Не отнимайте солнце у детей.
классный час (9 класс) на тему
Литературно - музыкальная композиция, посвященная детям, пережившим ужасы Великой Отечественной войны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ne_otnimayte_solntse_u_detey_2.docx | 37.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Номинация
Литературно – музыкальная композиция
НАЗВАНИЕ РАЗРАБОТКИ
_________Не отнимайте солнце у детей________
Автор: Кириченко Вера Викторовна
Место работы: МОУ «СОШ№2 р.п. Дергачи»
Должность: учитель русского языка и литературы
2015
Литературно – музыкальная композиция:
« НЕ ОТНИМАЙТЕ СОЛНЦЕ У ДЕТЕЙ»
(звучит 1 – й куплет песни « Пусть всегда будет солнце»
Музыка: А. Островский Слова: Л. Ошанин)
(слайды 1-6)
1 – чтец. Шло лето 1941 года. Суббота 21 июня. Во многих школах праздник – выпускные балы. Дети рано утром идут встречать свой первый рассвет.
Такою все дышало тишиной
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между небом и землей
Всего каких – то пять минут осталось
(слайды -7)
Звучит голос Левитана (аудиозапись о начале войны) http://vmusice.net/download/0p5hZYSdgmrC42b6QFEyaDXtncK1JT2tBHTKL5_00aX_l4TgBWAZzuNn-Q57rP7ATHza0Q--grZDdjWrZFAvaaWLNi8Mj9GgQxGBYwsYcnxaVw5CwqPI5zwZmmN1Y7j9/%CB%E5%E2%E8%F2%E0%ED+22061941+%CE%E1%FA%FF%E2%EB%E5%ED%E8%E5+%EE+%ED%E0%F7%E0%EB%E5+%C2%E5%EB%E8%EA%EE%E9+%CE%F2%E5%F7%E5%F1%F2%E2%E5%ED%ED%EE%E9+%C2%EE%E9%ED%FB(vmusice.net).mp3
(слайды -8-9)
2 – чтец. Война… Это страшное слово никогда не изгладится из людской памяти. Война… Это грозное время особенно тяжело переживали дети.
3 – чтец.
Наше детство убила война!
Всюду были голод, разруха,
Но у нас не сломила она
Чувство гордости, силу духа!
Долгих Л. М.
4 – чтец До войны почти каждый из них жил в своей семье, окруженный заботой и лаской родителей и не думал о том, что будет завтра. Они были детьми, живущими в своем мире, имевшими свои тайны, надежды. Так же, как и вы, они мечтали, дружили, любили. Так же, как и вы, верили в счастливое будущее.
5 – чтец И вот… 22 июня 1941 года все "погрузилось во мрак", разбились детские мечты…
6– чтец В воскресенье 22 июня 1941 года утреннюю тишину разорвали взрывы бомб и снарядов. Началась Великая Отечественная война…
Звучит песня «Вставай страна огромная…»
7 – чтец Повзрослели мальчишки и девчонки. Многие дети, подростки уходили на фронт прямо со школьной скамьи, с выпускных балов. Можно спросить: а что может сделать этот маленький человек на войне? Его самого еще нужно защищать. Но каждый ребенок старался сделать все, что в его силах, чтобы помочь своей стране, своему народу прогнать ненавистного врага
8 – чтец
Его я узнал не из книжки
Жестокое слово – война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство ворвалась она,
Смертельными тоннами стали,
Сиреной тревоги ночной,
В те дни мы в войну не играли,
Мы просто дышали войной.
А.Иоффе
9 – чтец Война не пощадила никого, она обрушилась на детей так же, как на взрослых, - взрывами, голодом, холодом. Дальше – вой сирен, бомбежки, убежища, сожженные, разоренные дома, потеря близких. В жестокой слепоте своей она соединила несоединимое: дети и кровь, смерть…
10 – чтец Война искалечила тысячи детских судеб. И почти каждый мальчишка в то тяжёлое время мечтал попасть на фронт, стараясь ни в чем не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью.
