Классный час ко дню толерантности
план-конспект занятия (5, 6 класс) по теме

Денисова Анастасия Александровна

Цель занятия: создать условия для усвоения учащимися значения толерантности, повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы, развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения, творческого мышления.

Задачи: 1) раскрыть понятие толерантности;

 2) дать возможность участникам сформулировать "научное понятие" толерантности;

3) показать многоаспектность понятия "толерантность";

4) научить участников конкретным приёмам, позволяющим развить у себя качества толерантной личности.

Форма проведения: мастер-класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_ko_dnyu_tolerantnosti.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час ко дню толерантности

Подготовила Денисова А.А.,

 Учитель английского языка

МБОУ «СОШ»с.Визинга

Класс: 6-7

Тема занятия: Толерантность

Направление деятельности: общекультурное, социальное.

Цель занятия: создать условия для усвоения учащимися значения толерантности, повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы, развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения, творческого мышления.

Задачи: 1) раскрыть понятие толерантности;

 2) дать возможность участникам сформулировать "научное понятие" толерантности;

3) показать многоаспектность понятия "толерантность";

4) научить участников конкретным приёмам, позволяющим развить у себя качества толерантной личности.

Форма проведения: мастер-класс.

УУД: сформированность уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовность вести диалог с другими людьми и достигать  в нем взаимопонимания; сформированность умения обмениваться необходимой информацией для общения и деятельности и оказывать необходимую помощь партнеру в процессе сотрудничества; формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи.

Содержание занятия:

Разминка: Упражнение "Чем мы похожи"

Процедура проведения. Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: "Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.)".Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

Или Упражнение "Общий ритм"

Процедура проведения. Участники стоят в кругу. Ведущий несколько раз хлопает в ладоши с определенной скоростью, задавая ритм, который группа должна поддержать следующим образом: стоящий справа от ведущего участник делает один хлопок, за ним - следующий и т.д. Должно создаваться ощущение, будто в заданном ритме хлопает один человек, а не все члены группы по очереди. Это упражнение редко удается с первого раза. После нескольких пробных кругов из игры постепенно выбывают участники, нарушающие общий ритм.

Модификация упражнения. Ведущий отбивает в ладоши какую-нибудь несложную музыкальную фразу. Затем каждый по очереди ее повторяет (возможно одновременное отбивание ритма всей группой).

Основная часть:

На доске крупными буквами написано слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ, рядом вариант написания слова английском языке – tolerant. Учитель привлекает внимание детей к слову. Помогает определить значение с помощью электронного словаря - толерантный, терпимый, устойчивый. Проводит эвристическую беседу:

- Что значит терпимый, устойчивый?

- Что или кого можно терпеть? Перед чем/кем устоять?

- Что значит тогда толерантность?

- Что значит терпимость?

Упражнение "Что такое "толерантность""

Материалы: листы ватмана или файлы для написания определений, маркеры, салфетки

 Подготовка: написать определения толерантности к началу занятия на доске или подготовить на экране.

 Ведущий делит участников на группы по 4-5 человек. Каждой группе предстоит выработать в результате "мозгового штурма" свое определение толерантности. Попросите участников включить в это определение то, что, по их мнению, является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким и емким. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением всех участников. После окончания обсуждения в группах каждое определение выписывается на доске или на большом листе ватмана.

После того, как группы представят свои формулировки, ведущий поворачивает заранее заготовленные определения "лицом" к аудитории. Участники имеют возможность ознакомиться с существующими определениями и высказать свое отношение к ним.

Определения толерантности:

  1. Сотрудничество, дух партнерства.
  2. Готовность мириться с чужим мнением.
  3. Уважение человеческого достоинства.
  4. Уважение прав других.
  5. Принятие другого таким, какой он есть.
  6. Способность поставить себя на место другого.
  7. Признание равенства других.
  8. Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
  9. Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.

Учитель задает следующие вопросы:

•  Что отличает каждое определение?

•  Есть ли что-то, что объединяет какие-то из предложенных определений?

•  Какое определение наиболее удачно?

•  Можно ли дать одно определение понятию "толерантность"?

В процессе обсуждения обращает внимание на следующие моменты:

•  Понятие "толерантность" имеет множество сторон.

•  Каждое из определений выявило какую-то грань толерантности.

Упражнение «Эмблема толерантности»

Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч.

Процедура проведения.  Каждый попытается самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, политических документах, национальных флагах. Процесс рисования занимает 5-7 мин. После завершения работы участники рассматривают рисунки друг друга (для этого можно ходить по комнате). После ознакомления с результатами творчества других участники должны разбиться на подгруппы на основе сходства между рисунками. Важно, чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе. Каждая из образовавшихся подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблем (обсуждение - 3-5 мин.). Заключительный этап упражнения - презентация эмблем каждой подгруппы.

Или  Упражнение "Пантомима толерантности"

Материалы: написанные на отдельных листах бумаги несколько определений толерантности; все, что может пригодиться для пантомимы - моток веревки, лента, принадлежности для рисования.

Процедура проведения. Все участники разбиваются на 3-4 подгруппы (по 3-5 человек). Каждая подгруппа получает одно из определений толерантности, вывешенных на доске. Задача состоит в том, чтобы пантомимически изобразить это определение таким образом, чтобы остальные участники догадались, о каком именно определении идет речь. Время на подготовку пантомимы - 5 мин.

Упражнение "Лукошко"

Материалы: лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из "киндер-сюрпризов", значками и т. п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.

Процедура проведения. Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: "Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру ".

Рефлексия занятия

  • Некоторые из вас впервые познакомились с понятием "толерантность". Какое из определений толерантности вызвало у вас наибольший отклик?
  • Что нового вы узнали о понятии «толерантность»?
  • Представляется ли вам тема толерантности актуальной, и если да, то почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь классному руководителю. Поговорим о толерантности.

Публикация содержит материал необходимый для бесед классного руководителя с учащимися. Содержит рекомендации по разрешению конфликтов....

классный час на тему " Толерантность"

Разработка классного часа...

Классный час на тему "Толерантность - это что?"

Предлагаю сценарий классного часа на актуальную тему - толерантные отношения в коллективе подростков....

Классный час по теме "Толерантность"

Цели:Сформировать у учащихся представление о толерантности; развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения ...

Конспект классного часа по теме: "Толерантность. Учимся быть терпимыми"

Для внеклассной работы. Конспект классного часа по теме : "Толерантность. Учимся быть терпимыми"   Цель классного часа- формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам, уч...

Классный час на тему "Толерантность и мы"

Классный час на тему "Толерантность и мы"...