Урок Победы "Горячее сердце": героизм и сила воли юных сталинградцев и наших современников – детей и подростков Волгоградской области"
классный час (9 класс) на тему
Классный час Урок Победы рассказывает о героизме юных ребят волгоградской земли в годы ВОВ и в мирное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_kl.chas_deti-geroi.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час в 9А классе
Урок Победы (20 февраля 2015 года)
"Горячее сердце": героизм и сила воли юных сталинградцев и наших современников – детей и подростков Волгоградской области"
Войну начинают взрослые и сильные мужчины. А расплачиваются женщины, старики и самое страшное и нелепое - дети. (Слайд 2)
Мужеством советского народа наполнены страницы Великой Отечественной войны. (Слайд 3)
Высочайшей вершиной мужества стала битва на Волге, Сталинградская битва. (Слайд 4)
Продолжалась она 200 дней и ночей. Мы много знаем о Сталинградской битве, о героизме и мужестве ее участников, знаем имена солдат, отдавших свои жизни за Сталинград.
Мы помним ваши имена
Храним их в памяти всегда
Про подвиг твой, наш Сталинград,
Мы не забудем никогда
Нас с вами сегодня волнует вопрос: Как пережили это страшное время дети Сталинграда, что было с ними в дни Сталинградской битвы, как отразилось это время на судьбах детей, как они пережили весь этот ад? (Слайд 5)
Глаза девчонки семилетней. (Слайд 6)
Как два померкших огонька
На детском личике заметна
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чем не спросишь,
Пошутишь с ней, - молчит в ответ
Как будто ей не семь, не восемь
А много, много горьких лет
Кто возвратит детство детям Сталинграда, что помнят они, что могут рассказать, что могли понять, увидеть, запомнить? Многое... (Слайд 7)
1. Олег Назаров . 5 лет. Когда немец стал сильно бомбить Сталинград ,мы сидели в разрушенном доме, вся семья : мама и папа, дедушка, бабушка, я и сестренка. Маму убило, папа ушел с красноармейцами, дедушка и бабушка умерли от голода. Сестренку взяла тетя, а меня военный дядя привез, где было много детей, в Дубовский детский дом.
2. Лида Орешкина . 5 лет. Мы жили с мамой в Городище. Когда пришли немцы, я была с мамой. Один раз мы пошли с ней за хлебом, из ворот вышел немец. Он толкнул маму от меня, я осталась одна. Маму куда-то угнали и я ее больше не видела.
3. Ваня Васильев 5 лет. Мы жили в Бекетовке. Папа пошел воевать с немцами, мама поехала в город. Когда немецкий самолет бросил бомбу, то попал в вагон, где была мама , и ее убило. У меня была сестренка, но я не помню, куда она делась.
4. Гурий Хватков. 13 лет. Наш дом сгорел. Отец и мать схватили нас с сестренкой за руки. Нет слов описать, какой мы испытали ужас. Вокруг все пылало, трещало, взрывалось. Мы бежали по огненному коридору к Волге, которую из-за дыма не было видно.
Вокруг были слышны крики обезумевших от ужаса людей. Наверху, на железнодорожных путях взрывались вагоны с боеприпасами. По Волге двигались горящие потоки нефти. Казалось, что горит река. Оглянувшись, я увидел сплошную стену горящего города.
Учитель:
Какую стойкость способен проявить ребенок в борьбе за жизнь! (Слайд 8)
5. Борису Усачеву было в ту пору пять с половиной лет, когда они вдвоем с матерью ушли из разрушенного дома. Матери предстояло скоро рожать, и мальчик стал уже осознавать, что он единственный , кто может помочь ей на этой трудной дороге. Они ночевали под открытым небом, и маленький Борис подтаскивал солому, чтобы мама было легче лежать на промерзшей земле, собирал колосья и кукурузные початки. Они прошли 200 километров, прежде чем им удалось найти крышу - холодный сарай в хуторе. Малыш по обледеневшему склону спускался к проруби, чтобы принести воды, собирал дрова, чтобы обогреть сарай. В этих нечеловеческих условиях на свет появилась девочка.
