Урок толерантности
классный час (9 класс) на тему
Материалы для классного часа в старших классах школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka_tolerantnosti.docx | 27.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока толерантности.
«МЫ- сограждане».
Цели урока: Углубление понятия толерантности. Формирование у воспитанников толерантного сознания, терпимого отношения к людям разных национальностей, уважения к их языку, культуре, традициям, обычаям, вероисповеданию.
- Развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других.
- Акцентировать внимание на том, что без толерантности невозможен мир на Земле.
- Способствовать самораскрытию самих себя, самореализации через игровую деятельность и упражнения, самоутверждению в коллективе.
Оборудование. На стене плакат- «Мы сограждане». На листе ватмана- контур человека с большим сердцем и лучиками, отходящими от него; полоски бумаги с надписями качеств характера человека. Таблица с разъяснением: «Толерантный. Интолерантный». Полоски- сигнализаторы (красно-желтые). «Кубики толерантности».
На доске- высказывание мудрого Сенеки:
- «Мы рождены, чтобы жить совместно, наше общество- свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого».
Чуть ниже- высказывание В.Гюго:
- «на свете нет малых народов. Величие народа вовсе не измеряется его численностью, подобно тому, как величие человека не измеряется его ростом».
Сценарий урока:
Учитель: Сегодня мы проводим с вами урок толерантности, который называется «Мы- сограждане». Давайте вспомним историю. Это было во время знаменитой Ялтинской конференции в начале 45-го года. Спустившись с трапа самолета , премьер-министр Англии Уинстон Черчилль остановился перед строем почетного караула и долго вглядывался в лица стоявших перед ним солдат. «Так вот они какие, эти русские, одолевшие Гитлера», - думал он. Перед Черчиллем стояли солдаты, среди которых были представители многих народов нашей страны. Вскоре они дойдут до Берлина, одержат Великую Победу. Тогда мы были вместе. И никто не мог предположить, что сегодня мы будем говорить о необходимости возрождения единства народов. Деградация национального самосознания, утрата национальных традиций, языка, культуры и веры привели к кризису в духовной сфере общества. «если хочешь изменить мир, начни с себя, такой должна быть задача дня»,- считает руководитель партии «Русь», Герой Советского Союза Валерий Бурков. Проблема толерантности актуальна не только в нашей стране, но и во всем мире. Межнациональные конфликты, международный терроризм захлестнули мир. Агрессии не уменьшается, а как бы дробится не злые дела и поступки отдельных людей. К сожалению, приходится констатировать, что и в среде нашей российской молодежи нередки проявления профашистских настроений, всплески групповой агрессии. Вспомним недавние выходки скинхедов в Москве, С.-Петербурге, Воронеже, Новосибирске. Поэтому вопрос сегодня стоит так: или люди научатся жить по законам добра и гуманности, или они не будут жить вовсе, мир просто перестанет существовать. Давайте разберемся, что же означает слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Предоставим слово нашим «Консультантам» (Ученики готовятся заранее).
Ученик 1: Напомним: Слово «ТОЛЕРАНТНОСТЬ» происходит от латинского глагола- переносить, выдерживать, терпеть. При этом понимание толерантности было неоднозначным в различных культурах. Оно зависело от исторического опыта народов.
Ученик 2: В английском языке «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»- это готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь.
Ученик 3: Во французском- уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов.
Ученик 4: В китайском «быть толерантным»- значит проявлять великодушие в отношении других.
Ученик 1: В арабском «Толерантность»- прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другим.
Ученик 2: В персидском- терпимость, готовность к примирению.
Ученик 3: В русском языке «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»- способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам и ошибкам.
Учитель: А теперь проверим на практике, как вы усвоили понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ». Давайте составим портрет толерантной личности. Прошу выйти к доске трех человек. Задание. На полосках бумаги написаны слова, выражения, которые вы должны использовать в составлении портрета толерантного человека. Прикрепите их к лучикам сердца человека (На листе бумаги изображен контур человека с большим сердцем). Учащиеся воссоздают потрет толерантного человека, которому присущи такие качества (выбирают их): Доброжелательность, снисходительность, терпение, чувство юмора, чуткость и их антонимы. В это время к доске приглашаются еще три человека. Задание. Обратите внимание на данные характеристики классов (на доске прикреплен лист бумаги с текстами характеристик).
Толерантный и интолерантный класс.
Умение внимательно слушать и слышать | Перебивание, неумение слушать друг друга, нетерпение. |
Стремление разобраться | Игнорирование |
Расспрашивание | Отстранение |
Совет, предложение | Обзывание |
Позвала, согласие | Обвинение, упреки |
Подбадривание | Осуждение, критика |
Благожелательность | Морализирование |
Утешение | Проповедь, угроза |
Уважение | Предостережение |
Эмпатия (сочувствие, сопереживание) | Предупреждение |
Поддержка | Приказ, указание |
Учитель: Пока работают группы, проведем тест на толерантность, (участвуют все присутствующие). В руках у каждого из вас сигнализатор: цветная полоска, с одной стороны окрашенная в красный цвет, с другой – в желтый.
