Классные часы на способности 5-6 классы (профориентация)
классный час (5, 6 класс) на тему

Денисова Анастасия Александровна

Класс: 5
Цели: начальное представление о задатках и способностях и их роли в профессиональной успешности.
Материал: слайды с фотографиями и изображениями исторических личностей.

Класс: 6
Цели: знакомство с особенностями работы правого и левого полушария; диагностика доминантного полушария.
Материалы: опросник «Мыслитель или художник», слайды с иллюстрациями, фотографиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

5 класс. Задатки и склонности. Как развивать способности Цели: начальное представление о задатках и способностях и их роли в профессиональной успешности. Каждый человек от рождения имеет особенности, которые называют «задатками», то есть заранее данными качествами, дарами, которые мы получаем при рождении. Задатки – это возможности, которые в благоприятных условиях могут вырасти в способности, а могут погибнуть, как семена, упавшие на каменистую почву.  Способный человек, как правило, обладает многими талантами. Александр Пушкин и Михаил Лермонтов были не только великими поэтами, но и замечательными художниками и философами. Писательский талант Александра Грибоедова соперничал с музыкальным и дипломатическим. Выдающийся советский штангист Юрий Власов, уйдя из спорта, стал хорошим писателем. Кажется, что обилие дарований может затруднить выбор профессии. Но это тот случай, когда любое решение — выигрышное.    «Я умею…»   По цепочке надо завершить фразу, рассказав о своих умениях.  Примечание. Хотя это упражнение обычно используется в тренинге для разогрева и повышения самооценки, оно может быть проведено в формате урока. Предложите ребятам по цепочке закончить эту фразу. Если трудно начать, первую фразу может сказать учитель, например, «я умею печь пироги, играть в теннис, дрессировать хомячков» и т.д. Высказывания ребят не комментируются и не оцениваются. Если кто-то в течение 3 секунд не может ничего придумать, слово переходит к следующему.  Для практических видов деятельности особое значение имеют способности к зрительному, слуховому и осязательному восприятию информации, двигательные навыки. Сотрудник правоохранительных органов, официант, массажист, тренер должны быть сильными, выносливыми и ловкими. Высокий уровень физического развития необходим тем, кто выбрал профессии, связанные с военной службой, охраной, спортом, пожарными, водолазными, аварийно-спасательными работами. Проверить способность ориентироваться в пространстве поможет следующее упражнение.  «Кто ближе?»  Ученик выходит к доске. В  3-4 метрах от него находится предмет – мяч, портфель, стул. Нужно с завязанными глазами подойти к этому предмету как можно ближе, не задев его. Выигрывает тот, кто подойдет ближе всех.  Какие способности вы развиваете на уроках физкультуры, математики, русского языка, музыки, изобразительного искусства? Подумайте, какие еще вы имеете возможности для развития различных способностей? Существуют способности, необходимые для любой деятельности. Назовите эти способности (зрение, слух, осязание, речь). К счастью, мы обладаем этими способностями. Но бывает так, что человек, лишенный даже минимальных способностей, совершает то, что не могут сделать обычные люди. Знаете ли вы таких людей?  В конце XIX-начале XX века в России жил и творил замечательный иконописец Григорий Журавлев, который родился без рук и без ног. Кисти он держал в зубах. Его иконы хранятся в музеях и частных коллекциях разных стран не потому, что их создал безрукий художник, а потому, что они являются шедеврами иконописного мастерства. Григорий Журавлев в одиночку расписал Утевский собор в Самарской губернии, за что был щедро награжден императором Николаем II.  Известный во всем мире ученый, доктор психологических наук Александр Васильевич Суворов, автор книг о саморазвитии и достоинстве личности ослеп в трехлетнем возрасте, а оглох – в девятилетнем. Творчество стало смыслом его жизни. Сначала это была игра-фантазирование, затем первые опыты стихосложения, публицистика и, наконец, наука.   Всегда ли мы ценим дары, которыми так щедро наделены? Задумываетесь ли вы о том, как лучше распорядиться своими способностями? Есть дары, которые нельзя измерить в словах, звуках и красках. Это – умение слушать, прощать, помогать, защищать, лечить, учить. Это грани главного дара, без которого все иные дары теряют смысл – дара любви к людям.  

