Методическая разработка всекубанского урока "Помним, гордимся, наследуем!"
методическая разработка на тему

Данная методическая разработка пригодится для классных руководителей и учителей истории/кубановедения при подготовке к проведению классного часа или иного мероприятия, посвящённого годовщине со дня образования Краснодарского края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Центр внешкольной работы «Гармония» г.Тихорецка

Разработала:

педагог дополнительного образования

Белавина Вера Викторовна

     г.Тихорецк

2016г.

 Всекубанский урок

«Помним, гордимся, наследуем!»,

посвящённый образованию Краснодарского края

 

Урок кубановедения « Помним, гордимся, наследуем!»

Цели:

  • формирование  представления об исторически значимых событиях в жизни кубанцев (земляков);
  • развитие внимания, памяти,логического мышления;
  • воспитание познавательного интереса к истории;
  • воспитание чувства патриотизма и любви к своей малой родине, чувства гордости за своих земляков.

Оборудование:

ноутбук, колонки, мультимедийный проектор, полоски цветной бумаги.

Оформление:

1. Выставка книг о Кубани 
2. Стенд «Символика Кубани».
3. Выставка рисунков « Мой край родной».
4. На доске написан эпиграф:

Могучие горы,
                                                    Родные просторы,
                                                    Приморского берега грань,
                                                    Леса и поляны, сады и лиманы – 
                                                    Все это родная Кубань.
                                                                                                     
В. Подкопаев.

Ход урока:

Учитель:

Здравствуйте, дорогие ребята!  Поздравляю вас с началом нового учебного года. Закончились летние каникулы, самые длинные из всех каникул. Надеюсь,  вы хорошо отдохнули, соскучились по школьным  друзьям и готовы с новыми силами приняться за учёбу. Сегодня, первый день нового учебного года мы посвятим знакомству с важными периодами истории нашей Кубани. В этом году мы отмечаем  79 лет образования Краснодарского края.(Краснодарский край в современных границах был образован в 1937г.)

 Слайд №1

Учитель:

- Как называется край, в котором мы живем?

Ответы детей.

Сейчас перенесемся на юг нашей Родины.  

Слайд № 2

Учитель:

- Как называется главный город нашего края?

Ответы детей.

Какие символы государственной власти вы знаете?

- Давайте вспомним правила поведения во время исполнения Гимна.

(Звучит Гимн Краснодарского края.)

- Какие чувства возникают у вас,  когда вы слышите гимн? (Чувство гордости…)

Далее учитель предлагает учащимся выполнить следующее задание:

Учитель:

- Дети, посмотрите на цветные полоски бумаги на ваших столах.

- Каких они цветов?  (Дети называют цвета бумажных полосок, которые лежат   у них на столах.)

-  Как вы думаете, эти цвета связаны с нашим краем?

(Это цвета флага Кубани.)

- Составьте из полосок на ваших столах изображение кубанского флага. 

Слайд №3

Что вы можете рассказать о флаге?

Ответы детей. 

Правильно,( Малиновый цвет – это цвет линейного казачества, зелёный-цвет лесов и травы, синий - цвет моря; или другие версии: малиновый цвет – обозначает черноморских казаков, синий – донских казаков, зеленый – цвет черкесского народа; нынешние кубанцы усматривают  – малиновый – благополучие и радость, синий – цвет мира, зеленый – цвет дружбы).

 Слайд №4,5

История образования Краснодарского края.

Учитель:

Давайте вернемся в прошлое. У нас много исторических памятников, в которых отражена история Кубани. Они являются связующей нитью между поколениями. Кто не знает истории прошлого, тому нет пути в будущее. 

Слайд №6

Земля Кубанская - древняя земля. Она имеет бурную историю: какие только племена и народы не ступали на эту землю (меоты, сарматы, хазары, адыги,…). В 1792 году с Украины на Кубань переселились запорожские казаки, незадолго  до этого они стали называться черноморскими. Императрица Екатерина II, помня военные заслуги казаков перед отечеством, решила даровать земли, располагающиеся  по берегам реки Кубань, казакам в вечное пользование.

