в учреждении дополнительного образования и в детском доме. Может быть применена как на уроках гуманитарного цикла, так и во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
suleymanova_ni_avtoreferat.pdf | 938.61 КБ |
skazka_kak_forma_obobshcheniya_opyta.doc | 244.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное
учреждение дополнительного образования детей
Центр Детского творчества «Хибины»
184250 г. Кировск Мурманской области, проспект Ленина 5
телефон: 544-32, 544-85
На конкурс «Методический материал – 2006» в рамках областного фестиваля
«Калейдоскоп методических идей» в номинации «Обобщение опыта работы».
Педагогическое эссе
как новая форма
обобщения опыта работы
Автор: методист ЦДТ «Хибины»
Сулейманова Надежда Ивановна
2005 год
Методическая записка
Основная цель дополнительного образования, на наш взгляд, – приобщение растущей и развивающейся личности ребёнка к культуре как системе материальных и духовных ценностей. Приобщение средствами активной интересной для ребёнка деятельности и неформального, но педагогически целесообразного общения с педагогом и другими детьми.
Исполняя своё основное предназначение – создание условий для развития мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства, Центр Детского Творчества "Хибины" в процессе своей деятельности ежедневно решает следующие задачи:
- обеспечивает необходимые условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей и подростков;
- создает предпосылки успешной адаптация их к жизни в обществе;
- формирует общую культуру жизнедеятельности;
- учит организации и формирует потребность содержательного досуга.
В то же время, педагоги ЦДТ "Хибины" осознают, что традиционные содержание, формы и методы организации деятельности не позволяют в полной мере использовать потенциальные возможности дополнительного образования как особого педагогического явления.
Дополнительное образование существует в образовательном пространстве России издавна. И всегда, а в годы социализма особенно, ему была присуща воспитывающая функция. Через центры дополнительного образования, в прошлом Дома и Дворцы пионеров, осуществлялась координация процесса воспитания и организации внешкольной деятельности детей и подростков.
В связи с реформой образования 90-х годов, центры дополнительного образования стали выполнять в основном лишь обучающую и досуговую функции, что качественно сказалось на роли дополнительного образования в воспитании личности. Образование без воспитания чревато порождением деформации аксиологической и эмоционально – волевой сфер личности. Знания, не наполненные ценностным отношением, знания мёртвые, зачастую и опасные.
Необходимость создания воспитательной системы ЦДТ "Хибины" обусловлена также следующими факторами:
- Потребностью обучающихся быть причастными к особому, непохожему на школьный, миру дополнительного образования.
- Отличием образовательной парадигмы дополнительного образования от школьной парадигмы. Дополнительное образование имеет все предпосылки для работы в режиме гуманистической парадигмы образования с соблюдением всех требований личностно – ориентированного подхода к обучению и воспитанию.
- Созданием коллектива педагогов дополнительного образования и педагогов – организаторов, способных продуктивно работать в парадигме гуманистического образования, формулировать и реализовывать на практике цели и ценности своей деятельности.
- Состоянием материально – технической базы необходимой для реализации на практике воспитательной системы ЦДТ.
Наличие в ЦДТ "Хибины" воспитательной системы коллектив предлагает диагностировать по следующим критериям:
- Четкость философско–педагогической концепции и программы воспитания обучающихся.
- Целенаправленность, единство целей, задач, принципов при разнообразии средств, направлений, форм и методов обучения и воспитания.
- Преемственность, последовательность, непрерывность воспитывающих взаимодействий детей и взрослых.
- Определение принципов[1] взаимодействия детей и взрослых, неукоснительное их соблюдение в процессе жизнедеятельности.
- Гибкость, способность к развитию и движению, продолжение и развитие лучших традиций воспитания подрастающего поколения.
- Заинтересованность педагогического коллектива в работе по созданию и реализации воспитательной системы ЦДТ.
Цель деятельности любого образовательного учреждения – неповторимая уникальная растущая и развивающаяся личность ребёнка. Всё, что делается педагогами и администрацией Центра направлено на достижение именно этой цели. Личность – понятие многогранное, существует более трёхсот концепций личности и столько же определений этого понятия. Мы рассматривает понятие личность в контексте культуры.[2] Для нас личность – исследователь, защитник и создатель лучших традиций мировой культуры. Такая личность – всегда личность творческая, ищущая, неудовлетворённая и непокорная. Личность самоопределяющаяся и способная к самоактуализации.[3] И, в то же время, личность, способная к продуктивным коммуникациям, открытая для общения и умеющая дарить свой талант людям.
Поэтому фундаментом деятельности ЦДТ "Хибины" являются интересы и потребности ребёнка, основанием для выбора приоритетов совокупность социальных заказов детей и родителей, потребностей общественного развития.
В структуре любой личности всегда наличествуют жизненные ценности (аксиологической компонент сознания), которые являются регуляторами поведения и критериями в ситуациях жизненного выбора. Но, как правило, они формируются стихийно и ситуативно. Принимая за цель деятельности и её главный результат – личность ребёнка как носителя культуры, мы чётко определили ведущие ценности, которые будут провозглашаться и воплощаться в жизнь взрослыми, осваиваться, усваиваться и присваиваться детьми в рамках воспитательной системы "Королевство Добра".
Наша гипотеза – в процессе организованного перемещения ребёнка из стихийного социального пространства в ценностно насыщенное пространство Культуры возможно продуктивное и педагогически целесообразное становление личностных смыслов в структуре сознания растущей и развивающейся личности.
В Центре Детского Творчества занимаются дети от 5 до 18 лет. Попадая в игровое сказочное государство "Королевство Добра", они становятся его жителями, имеющими свои права и обязанности. Структура Королевства Добра также сказочная, но имеющая конкретное смысловое наполнение, соответствующее функциям и содержанию дополнительного образования.
Данная модель отражает лишь внешнее взаимодействие детей и взрослых, но позволяет увидеть следующие его особенности:
- Государственный строй в Королевстве Добра – конституционная монархия. Государство функционирует в стиле "фэнтези", перемещая своих жителей в минувшие и смоделированные грядущие эпохи. Основные государственные законы зафиксированы в Конституции Королевства Добра. Цель каждого жителя Королевства – достичь уровня личностного роста, позволяющего стать гражданином Добра. Гражданство дает избирательные права, но и налагает персональную ответственность за все, что происходит в игровом государстве.
2. Верховная власть в Королевстве находится у Правительницы (директора ЦДТ) и Королевы (представителя сообщества детей, которая выбирается сроком на один год).
3. Правительнице подчиняется Совет Старейшин (педагогический совет ЦДТ) – исполнительная власть, Королеве – королевский Совет (выборных орган, состоящий из детей, родителей и педагогов) – законодательная власть.
Основные игровые понятия и термины
Планета Добра | Муниципальное учреждения дополнительного образования детей Центр детского творчества "Хибины" отдела образования города Кировск Мурманской области. |
Вселенная | Окружающий мир |
Северная галактика | Город Кировск и его окрестности |
Королевство Добра | Воспитательная система ЦДТ "Хибины" |
Центральный материк | Здание ЦДТ "Хибины" |
Мэтры | Педагоги дополнительного образования ЦДТ "Хибины" |
Молодые Мэтры | Педагоги – организаторы ЦДТ "Хибины" |
Мастера и подмастерья | Ученики педагогов отдела прикладного творчества |
Свободные художники и музыканты | Ученики педагогов художественно – эстетического отдела |
Заморские посольства | Лингвистический отдел ЦДТ "Хибины" |
Административные земли | Административные кабинеты ЦДТ "Хибины" |
Материк Огня | Подростковый клуб по месту жительства "Огонек" |
Дерзкие искатели | Скауты отряда Пингвины Русского Союза Скаутов святого Георгия Победоносца ВНСО |
Пламенные Патриоты | Воспитанники военно – патриотического клуба "ЗАЛП" |
Атлеты | Воспитанники клуба атлетической гимнастики |
Материк бродячих мечтателей. | Туристская станция в микрорайоне Кукисвумчорр |
Бродячие мечтатели | Воспитанники отдела туризма, экологии и краеведения. |
Приют галактических странников | Подростковый клуб по месту жительства "Север" в микрорайоне Кукисвумчорр. |
Материк хранителей древних обрядов. | Подростковый клуб по месту жительства "Улыбка" |
Правительница | Директор ЦДТ "Хибины" |
Верховный советник | Заместитель директора по учебно – воспитательной работе |
Королева, глава королевского совета, сын Мэтра театра, рыцари | Воспитанники ЦДТ "Хибины", учащиеся различных учебных объединений. |
Особенные дети | Дети – инвалиды |
Спасатели | Сотрудники поисково – спасательной службы МЧС России |
Старшие помощники | Педагоги – организаторы ЦДТ "Хибины", реализующие длительную комплексную игру "Иди за солнцем следом, дорогою добра". |
Галактические экспедиции | Акции, проводимые членами королевского совета в учреждениях города (в социальном приюте, школах, детском отделении больницы). Акции "Красота спасет мир", "Дорогою добра" и др. |
Галактический совет | Совет ОО. |
Совет старейшин | Административный или научно – методический совет ЦДТ "Хибины" |
Большой совет | Педагогический совет ЦДТ "Хибины" |
Малый совет | Малые педагогические советы ЦДТ "Хибины" |
Королевский совет | Орган детского самоуправления ЦДТ "Хибины" |
Праздники | Итоговые события коллективно – творческих дел. |
Реализация целей, ценностей и принципов воспитательной системы осуществляется в процессе специально организованного педагогического общения и игровой деятельности.