Учитель:
Оказывается и малолетний ребенок может мгновенно осознать, что такое опасность, грозящая смертью. (Слайд 9)
6. Галина Крыжановская , которой не исполнилось тогда и пяти, вспоминает, как она, больная, с высокой температурой лежала в доме, где хозяйничали фашисты. “ Помню, как один немец стал куражиться надо мной, поднося нож к моим ушам, нос, грозя отрезать их,
если я буду стонать и кашлять ”. В эти страшные мгновения, не зная чужого язык, одним инстинктом девочка поняла, какая ей грозит опасность, и что она не должна даже пискнуть, не то, что крикнуть: “Мама”. Галина вспоминает, как они выжили, находясь в оккупации:
“От голода у нас с сестрой заживо гнила кожа, ноги распухали. По ночам мама выползала из нашего убежища, добиралась до помойной ямы, куда немцы сбрасывали очистки, огрызки.
Когда после перенесенных страданий девочку впервые искупали, то увидели в ее волосах седину. Так с пяти лет она с седой прядью и ходила.
Учитель: ( Слайд 10)
Немецкие войска теснили наши дивизии к Волге, захватывая одну улицу за другой, улицы Сталинграда. Крепких мужчин и женщин загоняли в вагоны, чтобы вести как рабов в Германию, детей прикладами отгоняли в сторону. Как они выживал, видит только бог. Большую помощь детям оказывала солдаты, защищавшие Сталинград. Многие полки, сражаясь в руинах города, оказывались на скудном пайке, но, увидев голодные глаза детей, бойцы делились с ними последним. (Слайд 11)
Поколению детей военной поры было присуще раннее осознание своего гражданского долга, стремление сделать, что было в их силах, чтобы “помочь сражающейся Родине”, как ни высокопарно это звучит сегодня. Вот какими были юные сталинградцы! Они проявляли чудеса мужества и героизма. (Слайд 12)
Ученики 7 класса.
7.Миша Романов. Мальчик 13-ти лет. Воевал он вместе с отцом в партизанском отряде. Хутор, где жила Мишина семья, сожгли фашисты.
Неизвестно, что стало с матерью и сестренкой. Партизаны плохо вооружены, но фашисты не могут преодолеть сопротивление партизан. Убит командир, погибло много боевых товарищей. Последним замолк пулемет отца. Миша остался один. Он встал во весь рост на краю окопа и стал ждать. Увидев мальчика, немцы остолбенели от удивления. Миша в последний раз взглянул на отца , схватил в обе руки по связке гранат и метнул их в толпу окруживших его гитлеровцев. Раздался взрыв, а через секунду был сражен автоматной очередью сын донского казака , пионер Миша Романов.(Слайд 13)
8. Ваня Цыганков, Миша Шестеренко, Егор Покровский. Эти ребята вели разведку в тылу врага, добывая важные сведения о расположении фашистских частей и их огневых точек. Они помогли освободить группу советских военнопленных , совершив дерзкую диверсию. Дорогу, где продвигались фашистские автоколонны, устлали дощечками с гвоздями. Более 50 таких дощечек разместили на расстоянии 50 м. одна от другой.
Таким образом, движение остановилось. Враги долго искали и затем, вышли на ребят. Замученные, они погибли, не склонив головы. Старшему из них было 15 лет. ( Слайд 14)
9. Леня Кузубов. 12-летним подростком убежал он на фронт на третий день войны. Разведчиком участвовал в боях под Сталинградом. Дошел до Берлина, трижды ранен, расписался штыком на Рейхстаге. (Слайд 15)
10. Саша Филиппов. Большая семья, в которой рос Саша, жила на Дар-горе. Невысокий, подвижный, находчивый он свободно ходил по городу. Действуя в тылу врага. Саша 12 раз переходил линию фронта. Он добывал важные документы, сведения о расположении войск в городе. Он взорвал немецкий штаб, метнув в него гранату. 23 декабря 1942 года Сашу схватили фашисты и повесили вместе с другими партизанами.(Слайд 16)
ВОЛОДЯ ДУБИНИН.