1– чтец
Ах, война, что ты сделала, подлая,
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат.
До свидания, мальчики! Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад!
Б. Окуджава.
2 – чтец. Как много пришлось им испытать в те годы! На глазах у подростков убивали их родных и товарищей.
Как быстро взрослели дети! Ненависть к врагу, желание отомстить за своих родных и близких заставляли детей сражаться наравне со взрослыми.
« ДЕТИ В ТЫЛУ» (слайды -10 - 15)
3 – чтец.
Мне на веку запомнилось немало,
И только детства вспомнить не могу:
Его война, как стебелёк, сломала
Июньским днём за речкой, на луг
Была земля и жесткой, и метельной.
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе детство и война.
Ф. Васильев
4 – чтец. Отцы на фронт – дети на завод.
5 – чтец.
Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла –
И синее небо, и запах простого цветка?
Пришли на заводы работать мальчишки с Урала,
Подставили ящики, чтобы достать до станка.
В.Радкевич
6 – чтец. Подростки работали на заводах по 12-14 часов. Многие ребята были малы ростом и не доставали до станка. Они подставляли к станку ящики, вставали на них и работали, забывая про сон и отдых.
7– чтец. Дети в короткие сроки приобретали рабочие профессии, становились токарями, слесарями, фрезеровщиками. Подростки работали и на авиамоторных заводах, на которых производились моторы для самолетов-истребителей и бомбардировщиков. В некоторых цехах они составляли 80 % состава рабочих. Дети стояли за станками наравне с взрослыми рабочими.
8 – чтец. Совершенно справедливо сказал когда-то маршал Жуков: «Тыл - это половина победы!». Тот самый тыл, который обеспечивал фронт свинцом, углем, зимней одеждой, хлебом, мясом.
9 – чтец.
Меня война пахать учила.
Как мальчик с пальчик, так и я
Ходил за плугом молодчиной,
Пахал военные поля.
И точно помню: знал я точно,
Что надо фронту помогать,
Что надо срочно и досрочно,
И безогрешисто пахать.
И я пахал, пахал и сеял.
И мать, забыв и мор и глад,
Шептала богу и соседям
Про мой крестьянственный талант.
Е. Лебков
10 – чтец. Дети войны. Ведь это они, 9-15-летние, заготавливали дрова, собирали наравне со взрослыми урожай и даже перегоревшие лампочки сдавали в «ремонт», чтобы продлить им жизнь. Но не все дети могли работать на заводах. В деревнях и селах подростки помогали взрослым растить хлеб, овощи и кормить фронт и тыл.
1 – чтец. Война поставила ребёнка на одну ступень со взрослыми, и дети не только выживали сами, но и растили своих братьев и сестёр, помогали своим семьям, своему колхозу, помогали своей стране выжить. Работали дети наравне со взрослыми от зари до зари: и коров доили, и сеяли, и сено косили.
2 – чтец. Собирая колоски на полях или лекарственные растения в тайге, шефствуя над ранеными фронтовиками в госпиталях или над семьями погибших воинов, будучи связными в партизанских отрядах или пастушьим кнутом подгоняя коров к грузовым вагонам, идущим на фронт, они чувствовали себя маленькими солдатами Советской армии, которая борется с фашизмом.
3 – чтец. Война – это голод и холод. В годы войны дети не доедали и погибали от голода. В городах вводились карточки, по которым люди получали минимум продуктов. Дети замерзали в землянках, умирали от болезней.
«ДЕТИ В БЛОКАДЕ» (слайды -16 - 24)
4 – чтец.
Блокада... Далеко как это слово
От наших мирных светлых дней.
Произношу его и вижу
Голодных умирающих детей.
5 – чтец. «Ленинградские дети»... Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце..
6– чтец. «Ленинградские дети»... Это холод, голод, слезы, стоны.
7 – чтец. «Ленинградские дети»... Это крики, бомбежки, разруха и смерть…
8 – чтец. Это звучало как пароль: «Ленинградские дети».