Фундамент подсистемы общения и деятельности – коллективно – творческие дела, осуществляемые в смоделированном игровом пространстве.
Игровое пространство – воспитывающая среда, создаваемая взрослыми, а по мере развития детского самоуправления, самими детьми, которая позволяет в опосредованной (скрытой от детей) форме достигать цели воспитания и формировать определённые концепцией ВС ценностные ориентации.
Подсистема деятельности и общения представлена длительной комплексной игрой "Иди за солнцем следом дорогою добра". Ключевыми коллективно – творческими делами комплексной игры являются праздники, в подготовке и проведении которых принимает участие весь коллектив ЦДТ. Подготовка к каждому празднику – это система мини проектов, акций, регулярная работа королевского совета, пресс-центра и других структур игрового государства. Названия и смысл праздников вытекают из ценностей и целей воспитательной системы. Это праздники Общения, Добра, Доблести и Чести, Любви, Творчества, Семьи
Обобщение опыта создания воспитательной системы учреждения – необходимый компонент анализа и дальнейшего развития педагогической деятельности. Существуют разнообразные формы обобщения. Мы предлагаем, как новую методическую идею, обобщать опыт соразмерно содержанию деятельности. Как образец подобной соразмерности формы обобщения и содержания деятельности мы предлагаем рассматривать педагогическое эссе в стиле фэнтези «Хроники королевства Добра»
СОДЕРЖАНИЕ
Первая галактическая экспедиция 16
Праздник Общения (Праздник знаков зодиака) 19
Большой Галактический совет 21
Все существует постольку,
поскольку существует в нашем сознании.
И все, что представлено в человеческом сознании,
имеет шанс стать реальностью…
Королевство Добра всегда существовало среди бесконечных миров Фэнтези, где сочетается не сочетаемое и невозможное возможно. В этих мирах, созданных созидающей силой человеческого воображения, Добро и Зло ведут непримиримую борьбу за человеческие души, герои там без страха и упрека, любовь безусловна и чиста, и в жизни каждого есть место подвигам…
Девять месяцев в году галактическое пространство вокруг планеты Добра находится под властью Холода. Четверть года планета погружена в мрак Ночи, изредка озаряемой вспышками Сполохов.
Начало
В начале было всеобщее недовольство разобщенностью и изолированностью жителей планеты Добра. Четыре материка и многочисленные острова, объединенные властью одной Правительницы, разделяли океаны Условностей и Непонимания.
Административные земли Правительницы располагались на самом большом материке, где в городах, хранимые музами Творчества, проживали Мэтры со своими учениками, свободные Художники и Музыканты.
К северу от центрального материка находился самый древний приют галактических странников, занимавший изрядную часть материка бродячих Мечтателей, исколесивших вдоль и поперек соседнее с планетой Добра пространство Северной Галактики.
Далеко за пределами планеты славился своими атлетами материк Огня. А три столетия назад обосновались там племена Дерзких искателей и пламенных Патриотов. Иногда заглядывали и бродячие Мечтатели, готовясь к очередной экспедиции, или приводя в порядок истерзанное ледяными галактическими ветрами оборудование и снаряжение.
Самый маленький, расположенный на северо–востоке, материк издавна заселили Хранители древних обрядов Великой России – Святой земли, источника вдохновения и жизненной силы всей Галактики.
Каждый материк жил своей обособленной жизнью, и Правительница понимала, что управляет скорее удельными княжествами, нежели единым государством.
Как объединить людей, столь различных по возрасту, образу жизни и интересам? Большинство жителей планеты - дети и подростки. Но ведь нельзя забыть и о Мэтрах, берущих учеников в обучение. А родители детей, доверяющих Мэтрам самое ценное? Есть ведь и особенные дети, которые ведут себя как пришельцы из иной реальности. Как расширить возможности их общения с остальными детьми при такой разобщенности и изолированности?
Мечта всегда сильнее реальности, и Правительница, вызвав силы Мечты, решила изменить реальность. Был самый короткий день и самая длинная ночь в году.
Идея
Галактический переворот произошел в 93. Планета ПиО, существовавшая, как зафиксировали хроники с века 35, и созданная господствующей в Галактике идеологией, рухнувшей в лабиринты времени в начале 90-х, стала называться Планетой Добра.
Ценности, управлявшие умами и поведением людей, перестали быть регуляторами нравственного выбора Человека. В такие времена силы Зла всегда чувствуют свою власть над человеческими душами, миром правит Хаос и все дозволено. Правительница часто спрашивала Верховного советника:
- Как сегодня воспитывать детей? Мы теряем поколение за поколением. А наша Планета всегда была центром воспитания в Галактике. Теперь же много разных течений и веяний. Хаос несет со всей Вселенной всякий мусор.
Верховный Советник, спасенный ею от смертельных ранений, нанесенных рухнувшей в одночасье мечтой о Новой цивилизации, понимал желание Правительницы:
- Ничто так не объединяет, как общая идея и общее дело.
- Да, пожалуй, только Система может противостоять Хаосу. Попробуй объединить все, что у нас есть, одной идеей. Приведи в систему.
- Путь обобщения случайного и частного мало пригоден для создания системы. Система – упорядоченная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых позволяет достичь заявленных целей. Я попробую создать систему магией проектирования. Сначала, проанализировав состояние реальности, и наши возможности, выдвину гипотезу. И из гипотезы выведу цели и содержание.
- Что ты имеешь в виду? - удивилась Правительница, зная, что её Советник не умеет выбирать очевидных и простых решений.
- Ты права в том, что социальное пространство, в котором растут наши дети, хаотично и стихийно. Сознание ребенка впитывает все, что доступно его восприятию.
- К чему ты это? – уточнила правительница, вновь не понимая связи между её вопросом и получаемыми ответами.
- Вместе с Хаосом миром правят и слуги более могущественных злых сил. Наши дети получают сегодня много информации, которую приносят в Галактику силы Зла.
- Неужели ты считаешь, что в наших силах что – то изменить? – недоуменно воскликнула Правительница.
- Именно, что – то. Мы не сможем организовать культурное пространство Галактики, но можем сделать это на нашей планете. Мы должны показать нашим жителям, что есть другие явления Культуры и другие Ценности. Перемещаясь их из одного поля Культуры в другое, дети получат возможность сравнивать различные культурные пласты.
- Поняла, и это поможет им различать Высокое и Низменное, Свет и Тьму?
- Сначала, можем быть, неосознанно, на уровне интуиции. Но если события, которые они создадут и главными героями которых станут, мы сумеем наполнить яркими чувствами и высокими идеями, следы их непременно останутся в памяти детей, а значит, и в сознании.
Совет старейшин
Правительница молчала. Старейшины притихли. Но каждый чувствовал, что это напряженное молчание готово взорваться бурей самых противоречивых эмоций. То, что предлагал Верховный советник, казалось немыслимым:
Оставим век наш суетливый…
И на коней мечты ретивых,
Вскочив, умчимся сквозь века
В миры волшебные, туда,
Где для героев не бывает
Прямых проторенных дорог,
Там дух Романтики витает
И Тайна манит за порог.
Здесь любят чисто, безусловно,
А слово крепче, чем алмаз,
И нет награды драгоценней,
Чем нежный взгляд любимых глаз.
Тут подлецу не позволяют
Зло безнаказанно творить,
Друзей в беде не оставляют,
Умеют верность сохранить.
Дорогой Доблести и Чести
Идут на бой с исчадьем Зла,
Спасая душу человека
Во имя Света и Добра.
Советники недоуменно качали головами:
- Вы предлагаете создать на Планете сказочный мир?
- Сказка, длиною в год, вполне способна объединить нас. Большинство наших жителей – дети и подростки. Для детей сказка такой же реальный мир, как и тот, в котором они живут. А подростки ищут романтики и приключений, их обуревает жажда неведомого. Вот и попробуем создать поле Культуры, в котором все это станет одной из граней реальности. А для нас это будет пространство Воспитания. Ведь Воспитание и есть ни что иное, как приобщение растущей личности к Культуре.
- А как мы будет выполнять задачи социализации и адаптации детей и подростков? Ведь они будут у нас жить в вымышленном мире, - недоуменно спросил один из мудрейших советников.
