Классный час на тему "ЧЕЛОВЕК. ЛИЧНОСТЬ. ГРАЖДАНИН"
классный час ( класс) на тему
Сегодня наша задача – разобраться в том, кто же такой человек, какова его миссия на планете Земля. И в начале XXI века, как и всю предшествующую историю человечества, эти философские вопросы все так же волнуют нас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ch._l._g.docx | 43.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
«ЧЕЛОВЕК. ЛИЧНОСТЬ. ГРАЖДАНИН»
О б о р у д о в а н и е: магнитофон, видеотехника, видеокамера, газеты, высказывания о человеке, листы ватмана для работы групп (4 шт.), лото, клей (4 шт.), кнопки или булавки, листы для мозгового штурма на тему «Социальные роли человека», распечатанные кроссворды, кроссворд на ватмане, ручки, анкеты, подарки.
Ход классного часа
I. Организационный момент.
Классный руководитель представляет присутствующих. Все ученики рассаживаются группами. Руководители групп назначены заранее.
Классный руководитель. Сегодня наша задача – разобраться в том, кто же такой человек, какова его миссия на планете Земля. И в начале XXI века, как и всю предшествующую историю человечества, эти философские вопросы все так же волнуют нас. Известно: сколько людей, столько и мнений. Хочется выяснить вашу позицию в этом вопросе.
Ведущий (включает магнитофонную запись):
Живя в двадцатом веке
В отечестве своём,
Хочу о человеке
Поговорить простом.
Раскрыв листы газеты,
Раздумываю зло:
Определенье это
Откудова пришло?..
Человек уже рождается человеком! Банальная истина? Однако если учесть, что нам предстоит разобраться в очень сложном теоретическом вопросе, то не будем третировать истину ни в каком её обличии, даже когда она кажется общеизвестной!
II. Работа с понятиями «индивид», «организм», «индивидуальность», «я».
Классный руководитель. Так что же такое человек? Какие понятия включает в себя это слово? Ну, во-первых… (Показывает таблицу.)
Все эти понятия относятся к каждому человеку. Попробуем разобраться сначала с понятиями «индивид», «организм», «индивидуальность» и «я». На столе у каждой группы находятся: лист ватмана с одним из этих понятий и карточки лото в конверте. За 5 минут каждой группе необходимо выбрать и приклеить на ватман карточки, которые подходят к данному понятию. После окончания работы каждой группе необходимо вывесить на доску свой ватман под соответствующим названием и объяснить, почему взяты именно эти карточки.
1-я группа. Человек – индивид.
Homo sapiens, единичное, природное существо, принадлежность к роду человеческому.
2-я группа. Человек – организм.
Голова, руки, ноги, сердце, система кровообращения, система пищеварения.
3-я группа. Человек – индивидуальность.
Рост, вес, голос, почерк, походка, внешность.
4-я группа. Человек – «я».
Реальное представление о себе самом, самоуважение. Себялюбие, завоевание симпатий, каким хочет быть, каким хочет казаться окружающим.
(Командиры групп объясняют, почему они выбрали именно эти понятия.)
Классный руководитель. Спасибо всем группам. Переходим к следующей части нашего классного часа.
III. Выяснение социальных ролей человека.
Ведущий. Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья…
(Б. Л. Пастернак)
Классный руководитель. Продолжим работу по углублению и расширению наших представлений о человеке. Каждый родившийся человек естественно включается в жизнь общества. Общество – это всё человечество в его истории и перспективе. В обществе между людьми складываются отношения. В разных жизненных ситуациях один и тот же человек играет в обществе разные социальные роли.
Перед вами лежат листы бумаги. Сейчас мы предпримем «мозговой штурм». Предлагаю вам в течение одной минуты, не совещаясь, написать, в какой социальной роли вы выступаете в разных жизненных обстоятельствах.
Опишите своё социальное «я».
«Мозговой штурм» (1 мин). Обсуждение ответов.
Классный руководитель. Мы назвали далеко не все социальные роли. Большинство из нас выступает в сходных социальных ролях. Но каждый выделяется из группы людей своей неповторимостью, своими особенными качествами. Каждый из нас – личность.
IV. Работа над понятием «личность».
Ведущий. … Будь с людьми.
И сказать тут вправе я:
Радость – в складчину,
Горе – в складчину.
Чтоб не съело душу тщеславие,
Как съедает железо ржавчина.
Чтоб не вымерзли твои помыслы,
Будто лужа при первом заморозке,
Будь с людьми.
Так с нивой цвесть колосу,
Так с волнами волне плыть взаплески.
Никого бедой не испытывай,
Рядом с горем не празднуй оргии,
На чужой урожай не рассчитывай,
Сам паши, сам и сей,
Сорняки сам выдёргивай.