Если вы предпочитаете первый вариант ответа, сигнальте красным цветом, если второй — сигнальте желтым. Постарайтесь подсчитать, каким цветом вы сигналили чаще.
Тест на толерантность
- Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь? (1) да (2) нет
- Ваши друзья предложили вам принять участие в интересной игре. Что вы предпочтете:
- чтобы участвовали только те, кто хорошо играет,
- чтобы играли и те, кто еще не знает правил.
- Раздражают ли вас люди, которые в общественных местах появляются в нетрезвом состоянии:
- мне всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать (да).
- если они не переступают допустимых границ в поведении, меня они вообще не интересуют (нет).
- Сможете ли вы найти контакт с людьми другой национальности, другого интеллектуального уровня, других убеждений и взглядов, другой веры, с другим социальным положением:
- мне трудно было бы это сделать,
- я не обращаю внимание на такие вещи и общаюсь с такими людьми.
- Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь:
- мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники,
- если даже шутка будет мне неприятна, я постараюсь ответить в такой же манере.
В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как реагируете вы:
- вступаете в спор и спорите до неприличия,
- уходите пораньше под благовидным предлогом.
- Вас обидели или оскорбили. Как вы поступите:
- затаитесь и будете ждать момента, чтобы отомстить или сразу среагируете в таком же духе,
- Вы сдержите себя и постараетесь любым путем выйти из конфликта, урегулировать отношения.
- Вы нагрубили. Что вы сделаете:
- ни за что не будете извиняться, просить прощения, раскаиваться в содеянном,
- извинитесь, предложите помириться.
- В вашем присутствии на кого-то нападают. Заступитесь:
- нет, сделаете вид, что ничего не видели,
- да.
- Вы не согласны с мнением других, с выбором решения, как поступить в той или иной ситуации:
- никого не будете слушать, уйдете,
- предложите уступку, компромисс.
Примечание. Если чаще выбирали ответ № 2, значит вы на пути к толерантности. В других случаях вам необходимо заняться самовоспитанием, учиться саморегуляции, самоконтролю.
Учитель. А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру, которая называется «стиральная машина».
(К доске приглашается один учащийся-ведущий). Наберите себе команду из шести человек. Встаньте в круг и начинайте медленно двигаться. Проходя мимо каждого, называйте положительное, привлекательное качество участника игры. Эта игра достави^г вам несколько приятных минут, позволит узнать, что думают о вас другие. В жизни очень «ажно уметь говорить приятное другому человеку, ощущать поддержку, видеть хорошее в каждом человеке.
(Далее следует проверка выполненных заданий.)
Учитель. И опять — слово нашим « ко н сул ьтантам ».
Ученик 1. Благодаря усилиям ЮНЕСКО слово «толерантность» стало международным термином. Мир невозможен без диалога, взаимопонимания, содружества, согласия, компромисса. Толерантность должна стать моделью для взаимоотношений людей, народов,стран.
Ученик 2. Толерантность предполагает готовность принимать других такими, какие они есть. Это прежде всего равноправие всех, независимо от пола, нации, верования, отказ от насилия и угроз.
Ученик 3. В условиях возрастающей опасности этнофобии, ксенофобии, расизма, религиозного фанатизма, международного терроризма толерантность — это путь к миру, сохранению жизни на Земле, это действенная защита высшей ценности человека — его жизни.
Ученик 4. 16 ноября 1995 г. государства — члены комитета ООН по вопросам образования, науки и культуры, собравшиеся в Париже на 28-ю сессию Генеральной конференции, приняли и торжественно провозгласили Декларацию принципов толерантности. В ней 16 ноября объявлен Международным днем, посвященным толерантности, который отмечается в мире с 1996 г.
{На фоне видеоклипа о родной природе звучит песня в исполнении Екатерины Шавриной «Пою тебе, моя Россия»).
Учитель. Итак, мы — сограждане. Как вы понимаете эти слова? Действительно, мы — сограждане, потому что живем все вместе, в одной стране. Сограждане — это граждане одного государства, то есть соотечественники. Приставка со — (вместе) служит для образования существительных и прилагательных, обозначающих взаимную связь, совместность, сопутствие (сорежиссер, соавтор, собрат, соучастник, совместный, сострадательный).
Россия — многонациональная страна, поэтому проблема толерантности особенно актуальна для нее.
Ученик 1. По итогам переписи 2002 г. около 145 млн. человек считаются гражданами России.
Ученик 2. Россия — самая многонациональная страна на континенте — 160 национальностей проживает в ней. Из них русских — 116 млн. (80%), около 28 млн. (19,2%) — других национальностей. Это татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне. Мордва, белорусы, аварцы. Казахи, удмурты, азербайджанцы. Марийцы, немцы, кабардинцы. Осетины, даргинцы, буряты. Якуты, калмыки, ингуши, лезгины и др.
Учитель. Еще Гёте подчеркивал: «Не может быть и речи о том, чтобы нации думали одинаково; они должны только, осознавая себя, видеть одна другую, и, если не могут взаимно любить друг друга, то, по меньшей мере, должны учиться быть терпимыми».