- Дети не космонавты, вернувшиеся на родную планету после длительного путешествия. Сейчас мы с вами живем в мире, описанном в произведениях писателей–фантастов во времена молодости наших родителей. Наши учителя, готовили нас к жизни совсем в другой реальности, сузив сознание многих до границ их собственного бытия. Не здесь ли кроется причина трагедии взрослых, не сумевших состояться после галактического переворота?
- Если сказка, то может, создадим её в традициях национальной галактической культуры? - предложил старейший из Метров:
- Конечно, выбирая содержание, мы будем опираться на лучшие образцы Культуры, что оставили нам предшествующие поколения. Ведь наш долг – сохранить их. В том числе и Культуру Великой Руси. Но разумно ли ограничивать сознание детей рамками одной Культуры, даже такой великой, как русская? Ведь мир сегодня – огромная открытая книга. Выбирая цель и содержание воспитания наших детей, нужно ориентироваться не на прошлое, а на будущее человечества.
- Какое оно, это будущее? - усмехнулся Мэтр Живописи. – Разве нам это дано предугадать?
- Этим занимаются философы – футуристы, – пояснил Верховный советник. - Наша задача, внимательно прочесть их работы, и сделать выводы для себя, раз уж мы приняли на себя высокую ответственность за воспитание детей.
- Так как будет называться то, что объединит всех нас?
- Королевство Добра.
- Королевство? Это же средневековье! - В проницательных глазах Мэтра Театра отразилось недоумение. - Рыцари, прекрасные дамы, турниры, крестовые походы и костры, на которых сжигали ведьм!
- Мы будем создавать сказку в лучших традициях фэнтези. В произведениях Магов фантастики Королевство встречается довольно часто. – Верховный советник пытался пробиться сквозь полные недоумения возгласы почтенных Мэтров. - И наше Королевство будет иметь мало общего с тем, о чем вы сейчас вспомнили. Это государство будущего, модели которого пока в Галактике не существовало.
Молодые Мэтры молчали, не понимая, почему так возбуждены их Наставники. - Фэнтези, это ведь так интересно!
- Подождите, ведь можно найти и компромиссный вариант. Ну, заменим слово Королевство на слово "страна", или "республика". Что изменится?
Верховный советник понял, почему Правительница так долго молчала.
Но всякий обладает достаточной силой, чтобы исполнить то, в чём он убеждён.
Большой совет старейшин
И были сутки, в которых ночь длится столько, сколько и день. В преддверии долгой зимы суровая природа радовала непривычно яркими красками всегда изысканно строгого пейзажа. На вершинах гор уже лежал снег.
Все старейшины собрались в тронном зале. Неторопливая речь Верховного советника заставила многих задуматься:
- Если в прошлые эпохи на протяжении всей своей жизни человек находился в поле одной культуры, то сегодня, в эпоху информационного общества, ребенок может родиться в недрах одной культуры, а стать взрослым в другой. Учитывая галактические тенденции глобализации и интеграции, нельзя забывать о том, что грани, разделяющие одну культуру от другой, постепенно стираются.
Члены совета волновались:
- Да, это так, но слово "королевство" непроизвольно у большинства ассоциируется с западом Галактики. Не навязываем ли мы, таким образом, нашим детям чужие ценности?
- Ценности мы сегодня определим сами. И можно ли определить культурную принадлежность таких ценностей как "добро" и "любовь"? Да, японцы в средние века считали "любовь" понятием христианской культуры. Но не сегодня, когда электронная галактическая паутина уничтожила все границы в общении людей.
- Как же мы можем сами выбрать Ценности? Ведь Ценности то, что выше наше нас и самой своей сущностью требует нашего служения.
- В структуре любой личности всегда наличествуют ценностные ориентиры, которые являются регуляторами поведения и критериями принятия решений в ситуациях жизненного выбора. Но, как правило, они формируются стихийно и ситуативно. Отсюда и нравственная ненадежность, свойственная многим людям. Мы выберем те Ценности, которые значимы для большинства из нас. Если эти Ценности руководят нашим выбором и регулируют наши с вами поступки, значит, мы сможет создать поле Культуры, в котором эти Ценности станут главными. И донести эти Ценности до сознания наших детей.
Сомнения Мэтров
Мэтрам труднее всех. Их назначение – вырастить достойных учеников, передать свое мастерство. А Правительница задумала создавать какое–то Королевство. Когда заниматься всем этим? Нужно придумать герб своего города, выдвинуть претендентку на титул Королевы, кандидатов для Королевского совета. Но Правительница требует исполнять её волю:
- Я хочу, чтобы планета Добра стала родным домом для детей Галактики, и они приходили к нам не только за знаниями, а оставались с нами как можно дольше.
Слуги Хаоса - Скука и Лень, Страх и Неуверенность нашептывали Мэтрам:
- Не будет у вас теперь спокойной жизни. Не соглашайтесь, протестуйте. Вы не обязаны воспитывать ваших учеников, для этого существуют родители.
Мэтры мудры. Многие пережили уже не одну Правительницу. В её присутствии обычно не возражали. Все эмоции и чувства выплескивались в пещере Откровений, где не взирали на титулы и звания и, порой, не щадили друг друга. В дыму кипевших эмоций Верховному советнику доставалось часто:
- Сумеем ли мы соблюдать новые принципы в общении с детьми? Понять - это одно, а как при этом действовать? Что значит "ценность детства"? Раз мы берем учеников, значит, ценим их.
Соглашаясь, Верховный советник пояснял:
- Детство – особый период в жизни каждого человека, период, без которого взрослость как состояние личности невозможна. Мы учим наших детей, но не всегда должным образом заботимся об их воспитании. Воспитание с позиций Культуры – есть духовное "питание" воспитанника и восхождение с ним на новый уровень отношений с миром, окружающими, самим собой.
- Зачем нам Конституция? Есть правила для жителей, инструкции для Мэтров.
- Все это придумали взрослые. Конституцию будут писать дети.
- И мы будем жить по детским законам?
- Да, если мы действительно признаем Ценность детства.
- Ну что могут написать дети? – удивлялись Мэтры: - Возьмут за образец конституцию любого государства и перепишут.
- Дети не хуже и не лучше нас. Просто у них пока меньше опыта. Но дети талантливее нас. Дадим им право выбрать для себя ту модель государства, в котором они захотят жить.
- Да что за ерунда! Если чушь напишут, я выполнять не буду! – Всеми уважаемый Мэтр Рока взволнованно покинул собравшихся, крича уже на ходу: - Доиграетесь, что все отправитесь в Пустоту.
Выборы Королевы
Раньше всех новая идея нашла отклик в сердцах молодых Мэтров. Они, едва вступившие в период взрослости, сохранили в душе потребность в новых подвигах и свершениях. Верящие в себя и свои силы, молодые Мэтры начали собирать детей, увлекая и их на необычные свершения.
Подготовка к выборам шла почти месяц. Молодым Мэтрам пришлось посетить каждый материк и остров, чтобы донести до жителей свет новой идеи Правительницы. Королева должна быть умной и очень достойной девушкой, её предназначено стать хранительницей государственных Ценностей. Ведь сама Правительница разделит с нею власть. И вот наступил день выборов.
В тронном зале не осталось свободного места. Малыши, заинтригованные ожиданием сказки, примостились у самой сцены. Подростки возбужденно хихикали, предвкушая непривычное шоу. Взрослые волновались, получится ли?
Погас свет, и появилась хрупкая девушка с книгой в руках. Весь её облик воплощал ожидание: "Кто тебя выдумал, звездная страна…". Выбежали её сверстники, и тронный зал захватили силы Непонимания и Презрения. Зал замер. Чем закончится очередной поединок Добра и Зла? И вдруг! На помощь к девушке спешит Маленький принц:
- Где я? Наверное, я попал в прошлое. Ведь в этой Галактике давно уж нет места сказкам.
- Маленький принц, ты попал в будущее. То, что происходит на планете Добра, может, когда – нибудь стать явью в одной из Галактик. Например, Выборы Королевы Добра.
- А разве Королеву выбирают?
- У нас да. В нашем королевстве Королева всегда в центре всех самых важных дел и несет ответственность за все, что происходит. Быть Королевой очень почетно, но и очень ответственно.
Первой, положив правую руку на сердце, произнесла священные слова клятвы Правительница:
Господь, прошу, коль ты избрал меня
Для миссии великой и святой,
Дай силы мне нести огонь Добра
По этой жизни в день и час любой.
Господь, прошу, терпенью научи,
В час испытаний за руки возьми,
Веди меня сквозь тернии, прости,
Когда собьюсь нечаянно с пути.
Господь, я каждый день благодарю
Тебя за миссию священную мою.
Поверь, Господь, я искренне клянусь
С достоинством пройти нелёгкий путь.
Огонь своей души не растерять,
В невзгодах жизни истину искать,
К гармонии стремиться, к красоте,
Служить ребёнку, Богу, и мечте.
Зал замер, а Правительница продолжала, уже менее возвышенным, но непривычно торжественным тоном:
- Данной мне властью и полномочиями повелеваю: выборы Королевы Добра начать.