И ни облачка опасения,
И любая напасть развеется,
Как листва на ветру осенняя…
Классный руководитель. Что же такое личность? «Личность» – очень многозначное слово. В этом понятии выражается самое главное, что присуще данному человеку, – совокупность его внутренних свойств как существа общественного, таких как особенности мышления, души, поведения: что любит, ценит, как относится к другим, умеет ли твёрдо держать своё слово, самостоятелен или податлив чужой воле. Человек и личность – это не синонимы. Человек может быть еще не личностью (например, новорождённый), но личность – это всегда человек, и личностью не может быть никто, кроме человека. Личность неповторима так же, как и внешние параметры каждого человека. Личность – это человек как носитель сознания. Личностью не рождаются, а становятся.
В зависимости от многих жизненных обстоятельств человек может стать цельной, уважаемой в обществе личностью, а может ею и не стать. Какими же качествами должен обладать человек, которого можно назвать цельной, гармоничной личностью? На этот вопрос вам поможет ответить литературный кроссворд.
Возьмите, пожалуйста, кроссворды и заполните их в течение 5 минут. (Группы заполняют.)
В о п р о с ы к к р о с с в о р д у:
1. «Ум легкомыслен и упорен.
В сужденьях скор и слишком смел.
Нет, человек не так-то бел,
Да и опять, не так-то черен…»
2. «Если люди тебя уважают,
Часто просят дать им совет,
И тебя очень многие знают,
Значит, завоевал…»
3. «Цель творчества – самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех…»
4. «Владеет тот собой среди толпы смятенной,
Ответственность несёт всегда за тех,
Кто верит вновь, наперекор Вселенной,
В себя и в свой в делах успех…»
5. «Сравнима любовь твоя
С чем в настоящем?
Сравнима с огнём она,
Вечно горящим…»
6. «Можно жить безмятежно, условясь
Зло считать для удобства добром.
Но что делать тому, чья совесть
Всё нежданно поставит ребром?..»
7. «Оттенков множество для глаз:
Нет в людях краски безусловной,
Добра не чужд иной виновный,
И праведник грешит сто раз…»
8. «Всегда бывает счастлив тот человек,
Кто цель благородную в жизни поставит.
Кто живёт для людей свой недолгий век,
Тот след глубокий на земле оставит…»
Классный руководитель (после заполнения кроссворда). Согласны ли вы, что именно эти черты присущи цельной, гармоничной личности? Особым авторитетом пользуются люди, которые отказываются от своих интересов ради общества, ради других людей, проявляют целеустремлённость и силу духа. Таких людей называют сильными людьми, сильными личностями. Именно благодаря им происходит развитие общества. И не всегда сильными личностями являются люди известные. Например, в сталинские времена были личности, которых не сломили тюрьмы и лагеря, которые выдержали все испытания, не предали своих товарищей, оставались верными своим идеалам, ценностям, принципам, не открещивались от своих поступков, не изменили себе.
Каждый из нас – личность, каждому присущи свои положительные качества, и если бы каждый смог применить их в полной мере, то наше общество усовершенствовалось бы в нравственном отношении.
V. Работа над понятием «гражданин».
Ведущий. Молодость! Возьми с собой в дорогу
Самую заветную мечту,
За людей душевную тревогу,
Сердца жар и мыслей красоту,
Мудрость чувства,
Стойкость в бурях жизни,
Мужество во всём и до конца,
Верность другу,
Преданность отчизне,
Имя гражданина и борца.
Классный руководитель. Гражданин – это человек, обладающий гражданскими правами и обязанностями. Слово «гражданин» употребляется в различных смыслах: во-первых, это житель какой-то страны, имеющий право гражданства. Во-вторых, начиная с античных времён и до наших дней, оно имеет и более глубокий смысл, связанный с правами человека, его свободой и ответственностью. В Древней Греции быть гражданами могли немногие, это было почётно. Гражданином называли не всякого свободного человека, не говоря уже о рабах. Гражданин обладал важными правами как в личной, так и в политической жизни. Но у него были и серьёзные обязанности: прежде всего соблюдать законы и защищать отечество.
Кто же такой гражданин сегодня в нашей стране?
Это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки. Каждый человек нашего общества должен иметь свою гражданскую позицию. А гражданская позиция невозможна без политической, нравственной и правовой культуры. Я хочу предложить вам несколько ситуаций, которые нужно обсудить с точки зрения гражданской позиции всех действующих лиц и вас. (Учащиеся смотрят видеокассеты.)
Ситуация 1. Учитель обсуждает с учеником вопрос о его курении за пределами школы.
В о п р о с ы:
1. Личное ли это дело каждого? Почему?
2. Имеет ли человек право курить в общественном месте? Почему?
3. Наносит ли вред окружающим и себе? Почему?
4. Какую гражданскую позицию такой человек занимает? Какие законы, права нарушает?
5. Какой вред он наносит государству?
6. Какой должна быть гражданская позиция в этом вопросе?
Ситуация 2. Двое учеников во время перемены о чём-то беседуют. Один раскачивается на учительском стуле и ломает его. Друзья договариваются никому об этом не говорить. Учитель замечает, что стул сломан, начинает расспрашивать о случившемся. Не добившись ответа от класса, собирает деньги на новый стул.
