Классный час. " Беслан- наша трагедия". В. Путин
классный час (10 класс)
классный час на тему "Беслан- наша трагедия. В. Путин."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klas.chas_._beslan.zip | 27.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 8 округа Муром «
Классный час на тему :
« Беслан – наша трагедия.
Путин В.В.»
( к Дню Знаний ).
Выполнила учитель
русского языка и литературы
Комкова Л.В.
Тема « Беслан – наша трагедия.
Путин В.В.».
Гуманистический компонент.
Детям всегда необходимы особая защита и внимание. В ситуации вооружённого конфликта (теракта) они особенно уязвимы, т.к. могут испытывать тяжёлые последствия наравне с взрослыми. Уменьшение страданий детей во время теракта продиктовано соображениями гуманности.
Цели :
- обсуждение проблемы особой уязвимости детей в ситуации теракта и необходимости гуманного к ним отношения;
- ознакомление учащихся с понятиями: « конфликт», « терроризм», «толерантность», « эмпатия», базовыми нравственными понятиями : « добро» и «зло» ; с основами бесконфликтного существования ;
- формирование социально одобряемых форм поведения;
- воспитание уважительного отношения к окружающим людям.
Оборудование: презентация документальных фотоматериалов с места
трагедии в Беслане, рисунки детей ; музыкальное
сопровождение; на доске выписаны слова:
« милосердие», « толерантность», « эмпатия»;
кроссворд.
Ход урока
«Беслан – наша трагедия.
В.В.Путин.
I. Вступление (на экране презентация № 1).
Слово учителя
1 сентября 2004 года. Кто не помнит этой даты?! Она вошла в жизнь нашего трагедией в Беслане. Мирный, такой чистый и трогательный день, каким был всегда 1 сентября, содрогнулся от горя, плача и боли. В результате злодейского, беспримерного по жестокости террористического акта в городе Беслане погибли и получили ранения сотни мирных граждан, большая часть которых – ни в чем не повинные дети. Забыть тот горький день мы никогда не сможем. Пусть наступит минута молчания. Вечная память погибшим в Беслане!
(Минута молчания)
Они не вернулись из школы, молодые, сильные, жизнелюбивые. Они мечтали о светлом будущем.
Все здравомыслящие люди осуждают терроризм – варварство XXI века.
II. Поэтическая композиция.
Звучат стихи, посвященные трагедии в Беслане. Звучит музыка Баха.
Чтец № 1.
Снег на камине, снег на рябине,
Снег появился в висках матерей.
Кто не дождался своих сыновей
Из школы в Беслане. И дочерей…
Кто их утешит? Кто им поможет?
Кто повелел их детей уничтожить?
Кто им приглушит великую боль?
Нет, не найти им, пожалуй, покой.
Вы их растили и воспитали,
Радости, счастья им в жизни желали.
Но оборвалась их юная жизнь…
И не пришлось им на свете пожить.
Те, кто вернулся, и цел и калеки,
Они о терроре будут помнить вовеки.
И детям расскажут о горе в Беслане,
О том, что случилось тогда в стране…
Милым ребятам я стих посвящаю
И низкий поклон матерям посылаю.
Крепитесь, мужайтесь, в одном вы строю.
А мы не забудем про этот террор,
О тех, кто погибли в Беслане,
О тех, кто погибли в бою.
Чтец № 2.
Спокойно тихий город спал
В сентябрьском тумане.
Никто беды не предвещал
Тогда ещё в Беслане.
А утром дружною семьёй,
И взрослые, и дети,
Шли в школу, словно в дом родной,
День Знаний вместе встретить.
Но за какой – то краткий миг
Всё резко изменилось:
Раздался скорбный детский крик,
И жизнь остановилась.
И пленом стал спортзала круг
И школьная обитель.
Плечом к плечу здесь встали вдруг
И школьник и учитель.
Чтец № 3.
Не представлял, и знать не мог
Безумец и палач,
Какой заплатит он ценой
За боль и детский плач!
Своею заслонив спиной
Невинного ребёнка,
Учитель в бой вступить готов
Был с каждым из подонков!
И слёзы , словно знак беды,
В глазах его застыли,
Как жаль, что рядом нет воды,
Что дети так простили.