На сцену, сопровождаемые шумными аплодисментами жителей, поднялись пять девушек. Начались испытания.
- Сегодня вы должны доказать всем присутствующим, что сумеете вести за собой других в деле служения главным Ценностям Королевства. Готовы ли вы пройти испытания на верность этим Ценностям?
Первое испытание было самым сложным. Как доказать людям, что ты служишь Добру и умеешь различать коварство Зла? Как убедить в том, что все твои поступки будут благородны и во благо планеты? Как переживают Мэтры и твои соученики! Ведь они уже выбрали тебя.
Вторым было испытание делом. Девушки доказывали, что настоящая Королева сумеет организовать даже незнакомых людей.
А теперь признание в любви. Да, в любви целой планете – прекрасной планете Добра. И цветок в знак признания от восхищенного юноши.
Планета Добра – одна большая семья. Сумеет ли будущая Королева ладить с самым маленькими жителями? Знает ли игры и сказки для них?
И, наконец, творческий конкурс. Ведь на планете Добра уважают только мастеров своего дела. Никто не станет выполнять указы неумехи.
Все позади. Уставшие девушки ждут результатов голосования. И вот из уст Правительницы звучит воля народа:
- Первой в истории Королевой Добра волей народа избрана Татьяна, ученица Мэтра театрального искусства из города "Вдохновение".
Первая Королева Добра, дрожащим от волнения голосом, приносит клятву верности своему народу:
Благодарю тебя, народ мой добрый,
За честь, в сей час оказанную мне.
Клянусь с тобой быть в горести и славе.
Традиции Добра хранить в стране.
Клянусь о благе своего народа
Заботиться в любые времена.
И моя судьба с твоей судьбою
Навеки прочно будет сплетена.
- Данной мне властью и полномочиями, я объявляю свой первый указ:
Жители Королевства Добра. Рядом с нами на этой планете живут особенные дети, которые нуждаются в нашем тепле, заботе и поддержке. Им намного труднее, чем нам в этом мире. Чтобы облегчить их жизнь, принести в их сердца свет надежды и радости, я объявляю государственную акцию "Дорогою добра". Откройте свои души и протяните руку помощи тем, кто в этом нуждается. Помогите особенным детям стать полноправными жителями нашего Королевства.
Зло покинуло зал. Слишком много Добра было в этот момент в людях, здесь собравшихся.
Большой совет
Правительница хорошо понимала, что никогда новая идея не будет успешно реализована, если Мэтры её не примут. И не жалела времени, для её обсуждения на всех уровнях управления планетой. Большой совет принимал самые важные решения.
- Сегодня мы собрались для того, чтобы снова обсудить предложения Верховного советника. Новые принципы взаимоотношений с детьми пока вызывают много вопросов. – Объявила Правительница. - Попытаемся понять, что значит принцип культурного развития в отношении каждого из нас. Я передаю слово, Советник, и дай Бог, чтобы тебя услышали.
Правительница сошла с трона и, спустившись в зал, села рядом с Мэтрами. Верховный советник вышел на середину зала:
- Уважаемые Мэтры! Мы ценим Ваши заслуги перед планетой Добра. Каждый из Вас – драгоценный камень в ожерелье Творчества и Мастерства. И не мне объяснять Вам, что рост и развитие личности всегда осуществляется в определенном культурном пространстве. "Культура – это среда, растящая и питающая личность", - писал великий мыслитель Павел Флоренский. Силам Зла во все времена противостояли силы Света и Добра.
- Против галактических тенденций противостоять невозможно. Включите окно в мир! Мир меняется. Не выдержал Мэтр Рока, которого раздражало постоянное стремление Верховного советника к недостижимым идеалам. - Не надо пытаться его изменить!
Мэтры оживились:
- Надо меняться нам, а то скоро погибнем. Мы не приспособлены для выживания в новом мире!
- Мы будем делать то, что можем делать. Свой путь мы избрали не сегодня. И мало чести трусливо сойти с выбранного в юности пути.
- Сможем ли мы смотреть равнодушно на разрушительные действия сил Зла, развязавших войну против человеческой культуры?
Верховный советник молча наблюдал за дискуссией. Правительница напряженно стиснула поручни кресла. Сегодня был решающий день. Если советник сумеет убедить Мэтров, скоро на Планете начнется новая жизнь.
- Именно поэтому, сегодня мы вас призываем отправиться в долгий поход. Вслед за Солнцем, по дороге Любви и Добра. И длиться наш путь будет целый год. Наградой в пути нам будут новые праздники, в которых каждый житель планеты примет участие. Это праздники Общения, Добра, Доблести и Чести, Любви, Творчества, Семьи. На пути к каждому празднику нас ждут испытания и подвиги. Но ведь и ценится больше то, что трудно достается.
- А кто нам будет устраивать эти праздники?
- Нам все придется создавать самим. Ведь такого ещё никто не делал.
- Интересно, но сумеем ли? – началось обсуждение.
Мэтры дали свое согласие, но каждый уносил с собой новые сомнения.
Если человек чего - то очень сильно захочет, сама Вселенная будет способствовать исполнению его желания.
Испытания
Первые выборы Королевы Добра состоялись в середине октября.
И принесли ей жители клятву верности:
Клянёмся за тобой идти дорогою Добра.
Не отступать, когда в пути нас встретят силы зла.
Клянёмся людям отдавать тепло своей души.
И сквозь соблазны на пути с достоинством пройти.
Клянёмся Творчеству служить. Общению учиться.
Любовью согревать Семью. И для Добра трудиться.
Каждого, кто избирает эту дорогу, ждут впереди нелегкие Испытания. Нужно преодолеть Непонимание сверстников, Насмешки взрослых, Коварство лени, разорвать путы Эгоизма и Жадности.
Жители Королевства собирали игрушки и одежду для детей, чьи родители перестали о них заботиться, разрушенные силами Отчаяния и Безволия. Изготавливали игры по заказу родителей особенных детей. Развлекали маленьких пациентов галактической больницы. Убирали снег на дороге к древнему храму. Навещали ветеранов второй галактической войны, помогая в нехитром стариковском хозяйстве. Никто ни перед кем не отчитывался. Добро и хвастовство несовместимы. Вести о добрых делах всегда спешат впереди их творящих.
Из представителей материков и островов Молодые Мэтры сформировали Королевский Совет. В новом Королевстве не было Конституции и геральдики, денег и законов – ничего, что организует государственную жизнь. Все приходилось создавать впервые.
К концу ноября под руководством молодых Мэтров дети разработаны геральдику и флаги административных округов нового государства, организовали конкурс на лучший эскиз герба и флага единого Королевства. Вскоре и утвердили общий герб, символизирующий единство всех жителей Планеты Добра. Его придумала Екатерина, талантливая ученица Мэтра прикладного творчества, ставшая год спустя второй в истории Королевой Добра. В декабре появился Налоговый кодекс, Заповеди жителей Королевства и Кодекс чести Гражданина.
На заседание Совета советники собирались каждую среду. Дел было невпроворот. Часто не хватало опыта, и не знали, как поступить. Правительница приставила к Совету двух помощников. Под руководством веселой, жизнерадостной Кэт и практичной рассудительной Ольги работа пошла быстрее.
Долго не было у Совета своих земель. Помаявшись в чужих владениях, Совет оккупировал земли Верховного советника. Принесли юные советники нехитрую утварь, чтобы было из чего заглушить голод, терзавший молодые тела в конце рабочего дня, и скоро стали чувствовать себя на административных землях как дома. Здесь и законы разрабатывали, и дела государственные обсуждали, и сценарии сочиняли, и макияж перед выходом на сцену накладывали. Делились своими личными проблемами и заботами. И здесь всех понимали.
Малые советы старейшин
Юность – переходный период от мира детства с его несвободой и безответственностью к миру взрослых, с правами и обязанностями. От того, насколько успешно человек проживёт период юности, зависит его благополучие и состоятельность в будущем.
Это время расцвета способностей и таланта, физических сил и возможностей, период созревания самосознания и оформления мировоззрения, поиска идеалов и выбора собственных ценностных ориентиров.
Начало юности – период романтического возвышенного состояния души, время мечтаний и грёз, первой любви и первых разочарований. Первых несбывшихся ожиданий и первых трагических ошибок – кульминация драмы человеческого развития. Травмы, нанесённые психике человека в юности, преследуют его всю жизнь, и никогда человек столь не раним, как в этот период своей жизни.
Ранняя юность – время самой прочной и преданной дружбы, чистой и бескорыстной любви, время признания самого себя, сознательного познания окружающего мира и людей. В этом возрасте талант наиболее ярок и самобытен, человек выражает себя, не опасаясь быть неправильно понятым и осмеянным. Идеи, замыслы юных смелы, грандиозны, решения нестандартны.
Пожалуй, если все мы родом из детства, то самое лучшее в нас из юности. Окружающие нас в детстве люди наполняли наше сознание и ценностями и мусором. Юность, заставив пережить кульминацию драмы, отшлифовала нашу сущность.