В о п р о с ы:
1. Имел ли ученик право брать стул учителя? Почему?
2. Какое право здесь нарушено? (Право неприкосновенности чужой собственности.)
3. Должен ли человек, если он добропорядочный гражданин, сознаться в содеянном? Если должен, то как и с какими последствиями?
Классный руководитель. Как мы видим на этом простом примере, наказывается не один человек, а целый класс. Получается наказание невиновных. Способно ли оно пробудить совесть в том, кто сломал стул?
Какое отношение будет к этому человеку в классе, если одноклассники потом всё-таки узнают, кто истинный виновник?
Что должен сделать данный школьник, чтобы исправить сложившееся положение?
VI. Заключение.
Классный руководитель. Заканчивая эту часть классного часа, я надеюсь, что наш разговор о гражданской позиции каждого школьника не окончен и вы ещё не раз задумаетесь над этим, оказавшись в других, скорее всего более сложных ситуациях. И пусть каждый из вас выберет правильное решение. Пусть задаёт себе такие вопросы:
Зачем любить и ненавидеть?
Растить цветы и звёзды видеть?
Зачем терять, зачем искать,
Зачем былое вспоминать?
<…>
В чём смысл жизни заключён?
В чём заключён её закон?
И не даёт покоя мне,
Моей недетской голове,
Один-единственный вопрос:
Зачем родился я и рос?
Мы закончили рассматривать вопросы нашего классного часа. Но мне хотелось бы узнать, интересен, полезен ли был вам наш сегодняшний разговор, какие проблемы вы намерены обсудить в дальнейшем. Для этого я прошу вас заполнить анкету. С правилами анкетирования вы уже знакомы. А кто забыл, посмотрите на доску, где они вывешены.
П р а в и л а з а п о л н е н и я а н к е т ы
1. Не подглядывать в анкету соседа, так как это не контрольная и здесь нужно именно ваше мнение.
2. Вы имеете право не отвечать на любой вопрос.
3. Отвечая, старайтесь не задумываться. Вписывать лучше первую пришедшую в голову мысль, даже если она же и последняя.
4. Опрос проводится не из любопытства, а в общих интересах.
5. Педагог не имеет права разглашать информацию, полученную в процессе анкетирования. Если он разгласит ваши ответы с указанием фамилий отвечавших, то в разведку ему придётся идти одному.
6. Писать фамилию не обязательно.
7. Можно не очень беспокоиться о грамотности, оценку никто ставить не будет.
8. Помните: всегда приятно узнать о себе что-то новое.
Классный руководитель. Перед вами анкеты. Отвечая на вопросы, поставьте «+», если ваш ответ «да», и «–», если ваш ответ «нет». На вопрос о том, какие ещё проблемы вы хотели бы обсудить на классных часах, ответьте, сформулировав ответ самостоятельно. В конце командиры групп собирают анкеты и сдают мне.
АНКЕТА
1. Понравился ли тебе классный час?
2. Стал ли ты более чётко разбираться в понятиях и проблемах, затронутых сегодня?
3. Многое ли тебе это дало?
4. Сможешь ли ты в дальнейшем применить данные знания?
5. Какие ещё проблемы ты хотел бы обсудить на классном часе?
Классный руководитель. Классный час подходит к концу. Сегодня мы с вами рассмотрели очень важные понятия. Хочется, чтобы это осталось у вас в памяти. И надеюсь, вы всегда будете следовать золотому правилу Дейла Карнеги: «Поступай с друзьями так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой». А помогут вам в этом наши подарки. Небольшой сборник с подборкой стихов о человеке и песня в исполнении учителей. (Раздаются книжки со стихами, и под гитару исполняется песня «Я возьму этот большой мир…».)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Человек.Личность.Гражданин."
Классный час для учащихся 7-8 классов....
Классный час для учащихся 10-11 классов «Человек. Личность. Гражданин»
Сегодня наша задача – разобраться в том, кто же такой человек, какова его миссия на планете земля. И вначале 21 века, как и всю предшествующую историю человечества, эти философские вопросы все так же ...
Классный час "Человек. Личность. Гражданин,"
Классный час патриотической направленности....
Классный час на тему "ЧЕЛОВЕК. ЛИЧНОСТЬ. ГРАЖДАНИН".
Внеклассное мероприятие для уч-ся 6-9 класса, раскрывает понятия "человек", "личность", "гражданин.групповой метод работы....
Классные часы 5 класс «Я - Человек, Личность, Гражданин»
Воспитательная работа классного руководителя в 5 классе важна для формирования и развития духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы собщественными....
Классный час "Человек. Личность. Гражданин"
Презентация "Человек. Личность. Гражданин" может использоваться при проведении классного часа. Изучаются качества личности в форме разгадывания кроссворда; даны примеры акций милосердия; сов...
классный час в 5 классе на тему «Человек. Личность. Гражданин.»
Цель: помочь учащимся сформировать положительный образ человека, на которого они захотят стать похожим, сохраняя при этом свою неповторимость, нацелить на успех через настойчивость, личное старание, т...