Классный час "Сохрани себе жизнь"
классный час (5 класс) на тему

Бевз Светлана Григорьевна

Правила поведения в случае возникновения угрозы  террористического акта и чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_sohrani_sebe_zhizn.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Единый классный час

 «Сохрани себе жизнь!»

Правила поведения в случае возникновения угрозы

 террористического акта и чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера.

Подготовила  

Классный руководитель5 «А»

МБОУ СОШ № 43

Бевз С.Г.

2016 г.


Цели и задачи: Ознакомить учащихся с чрезвычайными ситуациями и порядком действия при них, обобщить знания о стихийных бедствиях и сигналах гражданской обороны;

развивать умения правильно действовать в чрезвычайных ситуациях;

воспитывать навыки самодисциплины, организованности, уверенности в своих силах и стремление помочь тем, кто в этом нуждается.

Формировать УУД:

 - личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности, мотивация деятельности;

 - регулятивные УУД: оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем;

 - коммуникативные УУД: тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения, аргументировать ее, работать в парах и группах;

 - познавательные УУД: систематизировать материал, сравнивать и рассуждать, находить нужную информацию.

Планируемые результаты:

Предметные: Знать правила поведения при чрезвычайных ситуациях, научиться оказывать первую медицинскую помощь, знать, как вести себя во время захвата террористами (угрозе химического поражения).

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности деятельности, мотивация деятельности.

Межпредметные связи: ОБЖ, русский язык, литература, изобразительное искусство.

Формы работы:

в парах,

в группах.

Оборудование к уроку:

Модули с заданиями для групповой работы, иллюстрации и видео по теме, бейджики для знатоков, слова-анаграммы, ватно-марлевые повязки, респиратор, противогаз.

Гости на уроке: Учитель ОБЖ – Василюк А.В., медсестра – Алзонова Т.А.

        

 Ход мероприятия

1. Организация класса.

2. Проведение мероприятия.

Учитель: В хорошо известной всем песне есть такие слова: "Буквы разные писать..., вычитать и умножать..., книжки добрые любить... учат в школе". Сейчас к этим словам можно добавить, что в школе учат, как избежать опасности и как сохранить жизнь и здоровье, если беда всё-таки случилась.

– Посмотрите на фотографию нашей планеты из космоса. Какая она? (Ответ: красивая, нежная, чудесная, голубая, добрая, беззащитная, мать-Земля).

– Но она может быть и такой: не сосем добрая, не совсем хорошая.

– Какие цвета здесь преобладают? (Тёмные, чёрные). Что значат эти цвета? (Печаль, горе, смерть).

– Почему грустит наша планета? (Она болеет).

– Люди часто, не задумываясь, делают Земле больно: разрушают её недра, вмешиваются в воздушное пространство, меняют русло рек, засоряют воздух и воду, уничтожают растения и животных. Земля болезненно реагирует на это и часто отвечает нам "взаимностью" – стихийными бедами, от которых рушатся города, сёла, дороги, мосты. К сожалению, часто это приводит к гибели людей.

Землянская В: Живём мы в мире неспокойном

(всё ж и надеясь, и любя),

чтоб не сдаваться страшным войнам,

нам надо защищать себя.

Шабанов В.: Звезда ли там на небосклоне,

ракета ль рвётся разрушать?

Всё о гражданской обороне

нам надо досконально знать.

Резник В: И научиться, лень отбросив,

быть наготове каждый миг,

чтобы в земном многоголосье

опасности услышать крик.

Будко Д: Всё выполняя так, как надо,

о людях помнить, о себе,

чтоб не погасла наша радость,

чтоб устоять любой беде.

Учитель: На сегодняшнем занятии вы узнаете о наиболее характерных ЧС, познакомитесь с порядком действий в таких ситуациях.

– Что такое ЧС? (Такие ситуации, которые приводят к нарушению нормальной жизни, а иногда – гибели людей, уничтожению материальных ценностей).