Павел, первый глава Королевского Совета, защищал перед старейшинами свою модель Конституции, навеянную идеями Роберта Хайнлайна.
То, что было очевидно для Павла, вызывало много вопросов у взрослых. Павлу всего семнадцать. И он, как и герои любимого писателя, искренне не понимал, почему у него нет права голоса на галактических выборах? Ну кто решил, что тридцатилетний дурак сделает выбор более осознанно и продумано, чем семнадцатилетний гений? И будет ли нести ответственность за свой выбор человек, все ценности которого заключаются в бутылке одурманивающего зелья?
- Уважаемый глава Королевского совета. Поясните, пожалуйста, почему ребенок сначала просто житель нашего Королевства, и право быть гражданином он должен заслужить?
- Гражданин несет перед Королевством огромную ответственность. Он обладает правом выбирать и принимать ответственные для всего государства решения. Для того, чтобы человек мог осознать меру ответственности, нужно время. Гражданство у нас не конституционное право, как в демократических государствах. Гражданство – это высокая честь, которую нужно заслужить. Гражданин принимает на себя личную ответственность за все, что происходит в государстве, а житель нет. Гражданство не пустое слово, оно дорого стоит, потому что за него нужно дорого платить. Должен произойти духовный переворот в человеке, личностный рост для того, чтобы слово "ответственность" стало им осмыслено. Понимаете?
- Может ли ребенок не поступать на государственную службу и не претендовать на гражданство?
- Конечно. Жителя и гражданина различает только одно – право голоса при принятии решений государственной важности.
- Значит, у нас не демократическое государство?
- Скорее, конституционная монархия. Королева – хранительница духовных Ценностей королевства, символ Добра и Милосердия. Экономической и политической жизнью страны ведает королевский Совет.
- Сколько длится срок государственной службы, дающий право претендовать на гражданство?
- Один год. Но житель может получить это право и раньше срока, если внесет весомый вклад в процветание Королевства.
- И каким же образом? – Мэтры уже не скрывали своего искреннего уважения к этому юноше, обращаясь к нему как к равному.
- Служа Творчеству. Вкладывая все силы и талант в дело, которому он служит.
- Ну а взрослые?
- У взрослых нет никаких привилегий перед детьми. Их творческий рост – пропуск в мир Граждан. Если взрослый человек остановился в своем развитии, его ждет деградация. Он попадает во власть сил Зла: лени и безразличия. Расплата за это – творческая смерть.
- Какие ещё способы получения гражданства?
- Выполнение государственных заказов. Их будет достаточно, чтобы и взрослый, и ребенок выбрал себе дело по душе. Создание сценариев, участие в государственных акциях, украшение ландшафта планеты, творческие экспедиции, забота об особенных детях. И многое другое, о чем подскажет нам Совесть.
Праздник Добра
Особенные дети появлялись на Планете часто. Лишь некоторые приходили сами, многие не могли передвигаться без родителей. Большая часть из них не обучалась, лишь немногие занимались дома с учителями. И все приходили к Мэтрам, которые учили и играть, и рисовать, и творить прекрасные изделия этими неловкими, искореженными болезнью ручками. Творить, побеждая болезнь. Не благодаря чему – то, а вопреки всему.
Что есть сознание? Некий феномен субъективного отражения объективного мира? Сцена, на которой разыгрывается драма человеческого существования? Или, "сама драма"? Некая – динамическая смысловая структура, представляющая собой единство аффективных и интеллектуальных процессов?
Становление и развитие сознания имеет свои закономерности, общие для большинства представителей человечества. Именно поэтому становится возможным процесс передачи культурного опыта – обучение и воспитание. Но в каждом человеческом поколении неизменно рождаются люди, состояние сознания которых слишком отлично от так называемой "нормы".
Причины появления таких людей учёные – материалисты пытаются объяснить нарушениями функционирования процессов головного мозга на нейромедиаторном, биохимическом или генетическом уровне. В качестве доказательств своих гипотез они описывают отличия протекания психических процессов у этих "особенных" людей.
Учёные – идеалисты объясняют, что трансформации происходят на этапе проекции абсолютного Духа в индивидуальное личностное воплощение, поэтому, воспринимаемая нами спроектированная сущность Абсолюта кажется нам отличной от нашей собственной.
Однозначного, доказуемого и непротиворечивого объяснения данному явлению до сих пор нет. Человек – это загадка, и в основе человечности лежит преклонение перед этой загадкой.
Сегодня в тронном зале праздник. Особенных детей в ближней Галактике 150. Пришли они с родителями, чтобы радоваться и веселиться, выступать на сцене и играть вместе с другими детьми. И свершилось чудо. Они увидели настоящую Королеву, в короне и мантии, прекрасную и добрую, которая повелела:
В этот праздник Добра грусть покинуть нас должна.
Пусть герои добрых сказок нас сегодня посетят.
В мир волшебных приключений уведут с собой ребят.
В этот праздник лишь весельем пусть наполнится страна.
Там их встретит птица счастья и большим своим крылом
От любой беды укроет и одарит всех добром.
В зал вбежал Карлсон, самый настоящий, с пропеллером за спиной:
- Ваше Величество! Чрезвычайное происшествие: пропала Птица Счастья.
- Как пропала?
- Ее нет во дворце и в поместьях. Жители встревожены.
И все дети вместе с родителями отправились в поход дорогою Добра. Они пели магические песни, разгадывали загадки, составляли из букв волшебные слова, танцевали, а в конце пути их ждала настоящая Птица счастья. И зло надолго покинуло планету Добра. Ему нет места среди счастливых людей.
Первая галактическая экспедиция
В декабре члены королевского совета отправились на помощь тем, кто пока не умеет противостоять силам Зла. Кого привлекают новые ощущения одурманивающего зелья: алкоголя, табака и наркотиков. Как остановить заблудших? Никаких проповедей взрослых они не слышат, уверенные, что беда может случиться с кем угодно, но только не с ними.
Но всякий выбор есть временное, часто вынужденное решение, никогда не окончательное, никогда ничего до конца не решающее. И всякий выбор можно изменить. Используя магию диалога. Развитие человека следует понимать, как движение не только к умению слушать и понимать другие точки зрения, но и к умению вступать с ними в диалог.
Мир фундаментально полифоничен. Нравственность есть свойство личности, которое в наибольшей степени зависит от характера внутреннего диалога. Но чтобы внутренний диалог состоялся, часто бывает необходимо вовлечь человека в диалог внешний. В диалоге проявляется Сознание. В диалоге выявляются субъективные смыслы. Смыслы, которые с помощью диалога можно изменить.
Диалог – это спор, конфронтация, поиск истины. Однако истины событийной, контекстовой. В диалоге "Я" и "Ты" создается концепция межчеловеческого.
Через диалог члены совета искали путь к сознанию своих сверстников. С помощью магии игры учились вместе говорить решительное "Нет" Соблазну и Слабости, сомневаться в искренности слов, произносившихся на первый взгляд убедительно.
Каждая капля добрых намерений, усиленная знаниями, ослабевает яд заблуждений, убивающий неокрепшие души.
Праздник Доблести и Чести
Достойнейшие из достойных,
Сегодня праздник в Вашу честь.
Примеров мужества и веры
У нас в истории не счесть.
Чтоб навсегда искоренились
В подлунном мире боль и зло.
Пусть над Планетой воцарится
Святой закон – творить Добро.
В самый темный период галактической ночи есть в Королевстве особый день. В этот день вся галактика чествует Спасателей, спешащих на помощь людям, где бы не случилась беда. Спасателей на планете любят, у них учатся, им подражают. Для них сочиняют стихи и поют песни. И в этот день юноши Королевства соревнуются за право носить гордое звание Рыцаря Королевства Добра.
Пламенные патриоты, хранители и исследователи военной истории, учатся у спасателей мужеству и отваге. Ведь скоро каждый из мальчишек цитадели "ЗАЛП" станет защитником Галактики. Сегодня их посвятят в рыцари. А Доблесть и Честь наденут на них доспехи защитников Добра.
Защитники Планеты Добра пока ещё изучают военную историю галактики, путешествуют по местам боевой славы, учатся выживать в труднодоступных местах, строить укрытия, спасться от галактического ветра и помогать друг другу при любых обстоятельствах.
Благословляя юношей на подвиги во имя Доблести и Чести, Королева дает им наказ:
Для тех, кем управляет Совесть,
Кому всего дороже – Честь.
Турнир сегодня начинаем,
И испытаний в нём не счесть.
Но званье рыцаря украсит
Лишь тех, кто средь любых невзгод,
Законы Дружбы не нарушит.
Любовь и верность сбережёт.
Дорогой Доблести достойны
Увы, немногие идти.
Пусть Долг разрушит все препоны
Во имя Дружбы и Любви.
И на полночном небосклоне
Пусть новых звёзд зажжётся свет.
Сегодня каждый убедится -
В стране Добра герои есть.