Юный разведчик действовал в Серафимовическом и Клетском районах. Под видом беспризорника бродил по хуторам и станциям, всё, что видел и слышал, точно фиксировал в памяти и докладывал командиру части. Благодаря его данным советская артиллерия подавила огневые точки немецкой дивизии, рвавшейся летом 1942 года к Сталинграду. В канун нового 1942 года части Красной Армии и Флота выбили фашистов из Керчи. Помогая саперам вести разминирование - Володя Дубинин погиб. Юный партизан посмертно награжден орденом Красного Знамени.
БОСОНОГИЙ ГАРНИЗОН.
Подвиг пионерского отряда Ляпичевской семилетней школы, действовавшего нелегально в придонских хуторах, описан в книге Виктора Дроботова «Босоногий гарнизон». Все мальчишки учились в начальной школе. В пионерском «гарнизоне» было 17 ребят. Старшему из них Аксёну Тимонину, председателю совета отряда, было 14 лет, младшему, Сёмке Манжину, минуло всего 9 лет. Галстуки пионеры хранили в потайном месте, о котором знал только командир «гарнизона» Аксён. Юный командир любил военное дело. У него были деревянные ружья. Мальчики в тайне от взрослых занимались военным делом в займище. Там нашли боеприпасы, таскали их в село и прятали за речкой, чтобы оказать помощь красноармейцам. Обучались стрельбе, мишенью был потрет Гитлера. Фашистам, когда они пришли в село, вредили как могли. Четверо из них ( Аксён Тимоша Тимонины, Серёжа Соколов и Федя Силкин ) знали о раненом офицере, спрятанном в займище. Не раз пробирались к амбарам, где фашисты хранили посылки. Добытые продукты переправляли офицеру. Чтобы выкрасть оружие, Максим Церковников забрался в автомашину, выбрасывая из неё автоматы. Немцы заметили его, но Максиму удалось скрыться. Мальчики всё-же были раскрыты фашистами. Ваня Махин, на квартире у родителей которого стоял немецкий офицер, решил стащить пачку сигарет, чтобы через Аксёна передать раненому советскому командиру. Но случилось непоправимое. Ваню схватили, стали бить, не выдержав истязаний, он назвал несколько имён. В ночь на 7 ноября 1942 года арестованных мальчишек побросали в машину, в которой возили мясо. Уже стояли морозы. Дети были избиты, разуты, раздеты, все в крови, их швыряли в кузов, как поленья. Их родителей немцы погнали рыть яму. «Мы плакали, - вспоминал Филипп Дмитриевич, отец Аксёна и Тимона Тимониных, - сердца наши разрывались от горя и невозможности помочь нашим сынкам». А тем временем мальчиков разделили на группы по пять человек. И поочерёдно группами отводили за стену, где их расстреливали. Один из очевидцев, житель хутора М.Д. Попов, посвятил памяти замученных пионеров стихи
11. (Слайд 17)
Юные безусые герои
Юными остались вы навек.
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим , не поднимая век.
Боль и гнев сейчас тому причина
Благодарность вечная вам всем
Маленькие стойкие мужчины
Девочки, достойные поэм.
Учитель:
Ах, война, что ты сделала подлая.. За долгие четыре года, которые продолжалась Великая Отечественная война, дети, от малышей до старших школьников, сполна испытали ее ужасы . Война каждый день , каждую секунду и так на протяжении почти четырех лет. А ведь война в сотни раз страшнее, если видеть ее детскими глазами. И никакое время не сможет вылечить раны от войны, тем более детские. А сколько детей погибло в годы войны, этого не знает никто. Очень хочется, чтобы нам никогда не пришлось испытать ужасов войны.