Выступление учителя ОБЖ Василюк А.В.: Не проходит и дня, чтобы газеты, радио, телевидение не принесли сообщения об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии, преступлении в том или ином городе, либо стране. Террористы захватывают заложников, терпят бедствие пароходы и поезда, пешеходы попадают под колёса машин. Каждый из нас может оказаться в такой непредвиденной ситуации. Кто же поможет человеку, оказавшемуся в опасности? Прежде всего – ОН САМ!

(Рассказывает о единой дежурно-диспетчерской службе, номерах телефонов экстренных служб)

Практическая работа «Просьба о помощи»

В этом задании вы получаете карточку с номером телефона экстренной службы. Командам спасателей необходимо назвать экстренную службу по номеру телефона, позвонить туда и правильно провести разговор с диспетчером службы

Учитель: Существует три группы ЧС: природные (стихийные бедствия), техногенные, социальные.

– Как вы понимаете эти названия, приведите примеры.

Построение ассоциативного куста.

Природные ЧС – землетрясения, извержение вулканов, обвалы, сели, смерчи, пыльные бури, ливни, грозы, крупный град, сильные снегопады, туман, засуха, суховеи, торнадо, цунами, наводнения, лесные пожары, пожары на хлебных полях и т.д. – А какие стихийные бедствия характерны для нашей местности? (Туманы, засухи, суховеи, наводнение, гололёд и др.).

Учитель: Статисты утверждают, что на Земле каждый стотысячный человек гибнет от природных катастроф. Согласно подсчётам, количество жертв за последние сто лет составляет 16 тысяч ежегодно. А в течение последних 20 лет стихийные беды забрали жизни более 3 млн людей. Давайте послушаем знатоков о порядке действий в случае некоторых природных катастроф.

Знаток 1

Резник Д.: Наводнение – это значительное затопление местности, которое возникает вследствие поднятия уровня воды в реке, озере, море. Наводнения возникают во время продолжительных ливней, таяния снегов или ветрового нагона воды. Если возникла угроза затопления, необходимо выходить в безопасное место – на возвышенность, верхние этажи, чердаки, крыши. Если вы оказались в воде, сбросьте с себя тяжёлую одежду и плывите по течению к ближайшему незатопленному участку. Можно воспользоваться плавающими вблизи предметами: досками, брёвнами.

Практическое задание. Установить соответствие в действиях

Не плыви

рукой

Маши

громче

Кричи

никуда

Ненужные предметы

надежды

Не теряй

на возвышенности

Береги

одежду

Не сбрасывай

силы

Находись

выбрось

Знаток 2 

Карташова А.: Землетрясение – это колебание земной коры, мощное проявление внутренних сил земли. Если вы находитесь в это время в доме, необходимо сразу выйти из него. Из одноэтажного дома можно выбраться через окно. Из многоэтажного – нужно выходить по ступенькам. Лифтом пользоваться нельзя. На улице нужно отойти от дома на расстояние, равное его высоте, дальше от электрических столбов. Идти нужно в направлении сквера, широкой улицы, спортивной площадки. Если землетрясение застало вас в помещении, станьте возле внутренней стены в дверном отверстии. Когда колебания уменьшатся, быстро оставьте помещение.

Учитель: А теперь, когда вы так много узнали о природных ЧС, попробуйте отгадать такие загадки:

1. Целый город налегке утонул вдруг в молоке (Туман).

2. Сначала блеск, а потом треск (Молния, гром).

3. Свищет, воет и ревёт и дубы с корнями рвёт (Ураган).

4. Любит запросто порою столб воды гулять по морю. Опустился на лужок, завертелся как волчок. С шумом сена два стожка он унёс под облака (Смерч).

5. Какой (мы часто это слышим) горох стучит по нашим крышам? (Град).

6. Это что за пулемёт? Ну и сеет! Ну и бьёт! По реке и по лугам, по деревьям, по кустам (Дождь).

Учитель: Техногенные ЧС – аварии на транспорте: катастрофы самолётов, поездов, автомобилей; аварии на предприятиях, электростанциях; аварии в системе жилищного обеспечения; взрывы на шахтах.

Учитель: Пожар – страшное бедствие, стихия, неконтролируемое горение, наносящее материальный ущерб и создающее угрозу для жизни и здоровья людей.