В 18 веке  императрица Екатерина Великая заключила мир с казаками для защиты южных рубежей от набегов врагов. Этот договор был подписан в 1793 году, в котором указывалось, что императрица отдаёт казакам большую часть своих владений. На этой земле, по договору, казаки должны были построить город, который стал бы центром на Юге и назван по имени Императрицы).

Слайд № 7

Войсковой судья Черноморского казачьего войска Головатый Антон Андреевичвозглавил дипломатическую миссию черноморских казаков, направленную к Екатерине II для получения Жалованной грамоты на кубанские земли (вручена императрицей Головатому 30 июня 1792 г.

  Слайд №8

9 июня 1793 г. Казаки подошли к тому месту, где в Кубань впадала степная речушка Карасун. Перебравшись на правый берег Карасуна, казаки очутились в густом дубовом лесу, с трех сторон охваченном водами быстрой Кубани и решили строить здесь войсковой град. Слайд №9

Чепега Захарий Алексеевич возглавил переселение войска на Кубань. Захарий Алексеевич остановил свой выбор на Карасунском Куте. Это было выгодное в стратегическом отношении место. Полуостров, образованный крутой излучиной Кубани и впадавшим в нее Карасуном, как нельзя лучше подходил для пограничного поселения. С юга и с запада его защищала Кубань, с востока Карасун. Высокий правый кубанский берег господствовал над левым. К тому же Кут находился примерно в центре пограничной линии. Слайд №10

Было принято решение строить здесь войсковой град. Так родился главный город Кубани – Екатеринодар. Слайд №11

«В граде насчитывается до 2000 хат, изваянных из глины... и покрытых камышом и соломой. Хаты стоят.... в таких положениях, как будто им скомандовали "Вольно, ребята": они стоят лицом, и спиной, и боком на улицу... Эти улицы, кроме дарового света луны, когда она есть, не знают другого освещения».-(из воспоминаний современников).

Слайд №12

Город Екатеринодар основан казаками в 1793 г. для защиты южных рубежей России.

В 1920 году был переименован в Краснодар, и вот, вновь в наши дни становится вопрос о возвращении городу исторического названия.

 Слайд №13

Важной вехой в истории Кубани является Великая Отечественная война. 71 год прошел с тех пор, как она закончилась. Четыре года боли, горя, страданий. Четыре года человеческих смертей и беспримерных подвигов. Четыре года надежды и ожидания. Четыре года слёз и страха. В боях с врагами покрыли себя неувядаемой славой наши земляки. На пути к победе было немало потерь.

 Слайд №14

Такою все дышало тишиной,
Что вся Земля еще спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.

Фашисты вторглись в наш край как грабители и насильники. Расстрелы, казни на виселицах, истязания и пытки стали обычными для фашистов средствами управления на занятой территории края. В Краснодаре появились “душегубки” – машины с герметически закрытыми кузовами и специальным устройством для отравления. Слайд №15- 17

Мы славим людей кубанской науки. Это русский селекционер Василий Степанович Пустовойт, посвятивший свою жизнь выведению новых сортов подсолнечника. Хлеб – это источник жизни. Всю свою жизнь Павел Пантелеевич Лукьяненко выводил новые сорта пшеницы. И жизнь его оборвалась на пшеничном поле.

Слайд №18,19
       Славим сынов Кубани – отважных покорителей космоса. Первым из них был Виктор Горбатко, уроженец города Ейска. Три полета в космос совершил наш прославленный земляк. И каждый раз брал с собой горсть родной земли.
 

Слайд №20
                      Вслед за ним в космос поднялись и другие замечательные сыны Кубани: Виталий Иванович Севастьянов, Анатолий Николаевич Березовой и Геннадий Иванович Падалка.
 Слайд №21
Многие поэты в своих произведениях воспевали красоту кубанского края: В.Подкопаев, И.Ф.Варавва. Ю.Кузнецов. В.Хохлов и др. Послушаем некоторые поэтические строки. (Учащиеся читают стихи)

Чтец1: У меня есть край волшебный,

     Где народ такой душевный,

     Край ты мой родной.