Учитель всех учеников
Вокруг себя сплотил,
Великой выдержки в тот день
Детей он научил.
И навсегда такой урок
В Сердцах детей остался.
С урока мужества для них
День Знаний начинался!
Чтец № 4.
Юные погибшие дети,
Юными остались вы для нас.
Мы – напоминание живое,
Что Отчизна не забыла вас.
Жизнь иль смерть – нету середины.
Память вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.
Благородная память народа
Ваши хранит имена.
Вечная память погибшим Беслана!
III. Из воспоминаний свидетелей трагедии в Беслане 1 сентября 2004 года. (на экране фотомонтаж о реальных событиях, презентации № 2)
Выходят 3 учащихся.
1 ученик зачитывает воспоминания Фатимы Аликовой, 27 лет, фотокорреспондента районной газеты «Жизнь Правобережья». Она находилась в захваченной террористами школе № 1 города Беслана: «Я пошла туда снимать репортаж о 1 сентября. Когда все началось, я даже не поняла, что это – какие-то люди начали кричать и стрелять в воздух. Я испугалась, побежала на второй этаж, забилась в какую-то комнату без окон, но меня там нашли и заставили спуститься на первый этаж, в спортзал. Там всех, кто был, обыскали, в первую очередь искали мобильные телефоны. Они так и сказали, что того, кто спрячет мобильный, убьют, и ещё 20 человек рядом сидящих убьют. Мужчин вывели в соседнее помещение и избили, некоторых застрелили.
Нас усадили на пол, места было мало, дышать нечем. Потом, правда, окна наверху разбили, чуть полегче стало. Воду давали только в первый день и только детям, по два-три глотка, а нам так – на лицо брызнут, и следили, чтобы мы её не пили. Тем, кто просил пить, говорили, что вода отравлена, потом принесли пустые полуторалитровые бутылки. Мы сначала обрадовались, а потом они сказали, что это для маленьких детей, чтобы они в туалет часто не ходили. А потом говорят, если пить хотите, мочу пейте, многие так и делали. Пить хотелось всё время.
Там, в спортзале, с потолка настоящие гирлянды из мин свисали, а ещё в зале их лежало штук 10-15, каждая с кирпич размером. Мы на них смотреть не могли, так страшно было…А потом взрыв.
Я лежала на подоконнике, и меня взрывной волной во двор выкинуло из окна, я даже сначала не поняла, что случилось. Пока я там сидела, много раз думала, если вдруг окажусь на улице, обязательно побегу. Если только силы будут. Как про это вспомнила – силы сразу появились, вскочила и побежала. Мне, наверное, повезло, что я выпала к гаражам, а не с той стороны, откуда штурм начался. Я даже не помню, стреляли мне вслед или нет, просто побежала к гаражам и упала между ними. И тут стрельба пошла, взрывы начались. Я на себя какую-то фанеру натянула сверху, чтобы меня было не видно и стала Христу молится, чтобы он спас.
2 ученик читает воспоминания тринадцатилетней бесланской школьницы Кристины Дзагоевой, которая провела в захваченной террористами школе 52 часа. Вместе с ней в заложниках оказались её мама и младшая сестренка. Цитаты из дневника:
День 1. « 1 сентября, когда мы встали в круг во дворе школы и пять минут, как раздался первый выстрел…Когда мы сидели с нашими родителями в спортзале, люди в масках собрали у всех мобильные телефоны и сумки. Они ещё вынули серьги из ушей и сняли с шеи цепочки с крестиками. В спортзале были не только первоклассники, ещё грудные дети. Когда нас завели в спортзал и сразу же там повесили мины. В коробках тоже были мины, они лежали на стульях. Всего том было 12 мин. В первый день всё было хорошо, они давали нам пить и на минуту ходить в туалет…»
День 2. «Они нам дали ещё пить, но реже разрешали вставать и ходить в туалет. Сказали, кто будет кричать, того сразу расстреляют. Они увели взрослых мужчин и одного за одним стреляли в них…Грудных детей отпустили…Потом пошёл сильный дождь. На эту ночь тоже никто не спал, мы только сидели».
День 3. «На третий день…моя младшая сестра Зера постоянно спрашивала у мамы: «Когда же нас выведут отсюда? Я больше не могу, я хочу есть и пить»…Они убили мою сестренку, и у меня остались только мама и папа».