9 – чтец. Беспримерной в истории по героизму и стойкости стала 900-дневная оборона Ленинграда. Осаждённый город, погружённый во тьму, голод, холод, подвергаемый бомбёжкам и артобстрелам, жил, работал, боролся.
10 – чтец. Вместе со взрослыми к станкам встали подростки.
1 – чтец. Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила. Сидели в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах...
2 – чтец. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях.
3 – чтец. В Ленинграде начался голод.
4 – чтец. Голод не щадил никого. Люди падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и не вставали.
5 – чтец.
А в голод спасала лишь корочка хлеба,
очистки картофеля, жмых.
И падали бомбы на головы с неба,
не всех оставляя в живых.
6 – чтец. Пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба.
7 – чтец. Блокадный паек – 125 граммов хлеба из смеси опилок и пшеничной пыли с мельницы... Люди пекли печенье из столярного клея и сдирали со стен обои, чтобы съесть клейстер.
8 – чтец. Всему миру известен дневник одиннадцатилетней ленинградской школьницы Тани Савичевой, в котором она делала краткие записи о том, как у нее на глазах умирали ближайшие родственники (слайды -25 - 38)
9 – чтец.
Эта тонкая тетрадка
Стоит многих толстых книг.
Пионерка-ленинградка,
Потрясает твой дневник!
Таня Савичева, Таня,
Ты в сердцах у нас жива.
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир твои слова.
10 – чтец. В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принёс фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.
1 – чтец. Будьте бдительными, люди.
Люди, вслушайтесь в дневник –
В нем звучит сильней орудий
Тот безмолвный детский крик:
«Из дневника Тани Савичевой».
2 – чтец. "Женя умерла 28 декабря в 12.00 час. утра 1941 г..
3 – чтец. Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г.
4 – чтец. Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942
5 – чтец. Дядя Вася умер 13 апр. 2 ч. ночь 1942
6 – чтец. Дядя Леша 10 мая в 4 ч. дня 1942
7 – чтец. Мама 13 мая в 7.30 утра 1942
8 – чтец. Савичевы умерли. Умерли все".
9 – чтец. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.
10 – чтец. Всю семью унесла блокада. Не выжила и Таня. Её, правда, успели вывезти из Ленинграда, но голод настолько подорвал здоровье девочки, что она умерла.
1 – чтец.
Всё ярче звезды, небо голубей,
Но отчего-то вдруг сжимает сердце,
Когда мы вспоминаем всех детей,
Которых та война лишила детства.
Их защитить от смерти не смогли
Ни сила, ни любовь, ни состраданье.
Они остались в огненной дали,
Чтоб мы сегодня их не забывали.
И память эта прорастает в нас,
И никуда нам от нее не деться.
Что, если вдруг опять придет война,
Вернется к нам расстрелянное детство...
«ДЕТИ В ФАШИСТСКИХ ЗАСТЕНКАХ» (слайды -39 - 42)
2 – чтец. Любая война – это боль, слезы, потери и смерть. Любая война не разбирает свои жертвы, уничтожает самое святое – жизнь детей.
3 – чтец.
Кровь брали фашисты из тоненьких венок,
спасая немецких солдат.
Мишенью детишки стояли у стенок.
Злодейства вершился обряд.
4 – чтец. Многие дети попали в руки немцев, в плен, в фашистские лагеря. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, смотрели на все стеклянными глазами. Все четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Вот так просто угасали жизни Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Ведь ребенок не может работать, пользы от него никакой, значит, можно убивать безнаказанно. Хотя в лагерях находилась работа и для детей. Например, выносить человеческий пепел из крематория и зашивать его в мешки, чтобы потом этим прахом удобрять землю. Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат.
5 – чтец. А как цинично их "сортировали" на пригодных и непригодных к работе. Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии - будешь служить "великой Германии", ниже необходимой отметки – отправляйся в печь. И отчаянно тянулись вверх ребята, становились на носочки, казалось, обманут, останутся в живых, но беспощадной машине рейха малыши не нужны, она пустит их в топку, чтобы наращивать и наращивать обороты.
