Классный час на тему "Умеем ли мы общаться?"
классный час (6 класс) на тему
Данный материал показывает роль общения в жизни каждого человека и помогает выяснить основные правила общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_no1.umeem_li_my_obshchatsya_drug_s_drugom.docx | 23.47 КБ |
klassnyy_chas_no1umeem_li_my_obshchatsya.pptx | 339.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Умеем ли мы общаться?
Цель: Показать роль общения в жизни каждого человека и выяснить основные правила общения.
Задачи:
- охарактеризовать общение как своеобразную деятельность;
- способствовать развитию компетентности школьников в сфере общения как проявления их активности;
- на примере изучения общения развивать такие качества как внимательность,толерантность,и тем самым способствовать развитию общей культуры и культуры поведения.
Тема нашей встречи сегодня по вашему выбору –это общение людей.
Умеем ли мы общаться? Кому-то покажется странным вопрос. Что уж тут уметь. Это же не физика,и не математика,где нужно запомнить массу формул,и не русский язык,где никак невозможно запомнить когда не с прилагательными пишется раздельно,а когда слитно.
Мы общаемся каждый день с разными людьми. Со своими близкими, друзьями и знакомыми, с коллегами по работе. Делая это изо дня в день. Конечно, мы умеем.Ребята,а вы никогда не задумывались над тем,получаем ли мы при этом удовольствие? Получают ли от этого удовольствие наши собеседники?
А вот этот вопрос уже немного тяжелее предыдущего. Кто себе не врет, понимает, что общение редко приносит ему удовольствие. Скорее оно незаметно перетекает изо дня в день.
Но, мы точно знаем и помним, когда общение с кем-то было для нас неприятным.Если у нас от разговора с кем-то остаются неприятные ощущения,или нас чем-то обидели,мы это надолго запоминаем и особо зловредные товарищи еще не раз об этом припомнят. Вижу улыбающиеся лица,как говорит юморист Задорнов «узнали себя».
У вас сразу возникают масса вопросов:а почему он мне так ответил?Разве он не понимал,что меня это может обидеть?
Ребята, о чем это говорит? Отчего это присходит?Почему мы задумываемся над этим только тогда когда у нас от общения остаются неприятные ощущения,а в остальное время воспринимаем это как нечто само собой разумеющееся?От чего это засисит?Прежде чем,вы ответите мне на этот вопрос представлю вашему вниманию начало высказывания греческого философа Плутарха,концовку,которого вы должны будете домыслить сами:
- «Говорят,что природа для того каждому дала два уха и один язык,чтобы …
А вот и ответ на наш вопрос-а зависит это от нашего умения или неумения слушать и понимать. В чем всегда нуждаются люди?Прежде всего в поддержке и в признании.Поэтому важно уметь слушать внимательно,не перебивая.Разговор следует вести в круге интересов собеседника,предоставляя ему возможности высказаться,побуждая его к этому вопросами.
Ощущение пустоты в общении с другим человеком возникает в двух случаях. Когда мы не интересующиеся и когда собеседник нам не интересен. Эти вещи не одно и тоже, хотя они взаимно проникают и зависят друг от друга.
Кто-то скажет в упрек, а почему мы должны кем-то интересоваться? Почему не нами?
К сожалению, люди празднуют дни рождения каждый год, но взрослеют каждый по-своему.
Пока молод, кажется, что так будет всегда. Новые друзья увлечения, партнеры, энергия. Нет. Все это будет меняться. Но, не в сторону увеличения, а в сторону уменьшения. А это может привести к самому большому страху людей-к страху одиночества.У австрийского писателя Стефана Цвейга естьтакое хорошее произведение.Называется-«Письмо незнакомки»,где главная героиня отказывается от всех благ жизни ради общения с одним человеком.который,когда-то проявил к ней понимание.