  1. – Давайте выясним наиболее характерные признаки пожара. Он может возникать по вине детей и взрослых. Помогут вам иллюстрации.

(заслушиваются ответы учащихся)

 - неосторожное обращение с открытым огнем

 - невыключенные электро-бытовые приборы

 - неисправная электропроводка

 - неисправные печи

 - детские шалости с огнем

 - утечка газа.

Практическая работа «Туши сам»

  1. Решение ситуационных задач.
  • Придя домой, вы почувствовали запах газа. Ваши действия?

а) включу свет и позвоню по телефону «04»;

б) сообщу соседям и от них позвоню в газовую службу;

в) открою окна, перекрою газ, если запах не устранится, позвоню от соседей в газовую службу.

  • При приготовлении пищи загорелся жир на сковороде. Ваши действия?

а) выключу газ, сковороду плотно накрою крышкой;

б) накину на сковороду плотную ткань;

в) залью сковороду водой.

  • Погасло пламя газа в горелке (залила вскипевшая жидкость, задул сквозняк и т.п.). Ваши действия?

а) попытаюсь сразу же вновь зажечь газ;

б) перекрою газ, а потом постараюсь вновь зажечь его;

в) перекрою газ, открою форточку, и спустя какое-то время вновь зажгу газ.

Ответы учащихся оцениваю и комментирую.

Знаток 3:

Ученик: Пожар – это опасность от огня. Обнаружив возгорание, необходимо немедленно позвонить по номеру 101. Главное – не пугаться, позвать взрослых. Если пламя небольшое, можно тушить его песком, землёй, мокрой одеждой. Если в помещении много дыма, пробираться к выходу надо ползком. Если пожар застал вас в лесу, выходить из него надо против ветра, закрыв голову и лицо одеждой.

Учитель: Знакомство с планом эвакуации из класса.

 - Как мы узнаем, что у нас в школе пожар?

(сигнал «Внимание всем» один длинный гудок !!!

Показ эвакуации по плану

Учитель: Сегодня мы познакомимся с двумя веществами, которые в небольшом количестве очень нужны людям. Это аммиак (нашатырный спирт), который помогает привести человека в чувство, если он потерял сознание, и хлор, который помогает бороться с вредными микробами.

Медсестра: Хлор – зеленовато-жёлтый газ с резким запахом. Он тяжелее воздуха. Облако хлора движется в направлении ветра низко над землёй, скапливаясь в низменностях, подвалах. Хлор поражает органы дыхания, слизистую оболочку, кожу. Признаками поражения является сильная грудная боль, резь в глазах, слезоточивость, сухой кашель, отдышка.

Аммиак – бесцветный газ с запахом нашатырного спирта, легче воды. Хорошо растворяется в воде. Пары аммиака с воздухом образуют взрывоопасные смеси. Он поражает слизистую оболочку, кожу. Признаками поражения являются слезоточивость, тошнота, нарушение координации движения. Особенно опасны его действия на молодых людей, детей

Учитель:  Ребята, в Первую мировую войну немцы использовали хлор как первое химическое оружие. Ветер дул в сторону окопов русской армии, и много солдат погибло от удушия. Но внезапно ветер меняет направление и дует в другую сторону, поэтому погибло много и немецких солдат.

– Как вы думаете, почему это случилось? Объясните это явление.

Учитель:  

В мире каждые сутки регистрируют около 20 химических аварий.

– Как же мы узнаем об аварии, которая может случиться на этих предприятиях? (При помощи сигнала предупреждения "Внимание всем" – непрерывные гудки поездов, автомобилей, предприятий; в школах – прерывистые звонки).

– Что нужно делать, услышав сигнал? (Быстро включить радио или телевизор и слушать информацию).

– А информацию можно услышать такую: "Внимание, внимание! Говорит штаб гражданской обороны. Граждане, случилась авария  Населению, проживающему в этом районе, срочно оставить дома и учреждения и направляться в сторону  ….. Перед выходом наденьте ватно-марлевые повязки, которые смочите в двухпроцентном растворе лимонной кислоты или уксуса. Об услышанной информации сообщите соседям, помогите престарелым и больным людям. Будьте внимательны к сообщениям штаба ГО".