Доблесть взывает к участникам:
- Лучшие сыны Королевства Добра, предстаньте перед своей Королевой! Сегодня за звание Рыцарь Её Величества Королевы Добра юноши соревнуются в следующих номинациях:
Рыцарь Чести и Доблести.
Рыцарь Отваги и Мужества.
Рыцарь Силы и Выносливости.
Рыцарь Доброго Сердца.
Рыцарь Пламенной Души.
Честь просит разрешения:
- Ваше Величество. Только с Вашего высочайшего позволения сегодня может быть назван ещё один рыцарь – Рыцарь Сердца Королевы Добра.
Опустив глаза, взволнованная Королева, промолвила:
В любви не властна Королева, её я отдаю тому,
Кого, средь рыцарей достойных по зову сердца изберу.
Сегодня умения рыцарей Добра оценивают герои – Спасатели. Завтра оценку выставит Жизнь.
Дети и взрослые
Дети понимали все и принимали правила новой жизни. Им не нужно было ничего доказывать, их не надо переубеждать. Волна романтики, накатившая на взрослых, лишь немного удивляла. Но жизнь заиграла новыми красками, открывала необыкновенные возможности. И была слишком не похожа на жизнь за пределами Планеты.
Взрослые вдруг перестали воспринимать их как детей. Мэтры не делали замечаний, не учили жизни и не приказывали. Становилось непонятно, кто здесь взрослый, а кто ребенок? Это не имело никакого значения.
Возраст сокрушался:
- Детям ведь придется ещё научиться жить с этим внезапным эффектом взросления. Мэтры взвалили на их плечи слишком большую ответственностью. И взрослые – то не умеют нести ответственность за дела государства, а тут дети.
Мудрость не соглашалась:
- Будущее человечества требует от людей все больше ответственности за свои поступки. И чем раньше человек будет этому учиться, тем лучше для всей Галактики.
- Ну, а взрослые? Такое ощущение, что Мэтры впадают в детство! Никакой солидности. Их дети скоро уважать перестанут.
- Почему? Только потому, что они сохранили в себе детство?
- Взрослый должен вести себя как взрослый: степенно и размеренно, а не носиться как ошалелый по этажам и не кривляться на сцене вместе с детьми.
- Ничего в этом страшного не вижу, уважаемый Возраст. Главное, чтобы взрослые оставались в поле культуры, не скатились на банальное панибратство. И вели за собой детей, не останавливаясь и в собственном развитии.
- А им – то куда развиваться? Они ведь взрослые!
- Понимаешь, человек - целостная, самоопределяющаяся личность, которая всегда находится лишь на определённом этапе своего физического, интеллектуального и духовного развития. Личность может расти, находится в стагнации, а может и деградировать.
- А в чем проявляется личность? Есть ли что-то неразложимое, слитное, нерасчленённое, что проявляет человека как личность в данный исторический период её духовного развития?
- Да, такой критерий есть. Этот критерий личностного развития – человеческий поступок. Человек есть не что иное, как ряд его поступков.
- Почему именно поступок?
- Поступок есть действие и одновременно акт человеческого самоопределения. В поступке человек выражает себя целиком. В поступке психологическое, социальное и культурное сливается воедино, соединяется в одну живую ткань. Человек совершает поступок, поступком он как бы встраивает себя в мир. Поэтому, поступок – есть мера личностного роста.
- А как определить этот рост?
- Личностный рост – это, прежде всего, рост творческий, который легко зафиксировать по творческим свершениям как детей, так и взрослых. Ну, и конечно, по поступкам, поступкам нравственным, направленным на благо других людей.
Праздник Общения (Праздник знаков зодиака)
И путь порою мы свои среди чужих,
А, иногда, совсем чужие средь своих.
Мы взгляд единственный увидим и в толпе.
И сердцем к сердцу путь отыщем в темноте.
Пусть во вселенной вспыхнет новая звезда –
Звезда Любви в большой галактике Добра.
Четыре Стихии захватили планету Добра в конце января. Огонь и Вода, Земля и Воздух бросали жителей в водоворот перевоплощений. Сначала всех жителей разделили по знакам западного гороскопа и доказывали они, объединившиеся в команды, что родились под самым лучшим созвездием, выразив в стихах основные качества, присущие людям своего знака.
Стихии вечные природа нам дала.
Огонь неистовый и мудрая Земля.
Манящий воздух увлекает в небеса.
И в глубь бездонную уносит нас Вода.
Она загасит искры жаркого Огня,
Земля и Воздух строят замки из песка.
И снова вернулись каждый в свою Стихию. Начался танец Стихий. Струились люди Воды, пылали дети Огня, давали жизнь всему живому подданные Земли, и парил над тронным залом воздушный народ.
Стихии сегодня веселятся, и на глазах у всего народа тишайшие Раки превращаются в грозных Тигров, а отважные Львы становятся нежными Кроликами. Честные Козероги извиваются Змеями, а изменчивые Стрельцы оказались преданными Собаками. Новые группы героев скандируют своё жизненное кредо и представляют Священное животное.
Но вот в тронном зале появились древние жрецы – Друиды, и жители Королевства превратились в деревья. Вдруг выросли в тронном зале могучие Дубы, склонись тонкие Ивы, заплакали белоствольные Березы… И зазвучали песни о деревьях. Переплелись характеры людей и деревьев, и каждый человек получил древнюю силу своего дерева. А Друиды, явившиеся из глубины веков, благословили всех бессмертной мудростью.
И мы, листая в тишине страницы книг,
Сквозь бездну времени уносимся на миг.
Судьбе извечный задаем опять вопрос:
"Как отыскать нить Ариадны среди звезд?
Что предназначено на свете нам с тобой?
Как проложить свой путь единственный земной?
С кем вместе за руку по жизни нам идти?
И как не сбиться на извилистом пути?
Дети и взрослые учились лучше понимать друг друга. Ведь под каким бы знаком Зодиака они не родились, у них было много общего. И главное – все они Люди, которые очень любят свою планету Добра.
Экономика Добра
Чтобы страна процветала, жители должны много работать. Мэтры учили своих учеников магии Творчества. Творчество способно сделать руки золотыми, голос волшебным, исполнение божественным.
Ученики и Мэтры вполне обходились без денег. Но жизнь в большой Галактике требовала от них умения не только создавать чудесные вещи, но и продавать их.
Тогда повела Правительница ввести государственную валюту, не конвертируемую в большом мире. И стали ученики учиться зарабатывать и тратить деньги.
Мэтры снова спорили:
- Мы сломились перед силами Зла. Дети вырастут корыстными и расчетливыми дельцами. Они забудут про благородные порывы, и за добрые дела станут просить плату.
- Покинув пределы родной планеты, дети неизбежно столкнутся со Злом большого мира - Не соглашалась с ними Ольга, старший советник по экономическим делам Королевства. - Если мы не научим детей знать цену своему труду, они станут жертвами людей без чести и совести. Пусть учатся зарабатывать деньги. А мы будем учить их относиться к деньгам, как к средству, помогающему творить Добро.
- Деньги не могут служить Добру. – Не унимались Мэтры.
- На заработанные деньги дети будут покупать подарки родным и близким, особенным детям, малышам, находящимся на лечении в галактической клинике. – Убеждала Ольга. - Всем тем, о ком мы заботимся.
- Но наши добрики не принимают в Галактике.
- Правительница сумеет превратить их в галактические деньги. – Заверил Советник - Наша цель – учить детей правильно деньгами распоряжаться и тратить их на добрые дела.
Зло, решившее вызвать на планете золотую лихорадку, вновь отступило. Деньги не сделали детей рабами. Они помогли им стать мудрее. И поверить в себя. Ведь плохо изготовленную вещь никто не купит. За небрежно сделанную работу не заплатят. Ценится только то, во что вложены душа и талант.
Праздник Любви
В последний месяц галактической зимы, когда Солнце уже поднялось над горизонтом Планеты Добра, явился перед Правительницей Святой Валентин. Покоренная его подвигом, приказала она чествовать всех влюбленных на своей планете. А тех, кто пока не нашел себе пару, превратила в птиц. Ведь каждая птица весной ищет себе пару. И 14 февраля в тронном зале кукушки, воробьи и вороны, издавая свойственные им звуки, искали и находили друг друга. И признавалась каждая пара друг другу в любви на своем, птичьем языке. А жители Королевства выбрали лучшую пару и посвятили им песню.
Не заметили жители, как история повернулась вспять, и вновь читают глашатаи указ римского императора Клавдия II, запрещающий людям жениться. Молодой христианский священник Валентин не внял указу и тайно венчает юных влюбленных. Обнаружив эти антигосударственные женитьбы, император повелел заключить нарушителя в тюрьму и потом казнить.
В тюрьме Валентин, лишенный священных книг, разнообразил свой вынужденный досуг тем, что писал записки дочери тюремного надзирателя. Молодые люди полюбили друг друга. Перед казнью, 14 февраля 270 г., он послал девушке прощальную записку с краткой фразой "от Валентина", которая впоследствии стала означать вечную привязанность и верность.
