Социальный проект как форма взаимодействия семьи и школы
статья ( класс) на тему

Степнова Алла Николаевна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сидорова Алла Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №3» г.Абакан                 

Семья и школа: как обрести гармонию во взаимоотношениях?

Семья – уникальное явление, тайна и любовь, рождающие новую человеческую жизнь, Семья – это не просто социальный институт, это, прежде всего,  особое состояние сознания человека, не желающего быть одиноким.  Природа мудра, в ней все просто и гармонично. Не может человек быть счастливым в одиночестве. И только у человека есть великий дар – дар любви.  Именно любовью сильна настоящая семья. Как бы нам ни прививали «западную» мысль, что в построении семьи нужен материальный расчет,  мы упорно руководствуемся чувствами при выборе партнера, с которым мы могли бы вырастить детей и состариться.

 Обратимся к научному определению семьи. Семья́ — социальный институт, базовая ячейка общества[1]. Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье. Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим ему разнообразные и достаточно сложные требования. Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Школа – это не только социальный институт, это семья. Огромная, голосистая, она живет своей сложной, интересной жизнью. Здесь, как и в семье, действует такой же   кодекс чести: уважение к старшим, взаимовыручка, прощение. Случаются ссоры и конфликты,  льются слезы, звучит смех. Все как в настоящей семье. Школа –  это тоже семья, только огромная.

Какими должны быть взаимоотношения между семьей и школой? Как найти пути к гармоничному сосуществованию в образовательном пространстве  двух важнейших социальных институтов? Что поможет преодолеть вечное недоверие родителей к школе и педагогам?

Непростые вопросы. В современной школе работать педагогу сложно: захлестывает волна номенклатуры. Все меньше времени остается на неформальное, живое общение с детьми. Цейтнот. Агрессия. Непонимание. Вот проблемы нашего времени. А  ведь жизнь нельзя перенести на завтра: каждую минуту детям нужна наша любовь, внимание, уважение, совет, помощь. Чтобы  не рушились семьи  в будущем, надо опомниться сейчас. Учить детей любить мир, принимать чужую беду, сопереживать, сочувствовать, не замыкаться на собственных проблемах.

Искать пути сотрудничества семьи и школы – задача выполнимая. Например, коллективные творческие проекты. Выполненные с душой, а не для отчета. Совместные мероприятия, походы,  экскурсии, посещения концертов, выставок, спектаклей. Необходимо искать точки соприкосновения семьи и школы, соблюдая принципы уважения и сотрудничества. Из педагогической практики исключить методы, которые не способствуют укреплению взаимоотношений между семьей и школой: авторитарность, неоспоримость выводов, методы «публичного морального избиения», нотаций. Именно реализация  совместных коллективных творческих проектов поможет обрести цивилизованное взаимодействие  семьи и школы.    

            Коллективные творческие проекты «Гармония»

Цели: развитие гармоничных взаимоотношений между семьей и    школой через коллективные творческие и социальные проекты; пропаганда идей ЮНЕСКО в российском обществе.

Дата

Название проекта

Задачи проекта

ответственные

сентябрь

«Берегите детей!».

(листовки, рисунки на асфальте, фильмы по ПДД, акция «Улица полна неожиданностей »)

Активизация работы по безопасности дорожного движения, укрепление взаимодействия «школа – родители»

школа

родительский комитет

ГИБДД

октябрь

«Щедрое сердце»

(подарки,  помощь по дому пожилым людям, организация взаимодействия с социальными институтами, привлечение  к школьным мероприятиям детей с ограниченными возможностями здоровья, посещение детских домов, волонтерское движение)

Организация помощи пожилым людям,

социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, привитие семейных ценностей детям, оставшимся без попечения родителей

школа

родители

СМИ

спонсоры

ноябрь

«Мамина нежность»

(концерты, презентации, организация поздравления  матерей в творческой форме,  рисунки, газеты, публикации о лучших матерях)

Развитие творческой активности детей и родителей; работа по защите института материнства

школа

родители

СМИ

декабрь

«Право на жизнь и счастье»

(диспуты,  круглые столы,  листовки, газеты, профилактические беседы,

изучение  Конституции РФ, патронаж семей, помощь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации)

Воспитание гражданских качеств школьника, профилактика правонарушений среди подростков

школа

родители

органы власти

СМИ

январь

«Семейная летопись»

(работа в архиве,  рассказы об интересных семейных традициях,  профессиях, знаменитых людях, создание альбомов «Моя семья»)  

Сохранение семейных традиций, воспитание духовности, нравственности

школа

родители

СМИ

Февраль

май

«Отчизне посвятим души прекрасные порывы!»

(вахты памяти, уроки мужества, веселые старты, музейные уроки, выставки рисунков, творческие мастерские)

Воспитание патриотизма, высокой гражданственности школьника

школа

родители

СМИ

В течение года

«Семья и школа» (родительские лектории,  тренинги, работа попечительского Совета, собрания, экскурсии, походы)

Организация гармоничных взаимоотношений

между семьей и школой, взаимодействие с другими социальными институтами общества; пропаганда семейных ценностей.

школа

родители

СМИ

социальные институты

психологические службы

Список литературы:

https://ru.wikipedia.org/wiki/ Семья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социально – значимые проекты как одна из форм взаимодействия семьи и школы

Происходящие в обществе изменения диктуют необходимость переоценки форм взаимодействия школы и семьи. Социализация ребенка происходит в семье. Школа как общественный институт, не может заменить семью,...

Презентация "Формы взаимодействия семьи и школы"

Данный материал предназначен для выступления на педагогических советах и заседаниях ШМО с целью обобщения опыта работы...

"Повышение уровня родительской компетентности через различные формы взаимодействия семьи и школы".

Итоговая работа слушателя по программе "Модернизация региональной системы образования. Развитие профессиональных компетенций работников образования"....

Инновационные методы и формы взаимодействия семьи и школы в решении социальных проблем ребенка

Сегодня  образованному человеку не достаточно только предметных знаний. Большую и важную роль в развитии личностных способностей играет дополнительное образование. Кадетом быть престижно и о...