Учитель: Сегодня нельзя не вспомнить об аварии на Чернобыльской АЭС, которая стала общечеловеческой катастрофой. В ночь с 25 на 26 апреля 1986 г. над четвёртым реактором Чернобыльской АЭС темноту разорвало пламя. Из-под контроля человека вышел, казалось бы, прирученный атом, превратив воду в яд, плодородную почву – в мёртвую землю, зелёные леса, плодородные сады, многолюдные города и сёла – в территорию, которая с тех пор на всегда несёт печать мёртвой зоны.

8 ученик: Дымы над городом черны,

деревьев скрюченные ветки

торчат, как скорбные отметки

экологической войны.

9 ученик: Есть жизнь вокруг, но жизнь иная,

Не та, что прежде здесь была,

Есть здесь вода, но не живая,

Земля, увы, заражена.

10 ученик: Чернобыль! Горькой полосою

Идёшь ты над моей страной.

Несметной силою людскою

Ты прикрываешь мир собой.

Учитель: Мы, живые, должны всю жизнь помнить о жертвах Чернобыля. За чьи-то ошибки мы платим человеческой жизнью.

Практическая работа «Применение средств индивидуальной защиты»

Учитель: Ребята, в экстремальных условиях может возникнуть ситуация, когда только ты сможешь оказать первую медицинскую помощь себе или пострадавшему товарищу. Как это сделать правильно вам расскажет медсестра нашей школы – Татьяна Александровна Алзонова.

Медсестра: (выступление)

Практическая работа «Первая помощь»

Учитель: Помимо природных ЧС, существуют и социальные – это захват заложников, самолётов, кораблей, оружия; терроризм.

Выступление эксперта ( о правилах поведения при захвате заложников)

Учитель: Ребята, а сейчас я хочу поговорить с вами о ложных звонках.

Без всякого предупреждения в класс вбегает первый «правонарушитель»:

– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!

Ученик зачитывает: ложное сообщение о готовящемся террористическом акте – это статья Уголовного кодекса Российской Федерации ...

Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание!

Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных (сейчас часто по вечерам срабатывает сигнализация в школе из-за того, что кто-то просто развлекается. А ведь может случится так, что при настоящем пожаре уже никто не поверит прозвучавшему сигналу и это приведет к большой трагедии), ложных вызовов скорой помощи, милиции.

Видео- ролик о Беслане.

3. Итог мероприятия.

Планета – это наш дом, и мы должны заботиться о ней. Нам необходимо быть дисциплинированными, чуткими, помогать ближним в беде и делать всё, чтобы наша Земля была цветущей и радостной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по здоровому образу жизни: "Кто кого? или проблемы подростка?"+презентация о вреде курения " Мы против....". Самопрезентация на конкурс классных руководителей: "Образ жизни...."

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстник...

Не ломай себе жизнь!

Буклет по профилактике здорового образа жизни....

Презентация для классного часа: "Сохраним жизнь себе и детям"

С каждым днем на наших дорогах появляется все больше и больше автомобилей. Высокие скорости и интенсивность движения требуют от водителей и пешеходов быть очень внимательными. Дисциплина, осторо...

Проект «Выбери себе жизнь».

Проект направлен на первичную профилактику употребления психоактивных веществ, сознательному отказу от единичных проб веществ данного вида, обучение подростков противостоянию давлению среды.Прое...

Проект «Выбери себе жизнь».

пропаганда здорового образа жизни, профилактика вредных привычек...

Внеклассное мероприятие "Вредная привычка или подари себе жизнь"

Мероприятие ориентировано на развитие конкретно- практических знаний, умений и навыков будущих специалистов в области негативного влияния табакокурения, призвано решить ряд общих и конкретных задач, а...

Презентация не тему:"СПИД- подари себе жизнь"

Презентация для старшеклассников. Цели:  -  профилактика распространения ВИЧ/СПИДа в молодёжной среде, формирование у обучающихся осознания важности проблемы ВИЧ/СПИДа и личной ответств...