Классный час в 8 классе (Тема: Нет языка прекраснее...)
классный час (8 класс) на тему

Когут Анастасия Андреевна

Воспитательная ценность мероприятия заключается в возбуждении у ребят интереса и гуманного отношения к родному языку, а также в воспитании сплочённого коллектива, умения прислушиваться к чужому мнению и решать выдвигаемые учителем проблемы сообща, не считая свою точку зрения единственно верной. Данное мероприятие также способствует пробуждению у детей интереса к родному языку, вызывает желание изучать его глубже.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_v_8_klasse.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

         

           Классный час

            для учащихся 8 класса

     Тема: Нет языка прекраснее…

                     

                                                               

Форма мероприятия: классный час.

Тема мероприятия: Нет языка прекраснее…

Цель мероприятия: воспитывать у учащихся любовь к родному языку,        способствовать воспитанию сплочённого коллектива, умения прислушиваться к чужому мнению и принимать решения сообща.

Оборудование: плакаты с высказываниями известных писателей, филологов и т.д. о русском языке, 3 сигнальные карточки разных цветов (по 1 на каждую команду), карточки с заданиями, листочки для выполнения заданий, жетоны для вручения за правильные ответы, медаль «Знатоки русского языка» для победителей.

                                      Подготовительный этап.

            Учащимся заранее объявляется тема классного часа и даётся задание подготовиться к викторине (то есть вспомнить всё, что они изучали на уроках русского языка). Также ребятам  предлагается подумать над тем, какое бы название они хотели дать своей команде.

           Одному из учеников даётся задание выучить наизусть стихотворение Ивана Бунина «Слово».

                                             Ход мероприятия:

      1.Вступительное слово учителя.

    Каждый язык – это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Он должен вызывать у каждого из нас горячую любовь, признательность, трепетное отношение.

     Главное назначение языка – служить средством общения людей. Как вы знаете, он неразрывно связан с мышлением, сознанием человека и служит средством формирования и выражения мыслей.

     Язык прошёл в своём развитии долгий путь. Развитие языка позволило людям закреплять свой разнообразный опыт, передавать его из поколения в поколение, что способствовало повышению материального уровня жизни, прогрессу науки, техники, культуры.

      Всем вам известно такое сочетание, как «современный русский язык». Ключевое слово в данном сочетании – «русский». Это язык, созданный народом, на котором он строит свою культуру. Для русского человека русский язык – родной.

       Среди более двух с половиной тысяч языков, известных на земном шаре, русский язык является одним из самых распространённых и удовлетворяет языковые потребности не только русских людей, но и людей других национальностей, живущих как в России, так и за её пределами.

       Русский язык – один из развитых языков. Он обладает богатым словарным запасом, выразительностью лексических и грамматических средств, развитой системой функциональных стилей, способностью отобразить всё многообразие и богатство окружающего мира.

       Интерес к русскому языку велик и за рубежом. Он является одним из официальных языков ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций, входит в число «мировых языков». За последние годы заметен рост авторитета русского языка не только среди народов России, но  и за рубежом.

       Таким образом, знание русского языка даёт возможность общения каждому человеку с людьми других национальностей и открывает пути и перспективы межнационального и межкультурного сотрудничества.

       И ведь недаром более полувека назад А.Н. Толстой, словно заглянув в будущее, писал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), - русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».

--- Разве не прав был писатель?

  1. Викторина.

Учащиеся делятся на команды (3 ряда – 3 команды) и выбирают название для своей группы.

1 задание.

Учитель: Вы знаете, что речь существует в двух формах: устной и письменной. Когда мы говорим и слушаем, пользуемся устной формой речи; когда пишем и читаем – письменной.

     Вспомните пословицы, в которых имеется в виду либо письменная, либо устная, либо обе формы речи. Какая команда вспомнит больше пословиц, та и победит..

2 задание.

Учитель: Послушайте внимательно высказывание учёного – языковеда Л. В. Щербы: «Всем известно, как трудно читать безграмотное письмо: на каждой ошибке спотыкаешься, а иногда и просто не сразу понимаешь написанное».

       Итак, в связи с этим, вы все получаете следующее задание: представьте, что вы – А. С. Пушкин. Произошло невозможное:   из века 19 вы перенеслись в век 21. Глазами великого поэта и писателя необходимо взглянуть на мир настоящий, на нынешнее поколение и подумать, какое бы послание вы (от лица Пушкина) хотели адресовать своим потомкам. Таким образом, от каждой команды требуется написать письмо от лица великого поэта. Подумайте, какие проблемы  поднял бы в письме истинный Пушкин, попав в 21 век. При этом не забывайте о словах Л. В. Щербы, то есть пишите грамотно и в соответствии с жанром письма.

3 задание.

Учитель: Вы знаете, что происхождение многих фразеологизмов связано с народными и литературными сказками, с баснями                 И. Крылова и другими произведениями выдающихся писателей и поэтов. Вспомните фразеологизмы, которые пришли в наш язык из сказок и имеют следующее значение: очень далёкая земля, страна; очень далеко; на чужбине; высшая степень какого – либо качества; через некоторое время; неизвестно, сколько времени прошло; обильное, весёлое угощение; сытая, привольная жизнь; шутливое приказание немедленно явиться, быть на месте; непрочное строение (каждая команда получает данное задание на карточке).  

4 задание.

Учитель: А сейчас давайте повторим морфологию и орфоэпию.

Вам нужно поставить данные глаголы в прошедшем времени и указать в них ударение (отвечают на заранее полученных листочках).

Команда № 1: брать, врать, спать, дать, занять.

Команда № 2: гнать, жить, рвать, снять, звать.

