Деловая игра «Проектирование профессионального жизненного пути»
классный час (11 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Деловая игра в 11 классе
“Проектирование профессионального жизненного пути”
Козлова Татьяна Евгеньевна, классный руководитель 11 класса.
Цель: Дать учащимся представление об основах стратегии выбора профессии, различных факторах, которые нужно учесть при выборе профессии, познакомить учащихся с требованиями предъявляемыми к различным профессиям (профессионально важные качества ); дать общую информацию о рынке труда; сформировать навыки использования алгоритма принятия решений.
На доске: высказывания о труде, счастье; схемы условия выбора профессии, алгоритм принятия решения.
I. Вступление : Мы поговорим сегодня о проектировании профессионального пути.
большая часть занятия будет проходить в форме игры и группового обсуждения.
Выбор профессии – одно из самых ответственных решений, которые принимает человек в жизни. В мире существует 40 тысяч профессий. Кто-то из вас уже определился, какую профессию он хочет приобрести, в каком учебном заведении продолжать обучаться, хорошо представлять себе будущую работу. Тем не менее не помешает ещё раз перепроверить свой выбор, задуматься о том, действительно ли выбранная профессия даст возможность реализовать себя. Конечно, можно прервать учёбу, если на третьем курсе института, например, поймёшь, что это дело не твоё; а можно через несколько лет оставить работу, которая не нравится. Но время будет потеряно, да и опыт неудачи сыграет свою роль. Выбор профессии, как и всякий выбор – это принятие решения при большом количестве альтернативных вариантов и необходимости учитывать различные факторы. Существует однако специальный алгоритм принятия решений, которому можно научиться. Позже мы его обговорим. А сейчас посмотрите на высказывания о труде. Какое из них для вас ближе? Почему?
II. Профориентационная игра «Кто есть кто?»
Я предлагаю вам поиграть в игру “Кто есть кто?”
Инструкция: Сейчас я буду называть профессии, а каждый из вас в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдёт в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши, и все по команде одновременно должны показать рукой на выбранного человека (наиболее подходящего для названной профессии).
Перед началом игры ведущий спрашивает у участников, какие профессии для них наиболее интересны и выписывает эти профессии (примерно 10) на доске, называя впоследствии профессии из этого перечня. Например: программист, юрист, менеджер, экономист, бухгалтер, дизайнер, инженер, психолог, адвокат, врач, актёр.
Показав рукой на своего товарища все должны замереть на время, ведущий сам по очереди подсчитывает, сколько рук показывает на человека, т.е. чей образ в наибольшей степени соответствует данной профессии.
Вариант: игра «Ассоциации». 1 человек выходит за дверь, класс загадывает профессию (например, врач). Отгадывающий задаёт вопросы: чем пахнет профессия (лекарствами); какого цвета (белого, красного); орудия труда (дрель для сверления зубов; какая цель (помочь человеку); место работы ( в помещении); ритм работы (напряженный, спокойный); время суток ( круглосуточно); время года ( весна – здоровье, молодость); растение (дуб, береза); животное (кит) и т. д.
Ш. Профориентационная игра “День из жизни”.
Ведущий определяет вместе с остальными игроками, какую профессию (1-на класс или 3 профессии: по 1 на каждый ряд) интересно было бы рассмотреть. Например, класс захотел рассмотреть профессию следователя, журналист, бухгалтер).
Инструкция. Сейчас мы свами совместными усилиями постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне нашего работника – следователя. Это будет рассказ только из существительных. Например рассказ отрудовом дне учителя мог бы быть таким: звонок – завтрак – звонок – урок - двоечники – вопрос – ответ – тройка – учительская - директор – скандал – урок – отличники – звонок – журнал - олимпиада – совещание - дом – постель. В этой игре мы посмотрим, насколько хорошо мы представляем себе работу следователя, фотомодели, экономиста ( или другие профессии по выбору самих учащихся). Мы также выясним, способны ли мы к коллективному творчеству, ведь в игре существует серьезная опасность каким-то неудачным штрихом ( неуместно названным ради хохмы дурацким существительным) испортить весь рассказ. Важное условие: прежде чем назвать новое существительное каждый игрок обязательно повторяет все, что было названо до него. Тогда наш рассказ будет восприниматься как целостное произведение. Чтобы легче было запомнить названные существительные, советую внимательно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком.