Потеря этого человека,я имею в виду,как собеседника для нее было самой большой трагедией.Впоследствии она пишет ему: «А ведь нет ничего более ужасного,чем одиночество среди людей».То есть среди той огромной массы людей,которые ее окружали каждый день,она так и не встретила больше понимающего и умеющего слушать человека.Ребята,а теперь мне бы хотелось узнать,а способны ли вы понять человека,но не посредством слов,а посредством мимик,жестов.Ведь понимание достигается не только вербальным путем,т.е.словесным.Иногда нам достаточно просто взглянуть на человека,чтоб понять в каком настроении он пребывает.Очень часто приходится слышать: «Что такая хмурая?Что без настроения?
Для этого предлагаю вам такое задание:представьте,что вы находитесь внутри школы,а ваш друг снаружи.И так как окна плотно закрыты,он не может вас услышать.Доведите до вашего товарища при помощи жестов и мимики что вы хотите ему сказать:
- Ты опаздываешь на урок.Поторапливайся!Скоро звонок!
- Где твоя сменная обувь?Ты забыл мешок со сменной обувью.
- У Натальи Владимировны к тебе серьезный разговор!
Ну,что я могу сказать.Вы молодцы,ребята!Эсперимент прошел удачно.Могу сделать только один вывод и,к счастью,радующий,положительный,что нашему молодому поколению не чужды понятия «умение слушать и понимать».
Итак,что мы с вами выяснили для себя:что понимание и умение слушать играют огромную роль в общении.
Ребята,а знаете,что еще является неотъемлемой частью хорошего,здорового человеческого общения.Это-установка.Какую установку себе даст человек перед разговором или встречей,на такой волне и будет проходить беседа,разговор.Конечно,сознательно вы не даете себе ту или иную установку-это происходит бессознательно.То есть вы об этом не думаете.Это происходит самопроизвольно.Представьте себе ситуацию:к вам навстречу идет,даже не идет,а летит на крыльях счастья ваша подруга,которая,судя по ее счастливому виду,хочет поделиться с вами какой-то очень хорошей новостью.А у вас по мере ее приближения к вам возникает мысль: «Боже,где она откопала эту жуткую кофточку?!»И все! Вот вы и задали себе установку!После этой мысли ,вы уже не в состоянии разделить в полной мере радость вашей подруги.
А вот еще один пример из гоголевского «Ревизора»:
"Г о р о д н и ч и й... Позвольте мне предложить вам переехать со мною на другую квартиру.
"Х л е с т а к о в. Нет, не хочу! Я знаю, что значит на другую квартиру: то есть -- в тюрьму! Да какое вы имеете право? Да как вы смеете?.. Да вот я... Я служу в Петербурге. (Бодрится.) Я, я, я...
Г о р о д н и ч и й (в сторону). О, господи ты боже, какой сердитый! Все узнал, все рассказали, проклятые глупцы!
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Г о р о д н и ч и й (вытянувшись и дрожа всем телом). Помилуйте, не губите! Жена, дети маленькие... не сделайте несчастным человека.
Х л е с т а к о в. Нет, я не хочу! Вот еще! мне какое дело? Оттого, что у вас семья и дети, я должен идти в тюрьму, вот прекрасно!.. Нет, благодарю покорно, не хочу."
В данном случае у городничего и у Хлестакова выявляются при встречи свои установки, т.е. свои собственные содержательные представления о том что м о ж е т п р о и з о й т и, что -- по мнению персонажей -- д о л ж н о п р о и з о й т и. Ведь городничий ждал приезда ревизора, поверил Бобчинскому и Добчинскому, что ревизор уже здесь, что он, городничий, разговаривает с ревизором, которого надо смягчить, привлечь на свою сторону, "подмазать" и тем самым избежать краха карьеры. А Хлестаков знал, что он задолжал в гостинице, что его поэтому ожидают неприятности, причем не исключен и арест, так как расплатиться с долгами он не сможет. Именно поэтому городничий не сомневается в силе Хлестакова-ревизора, а Хлестаков -- в намерениях городничего арестовать его. При этом они оба не замечают признаков другой реальности, истолковывают реплики друг друга исключительно на фоне собственных установок.
