Воспитательная система класса
учебно-методический материал (5 класс) на тему
С точки зрения педагогики, процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.). В данном определении подчеркивается активная деятельность объекта воспитания, школьника.
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 70.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
Содружество
«Одноклассники. Ру»
Воспитательная система класса
Чаплыгина Жанна Васильевна,
классный руководитель 5 «в» класса,
преподаватель- организатор ОБЖ
г. Железногорск 2015г.
ПАСПОРТ
Название учреждение, заявившее воспитательную систему класса | Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6», (МОУ «СОШ №6») |
Руководитель учреждения | Ерохина Ирина Николаевна, директор МОУ «СОШ № 6» |
Разработчик и руководитель воспитательной системы класса | Чаплыгина Жанна Васильевна |
Полное название | Содружество «Одноклассники.ру»» |
Направленность | Социально-педагогическая |
Модель | Воспитательная система класса |
Количество учащихся | 16 учащихся |
Возраст учащихся | 10-11 лет |
Сроки реализации | 5 лет, с 2015-16 уч.г. по 2019-2020 уч.г. |
Адрес | г. Железногорск, Курская область, ул. Л.Голенькова , д.15 |
Цель | создание условий для развития культурной, образованной, конкурентоспособной творческой личности, способной к непрерывному саморазвитию, способной строить свою жизнь на принципах добра, истины, красоты |
Задачи |
|
Кадровое обеспечение программы |
|
Ожидаемые результаты |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С точки зрения педагогики, процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.). В данном определении подчеркивается активная деятельность объекта воспитания, школьника.
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.
Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. По существу, воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно с взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.
Главное в воспитательной работе - характер взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.
Гуманистический характер воспитания и образования предполагает реализацию воспитательных задач на каждом учебном и внеклассном занятии; создание воспитывающей среды во внеурочное время; построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ребенка.
Цель программы:
создание условий для развития культурной, образованной, конкурентоспособной творческой личности, способной к непрерывному саморазвитию, способной строить свою жизнь на принципах добра, истины, красоты.
Задачи:
- содействовать развитию инициативы и творческой активности школьников;
- развивать ключевые компетенции личности (учебные, исследовательские, коммуникативные, организаторские);
- создать условия для самовыражения обучающихся;
- способствовать коррекции поведения «проблемных» детей;
- вовлекать родителей в жизнедеятельность класса.
В основе теории следующие принципы:
- гуманизация обучения и воспитания;
- системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход к воспитанию;
- общественная направленность воспитания;
- связь воспитания с жизнью, трудом;
- опора на положительное в воспитании;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников;
- единство воспитательных воздействий.
Воспитание осуществляется через организацию жизнедеятельности ребенка. Формы организации воспитательной деятельности самые разнообразные (воспитание в процессе обучения; внеклассная и внешкольная работа, работа с семьей).
Программа позволяет школьникам проявить и развить свои творческие способности, удовлетворить потребность в общении и самовыражении, продемонстрировать мир своих интересов и увлечений, осуществить презентацию наиболее значимых личностных достижений, поможет ребятам осознать свою уникальность и занять определенную нишу в окружающем мире. Программа также ориентирована на повышение значения роли и статуса семьи, класса, школы, страны, мира в целом для каждого ребенка.
Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 5 лет (5-9 классы).
Воспитательная работа в классе строится по следующим направлениям:
- Познавательное.
- Гражданско-патриотическое.
- Спортивно-оздоровительное.
- Духовно-нравственное.
- Трудовое.
Познавательное направление
Цель: развитие интеллектуальной личности, способной к продолжению образования.
Задачи:
- Способствовать положительной мотивации учения, формированию устойчивого познавательного интереса.
- Развивать навыки творческой интеллектуальной деятельности, умение заниматься самообразованием.
- Создавать условия для практического применения знаний, полученных на уроках, посредством рациональной организации внеурочной учебной деятельности.
Формы.