6 класс. Мыслитель или художник? Цели: знакомство с особенностями работы правого и левого полушария; диагностика доминантного полушария. Материалы: опросник «Мыслитель или художник». Ученые провели эксперимент, поочередно отключая оба полушария, и установили, что человек, у которого активно левое полушарие, становится смешливым, возбужденным и болтливым. Рассудок сохраняется, а творческие способности, если они, конечно, были, куда-то исчезают. Если левое полушарие отключить, творческие способности останутся, но пропадет хорошее настроение.  У большинства художников, скульпторов, музыкантов, актеров доминирует правое полушарие. Благодаря этому у них возникают яркие зрительные или слуховые образы, которые они передают нам в виде произведений искусства.  «Мыслитель или художник?»  Инструкция. Прочитайте данные утверждения и оцените, насколько они точно отражают ваше поведение по десятибалльной шкале от 1 – совершенно не соответствует до 10 – соответствует полностью, обведите нужное число.  

1. Я не вижу причин для печали. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2.Прослушав мелодию, я могу точно воспроизвести ее. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3.Я помню то, чему меня учили несколько лет назад. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4.Когда я слышу чей-то рассказ, я будто вижу, как все происходит.1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

 5.Я считаю, что эмоции только мешают в разговоре. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

6. Мне трудно дается алгебра. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

7. Мне легко первому начать разговор.  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

8. Я легко запоминаю незнакомые лица. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

9. Если кто-то выдвигает идеи, я требую аргументов. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

10. Обычно я не вижу особых причин для радости.  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Подсчитайте сумму баллов отдельно по нечетным и по четным пунктам утверждений.  Если первая сумма больше, чем на 5 превышает вторую, вы принадлежите к логическому типу. Вы склонны действовать под влиянием разума, а не эмоций. При принятии решений чаще полагаетесь на расчет, чем на интуицию. Больше доверяете внешней информации, чем внутренним впечатлениям. Ваша сильная сторона – логика. Вы оптимистичны, жизнерадостны и общительны. Вы можете стать математиком, преподавателем, программистом, конструктором, инженером. Если вторая сумма больше, чем на 5 превышает первую, вы – человек художественного типа. Вероятно, вы принимаете решения на интуитивном уровне, больше полагаясь на эмоции, чем на рассудок, доверяете больше своим чувствам, чем внешней информации. Вы ранимы и впечатлительны, поэтому не испытываете потребности в широком круге общения, цените независимость. При наличии специальных способностей вы можете быть успешны в эстетических видах деятельности.   Чем больше разница между двумя суммами, тем сильнее доминирует соответствующее полушарие. Если разница мала, значит, вы в равной степени сочетаете характеристики «мыслителя» и «художника». Умение мыслить образно и логично, анализировать и синтезировать информацию, руководствоваться при принятии решений не только разумом, но и сердцем открывает перед вами широкое поле деятельности /по кн. Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе. – М.: Просвещение, 1991/.  Уточнить свою принадлежность к «мыслителям» или «художникам» можно и с помощью простого теста.  1. Сцепите руки в замок, переплетя пальцы. Палец какой руки оказался сверху? 2. Сделайте в листе бумаги отверстие размером с монету и посмотрите сквозь него на какой-нибудь предмет двумя глазами. Закройте поочередно левый и правый глаз. Предмет исчезает из поля зрения, если вы смотрите на него левым или правым глазом? 3. Скрестите руки на груди. Какая рука оказалась сверху – левая или правая? 4. Похлопайте в ладоши. Какая рука оказалась сверху – левая или правая? Правое полушарие управляет левой частью тела, а левое полушарие – правой. Поэтому активность правой руки и правого глаза означает активность левого полушария, и наоборот – активность левой руки связана с доминированием правого полушария.   Можно определить ведущее полушарие, но «просчитать» творческие способности с помощью тестов нельзя – наличие у вас способностей к музыке, живописи, литературе, науке можно выявить по результатам – музыкальным произведениям, рисункам, стихам, сочинениям, оригинальным решениям задач.  Когда семилетний Моцарт давал концерты во Франкфурте-на-Майне, к нему подошел мальчик лет четырнадцати. — Как замечательно ты играешь! Мне никогда так не научиться. — Отчего же? Ты ведь совсем большой. Попробуй, а если не получится, начни писать ноты. — Да я пишу… Стихи … — Это ведь тоже интересно. Писать хорошие стихи, вероятно, еще труднее, чем сочинять музыку. — Отчего же, совсем легко. Ты попробуй … Собеседником Моцарта был Гете.  Вы, наверное, слышали выражение — «зарыть талант в землю». Как вы его понимаете? Знаете ли вы, откуда взялось это выражение?  Не всем дано писать музыку, как Моцарт, или стихи, как Гете. Но в каждом человеке скрыт свой талант. Очень важно, чтобы рядом с вами оказались люди, которые помогут вам поверить в свой талант – родители, учителя, друзья.  