Ведущий может назвать первое слово, а остальные игроки по очереди называют свои существительные, обязательно повторяя все, что назвали до них. При подведении итогов игры можно спросить у участников, получился целостный рассказ или нет, не испортил ли кто-то рассказ неудачным существительным. Если рассказ получился путанным и сумбурным, то можно попросить кого-то из игроков, своими словами передать о чем был составлен рассказ. Можно также обсудить насколько правдиво и типично был представлен трудовой день рассматриваемого профессионала. Примеры. Бухгалтер: портфель – кабинет – документ – компьютер – касса - начальник – ревизия – выговор – пересчет – телефон – бумаги – дом – лампа – утро. Следователь: машина – совещание – дело - подсудимый - свидетель – суд – квартира – труп - отпечатки – ужин – сон – звонок – дежурство - кража – фоторобот – задержание - премия. Журналист: завтрак – администрация – стадион – интервью – телевидение – корректор – звонок – путешествие – новости – репортаж – иностранцы – завод – школа - больница - концерт – сон.
IV. Мозговой штурм
Сейчас я предлагаю вам по группам (3 группы – 3 ряда) поработать над темой «Что необходимо для обоснованного продуманного профессионального выбора. Через некоторое время представитель команды, быстрее всех справившейся с заданием, называет список условий, остальные 2 команды по очереди добавляют то, что было не названо. Ведущий на доске отмечает то, что называют участники.
При выборе профессии нужно учитывать следующее.
- Знать как можно больше профессий.
- Определиться в своих интересах.
- Знать в каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию.
- Иметь основной и запасной варианты профвыбора ( на случай если не удастся осуществить желаемое).
- Иметь (желательно) опыт профессиональных проб либо понаблюдать за рабочим днем представителя привлекательной профессии. Наблюдать нужно целый день либо даже самому поработать немного в этой области.
- Оценить свои возможности и способности, а также их соответствия тем требованиям, которые предъявляет профессия.
Ведущий обобщает ответы.
На доске - (до этого закрытого листом бумаги) рисунки и записи.
Сферы
«Хочу» «Могу» «Надо»
интересы способности условия рынка
стремления особенности характера, потребность города, ПВК страны, общества в специалистах этого профиля
склонности (внутренние ресурсы) либо обоснованный рассчет на состояние здоровья возможности (внешние ресурсы) устройство на работу
материальный фактор
V.Защита престижной профессии
А сейчас мы разделимся на 2 команды. Я даю вам задание придумать в течение 1 минуты какую-то одну престижную профессию. Ваша задача – защитить вашу профессию следующим образом: нарисовать портрет этого профессионала и словесные характеристики (какими профессионально важными качествами обладает, характером, какими умениями, способностями, интересами и т. д. Представители от команд защищают свой выбор. Ведущий благодарит за работу и высказывает свое мнение о представленной престижности профессии. Стечением времени престижность профессии меняется.
VI.Затруднения при выборе профессии.
Групповая дискуссия. Какие ошибки допускают выпускники при выборе профессии.
1.Престижность - непрестижность профессии. Престижность – вещь важная, но если вы имеете способности в какой-то области, то по-настоящему раскрыть их вы сможете именно в этой деятельности. Есть хорошая поговорка по этому поводу: «Не место красит человека, а человек – место.
2.Выбор профессии за компанию с друзьями. Может наступить разочарование.
3.Подчинение давлению родителей, родственников, считающих, что тот вариант, который они вам предлагают, наиболее оптимальный.
4.Увлечение только внешней стороной профессии. Незнание оценки «изнанки этой работы. С профессией менеджера, например, у многих связаны образы комфортного , современного офиса с мебелью, компьютерным оборудованием, но упускаются из виду частые разъезды, большие нервные нагрузки, ненормированный рабочий день, переговоры с разными людьми, не всегда приводящие к положительным результатам.