Клип «Поющие гитары» «Саласпилс» http://www.youtube.com/watch?v=xr7rvP0TtPg
«ДЕТИ - ПАРТИЗАНЫ» (слайды - 43)
6 – чтец. В те страшные горестные годы Великой Отечественной войны дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время они в свои 10-14 лет уже сознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа. Они старались ни в чем не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью.
7 – чтец. Ближайшими помощниками партизанских оружейников, пекарей, врачей, портных, кузнецов, землепашцев были подростки. Дети сельских местностей рано привыкают к труду, и неудивительно, что 7-8-летние мальчишки и девчонки вместе с более старшими подростками становились настоящими бойцами.
8 – чтец. Буквально под носом фашистов подростки собирали патроны, гранаты, пистолеты, винтовки. Им приходилось прятать оружие, а затем тайком передавать его партизанам.Тяжела была работа детей тех лет: они дежурили на крышах, на призывных пунктах, разносили повестки военнообязанным, строили бомбоубежища, тушили зажигательные бомбы, рыли водоемы, засыпали чердаки... Старались сделать все, что могли, старались ни в чем не отстать от взрослых.
9 – чтец. Большой вклад в разгроме фашистской Германии принадлежит партизанскому движению. Многие пионеры участвовали в партизанских отрядах.
10 – чтец. Дети войны... Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине... Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои... Орлята Великой Отечественной войны!
1 – чтец.
Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим.
Это нужно - не мертвым,
Это надо - живым!
Р. Рождественский. Реквием.
2 – чтец. Леня Голиков. (слайды - 44) Юный партизан Леня Голиков получил Звезду Героя в самый разгар войны. Леня Голиков был партизанским разведчиком. Он принимал участие в 27 боевых операциях: брал языков, взрывал мосты и склады, уничтожал вражеские боеприпасы. В августе 1942 года, находясь в разведке, Голиков подорвал легковую машину немецкого генерала и добыл портфель с ценными документами. За этот подвиг Голиков был представлен к званию Героя Советского Союза. Погиб Леня Голиков в декабре 1942 года, когда его партизанский отряд, прорываясь из окружения, отбивался от немцев.
3 – чтец. Валя Котик (слайды - 45)Валя Котик жил в маленьком украинском городке Шепетовка. Когда фашисты заняли город, Вале было всего 11 лет. Валя ушел в лес к партизанам и стал подрывником. На его счету 6 взорванных эшелонов. В одном из боев Валя прикрыл своего командира и был тяжело ранен, но потом снова вернулся в строй. Погиб в бою. Похоронен перед школой, в которой учился. Ему присвоено звание Героя Советского Союза.
4 – чтец. Зина Портнова. (слайды - 46)В июне 1941 года ленинградская школьница Зина Портнова приехала на летние каникулы к бабушке в белорусскую деревню. Но началась война, деревню заняли фашисты, и Зина стала помогать подпольщикам. Потом ее перевели к партизанам. Два года Зина была разведчицей. Выдал ее предатель… Допрашивал Зину сам начальник гестапо. Во время допроса Зине удалось выхватить у него пистолет. Она застрелила гестаповца и двух офицеров и бросилась бежать. Но фашисты настигли ее. Никакие пытки не смогли сломить девушку – она ничего не сказала фашистам о подполье. Фашисты расстреляли юную партизанку. Уже после войны ей присвоено звание Героя Советского Союза.