Команда № 3: драть, лить, нанять, начать, плыть.

5 задание.

Учитель: Мы немного повторили морфологию и орфоэпию, а теперь поработаем над орфографией и выясним, кто же из вас лучше всех знает правописание слов русского языка.

Задание следующее: вставьте пропущенные буквы и обозначьте условия выбора той или иной орфограммы (ребята получают карточки с заданием и листочки для ответа).

       Скл…ниться над ручьём, чудес(тн/н)ое тв…рение, домашняя утв…рь, заг...релый юноша, медленно сг…рать, оз…рить солнцем, яркие з…рницы, р…внение в рядах, р…вномерное движение, решить ур…внение, буйная пор…сль, р…сти вширь и вглубь, лететь на ск…кунах, пр…нимать пр…сягу, сидеть в кресл…ц…, день зно…н, человек непр…клон…н .

6 задание.

Учитель: А сейчас ещё одно задание на знание орфографии. Вам необходимо объяснить слитное или раздельное написание не со словами различных частей речи (ученики получают карточки с заданием):

  1. Дни лета клонились к осени. Дышал (не)настный ветер.      
  2. Солнце – (не)огнистое, (не)раскалённое, как во время знойной засухи, (не)тускло – багровое, как перед бурей, но светлое и приветно-лучезарное – мирно всплывает из – под узкой и длинной тучки…
  3. (Не)большой котёльчик висел над одним из огней: в нём варились «картошки».
  4. Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало.
  5. Он [приказчик] (не)навидел меня упрямо и всё более и более остро.
  6. И как (не)досмотрел? И как  ты (не)дослышал?  
  7. Тут явилась на валу Василиса Егоровна и с нею Маша, (не)хотевшая отстать от неё.
  8.  Дальше, пересекая дорогу, тянулись жёлтые, (не)мигающие огни деревни.
  9. Окончив свои работы, мы ложились тут же, у костра, и я, (не)смотря на (не)сносных комаров, скоро засыпал самым крепким сном.
  10. Сын поцеловал мать и, (не)смотря на неё, (не)оборачиваясь, вышел из комнаты.
  11. Мы бредём по тем дорожкам, где (не)кошена трава.
  12. Этот шест (не)достаёт до дна колодца.

7 задание.

Учитель: Молодцы, вы доказали, что русский язык – ваш родной язык, но на этом испытание ещё не заканчивается. Сейчас мы проверим ваши знания в области синтаксиса. Внимательно послушайте задание: расставьте пропущенные знаки препинания, объясните их употребление.

  1. Выйдешь на палубу взглянешь и ослепнешь на минуту от нестерпимого блеска неба моря.
  2. И роща и красивый фасад дома отражались в заливном озере.
  3. Я не вижу ни голубого неба ни синего моря.
  4. Я то засыпаю то пробуждаюсь открываю глаза.
  5. Когда – то на острове как белых так и голубых песцов было великое множество.
  6. Мне нравились его [Онегина] черты мечтам невольная преданность и резкий, охлаждённый ум.
  7. Луна сияла и томным светом озаряла Татьяны бледные красы и распущённые власы и капли слёз.
  8. В глухой тайге в тундре в высоких горах на морском берегу в иссушенных зноем пустынях можно встретить неутомимого разведчика недр.
  1. задание.

Учитель: В следующем задании викторины вам необходимо распознать, какие ошибки допущены при передаче прямой речи косвенной:

  1. Базаров ответил Павлу Петровичу, что строить – не наше дело, сперва надо место расчистить.
  2. Чичиков хотел узнать у Коробочки, что куда они заехали.
  3. Базаров говорит Аркадию, что твой отец – человек отставной, его песенка спета.
  4. Савельич спросил у Гринёва, узнал от атамана.
  5. Корчагин твёрдо заявляет, что к буденовцам я обязательно перейду.
  6. Когда Тоня встретила Павку на строительстве, то сказала, что не ожидала увидеть тебя таким.
  7. Когда мать спросила у сына, что зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать.

По итогам всей викторины победившая команда  награждается медалью «Знатоки русского языка».

3.Чтение наизусть стихотворения И. Бунина «Слово» учащимся 10класса.

                               Слово

Молчат гробницы, мумии и кости, -

       Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

       Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

        Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

        Наш дар бессмертный – речь.

           Учитель: на столь глубокой мысли мы сегодня и закончим наш классный час. Любите русский язык, цените его и не забывайте, что русский язык – это ваш родной язык…

            Воспитательная ценность мероприятия заключается в возбуждении у ребят интереса и гуманного отношения к родному языку, а также в воспитании сплочённого коллектива, умения прислушиваться к чужому мнению и решать выдвигаемые учителем проблемы сообща, не считая свою точку зрения единственно верной. Значение мероприятия велико прежде всего для развития коллектива, умения работать в группах и, безусловно, для совершенствования межличностных отношений в классе. Данное мероприятие также способствует пробуждению у детей интереса к родному языку, вызывает желание изучать его глубже.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу (2 класс). Тема: "Сталинград и КУбань"

2 февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год)...

Конспект урока русского языка в 10-11 классе. Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»

Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности и культуры....

Урок внеклассного чтения по литературному краеведению в 7 классе Тема: «Земля моя прекрасная!» (Образ «малой родины» в творчестве местных авторов и художников).

Урок внеклассного чтения  по литературному краеведению включен в планирование с целью воспитания у учащихся любви к природе родного края. При подготовке к уроку были использованы стихи и картины ...

УРОК АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ Тема: Английский язык и мое будущее

Данный конспект урока расширяет лексический запас учащихся, их кругозор с помощью большого количества информации. Способствует развитию творческих способностей учащихся....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...