5.Категоричность выбора: «черно-белый» о сущности профессионального труда.Если профессия нравится, все в ней кажется хорошим, и наоборот. Есть те стороны профессии, которые не сразу видны, но могут составлять большую ее часть и не соответствовать его интересам и способностям.
6. Незнание и недооценка своих физических противопоказаний. Есть требования к здоровью у ряда профессий и некоторые виды деятельности могут усугубить недостатки здоровья.
7.Неумение разбираться в своих способностях, особенностях характера, мотивах профвыбора. Здесь важно знать профессионально важные качества для той профессии, которую вы выбираете и сопоставить их с вашими особенностями. В таких профессиях, например, как юрист, адвокат человек может быть неудовлетворен тем, что вынужден общаться с людьми ему несимпатичными. Отсутствие гибкости, интровертированность и определенные ценностные ориентации могут также помешать адаптироваться к профессии.
8.Устаревшие представления о характере труда, об особенностях той или иной профессии.
9.Отождествление учебного процесса с профессией. (Например, литература необходима не только в работе учителя литературы, но и в работе журналиста, редактора, библиотекаря, литературоведа и т.д.
10.Перенос отношения к человеку – представителю данной профессии - на саму профессию. ( Привлекательный для вас преподаватель может вызвать у вас желание иметь такую же профессию, не предполагая какие трудности в данной профессии могут скрываться.
VII.Алгоритм принятия решений.
На доске вывешивается ватман с алгоритмом принятия решения.
(Вариант: игра-упражнение «Медуза»).
Ведущий. Каждый человек при важно событии в своей жизни обдумывает и принимает решение, например, когда хочет жениться, поступать в какое- то учебное заведение, устроиться на работу, совершить покупку и т.д.
Алгоритм принятия решений.
1.Общая ориентировка.
2.Определение проблемы.
3.Выдвижение альтернативных решений (рассмотреть или записать как можно больше возможных вариантов, даже кажущихся на первый взгляд нереальными и фантастическими).
4.Отбор наиболее подходящих решений. (По каждому из выдвинутых вариантов следует сделать вывод, насколько он является подходящим. Нужно продумать также возможные последствия этого решения. Например, будет ли интересно учиться, сможете ли вы устроиться на работу, в чем состоит эта работа, действительно ли она вам будет подходить по разным параметрам. Некоторые варианты можно сразу отбросить в связи с их явной неприменимостью или тем, что последствия могут быть нежелательными.
5.Осуществление и оценка. (Этот этап в нашем случае будет отсрочен до вашего поступления)
VII.Завершение работы.
Обмен мнениями участников о занятии. Что понравилось, что было для вас нового, интересного?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий и жизненный путь А.С. Пушкина
Данный материал дополнит лекцию учителя о творческом пути А.С. Пушкина, проиллюстрирует ход урока...
Формирование профессиональных намерений обучающихся, воспитанников с целью адекватного выбора жизненного пути.
На примере работы проекта "Время выбирать профессию" поднята проблема проориентации подростков с ОВЗ....
Проектирование профессионального жизненного пути
Презентация к классному часу "Проектирование профессионального жизненного пути"...
Проектирование профессионального жизненного пути»
Родительское собрание 11 класс...
Влияние предмета ОБЖ на психологические аспекты проектирования профессионального жизненного пути учащихся старших классов
Презентация...
Семинар для учеников 9кл. "Профессиональное самоопределение и выбор жизненного пути"
Программа имеет следующие цели:1. Подготовит подростка к неясному будущему.2. Показать необходимость высоких целей и принятия самостоятельных решений.3....
Обдумывание профессионального жизненного пути
Актуальность: Выбрать профессию – дело сложное и важное, от которого во многом зависит будущая судьба.Выбирая профессию, надо четко представлять, чего ты хочешь от нее. Надо ответить себе на воп...