Национальный вопрос — один из самых сложных и деликатных граней человеческих отношений. На межличностном уровне никогда нельзя игнорировать национальных чувств людей, пренебрежительно относиться к их истории, языку, культуре. А ведь в нашей речи нередко могут проскользнуть реплики «Чурка, чучмек», мы любим анекдоты про «чукчей» и т. д. А еще страшнее, когда возникают межнациональные конфликты, террористические акты. (Видеокадры из фильма С. Говорухина «Прокляты и забыты».) В этих фрагментах отражены события в горячих точках (Таджикистане, Чечне). Чеченская война продолжается. Перед этим были осетино-ингушский, армяно-азербайджанский, приднестровский и другие конфликты. Мы не забудем геноцид евреев и цыган в годы фашистской оккупации, еврейские по-громы и черту оседлости в царские времена.
Нет возможности сегодня перечислить все террористические акты, произошедшие в нашей стране. Все мы свидетели ужасной трагедии в Беслане. Ничем не измерить мук и страданий людей, которые стали жертвами инто- лерантности, национализма, религиозного фанатизма и разных «фобий». Мы говорим сегодня только о нашей стране. Но и во всем мире это увеличивается многократно. В нашем городе на Пионерском бульваре открыт мемориал кузбассовцам, погибшим в локальных войнах и вооруженных конфликтах.
Я предлагаю почтить минутой молчания всех погибших в горячих точках и в результате террористических актов.
Ученик читает стихотворение В. Бо- кова «Откуда начинается Россия?»)
Откуда начинается Россия? С Курил? С Камчатки? Или с Командор? О чем грустят глаза ее степные Над камышами всех ее озер? Россия начинается с пристрастья к труду, к терпенью, к правде, к доброте.
Вот в чем ее звезда. Она прекрасна. Она горит и светит в темноте. Отсюда все дела ее большие, Ее неповторимая судьба...
Ученик. У нас в Кузбассе проживает 114 национальностей. Компактные поселения: в Таштагольском районе — шорцы, Мариинском — эстонцы, Прокопьевском — чуваши, Ижморском — татары, Крапивинском, Юргинском — немцы, Беловском — телеуты.
Давайте послушаем, как говорят — телеуты и шорцы. (Звучит их диалог в исполнении учеников).
Учитель. Вы услышали диалог на шорском языке, эти ребята — потомки коренных национальностей Кузбасса, аборигенов нашего края. С чего они начали диалог? (С рукопожатия, это древний символ мира).
(Просмотр видеофрагментов о национальных обычаях шорцев — из телепередач, посвященных 60-летию Кузбасса).
Учитель. Вы еще раз убедились, что каждый народ самобытен, уникален, и задача нашего общества сохранить его «самость», язык, культуру, традиции, обычаи.
В Мариинском районе проживают еще и немцы, предки которых были сосланы сюда из Поволжья. В нашем городе есть центр немецкой культуры «Гармония», который организован три года назад. Сегодня у нас в гостях руководитель этого центра, Заслуженный учитель России Тамара Яковлевна Гусарова. (Предоставляется слово почетной гостье.)
Учитель. Мы сегодня выстроили как бы «пирамиду толерантности», которая будет олицетворять созидательное начало наших взаимоотношений, напоминать всем об основных принципах толерантности. В память о нашей встрече мы дарим «кубики толерантности» всем нашим гостям.
Ученик читает стихотворение Л. Щи- пахиной «Делайте людям добро»):
* Кланяйтесь светлой поре!
Все на Земле быстротечно.
Держится мир на добре.
Только разумное — вечно.
Мудрость зерна и воды,
Зов наковальни и плуга.
Не накликайте беды,
Люди, любите друг друга!
Учитель. А теперь в заключение урока предлагаю вам использовать древний символ мира, примирения: пожмите, пожалуйста, руку сидящему рядом.
(Звучит песня Б. Окуджавы «Давайте восклицать друг другу комплименты»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентазия к уроку "Толерантность"
Презентация содержит ключевые аспекты урока: высказывания о толерантности, критерии и формула толерантности....
Уроки толерантности
Сегодня все большее распространение в детской, особенно подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгои...
Урок толерантности
На уроке толерантности в интерактивной, игровой форме ребята обсуждают вопросы:;1.Что такое толерантность?2 Можно ли научиться толерантности?3 Как преодолеть интолерантность в общении?4 Как созд...
Урок толерантности
Данный материал направлен на воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать....
Классный час "Урок толерантности"
Данная разработка поможет классным руководителям 5-6-х классов провести интересный и содержательный классный час по воспитанию терпимости друг к другу и непохожим на нас людям....
Урок толерантности в 8 кл. «Что такое толерантность?»
Форма проведения: «круглый стол» с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.Цель: Познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной ...
ход урока " Уроки толерантности через знакомство с культурой страны изучаемого языка" с элементами ФГОС
пояснения и комментарии к презентации с тем же названием...