    Ты мне люб до звездной крыши,

    До небес и даже выше,

    Край ты мой родной.

Чтец2:Родимый край, простор полей безбрежных,
          Хлеба стеной кругом, куда ни глянь.
          Мы землю эту преданно и нежно 
          Зовем певучим именем Кубань!

Чтец3:Степь в хлебах, над степью соколы,
          Да сады, отрада глаз…
          Быть кубанцем честь высокая:
          Край особенный у нас.


Чтец4:Краснодарский край, он богат лежит, 
           По степи река с гор крутых бежит.
           Что ни полюшко – славой венчано.
           Мать – земля Кубань будет вечно!

Чтец5:Пока жива людская память,
           И каждый день прошедший свят – 
           Жива история Кубани!
           Кубань – цветущий вечно сад!

           Только здесь, на Кубани, 
          Пахнет степью вода,
Прикоснешься губами – 
Не уйдешь никуда.
От земли этой милой, 
Что дана нам судьбой,
Мне уйти не под силу,
Не расстаться с тобой!

Славится Кубань и своей культурой. Давайте послушаем песню в исполнении Кубанского казачьего хора под руководством В.Захарченко (звучит аудиозапись). Слайд №22

Много замечательных спортсменов, прославляющих нашу малую родину своими достижениями, живёт на Кубани Слайд №23,24

В  2014 году над Кубанью будет развивался  Олимпийский флаг.

Вся страна болела за то, чтобы зимняя олимпиада проходила на Кубани и мы выиграли это право.

Каждый спортсмен мечтал о победе на  Олимпийских играх. Эти всемирные соревнования, родина которых – Древняя Греция, проводятся раз в четыре года. Первой из кубанцев на Олимпиаде 1972 года победила бегунья Людмила Брагина. С Олимпийскими наградами возвращались на Кубань также гандболист Андрей Лавров, батутисты Ирина Караваева и Александр Москаленко и другие. За годы участия в олимпиадах кубанцы завоевали  более 26 высших наград, 8 из которых, они привезли из Лондона.

 Слайд №25-27

Нам не перечислить всех сегодня. Но мы гордимся и низко кланяемся землякам, прославившим наш край.
         Вот и подошел к концу наш Всекубанский урок. Мы рады были 
встрече с вами. Надеемся, что вы многое узнали о Кубани, о ее людях и традициях, будете любить и помнить свою малую   родину, где бы вы не оказались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единый Всекубанский классный час "Краю-75: помним, гордимся, наследуем!"

Разработка классного часа для учащихся 11 класса на 1 сентября 2012 года, посвящена дню рождения Краснодарского края....

Единый Всекубанский класснй час "Краю-75! помним! Гордимся! Наследуем!"

Классный час составлен в соответствии с методическими рекомендациями работниками образования. Содержит презентацию. Предполагается проводить данный классный час в актовом зале, с приглашением  зн...

Единый Всекубанский классный час «Краю – 75: помним, гордимся, наследуем!»

Классный час к 1 сентября.Данная разработка поможет учителю в проведении классного часа "Краю - 75: помним, гордимся, наследуем!"...

Всекубанский классный час :"«Краю – 75: помним, гордимся, наследуем!»

Разработка классного часа на 1 сентября 2012г , посвященного 75-летию Краснодарского края, прилагается конспект классного часа, презентация...

Всекубанский классный час "Краю - 75: помним, гордимся, наследуем!"

Классный час разработан в технологии РКМ....

Методическая разработка по музееведению «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…»

Великий поэт всех времен и народов А. С. Пушкин сказал: «Вначале жизни школу помню я». Этим самым он определил фундаментальное значение школы в развитии человека. Сознательная жизнь каждого из н...

Разработка Единого Всекубанского урока «Краю – 75: помним, гордимся, наследуем!»

Основные цели и задачи   Всекубанского урока «Краю – 75: помним, гордимся, наследуем!» - познакомить учащихся с историей Краснодарского края, его уникальными особенностями; развивать внимани...