Предварительный просмотр:

Классный час по теме «Мыслитель или художник?»

Подготовила Денисова А.А.,

учитель английского языка

МБОУ «СОШ» с.Визинга

Класс: 6

Цели: знакомство с особенностями работы правого и левого полушария; диагностика доминантного полушария.

Материалы: опросник «Мыслитель или художник», слайды с иллюстрациями, фотографиями.

Ученые провели эксперимент, поочередно отключая оба полушария, и установили, что человек, у которого активно левое полушарие, становится смешливым, возбужденным и болтливым. Рассудок сохраняется, а творческие способности, если они, конечно, были, куда-то исчезают. Если левое полушарие отключить, творческие способности останутся, но пропадет хорошее настроение.  У большинства художников, скульпторов, музыкантов, актеров доминирует правое полушарие. Благодаря этому у них возникают яркие зрительные или слуховые образы, которые они передают нам в виде произведений искусства.  

Упражнение «Мыслитель или художник?»  

Инструкция. Прочитайте данные утверждения и оцените, насколько они точно отражают ваше поведение по десятибалльной шкале от 1 – совершенно не соответствует до 10 – соответствует полностью, обведите нужное число.  

1. Я не вижу причин для печали. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2.Прослушав мелодию, я могу точно воспроизвести ее. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3.Я помню то, чему меня учили несколько лет назад. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4.Когда я слышу чей-то рассказ, я будто вижу, как все происходит.1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

 5.Я считаю, что эмоции только мешают в разговоре. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

6. Мне трудно дается алгебра. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

7. Мне легко первому начать разговор.  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

8. Я легко запоминаю незнакомые лица. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

9. Если кто-то выдвигает идеи, я требую аргументов. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

10. Обычно я не вижу особых причин для радости.  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Обработка результатов: Подсчитайте сумму баллов отдельно по нечетным и по четным пунктам утверждений.  

Если первая сумма больше, чем на 5 превышает вторую, вы принадлежите к логическому типу. Вы склонны действовать под влиянием разума, а не эмоций. При принятии решений чаще полагаетесь на расчет, чем на интуицию. Больше доверяете внешней информации, чем внутренним впечатлениям. Ваша сильная сторона – логика. Вы оптимистичны, жизнерадостны и общительны. Вы можете стать математиком, преподавателем, программистом, конструктором, инженером.

Если вторая сумма больше, чем на 5 превышает первую, вы – человек художественного типа. Вероятно, вы принимаете решения на интуитивном уровне, больше полагаясь на эмоции, чем на рассудок, доверяете больше своим чувствам, чем внешней информации. Вы ранимы и впечатлительны, поэтому не испытываете потребности в широком круге общения, цените независимость. При наличии специальных способностей вы можете быть успешны в эстетических видах деятельности.  