- Внутриколлективные конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления;
- Интеллектуальные марафоны, бои, ринги.
- Спецкурсы и факультативы
- Участие в олимпиадах, проектной деятельности
Гражданско-патриотическое воспитание
Цель: формирование активной гражданской позиции и самосознания гражданина Российской Федерации, правового самосознания, навыков общественной жизни
Задачи:
1. Способствовать развитию чувства уважения к историческому прошлому Родины, истории города, школы.
2. Воспитывать уважение к Конституции страны, государственной символике, народным традициям.
3. Прививать детям чувство гордости за свою страну, город, школу.
4. Развивать активность, инициативу, ответственность и умение видеть последствия своего выбора.
5. Воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни
6. Способствовать осознанию учащимися своей причастности к судьбе своего родного города.
Формы:
1. Организация и проведение традиционных праздников: класса, школы, города, государства.
2. Организация и проведение тематических классных часов и бесед;
3. Организация и проведение встреч с интересными людьми.
4. Организация и проведение встреч с участниками войны;
5. Организация и проведение экскурсий;
6. Организация и проведение конкурсов творческих работ, газет к праздничным датам и т.п.
Духовно-нравственное воспитание
Цель: способствовать осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию личностной причастности к человечеству, пониманию своего "Я".
Задачи:
1. Воспитывать у учащихся правильную нравственную позицию.
2. Воспитывать личность, умеющую отвечать за свои поступки, имеющую правовую культуру.
3. Воспитывать личность, умеющую жить в социуме, уважающую общепринятые ценности, нормы, законы.
Формы:
1. Организация и проведение семейных вечеров.
2. Формирование и развитие классных традиций.
3. Организация и проведение тематических бесед, классных часов.
4. Организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы.
5. Организация и проведение классных праздников.
6. Организация посещения концертов, театров, кинотеатров.
Спортивно – оздоровительное
Цель: развитие нравственно и физически здоровой личности , содействовать формированию ответственности за природу, окружающий мир
Задачи:
1. Создание условий для физического развития учащихся.
2. Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.
3. Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
4. Воспитывать любовь к природе, бережному отношению к окружающей среде.
Формы:
1. Организация и проведение спортивных соревнований, игр, дней здоровья.
2. Организация и проведение тематических классных часов, бесед, родительских собраний, лекций.
3. Организация и проведение походов, поездок.
4. Организация и проведение экскурсий в заповедники, парки.
5. Организация и проведение встреч с интересными людьми
Трудовое воспитание
Цель: способствовать формированию потребности в труде, рациональном использовании времени, ответственности за дело, развивать организаторские способности
Задачи:
1. Воспитание потребности трудиться.
2. Воспитание ответственности за выполненную работу.
Формы:
1. Организация и проведение трудовых мероприятий: субботников, трудовых десантов.
2. Организация и проведение дежурства по классу, по школе.
3. Организация и проведение семейных вечеров.
4. Организация и проведение походов, поездок;
5. Организация и проведение ярмарок, аукционов поделок, выпечки.
6. Организация и проведение трудовой практики.
Работа с родителями
Цели и задачи работы с родителями обучающихся:
- изучить воспитательные возможности семей;
- формировать активную педагогическую позицию родителей, повышать воспитательный потенциал семьи;
- вооружать родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями;
- активно вовлекать родителей в жизнедеятельность класса.
Функции воспитательной системы.
1) Развивающая - изменение мотивации учебной деятельности, развития творческой личности, способной к самореализации.
2) Интегрирующая - взаимодействие всех участников как единого воспитательного пространства, расширение внутришкольных и внешкольных связей.
3) Управленческая - создание условий для позитивных изменений в учебно-воспитательном процессе профессиональном росте педагога, взаимоотношение всех участников воспитательной системы.
4) Корректирующая – коррекция поведения и общения ребенка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности.
Этапы построения модели воспитательной системы
Успешность развития воспитательной системы класса зависит от умения классного руководителя правильно определить этапы этого процесса и в соответствии с ними избрать адекватные цели и средства педагогической деятельности.