Поведав свою историю, Святой Валентин растворился в бесконечном потоке времени, а жители Королевства в память о нем дарили друг другу маленькие подарки, выражая любовь и признательность. И звучали в этот день пожелания: "Любите и будьте любимыми!"
Зло не терпит искренней человеческой любви. А человек ищет в любви спасение от зла. И нет числа спасенным настоящей любовью.
Большой Галактический совет
Чтобы жители Северной Галактики узнали о новом Королевстве, Правительница пригласила в гости членов большого Галактического совета во главе с его Председателем. Верховный советник защищал перед строгими судьями Ценности, провозглашенные в Королевстве.
- Мы не сможем воспитать в наших детях трепетное отношение ко всем Ценностям человеческой культуры. Для этого нужны другие условия. Мы не сможем воспитать в них уважение к тому, во что не верим сами. Поэтому, оценив свои возможности, мы присягаем в верности пяти Ценностям.
- Мы живем на планете Добра. Название выбрано в результате длительных размышлений наших Мэтров и отражает как смысловой, так и эмоционально – деятельностный аспект данного культурного явления. Любовь и Добро – неразделимы. Служить добру может лишь человек, умеющий любить. Добро, как и любовь, служит жизни и созиданию.
- Следующая абсолютная ценность для детей и взрослых нашей планеты– Творчество. Творчество – продуктивная форма активности и самостоятельности человека, способ самовыражения и проявления личностного отношения человека к миру. У каждого человека есть нереализованные возможности. Таким образом, понятие творчество определяется как реализация человеком собственной индивидуальности.
- Общение – выделено как Ценность в нашем Королевстве, в силу его способности быть фактором воспитания и культурного развития. Продуктивное, педагогически грамотное, ценностно насыщенное творческое общение, являющееся предметом постоянной заботы взрослых, способно внести значительные изменения в сознание ребёнка, скорректировать его систему личностных смыслов и, тем самым, отношение ребёнка к миру, людям, самому себе. Продуктивным общением мы называем такое общение, которое служит целям воспитания, помогая растущей личности успешно овладевать культурным наследием человеческой цивилизации.
- Мы имеем также все возможности, чтобы сформировать ценностное отношение к такому явлению как Семья. Сегодняшние приюты галактических странников уже стали добрым домом для детей, которых родные родители лишили полноценного домашнего очага. Эти родители забыли свой долг, сломленные силами разрушения. Наши Мэтры обучают детей основам домашнего хозяйства, окружают теплом и заботой, сохраняя веру в Добро и возможность Счастья.
Праздник Семьи
И были сутки, в которых день равен ночи. Яркое солнце днем слепило глаза, отражаясь от девственно чистого снега на склонах гор. Ночи ещё были темными и холодными. Но жители уже знали, что совсем скоро весенняя капель разбудит спящую долгим сном природу.
Со всех концов Галактики прибыли гости на праздник Семьи. Уже 65 веков Планета согревала детей теплом любви и окружала домашним уютом. В годы правления всесильного Хама принимала она детей вынужденных переселенцев. И встречали этих детей изгнанные из центров Культуры Мэтры. Изгнанники учились жить заново, и многие обретали на планете Добра второе рождение – творческое.
После второй галактической войны крепли и мужали здесь первопроходцы, исполненные верой в правоте и необходимости своего дела. А их вожди постигали мудрость управления людьми и планировали новые свершения.
На планете Добра взрослые всегда служили детям, и поэтому тронный зал в день торжеств был забит до отказа.
Прибыл на праздник и Великий Султан из восточной части Галактики, надеясь воочию увидеть то, о чем рассказала ему девушка Елена, найденная слугами после крушения заморского корабля.
Султан держал Елену в плену, пока не рассказала она обо всех чудесах Королевства Добра. И о девушках – рукодельницах, волшебством своим из старых вещей новые наряды творящих. О чудесной поляне сказок, где невозможно не пуститься в пляс. О добрых менестрелях, песнями своими умеющих пробудить спящую Совесть. И о Маленьком Принце, постоянно живущем в городе Вдохновение.
Приветствовали гостей обрядовыми играми Древней Руси хранители народных традиций. Звучали в исполнении пламенных Патриотов песни суровых времен второй галактической войны. Призывали всех разведчиков Королевства Добра быть готовыми к честному делу, и смело смотреть в очи неизвестному, слова старинного гимна дерзких Искателей.
И видел Султан все чудеса Планеты Добра, любовался сказочными изделиями мастеров и их учеников. Но больше всего удивило Султана то, как на этой далекой и холодной планете умеют хранить традиции прошлого, верить в будущее и горячо любить.
Сын Мэтра
Сын Мэтра не помнил себя вне планеты Добра. Его матушка посвящала всех желающих жителей Галактики в тайны перевоплощения. Она умела перемещать людей в различные эпохи и культуры, знала, как околдовать словом, заворожить жестом. А когда Сын Мэтра подрос, он уже не мыслил себя без долгих репетиций в театре, суеты перед спектаклями, жизнерадостных взрослых друзей и атмосферы Добра, окружавшей планету.
Когда Правительница устроила эволюционный переворот, Сын Мэтра ещё не понимал, куда унесет его стремительный поток перемен. Но он бросился в него и не заметил, как перепрыгнул Возраст. Теперь он советник по экономическим делам. В его распоряжении королевская казна. К нему все относятся как к взрослому. Он несет ответственность за все, что происходит в Королевстве. И скоро станет гражданином Добра.
Государственная служба - это не только выдача зарплаты и пересчет добриков. Старший советник Кэт тормошит постоянно. И сценарии надо сочинять, и на материки выезжать, и в акциях участвовать, и на сцене нельзя подвести. Поэтому, когда на балу у Золушки во время исполнения его сольной песни отсоединился шнур от микрофона, Сын Мэтра продолжил петь, ремонтируя микрофон на ходу. Имя маленького героя навсегда останется в книге Доблести Королевства
Так жители совершали свои маленькие подвиги, во имя Чести и доброго имени своей страны.
И звезда с именем Сына Мэтра скоро вспыхнет среди звезд в большой Галактике Добра, которая когда – нибудь обязательно появится на карте Вселенной.
Праздник Творчества
Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо ворошить архивы,
Над рукописями трястись.
А надо жить без самозванства,
Жить так, чтобы в конце концов,
Призвать к себе любовь пространства
Услышать будущего зов.
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пятью пять
И поражения от победы
Ты сам не должен отличать.
(Б. Пастернак)
Второй месяц весны самый напряженный для Мэтров и их учеников. Правительница требует дать отчет об успехах, показать мастерство и умения. Несут бродячие мечтали истрепанные ветрами карты галактических маршрутов, описания новых стоянок, оборудованных ими для галактических странников. Гордятся дерзкие Искатели новыми ступенями прогрессивного роста. Свободные художники и музыканты подсчитывают дипломы призеров и лауреатов, полученные на многочисленных галактических выставках и конкурсах. Ученики заморских посольств устраивают для всех желающих путешествия в далекие страны. Каждый старается подтвердить свой творческий рост.
Решили Мэтры прикладного творчества выставить изделия своих учеников на продажу. Если хорошо усвоили ученики уроки Мастерства, если овладели магией творчества, изделия их раскупят.
- А на вырученные деньги материалы и инструменты на аукционе закупим. - Рассуждали Мэтры, - Благотворительный взнос в королевскую казну уплатим, подарки свободным Художникам и Музыкантам сделаем.
Целый день на главной площади шумела ярмарка. И ушли ученики в город Мастеров счастливые. А изделия, которые не купили, раздарили. Когда человек счастлив, он щедр.
В землях свободных художников и музыкантов переполох. Понаехали продюсеры со всей Галактики, ищут таланты для фабрики Звезд. Большой мир предоставляет шанс, и маленькие жители готовятся испробовать вкус Успеха и горечь Разочарования.
Успех и Соблазн правят сегодня в тронном зале. Притихли Романтика и Скромность. В тронный зал ворвалась Современность:
- Беспрецедентная акция в истории Королевства Добра – впервые на сцене тронного зала шоу "Звезды Королевства".
- Ура! Ура! Наконец-то мы дождались этого дня. Целый год трудились бедные дети, превращаясь из обыкновенных школьников в будущих звезд эстрады.
- Массовое рождение звезд! Звездное сеево! Чушь, абсурд! Тянут на сцену, кого ни попадя.
- Наша земля издревле славится талантами. Почему дети провинции должны быть лишены возможности стать звездой?
- Звездами не становятся, звездами рождаются.
- Звезда рождается в муках творчества и рутине ежедневного труда.
- Развела философию. Критерий истинности всегда практика. Вот и посмотрим сегодня на звездочек галактической провинции.
- Посмотрим. Сегодня на нашей сцене собрались самые талантливые ребята, а в зале присутствуют их наставники, которые в конце праздника выберут самый яркий, самый звездный номер года. А некоторые из наставников примут участие в выступлении, выйдя вместе с ними на эту сцену и поддерживая своих воспитанников.