Этот дневник – ещё один свидетель трагедии. Но место ему, наверное, не в музее, а в памяти тех, для кого за три страшных сентябрьских дня изменился до неузнаваемости.
3 ученик читает материала из СМИ: «Сведения о числе погибших и раненых в Беслане вчера менялись буквально каждый час. По официальным данным оперативного штаба, всего в заложниках у террористов в школе изначально оказались 1181 человек, в том числе 800 детей… На вечер субботы в оперативном штабе числилось 448 раненых, включая 248 детей. Представители прокуратуры Северной Осетии сообщили о 323 погибших, 270 из которых удалось опознать…К лечению ещё 34 тяжелораненых в выходные приступили и медики Москвы и Ростова-на-Дону 4 сентября самолетом МЧС в столицу были доставлены шестеро ребят. Самому младшему из пострадавших ребенку всего 1 год и 8 месяцев. Азамат Мукоголов получил огнестрельное ранение в живот, потерял много крови. В субботу малышу сделали операцию. А уже вчера днем в Москву были перевезены ещё 17 раненых. Все они также в очень тяжелом состоянии, у большинства черепно-мозговые и минно-взрывные травмы, огнестрельные ранения.
IV. Слово учителя
Эта трагедия стала общей болью. Её прочувствовали не только взрослые, но и дети. Ольга Канаева, ученица рязанской школы, посвятила детям Беслана свое стихотворение.
Под всхлипы ветра дождик капал
Слезою горькой свей страны,
Листок тетрадный в луже плавал,
Обрывком жизни до войны.
Там детской маленькой рукою
( Плод чьей - то радостной мечты)
Был яркий праздник нарисован –
Шары летящие, цветы,
И весело смеялись дети,
Шагая дружно в первый класс,
Так и застыв на том портрете,
Смеясь на нём в последний раз.
Там улыбались чьи – то мамы,
Махая им руками вслед,
И этот день счастливым самым
Мог стать для них на много лет…
Но мир внезапно содрогнулся
От страшной вести – он узнал,
Что город в горе захлебнулся…
Беслан, весь мир с тобой рыдал.
Слова… Слова…
Ничто не сможет
Облегчить горе никому,
И тех, кто был всего дороже,
Уже обратно не вернуть,
И остаётся только помнить
Погибших, день, что первым стал,
И этот город среди поля,
Где смотрят с каждого креста
Глаза детей, погибших в школе.
А для кого – то «Днём веселья»
Был тот, что чёрным стал для нас…
Вы, что прославиться хотели,
Хоть смерть и не пугает вас,
Дорогой став к заветной цели,
Аллах всё видит, так и знай,
И вряд ли за такое двери
Откроет вам в желанный рай.
Читает учитель, на экране рисунки на тему: «Беслан глазами детей». (Презентации № 3)
V. Беседа с учащимися.
Вопросы к обсуждению:
- Какие чувства у вас вызывают рисунки детей из Беслана?
- О чём вы задумываетесь, когда слышите слова «Беслан…1 сентября 2004»?
- Сочетаются ли слова «дети» и «теракт»?
- Объясните смысл слова «милосердие».
( Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия;
-это сострадательное, доброжелательное, заботливое отношение к другому человеку. С древности и в различных культурах милосердие осмысляется как важное условие человеческой жизни;
-предполагает не только самоотверженность, не просто доброжелательность, но и понимание другого человека, сострадание к нему, и даже деятельное участие в жизни другого).
Слово учителя.
Замечательный педагог В.А.Сухомлинский говорил: «Вы живёте среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается на людях. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».
Доброта согревает и помогает в трудную минуту, поэтому воспитывайте в себе милосердие, сострадание, доброту. Много хороших дел ждет вас впереди, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, честными, отзывчивыми.
-Ребята, давайте познакомимся с новыми понятиями.
ЭМПАТИЯ – это способность эмоционально отзываться на переживания других людей.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ – это терпимое отношение к другому человеку, как к достойной личности, это сознательное подавление чувства неприятия к человеку, который вызывает негативные чувства.
VI. Кроссворд
Давайте вместе отгадаем кроссворд, в основе которого лежит слово «ДОБРОТА».