Условно можно выделить четыре этапа в развитии воспитательной системы класса:
- первый этап - проектирование системы;
- второй этап - становление системы;
- третий этап - стабильное функционирование системы;
- четвертый этап- завершение функционирования или коренное обновление системы.
На первом этапе преобладает деятельность по изучению интересов, потребностей и других личностных характеристик членов классного коллектива, проектированию желаемого образа класса, определению перспектив жизнедеятельности классного коллектива. Такая деятельность в этот период является главным системообразующим фактором.
На втором этапе особое внимание уделяется укреплению межличностных отношений, формированию чувства «мы», апробированию форм и способов совместной деятельности , взращиванию традиций классного коллектива.
На третьем этапе активно развиваются самоуправленческие начала, поэтому появляются вскоре друг за другом лозунги: « Делай, как лучшие из нас!» Воспитательная система начинает соответствовать проектному замыслу ее создателей. Доминирующий вид совместной деятельности формирует индивидуальность классного коллектива. Жизнь классного сообщества строится на основе традиций, сохраняемых и поддерживаемых большинством членов коллектива.
Доля четвертого этапа характерны две тенденции: первая – постараться сделать так, чтобы лучшее в жизни класса стало достоянием всего школьного коллектива; вторая – искать новые идеи, формы и способы обновления жизнедеятельности в классе.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» находится на улице Л.Голенькова. Недалеко от школы расположены центральная библиотека им. Носова, станция юных туристов, политехнический колледж, училище № 18, бассейны «Альбатрос» и «Нептун», МОУ «НОШ № 1». В учебных кабинетах школы имеются: демонстрационные материалы, компьютеры, теле-видео аппаратура, что помогает в работе педагогов с классными коллективами. Школа имеет спортивный зал и стадион, мастерские, актовый зал, библиотеку и др.
Школьник в такой системе является и целью (ради его личностного развития создаётся система), и объектом влияния, реализуемого через совместную деятельность и культивируемые отношения. Он и субъект всех этих процессов, так как участвует в управлении ими. Он же и результат функционирования и развития всей системы, ибо под её влиянием он превращается в человека воспитанного.
Кроме образовательного учреждения на личностное развитие воспитанников оказывают влияние многие факторы: семья, социум, средства массовой информации, масс-медиа и т.д.
Такие тенденции делают актуальной роль школы и классных руководителей в разработке развивающих программ и воспитательных систем, которая должна опираться на семью, её традиции и взаимоотношения, направленные на создание условий для воспитания социально-успешной личности. Семья и школа едины в своих интересах и социальном партнёрстве. Школа, как социальный институт и семья, как основной социальный заказчик должны нести общую ответственность целенаправленного действия по воспитанию детей, с помощью которого ученик мог бы постичь важность и справедливость гуманистических основ жизни человека, почувствовать меру своей ответственности в их реализации в обществе, осознать значимость чувства собственного достоинства в моральном самоопределении.
Опираясь на концепцию Г.К. Селевко и Шемшуриной А.И. о влиянии воспитания на развитие личности ребёнка, нужно сделать акцент на его внутренние механизмы самоизменения к успеху, стремления к самоопределению, самовоспитанию, нравственной самооценке и самосовершенствованию.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Государственный заказ на воспитание личности определен: в основополагающих законодательных актах Российской Федерации:
- Конституции Российской Федерации;
- Законе Российской Федерации «Об образовании» (от 10.07.1992 г. №3266-1; в редакции федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-фз
- Законе РФ «Об общественных объединениях» (от 19 мая 1995 года №82-ФЗ; в редакции федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ);
- Законе Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (от 28 июня 1995 года №98-ФЗ; в редакции федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ);
-Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999 г. №120–ФЗ);
- Законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 г. №124-ФЗ);
- «Национальной доктрине образования в РФ» (Постановление правительства РФ от 04.10.2000 г. №751);
- «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (распоряжение правительства РФ от 29.12.2001 г. №1756-р, приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 г. №393);
- федеральной программе развития образования (закон РФ от 10.04.2000 г. №51-ФЗ);
- государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Р Ф на 2006-2010 годы»(постановление Правительства РФ от 11.07.2005 г. №422);
- программе «Дети России» (2003-2006 гг.);
- в законодательных актах Курской области;
- в Уставе и локальных актах МОУ СОШ № 6 .