- А почему это своих учеников оценивают их Мэтры? Естественно, для них они самые лучшие, самые талантливые, самые любимые, самые, самые… Я предлагаю зрителям тоже сделать свой выбор. Посмотрим, совпадут ли мнения.
И звучали на сцене тронного зала популярные в Галактике песни, исполнялись задорные танцы, трепетно звучала гитара и завораживал живой звук фортепиано.
А первый приз получили парни из племени Брейк–данс, покорившие зрителей магией пластики и мастерства.
Продюсеры вручили победителям призы и путевки в жизнь.
И давали новые Звезды первое в своей жизни Звездное интервью.
Аукцион
В мае жителей Королевства ждал аукцион. Взрослые и дети пересчитывали доходы, оставшиеся после уплаты налогов и благотворительных взносов. Планировали покупки целым городом. Многие ученики отдавали деньги Мэтру, чтобы на общие средства приобрести на аукционе полезные для города вещи. Ученики Мэтра прикладного творчества мечтали о наборах гуаши и красок. Ученикам Мэтра живописи всегда не хватало хорошей бумаги. Театралы надеялись пополнить запасы грима. А бродящие мечтатели искали хорошее снаряжение. Но кроме обычных товаров, как то: "Бумага писчая", "Гуашь", "Ручка многоцветная" выставлены на аукцион и закрытые лоты. Участникам предлагалось "Средство для выражения умных мыслей" по цене 1 добрик, "Универсальный фиксатор прочного соединения несовместимых вещей" за 10 добриков, "Атрибут делового человека", стоивший 100 добриков, "Тонкая кожица вечных мгновений" за начальную цену в 50 добриков", "Древнее средство для уничтожения вшей" по цене 25 добриков.
Кошельки жителей заметно похудели, зато материальная база городов пополнилась. Значит, не зря трудились.
А через несколько дней случится событие, которого жители Королевства Добра ждали целый год - Церемония посвящения в граждане Королевства ДОБРА.
И было время, когда Солнце и ночью не опускалось за горизонт.
Посвящение в граждане
Тысячелетиями на планете этой
Ведут непримиримую войну
Добро и Зло. И душу человека
Они втянули в вечную борьбу…
Но вопреки могущественным силам
И хитростям безжалостного зла
Во все столетья выбирают люди
Дорогу Чести, Доблести, Добра.
- Будущее… Каким оно будет? Что ждет нашу планету в новом тысячелетии?
- Новые идеи и новые войны?
- Глобальный кризис и атомная катастрофа?
- Или это будет век Созидания, Творчества и Любви?
- Век торжества Чести, Доблести и Добра?
- Заглянем в далекое будущее человечества.
И гости из будущего исполняют танец Вечности. Добро и Зло вышли на середину тронного зала и вступили в последний бой. За год Зло потеряло силы и уверенность в победе. А у Добра появились новые служители. И Добро победило.
- Пусть прибудет с вами ДОБРО, достойнейшие! - Обращается к собравшимся Королева Добра, - Пригласите Главу Королевского Совета.
- Да хранит Вас Добро, Ваше величество! – приветствует её Павел.
- Да прибудет вечно эра Добра! – И после обмена привычными приветствиями, спрашивает - Какие новости в галактике Добра?
Главный советник открывает окно в большой мир
- Тревожные вести с Альтаира, - Комментирует он кадры новостей. - Торговая федерация техногенной цивилизации захватила планету Верону. Королева Вероны взывает к нам за помощью.
Срочно созвать королевский совет! - приказывает взволнованная Королева.
Члены королевского совета заходят в зал:
- Да прибудет с вами Добро, друзья мои! - приветствует их Королева. - Я обращаюсь к вашей мудрости. Королева Вероны просит помощи. Торговая федерация вновь нарушает законы Добра, неся во Вселенную смерть и разрушение!
- Какое варварство. - В словах советников звучат гнев и возмущение. - С тех пор, как последние представители техногенной цивилизации покинули Землю, уже тысячи лет земляне живут в мире, исповедуя идеи Добра и созидания.
- Как только корабли торговой федерации появляется где – то в Галактике, на Землю доходят вести о массовом истреблении животных! Варвары!
- Они начинают уничтожать коренных жителей планеты, или превращают их в рабов, заставляя добывать для федерации полезные ископаемые.
- Они превращают цветущие планеты в свалки ядерных отходов, разрушают экологические равновесие.
- Это какое-то средневековье! Я никак не могу успокоиться после известия с планеты Т- 2 созвездия Рака!
- Прибыль. – Сокрушаясь, говорит Глава совета. - Их интересуется только прибыль и личное обогащение. Они не верят в глубокий смысл древней индийской пословицы: «Когда Вы убьёте последнего зверя и отравите последний ручей, тогда Вы поймёте, что деньгами питаться нельзя!»
- Друзья! – останавливает обсуждение Королева - Сколько граждан мы можем послать на помощь Королеве Вероны?
- В королевстве Добра всегда есть достойные подданные, готовые принять на себя высокую ответственность Гражданина.
- Да, Ваше величество. - На сцену поднимается Правительница. А ведь когда-то все это казалось просто сказкой. Позвольте мне исполнить волю совета старейшин Королевства Добра и на основании Конституции Добра за особые заслуги перед будущим человечества вручить паспорта первым гражданам нашего Королевства.
- Внести основной закон Королевства Добра!
- Прошу зачитать статьи Конституции:
В полном молчании зала звучат строки статей Конституции Добра.
- Прошу подданных Королевства Добра, чьи имена решением королевского совета занесены в книгу Доблести, приготовиться к торжественной церемонии принятия гражданства. - Продолжает Правительница. Внести книгу Доблести Королевства Добра!
- Рыцарям королевства занять почетные места на дороге Доблести!
- Рыцари Королевства всегда готовы отстаивать интересы Справедливости и Добра, - докладывает глава рыцарского ордена.
- Главе королевского совета зачитать Кодекс чести гражданина Добра!
- Не сворачивай с дороги Чести, Доблести и Добра. - напутствует Правительница, вручая паспорт Гражданина Добра:
- Пусть будет добрым твой путь.
- Хранит тебя Любовь.
- Да поможет тебе Творчество ….
И каждый новый гражданин, прижимает правую руку к сердцу, отвечает:
- Я исполняю свой долг перед будущим.
После окончания самой торжественной церемонии года, Королева и Глава королевского Совета обращаются к гражданам и жителям Королевства Добра:
- Конечно. Наше сегодняшнее путешествие в будущее только лишь красивая сказка. Но ещё великий Гете заметил: "Когда кто-то предлагает какую-то новую идею, окружающие с недоумением спрашивают: "И что он придумал?" Со временем немного разберутся и восторженно восклицают: "А ведь в этом что – то есть!" И когда всем всё станет понятно, вновь недоумевают: "Ну и что же здесь нового? Ведь мы всегда так и делали!"
- Будущее рождается сегодня. И оно будет только таким, каким сделаем его мы с вами. Так пусть завтра во всей Галактике будут торжествовать только идеи Добра!
Сотки узор из звуков бытия.
Пойми величье крохотных снежинок.
Твори себя из капелек дождя
И из мечты причудливых картинок.
Возьми сюжет из чистых детских снов.
Наполни его действием и мыслью.
Пойми предначертание богов.
И освети свой путь достойным смыслом.
[1] Принцип – общее руководящее положение, требующее постоянства реализации при любых обстоятельствах, последовательности действий.
[2] Концепции воспитания Н. Е. Щурковой, Н. Н. Вересова.
[3] По А. Маслоу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Пути формирования позитивного социального опыта школьников на уроках и внеклассных занятиях математики»
Выступление на педагогическом совете...
Формирование межпредметных понятий на уроке математики в 6 классе (при изучении темы «Координатная плоскость»)
Формирование межпредметных понятий на уроке математики в 6 классе (при изучении темы «Координатная плоскость») План урока.Учитель математики: Заховалко Е.В., МКОУ «Ушакинская ООШ №2»Предмет: мате...
Психологические условия формирования ценностных понятий на уроках и внеклассных занятиях
В автореферате представлена авторская методика формирования у школьников ценностных понятий. Материалы могут использоваться как при преподавании предметов гуманитарного цикла, так и во внеклассной раб...
Доклад на тему: «Психологические условия формирования мотивационно-ценностного отношения учащихся средних и старших классов к занятиям физической культурой»
Доклад на тему: «Психологические условия формирования мотивационно-ценностного отношения учащихся средних и старших классов к занятиям физической культурой»...
Формирование ценностных ориентаций на уроках литературы Презентация
Презентация обобщает опыт работы, составлена таблица соответствия произведений школьной программы и транслируемых в них нравственных ценностей....
Произведения о Великой Отечественной войне и их роль в формировании патриотизма на уроках и внеклассных занятиях
Уроки литературы и внеклассные мероприятия по предмету – это плацдарм для работы над темой Великой Отечественной войны,...