Чем больше разница между двумя суммами, тем сильнее доминирует соответствующее полушарие. Если разница мала, значит, вы в равной степени сочетаете характеристики «мыслителя» и «художника». Умение мыслить образно и логично, анализировать и синтезировать информацию, руководствоваться при принятии решений не только разумом, но и сердцем открывает перед вами широкое поле деятельности /по кн. Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе. – М.: Просвещение, 1991/.  

Уточнить свою принадлежность к «мыслителям» или «художникам» можно и с помощью простого теста.

 1. Сцепите руки в замок, переплетя пальцы. Палец какой руки оказался сверху?

 2. Сделайте в листе бумаги отверстие размером с монету и посмотрите сквозь него на какой-нибудь предмет двумя глазами. Закройте поочередно левый и правый глаз. Предмет исчезает из поля зрения, если вы смотрите на него левым или правым глазом?

3. Скрестите руки на груди. Какая рука оказалась сверху – левая или правая?

4. Похлопайте в ладоши. Какая рука оказалась сверху – левая или правая?

Правое полушарие управляет левой частью тела, а левое полушарие – правой. Поэтому активность правой руки и правого глаза означает активность левого полушария, и наоборот – активность левой руки связана с доминированием правого полушария.   Можно определить ведущее полушарие, но «просчитать» творческие способности с помощью тестов нельзя – наличие у вас способностей к музыке, живописи, литературе, науке можно выявить по результатам – музыкальным произведениям, рисункам, стихам, сочинениям, оригинальным решениям задач.  

Когда семилетний Моцарт давал концерты во Франкфурте-на-Майне, к нему подошел мальчик лет четырнадцати. — Как замечательно ты играешь! Мне никогда так не научиться. — Отчего же? Ты ведь совсем большой. Попробуй, а если не получится, начни писать ноты. — Да я пишу… Стихи … — Это ведь тоже интересно. Писать хорошие стихи, вероятно, еще труднее, чем сочинять музыку. — Отчего же, совсем легко. Ты попробуй …

Собеседником Моцарта был Гете.  Вы, наверное, слышали выражение — «зарыть талант в землю». Как вы его понимаете? Знаете ли вы, откуда взялось это выражение?  

Не всем дано писать музыку, как Моцарт, или стихи, как Гете. Но в каждом человеке скрыт свой талант. Очень важно, чтобы рядом с вами оказались люди, которые помогут вам поверить в свой талант – родители, учителя, друзья.  

Ребята, узнали ли вы сегодня о себе что-то новое? Полезно ли это для вас? Поможет ли это вам в выборе профессии? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа "Последний звонок в 11 классе"

Сценарий может быть использован  при проведении Последнего звонка в 9 и 11 классах....

Материалы к классному часу по ПДД для 7 класса

Папка содержит иллюстрации и конспект классного часа для 7 класса по ПДД...

Программа классных часов для учащихся 7-8 классов

Программа классных часов "Дружный класс - залог успеха!" разработана для учащихся 7-8 классов с целью повышения сплоченности учебного коллектива....

Конспект классного часа, проведенного в 7 б классе в неделе толерантности.

Цели:  формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам; учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций; развивать навыки разрешения конфликтов....

Классные часы на самооценку 5-6 классы(профориентация)

Класс: 5Тема занятия: СамооценкаНаправление деятельности: духовно-нравственное, социальноеЦель занятия: установление контакта с классом; развитие потребности в самопознании;  знакомство с понятие...

«Обмен опытом классного руководителя 5 в класса Чаплыгиной Ж.В. о проведении классных часов, различных форм работы с классом»

Одной из основных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час. ...

Методическая разработка классного часа День знаний в 5 классе «Первый раз в пятый класс. Пусть цифра 5 нам принесёт удачу!»

Первый классный час, посвященный Дню знаний, проводится 1 сентября. Классный час проходит как праздник «День рождения класса». Цель данного мероприятия - знакомство с детьми и ад...