Социальный паспорт класса (2015-2016 учебный год)
Класс: 5«в»
Классный руководитель: Чаплыгина Ж.В.
Социальный педагог: Радионова В.И.
- Количество учащихся -18 чел.
Количество девочек- 8 чел.; мальчиков -14\\8 чел.
Год рождения детей - 2003, 2004.
- Состав семей:
ФИО детей | Год рождения | ФИО родителей | Дом. адрес, тел. | |
Многодетные семьи (указать всех детей в семье, дату рождения, место учёбы) | -Масленникова Елена Романовна, -Масленникова Екатерина Романовна, -Масленникова Елизавета Романовна -Кириллова Кристина Юрьевна -Кириллова Анастасия Юрьевна, -Кириллова Надежда Юрьевна -Кириллов Александр Юрьевич -Козлов Роман Сергеевич -Козлов Александр Сергеевич -Козлова Дарья Михайловна | 15.11.2004 23.08.2006 09.08.2008 05.04.2004 05.04.2004. 02.11.2005 18.12.2007 13.10.2004 05.10.2004 27.05.2014 | Масленникова Олеся Александровна, Масленников Роман Александрович -Кириллова Татьяна Петровна, -Кириллов Юрий Александрович Козлова Елена Михайловна | Ул.21 Партсъезда, д.18, кВ.5 Ул.Ленина, д.5, кВ.35 Ул. Л.Голенькова, д.21, кВ.29 |
Неполные семьи (потеря одного из родителей) | 1. Лунёв Владислав Юрьевич | 06.01.2004 | -Лунёва Светлана Алексеевна | Ул.Краснознамённая, 22, кВ.2 |
Неполные семьи (родители в разводе) | -Аверина Анастасия Евгеньевна -Жеребцов Анатолий Евгеньевич -Зимина Софья Игоревна -Козлов Роман Сергеевич - Петкевич Константин Павлович -Шемяков Кирилл Евгеньевич | 16.08.2004 02.09.2004 25.07.2004 13.10.2004 11.08.2004 27.11.2004 | Шеховцова Диана Юрьевна Жеребцова- Борисова Валентина Анатольевна -Полянская Ирина Ивановна -Козлова Елена Михайловна -Петкевич Павел Алексеевич -Крючкова Ольга Васильевна -Шемяков Евгений Николаевич | Ул.Октябрьская, 1 Ул. Больничный переулок, д.8, кВ.39 Ул.Рокоссовского, д.58, кВ.12 Ул. Л.Голенькова, д.21, кВ.29 Ул. Мира, д.16/2, кВ.72 Ул. Мира, д.7, кВ.48(зарегистрирован), ул. Рокоссовского, д.58, кВ.48 |
Неполные семьи (матери-одиночки) | ___ | ___ | ||
Отцы-одиночки | -------------- | ---------------- | ||
Неблагополучные семьи | ---- | |||
Малообеспеченные семьи | -Жеребцов Анатолий Евгеньевич -Козлов Роман Сергеевич -Лунёв Владислав Юрьевич - Петкевич Константин Павлович
| 02.09.2004 13.10.2004 06.01.2004 11.08.2004 | Жеребцова- Борисова Валентина Анатольевна -Козлова Елена Михайловна -Лунёва Светлана Алексеевна -Петкевич Павел Алексеевич | Ул. Больничный переулок, д.8, кВ.39 Ул. Л.Голенькова, д.21, кВ.29 Ул.Краснознамённая, 22, кВ.2 Ул. Мира, д.16/2, кВ.72 |
Дети, проживающие в детском доме | ___ | |||
Дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой. | / | |||
Дети,проживающие с родственниками без оформления опеки(родители в др. городе) | ||||
Дети из семей беженцев и переселенцев | ____ | |||
Дети, входящие в группу «риска», склонные к правонарушениям | ||||
Дети=инвалиды | ||||
Родители-инвалиды | -Жеребцов Анатолий Евгеньевич | 02.09.2004 | Жеребцова- Борисова Валентина Анатольевна | Ул. Больничный переулок, д.8, кВ.39 |
Единственные дети в семье (количество):
Имеют братьев и сестёр:
- Жилищные условия проживания семей:
- Проживают в коммунальных квартирах (общежитиях): 4 семьи;
- В отдельных квартирах: 10 семей
- Арендуют жильё: -
- В частных домах: 2 семьи.