Не всегда возможно, чтобы у нас каждый день был удачным. Но, всегда возможно, чтобы мы могли стать чуточку лучше и совершеннее, чем вчера. И почему бы нам не стать лучше в таком важном деле, как общение с окружающими нас любимыми, друзьями и просто людьми?!
Самоанализ
Анализ своего классного часа хочу начать с того,что выбор данной темы для меня был не случаен.Общаясь с человеком по протяжении многих лет,я вдруг начала понимать,что умением слушать из нас двоих обладала одна я.В школьные годы,в силу возраста или просто детской беспечности я этого не понимала.Но годы шли ,а подруга моя не хотела меняться ролями.Это послужило причиной конфликтов между нами,а впоследствии и концом многолетней дружбы.
Цель данного мероприятия была следующей: показать роль общения в жизни каждого человека и выяснить основные правила общения.
Задачи:
- охарактеризовать общение как своеобразную деятельность,а не принимать как должное
- на примере изучения общения развивать такие качества как внимательность,толерантность,и тем самым способствовать развитию общей культуры и культуры поведения.
Классный час соответствовал уровню подготовки и возрастным особенностям ребят.
Он был проведён в форме беседы,т.к.беседа является одним из методов формирования сознания личности. Это позволило включить каждого из ребят в различные виды деятельности: обсуждение поставленной проблемы, анализ ситуации, ребята могли высказывать свои мысли и отстоять точку зрения, выслушать и понять иное мнение.
Как главные определяющие качества беседы были названы умение слушать и понимать. Простым, но действенным методом повышения эффективности слушания является нерефлексивное общение. Состоит оно по существу в умении внимательно молчать. Такое восприятие можно назвать пассивным условно. Нужно лишь простейшие нейтральные побуждающие реплики или невербальные средства – повторение последних слов говорящего, «зеркало», междометия, кивки, мимические реакции, контакт глаз. Такие приемы вдохновляют говорящего, снимают напряжение, возникающее из боязни быть не понятым. Нерефлексивное слушание больше всего подходит для напряженных ситуаций. Это дает слушателям эмоциональное облегчение.Было приведено высказывание Плутарха,концовку которого нужно было домыслить ученикам.Такого рода задание в начале нашего обсуждения позволило мне понять насколько была высока концентрация их внимания ,насколько тема их заинтересовала.
Далее идет решение ситуационных задач.Слово является той лексической единицей ,кот. позволяет выразить любые человеческие мысли,какие-нибудь чувства(например,восторг,восхищение,благодарность).Т.е.это самый простой способ общения,посредством слова.Поэтому я поставила перед ними более сложную коммуникативную задачу:довести до собеседника информацию путем жестов,мимик или каких-то эмоций,т.е.невербальным путем,и думаю они справились неплохо.
Далее оценивалась роль установки перед беседой.Здоровое общение не может состояться без правильно заданной установки.Опять же это происходит безсознательно,но играет очень важную роль.Т.к. в 6-м классе по программе еще не проходят «Ревизора»я не рискнула привести в качестве примера беседу между Хлестаковым и городничим.Если вы помните городничий,кот.ожидал приезда ревизора поверил словам Добчинского и Бобчинского и принял Хлестакова за ревизора.У него была только одна мыль,что перед ним ревизор и его надо смягчить иначе не избежать краха карьеры.А Хлестаков,в свою очередь,не сомневался в намерениях городничего арестовать его,т.к.он задолжал немаленькую сумму в гостинице. При этом они оба не замечают признаков другой реальности, истолковывают реплики друг друга исключительно на фоне собственных установок.
Главное, чего я хотела добиться на классном часе - учить детей общаться. Я думаю, что это получилось.Цель была достигнута,задачи решены.И,надеюсь,наше общение с ними было далеко от общения городничего с Хлестаковым.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык чтобы… Плутарх
Ты опаздываешь на урок. Поторапливайся!Скоро звонок!
Где твоя сменная обувь?Ты забыл мешок со сменной обувью.
У Натальи Владимировны к тебе серьезный разговор!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"
В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"
Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему: « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....
Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".
Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...
- Мне нравится (1)