5 – чтец. Марат Казей. (слайды -47) Еще один юный партизан – белорусский школьник Марат Казей. В свои 15 лет он ходил в разведку, участвовал в рейдах, подрывал эшелоны. В одном из боев, раненый, поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо. За этот бой Марат получил медаль «За отвагу». В мае 1944 года Марат погиб. Возвращаясь с задания, Марат и его командир наткнулись на немцев. Кругом было чистое поле, укрыться было негде. Командира убили сразу., Марат был тяжело ранен, но он отстреливался до последнего патрона. Потом у него остались две гранаты. Одну он бросил в немцев, а вторую взорвал, когда немцы подошли совсем близко. Уже после войны Марату Казею посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
«ДЕТИ И НАГРАДЫ» (слайды -48)
6 – чтец. Беспощадной волею войны дети оказались в пекле страданий и невзгод. Но они вели себя, как герои, осилили и стерпели то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу. А они смогли.
7 – чтец. В годы Великой Отечественной более 35 тыс. пионеров - юных защитников Родины были награждены боевыми орденами и медалями.
Орденом Ленина
Орденом Красного Знамени
Орденом Отечественной войны 1-й степени
Орденом Красной звезды
8 – чтец. Сотни пионеров были награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны»,
9 – чтец. Свыше 15 000 — медалью «За оборону Ленинграда»,
10 – чтец. Свыше 20 000 - медалью «За оборону Москвы».
1 – чтец Четверо пионеров-героев были удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова
2 – чтец. Тяжелые испытания принесла война детям. Бессмертный героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них не пощадили жизни ради победы.
3 – чтец.
Дети войны - и веет холодом,
Дети войны – и пахнет голодом,
Дети войны – и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы…
Дети войны - боль отчаянна!
И сколько надо им минут молчания!
Клип Гвердцители «Дети войны» http://www.youtube.com/watch?v=dO-rdVzpJ8k
Объявляется минута молчания…
Учитель:
Ребята, на нашем мероприятии, посвященном детям войны, присутствует педагог Яхина Маргарита Федоровна, мама учителя нашей школы Яким Е.Р.. Ей мало было лет, когда началась война, но она хорошо помнит события тех давно прошедших дней. Предоставляю ей слово.
Выступление Яхиной М.Ф. о своем детстве
Выступление Маляр Н.И. о событиях на Украине
Учитель:
Мы живём в тревожном мире,
Но не наша в том вина,
Что в дневном эфире вновь звучат слова:
"Опять война, опять война!!!"
Гаврюшова Дарья (4 класс) ПЕСНЯ «НЕ ОТНИМАЙТЕ СОЛНЦЕ У ДЕТЕЙ» Слова В. Попкова, музыка Е. Лучникова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «Деньги дают свободу или отнимают ее?»
. Ежедневно мы имеем дело с деньгами. Считаем их необходимыми. А задумывались ли вы когда-нибудь, что этот атрибут жизни не всегда существовал в человеческом обществе. Знаете ли вы, где и когда появил...
"Деньги дают свободу или отнимают её?
Классный час в 8 классе...
МИТИНГ к Дню Победы - Не отнимайте солнце у детей.
Общепоселковый митинг, посвященныйдню Победы, с участием учеников школы....
Социальный проект (проект направлен на социализацию детей – инвалидов) "НЕ БУДЕМ В СТОРОНЕ, МЫ ДЕТИ ОДНОГО СОЛНЦА!"
«Чрезвычайно важно не замыкать аномальных детей в особые группы, но возможно шире практиковать их общение с остальными детьми»Выготский Л. С.Проблема инвалидности насчитывает многовековую истори...
Музыкальная гостиная "Счастья и солнца вам, дети!"
Всемирный День ребенка...
Методическая разработка сценария открытого занятия педагога Гончарука В.Е. в форме литературно-музыкальной гостиной (концертная программа) "Не отнимайте солнце у детей!"
Знакомство детей и родителей с репертуаром литературного и музыкального наследия российской культуры советского времени. Тема посвящена Великой Отечественной войне. Дети в форме гостиной п...
Дополнительная адаптированная общеобразовательная программа по художественно-эстетическому развитию «Я рисую солнце» Для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Муниципальное казенное дошкольное образовательноеучреждение детский сад № 5 г. Бирюсинска РАССМОТРЕНО На заседании педагогического советаПротокол от 17.05.2024г.№ 3РАССМОТРЕНО На ...