- Образовательный уровень родителей:
мать отец
- Имеют высшее образование: 4 --------
- Среднее специальное: 12 16
- Среднее: ----- ----------
- Неполное среднее: __
6.Состояние здоровья учащихся:
- Находятся на индивидуальном обучении (фамилии)---------
- Имеют хронические заболевания: 16 человек;
Нарушено зрение: 3 человека
- Внешкольная деятельность учащихся:
- В спортивных секциях: 4 уч-ся
- Внеурочная деятельность ФГОС ООО -16
- Кружок «Безопасное колесо»-16
- Другие виды деятельности: 16 уч-ся.
Дата заполнения: 09.2015 Подпись: Классный руководитель
Чаплыгина Ж.В.
Основу деятельности воспитательной системы класса составляет годовой цикл коллективных дел:
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ
Направление деятельности | Формы и методы работы |
Изучение индивидуальных особенностей обучающихся, условий и процесса их развития. | Психолого-педагогические диагностики и мониторинг:
|
Установление межличностных контактов с каждым ребенком. |
|
Содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию, самоопределению, саморазвитию. |
|
Создание условий в классном коллективе для проявления и развития реальных и потенциальных возможностей обучающихся, реализации социально ценных и значимых интересов и потребностей школьников. |
|
Взаимодействие с родителями, с целью проектирования индивидуального развития обучающихся, педагогической поддержки общественно полезных инициатив школьников, коррекции отклонений в интеллектуальном, нравственном и физическом становлении их личности. |
|
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…
Л. Кассиль
Сентябрь:
- родительское собрание «Давайте познакомимся»;
- анкетирование родителей;
- уточнение сведений о семьях обучающихся («Банк данных»);
- выборы родительского комитета и планирование его деятельности.
Октябрь:
- посещение семей (по необходимости);
- общешкольное родительское собрание;
- диагностика воспитательных возможностей семей (приглашение школьного психолога);
- «Дверь в детство» - совместное КТД-путешествие детей в детство их родителей.
Ноябрь:
- письма родителям о достижениях детей в различных видах деятельности;
- родительское собрание «Стили воспитания ребенка»;
- экскурсионная поездка
Декабрь:
- педагогическая консультация для родителей «Как помочь ребенку хорошо учиться»;
- посещение семей (по необходимости);
- ключевое дело – «Готовимся к Новому году».
Январь:
- индивидуальные консультации
Февраль:
- тематическая консультация для родителей мальчиков «Как вырастить настоящего мужчину»;
- совместное КТД «Шоу сорванцов»;
- посещение семей (по необходимости).
Март:
- тематическая консультация для родителей девочек»;
- час общения «Мамина Гостиная» - совместное мероприятие с детьми.
Апрель:
- письма родителям о достижениях детей в различных видах деятельности;
Май:
- родительское собрание «Школа – до свидания! Школа – здравствуй!» - совместное планирование воспитательной деятельности на следующий учебный год;
- КТД «Архив 5 «в» - совместное мероприятие с детьми;
- анкетирование «Наши успехи»;
- однодневный поход учащихся и родителей «Удивительное -рядом!»