Учитель: (Слайд 18)
Во время войны нелегко всем: невыносимо тяжело на полях сражений, тяжело женщинам и старикам, взвалившим на свои плечи непосильный труд на фабриках, заводах, в сельском хозяйстве. Но в тысячу раз тяжелее самым незащищенным, самым маленьким – детям. Как детской головкой понять, почему так часто плачет мама, почему нечего кушать, почему выгоняют из родного дома, почему вокруг так много горя, боли, смертей. Пусть никогда больше война не придет на нашу священную землю, пусть всегда над нами будет мирное небо! (Слайд 19)
Учитель: (Слайд 20-23)
В мирное время тоже есть место подвигу. Героями сегодняшнего времени стали и ребята из нашей области.
1.Александр Перин, ученик Фроловской школы, проявил мужество, героизм и отвагу, вытащив на берег захлебнувшегося в пруду товарища.
2. Шестиклассница Настя Плешакова спасла жизнь брата, вытащив его из воды. Ребята катались на коньках на затоне Садок реки Бузулук в Новоаннинском районе, в станице Староаннинской. А когда возвращались домой, то Ваня, брат Насти, решил пойти по льду на другую сторону затона. Еще не крепкий декабрьский лед треснул, и мальчик пошел ко дну. Настя же смогла сделать то, что другой взрослый сделал бы не сразу – легла на лед, чтобы не провалиться в воду, руками схватилась за ветки дерева, а ноги протянула брату, чтобы тот схватился. Тянула из всех сил.
3. Учащиеся школы №117 Красноармейского района, Сагалаева Полина и Боровиков Илья, случайно приметили полуторагодовалую малышку, которая гуляла одна и которая вызвала подозрения у школьников. Полина и Илья стали искать родителей девочки, но рядом их не оказались. Школьники не растерялись и позвонили в полицию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации классного руководителя "Развитие творческих способностей детейи подростков средствами эколого-биологического образования и воспитания»
Учебная деятельность школьников воспринимается учителем как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Однако в единстве с овладением знаний осуществляется и другой процесс - интеллектуальное развитие ...
Повторительно-обобщающий интегрированный урок в 5 классе по истории-природоведению Соколовой Т.Н. и Базилюк Н.И. МБОУ СОШ №2 г. Волжского Волгоградской области
ТЕМА: Влияние природно-географических условий на жизнь и хозяйство жителей Древней Греции. Вулканы. Землетрясения....
7 класс урок - путешествия по Волгограду и Волгоградской области
Урок повторения пройденного материала за весь год....
Урок- путешествие по Волгоградской области
Это внеклассное мероприятие, чтобы повысить интерес учащихся к родному краю. Урок в виде игры по разным станциям.характеризующих природу Волгоградской области....
Н.А.Гришкова МБОУ СОШ №11 им.Скрипки О.В. г.Волжского Волгоградской области. Русский язык. Программа к элективному курсу ”Искусство грамотной и выразительной речи”. Утверждена Комитетом по образованию и науке Администрации Волгоградской области. Экспертн
Программа к элективному курсу "Искусство грамотной и выразительной речи" 10 класс. Профильное обучение. Русский язык...
Сочинение " Гордость нашей семьи!" Шеховцовой Любови, ученицы 11 класса МКОУ Новокиевской СШ Новоаннинского района Волгоградской области
В сочинении Люба рассказала о прадедушке, который воевал. В мирное время Алексей Николаевич трудился, не любил рассказывать о тех страшных событиях....
Технологическая карта урока родного (русского) языка в 9 классе Тема урока: «Виды очерков. Портретный очерк. Особенности портретного очерка. Работа с очерком Б. Полевого «Полководец Конев». Портретный очерк нашего современника»
Технологическая карта урока родного (русского) языка в 9 классе Тема урока: «Виды очерков. Портретный очерк. Особенности портретного очерка. Работа с очерком Б. Полевого «Полководец ...