Вопросы:
- Она может быть настоящая и мнимая. Близкие отношения, основанные на взаимном доверии. (Дружба).
- Готовность помочь, отозваться на чужие нужды.(Отзывчивость).
- Это чувство необходимо каждому человеку. Чувство сердечной привязанности.(Любовь).
- Между друзьями должно быть взаимопонимание и…(Доверие).
- Столкновение противоположных интересов.(Конфликт).
- Доброе, отзывчивое отношение интересов.(Конфликт).
- Заботливое отношение к людям.(Внимание)
1Д | |||||||||||||||
2 | О | ||||||||||||||
3 | Б |
| |||||||||||||
4 | Р |
| |||||||||||||
5 | О | ||||||||||||||
6 | Т |
| |||||||||||||
7 | А |
|
VII. Обобщение учителя.
Учитель. Ребята, вы быстро решили кроссворд. Молодцы! Теперь ответьте мне на вопросы: 1) « Правильно ли, что жизнь детей становится средством достижения целей террористов? 2) Нужна ли
детям особая защита и внимание в ситуации теракта? 3) Предоставляют ли нормы МГП детям дополнительную защиту?
( ответы учащихся )
Теперь сравните ваши предположения с дополнительной информацией.
Нормы МГП, направленные на защиту детей во время вооружённого конфликта, содержатся в 4 Женевской конвенции и Дополнительном протоколе 1 от 1997 года.
МГП предоставляет детям два вида защиты – общую и особую.
Общая защита предполагает, что дети, являясь частью гражданского населения , имеют право на гуманное обращение, как и все гражданские лица. В отношении детей запрещается, например, посягательство на жизнь, жестокое обращение, взятие заложников, оскорбительное обращение. Предоставление же норм МГП особой защиты связано с тем, что в условиях теракта дети относятся к наиболее уязвимой категории гражданского населения.
VIII. Выводы по обсуждаемой на уроке проблеме.
Учитель. Теперь, ребята, вы самостоятельно сделайте вывод, ответив на вопрос: « Нужна ли детям защита и внимание во время теракта или вооружённого конфликта? Почему?»
После обсуждения задания учитель сообщает обобщённую формулировку.
В ситуации теракта или вооружённого конфликта дети, как и взрослые, могут испытывать на себе тяжесть его последствий.
В соответствии с нормами МГП детям как наиболее уязвимым
должна быть предоставлена дополнительная защита, они
имеют право на гуманное к себе отношение.
Учитель. Закончить наш урок мне хочется словами Горького: « Если ты
хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь что все станут лучше. Всё в жизни зависит от тебя самого, поверь мне…».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час, посвященный памяти трагедии в Беслане - 2014 г.
Слова ведущих сопровождаются презентацией, в конце презентации гиперссылка на видеоклип.Видео Беслан 1 сентября 2004 г. захват школы, 7 лет спустя!Адрес: http://www.youtube.com/watch?v=6VSzO09XPRAДлит...
Классный час "Трагедия в Беслане - наша общая боль"
Материал классного часа посвящен 10-й годовщине трагических событий в г. Беслан 3 сентября 2004 г. Ввиду своего эмоционального воздействия, данный материал следует использовать для обучающихся старшег...
конспект урока по физической географии Казахстана 8 класс "Арал-наша трагедия,Балхаш-наша печаль,Каспий-наша совесть"
Разработка урока по физической географии Казахстана 8 класс. Форма урока:пресс-конференция....
Мы помним... Беслан - наша общая боль!!!
Беслан-наша общая боль!!! ...
Беслан - наша общая боль
Торжественный митинг, посвященный памяти детей и взрослых, погибших во время террористического акта в городе Беслан республики Северной Осетия....
Внеклассное мероприятие, Посвященное трагедии в Беслане Классный час: «Беслан – город потерянных ангелов».
Цель:-Формирование у учащихся гражданско-патриотических, нравственных чувств, представления о воинском долге, верности Отечеству, неприятия жестокости и насилия на примере трагедии в городе Беслане в ...
Открытый классный час: «Трагедия в Беслане – наша общая боль».
Открытый классный час: «Трагедия в Беслане – наша общая боль»....