РАБОТА С УЧИТЕЛЯМИ-ПРЕДМЕТНИКАМИ:
- организация встреч родителей с работающими в классе педагогами;
- осведомление учителей-предметников о состоянии здоровья учащихся;
- знакомство учителей с условиями жизни детей и взаимоотношениями в семьях;
- индивидуальные беседы ученика, учителя-предметника и классного руководителя при необходимости решения возникающих проблем;
- выяснение у учителей-предметников причин снижения результативности работы того или иного ребенка, если таковое имеет место.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Данная воспитательная система является системообразующей идеей, позволяющей организовать жизнедеятельность классного коллектива. Каждый учебный год - это ступенька, определенный этап в жизни класса, в течение которого мы должны немного вырасти и решить важные для всех задачи. Каждый учебный год несет определенную смысловую нагрузку.
5-й класс
Знакомство учащихся с новой учебной ситуацией, школьными традициями и правилами.
- Оказание помощи в процессе адаптации учащихся в средней школе.
- Знакомство с детьми и родителями, выработка стратегии воспитания.
- Формирование у детей сознательного отношения к дисциплине.
- Развитие навыков взаимодействия.
- Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
- Развитие навыков самоорганизации, самообслуживания.
- Формирование ценностных представлений и отношений.
6-й класс
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
- Апробация элементов самоуправления (КТД).
- Коллективное планирование.
- Развитие чувства коллективизма.
- Поощрение инициативы.
- Развитие ценностных представлений и отношений.
- Содействие личностному развитию учащихся.
- Формирование навыка коллективного анализа.
- Развитие навыков социального взаимодействия.
7-й класс
- Развитие самоуправления учащихся.
- Коллективное планирование, коллективный анализ.
- Содействие личностному развитию учащихся.
- Организация социально значимой деятельности.
- Развитие навыков социального взаимодействия.
- Развитие ценностных представлений и отношений.
8-й класс
- Формирование потребности в творческой деятельности.
- Самоуправление учащихся.
- Коллективный анализ, коллективное планирование.
- Развитие организаторских качеств, организация социально значимой деятельности.
- Работа творческих групп.
- Помощь в организации воспитательных мероприятий для младших школьников.
- Развитие навыков социального взаимодействия.
- Развитие навыка социального проектирования.
- Развитие ценностных представлений и отношений.
9-й класс
- Содействие в интеллектуальной и творческой самореализации учащихся.
- Самоуправление учащихся.
- Работа творческих групп.
- Помощь в организации воспитательных мероприятий для младших школьников.
- Содействие в профессиональном самоопределении учащихся.
- Социальное проектирование.
- Развитие ценностных представлений и отношений.
САМОУПРАВЛЕНИЕ КЛАССА
Принципы жизнедеятельности классного коллектива:
- Познай себя – это интересно!
- Сотвори себя – это необходимо!
- Утверди себя – это возможно!
- Прояви себя – это реально!
Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных органов.
Принципы деятельности органов самоуправления:
- добровольность;
- демократизм;
- гуманизм;
- социальная направленность;
- творчество;
- разновариативность;
- самостоятельность.
Для достижения данных принципов необходимо:
- предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса;
- формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность;
- воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни, воспитывать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей.
Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.
Структура самоуправления класса.
Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся. Классное собрание избирает:
• актив класса;
• избирает представителей на школьную ученическую конференцию;
• решает вопросы жизни классного коллектива;
• утверждает общественные поручения;
• слушает отчеты об их исполнении;
• решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса;
В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является совет класса, возглавляемый капитаном класса. В него входят руководители секторов ученического самоуправления.
Капитан выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Капитан совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений.
Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях.
Итак, каждый сектор имеет свои функции и соответствующие им поручения. Я предлагаю разделить класс на следующие сектора:
Сектор «Образование» - отвечает за посещаемость, самоподготовку учащихся, контролирует выполнение домашнего задания. Принимает участие в подготовке тематических вечеров, предметных недель, конкурсов, викторин.
Сектор «Экологии» - отвечает за санитарно-гигиеническое состояние кабинетов (чистота, проветривание, за выпуск листовок о здоровом образе жизни), за соблюдение учащимися гигиенических правил, разрабатывает мероприятия по уборке и озеленению территории школьного двора, контролирует озеленение класса.
Сектор «Культуры и досуга» - способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе отвечает за организацию интеллектуальных игр, выставок, конкурсов вечеров, составление развлекательной программы.
Сектор «Информационный» - контролирует выпуск учащимися класса газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, выпуск предметных газет, отражает итоги жизнедеятельности учащихся, осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на классных стендах.
4.Сектор «Физкультуры и спорта» - формирует команду для участия в школьных соревнованиях, проведении «Дня Здоровья», организует спортивные мероприятия в классе.
«Контролирующим» органом классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве пяти человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель. Функции родительского комитета:
- принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;
- оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;
- решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;
- организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.
Таким образом, по моему мнению, внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Успешная и полная реализации программы позволит воспитать Личность:
- социально активную, выбирающую здоровый образ жизни;
- умеющую делать нравственный выбор и нести за него ответственность;
- имеющую потребность в творческой самореализации;
- умеющую видеть перспективу своей жизни и строить планы по ее реализации.
Модель выпускника – это образ личности, которой свойственны:
- трансцендентность: осознание личностью самой себя как источника информации для других, как чьего-то собеседника, как «содержание жизни для других»;
- эмпатийность: способность сопереживать, сочувствовать, вчувствоваться в другого человека, понимать «язык» собеседника, мир его ценностей, эмоционально откликаться на его внутренние проблемы;
- конгруэнтность: искренность, естественность и открытость в общении, выражении своих чувств и переживаний, преодоление ограниченности и ригидности мышления, стремление видеть суть вещей, сосредоточенность на выполнение истинной деятельности, а не на её внешнем проявлении;
- конструктивность: стремление решать проблемы и конфликты конструктивно, на не насильственной основе, познание закономерности явлений, восприятие разного рода противоречий как условие эволюции, как положительный фактор;
- индивидуальная идентичность: осознание себя как уникального, неповторимого человеческого существа, имеющего собственное место в пространстве и временную протяжённость, являющегося носителем своего жизненного опыта, своих индивидуальных задатков, черт, свойств и характеристик, и отвечающего за собственную жизнь;
- социальная идентичность: понимание своей причастности к другим людям, к обществу, прогрессивным культурным ценностям, социальным, групповым идеалам, умение пребывать в «событийной общности», умение сотрудничать с людьми, участвовать в совместной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса
Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...

Воспитательная система класса "Поколение будущего" (5-11 классы)
система воспитательной работы в классе (5-11)...

Воспитательная система класса "Формирование социальной активности старшеклассника через волонтёрскую деятельность в рамках класса и школы"
Диагностика показывает, что у подростков уже сформированы понятия истины, добра и взаимопомощи, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформиров...
Воспитательная система класса "Городок" для учащихся 5-7 классов
Принимая модную и широко рекламируемую философию – каждый за себя, потеряв моральные ориентиры, общество заряжается энергией разрушения. В настоящее время, когда практические не существует...

Воспитательная система класса "Воспитание - только творчески"(5-9 классы)
Программа воспитания охватывает пять лет школьной жизни (с 5 по 9 класс).Рассматриваются различные направления воспитания детей, а также взаимодействие с родителями, профориентация, психодиагнос...

Воспитательная система класса "Технология сотрудничества"(10-11 классы)
Программа воспитания охватывает два года школьной жизни (10 и 11 классы).Рассматриваются психолого-педагогические основы воспитания старшеклассников, основные этапы организации воспитатель...

Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.
Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...